Научная статья на тему 'Общедидактические принципы коммуникативно-когнитивного обучения иностранных студентов-филологов русскому языку в процессе усвоения языковых особенностей'

Общедидактические принципы коммуникативно-когнитивного обучения иностранных студентов-филологов русскому языку в процессе усвоения языковых особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / ПРИНЦИП ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМАТИЧНОСТИ / ПРИНЦИП ПОЭТАПНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышева Н.А.

В статье рассматриваются основные принципы коммуникативно-когнитивного обучения иностранных студентов-русистов русскому языку как иностранному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малышева Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общедидактические принципы коммуникативно-когнитивного обучения иностранных студентов-филологов русскому языку в процессе усвоения языковых особенностей»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

УДК 378.147:811.161.1:347.176

Н.А. Малышева

старший преподаватель

Кафедра русского языка как иностранного и межкультурной коммуникации Белгородский государственный институт искусств и культуры

г.Белгород, Российская Федерация

ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Аннотация

В статье рассматриваются основные принципы коммуникативно-когнитивного обучения иностранных студентов-русистов русскому языку как иностранному.

Ключевые слова

Коммуникативно-когнитивное обучение, профессионально-коммуникативная компетенция, общедидактический принцип, принцип последовательности и систематичности, принцип поэтапности.

Обучение русскому языку иностранных студентов-филологов - это формирование и совершенствование коммуникативных умений в разных сферах иноязычного речевого общения, процесс накопления знаний о системе языка, а так же формирования лингвометодических умений. В нем особый смысл приобретает реализация общедидактических принципов обучения и развития профессионально-коммуникативной компетенции иностранных студентов-русистов.

Научный принцип как отражение связей и зависимостей внутри изучаемого объекта является выводной категорией, которая выполняет функции нормативного правила, основополагающего положения, категорией, ориентированной на коррекцию соответствующей деятельности обучающихся и оптимальное ее осуществление. Свои позитивные функции дидактические принципы могут выполнять успешно лишь в том случае, если они получены не в результате умозрительных дедуктивных умозаключений или индуктивных аналогов, принимаемых на веру. Методологические функции они будут выполнять, если выведены из самих объективных систем, из которых эти правила вырастают (К.Д. Ушинский).

Современная коммуникативно-когнитивная лингвометодика обучения иностранных студентов-филологов направлена на исследование того, как единицы языка репрезентируют концептуальное содержание действительности и отражают речемыслительную деятельность человека по анализу, обобщению и хранению поступающей к нему информации. Все это предполагает автоматическое усвоение учащимися языковой системы русского языка и правил ее формирования в процессе речемыслительной деятельности. Следовательно, логика изложения теоретического материала, а так же структура практического курса по русскому языку должны быть подчинены конечной цели включенного обучения студентов-филологов русскому языку - совершенствование и развитие личности будущего преподавателя РКИ с ее коммуникативными, профессиональными и другими потребностями. Это требует рассмотрения взаимосвязи между приемами сознательной классификации языкового материала с практикой иноязычного речевого обучения, в том числе и профессионального.

Для решения этих задач рассмотрим основные общедидактические принципы в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

В соответствии с целями и задачами нашей работы основополагающим общедидактическим принципом является принцип поэтапности (или преемственности) в формировании, совершенствовании и развитии профессионально-коммуникативной компетенции студентов-филологов в процессе усвоения лингвокогнитивных качеств концепта. При этом выделяются, и мы опираемся на следующие положения ученых - психологов и методистов (Д.Н. Богоявленский, М.М. Гохлернер, В.В. Давыдов, Г.В. Ейгер, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн и др.):

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

• при образовании новых знаний происходит группировка элементов прошлого опыта (М.М. Гохлернер, В.В. Давыдов и др.);

• возможность использования приобретенных ранее знаний превращает студента в активного деятеля, что способствует лучшему усвоению материала (Д.Н. Богоявленский, Д.И. Изаренков, С.Л. Рубинштейн и др.);

• осознание обучаемыми недостаточности прошлого опыта для решения конкретного задания стимулирует студентов к усвоению новых знаний (Т.К. Донская, Г.В. Ейгер, Б.И. Игнатова, И.Я. Лернер и др.).

Поэтапность в формировании и развитии профессионально-коммуникативной компетенции иностранных студентов-русистов при коммуникативно-когнитивном обучении русскому языку иностранцев понимается как связь в целях, содержании, методах и приемах обучения между различными этапами в рамках включенного обучения, которая позволяет осуществить более расширенное усвоение и использование лингвистического материала в нашем случае лингвокогнитивных свойств эмоциональных концептов «радость-счастье» на последующих этапах обучения, что связано с новым, более высоким интегрированным уровнем формирования лингвистической, коммуникативной и профессиональной компетентности.

Осуществление принципа поэтапности с учетом вышеизложенного анализируется нами как:

• необходимость установления преемственных связей по цели обучения;

• развитие ПКК на основе усвоения теоретических знаний о языковой системе русского языка и правил ее функционирования в РД;

• учет преемственности при определении содержания обучения, т.е. объема языкового и речевого материала, единиц обучения с учетом разных лингвокультурных социумов;

• взаимосвязь принципов, методов и приемов коммуникативно- когнитивного обучения, направленных на формирование ПКК иностранных студентов-филологов в процессе усвоения;

• учет поэтапности в формировании лингвометодических навыков будущих преподавателей РКИ.

