иностранной валюте) непосредственных участников перемещения товаров через таможенную границу. Кроме того, осуществляют контроль соблюдения физическими лицами правил перевоза наличной валюты через таможенную границу России, установленных валютным законодательством нашей страны. Функцию таможенного валютного контроля осуществляет система таможенных органов, в которую входят Федеральная таможенная служба, Управление валютного контроля Федеральной таможенной службы, подразделения валютного контроля региональных таможенных управлений, отделы и отделения валютного контроля таможен. Задачи, функции, права указанных таможенных органов закреплены в Положениях об этих органах, утвержденных приказами Федеральной таможенной службы и изданных на основе федеральных нормативных правовых актов о валютном регулировании и валютном контроле.
В заключение хотелось бы отметить, что валютный контроль в таможенном деле, являясь видом государственного валютного контроля, характеризуется тем, что это одна из функций таможенных органов; формы и методы, которые используют таможенные органы, определены в законодательстве о валютном регулировании и Таможенном кодексе Российской Федерации; к нарушителям валютного законодательства применяются меры административного принуждения, предусмотренные действующим законодательством.
УДК 343.535:343.85
Е.А. Лебедева (Москва, МГЮА)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА
Рассматриваются правовые основы банкротства, дается характеристика его отдельных процедур.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1 предусматривает множественность процедур, применяемых к неплатежеспособным должникам, введение которых зависит от особенностей их правового положения, возможности (невозможности) восстановления их платежеспособности и других обстоятельств.
В соответствии с названным Законом, при рассмотрении дела о банкротстве должника-юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
- наблюдение (гл. IV);
- финансовое оздоровление (гл. V);
1 СЗ РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.
- внешнее управление (гл. VI);
- конкурсное производство (гл. VII);
- мировое соглашение (гл. VIII).
Термин «процедуры банкротства» употребим достаточно условно, так как процедурой банкротства в буквальном смысле слова является лишь конкурсное производство, применяемое к должнику, признанному арбитражным судом банкротом. Остальные — можно назвать процедурами банкротства лишь условно, поскольку они применяются к должнику, еще не признанному банкротом (например, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление), либо реализуются за пределами производства по делу о банкротстве (например, мировое соглашение).
Каждая процедура имеет свою цель, содержание и сроки реализации. Однако все они, за исключением мирового соглашения, предполагают проведение анализа финансового состояния должника, формирование реестра требований кредиторов и подготовку отчета арбитражного управляющего для собрания кредиторов и арбитражного суда.
Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Наблюдение вводится по общему правилу — не с момента возбуждения производства, а по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя.
Процедуру наблюдения осуществляет назначенный арбитражным судом временный управляющий, который в целях обеспечения сохранности имущества должника осуществляет контроль и дает разрешение на совершение определенных сделок.
Введение в отношении должника наблюдения и назначение временного управляющего не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с некоторыми ограничениями.
Наблюдение вводится на срок не более семи месяцев. По окончании наблюдения арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
Процедура финансового оздоровления, введенная Законом о банкротстве 2002 г., является новой для российского законодательства о несостоятельности1. Под ней понимается такая процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погаше -ния задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. По
1 Научно-практический (постатейный) комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» // Под ред. В.В. Витрянского. — М.: Статут, 2004. — С. 36.
общему правилу финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. Смысл процедуры заключается в том, что в этот период должник производит расчеты со всеми кредиторами в соответствии с графиком погаше-ния задолженности. Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, при том условии, что погашение требований кредиторов первой и второй очереди должно быть произведено не позднее чем че -рез шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.
При проведении этой процедуры существует возможность сохранения органов управления должника. Организация и проведение финансового оздоровления возлагаются на административного управляющего.
В случае введения процедуры финансового оздоровления шансы кредиторов получить удовлетворение своих требований многократно повышаются, поскольку на случай срыва графика погашения задолженности в Законе о банкротстве предусмотрен упрощенный порядок погашения требований кредиторов лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, непосредственно в рамках дела о банкротстве должника1.
Кроме того, арбитражный суд может вынести определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника (п. 6 ст. 88 Закона).
