Научная статья на тему 'ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - ЭТАЛОН ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАЗРЕВШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ'

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - ЭТАЛОН ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАЗРЕВШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
699
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / UNIVERSAL VALUES / МИРОВОЙ ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ / WORLD VALUES SURVEY / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL VALUES / КУЛЬТУРА / CULTURE / РЕЛИГИЯ / RELIGION / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY VALUES / ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / LIBERAL VALUES / ООН / UN / ВОЙНА ЦЕННОСТЕЙ / ВЕКТОР РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT VECTOR / WAR OF VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Раков С. Е.

В первой и второй частях статьи кратко изложены доказательства существования взаимозависимости заложенных природой и создаваемых людьми человеческих ценностей. Практическое применение нового «социального стандарта» при решении современных, разноплановых социальных проблем человеческого сообщества, заблудившегося в современном глобальном мире, рассмотрено в третьей части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - ЭТАЛОН ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАЗРЕВШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - ЭТАЛОН ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАЗРЕВШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Раков С.Е. е

Соучредитель Общественной Аксиологической Академии

Аннотация

В первой и второй частях статьи кратко изложены доказательства существования взаимозависимости заложенных природой и создаваемых людьми человеческих ценностей. Практическое применение нового «социального стандарта» при решении современных, разноплановых социальных проблем человеческого сообщества, заблудившегося в современном глобальном мире, рассмотрено в третьей части.

Ключевые слова: Общечеловеческие ценности, Мировой Обзор Ценностей, моральные ценности, культура, религия, семейные ценности, либеральные ценности, ООН, война ценностей, вектор развития.

Keywords: Universal values, World Values Survey, moral values, culture, religion, family values, liberal values, UN, war of values, development vector.

I. Что такое «общечеловеческие ценности»?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сделать всего два шага. Шаг 1. Группирование тем жизнедеятельности человека.

Для определения общечеловеческих ценностей были использованы темы жизнедеятельности человека. Эти темы были собраны из тем, по которым обращаются граждане и организации на сайты своих президентов, сайт ООН, на сайты общественных, религиозных и других организаций. Продуманные, прописанные и независимые обращения граждан имеют больший вес, чем опрос неподготовленных граждан на улице. Главным было - ни одну из тем не упустить. Для компьютерной обработки полученного массива данных всем темам присваивались определённые коды, в соответствии с которыми их группировали. Окончательный результат, отражен в таблице.

Таблица

Сгруппированные темы жизнедеятельности человека [8, 8]

Все темы жизнедеятельности человека Названия групп

Темы, связанные с физическим здоровьем человека: экология, питание, физическая культура, спорт, медицина и здравоохранение Здоровье

Темы, интеллектуально формирующие личность: образование, наука, культура, ^ и т. д. Интеллектуальное развитие

® Раков С.Е., 2017 г.

Темы, связанные с природой: природные ресурсы, включающие в себя флору и фауну, а также созданная человеком для проживания инфраструктура Среда проживания

физическое и интеллектуальное воздействие человека на среду Благополучие, или деятельность

Природные катаклизмы, техногенные катастрофы, а также криминал, коррупция, рейдерство, наркомания. Сюда же включены правоохранительные органы: полиция, прокуратура, суд, армия... Безопасность

Семейные темы: любовь, планирование семьи, рождение ребенка, приёмные дети, отношения в семье Семья

Общественная, религиозная, политическая, государственная деятельность Общество

Шаг 2. Три критерия для проверки общечеловеческих ценностей.

Темы жизнедеятельности человека закончились, и поэтому больше никаких групп не добавишь. В окончательном варианте у нас получилось семь названий групп. Для удобства их дальнейшего использования подберём к ним объединяющее рабочее название.

Первое, на что следует обратить внимание, что наши названия групп не зависят от пола, расы, возраста, этнических традиций, религии, эпохи и места проживания, от социальной, культурной, экономической, политической принадлежности, то есть они -общечеловеческие.

Второе, не менее важное, условие - ни одно из наименований групп нельзя убрать, иначе слова «жизнь человека» потеряют смысл, то есть для любого человека они - жизненно важные ценности.

Оказалось, что наши названия групп - это общечеловеческие ценности. Сравнивая полученный результат с опубликованными работами по поиску общечеловеческих ценностей, видим, что философский разбор понятия «общечеловеческие» все авторы описывают одинаково и по смыслу аналогично нашему первому критерию.

