Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АДАПТАЦИЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА, ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АДАПТАЦИЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА, ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
191
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ / ИЗОЛИРОВАННЫЕ И ТРУДНОДОСТУПНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ (ВИЭ)

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Фатерина А.А.

Электроэнергетика играет ключевую роль не только для национальной экономики, но и для особо охраняемых территорий российской Арктики. Такие территории имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение как для макрорегиона, так и для страны в целом. Учитывая, что потепление климата в Арктике происходит быстрее, чем в других регионах, расположенные на территориях с особым режимом охраны экосистемы подвержены определенным рискам и требуют безотлагательных мер адаптации к подобным трансформациям. В этой связи особое место для природоохранных территорий, в частности, труднодоступных и изолированных, занимают вопросы обеспечения их надежной, доступной и экологически устойчивой электроэнергией. Целью статьи является обозначение общих характеристик особо охраняемых природных территорий АЗРФ, их энергоснабжения. Сделаны выводы о наличии позитивного опыта использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и их экономической эффективности, при этом в ходе исследования выявлена проблема отсутствия в открытом доступе информации об энергоснабжении изучаемых территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Фатерина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTICS OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION: ADAPTATION TO CLIMATE CHANGE, ENERGY SUPPLY

The electric power industry plays a key role not only for the national economy, but also for the specially protected areas of the Russian Arctic. Such territories have special environmental, scientific, cultural, aesthetic, recreational and health-improving significance both for the macroregion and for the country as a whole. Given that climate warming in the Arctic is happening faster than in other regions, ecosystems located in territories with a special regime of protection are subject to certain risks and require urgent measures to adapt to such transformations. In this regard, a special place for nature-protected areas, in particular, hard-to-reach and isolated ones, is occupied by the issues of providing them with reliable, affordable and environmentally sustainable electricity. The purpose of the article is to identify the general characteristics of the specially protected natural territories of the Russian Arctic, their energy supply. Conclusions are drawn about the presence of positive experience in the use of renewable energy sources (RES) and their economic efficiency, while the study revealed the problem of the lack of publicly available information about the energy supply of the studied territories.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АДАПТАЦИЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА, ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ»

Общая характеристика особо охраняемых природных территорий Арктической зоны Российской Федерации: адаптация к изменениям климата, энергоснабжение

со см о см

со

о ш т

X

<

т о х

X

Фатерина Анастасия Андреевна

аспирант кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления, факультет государственного управления, МГУ имени М.В.Ломоносова, FatherinaAA@spa.msu.ru

Электроэнергетика играет ключевую роль не только для национальной экономики, но и для особо охраняемых территорий российской Арктики. Такие территории имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение как для макрорегиона, так и для страны в целом. Учитывая, что потепление климата в Арктике происходит быстрее, чем в других регионах, расположенные на территориях с особым режимом охраны экосистемы подвержены определенным рискам и требуют безотлагательных мер адаптации к подобным трансформациям. В этой связи особое место для природоохранных территорий, в частности, труднодоступных и изолированных, занимают вопросы обеспечения их надежной, доступной и экологически устойчивой электроэнергией. Целью статьи является обозначение общих характеристик особо охраняемых природных территорий АЗРФ, их энергоснабжения. Сделаны выводы о наличии позитивного опыта использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и их экономической эффективности, при этом в ходе исследования выявлена проблема отсутствия в открытом доступе информации об энергоснабжении изучаемых территорий. Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, децентрализованное электроснабжение, изолированные и труднодоступные территории, возобновляемые источники энергии (ВИЭ).

Введение

В настоящее время ключевую роль в вопросах обеспечения базовых потребностей человека и основных нужд народного хозяйства занимает электроэнергия. Она является основным продуктом, который производится, передается, распределяется и потребляется в системе электроэнергетики. С точки зрения народного хозяйства, в отраслевой структуре российской экономики электроэнергетика занимает базовое место. Обеспечивая электроэнергией все сферы национальной экономики, она тем самым способствует социально-экономического развитию страны [10]. Электроэнергетика входит в структуру промышленной отрасли и является основным элементом топливно-энергетического комплекса России, представляя собой совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов [2]. Однако, процесс производства, передачи и потребления электроэнергии не всегда сопровождается наличием экономических отношений. Отсутствие экономических отношений при выработке электроэнергии относится к сферам, где основной акцент делается не на коммерческой выгоде или продаже энергии, а на других аспектах, таких как обеспечение общественных потребностей малых групп лиц, научных исследований, в частности, обеспечение энергетических потребностей труднодоступных и изолированных районов, где размещены инфраструктурные объекты природных территорий с особым правовым режимом охраны. Стоит отметить, что в силу географических особенностей и исторически сложившегося очагового типа освоения российской Арктики, такие территории не входят в энергетическую систему России.

