Общая южноамериканская валюта: перспективы создания и усиление тренда на дедолларизацию в регионе
Иванова Светлана Васильевна
д.э.н., профессор кафедры мировой экономики, РЭУ им. Г.В. Плеханова, [email protected]
Чиркин Сергей Алексеевич
аспирант кафедры мировой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова, советник при ректорате РЭУ им. Г.В. Плеханова, [email protected]
В статье исследуются перспективы создания общей южноамериканской валюты SUR. На основании концепции этапов международной экономической интеграции Б. Баласса, утверждается, что данный проект имеет наибольшие шансы в формате торгового блока МЕРКОСУР. В рамках анализа предпосылок реализации данной идеи между ее авторами - Аргентиной и Бразилией, приводятся значения основных макроэкономических показателей двух стран, в том числе данные по объему и динамике взаимного товарооборота. Отмечается, что асимметрия в этих показателях двух государств может стать серьёзным препятствием реализации указанного проекта. Кроме того, высока разница в значениях важнейших финансовых показателей двух стран: курс национальных валют, инфляция, процентная ставка, внешний долг. В развитие тезиса об усилении в Южной Америке тренда на дедолларизацию рассматриваются результаты реализации подобных проектов в прошлом, а также возможности проведения согласованной межгосударственной валютной политики в будущем.
Ключевые слова: общая валюта, МЕРКОСУР, экономическая интеграция, валютный союз, платежная система, внешняя торговля, дедолларизация
В конце января текущего года в ходе саммита Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК) президент Бразилии Лула да Сильва и его аргентинский коллега Альберто Фернандес официально заявили, что обе стороны прорабатывают идею создания общей южноамериканской валюты, которая будет называться SUR, что в переводе с испанского языка означает «Юг» [1]. По итогам переговоров лидеры двух стран даже подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания совместной валюты. Как было отмечено, новая валюта SUR сможет стимулировать региональную торговлю, сократить зависимость стран региона от доллара, а также снизить их уязвимость от внешних факторов.
К проекту единой валюты двух крупнейших экономик Южной Америки в дальнейшем может присоединиться любая другая страна региона. Уже подсчитано, что валютный союз, охватывающий всю Латинскую Америку, станет вторым после ЕС крупнейшим в мире объединением подобного рода. Однако Европе, как известно, потребовалось свыше 30 лет для образования своего валютного союза и создания общей денежной единицы.
В этом контексте следует отметить, что ряд стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) и, в частности, Эквадор и Сальвадор не имеют собственной национальной валюты и в качестве платежного средства используют доллар США. Оба государства добровольно отказались от своих национальных валют (Эквадор в 1998 г. и Сальвадор в 2001 г.) для поддержания финансовой стабильности и нормализации макроэкономической ситуации и в обозримом будущем вряд ли будут вновь менять свою денежную систему.
Чили, Мексика и некоторые другие страны региона также пока не проявили большого энтузиазма к этой идее. Так, мексиканский лидер Андрес Мануэль Лопес Обрадор, который в целом придерживается левоцентристских взглядов и открыто выступает против господства неолиберализма в экономике, раскритиковал этот проект и заявил, что его страна не намерена присоединяться к нему [2].
С учетом этого наибольшие шансы на реализацию идея создания общей южноамериканской валюты может иметь в МЕРКОСУР, куда помимо Аргентины и Бразилии входят еще Парагвай и Уругвай. Данное региональное объединение ведет свою историю с 1990 г. и создание общей валюты в рамках блока было бы логичным шагом на пути межгосударственной интеграции членов МЕРКОСУР.
В теории экономической науки и, в частности, в учении американского экономиста венгерского происхождения Б. Баласса создание общей денежной единицы между странами подразумевает образование валютного союза, являющегося высшей стадией международной экономической интеграции (рис. 1).