Общедидактический принцип поэтапности в формировании профессионально-коммуникативной

компетенции иностранных студентов-русистов взаимосвязан с принципом научности, предполагающий введение прочно установившихся в современной лингвистики знаний о языке. Это связанно с тем, что непременным условием научной организации коммуникативно-когнитивного обучения является глубокое понимание студентами-филологами языковой системы русского языка. Таким образом, в процессе обучения надо учитывать естественные трудности изучения русского языка иностранных студентов, функционально -семантические особенности языковой репрезентирующий концепт «счастья», что приводит к необходимости особого описания лингвогокогнитивных характеристик концепта языка, отличающееся от научного, но в то же время адекватно ему.

Так, С.Ф. Шатилов принцип научности дополняет принципом посильности и доступности, основным содержанием которого является учет трудностей овладения учащимися языковыми явлениями неродного языка. При этом следует учитывать, что «доступный для понимания лексико-грамматический материал не всегда является посильным для овладения им» на определенном этапе обучения [9, 27]. Одним из факторов конкретизации этого принципа с учетом поэтапности в усвоении языкового функционально-семантических особенностей концепта «счастье» является методический принцип «ограниченного количества трудностей», которые преодолеваются студентами-иностранцами за конкретный срок обучения.

Связь принципа поэтапности с принципом научности применительно к функциям коммуникативно -когнитивного обучения иностранных студентов-русистов выражается в следующем;

• лингвистические понятия для поэтапности изучения лингвокогнитивных особенностей концепта «счастья» отбираются с учетом принципа посильности и усвоении лексико-грамматическим материалом в соответствии с целями и задачами установленного этапа формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов-филологов;

• включение методов, а именно метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский научного познания в процесс коммуникативно-когнитивного обучения студентов-русистов предполагает движение от проблемы к результату и входит в содержание процесса обучения через поисковую учебно-познавательную деятельность обучаемых.

238

МЕЖД УНАРОД НЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Этим определяется формирование системы знаний о структурно- семантических и о функционально-семантических характеристиках изучаемых языковых единиц, репрезентирующих концепт «счастье» и создание лучших условий для формирования профессионально-коммуникативных умений иностранных студентов-филологов.

Принцип последовательности и систематичности вытекает из системы самого языка, являющаяся не простой номенклатурой языковых единиц, и создает сложную систему подсистем и предполагает отбор языкового материала в такой его последовательности, который, будучи минимальным с точки зрения всей системы языка, не разрушит ее функционального единства, а так же соотношение концептуальной и языковой картины мира носителей данного языка. Если поэтапность изучения материала способствует систематизации знаний учащихся, выявляет характер данных связей, их внутреннюю природу, то систематичность и последовательность предполагает наличие совокупности объединений, логических связей между теоретическими знаниями и практическими умениями.

Рационализация коммуникативно-когнитивного обучения русскому языку как иностранному с учетом принципа систематичности состоит в том, что языковые явления и их признаки преподносятся в таких единицах речи, которые позволяют увидеть их системный, т.е. конструктивный признак (система языка система речи) [8, 336].

Следовательно, принцип последовательности и систематичности предполагает поэтапное усвоение знаний о системе языка и формирование профессионально-коммуникативных навыков и умений в их логической взаимосвязи. Осуществление данного принципа в коммуникативно-когнитивном обучении русскому языку как иностранному студентов-филологов имеет следующую специфику: а) отбор и последовательность языкового материала определяются потребностями развития речи, что выражается в функциональном подходе к языковому материалу; б) отбор и последовательность введения тем и ситуаций проводятся в системе, обеспечивающей скорейшее включение студентов в акт коммуникации в соответствии с потребностями инокультурного общения (Игнатова И.Б, Петрова Л.Г. 2001; Игнатова И.Б., Петрова Л.Г., Сунь Юйхуа 2002).

Таким образом, при организации коммуникативно-когнитивного обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному в процессе усвоения языковых особенностей необходимо учитывать взаимосвязь выше перечисленных принципов, анализ которых дает возможность произвести отбор методов и приемов, способствующих реализации поставленных задач.

Список использованной литературы:

1. Гохлернер М.М., Ейгер Г.В. О выявлении и развитии лингвистических способностей при обучении иностранному языку // Вопросы психолингвистики и преподавание русского языка как иностранного. - М., 1971. - С. 150-170.

2. Давыдов В.В. Виды общения в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). - М.: Педагогика, 1972. - 423 с.

3. Игнатова И.Б. Преемственность в обучении русскому языку как иностранному. - Белгород, 1999, - 73с.

4. Игнатова И.Б., Петрова Л.Г., Самосенкова Т.В. Обучение русскому языку иностранных студентов-русистов в русле концепта «языковая личность». - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - 304с.

5. Леонтьев А.Н. Память в усвоении иностранного языка. - ИЯШ, 1975. №3, С.91-96.

6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М: Педагогика, 1980.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. - М. : Педагогика, 1989. -Т.2.-337 с.

8. Сидоров Е.В. Основы системной концепции текста. - ДД, - М, 1986. - 498с. - С.336.

9. Шатилов С.Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся. - Л.: ЛГУ, 1985. - 153 с.

10. Шаховский В.И. Эмоции и их концептуализация в различных лингвокультурных концептах // Международный журнал славистов: «Русистика»: сб. науч. трудов. - Киев, 2001. Вып. 1. - С. 13-19.

© Малышева Н.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.