Немного сложнее - с понятием «ценности». Авторы не обременяют себя его разбором и тем самым совершают сразу две ошибки: во-первых, не задумываются о единой системе измерения (оценки) ценностей; во-вторых, популяризируют близкие для себя моральные, религиозные, культурные, даже профессиональные и политические ценности, считая, что по ним должно жить всё человечество. А это прямое противоречие первому критерию, с которым все они изначально были согласны. Поэтому они никак и не могут договориться. В нашем, втором критерии единицей измерения общечеловеческих ценностей является жизнь человека. А чтобы избежать споров с авторами, допустившими вторую ошибку, мы добавим третий критерий:

Третье, на что следует обратить внимание, что вместо приобретённых и отшлифованных в бесконечных спорах моральных, религиозных, культурных и т. д. ценностей, которые созданы людьми в разных точках планеты и все, без исключения, противоречат первому критерию, мы использовали сразу темы жизнедеятельности человека.

Общечеловеческие ценности - это система ценностей, выполняющая роль повседневных ориентиров, которые использует человек для полноправной жизни в обществе и жизни общества на Земле, независимо от его пола, возраста, расы, национальности,

этнических традиций и религиозных убеждений, эпохи и места проживания, от его политической, экономической и социальной принадлежности.

Потеря любой из этих ценностей ведёт к потере смысла человеческой жизни. А угроза потери любой из них заставит любого человека приложить все мыслимые и немыслимые усилия для её защиты и восстановления [8, 10].

II. Социальный стандарт

Общечеловеческие ценности - это созданный природой стандарт восприятия людьми окружающего мира и общения между собой. Он включает в себя:

1. Высшие ценности.

2. Общечеловеческие ценности.

3. Приобретаемые (созданные людьми) научные, моральные, культурные, религиозные и т. д. ценности.

Высшие ценности - это всего два слова «жизнь» и «свобода». Они полностью соответствуют всем трём критериям, созданным для проверки общечеловеческих ценностей, но отличаются от последних тем, что по своему смысловому объёму включают в себя сразу все семь общечеловеческих ценностей. То есть, определение высших ценностей звучит так: «Чтобы любой человек на планете жил и был свободен, у него должны быть реализованы все семь общечеловеческих ценностей, а именно:

• Физическое здоровье.

• Интеллектуальное развитие.

• Благоприятная окружающая среда.

• Деятельность и благополучие.

• Безопасность.

• Семья.

• Общество, основанное на концепции защиты и устойчивого развития этих же семи общечеловеческих ценностей» [8, 56].

Приобретаемые (созданные людьми) ценности необходимо рассматривать как способ накопления и передачи между людьми опыта и знаний по защите и развитию общечеловеческих ценностей. Без такого механизма, эмпирически созданного людьми в виде научных, культурных, моральных, религиозных и других ценностей, закреплённых в законах, учениях, запретах, табу, правилах, указах, канонах, заветах, нормах и т.п., общечеловеческие ценности не смогли бы сохраниться в человеческом обществе и тем более развиваться.

В отличие от высших и общечеловеческих ценностей набор «приобретаемых» в течение жизни ценностей у каждого народа и у каждого человека индивидуальный. Он является, в первую очередь, отражением их уровня воспитания и образования, их «интеллектуальным паспортом». Во вторую очередь, в более глобальном масштабе -отражением огромного разнообразия итогов интеллектуальной деятельности, осуществляемой в разных точках планеты, в разные эпохи развития людьми, изучающими окружающий их мир природы, развитие человеческого сообщества, а в современном мире ещё и влияние экономической деятельности человека на окружающую среду. Это бесценное наследие нашло своё отражение в национальных культурах, науках, в религиозных учениях и заповедях, законах, основанных на выработанных веками моральных ценностях [7, 202].

III. Правила и свойства ценностей, которые необходимо учитывать в социологии

Для наглядности правил и свойств общечеловеческих ценностей воспользуемся анализом данных Мирового Обзора Ценностей (World Values Survey; WVS), сделанным политологами Рональдом Инглехартом и Кристианом Вельцелем, который показывает, как десятки обществ расположились на глобальный культурной карте (рис. 1) [1]. Но сначала

необходимо пояснить, что Мировой Обзор Ценностей (World Values Survey; WVS) - это всемирный научно-исследовательский проект, в рамках которого, начиная с 1981 года, с помощью всемирной сети специально подготовленных социологов проводятся национальные опросы, охватывающие около 90 % населения мира почти в 100 странах. Учёные WVS измеряют, отслеживают и анализируют такие ценности, как поддержка демократии, толерантность к иностранцам и этническим меньшинствам, поддержка гендерного равноправия, роль религии и изменения религиозности, влияние глобализации, отношение к окружающей среде, работе, семье, политике, национальной и культурной идентичности, безопасности и субъективной оценке благополучия.