Внешнее управление представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. По общему правилу внешнее управление может применяться только в отношении юридических лиц, однако Закон о банкротстве делает исключение: допускается введение внешнего управления в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства.
При введении указанной процедуры прекращаются полномочия органов управления должника и руководителя должника, а управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.
Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев. В отношении некоторых организаций-должников российское законодательство о банкротстве устанавливает более продолжительные сроки для процедуры внешнего управления: крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные, градообразующие организации, субъекты естественных монополий ТЭК.
По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.
Одной из особенностей процедуры внешнего управления является также введение моратория (приостановление исполнения должником денежных
1 С.А. Карелина. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб.-практ. пособие. — М., 2006. — С. 156.
обязательств и уплаты обязательных платежей) на удовлетворение требований кредиторов. Данная льгота, предоставляемая должнику, позволяет использовать суммы, предназначенные ддя исполнения денежных обязательств, на проведение соответствующих организационных и экономических меро-приятий, направленных на улучшение финансового состояния должника.
Деятельность внешнего управляющего по восстановлению платежеспособности должника должна соответствовать плану внешнего управления, утверждаемому собранием кредиторов.
По итогам внешнего управления внешний управляющий представляет на утверждение собранию кредиторов отчет, после рассмотрения которого собрание кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления либо о прекращении внешнего управления ввиду восстановления платежеспособности должника и перехода к расчетам с кредиторами либо заключения мирового соглашения с кредиторами. При недостижении внешним управляющим поставленной цели — восстановления платежеспособности должника — собрание кредиторов ставит перед судом вопрос о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Конкурсное производство является конечной стадией в процессе банкротства. В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или прекращается предпринимательская деятельность гражданина. Оно проводится в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в очередности, предусмотренной Законом, за счет имущества должника (ст. 2 Закона).
Срок конкурсного производства не может превышать один год, арбитражный суд вправе продлить этот срок не более чем на шесть месяцев. С момента введения конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, а функции по управлению и распоряжению имуществом должника переходят к конкурсному управляющему.
В соответствии сп. 3 ст. 65 ГК РФ основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).
Таким образом, на основании п. 4 ст. 34 Закона о банкротстве 2002 г. требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Законодатель четко указывает на строгую очередность удовлетворения требований кредиторов. Требования кредиторов каждой последующей
очереди удовлетворяются после погашения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме признанных требований этой очереди.
Закон о банкротстве впервые дает определение текущим платежам, под которыми понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (п. 1 ст. 5 Закона).
Они необходимы для продолжения должником хозяйственной деятельности, в связи с чем у него появляются и новые расходы, связанные с коммунальными и эксплуатационными платежами, выплатой текущей заработной платы, уплатой текущих налогов и сборов и т. п.
По общему правилу требования кредиторов по текущим платежам не включаются в реестр требований кредиторов, а сами кредиторы не признаются лицами, участвующими в деле. Исключение составляют «относительно текущие платежи». Это платежи, обязательство по уплате которых возникло до принятия заявления о признании должника банкротом, а срок исполнения наступил, когда в отношении должника введена какая-либо из процедур банкротства. Такие платежи подлежат внеочередному удовлетворению только в течение процедуры, на которую пришелся срок исполнения обязательства. Если же обязательство не будет исполнено до наступления последующей процедуры банкротства, то в дальнейшем указанные платежи внеочередному удовлетворению не подлежат, а учитываются в составе третьей очереди. Как правило, предъявление исков о взыскании текущих платежей, судебные процессы, расходы кредиторов в рамках искового производства не приводят к защите их прав.
При характеристике процедуры конкурсного производства заслуживает внимания положение Закона о банкротстве, допускающее замещение активов должника (т. е. создание на базе имущества должника открытого акционерного общества), которое может иметь место на основании решения собрания кредиторов, при условии, что за принятие данного решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имуществадолжника (ст. 141 Закона).
Мировое соглашение как процедура банкротства может быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве, в рамках любой процедуры банкротства (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства). Оно применяется в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
В этом смысле мировое соглашение можно квалифицировать как альтернативную процедуру банкротства.