Энергосистема России состоит из Единой энергетической системы (семь объединенных энергосистем (ОЭС) - ОЭС Центра, Средней Волги, Урала, Северо-Запада, Юга и Сибири) и территориально изолированных энергосистем (Чукотский автономный округ, Камчатский край, Сахалинская и Магаданская область, Норильско-Таймырский и Николаевский энергорайоны, энергосистемы северной части Республики Саха (Якутия)) [20]. При этом часть территорий арктических субъектов, в том числе, которые были обозначены выше, относятся к изолированным и труднодоступным. Статус изолированности и труднодоступности объяснятся наличием на таких территориях исключительно локальных объектов генерации, то есть энергетически изолированных в силу их удаленности и отсутствия надлежащей транспортной инфраструктуры. Данные территории находятся в зоне децентрализованного электроснабжения, так как они не имеют ни подключений к Единой энергетической сети России, ни к изолированным энергетическим узлам. Их энергоснабжение чаще всего обеспечивается за счёт локальных объектов микрогенерации: электростанций или генераторов небольшой мощности (до 15 киловатт), где преимущественным видом топлива является дизельное [17].

Использование данного вида экологически небезопасного и экономически неэффективного топлива в качестве основного источника выработки электроэнергии на изолированных и труднодоступных территориях Арктики происходит ни одно десятилетие и по-прежнему остается основной угрозой, которая формирует риски для развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности.

Несмотря на особый режим охраны, данная проблема характерна и для труднодоступных природных территорий Арктической зоны Российской Федерации (далее АЗРФ). Помимо особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значение, такие территории также обладают присущей макрорегиону уникальной спецификой, в связи с чем изучение вопросов их энергоснабжения являются крайне важными и актуальными. Таким образом, основной целью настоящего исследования является обозначение общих характеристик особо охраняемых природных территорий АЗРФ и их энергоснабжения.

Общие характеристики арктических особо охраняемых природных территорий

Являясь объектам общенационального достояния, особо охраняемые природные территории (далее ООПТ) определены основным законодательством, как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны [1]. Обладая общими характеристиками, присущими ООПТ России, арктические, как уже обозначалось выше, при этом имеют в целом характерную для макрорегиона специфику. К совокупности их специфических свойств можно отнести: особые природно-климатические условия, уникальное географическое положение, высокую уязвимость экосистем, важнейшее историко-культурное и социально-экономическое значение.

Во мнении о том, что Арктика является «кухней погоды», или даже её «поваром», учёные сходятся однозначно [8]. Физико-географические процессы, происходящие в Арктике, оказывают серьезное влияние на погодные и климатические условия не только России, но и других стран. Однако в настоящее время именно Арктика становится одним из самых уязвимых к изменениям климата регионов. И если за последние 10 лет температура на территории Российской Федерации растет значительно быстрее мировой - на 0,45 °С, то в АЗРФ это процесс увеличивается почти в два раза - на 0,8 °С [19]. В некоторых полярных районах российской Арктики ученые ежегодно фиксируют преобладание теплых воздушных масс и положительных аномалий температуры воздуха, сокращение площади морских льдов и повышение уровня арктических морей [18]. Более того, исследователи отмечают, что даже несмотря на ежегодное снижение антропогенной нагрузки на климатическую систему, в силу её инерционности и естественной изменчивости, в последующие годы в Арктике будет наблюдаться высокая вероятность сохранения тенденции ускоренного потепления [12].

При этом стремительное изменение климата в АЗРФ может способствовать как возникновению новых экономических возможностей в макрорегионе, так и появлению событий, которые повлекут за собой глобальные риски для хозяйственной системы и окружающей среды, неблагоприятные экологические последствия и вероятность формирования новых угроз для национальной безопасности. В рамках снижения послед-

ствий климатических изменений и недопущения их негативного влияния на социально-экономическое и экологическое состояние как АЗРФ, так и страны в целом, в Российской Федерации разрабатывается комплекс адаптационных стратегических мер и мероприятий [9]. В частности, в целях адаптации экологических систем Арктики к изменениям климата и их сохранения стратегически важной задачей для страны является развитие на научной основе сети ООПТ и акваторий [3]. В данном контексте такое развитие прежде всего необходимо вследствие высокой уязвимости арктических экосистем к внешним воздействиям и замедленной скорости самовосстановления [15].