Рис. 1

С первого взгляда на график WVS стало понятно, что это ещё одно доказательство существования общечеловеческих ценностей, которые расположились в центре «цветка ценностей». А индивидуализирующие себя страны, уделяющие большое внимание создаваемым (приобретаемым) ими ценностям, расположились на лепестках этого цветка, образуя вокруг начала осей координат мировой круг разброса ценностей, который ограничен и со всех сторон плотно прижимается к общечеловеческим ценностям.

Удивительным оказалось то, что только что сделанные нами выводы абсолютно неверны с точки зрения учёных, потративших много лет на проведение данного исследования. Их вывод заключается в том, что если страны захотят стать экономически

благополучными, как, например, Швеция, то начать им нужно с замены своих культурных, религиозных, моральных ценностей на либеральные. А с помощью цветка ценностей они доказывают, что всё человечество в своём развитии движется от нижнего левого угла вправо вверх к протестантской Европе.

Такое абсолютное несовпадение выводов естественно подтолкнуло к более глубокому изучению графика WVS, что, в свою очередь, породило большое количество вопросов, на которые нет ответов. Начиная, на первый взгляд, от незначительных, например: почему этот анализ назван «культурная» карта? Включая очевидные: что объединило в одну группу, обозначенную авторами Южная Азия, такие непохожие между собой и географически удалённые друг от друга страны, как Кипр, Вьетнам, Таиланд и Индия? Культура, моральные ценности, религия, государственное устройство? Всё разное. Для справки отметим, что на Кипре основная религия - православие (78%), в Таиланде - буддизм (94%), в Индии -индуизм (80%), а во Вьетнаме - атеизм. Также, внутри белого квадрата, отмечающего центр графика относительно начала координат, мы видим европейские страны, такие как: Македония, Португалия, Хорватия, Греция, Словакия, Испания, представителей африканских стран - Эфиопию и Южную Африку, в эту же команду вошли представители латинской Америки - Чили и Аргентина. Что побудило страны, расположенные на разных континентах, сформировать схожие наборы ценностей? Этот и подобные очевидные вопросы авторами не исследовались. Ответа на них нет.

Первые намёки на политизированность данного исследования и сделанного его авторами вывода появились благодаря возникшим техническим вопросам:

• Зачем авторы, проводившие исследования по четырём направлениям, заменили четыре оси координат на две и сместили их в нижний левый угол? Ведь восприятие графика стало более сложным? Может для того, чтобы создаваемые веками ценности 3/4 жителей Земли оказались со знаком минус и воспринимались как бесценности? А положительными оказались ценности только североевропейских и англоговорящих стран, расположившихся в правом верхнем углу?

• Странным (если не докапываться до истоков) оказался выбор направлений для исследований и выбор тем для их раскрытия. Например, авторы проекта к ценностям самовыражения риторически отнесли и охрану окружающей среды, и рост толерантности к иностранцам, геям, лесбиянкам... [1]. Ученые WVS в список продвигаемых ими либеральных ценностей включили и общечеловеческие ценности, в данном случае - это окружающая среда. Сделано это потому, что с каждым годом во время опроса WVS все большее количество людей голосуют за защиту окружающей среды, а в результате автоматически получается, что они отдают свои голоса либералам и тем самым сдвигают мировой график ценностей к либеральным ценностям с их странными для большинства людей индивидуализмом и семейными ценностями.

На первый взгляд может показаться, что мы зря тратим время на какое-то исследование каких-то ученых, копаясь в осях координат и распутывая созданные ими хитросплетения ценностей, но попробуйте оценить последствия продвижения по миру сделанного авторами вывода. Например, после прихода специально подготовленных учёными WVS социологов в исламские страны с целью опроса граждан и сбора информации для данного исследования, неожиданно для всего мира, по всему Ближнему Востоку и северу Африки прокатилась волна цветных революций. А как следствие, миллионы беженцев пытаются теперь приспособить свои ценности в Европе, приводя этим фактом в ужас коренное население.

Если вы сейчас подумали, что вас и ваших близких «война ценностей» не коснётся, то вы ошиблись, так как на сайте WVS сказано, что результаты их исследования часто используют правительства по всему миру, учёные, студенты, журналисты, международные организации и учреждения, такие как Всемирный банк и Организация Объединённых Наций.

В качестве примера рассмотрим итоговый документ саммита ООН, проходившего в сентябре 2015 года в Нью-Йорке. Этот документ, содержащий 17 целей и 169 задач,

одобрили более 150 мировых лидеров, в том числе, главы государств и правительств, назвав его планом устойчивого развития всего человеческого сообщества до 2030 года [6]. Эти 17 целей отражены на рисунке 2.

