Научная статья на тему 'Энергоснабжение российской Арктики: углеводороды или ВИЭ?'

Энергоснабжение российской Арктики: углеводороды или ВИЭ? Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
235
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / НЕФТЬ / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ARCTIC / ENERGY INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT / OIL / NATURAL GAS / RENEWABLE ENERGY SOURCES / INTEGRATED APPROACH

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Моргунова Мария Олеговна, Соловьев Дмитрий Александрович

В последние десятилетия интерес к освоению Арктики связан с ресурсным богатством региона, в особенности нефтегазовым, новыми транспортными путями, такими как Северный морской путь (СМП), и изменением климата. Освоение Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) является одним из стратегических направлений развития экономики России. Это комплексная задача, требующая сложных технических и индивидуальных подходов, поскольку АЗРФ крайне неоднородна по степени инфраструктурного и промышленного освоения. При этом рост экономической, транспортной и социальной активности в Арктике влечет за собой рост потребления энергии. Таким образом, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры в Арктике играет важную роль в комплексном освоении региона. Планирование эффективного энергоснабжения в Арктике является актуальной задачей как социально-экономического, так и ресурсного освоения региона. Эффективное и экологическое решение данной задачи лежит в комплексном использовании энергетических ресурсов Арктики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Моргунова Мария Олеговна, Соловьев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY SUPPLY IN RUSSIAN ARCTIC: HYDROCARBONS OR RENEWABLES?

In the last decades the interest toward Arctic exploration is connected with new economic and resource development opportunities, especially oil and natural gas resources, new transport routes (e.g. Northern Sea Route), and climate change. It is one of strategic priorities for Russia to develop its Arctic territories, and a technologically demanding and complex issue, since Russian Arctic infrastructure and industries are very heterogeneous. At the same time growing economic, transport and social activity entails energy consumption. Thus, transport and energy infrastructure are important prerequisites for Arctic complex exploration. Sustainable energy supply in the Arctic is a topical issue for both socio-economical and resource development. Ecological and efficient solution of this issue lies within the integrated use of the Arctic energy resources.

Текст научной работы на тему «Энергоснабжение российской Арктики: углеводороды или ВИЭ?»

УДК 620.9 (985)

М.О. Моргунова, Д.А. Соловьев1

ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ: УГЛЕВОДОРОДЫ ИЛИ ВИЭ?2

В последние десятилетия интерес к освоению Арктики связан с ресурсным богатством региона, в особенности нефтегазовым, новыми транспортными путями, такими как Северный морской путь (СМП), и изменением климата. Освоение Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) является одним из стратегических направлений развития экономики России. Это комплексная задача, требующая сложных технических и индивидуальных подходов, поскольку АЗРФ крайне неоднородна по степени инфраструктурного и промышленного освоения. При этом рост экономической, транспортной и социальной активности в Арктике влечет за собой рост потребления энергии. Таким образом, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры в Арктике играет важную роль в комплексном освоении региона. Планирование эффективного энергоснабжения в Арктике является актуальной задачей как социально-экономического, так и ресурсного освоения региона. Эффективное и экологическое решение данной задачи лежит в комплексном использовании энергетических ресурсов Арктики.

Ключевые слова: Арктика, развитие энергетической инфраструктуры, нефть, природный газ, возобновляемые источники энергии, комплексный подход.

Оценка удаленных энергопотребителей в АЗРФ

АЗРФ составляет более 4300 тыс. км2, то есть около 25% от площади Российской Федерации. При этом численность населения составляет менее 2% от общего населения страны [6]. Таким образом, регион характеризуется крайне низкой плотностью населения. Помимо этого, варьируется и интенсивность промышленной активности, а также степень инфраструктурного освоения. Более 80% населения проживает в крупных городах и поселках, и в промышленных центрах, таких как Архангельск, Мурманск, Воркута, Норильск [7]. Развитие энергетической инфраструктуры АЗРФ требует определения инфраструктурных точек роста (развития) арктической зоны.

