Научная статья на тему 'Общая характеристика проблемы феноменологического исследования создания актерами художественного образа'

Общая характеристика проблемы феноменологического исследования создания актерами художественного образа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКТЕРА / ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА-РОЛИ / ОТЧЕТЫ ИСПЫТУЕМЫХ АКТЕРОВ / ЕДИНСТВО АКТЕРА И РОЛИ / ПРОЦЕСС СЦЕНИЧЕСКОГО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АКТЕРА / КАЧЕСТВЕННОЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ИНТЕРВЬЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курсевич Наталия Ивановна

Представлен анализ проблемы феноменологического исследования создания актерами художественного образа. Рассмотрены общие параметры, механизмы, особенности исследовательской работы по вопросу изучения психологии личности и профессиональной деятельности актеров в творческом процессе создания художественного образа. Намечены перспективы изучения проблемы создания артистами художественных образов на основе качественного исследовательского интервью.Article is devoted to the analysis of a problem of a phenomenological research of creation by actors of an artistic image. The general parameters, mechanisms, features of research concerning studying of psychology of the personality and professional activity of actors in creative process of creation of an artistic image are considered. In article the prospects of studying of a problem of creation by actors of artistic images on the basis of a qualitative research interview are planned.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика проблемы феноменологического исследования создания актерами художественного образа»

ПСИХОЛОГИЯ

ФЕНОМЕН ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ Щ

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.01.P.41 УДК 159.9

Н. И. Курсевич,

Российский новый университет

Общая характеристика проблемы феноменологического исследования создания актерами художественного образа

Феноменология рассматривает конкретное явление, конкретный опыт и пытается описать его по возможности с минимальными искажениями или толкованиями [1, с. 3]. И в силу этого именно она призвана играть лидирующую роль в исследовании личности и профессиональной деятельности актеров.

Исходным пунктом феноменологии служит тезис «Назад, к самим вещам!» [1, с. 5]. Вещи, о которых идет речь, находятся не вовне и не внутри нас (это не внешний объект классической науки и не плод нашей субъективной фантазии), они находятся, если можно так выразиться, «между» субъектом и объектом. В нашем случае: субъект -исследователь-феноменолог, объект - испытуемый актер, предмет исследования - художественный образ, создаваемый актером; причем сам артист в процессе создания художественного образа является исследователем психологии человека-роли.

В феноменологическом способе познания субъект не может быть нейтрально дистанцирован от познаваемого им объекта, он всегда задействует себя, но не просто, а определенным способом, тем способом, который предложен феноменологическим методом. Или, говоря словами М. Хайдеггера: «Не человек мыслит, думает, говорит, а в нас и через нас говорит бытие» [2, с. 271]. А соответственно: в процессе сценической деятельности не буквально актер мыслит, думает,

© Курсевич Н. И., 2018

На фестивале художественного творчества в Российском новом университете

говорит, а в нем и через него говорит бытие создаваемого им художественного образа.

В феноменологическом исследовании используются три основных источника сбора данных: а) отчеты испытуемых, полученные в ходе исследовательского интервью или изложенные письменно; б) рефлексивные самоотчеты исследователя; а также в) всевозможные личные документы и общекультурные тексты, содержащие развернутые описания внутренней жизни человека. Основное требование, которое предъявляется ко всем этим разнородным описаниям:они должны быть как можно менее теоретичными, содер-

жать минимум допущений и относиться к реальному переживанию или опыту человека [3, с. 139-141]. Итак, феноменологический метод -это метод, позволяющий работать через обращение к аутентичности испытуемого актера.

Где проявляется «сам испытуемый актер»? Раскрытие «самого испытуемого актера» происходит следующим образом: в том, что говорит испытуемый-артист о процессе создания художественного образа, нечто «впечатывается», «импонирует», «затрагивает» исследователя-феноменолога, затем отдельные элементы складываются в композицию - в образ. «Предмет», напри-

НАТАЛИЯ ИВАНОВНА КУРСЕВИЧ

старший преподаватель кафедры педагогического образования, аспирантка кафедры общей психологии и психологии труда; актриса Центрального академического театра Российской Армии, заслуженная артистка Российской Федерации. Сфера научных интересов: феноменология создания актерами художественных образов. Автор 9 опубликованных научных работ

Представлен анализ проблемы феноменологического исследования создания актерами художественного образа. Рассмотрены общие параметры, механизмы, особенности исследовательской работы по вопросу изучения психологии личности и профессиональной деятельности актеров в творческом процессе создания художественного образа. Намечены перспективы изучения проблемы создания артистами художественных образов на основе качественного исследовательского интервью.