Арктическая зона России характеризуется экстремальными природными условиями: низкие температуры, короткие летние периоды, наличие многолетней мерзлоты и т.д. Такие условия создают ограничения для роста растений и животных, делая их более восприимчивыми к разного рода переменам. Несмотря на то, что многие виды арктических растений и животных адаптированы к суровым условиям, стремительные климатические изменения могут оказать на них негативное влияние, поскольку их развитие в условиях более теплого климата требует значительного количества времени для приспособления. Также арктические виды флоры и фауны имеют жизненные циклы, синхронизированные с сезонами. Изменения в сезонных характеристиках, такие как раннее таяние льда или его позднее образование, могут нарушить синхронность и влиять на размножение и выживаемость таких видов. Кроме того, экосистемы Арктики имеют сложные и чувствительные пищевые цепи, изменения в одной части из которых могут вызывать дисбаланс и оказывать влияние на все экосистемы [11]. К примеру, нарушению пищевой цепи, а в последующем и исчезновению некоторых видов живых организмов, может способствовать таяние многолетней мерзлоты, в процессе которого появляется вероятность смены ареалов животных [6].

Помимо экосистем, изменения климата могут повлиять и на значимые историко-культурные объекты материального и нематериального наследия, располагающихся на ООПТ. Такие объекты связаны с уникальной культурой и образом жизни коренных народов, поэтому их сохранение позволяет удерживать идентичность, связь с предками и традиции, передавая их из поколения в поколение. Традиционный образ жизни коренных народы практически полностью зависит от местных природных ресурсов, поэтому в условиях быстрого изменения климата они подвергаются большим рискам экономических потерь и ухудшения здоровья [5]. Учитывая значимость коренных общин для устойчивого развития АЗРФ, для сохранения традиционного образа жизни малочисленных общностей и защиты их исконной среды обитания, на некоторых категориях арктических ООПТ допускается постоянное проживание коренных малочисленных народов и осуществление ими традиционной хозяйственной деятельности, в том числе связанных с ней видов неистощительного природопользования.

Также стоит обозначить, что арктические ООПТ имеют внушительный туристско-рекреационный потенциал, а в условиях климатических изменений, появляется возможность развивать экологический туризм, который может способствовать инвестиционной привлекательности таких территорий [14]. В свою очередь, при сбалансированном подходе к развитию экологического туризма, он может обеспечивать на ООПТ сохранение природной биоразнообразности и устойчивого развития, включая своевременный мониторинг, проведение научно-исследовательских и эколого-просветительских мероприятий и т.д. При таком подходе доходы, поступаемые от реализации экологического туризма, могут способствовать комплексному развитию ООПТ, направляться на поддержание инфраструктуры труднодоступных и изолированных ООПТ, дополнительного

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м

Сл>

со см о см

со

о ш т

X

<

т о х

X

патрулирования территории, исследования и мониторинг экосистем и пр. Вместе с тем, арктические ООПТ, помимо реализации основных целей и задач, направленных на сохранение и улучшение совокупности экологических и социальных компонентов, могут быть драйвером развития «зеленой экономики» регионов АЗРФ [13]. А именно: экологических услуг и туризма, рабочих мест для местного населения и кадрового потенциала, научного потенциала и инвестиционной привлекательности, «зеленых» технологий и др.

В соответствии с вышеизложенным арктические ООПТ имеют важную роль в стабилизации климата и смягчении последствий его изменения, они выполняют важные научные и социально-культурные функции, призваны сохранять уникальное природное наследие и разнообразие, обладают значительным рекреационным ресурсом и туристско-рекреацион-ный потенциалом, а также способны стать драйвером развития «зеленой экономики» регионов АЗРФ.

Общие характеристики энергоснабжения арктических особо охраняемых природных территорий

Для обеспечения сохранения вышеперечисленных ценностей, арктические ООПТ становятся особым объектом контроля (надзора) со стороны государства [4]. В целях поддержания контроля за особым режимом охраны, осуществления мониторинга за пожароопасной ситуацией и развития туризма, организации просветительских мероприятий и проведения научных исследований на ООПТ создаются инфраструктурные объекты (кордоны, пожарно-химические и научные станции, визит-центры, опорные пункты и т.д.). Для ООПТ, относящихся к изолированным и труднодоступным, создание таких объектов, их функционирование и поддержание в рабочем режиме, особенно круглогодичном, возможно только при наличии локальных объектов выработки электроэнергии.

В условиях климатических вызовов, угроз сохранения высокой доли локальной генерации электроэнергии на основе использования экономически неэффективного и экологически небезопасного дизельного топлива, которые формируют риски для развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности, снабжение инфраструктурных объектов изолированных и труднодоступных ООПТ надежной, доступной и экологически устойчивой электроэнергией становится приоритетной задачей [16].

В силу своего географического положения, большую часть арктических ООПТ можно отнести к изолированным и труднодоступным территориям. Занимая около 0,017 млн га, в их число входят 40 ООПТ федерального значения и 164 регионального. Несмотря на количественное превосходство последних, общая площадь ООПТ федерального значения составляет 38,8 млн га, из которых почти половина (6,2 млн га) занимает морская акватория.