В АЗРФ развивается добыча руд, горно-обогатительные производства, лесная и рыбная промышленность и т.д. Однако в настоящее время развитие АЗРФ связано с возможностью добычи нефти и природного газа как в прибрежной зоне, так и на арктическом шельфе. Так, приоритетными энергопотребителями явля-

ются инфраструктурные объекты, связанные с разведкой, освоением нефтегазовых, в том числе морских, месторождений. Это буровые установки, насосы, вахтовые поселки и пр. В табл. 1 приведены потенциальные потребители АЗРФ и экспертная оценка их потребления.

Помимо добычных нефтегазовых объектов существенным потенциалом энергопотребления обладают инфраструктурные объекты СМП, такие как портовые терминалы, арктическая авиация, навигационное и гидрографическое обеспечение, метеослужбы, система слежения за судоходством (системы управления движением судов), а также судостроительные и судоремонтные заводы. Помимо этого, значимыми энергопотребителями являются объекты военного назначения, такие как наблюдательные базы Северного флота, пограничные заставы и военные базы. Частичный перечень объектов представлен в табл. 2.

Объекты, приведенные в табл. 1 и 2, представляют собой как достаточно крупных, так и локальных энергопотребителей. Наглядным примером малых удаленных объектов являются метеостанции СМП по побережью морей Се-

1 Мария Олеговна Моргунова - аспирант РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, факультет Международного энергетического бизнеса, e-mail: [email protected];

Дмитрий Александрович Соловьев - старший научный сотрудник Объединенного института высоких температур (ОИВТ) РАН, к.ф.-м.н., e-mail: [email protected].

2 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-38-00640.

Таблица 1

Потенциальные энергопотребители АЗРФ, нефтегазодобыча и переработка3

Вид объекта Средняя расчетная нагрузка, МВт Пример

Сухопутный нефтегазовый промысел с подводным заканчиваем (подводный добычной комплекс) 1-1,5 Мвт на 1 млн т у.т. добычи (зависит от удаленности объекта разработки от берега) Промысел с добычей 10 млн т у.т. -10-15 МВт

Сухопутный нефтегазовый промысел с наземным заканчиваем скважин (в т.ч. морских) 1-1,7 МВт на 1 млн т у.т. добычи Промысел с добычей 10 млн т у.т. -10-17 МВт

Завод СПГ (включая портовую инфраструктуру терминала отгрузки СПГ) 10 МВт на удельную производительность 1 млн т в год СПГ Завод СПГ 10 млн т - 100 МВт

Компрессорная станция магистрального газопровода 2 (газотурбинный привод) 6-7 (электрический привод турбин) -

Таблица 2 Прочие потенциальные энергопотребители АЗРФ4

Вид энергопотребителей Инфраструктурные объекты

Портовые терминалы 1. Порт Архангельск

2. Погрузочно-разгрузочный терминал «Экономия» (Архангельская область)

3. с. Амбарчик (Якутия)

4. п. Черский (Якутия) порт «Зеленый мыс»

Навигационное, гидрографическое обеспечение 1. Радиостанция «Диксон»

2. Радиостанция «Певек»

3. Радиостанция «Амдерма»

4. Радиостанция «Челюскин»

Метеослужбы - сбор гидрометеорологической информации (около 100 точек измерения в секторах Северного ледовитого океана) 1.Метеорологическая станция Росгидромета «Полярка» в Тикси

2. Гидрофизическая обсерватория в Тикси

3. Северное управление гидрометеослужбы (Архангельск) -западный сектор Арктики

4. Чукотское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Арктическая авиация (аэродромы, аэропорты) 1. Архангельск (базовый аэропорт арктической авиации)

2. с. Амбарчик (ВПП для вертолетов и транспортных самолетов, Якутия) -на СМП

3. с. Уэлен (Чукотка) - ВПП

Пограничные заставы, военные базы 1. Бригада ПВО (Диксон), до 1990 г.

2. Военная часть о. Котельный

верного ледовитого океана (Карское море, море ких станциях составляет 2-4 человека. Энергос-

Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское набжение подобных малых удаленных объектов

моря), общее количество которых достигает 45- затруднено экономически и логистически. ти. Рекомендуемое количество персонала на та-

3 Экспертная оценка авторов.

4 Составлено авторами.