Ключевые слова: феноменологический метод, психология личности и профессиональной деятельности актера, психология человека-роли, отчеты испытуемых актеров, единство актера и роли, процесс сценического перевоплощения, индивидуальные особенности актера, качественное феноменологическое исследовательское интервью.

Article is devoted to the analysis of a problem of a phenomenological research of creation by actors of an artistic image. The general parameters, mechanisms, features of research concerning studying of psychology of the personality and professional activity of actors in creative process of creation of an artistic image are considered. In article the prospects of studying of a problem of creation by actors of artistic images on the basis of a qualitative research interview are planned.

Key words: phenomenological method, psychology of the personality and professional activity of the actor, psychology of the person role, reports of examinees of actors, unity of the actor and role, process of scenic transformation, specific features of the actor, qualitative phenomenological research interview.

мер Person другого человека (художественного образа), только тогда начинает являться в своем своеобразии воспринимающему, когда он его эмоционально затронет [4, с. 92, 96]. То есть, для того чтобы «сам испытуемый актер» проявился, необходима феноменологическая открытость исследователя по отношению к тому, что приходит к нему от испытуемого артиста, и по отношению к себе самому. Открыться - значит позволить тому, что себя показывает, войти, «впечататься», эмоционально затронуть [4, с. 92], чего достичь очень нелегко, тем более неопытному феноменологу. Феноменолог в буквальном смысле становится как бы «каналом» для явленности «самого испытуемого актера».

Например, А. Лэнгле пишет о том, что, «если исследуемый не может сформулировать ни одного чувства, в некоторых случаях полезно предоставить ему в распоряжение собственные чувства, которые возникли у исследователя в эмпати-ческом сопровождении» [5, с. 139; 7, р. 5]. Исследователь-феноменолог как бы «одалживает свой голос, помещает себя на сторону спящей

Person в испытуемом актере, той самой, которая по какой-то причине не может оживиться». Итак, эмоциональность - как испытуемого актера, так и феноменолога - играет в процессе изучения психологии создания актерами художественных образов важную роль. Для этого исследования важно обратить внимание на то, каким образом задействована эмоциональность феноменолога в процессе понимания испытуемого артиста из него самого. Исследователь-феноменолог включает собственную эмоциональность для того, чтобы «сам испытуемый актер» показал себя в интерсубъективном пространстве, то есть чувства и эмоции исследователя предоставляют информацию о том, каков есть «сам испытуемый артист».

При этом важно подчеркнуть следующее: психотехнические исследования, как правило, упускают из виду всю специфичность, все своеобразие психологии личности и профессиональной деятельности актера, видя в творчестве артиста лишь особое, специфическое сочетание тех самых психических качеств, которые в другом

сочетании встречаются в любой профессии. Упуская, что деятельность актера сама есть своеобразное сотворение психофизиологических состояний, и не анализируя эти специфические состояния во всем многообразии их психологической природы, исследовате-ли-психотехники растворяют проблему актерского творчества в общей и притом банальной «тестовой психологии», оставляя без должного внимания природу актера и все своеобразие, уникальность его психологии [6, с. 197-211].

Так, объективно-аналитическое исследование личности и профессиональной деятельности актеров не дает исчерпывающего ответа на такие вопросы, как: «Кто такой актер?», «Как функционирует его психика?», «По каким законам осуществляется создание актером художественного образа?» Объективно-аналитическое исследование личности затрагивает лишь поверхностные, общие механизмы, не вскрывает глубинных смыслов содержания актерского нутра, его профессиональной деятельности. Никакое объективирующее познание не способно проникнуть в глубинные материи содержания процесса создания актерами художественных образов, не способно проникнуть в душу артиста. В связи с этим встает вопрос более глубинного, качественного изучения актера, способного сделать содержание его личности и профессиональной деятельности понятным научному сообществу.

«Феноменологически исследовать нечто - значит изучить то, как мы нечто переживаем, безотносительно к тому, что мы об этом знаем. Это значит видеть вещи так, как они даны в нашем переживании, безотносительно к имеющимся у нас теориям, догадкам и общепризнанному здравому смыслу. В психологии под „феноменологическим исследованием" подразумевают сегодня особый тип исследования, направленный на реконструкцию структуры некоторого переживания, смыс-

лов и отношения человека к чему-либо» [3, с. 24-31].