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О M
со
Зона свободной торговли (отмена пошлин во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран)
Таможенный союз (полная либерализация взаимной торговли, обшие таможенные барьеры для третьих стран)
период сократился на 32% и в стоимостном выражении практически сравнялся с импортом из Бразилии (11, 8 и 11, 9 млрд долл. в 2021 г. соответственно).
fO CS
0
CS
CS
01
о ш m
X
<
m о x
X
Общий рынок (свободное движение товаров, услуг и факторов производства)
Валютный союз (введение единой валюты, обшая макроэкономическая политика)
Рисунок 1. Этапы экономической интеграции Источник: составлено по данным [3]
В соответствии с данной концепцией МЕРКОСУР пока даже не дошел до этапа общего рынка и на данный момент представляет собой всего лишь таможенный союз с незавершенной зоной свободной торговли [4].
Формально идею создания общей южноамериканской валюты Лула да Сильва впервые озвучил еще в ходе своей предвыборной кампании в октябре 2022 г. Непосредственными авторами проекта выступают бывшие члены его избирательного штаба: Габриэль Гали-поло, в прошлом президент банка Fator, и Фернанду Ад-дад, который в 2018 г. баллотировался в президенты Бразилии от партии трудящихся, а в настоящее время занимает пост министра финансов страны.
Согласно замыслу разработчиков, SUR будет выпускаться специально созданным Южноамериканским центральным банком, начальная капитализация которого будет обеспечиваться взносами стран-членов в пропорциях, соизмеримых с участием каждой страны в региональной торговле. Эти взносы предполагается осуществлять за счет международных резервов стран или специального налога на внерегиональный экспорт. Новая валюта будет использоваться как в коммерческих, так и финансовых операциях между государствами региона. При этом все страны-участницы проекта сохраняют свою местную валюту. Обменный курс между национальными валютами и sUr будет плавающим [5].
Тот факт, что новая валюта не будет заменять бразильский реал и аргентинский песо позднее подтвердил и министр финансов Аргентины Серхио Масса. В развитие идеи введения общей южноамериканской валюты правительства двух стран стали также прорабатывать вопрос создания системы межгосударственных гарантий во взаимной торговле. Речь идет об образовании суверенного гарантийного фонда, который будет выступать гарантом исполнения банковских обязательств с тем, чтобы аргентинские и бразильские кредитные учреждения, финансирующие экспортно-импортные операции, не несли никаких рисков, связанных с конвертацией национальных валют [6].
Как считают эксперты, за всеми этими инициативами отчетливо просматривается стремление Бразилии сохранить свои позиции на аргентинском рынке в условиях, когда Буэнос-Айрес переживает длительный и тяжелый финансово-экономический кризис.
В последнее время двусторонний оборот между странами и экспорт Бразилии в Аргентину имели тенденцию к сокращению (рис.2). В частности, объём поставок бразильских товаров в Аргентину в 2021 г. составил 11,9 млрд долл., что почти вдвое меньше аналогичного показателя за 2011 г. (22,7 млрд долл.). В свою очередь аргентинский экспорт в крупнейшую экономику Южной Америки за этот же
20 15 10 5 — 0 —
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 ^^Товарооборот ^^Экспорт Аргентины ^^Экспорт Бразилии
Рисунок 2. Динамика экспорта и товарооборота Аргентины и Бразилии, млрд долл.
Источник: составлено по данным ITC Trade Map [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm= (дата обращения: 7.02.2023).
При этом удельный вес взаимной торговли в общем внешнеторговом балансе для Бразилии и Аргентины различается. Для тропического гиганта объём экспорта в Аргентину составляет около 4,6% от всех внешних поставок (3-е место в списке внешнеторговых партнеров), в то время как для Буэнос-Айреса доля Бразилии в общемировом экспорте страны равняется 15% (1-е место в списке внешнеторговых партнеров). Основным внешнеторговым партнером Бразилии является Китай, удельный вес которого в экспорте страны составляет 27%, а в импорте - 23%.
Считается также, что новая валюта будет способствовать стабилизации финансово-экономической ситуации в Аргентине, где годовая инфляция в 2022 г. составила почти 100%, а базовая ставка рефинансирования - 75% (табл.1).