1 ЛИКВИДАЦИЯ НИЩЕТЫ

f*ff*i

7 НДОРОГОСТОЯЩАЯ И ЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ

2 ЛИКВИДАЦИЯ ГОЛОДА

3 ХОРОШЕЕ ЗДОРОВЬЕ ■ А КАЧЕСТВЕННОЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ■ Ч ОБРАЗОВАНИЕ

5 ТЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО

6 ЧИСТАЯ ВОДА И САНИТАРИЯ

V* luil f о

8 ДОСТОЙНАЯ РАБОТА I П ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, I 4Л УМЕНЬШЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ■ и ИННОВАЦИИ И И IU НЕРАВЕНаВА

ИНФРАСТРУКТУРА

id А @

I БОРЬБА ШАЛ СОХРАНЕНИЕ

I С ИЗМЕНЕНИЕМ ■ 14 МОРСКИХ КЛИМАТА ■ ЭКОСИСТЕМ

; СОХРАНЕНИЕ I ЭКОСИСТЕМ СУШИ

«1С МИР, ПРАВОСУДИЕ ID И ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТИТУТЫ

2 ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО

GO

ЦЕЛИ

О в ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО

РАЗВИТИЯ

Рис. 2

Социальный статус автора этой статьи двумя словами можно определить, как семьянин и учёный. А в целях устойчивого развития ООН вы не найдете ни защиты семейных ценностей, ни развития науки. Видимо, круг этих ценностей, по каким-то причинам, не попал в названный перечень целей ООН, как не попали в него ценности миллиардов верующих жителей планеты, партийных и общественных деятелей, спортсменов, работников культуры и искусства... Но если вы сравните продвигаемый WVS перечень ценностей с 17-ю целями ООН, то станет понятно, что «война ценностей» уже пришла в ваш дом, так как лидеры всех государств, выполняя утверждённые в ООН цели развития, будут до 2030 года продвигать либеральные ценности в своих странах.

Чтобы ответить на вопрос, как, стоящая в сторонке от остального мира на обсуждаемом графике мировых ценностей, группа людей способна навязывать созданные ими ценности всему населению Земли, отметим, что деятельность WVS финансируется Фондом трехсотлетия Банка Швеции, Агентством международного развития Швеции (SIDA), Национальным научным фондом США, Фондом Фольксвагена, Немецким научным фондом (DFG) и Министерством иностранных дел Нидерландов. Все перечисленные страны расположены в правом верхнем углу цветка ценностей.

Большинство людей уже живут в мире, который не понимают и который оказался для них не предсказуемым в своём развитии. По непонятным причинам люди вдруг вынуждены ломать свою жизнь, веками отлаженные культурные, моральные, религиозные ценности и делать то, что не должны были делать. Воюют между собой - Украина, Сирия, Ирак, Ливия. Рвут годами создаваемые взаимовыгодные экономические связи - Россия - Европа. О социальной катастрофе для миллионов беженцев с Ближнего Востока и севера Африки, а как следствие, и для жителей Европы, говорят сейчас во всём мире.

В это же время экологические международные встречи в Париже (за которые люди, с помощью технологии WVS, отдали свои голоса либералам) оказались формальными и не продуктивными. Люди так и не услышали главный призыв учёных Римского клуба о создании новой концепции мира, согласно которой «человечество либо кардинально изменит свой курс, либо погибнет вместе с планетой, давшей ему жизнь». Поэтому продвигаемый

сегодня определённой группой людей либеральный сценарий развития мира теоретически будет определять, как нам жить до 2030 года.

Чтобы найти ответы на заданные вопросы, защитить себя от инсинуаций в политических идеологиях и не делать собственных подобных ошибок, продиктованных приобретённым в течение жизни набором ценностей, необходимо в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности учитывать правила и свойства стандарта общечеловеческих ценностей:

1. Занимаясь социологическими исследованиями, нужно всегда проводить грань между общечеловеческими ценностями и приобретаемыми людьми в течение своей жизни научными, культурными, моральными, религиозными, политическими, профессиональными и другими ценностями, создаваемыми людьми.

1.1. Высшие и общечеловеческие ценности всегда остаются неизменными, так

как:

• они не зависят от периода проживания. Они появились вместе с зарождением человеческого сообщества, не изменились до наших дней и не собираются меняться в дальнейшем;

• их нельзя запретить, изменить, модернизировать. Даже Конституцией... Попробуйте написать в основном законе, что целью страны является больное и необразованное общество или уничтожение окружающей среды и безработица...

