Научная статья на тему 'Общая характеристика подкупа избирателей'

Общая характеристика подкупа избирателей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПОДКУП ИЗБИРАТЕЛЕЙ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ / КОРРУМПИРОВАННЫЕ СДЕЛКИ / ДОВЕРЕННЫЕ ЛИЦА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулеева И.Ю.

В данной статье проведен анализ реалии современного российского избирательного процесса свидетельствующего о том, что значительное количество проводимых избирательных кампаний, кампаний референдума не отвечают названным принципам. Ангажированность средств массовой информации, предвзятость избирательных комиссий и правоохранительных органов, использование административного ресурса, незаконное финансирование избирательных кампаний, подкуп избирателей, фальсификация избирательных документов и иные аспекты в данной сфере деятельности. Автором проводится глубокий анализ литературы и нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика подкупа избирателей»

образовательных организаций, обучающихся по специальности «Таможенное дело»: рекомендовано УМО. - СПб.: Троицкий мост, 2015. -448 с.

8. Макаров А.В., Савосина Н.Г. Правовые меры противодействия контрабанде в таможенном законодательстве: историко-правовой опыт / А.В. Макаров, Н.Г. Гармаев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. -2014. - № 1. - С. 110-117.

9. Перспективы таможенного регулирования на территории РФ// НДС: проблемы и решения. - 2014. - № 3.

10. Чуфаровский Ю.В. Криминология: учебник. - М.: Проспект, 2014. -255 с.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДКУПА ИЗБИРАТЕЛЕЙ

© Кулеева И.Ю.1

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

В данной статье проведен анализ реалии современного российского избирательного процесса свидетельствующего о том, что значительное количество проводимых избирательных кампаний, кампаний референдума не отвечают названным принципам.

Ангажированность средств массовой информации, предвзятость избирательных комиссий и правоохранительных органов, использование административного ресурса, незаконное финансирование избирательных кампаний, подкуп избирателей, фальсификация избирательных документов и иные аспекты в данной сфере деятельности.

Автором проводится глубокий анализ литературы и нормативных правовых актов.

Ключевые слова: избирательный процесс, избирательные компании, средства массовой информации, правоохранительные органы, подкуп избирателей, фальсификация документов, коррумпированные сделки, доверенные лица, политическая коррупция, конституция РФ.

Демократические, свободные, равные, базовые принципы организации и проведения выборов и референдума в Российской Федерации.

Однако реалии современного российского избирательного процесса свидетельствуют о том, что значительное количество проводи-

1 Доцент, кандидат юридических наук, доцент.

мых избирательных кампаний, кампаний референдума не отвечают названным принципам.

Ангажированность средств массовой информации, предвзятость избирательных комиссий и правоохранительных органов, использование административного ресурса, незаконное финансирование избирательных кампаний, подкуп избирателей, фальсификация избирательных документов и итогов голосования, «грязные» избирательные технологии - негативные явления, в значительной мере сопровождающие современный избирательный процесс.

Поскольку в основе подавляющего большинства названных нарушений лежат подкуп, продажность и злоупотребление своим статусом участниками избирательного процесса, есть основания изучать данное избирательное правонарушение [7, с. 115].

Подкуп можно представить и как «коррумпированную сделку», в которой каждая из сторон, игнорирующая принятые в обществе нормы морали и права, - и подкупающий, и подкупаемый - имеет свою выгоду: подкупающий склоняет подкупаемого к совершению определенного поступка, а подкупаемый взамен угодного поведения получает определенные имущественные блага [3].

В действующем законодательстве о выборах не содержится дефинитивной нормы, которая бы давала развернутое легальное определение подкупу избирателей. Законодательные дефекты, выражающиеся в недостаточной формализации и конкретизации состава подкупа избирателей как основания конституционно-правовой ответственности, также приводят к совершению правоприменительных ошибок при квалификации этого деяния в качестве избирательного правонарушения.

В п. 2 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1]; закреплен правовой запрет на совершение подкупа избирателей, содержащий целый ряд признаков этого деликта.

Согласно этому правовому предписанию кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей:

1) вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей и агитационную работу);

2) производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение;

3) проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;

4) предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг, иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вместе с тем в этом определении не отмечена именно конституционно-правовая природа подкупа избирателей и юридически не точно сформулирован результат, к которому стремятся подкупающие лица [2].

В доктрине уголовного права также нет единства мнений по вопросу трактовки понятия «подкуп избирателей» как квалифицирующего признака состава воспрепятствования осуществлению избирательных прав. Разные авторы акцентируют внимание на различных характерных признаках этого преступного деяния [4, с. 35].

Так, под подкупом понимается непосредственная передача, раздача материальных ценностей (продукты питания, спиртные напитки и т.д.) либо денежных средств, предоставление иных материальных благ или имущественных выгод с целью воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.

Разные варианты возможного поведения подкупленного отмечаются и другими авторами. Подкуп квалифицируется, как обещание или предоставление избирателю, кандидату в депутаты или члену избирательной комиссии (комиссии референдума) вознаграждения либо услуг имущественного характера за желательное виновному поведение (угодное лицу голосование «за» или «против», неявка на избирательный участок или участок по проведению референдума, снятие своей кандидатуры в депутаты).

Некоторые авторы рассматривают подкуп избирателей как разновидность политической коррупции.

Указывая на то, что политическая коррупция проявляется в деяниях, не наказуемых в уголовном порядке (опека политиками избирательных структур в обмен на личную преданность и политическую поддержку), и уголовно наказуемых деяниях (взяточничество, подкуп), характеризующихся политической окраской [5, с. 14]. Данное определение охватывает не только всю совокупность уголовно наказуемых деяний, но и иные виды социальных отклонений в политике, то есть дается в широком социально-политическом, а не криминологическом смысле.