Правовая природа мирового соглашения двойственна: с одной стороны, оно является процедурой банкротства, применяемой в отношении несостоятельного должника, с другой — договором, направленным на достижение соглашения между должником и кредиторами относительно удовлетворения требований кредиторов и сохранения деятельности предприятия должника и прекращение судебного разбирательства по делу о несостоятельности.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов, а со стороны должника — в зависимости от процедуры — руководителем должника, исполняющим обязанности руководителя, внешним управляющим или конкурсным управляющим.
Некоторые ученые определяют мировое соглашение как единственную цивилизованную процедуру выхода из конкурсного производства, имеющую целями: а) либо восстановление платежеспособности должника, реструктуризацию его задолженности; б) либо ликвидацию должника и распределение средств от продажи имущества должника на согласованных должником и кредиторами условиях, отличных от предусмотренных процедурой конкурсного производств1.
В отношении отдельных категорий должников-юридических лиц законодательство о банкротстве создает специальные режимы признания их несостоятельными (банкротами), а также особенности процедур их банкротства, что объясняется спецификой правового статуса или особым социально -экономическим значением данных лиц. Именно поэтому Закон о банкротстве 2002 г. включает в себя гл. IX «Особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц», где предусмотрены отдельные положения, касающиеся специального регулирования вопросов банкротства тех категорий должников, ддя которых такое регулирование необходимо.
К этой группе относятся градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые организации, стратегические предприятия и организации, а также субъекты естественных монополий. К отношениям, связанным с банкротством данных юридических лиц, применяются положения Закона о банкротстве 2002 г., регулирующие банкротство должников — юридических лиц, если иное не предусмотрено гл. IX данного закона. Например, отношения, связанные с банкротством кредитных организаций регулируются Законом о банкротстве с особенностями, установленными Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 4-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а в отношении банкротства субъектов естественной монополии топливно-энергетического комплекса действует специальный Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса». Так, при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется
1 Калнан Р. Мировое соглашение // Вестник ВАС РФ. — 2001. — № 3. Спец. Приложение. —
С. 129.
только конкурсное производство, а наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение не применяются.
Следует также отметить, что признаки несостоятельности (банкротства) могут иметь субъекты, практически прекратившие свою деятельность, находящиеся в процессе ликвидации, а также юридические лица, местонахождение которых неизвестно. К таким субъектам применяются упрощенные процедуры банкротства. Они применяются в отношении ликвидируемого или отсутствующего должника. К особенностям банкротства указанной категории должников необходимо отнести тот факт, что в отношении ликвидируемого должника может быть введена только процедура конкурсного производства. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.
В соответствии сп. 1 ст. 25 Гражданского кодекса РФ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. Закон о банкротстве в отдельных параграфах отразил особенности процедуры банкротства для граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Вместе с тем, если речь идет о гражданах, не являющихся индивидуальными предпринимателями («потребительское банкротство»), новый Закон о банкротстве 2002 г. (п. 2 ст. 231) заменил четкую формулировку Закона о банкротстве 1998 г. о том, что положения Закона о банкротстве в отношении их вступят в силу лишь после внесения в текст ГК РФ статьи о банкротстве граждан, не являющихся предпринимателями, и введения ее в действие (ст. 185 Закона о банкротстве 1998 г.) нормой о том, что «положения о банкротстве граждан вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральные законы». Поэтому и после введения в действие нового Закона о банкротстве на первом этапе положения о банкротстве граждан по-прежнему подлежат применению лишь в отношении индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств1.
По действующему законодательству в отношении должника-гражданина и должника-индивидуального предпринимателя ни процедура финансовое оздоровление, ни внешнее управление не проводятся.
Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что действующий Закон о банкротстве отдает предпочтение реабилитационным процедурам банкротствам, направленным на восстановление платежеспособности должника, однако на практике в большинстве случаев вводится процедура конкурсного производства, что приводит к ликвидации предприятия.
1 Научно-практический (постатейный) комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. — М.: Статут, 2004. — С. 56-57.