• они одинаково воспринимаются и принимаются всеми людьми, независимо от накопленного ими в течение жизни набора созданных людьми ценностей, их возраста, пола и места проживания, так как потеря любой из общечеловеческих ценностей приведёт к гибели всего человеческого сообщества;

• их не нужно никому навязывать, объяснять, доказывать, так как они рождаются, развиваются (насколько может себе позволить и позволяет сам человек) и умирают вместе с человеком. Благодаря этому свойству нет необходимости тратить время и силы на их продвижение. Их достаточно только озвучить, и сразу становится ясно, как хотят и должны жить люди на планете Земля [9, 105 - 106].

Поэтому на социологических графиках общечеловеческие ценности не могут смещаться с течением времени. Это заключение навсегда опровергло сделанный социологами WVS вывод о том, что ценности всего мирового сообщества смещаются к ценностям протестантской Европы. Более того, в проведённом учёными Liman Man Wai Li и Michael H. Bond анализе сказано: «Результаты четырёх раундов Мирового исследования ценностей показали, что, вопреки расхожему мнению о том, что в процессе глобализации происходит унификация и вестернизация ценностей, ценности остаются стабильны и не подвергаются изменениям. В результате проведённых исследований не выявлено ни малейших изменений в ценностных нормах, касающихся семьи, брака, отношений полов и национального самосознания за предшествующие 20 лет» [3, 28].

1.2. В отличие от высших и общечеловеческих ценностей перечень приобретённых знаний, по мере его развития и совершенствования, постоянно изменяется. Динамика этих изменений как раз и объясняет, почему объём знаний, передаваемый из поколения в поколение сначала в семье, далее в процессе обучения и социализации человека в обществе, приводит к разному восприятию происходящих в мире явлений разными поколениями. Очень важно понимать, что «вектор развития» приобретаемых ценностей, при отсутствии внешнего (искусственного) влияния на него, всегда направлен к общечеловеческим ценностям. Важно потому, что это естественное, заложенное природой направление развития человеческого сообщества, которое теперь:

• можно видеть. Если все страны на графике WVS (рис.1) повернутся лицом к общечеловеческим ценностям (к центру графика), то их взгляд совпадёт с направлением вектора развития их страны, отражающим общее мнение её граждан;

• можно моделировать и, вместо долгосрочного прогноза, учитывать в планировании развития государства, как константу, не изменяющуюся во времени и направлении. На

рисунке 3 отображён слайд, подготовленный директором программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги Андреем Мовчаном, на котором он сформулировал главную проблему экономики.

Главная проблема экономики моуснам^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Единственный значимый функционал во всей экономической теории называется «функция полезности»

Никто не знает, как ее вычислять

Более того - его неизвестная формула меняется во времени и

пространстве

И что еще хуже - его значение в настоящем сильно зависит от

неизвестного будущего

^^ САНИЕОЕ

■ ЕЫООУУМЕЫТ РОЯ ^ Л тТЕНМАТ10МА1 РЕАСС

Рис. 3 [5]

Ответом на первый и третий пункты являются сами общечеловеческие ценности. Если в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности люди будут защищать и развивать любую из семи общечеловеческих ценностей, то эта функция всегда будет полезна. Если на каждом этапе своего интеллектуального развития люди будут стремиться к общечеловеческим ценностям, то будущее - определено. А ответом на второй пункт как раз и является наш вектор развития приобретаемых (созданных людьми) ценностей, который для каждого государства не меняется во времени и в направлении.

Особенностью человека от остального живого мира является его способность неограниченно интеллектуально развиваться, способность создавать, накапливать и применять полученные знания. А семь общечеловеческих ценностей указывают направления развития этих знаний и, соответственно, направления деятельности людей.

2. Нельзя допускать подмены общечеловеческих ценностей на приобретаемые (созданные людьми) политические, религиозные, культурные и другие ценности.

2.1. Существующий сегодня аморфный, даже отрицательный имидж общечеловеческих ценностей сложился благодаря деятельности различного рода идеологов, которые, продвигая среди людей свой мыслительный товар, с давних времён активно используют общечеловеческие ценности: здоровье, образование, защиту окружающей среды, деятельность и благополучие, безопасность, семейные ценности, обещают создать новое совершенное общество, а достигнув своей цели, проводят в жизнь (обычно под предлогом безопасности) законы, защищающие интересы лишь небольшой группы людей. Например, отлично сформулированная цитата Френсиса Фукуямы о том, что «...для мирного сосуществования культур некоторая общая система ценностей просто необходима» [12], самим автором используется:

во-первых, для создания у людей понимания, что сегодня общечеловеческих ценностей не существует;

во-вторых, что народам Земли они жизненно необходимы;

в-третьих, для продвижения либеральных ценностей взамен якобы не существующих общечеловеческих.