Феноменологу необходимо учитывать: одним из основных принципов создания актером художественного образа является проявление определенных, своеобразных индивидуальных особенностей артиста в характере исполнения роли (их зарождение, развитие и реализация на сцене); художественный образ определяет единство актера и роли. В процессе исследования феноменологу непременно нужно стремиться найти ответы на ключевые вопросы феноменологического исследования психологии личности и профессиональной деятельности актера: «Меняется ли в психологии личности самого артиста что-либо в процессе сценического перевоплощения?», «От каких причин зависят порой возникающие личностные психофизические перестройки актера как факт деформации его личности?», «Почему некоторые люди способны внутренне меняться, моделируя новую личность художественного образа?»

Феноменологу необходимо исследовать, в какой же степени реалистичности можно воссоздавать на сцене невероятно сложную структуру человеческой личности; какими психофизическими средствами, психологическими механизмами пользуются актеры в процессе создания художественного образа, чтобы убедительно воспроизводить структуру человеческой личности создаваемого образа, т.е. транслировать ее столь достоверно, чтобы зритель увидел живого человека, поверил ему, пошел за ним сквозь перипетии спектакля, продлевая в воображении жизнь литературного героя; при этом зритель, мысленно участвуя в событиях пьесы, не только сопереживает персонажам, но и порой осуждает, смеется, негодует и презирает (поскольку в театре не только сочувствуют, но и порицают), а актер, несомненно, руководит этой сложной работой ума и сердца.

Отчетливо сознавая, как далека современная наука от решения этих проблем, сколько спорного и неясного в наших знаниях о личности, о ее психологии, как долог и труден путь к познанию закономерностей творчества на сцене, важно тем не менее обозначить хотя бы самые общие контуры исследовательской работы по вопросу изучения психологии личности и профессиональной деятельности актеров в творческом процессе создания художественного образа. Указанное приводит нас к убеждению, что сценическое перевоплощение сопровождается перестройкой мотивов, установок, отношений, эмоциональных состояний актера, и эти перестройки происходят по ходу сценического действия, отличного от привычных жизненных действий самого артиста.

Да! Исследование и описание создания на сцене внутренней жизни человека, жизни человеческого духа - это все еще большая научная проблема. Как объективно измерить, например, силу нежности, глубину любви, степень горя? А как вообще объективно описать, что такое любовь? На какие составляющие расчленять эмоции, до каких «первичных кирпичиков» психики? [1, с. 7]. Так вот, феноменологический метод изучения процесса создания актерами художественных образов заключается в интуитивном, непринужденном, доскональном, дескриптивном, аналитическом установлении различий и в приведении к ясности феноменов сознательной жизни.

Итак, качественное феноменологическое исследовательское интервью отличается от того, что мы привыкли называть словом «интервью», как симфонический концерт от дворовой песни из трех аккордов. Благодаря качественному феноменологическому исследовательскому интервью осуществляется проникновение в собственное смысловое содержание жизненного мира респондента (актера), которое зара-

нее никогда не известно. С. Квале справедливо предлагает не ограничиваться взглядом на интервью как на инструмент достижения практических целей, а помещать этот исследовательский инструмент в широкий социально-гуманитарный контекст, он глубоко анализирует общефилософские тенденции последних десятилетий (постмодернизм, феноменологию, герменевтику, диалектику), отражением которых стал новый взгляд на получение психологического знания.

Однако иногда личный опыт феноменолога мешает пониманию им актера, так как вместо того, чтобы услышать от него самого, что происходит с ним, интервьюер использует свое понимание увиденного и насыщает его собственными смыслами. Это распространенная ошибка очень часто искажает понимание феноменологом поведения испытуемого актера, ибо это понимание основывается на соотнесенности с предшествующим опытом, отягощенным переносами, проекциями и стереотипами. Барьерами этого понимания также могут быть: барьер возраста, барьер статуса, барьер разной компетентности и информированности, барьер страха респондента перед психологом, барьер недоверия и др.

Можем ли мы быть уверены, что наше видение другого человека (актера) оказывается таким, как он есть, или мы видим лишь свою проекцию наших собственных теорий о нем? Каждый психолог, имеющий опыт практической деятельности, имеет свое представление о человеке, его поведении и механизмах личностного становления. Он в некотором смысле опирается на свои сложившиеся в процессе практики стереотипы. Может ли феноменолог быть уверенным, что он видит респондента-актера в его действительном мире, в котором он живет и трудится? Принимает ли психолог уникальность и неповторимость этого мира?

Для того чтобы понимать актера как человека, важно не просто

познакомиться с его миром, а существовать в нем вместе с ним, то есть практически перевоплощаясь в актера-респондента, но ведь далеко не каждый психолог-исследователь на это способен. Соответственно, характеризуя проблемы феноменологического исследования личности и профессиональной деятельности актера, следует подчеркнуть: феноменологу прежде всего необходимо тщательным образом изучить сферу взаимодействия испытуемого артиста с социумом, степень и содержательную сторону сотворчества актера и коллектива создателей спектакля как предлагаемые обстоятельства создания артистом художественного образа.