Таблица 1
Макроэкономические параметры Аргентины и Бразилии, 2022 г.
Аргентина Бразилия
ВВП, млрд долл. 521 1672
Прирост ВВП, % 5,9 3,6
Торговый баланс, 1,1 4,8
млрд долл.
ЗВР, млрд долл. 39,65 362,21
Внешний долг, млрд 246,3 606,5
долл.
Инфляция, % 94,8 5,9
Курс национальной валюты к доллару 1$=179,55 песо (-115,8% к 2020 г.) 1$=5,21 реалов (-1,16% к 2020 г.)
Базовая ставка рефи- 75 13
нансирования, %
Источник: составлено по данным Всемирного банка [Электронный ресурс]. -URL:
https://data.worldbank.org/?locations=BR-AR (дата обращения: 7.02.2023), ЦБ Аргентины [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bcb.gov.br/en/financialstability/irmr (дата обращения: 7.02.2023), ЦБ Бразилии [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bcra.gob.ar/PublicacionesEstadisticas/Principales_var iables.asp (дата обращения: 7.02.2023).
Как видно из таблицы, у Аргентины серьезно истощены золотовалютные резервы (ЗВР), объём которых на конец 2022 г. не превышал 40 млрд долл. Как следствие, страна стала испытывать острую нехватку средств для финансирования импортных операций, в том числе на закупку бразильских товаров. В марте 2022 г. МВФ выделил Аргентине новый, уже двадцать второй по счету кредит для решения проблемы с платежеспособностью [7]. В свою очередь Бразилия аккумулировала значительные объёмы ЗВР, позволяющие ей выступать даже в роли международного кредитора. Критически высока разница значений важнейших валютно-финансовых показателей двух стран: курса национальной валюты к доллару, инфляции, процентной ставки. Далеки от согласованности направленность государственной антициклической политики и позиции руководства Аргентины и Бразилии в части регулирования потоков иностранного, в особенности спекулятивного, капитала из третьих стран.
Подобная асимметрия в макроэкономических показателях может выступить серьезным препятствием на пути создания общей валюты между странами. Такой точки зрения, в частности, придерживается лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман, который считает, что переход на единую валюту имеет смысл между странами с соизмеримой экономикой, являющимися принципиальными торговыми партнерами [8].
Не лишним будет вспомнить, что разговоры о единой валюте в ЛАКБ уже велись и в разное время даже предпринимались конкретные шаги в этом направлении. Наибольшее развитие получили следующие проекты.
Соглашение о взаимных платежах и кредитах (CPCR)
Соглашение о взаимных платежах и кредитах CPCR (Convenio de Pagos y Créditos Recíprocos), созданное в 1982 г. в рамках Ассоциации латиноамериканской интеграции (ALADI), стало первой попыткой создания региональной платежной системы в Латинской Америке. В настоящее время расчеты по системе CPCR осуществляются между Аргентиной, Боливией, Чили, Колумбией, Эквадором, Мексикой, Парагваем, Перу, Доминиканской Республикой, Уругваем и Венесуэлой. До 2018 г. участницей этого соглашения также являлась Бразилия.
В рамках этой системы платежи экспортерам осуществляются в национальных валютах. Данные о расчетах передаются центральным банком каждой страны в банк-агент системы - Центральный резервный банк Перу. Он проводит многосторонний зачет платежей через установленные сроки (обычно четыре месяца) и определяет итоговое сальдо центрального банка каждой страны по отношению ко всем остальным центральным банкам государств - участников соглашения. Центральные банки стран, оказавшиеся в результате зачета с итоговым отрицательным сальдо, получают требование от агента о конверсии сальдо в валюту клиринга (доллар США) и о переводе соответствующих сумм на счета центральных банков государств, оказавшихся итоговыми кредиторами.
Данная платежная система служит для снижения транзакционных издержек и обеспечивает временную ликвидность в течение четырехмесячного периода клиринга. В конце этого периода чистая сумма всех кредитов рассчитывается на многосторонней основе в долларах США.