Нерешенные проблемы энергоэффективности

Развитие АЗРФ во многом сдерживается сложностью энергоснабжения изолированных потребителей Арктики. Одной из причин этого являются чрезмерно большие затраты на северный завоз топлива. В суровых климатических условиях требуется значительное количество топлива для поддержания работы удаленных исследовательских станций и лагерей, и тем более - поселков. Закупка, доставка и хранение топлива составляет значительную часть экономических затрат на содержание подобных поселений. В структуре стоимости топлива доля транспортной составляющей может достигать 70%. При этом из государственного бюджета выделяются значительные средства на его субсидирование. Стоимость котельно-печного топлива для удаленных эн ер го потребителей может составлять 5-8 тыс. руб. за тонну условного топлива, а дизельного - 30-35 тыс. руб./т [2, 4].

Диспропорция в энергопотреблении в АЗРФ видна из следующих данных: доля населения АЗРФ составляет 2% от общероссийского, тогда как доля суммарного электропотребления -3,6%; энергоемкость ВВП АЗРФ (потребленная электроэнергия к объему валового реального продукта) составляет 0,028 против 0,032 кВт.ч/руб. от общестранового показателя [10].

Вышеприведенные данные показывают, что в структуре энергопотребления АЗРФ с учетом особенностей региона и характера потребителей имеются существенные сдвиги, которые в свою очередь препятствуют развитию региона в целом. Это значит, что ранее функционировавшие принципы энергоснабжения удаленных северных потребителей неэффективны и теряют свою актуальность в современных экономических, социальных, экологических и технологических условиях. Перспективным направлением решения данной проблемы является использование возобновляемых источников энергии (в первую очередь ветровой и солнечной).

Эффективное и экологически безопасное децентрализованное энергоснабжение в АЗРФ может осуществляться частично с использованием местных, в том числе возобновляемых энергоисточников. Однако вопросы востребованности,

доступности и эффективности ВИЭ в арктическом регионе России остаются нерешенными. Анализ энергетического спроса арктического региона с точки зрения масштабов, характеристик и особенностей потребления носит принципиальный характер для понимания потенциала развития ВИЭ.

Потенциал ВИЭ в Арктике

АЗРФ обладает не только углеводородным потенциалом, но и широким спектром ВИЭ. Основными возобновляемыми энергоресурсами являются ветровая и солнечная энергия. Так, в прибрежных северных районах российской Арктики средняя скорость ветра достигает 6-7 м/с, что крайне привлекательно для ветроэнергетических установок [8, 16]. Помимо этого, в отдельных регионах имеется возможность использовать биомассу, энергию морских волн и приливов, геотермальное тепло.

Успешным примером использования ВИЭ в арктической зоне является ветроэлектростан-ция в Чукотском автономном округе на мысе Обсервации мощностью 2,5 МВт, работающая с 2003 года. Подобные технологические решения способны существенно сократить завоз дизельного топлива, уменьшить себестоимость производимой электроэнергии и существенно ускорить развития арктической инфраструктуры.

Необходимо отметить, что потенциал освоения ВИЭ заложен и в программах освоения АЗРФ. Так, «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» предусматривает оптимизацию северного завоза за счет использования возобновляемых и альтернативных, в том числе местных, источников энергии и в целом расширение использования ВИЭ в АЗРФ, что включает в себя развитие соответствующей энергетической инфраструктуры. Доля ВИЭ в энергобалансе АЗРФ является характеристикой социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности [11].

В настоящее время в АЗРФ имеются по большей части пилотные проекты по использованию ВИЭ, в основном на базе комбинированных энергоустановок. В национальном парке

Таблица 3

Потенциалы использования солнечной и ветровой энергии в АЗРФ [1, 5]

Регион РФ Валовый / Технический / Экономический потенциал (производство электроэнергии) Прогноз производства электроэнергии ВИЭ, млн кВт-ч, 2020 / 2030 гг.