Труднодоступность арктических ООПТ является своего рода функцией их защиты от антропогенного воздействия, однако в периоды активного хозяйственного освоения Арктики большая часть территорий, некоторым из которых в настоящее время присвоен особый статус охраны, была предназначена исключительно для ресурсодобывающих целей. Зачастую, для их достижения приходилось строить жилые строения, привозить спецтехнику и тонны металлических бочек с горюче-смазочными материалами. Учитывая, что вывоз с труднодоступных территорий уже отработанной техники, пустых металлических бочек и пр. предметов жизнедеятельности является экономически нецелесообразным, не протяжении десятилетий большая часть таких объектов продолжает оказывать негативное воздействие на окружающую среду арктических ООПТ. Более того, отсутствие комплексной системы монито-

ринга не позволяет оценить масштабы загрязнения арктических ООПТ объектами НВОС, их степень влияния на окружающую среду, а также провести учет и включить их в соответствующий реестр для дальнейшей ликвидации.

Кроме это, уже к ранее существовавшим на труднодоступных территориях объектам НВОС - металлическим бочкам с остатками гСм, с каждым годом могут прибавляться и новые. Причиной их пополнения является использование в качестве основного источника энергоснабжения инфраструктурных объектов ООПТ дизель-генераторных установок (далее ДГУ). Помимо пустых бочек, использование ДГУ порождает зависимость от дизельного топлива (как следствие от северного завоза), выбросов продуктов сгорания, шум и вибрации [21].

Согласно законодательству ООПТ имеют особенности в режимах охраны, в связи с чем их принято разделять на несколько категорий:

1. Государственные природные заказники;

2. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

3. Дендрологические парки и ботанические сады;

4. Национальные парки;

5. Памятники природы;

6. Природные парки.

Из представленного списка категорий ООПТ, в АЗРФ представлены все, кроме биосферных заповедников и природных парков. Являясь объектами федерального значения, к одной из основных задач государственных природных заповедников относится - экологическое просвещение и развитие познавательного туризма, к задачам национальных парков - создание условий для регулируемого туризма и отдыха. Реализация данных задача сопровождается развитием на территориях государственных природных заповедников и национальных парков необходимой инфраструктуры, например, визит-центров.

Исходя из труднодоступности и изолированности большинства государственных природных заповедников и национальных парков, источником энергоснабжение для их визит-центров становятся дизель-генераторные установки, в редких случаях, выработка электроэнергии происходит от возобновляемых источников энергии или гибридных электростанций.

К примеру, на территории государственного природного заповедника «Путоранский» (Красноярский край), недавно построен круглогодичный визит-центр на оз. Лама. Отсутствие официальных данных об энергоснабжении данного объекта не позволяют сделать точные расчеты сопутствующих финансовых затрат, обоснование экономической эффективности использования дизельного топлива в качестве основного источника энергии и его влияния на окружающую среду, в связи с чем на основании данных, полученных в ходе опроса сотрудников заповедника, предлагается провести примерную оценку.

Для энергообеспечения визит-центра была закуплена дизель-генераторная установка (далее ДГУ), стоимость которой можно оценить в 1 млн рублей. Мощность ДГУ составляет 12 кВт. Допустим, средний расход топлива составляет 0,25 л/кВтч, что примерно равно 250 г/кВтч (переведем в граммы для удобства). Ежедневное среднее время использования ДГУ - примерно 14 часов. Стоимость дизельного топлива, закупка которого происходит в Норильске, составляет 70 рублей за 1 литр. Исходя из полученных данных получаем расчет примерных затрат на дизельное топливо для ДГУ:

Расход дизельного топлива в сутки: 12 кВт * 14 ч * 250 г/кВтч = 42,000 г (42 кг).

Расход топлива в месяц: 42 кг * 30 дней = 1260 кг (1,26 тонна).

Затраты на дизельное топливо: 1,26 тонны * 1000 л/тонна * 70 рублей/литр = 88,200 рублей в месяц, в год - 1 млн 58400.

Практика применения ВИЭ на ООПТ Арктики показывает, что внедрение солнечных панелей позволяет сэкономить значительное количество топлива [7]. Для энергообеспечения одного из опорных пунктов национального парка «Русская Арктика», максимальная потребляемая мощность электроэнергии в круглосуточном режиме которого составляет не более 4,5 кВт, средняя - 1 кВт, было принято решение помимо генератора установить солнечные панели. По итогам эксплуатации оборудования руководство нацпарка решило увеличить количество солнечных панелей до 36 и установить дополнительный контроллер заряда. По проведенным расчетам и сопоставлению данных по расходу топлива в 2015 году, за 2 месяца работы электростанции (с момента запуска в работу до консервации) удалось сэкономить 385 литров бензина. В 2016 году экономия по топливу составила 540 литров. Сегодня станция продолжает успешно эксплуатироваться, генераторы на традиционных источниках энергии практически не используются [22].