Даже без замены доллара США в качестве валюты для окончательного клиринга механизм CPCR позволил снизить операционные издержки в рамках внутрирегиональной торговли. В частности, система смогла помочь преодолеть препятствия на пути расширения торговли, вызванные высокими затратами на финансирование в долларах в период так называемого долгового кризиса в Латинской Америке в 1980-х годах. После ее введения доля внутрирегиональной торговли, реализуемой через этот механизм, непрерывно росла, достигнув в 1989 г. почти 91% от общего объема региональных торговых операций. Однако, начиная с 1990-х годов использование и эффективность CPCR в силу ряда факторов значительно снизились и к 2003 г. ее доля составляла уже не более 1,5% [9].
Единая региональная расчетная система (SUCRE)
Договор об учреждении Единая система региональной компенсации SUCRE (Sistema Unitario de Compensación Regional) был заключен в 2009 г. между государствами-участниками Боливарианского альянса для народов нашей Америки (ALBA) - интеграционного блока, куда входили Боливия, Венесуэла, Гондурас, Куба, Никарагуа и Эквадор. Стратегической целью данного соглашения являлось исключение влияний доллара США как инструмента экономической и политической экспансии в Латинской Америке. В рамках этого договора планировалось создание общей валютной зоны, введение единой денежной единицы - SUCRE.
Использование системы для осуществления трансграничных расчетов между участниками было добровольным. Архитектура системы предполагала возможное присоединение к ней других региональных и нерегиональных стран при одобрении глав государств, уже использующих систему SUCRE. В 2013 г. Уругвай также выразил желание подключиться к проекту, но в конечном итоге не стал принимать в нем участие.
Несмотря на официальную позитивную политическую риторику, с самого начала система испытывала сложности с обеспечением стабильного роста операций, поскольку объем взаимной торговли стран был не слишком большим. Максимальный объем операций в системе пришелся на 2012 г. и осуществлялся в основном между Венесуэлой и Эквадором, когда было осуществлено около 2100 трансакций на общую сумму свыше 910 млн долл. Однако после этого наметился спад и в 2016 г. было всего 373 трансакций. На фоне ослабления ALBA (в 2018 г. из него, в частности, вышел Эквадор) SUCRE потерял свою актуальность. Более того, стала появляться информация о том, что данный механизм расчетов используется для отмывания денежных активов. К настоящему моменту система расчетов SUCRE практически не используется [10].
Система расчетов в национальных валютах SML
Система расчетов в национальных валютах SML (Sistema de Pagos en Moneda Local), используемая странами МЕРКОСУР. Данный механизм был разработан в целях развития и укрепления экономической и финансовой интеграции государств-членов блока за счет осуществления трансграничных операций с использованием их национальных валют. Участие добровольное и осуществляется на базе двусторонних соглашений. Первыми систему SML стали использовать между собой
X X
о го А с.
X
го m
о
2 О
м
CJ
СО CS
о
CS CS
о ш m
X
А
m
о
X X
Бразилия и Аргентина в 2008 г. Уругвай присоединился в 2014 г., а в 2018 г. к системе подключился и Парагвай.
Главным преимуществом SML является то, что она снижает для ее участников себестоимость международных финансовых операций, поскольку они могут осуществлять их с использованием местных валют. При этом с учетом того, что у экспортеров и импортеров появляется возможность устанавливать цену товара в валюте своей страны, система не подвержена валютным рискам, что повышает эффективность взаиморасчетов.
Для расчетов по сделкам применяются курсы SML, используемые для пересчета стоимости операций в местные валюты стран-участниц. Они рассчитываются центральными банками стран-участниц соглашения ежедневно на основе отношения курса национальной валюты к доллару США. Клиринг по операциям производится обычно за 24 часа (максимум 3 дня). Окончательный расчет между центральными банками производится в долларах через финансовые учреждения США.