Солнце, млрд т у.т. Солнце, млрд кВт^ч Ветер, мрд т у.т. Ветер, млрд кВт^ч

Всего по АЗРФ, в том числе: 762 / 322 / 18 6200 / 2621 / 149 370 / 926 / 4617 3012 / 7539 / 37585 163 / 257

Республика Коми 45 /25 / 1 369 / 202 / 11 9/23 / 117 76 / 187 / 950 5 / 8

Республика Саха (Якутия). Север 391 / 162 / 1 3183 / 1319 / 9 95 / 237 / 1190 773 / 1929 / 9688 30/ 24

Красноярский край (Север) 89 / 37 / 8 728 / 303 / 67 22 / 54 / 270 177 / 440 / 2198 17/ 43

Архангельская область 42 /17 / 1 341 / 141 / 10 9/23 / 115 75 / 187 / 938 21/ 15

Мурманская область 14 / 6 / 2 116 / 49 / 17 15 / 38 / 191 124 / 309 / 1554 10/ 32

Ненецкий АО 18 / 7 / 0 143 / 59 / 1 15 / 36 / 184 120 / 293 / 1498 24/ 41

Чукотский АО 80 /33 / 0 655 / 272 / 1 36 / 95 / 450 296 / 773 / 3664 20/ 32

Ямало-Ненецкий АО 82 /34/4 666 / 277 / 33 168 / 420 / 2100 1371 / 3419 / 17096 20/ 21

«Русская Арктика» предлагают использовать сжиженный газ, тогда как альтернативные источники топлива (ветрогенератор и система солнечных батарей) уже используются на мысе Желания острова Северный Новой Земли. ВИЭ используются для обеспечения телефонной и спутниковой связи, системы удаленного фотонаблюдения, освещения и работы оборудования. Учет малых энергетических установок, использующих ВИЭ, в Карелии и на Кольском полуострове проведен в 2014-2015 гг. организацией Беллона [14], где представлен перечень энергетических установок различной мощности, в том числе и комбинированных, которые обеспечивают малых и средних энергопотребителей. Однако имеется также существенный пробел в анализе работы подобных проектов. Это не позволяет прогнозировать развитие подобной арктической энергетической инфраструктуры, ввиду отсутствия широкодоступных данных о технической и экономической оценке подобных проектов.

Для проведения количественной оценки возобновляемых энергетических ресурсов принято рассчитывать последовательно три потенциала: валовый (теоретический), технический, как часть валового, и экономический, как часть технического потенциала, который принимается в

качестве реально реализуемого [1]. Оценочные данные указанных потенциалов с разбивкой по регионам России, входящим в АЗРФ, приведены в табл. 3.

Исходя из полученных результатов, основанных на доступности ВИЭ в АЗРФ и будущей потребности арктических энергопотребителей, можно сделать вывод о перспективности использования возобновляемых ресурсов. При этом темп роста электрогенерации на основе ВИЭ в нормальном сценарии (без каких-либо существенных качественных или количественных изменений) в целом будет достаточно низким и не сможет внести значительного вклада в общий энергетический баланс АЗРФ. Несмотря на это, при должном применении технологий и создании дополнительных стимулов по имплемента-ции технологий энергогенерации на базе ВИЭ, перспективность возобновляемых ресурсов в Арктике может существенно возрасти.

Арктический опыт и перспективы ВИЭ

Рассмотрим возможность организации энергоснабжения изолированных потребителей с использованием ветроэнергетических ресурсов на примере экспериментальной Чукотской ВДЭС (ЧВДЭС) [12], которая успешно работает в суро-

3000000

g ü 2?00000 2000000

« я

!i Ü 1500000 и

К § 1000000

л

500000

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

годы эксплуатации ВДЭС

Полезный отпуск электроэнергии Чукотской ВДЭС (2003-2012 гг.)