Обладая примерными расчетами по ДГУ визит-центра государственного природного заповедника «Путоранский», снижение экономических затрат на дизельное топливо, соответственно объемов его сокращения, можно достичь путем установки солнечной панели. Допустим, мощность солнечной панели будет достигать 6 кВт. Если брать среднюю солнечную радиацию в Норильске (с учетом полярного дня и ночи), получаем примерно 5 часов в день. Эффективность солнечной панели определим на уровне 15%. Стоимость установки солнечной панели обойдется природному заповеднику около 500 тыс. рублей. Далее проводим расчет по следующим категориям:

Производство электроэнергии солнечной панелью в день: 6 кВт * 5 часов * 0,15 = 4,5 кВтч.

Производство электроэнергии солнечной панелью в месяц: 4,5 кВтч * 30 дней = 135 кВтч.

Сэкономленная стоимость дизельного топлива: 135 кВтч * 70 рублей/кВтч = 9450 рублей в месяц, в год - 113 400 рублей.

С учетом стоимости установки солнечной панели в 500 000 рублей, время окупаемости может быть рассчитано как:

Время окупаемости = Стоимость установки / Годовая экономия диз.топлива* = 500 000 рублей / 113 400 рублей/год = 4,41 года

* Годовая экономия в формуле представляет собой сумму денежных средств, которая будет сэкономлена за год, используя солнечную панель для генерации электроэнергии как дополнение к ДГУ. Эта экономия обусловлена тем, что солнечная панель будет генерировать электричество бесплатно на протяжении солнечных дней и своего срока службы.

Таким образом, при установке дополнительного источника энергии - солнечной панели, визит-центру удастся сэкономить 113 400 рублей в год, что равняется 1,6 т дизельного топлива. При этом время окупаемости солнечной панели составит приблизительно 4,41 года.

К тому же, необходимоучитывать факт воздействия ДГУ на окружающую среду ООПТ. Предположим, что дизельный генератор мощностью 12 кВт работает 14 часов в сутки (0,583 часа в час), его средняя эффективность сгорания дизельного топлива - 35%, а средний уровень выброса углекислого газа (С02) при сгорании дизельного топлива - 2.7 кг С02 на 1 литр топлива. Расход топлива за один месяц определен выше - 1.26 тонн (1260 кг). Следовательно:

Расход топлива в час: 1.26 тонн / (30 дней * 14 часов) = 0.00225 тонны/час (2.25 кг/час).

Расчет выбросов С02 в час: 2.25 кг/час * 2.7 кг С02/литр = 6.075 кг С02/час.

Из рассчитанных данных следует, что использование дизельного генератора с расходом топлива 2.25 кг/час может привести к выбросу около 6.075 кг С02 в атмосферу каждый

час работы генератора. Выбросы углекислого газа могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду и климат, что может быть особенно заметно на территории особо охраняемых природных территорий, где важна экологическая устойчивость и минимизация негативных воздействий на природу. Нельзя забывать и о шумовом загрязнении. Обычно генераторы мощностью 12 кВт могут создавать шум на уровне около 70-75 дБ на расстоянии 7 метров, что также негативно сказывается на живых организмах.

Все вышеперечисленные расчеты произведены на основе стандартных математических и инженерных принципов, которые широко используются при анализе энергетических систем и окружающей среды. Для простых расчетов, подобных тем, что были выполнены, источник данных или конкретных методик не является обязательным, так как такие расчеты основываются на известных формулах и базовых принципах физики и инженерии.

Необходимо повторно обозначить, что данные об энергоснабжении труднодоступных государственных природных заповедников и национальных парков АЗРФ отсутствуют в свободном доступе, вследствие чего точные расчеты для повышения экономической эффективности и снижению нагрузки на окружающую среду в процессе выработки электроэнергии ДГУ для визит-центров и иных инфраструктурных объектов ООПТ провести невозможно. В этой связи, автором исследования принято решение о формировании запросов о предоставлении необходимой для таких расчетов информации в адрес государственных природных заповедников и национальных парков АЗРФ.