Именно такие подмены называют «войной ценностей»; они становятся причиной нескончаемых войн на Земле и объясняют, почему экспорт новых европейских ценностей в исламский мир привёл последних к гражданским войнам, а затем к их объединению под флагами ИГИЛ, с целью продвижения с помощью оружия уже исламских ценностей по всему миру, включая Европу.

2.2. В качестве яркого примера подмены общечеловеческих ценностей на религиозные выбрана статья Кардинала Йозефа Ратцингера (Бенедикт XVI, Папа Римский) «Значение религиозных и нравственных ценностей в плюралистическом обществе». В ней автор, рассуждая о религии, государстве, демократии, христианстве, праве и истине, очень точно и однозначно формулирует вопросы и сам оценивает их высшую значимость для развития человеческого общества, говоря, что «важным оказывается вопрос: как возможно обосновать эти общественные ценности? Или, говоря современным языком: как можно обосновывать основные ценности, которые не зависят от игры большинства и меньшинства? Откуда мы их знаем? Что неподвластно релятивизму? Этот вопрос занимает центральное место в сегодняшних политико-философских спорах, в нашей борьбе за истинную демократию» [2]. А подводя итоги статьи, самый искренне уважаемый мной учёный, который неоднократно выступал перед всем миром в защиту общечеловеческих ценностей, делает вывод, что «наиболее универсальной и рациональной религиозной культурой показала себя христианская вера, которая и сегодня предлагает разуму тот основной состав нравственного понимания, который либо приводит к известной очевидности, либо, по крайней мере, обосновывает разумную нравственную веру, без которой не может существовать общество» [2]. С точки зрения теории общечеловеческих ценностей вывод автора имеет право только на частичное существование, так как страны католической Европы занимают прочную позицию в центре цветка ценностей, и в этом явно просматривается заслуга продвигаемых католической церковью ценностей. Однако проблема такого однозначного вывода заключается в том, что на рассматриваемом графике индуизм имеет такой же результат, а значит, и такое же право считаться «наиболее универсальной и рациональной религиозной культурой, которая...». Более того, ранее мы отмечали, что в центре графика присутствуют страны, исповедующие православие, буддизм, атеизм. Именно для таких ситуаций, которые приводят к возникновению причин идеологических споров, в теорию общечеловеческих ценностей был добавлен третий критерий для их проверки, согласно которому ни одна из приобретаемых (созданных людьми) ценностей не может быть общечеловеческой.

2.3. В качестве примера подмены общечеловеческих ценностей культурными рассмотрим самое распространённое определение общечеловеческих ценностей, сформулированное Н.Г. Севостьяновой и опубликованное в «Новейшем философском словаре»: «Общечеловеческие ценности - система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности» [11]. В этом определении Надежда Григорьевна очень красиво и достаточно для понимания расписала понятие «общечеловеческие», а понятие «ценности», как и у большинства авторов, не проанализировано и подменено понятием «культура». Если поискать в словарях, то обнаружим, что:

• одного, всеми признанного определения слова «культура» нет. По оценкам исследователей сегодня существует около тысячи определений культуры. Поэтому читатель думает, что и всеми признанных общечеловеческих ценностей не существует;

• категория «культура» обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемую созданную людьми искусственную среду... [4]. То есть, это приобретаемая в процессе обучения человека, созданная людьми ценность. Так же, как в случае с религиозными и моральными ценностями, у каждого народа культурные ценности свои.

Антропологи выделяют более семидесяти «культурных универсалий», общих для всех культур элементов, среди них: возрастная градация, календарь, приготовление пищи, кооперация труда, танцы, декоративное искусство, образование, этика, этикет, семья, празднества, законы, медицина, музыка, мифология, число, карательные санкции, личное имя, религиозные ритуалы и др. [4]. Это как раз то, что отличает людей и делает их не похожими друг на друга.

С помощью таблицы «Сгруппированные темы жизнедеятельности человека» можно математически точно объяснить парадокс обсуждаемого определения. Согласно таблице, культура - это одна из 50-ти тем жизнедеятельности человека, т. е. всего 0,02. А если учесть, что одной, всеми безоговорочно признанной культуры не существует и попытаться отстоять только одну какую-то культуру на роль общечеловеческих ценностей, то эти две сотые нужно ещё разделить на количество известных культур. Тогда итоговое значение устремится к бесконечно малой величине. Именно поэтому это тупиковое направление и приводит только к бесконечным спорам и, как минимум, в 50 раз принижает роль общечеловеческих ценностей в жизни людей.