Особенностью SML является то обстоятельство, что данный механизм был разработан для удовлетворения специфических потребностей малых и средних предприятий (МСП), для которых доступ к валютному рынку ограничен из-за высоких транзакционных издержек. В отличие от более крупных компаний в обеих странах, для этих небольших структур возможность платить и получать платежи в местной валюте представляет собой значительное снижение затрат.
Тем не менее в силу ограниченной конвертируемости валют стран-участниц доля операций, проходивших с использованием SML, не превышала 6,5% и характеризовалась существенными диспропорциями в объемах торговли. Так, экспорт из Бразилии в Аргентину с использованием SML в 2015 г. составил 641,4 млн долл., а импорт Бразилией аргентинских товаров - 9,6 млн долл. из 10,3 млрд долл. общего экспорта аргентинских товаров в Бразилию [11].
Таким образом, резюмируя, можно констатировать, что Латинская Америка в стремлении к финансовому суверенитету проявила себя новатором в области международных платежных систем, разрабатывая механизмы минимизации издержек внешнеэкономической деятельности и стимуляции взаимной внешней торговли. Новая инициатива создания общей южноамериканской валюты логично вписывается в общее стремление региона к финансовому суверенитету. Степень ее успешности будет зависеть от многих факторов, но сам факт является очередным свидетельством тренда на дедолларизацию в ЛАКБ.
Помимо идеи введения SUR президент Бразилии Лула да Сильва предложил также план создания коллективной валюты БPИKC и MEPKOCУP [12]. С учетом того, что Аргентина подала заявку на вступление в БPИKC и вскоре станет полноценным членом этого объединения, степень взаимодействия и координации усилий двух блоков по развитию новой финансовой архитектуры несомненно повысится, что еще сильнее подорвет нынешнее доминирование доллара США.
Литература
1. Consideran inviable moneda común entre Brasil y Argentina [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bnamericas.com/es/analisis/moneda-comun-brasil-argentina-se-considera-inviable (дата обращения: 3.02.2023).
2. México no se sumará a Moneda Única en Latinoamérica: AMLO [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nmas.com.mx/nacional/amlo-rechaza-en-mexico-moneda-unica-el-sur-america-latina-propuesta-lula (дата обращения: 5.02.2023).
3. Balassa, B. The Theory of Economic Integration / B. Balassa. - Homewood, IL: Richard D. Irwin, 1961. - 304 p.
4. Чиркин, С. А. Россия - МЕРКОСУР: императив и потенциал двусторонней торговли / С. А. Чиркин // Российский экономический журнал. - 2022. - № 6. - С. 7892.
5. Lula's advisors insist on unified currency for Latin America [Электронный ресурс]. - URL: https://en.mercopress.com/2022/05/03/lula-s-advisors-insist-on-unified-currency-for-latin-america (дата обращения: 5.02.2023).
6. Бразилия и Аргентина создадут фонд обеспечения торговых обязательств [Электронный ресурс]. -URL: https://tass.ru/ekonomika/16867347 (дата обращения: 7.02.2023).
7. МВФ одобрил кредитное соглашение с Аргентиной [Электронный ресурс]. - URL: https://1prime.ru/finance/20220326/836504806.html (дата обращения: 7.02.2023).
8. Krugman dice que la moneda común de Argentina y Brasil es una pésima idea [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bloomberglinea.com/2023/01/29/krugman-dice-que-la-moneda-comun-de-argentina-y-brasil-es-una-pesima-idea/ (дата обращения: 7.02.2023).
9. South-South Regional Financial Arrangements. Collaboration Towards Resilience [Электронный ресурс]. -URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-64576-2 (дата обращения 30.01.2023).
10. Кузнецов, В. С. Опыт SUCRE для валютной интеграции в ЕАЭС / В. С. Кузнецов // Латинская Америка. -2015. - № 7. - С. 34-43.
11. Reiss, Daniel G. Invoice Currency: puzzling evidence and new questions from Brazil // Working Papers Series 382, Central Bank of Brazil. - 2015. - URL: https://www.bcb.gov.br/pec/wps/ingl/wps382.pdf (дата обращения: 4.02.2023).