Заключение

Таким образом, в условиях предвидимых изменений климата, высокой значимости ООПТ для устойчивого развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности, со стороны государства требуется активное движение, рывок в направлении более эффективной, адаптивной и устойчивой энергетике, которая будет способна адекватно реагировать на вызовы и угрозы в своей области, а также преодолевать имеющиеся трудности. В свою очередь стоит отметить, что выявленная в ходе исследования закрытость информации об энергоснабжении ООПТ АЗРФ не позволяет обеспечить прозрачность деятельности в сфере энергетики на природных территориях, использовать эти данные для анализа воздействия энергетических решений на окружающую среду и экосистемы, а также препятствует процессам разработки эффективных и экологически устойчивых решений.

Опыт применения ВИЭ на ООПТ АЗРФ, а также проведенные в ходе исследования предварительные расчеты, направленные на повышение экономической эффективности и снижение негативной нагрузки на окружающую среду, позволяют сделать вывод об оправданности применения «зеленых» технологий для энергоснабжения труднодоступных и изолированных территорий с особым режимом охраны.

Стоит также учитывать, что электричество вошло в нашу жизнь буквально сто лет назад, поэтому полномасштабное и комплексное применение объектов ВИЭ на ООПТ АЗРФ может стать обычным плановым процессом уже через пару десятилетий. Возможно, именно практика применения ВИЭ на особо охраняемых природных территориях российской Арктики станет драйвером для развития альтернативной электроэнергетики страны и позволит расширять доступ к эффективным источникам энергии, которые будут способствовать технологическим достижениям и созданию инноваций в различных отраслях экономики: промышленности, транспорте, здравоохранение, туризме и т.д.

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м

Сл>

СО CS

о

CS

со

О Ш

m

X

<

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

X X

Литература

1. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "Об особо охраняемых природных территориях" // "Собрание законодательства РФ", 20.03.1995, N 12, ст. 1024

2. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об электроэнергетике" // "Собрание законодательства РФ", 31.03.2003, N 13, ст. 1177

3. Указ Президента РФ от 05.03.2020 N 164 (ред. от 21.02.2023) "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года" // "Собрание законодательства РФ", 09.03.2020, N 10, ст. 1317.

4. Проект Распоряжения Правительства РФ "Об утверждении Стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации на период до 2030 года" (по состоянию на 07.12.2020) (подготовлен Минприроды России, ID проекта 01/23/12-20/00111324)

5. Smith K.R., Chafe Z., Woodward A., Campbell-Lendrum D., Chadee D.D., Honda Y., Liu Q., Olwoch J.M., Revich B., Sauerborn R., Rocklov J., Confalonieri U., Haines A. Human health: Impacts, Adaptation and Co-Benefits. In: Climate Change 2014: Impacts, Adaptation, and Vulnerability: Part A: Global and Sectoral Aspects, 2015. PP. 709-754.

6. Арктическая энциклопедия: в 2-х томах. Т. 1 [Электронный ресурс] / отв. ред. Ю.Ф. Лукин. - М. : Паулсен, 2017. - 688 с. - ISBN 978-5-98797-161-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1019155 (дата обращения: 28.08.2023). Стр 316

7. Атрашенко О.С., Галущак В.С., Сошинов А.Г. Альтернативная энергетика для электроснабжения заповедников и природных парков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 12 (часть 3) - С. 383-386

8. Васильев Л. Ю. Природа и климат Арктики / Л. Ю. Васильев, И. О. Думанская. - Москва : Paulsen, 2019./ Филин П. А. Арктика за гранью фантастики : будущее Севера глазами советских инженеров, изобретателей и писателей / Павел Филин, Маргарита Емелина, Михаил Савинов. - Москва : Paulsen, 2018. - 247 с. : ил., портр., факс., цв. ил.

9. Влад И.В., Шароватов А.А. Вопросы предотвращения последствий глобального изменения климата в Арктике // Инновации и инвестиции. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-predotvrascheniya-posledstviy-globalnogo-izmeneniya-klimata-v-arktike (дата обращения: 20.08.2023).

10. Дзюба Анатолий Петрович Электроэнергетика как фактор развития экономики России // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektroenergetika-kak-faktor-razvitiya-ekonomiki-rossii (дата обращения: 12.08.2023).

11. Жилина Ирина Юрьевна Потепление в Арктике: возможности и риски // ЭСПР. 2021. №1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poteplenie-v-arktike-vozmozhnosti-i-riski (дата обращения: 28.08.2023).

12. Климатические изменения в Арктике: последствия для окружающей среды и экономики // В.М. Катцов, доктор физико-математических наук (Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова, Росгидромет), Б.Н. Порфирьев, доктор экономических наук (Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН) / Арктика: экология и экономика, №2(6), 2012

13. Нырка, Е. А. Повышение роли ООПТ в развитии "Зеленой экономики" / Е. А. Нырка, С. Ю. Гатауллина // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. - 2019. - Т. 14, № 2. - С. 290-298. - EDN YLODUR.