В этой же таблице культура вместе с образованием и наукой образуют группу с названием «Интеллектуальное развитие», которое по философским меркам, очевидно, обладает намного большим объемом, чем одна культура. Тем не менее, даже оно претендует только на 1/7 часть от общечеловеческих ценностей.

Подводя итог, отметим, что для того, чтобы отстоять культурные ценности на роль общечеловеческих, необходимо доказать:

• что культура для всех людей важнее здоровья, образования, науки, деятельности и благополучия, окружающей среды, безопасности, семьи и общества;

• что такая культура реально существует и всеми признана.

3. Приобретаемые людьми моральные, культурные, религиозные, политические и профессиональные ценности не должны:

• нарушать общечеловеческие ценности;

• существовать отдельно от общечеловеческих ценностей и развиваться в отрыве от них.

Развитие приобретаемых (создаваемых людьми) ценностей можно разделить на три этапа в строгом соответствии с тремя этапами развития человеческого сознания.

Первый этап - индивидуальный. Он берет своё начало в период антропогенеза, т. е. первые создаваемые людьми ценности появились 5 миллионов лет назад. В этот период разрозненные племена людей обладали только индивидуальным сознанием, и поэтому создаваемые ими ценности на протяжении длительного периода носили чисто практический характер и в первую очередь зависели от условий выживания людей на занимаемых ими территориях. По этой причине, развиваемые разными народами приобретаемые ценности могут значительно отличаться. Например, и сегодня семейные ценности в малонаселённых районах Крайнего Севера отличаются от семейных ценностей в густо заселённых южных регионах. Созданные для жизни людей в экстремальных условиях ценности являются необходимым условием их выживания в этих условиях. Если географически поменять местами народы Севера, кочующие за стадами оленей, с туарегами, кочующими по Африке на верблюдах, то, несмотря на их внешне схожий образ жизни, это неизбежно приведёт и одних, и других к катастрофе. Произойдёт это потому, что веками осваиваемые этими народами среды проживания сформировали не только их жизненный опыт, но и биологические изменения их организма, тем самым создав единый и неразрывный комплекс,

который не позволит им быстро адаптироваться к новым экстремальным для них условиям жизни. Эти примеры приведены для того, чтобы сделать следующие выводы:

• С точки зрения общечеловеческих ценностей, результирующее отклонение приобретаемых ценностей от общечеловеческих, мотивированное для конкретного народа принципом выживания, будет всегда положительным для этого народа, а не отрицательным, как на графике WVS (рис. 1).

• Для тех народов, выживание которых сегодня всё ещё зависит от окружающей среды, созданные их предками знания так же, как и общечеловеческие ценности, могут оказаться биологически жизненно важными. Изменить моральные, религиозные и культурные ценности таких народов можно только после изменения их условий жизни, то есть сначала освободить их от природной зависимости, а потом дождаться того поколения, которое биологически будет способно воспринимать изменения. Насильственная смена приобретённых людьми ценностей в абсолютном большинстве таких случаев имела негативный результат.

Второй этап - общественный. Многовековая борьба людей за власть и за её удержание началась с момента зарождения государств и, соответственно, с появлением у людей общественного сознания. Все это привело к тому, что получившие в этот период бурное развитие культурные, моральные, религиозные, политические учения стали содержать в себе созданные людьми и не совместимые с общечеловеческими ценностями догмы, например: кастовость, расизм, национализм, фашизм и т.д. Ни одна из этих бумажных исключительностей одних людей над другими не является жизненно необходимой, продиктованной природой, а скорее наоборот, каждая из них создаёт напряжённость, страх, недоверие в обществе, вынуждая людей совершать мыслимые и немыслимые поступки для защиты своих ценностей.

Третий этап - общечеловеческий. Современный мир кардинально изменился. Началось это изменение с 50-х годов XX века, когда зародилась мировая финансовая система, ядерное оружие и ООН, в 80-х - Римский клуб опубликовал первый перечень глобальных мировых проблем, а с развитием ГГ-технологий мир стремительно ворвался в третий общечеловеческий этап своего развития. Именно этот факт стал причиной растерянности мировых политиков, так как привычные для них созданные их предками институты и ценности в общечеловеческом масштабе не работают, а продвижение своих культурных ценностей, принижение для этого роли религий и подмена моральных ценностей на свои законы и правила повсеместно встречают сопротивление. Поэтому сегодня идеологи уже не могут игнорировать то, что:

• Любое общество - это, прежде всего, люди. Интересную мысль на этот счёт высказал Давид Эйдельман: «Новые идеологические концепции, для того, чтобы быть удачными и востребованными, должны прежде обращать внимание на то, что называется "человеческим фактором", "человеческим капиталом"» [13].