вых климатических условиях арктической зоны с 2003 года. Станция расположена на мысе Обсервации, где генпланом предусматривалось строительство: 10-ти ветроагрегатов типа АВЭ-250СМ, площадки, дороги, кабельного хозяйства 6 кВ, КРУ-6 кВ, воздушной ЛЭП -6 кВ длиной 8 км от ВЭС до ДЭС «Угольные копи», здания пункта управления и метеомачты высотой 30 м с 2-мя ярусами метеоприборов. Природно-климатические условия района размещения станции (тундра, вечная мерзлота, климат субарктический морской) характеризуются среднегодовыми температурами -6,9 °С, среднегодовая скорость ветра на высоте флюгера метеостанции (10 м) - 6,7 м/с. Среднемесячная выработка ЧВДЭС составляет порядка 465 тыс. кВт.ч (при отсутствии ограничений выработки мощности со стороны принимающей сети ее потенциал роста мог бы возрасти до 1,0-1,2 млн кВтч). Полезный отпуск электроэнергии Чукотской ВЭС за 2003-2012 гг. показан на рисунке.

Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) за период эксплуатации по договору составил 14,5%, что являлось одним их лучших показателей на действующих в стране ВЭС, включая Калининградскую ВЭС, оснащенную датскими ВЭУ. При отсутствии потерь выработки по независящим от ЧВДЭС причинам и автоматическом режиме работы ВЭУ КИУМ мог бы достичь 19-22%, что уже

близко к средним мировым показателям - 2530%. Ключевой показатель экономической эффективности строительства - стоимость 1 кВт установленной мощности на ЧВДЭС, составил 1400 долл., что для Крайнего Севера считается достаточно хорошим значением. Положительный опыт эксплуатации ЧВДЭС позволяет сделать вывод, что в условиях сурового климата Чукотки ее ветроагрегаты могут достаточно эффективно работать при различных режимах выдачи мощности и скорости ветра.

Сейчас общая мощность ветроустановок (ВДЭС и ВЭС) в прибрежных районах Арктики составляет около 100-110 МВт, что позволяет сократить завоз дизельного топлива на 130 тыс. т в год [3, 13]. Это дало возможность существенно снизить себестоимость вырабатываемой электроэнергии на сооружаемых ВДЭС по сравнению с существующими дизельными электростанциями.

Важно отметить, что энергоснабжение с использованием энергии ветра и других ВИЭ также весьма целесообразно использовать при строительстве различных объектов для нужд арктической ресурсодобывающей инфраструктуры и транспортно-логистических узлов СМП. Надежное и качественное электроснабжение является ключевым условием безаварийной эксплуатации СМП, месторождений природных ресурсов и безопасного выполнения работ в Арктике. Обеспечение строительных работ в условиях

Крайнего Севера, как правило, требует наличия потребителей с небольшими энергетическими нагрузками (до 20-25 МВт), изолированных от энергосистем, что обусловлено использованием у них в качестве энергоисточников автономных электростанций (ДЭС) и малых котельных, работающих на привозном топливе.

Комплекс таких локальных источников электроэнергии может обеспечивать работу создаваемых морских и береговых систем навигационного обслуживания, ледового и навигационного сопровождения, обеспечения безопасности и спасания и пр., а также выполнять функции временного энергообеспечения на начальных этапах строительства объектов береговой и морской инфраструктуры. После создания системы стационарного берегового электроснабжения энергетические блоки могут быть переведены в другой район на другой объект.

Эффективность автономной арктической энергетики: комбинация углеводородов и ВИЭ

Останавливаясь на малых удаленных энергопотребителях, а значит малых энергоустановках, рассмотрим их основные сильные и слабые стороны в зависимости от типа энергоресурса.

Малые станции на углеводородном топливе являются традиционным и самым распространенным принципом решения вопросов энергообеспечения. Они характеризуются достаточно низким уровнем начальных затрат - примерно 60-90 тыс. руб./кВт [10]. Однако существенным недостатком является зависимость от северного завоза топлива, а значит - высоким уровнем эксплуатационных затрат.

Помимо снижения экологической нагрузки на хрупкую экосистему, энергоустановки, работающие на ВИЭ, несут в себе ряд других положительных факторов, влияющих на развитие арктического региона. Энергетические установки на базе ВИЭ при современном уровне развития технологий имеют более низкий уровень начальных капиталовложений - около 40-60 тыс. руб./кВт [10], а также не имеют топливной составляющей. В то же время высокий уровень эксплуатационных затрат связан с обслуживанием подобных установок. Помимо этого, эффективность работы данных устано-

вок (характеризуется коэффициентом использования установленной мощности - КИУМ) существенно зависит от климатических условий региона [9]. Модульность, транспортабельность, относительно низкая себестоимость (при условии дальнейшего совершенствования технологий) использования ВИЭ в АЗРФ лимитируется сезонностью их использования.