Одной из проблем феноменологического исследования личности и профессиональной деятельности актеров является проявление некоторой скрытности испытуемого артиста в процессе общения с феноменологом по вопросу психофизического и ментального здоровья как параметра профессиональной пригодности. В творческом процессе создания художественного образа важнейшим звеном

является сама личность создателя, то есть проводника этой информации - артиста. Соответственно, в процессе феноменологического исследования личности и профессиональной деятельности актера феноменолог обычно сталкивается с тем, что при разработке одного и того же драматургического, ролевого материала у разных актеров имеются изменения психологического рисунка роли, которые каждый из актеров-исполнителей вносит в свой процесс создания художественного образа; с изучением вариантов исполнения разными артистами одной и той же роли в конкретной пьесе феноменолог получает всякий раз новую, отличающуюся от полученной ранее информацию как результат исследования.

Чем определеннее сходство художественных образов, созданных разными актерами, исполняющими одну и ту же роль в конкретной пьесе, тем более плоским, пресным становится самый результат творческого процесса создания художественного образа исполняющими одну и ту же роль в конкретном спектакле. В этом

случае создаваемые художественные образы всё более и более начинают напоминать в лучшем случае обыденный житейский пример, лишенный всякой остроты, а ведь именно в этой емкости личностного подхода и аллегоричности сценического художественного произведения видится залог его жизненности - это-то и представляет интерес для феноменологического исследования.

Феноменологическое исследование личности и профессиональной деятельности актера должно показать, что акт сценического искусства есть не мистический и небесный акт души актера, зрителя, а такой же реальный акт, как и все остальные движения нашего существа, но только он превосходит своей сложностью все прочие. Исследование должно обнаружить, что акт сценического искусства актера есть творческий акт и не может быть воссоздан путем чисто сознательных операций, но, если самое важное в актерском искусстве сводится к бессознательному и к творческому, значит ли это, что всякие сознательные моменты и силы вовсе из него устранены?

ЛИТЕРАТУРА

1. Атаманчукова А.В., ЖиргалонЛ. О. Феноменологический метод исследования. М., 2013. 22 с.

2. Мамардашвили М. К. Очерк современной европейской философии. М.: Прогресс-традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2010. 582 с.

3. Улановский А.М. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием. М.: Смысл, 2012. 264 с.

4. Лэнгле А. Воспринимать то, что трогает. Феноменология в практике экзистенциального анализа // Экзистенциальный анализ. Бюллетень. 2009а. № 1. С. 91-112.

5. Лэнгле А. Сохранение прикосновения как основная терапевтическая работа в экзистенциальном анализе // Эмоции и экзистенция. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. С. 125-163.

6. Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера. М., 1936. 212 с.

7. Längle A. Die Bedeutung der Persönlichkeit und der Selbsterfahrung des Psychotherapeuten und der Selbsterfahrung des Psychotherapeuten fur den Therapieverlauf - aus der Sicht der Existenzanalyse // Bulletin der GLE. 1989. № 6/1. S. 3-5.

LITERATURA

1. Atamanchukova A. V., Zhirgalon L. O. Fenomenologicheskij metod issledovaniya. M., 2013. 22 s.

2. Mamardashvili M. K. Ocherk sovremennoj evropejskoj filosofii. M.: Progress-tradiciya, Fond Meraba Mamardashvili, 2010. 582 s.

3. Ulanovskij A.M. Fenomenologicheskaya psihologiya: kachestvennye issledovaniya i rabota s perezhivaniem. M.: Smysl, 2012. 264 s.

4. Lehngle A. Vosprinimat' to, chto trogaet. Fenomenologiya v praktike ehkzistencial'nogo analiza // Ehkzistencial'nyj analiz. Byulleten'. 2009a. № 1. S. 79-112.

5. Lehngle A. Sohranenie prikosnoveniya kak osnovnaya terapevticheskaya rabota v ehkzistencial'nom analize // Ehmocii i ehkzistenciya. Har'kov: Izd-vo Gumanitarnyj Centr, 2007. S. 125-163.

6. Yakobson P.M. Psihologiya scenicheskih chuvstv aktyora. M., 1936. 212 s.

7. Längle A. Die Bedeutung der Personlichkeit und der Selbsterfahrung des Psychotherapeuten und der Selbsterfahrung des Psychotherapeuten fur den Therapieverlauf - aus der Sicht der Existenzanalyse // Bulletin der GLE. 1989. № 6/1. S. 3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.