14. Петрова Ольга Викторовна, Боровичев Евгений Александрович Экотуризм в зеленом поясе Фенноскандии: предпосылки, проблемы и особенности (на примере Мурманской области) // Труды КарНЦ РАН. 2019. №4.

15. Самарина, В. П. Региональные стратегии социально-экономического развития как институты реализации экологической политики в Арктике / В. П. Самарина // Фундаментальные исследования. - 2021. - № 8. - С. 65-69. - DOI 10.17513/fr.43083. - EDN QPFFBW.

16. Фатерина А.А. Энергообеспечение труднодоступных и изолированных территорий арктической зоны Российской Федерации: проблемы, основные причины // Инновации и инвестиции. 2023. №7. С. 414-420.

17. Фатерина А.А. Способы обеспечения экономической и энергетической безопасности при декарбонизации российской экономики // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. №95. С. 41-51.

18. Ежегодный информационный бюллетень. Обзор гидрометеорологических процессов в Северной полярной области. 2022. Научный редактор выпуска: д-р геогр. наук, проф. А.С. Макаров СПб.: ААНИИ, 2023 // [Электронный ресурс] URL: http://old.aari.ru/resources/m0035/gm_review_2022.pdf (дата обращения 21.08.2023)

19. Доклад о климатических рисках на территории Российской Федерации. - Санкт-Петербург. 2017. - 106 с. Электронный ресурс] URL: https://meteoinfo.ru/images/media/books-docs/klim-riski-2017.pdf (дата обращения 24.08.2023)

20. Официальный сайт Системного оператора Единой энергетической системы // [Электронный ресурс] URL: -https://www.so-ups.ru/functioning/ees/ups2022/ (дата обращения 13.08.2023)

21. Руководство по проектированию объектов инфраструктуры ООПТ. Агентство стратегических инициатив. [Электронный ресурс] URL:https://priroda.life/upload/iblock/b93/b935da9bb0a79324f27e da728c4aa2a6. pdf (дата обращения 17.08.2023)

22. Статья журнала «Экология и право» - ВИЭ для «Русской Арктики»: альтернативная энергия для удаленных территорий. [Электронный ресурс] URL: https://bellona.ru/2019/07/16/renewable-arctic/ (дата обращения 27.08.2023)

General characteristics of specially protected natural territories of the Arctic zone of the Russian Federation: adaptation to climate change, energy supply. Faterina A.A.

Lomonosov Moscow State University

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The electric power industry plays a key role not only for the national economy, but also for the specially protected areas of the Russian Arctic. Such territories have special environmental, scientific, cultural, aesthetic, recreational and health-improving significance both for the macroregion and for the country as a whole. Given that climate warming in the Arctic is happening faster than in other regions, ecosystems located in territories with a special regime of protection are subject to certain risks and require urgent measures to adapt to such transformations. In this regard, a special place for nature-protected areas, in particular, hard-to-reach and isolated ones, is occupied by the issues of providing them with reliable, affordable and environmentally sustainable electricity. The purpose of the article is to identify the general characteristics of the specially protected natural territories of the Russian Arctic, their energy supply. Conclusions are drawn about the presence of positive experience in the use of renewable energy sources (RES) and their economic efficiency, while the study revealed the problem of the lack of publicly available information about the energy supply of the studied territories. Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, specially protected natural territories, decentralized power supply, isolated and hard-to-reach territories, renewable energy sources (RES).

References

1. Federal Law No. 33-FZ of 14.03.1995 (as amended on 10.07.2023) "On specially

protected natural territories"" // ""Collection of Legislation of the Russian Federation"", 20.03.1995, No. 12, art. 1024

2. Federal Law No. 35-FZ of 26.03.2003 (as amended on 04.08.2023) ""On Electric

power industry"" // ""Collection of Legislation of the Russian Federation"", 31.03.2003, No. 13, Article 1177

3. Decree of the President of the Russian Federation of 05.03.2020 N 164 (ed. of

21.02.2023) ""On the Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2035"" // ""Collection of Legislation of the Russian Federation"", 09.03.2020, N 10, Article 1317.

4. Draft Decree of the Government of the Russian Federation ""On approval of the

Strategy for the Development of the system of specially Protected Natural Territories in the Russian Federation for the period up to 2030"" (as of 07.12.2020) (prepared by the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation, Project ID 01/23/12-20/00111324)

5. Smith K.R., Chafe Z., Woodward A., Campbell-Lendrum D., Chadee D.D., Honda Y., Liu Q., Olwoch J.M., Revich B., Sauerborn R., Rocklov J., Confalonieri U., Haines A. Human health: Impacts, Adaptation and Co-Benefits. In: Climate Change 2014: Impacts, Adaptation, and Vulnerability: Part A: Global and Sectoral Aspects, 2015. PP. 709-754.