Также политическая коррупция определяется, как совокупность совершенных преступлений должностными лицами органов государственной власти или претендентами на эти должности, либо по их поручению другими лицами, с использованием своего служебного, имущественного или иного положения вопреки интересам других лиц и общества в целях занятия, сохранения, распределения или утраты соответствующей государственной должности, в определенном регионе за определенный период времени [6, с. 57].

Отдельные авторы представляют подкуп избирателей как вид политической коррупции, выделяя ее особенности, такие как:

1) общественная опасность, так как происходит извращение духовно-мотивационной сферы личностей избирателей. Кроме того, сами кандидаты, баллотирующиеся на выборах, относятся к указанному явлению как вполне допустимому и укоренившемуся методу прихода к власти. Таким образом, нарушаются конституционные права избирателей, которые согласно Конституции Российской Федерации являются высшей ценностью (ст. 2), совершается посягательство на высшее непосредственное выражение власти народа, каковыми являются свободные выборы (ст. 3) [5, с. 27];

2) латентность, распространенность и безнаказанность деяния. Этому в немалой степени способствуют, во-первых, несовершенство конституционного, административного и уголовного законодательства, регулирующего вопросы ответственности за подкуп избирателей, во-вторых, отсутствие единых теоретических позиций к пониманию сущности подкупа избирателей как формы воспрепятствования осуществлению избирательных прав граждан и как формы проявления политической коррупции и, в-третьих, разнообразие практики привлечения к юридической ответственности за одинаковые по сути проявления подкупа избирателей.

Действительно, подкуп избирателей является относительно самостоятельной разновидностью политической коррупции, проявляющейся в массовом или индивидуальном подкупе, как избирателей, так и избираемых на выборные государственные или муниципальные должности либо иных участников избирательного процесса во время проведения избирательной кампании.

Подкуп как вид политической коррупции, обладает такими признаками, как:

1) политическая коррупция, связанна с проведением различных выборов;

2) специальными субъектами политической коррупции являются уже состоявшиеся политики, а также претенденты (как из органов власти, так и из частного сектора) на выборные должности;

3) деяния субъектов политической коррупции направлены, прежде всего, на получение или сохранение определенной должности либо статуса как для себя, так и других лиц;

4) эти деяния осуществляются вопреки интересам государства, общества и других лиц путем использования своих или чужих должностных полномочий, а также материальных ресурсов;

5) наличие политической выгоды, корыстной цели, как для личного обогащения, так и в пользу чьих-либо групповых интересов и политических партий.

Таким образом, можно дать определение подкупа как вида политической коррупции - это деяния политиков, претендентов или лиц, связанных с ними, во время подготовки и проведения выборов, назначение или утверждение определенной государственной должности, а также проведение иных политических мероприятий, направленных на получение или сохранение определенной должности или статуса, как для себя, так и для других лиц, совершенных путем использования должностных полномочий как своих, так и иных лиц, использование своих или чужих материальных ресурсов вопреки интересам государства, общества и других лиц в целях получения политической выгоды, личного обогащения, а также в пользу узкогрупповых интересов и политических партий.

Список литературы:

1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67: в ред. с изменениями и дополнениями.

2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ // Рос. газета. - 1993. - 25 дек.; Собрание Законодательства РФ. - 2014. - № 9. -Ст. 851.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 03.07. 2016 г. № 530-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. -№ 32. -Ст. 3301; Российская газета. - 2016. - 12.01. - № 1.

4. Горшенков Г.Н. Криминологический словарь. - Сыктывкар, 2005. -С. 156.

5. Кабанов П.А. Политическая коррупция в России: криминологическая характеристика и меры сдерживания. - Нижнекамск, 2010. - С. 35.

6. Шапиев С. Подкуп избирателей как вид политической коррупции // Журнал о выборах. - 2011. - № 3. - С. 7-16.

7. Кулеева И.Ю. Правовая характеристика прав и обязанностей представителя // Наука XXI века: тенденции и перспективы Сборник материалов

международной научной конференции (19 сентября 2014 г. том 2) / Под общей редакцией д.э.н., профессора А.И. Барановского. - Омск: Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2014. - С. 155.

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ДЕЛАМ О НЕРАСКРЫТЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

© Кулеева И.Ю.1

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

В статье проводится анализ расследования возобновленного уголовного дела о нераскрытых преступлениях прошлых лет. Автором проводится глубокий анализ литературы и нормативных источников в области расследования нераскрытых преступлений. В данной статье автором разработаны и представлены отдельные предложения по категории отдельных следственных действий по нераскрытым преступлениям прошлых лет.

Ключевые слова: нераскрытые преступления, возобновленные дела, допрос, осмотр места происшествия, следственное действие, уголовные дела, алиби, лица, подозреваемый, алгоритм следственных действий.

В ходе расследования возобновленного уголовного дела о нераскрытом преступлении прошлых лет могут проводиться любые следственные действия, продиктованные следственной ситуацией. В данной статье, рассмотрены те, которые носят проблемный характер и наиболее часто встречаются в ситуациях, связанных с проверкой причастности определенного лица к совершению преступления.

Наибольшую специфику по возобновленным делам имеют допрос, осмотр, обыск, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, назначение экспертиз. Особенности тактики большинства из них обусловлены главным образом тремя факторами [4, с. 31]:

- временем;

- повторностью многих следственных действий, как и всего расследования в целом;

- активным противодействием расследованию как до приостановления производства по делу, так и после его возобновления.

1 Доцент, кандидат юридических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.