• Созданная из законов природы теория общечеловеческих ценностей даёт ответы на веками не решаемые вопросы. Причём эти решения и ответы универсальны для всего многообразия признанных в мире культур, религий, политических взглядов.

• Любой человек или общество, создавая в течение жизни свой набор приобретаемых ценностей и теперь уже не инстинктивно, а сознательно применяя теорию общечеловеческих ценностей, может защитить себя от инсинуаций в политических идеологиях, религиях, а также определить направление развития своих культурных и моральных ценностей.

По этим трём причинам общественным, религиозным, политическим, профессиональным и любым другим сообществам для того, чтобы занять свою нишу в новом общечеловеческом мире и быть успешными в нём, необходимо через призму общечеловеческих ценностей провести ревизию созданных ими и продвигаемых среди людей ценностей.

На приведённом WVS графике (рис. 1) отчётливо видно, что такие страны, как Швеция, Норвегия, Дания, Канада, Гана и Катар, расположены за пределами большого

тёмного квадрата, то есть дальше всех удалены от центра всего мирового сообщества. Согласно здравому смыслу жителям этих стран лучше заранее проверить с помощью теории общечеловеческих ценностей, по каким ценностям произошёл их отрыв от реального мира, а главное, в каком направлении идёт движение по этим ценностям в настоящее время. Если вектор развития приобретаемых этими народами ценностей направлен к общечеловеческим ценностям (к центру графика), то всё в порядке. Если в противоположном направлении, то после того, как произойдёт окончательный разрыв с любой из общечеловеческих ценностей, жители этих стран будут обречены на вымирание. Все сценарии развития трагических событий истории человеческого сообщества имеют аналогичную природу.

Оптимизм сегодняшнего дня основан на том, что люди с помощью созданного природой стандарта общечеловеческих ценностей стали способны предвидеть будущее развитие окружающих их сообществ, а выбор сценария развития своего сообщества теперь зависит только от самих людей.

Литература

1. Inglehart R., Welzel C. World Values Survey (WVS): Additionally «Findings & Insights» http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp

2. Кардинал Йозеф Ратцингер (Бенедикт XVI, Папа Римский). Значение религиозных и нравственных ценностей в плюралистическом обществе // Вопросы философии. 2016. №4. http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en.html

3. Liman Man Wai Li,Michael H. Bond. Analyzing National Change in Citizen Secularism Across Four Time Periods in the World Values Survey. — 2010. — С. 28.

4. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ, 2004. 600 с. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook804/01/part-002.htm

5. Мовчан, Андрей. Враки: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public%3A%2F%2FAsUjze Y7qvm0RUy80NanAsabIpcM8pt4SK3AgnjoS10%3D&name=2016%20slides%20Andrey%20Movch an.pptx&c=58b839661f4f&page=5

6. ООН. Саммит по устойчивому развитию 2015 года: http://www.un.org/sustainabledevelopment/ ru/2015/09/какие-из-целей-устойчивого-развития-н/

7. Раков С. Е. Война ценностей // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. ISBN 978-5-248-00837-7 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. -М., 2016. - Ч. 3. - С. 199 - 206. http://www.academia.edu/30465925/Россия_тенденции_и_ перспективы_развития._Ежегодник._Вып._11._РАН._ИНИОН._М._2016._Ч._3

8. Раков С. Е. Общечеловеческие ценности. ISBN 978-3-659-33925-7, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015.

9. Раков С. Е. Общечеловеческие ценности - это созданный природой стандарт восприятия людьми окружающего мира и общения между собой // Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР: материалы Всерос. научно-практич. конф. с междунар. участием, Владивосток, 11-13 ноября 2015 г.) / [отв. ред. И.Г. Кузина]. ISBN 978-5-7444-3666-7 -Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2015. - С. 102 - 106. https://www.dvfu.ru/schools/ school_of_humanities/the-event/СБОРНИК.pdf

10. Раков С. Е. Общечеловеческие ценности - естественное решение межнациональных и межконфессиональных противоречий, и не только народов России // Журнал «Политическое образование», 2015: http://www.lawinrussia.ru/node/348660

11. Севостьянова Н. Г. Общечеловеческие ценности // Новейший философский словарь. Главный научный редактор и составитель - Грицанов А.А.: http://www.e-reading.club/chapter.php/ 149350/846/Gricanov_-_Noveiishiii_filosofskiii_slovar%27.html

12. Фукуяма, Ёсихиро Фрэнсис. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. - М.: АСТ, Люкс, 2004.

13. Эйдельман, Давид. 5 вопросов и 5 ответов //LIVEJOURNAL: http://davidaidelman.livejournal.com/ 1170859.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.