6. The Arctic Encyclopedia: in 2 volumes. Vol. 1 [Electronic resource] / ed. Yu.F. Lukin.

- M. : Paulsen, 2017. - 688 p. - ISBN 978-5-98797-161-1. - Text: electronic. -URL: https://znanium.com/catalog/product/1019155 (accessed: 08/28/2023). Page 316

7. Atrashenko O.S., Galushchak V.S., Soshinov A.G. Alternative energy for power

supply of nature reserves and natural parks // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2016. - No. 12 (part 3) - pp. 383-386

8. Vasiliev L. Yu. Nature and climate of the Arctic / L. Yu. Vasiliev, I. O. Dumanskaya.

- Moscow : Paulsen, 2019./ Filin P. A. The Arctic beyond Fiction: the Future of the North through the eyes of Soviet engineers, inventors and writers / Pavel Filin, Margarita Emelina, Mikhail Savinov. - Moscow : Paulsen, 2018. - 247 p. : il., port., fax., color. il.

9. Vlad I.V., Sharovatov A.A. Issues of preventing the consequences of global climate

change in the Arctic // Innovations and investments. 2023. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-predotvrascheniya-posledstviy-globalnogo-izmeneniya-klimata-v-arktike (date of reference: 08/20/2023).

10. Dzyuba Anatoly Petrovich Electric power industry as a factor in the development

of the Russian economy // Bulletin of the Udmurt University. The series ""Economics and Law"". 2020. No.2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/elektroenergetika-kak-faktor-razvitiya-ekonomiki-rossii (accessed 12.08.2023).

11. Zhilina Irina Yuryevna Warming in the arctic: opportunities and risks // ESPR. 2021.

No. 1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poteplenie-v-arktike-vozmozhnosti-i-riski (accessed: 08/28/2023).

12. Climatic changes in the Arctic: consequences for the environment and economy //

V.M. Kattsov, Doctor of Physico-Mathematical Sciences (A.I. Voeykov Main Geophysical Observatory, Roshydromet), B.N. Porfiriev, Doctor of Economics (Institute of National Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences) / Arctic: Ecology and Economics, No. 2(6), 2012

13. Nyrka, E. A. Increasing the role of protected areas in the development of the ""Green economy"" / E. A. Nyrka, S. Y. Gataullina // Tourism industry: opportunities, priorities, problems and prospects. - 2019. - VOL. 14, No. 2. - PP. 290-298. - EDN YLODUR.

14. Petrova Olga Viktorovna, Borovichev Evgeny Aleksandrovich Ecotourism in the

green belt of Fennoscandia: prerequisites, problems and features (on the example of the Murmansk region) // Proceedings of the KarSC RAS. 2019. No. 4.

15. Samarina, V. P. Regional strategies of socio-economic development as institutions

for the implementation of environmental policy in the Arctic / V. P. Samarina // Fundamental research. - 2021. - No. 8. - pp. 65-69. - DOI 10.17513/fr.43083. - EDN QPFFBW.

16. Vaterina A.A. Energy supply of hard-to-reach and isolated territories of the arctic

zone of the russian federation: problems, main reasons // Innovations and investments. 2023. No. 7. pp. 414-420.

17. Faterina A.A. Ways of ensuring economic and energy security during the decarbonization of the russian economy // State Administration. Electronic bulletin. 2022. No. 95. pp. 41-51.

18. Annual Newsletter. Overview of hydrometeorological processes in the Northern

Polar region. 2022. Scientific editor of the issue: Doctor of Geographical Sciences, prof. A.S. Makarov St. Petersburg: AANI, 2023 // [Electronic resource] URL: http://old.aari.ru/resources/m0035/gm_review_2022.pdf (accessed 21.08.2023)

19. Report on climate risks in the territory of the Russian Federation. - St. Petersburg.

2017. - 106 p. Electronic resource] URL: https://meteoinfo.ru/images/media/books-docs/klim-riski-2017.pdf (accessed 24.08.2023)

20. Official website of the Unified Energy System System Operator // [Electronic

resource] URL: - https://www.so-ups.ru/functioning/ees/ups2022 / (accessed 13.08.2023)

21. Guidelines for the design of protected area infrastructure facilities. Agency for

Strategic Initiatives. [Electronic resource]

URL:https://priroda.life/upload/iblock/b93/b935da9bb0a79324f27eda728c4aa2a 6 . pdf (accessed 17.08.2023)

22. Article of the journal ""Ecology and Law"" - RES for the ""Russian Arctic"": alternative

energy for remote areas. [Electronic resource] URL: https://bellona.ru/2019/07/16/renewable-arctic / (accessed 27.08.2023)

X X

o 00 A c.

X

00 m

o

2 O

ho CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.