12. Президент Бразилии предложил подумать над созданием единых валют БРИКС и МЕРКОСУР [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/ekonomika/16865745 (дата обращения: 7.02.2023).
Common South American Currency: Prospects for Creating and
Strengthening a Dedollarization Trend in the Region Ivanova S.V., Chirkin S.A.
PRUE G.V. Plekhanov
JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_
The article explores the prospects for creating a common South American currency SUR. Based on the concept of the stages of international economic integration by B. Balassa, it is argued that this project has the greatest chances within the MERCOSUR trade bloc. As part of the analysis of the prerequisites for the implementation of this idea between its authors, Argentina and Brazil, the main macroeconomic indicators of the two countries are given, as well as data on the dynamics of mutual trade. It is noted that the asymmetry in these indicators of the two states can become a serious obstacle on this path. In addition, there is a high difference in the values of the most important financial indicators of the two countries: the exchange rate of national currencies, inflation, interest rate, external debt. In the development of the thesis about the strengthening of the trend towards de-dollarization in South America, the results of the implementation of such projects in the past, as well as the possibility of conducting a coordinated interstate monetary policy in the future, are considered. Keywords: common currency, MERCOSUR, economic integration, monetary union, payment system, foreign trade, dedollarization
References
1. Consideran inviable moneda común entre Brasil y Argentina [Electronic
resource]. - URL: https://www.bnamericas.com/es/analisis/moneda-comun-brasil-argentina-se-considera-inviable (Date of access: 3.02.2023).
2. México no se sumará a Moneda Única en Latinoamérica: AMLO [Electronic
resource]. - URL: https://www.nmas.com.mx/nacional/amlo-rechaza-en-mexico-moneda-unica-el-sur-america-latina-propuesta-lula (Date of access: 5.02.2023).
3. Balassa, B. The Theory of Economic Integration / B. Balassa. - Homewood,
IL: Richard D. Irwin, 1961. - 304 p.
4. Chirkin, S. A. Russia - MERCOSUR: the imperative and potential of
bilateral trade / S. A. Chirkin // Russian Economic Journal. - 2022. - No. 6. -S. 78-92.
5. Lula's advisors insist on unified currency for Latin America [Electronic
resource]. - URL: https://en.mercopress.com/2022/05/03/lula-s-advisors-insist-on-unified-currency-for-latin-america (Accessed
05.02.2023).
6. Brazil and Argentina will create a fund to ensure trade obligations
[Electronic resource]. - URL: https://tass.ru/ekonomika/16867347 (date of access: 02/07/2023).
7. The IMF has approved a loan agreement with Argentina [Electronic
resource]. - URL: https://1prime.ru/finance/20220326/836504806.html (date of access: 02/07/2023).
8. Krugman dice que la moneda común de Argentina y Brasil es una pésima
idea [Electronic resource]. - URL:
https://www.bloomberglinea.com/2023/01/29/krugman-dice-que-la-moneda-comun-de-argentina-y-brasil-es-una-pesima-idea/ (accessed : 02/07/2023).
9. South-South Regional Financial Arrangements. Collaboration Towards
Resilience [Electronic resource]. - URL:
https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-64576-2 (accessed 01/30/2023).
10. Kuznetsov, V. S. Experience of SUCRE for currency integration in the EAEU / V. S. Kuznetsov // Latin America. - 2015. - No. 7. - P. 34-43.
11. Reiss, Daniel G. Invoice Currency: puzzling evidence and new questions from Brazil // Working Papers Series 382, Central Bank of Brazil. - 2015. - URL: https://www.bcb.gov.br/pec/wps/ingl/wps382.pdf (date of access: 4.02.2023).
12. The President of Brazil proposed to think about the creation of common currencies BRICS and MERCOSUR [Electronic resource]. - URL: https://tass.ru/ekonomika/16865745 (date of access: 02/07/2023).
X X
o
OD A c.
X
OD m
o
2 O
ho CJ