Таким образом, каждая система в отдельности характеризуется невысоким, но достаточно критическим уровнем капиталовложений для каждого из отдельных удаленных малых энергопотребителей в АЗРФ. Для практического применения в настоящее время возможно использование комбинированных систем энергоснабжения, таких как, например, ветродизельные энергоустановки [15]. Постепенная адаптация энергосистемы Арктики на основе современных технологий способна увеличить экономическую привлекательность освоения российской Арктики, а значит, и ускорить освоение региона в целом.

Вследствие этого внедрение новых технологий в малой энергетике, направленных на повышение эффективности работы оборудования, экономию топлива, обеспечение надежности и качества электроснабжения является важной и актуальной задачей [17].

На основе выполненного в настоящей работе анализа основных проблем, стоящих перед малой и нетрадиционной энергетикой Арктической зоны России, можно сформулировать базовые требования к автономным системам энергоснабжения на местных топливных ресурсах и ВИЭ:

- многофункциональность, использование гибридных энергоустановок и электростанций (ДЭС и ВИЭ);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- модульная компоновка на основе типизации и конструктивной унификации;

- автономная работа энергетических модулей;

- обеспечение высокого качества электрической и тепловой энергии независимо от колебаний нагрузки и потенциала возобновляемых видов энергии;

- надежность и эффективность функционирования, ремонтопригодность, транспортабельность, высокий уровень автомати-

зации и диспетчеризации;

- экономия топлива;

- приспособленность к климатическим (зональным) условиям;

- минимизация воздействия на окружающую среду при использовании энергетического оборудования.

Благодаря наличию углеводородных и возобновляемых энергоресурсов, а также технологических возможностей их использования, существует вариантность развития энергетической инфраструктуры российской Арктики. Не

претендуя на полное решение энергетических проблем АЗРФ, ВИЭ могут быть использованы для решения некоторых локальных энергетических задач, в том числе и для нефтегазового освоения региона, и формирования системы региональной малой энергетики. При этом для качественного и комплексного развития российской Арктики необходим конкретный учет этих ресурсов, проведение технико-экономического анализа и обоснованный выбор оптимальных технологических решений, с учетом ее суровых климатических условий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких П.П. Справочник ресурсов возобновляемых источников энергии России. 2013.

2. Воропай Н.И., Марченко О.В., Стенни-ков В.А. Проблемы энергоснабжения регионов в энергетической стратегии России до 2030 г. и перспективы развития АЭС малой мощности / Атомная энергия, 2011, т. 111, вып. 5, С. 262-268.

3. Геоинформационная система ВИЭ МГУ им. М.В. Ломоносова. URL: http://gis-vie.ru.

4. Иванова И.Ю., Тугузова Т.Ф., Халгаева Н.А. Развитие систем энергоснабжения изолированных и труднодоступных потребителей. В кн.: Восточный вектор энергетической стратегии России: современное состояние, взгляд в будущее / под ред. Н.И. Воропая, Б.Г. Санеева. Новосибирск: Гео, 2011, С. 207-235.; Из: Смоленцев Д.О., 2012. Развитие энергетики Арктики: проблемы и возможности малой генерации // Арктика: экология и экономика, № 3 (7). С. 22-29.

5. Институт энергетических исследований РАН. Баланс электроэнергии по регионам РФ для целевого сценария, 2015. URL: http://www. eriras. ru/data/34/rus.

6. Отчет о НИР по теме «Разработка подпрограммы государственной программы Российской федерации ««Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011-2020 годы» в Республике Саха (Якутия)». URL: http://www.sakha.gov.ru/en/ node/65700.

7. Пилясов А.Н. Контуры стратегии развития Арктической зоны России // Арктика: экология и экономика. 2011. № 1. С. 38-47.

8. Попель О.С., Киселева С.В., Моргунова М.О., Габдерахманова Т.С., Тарасенко А.Б. Использование возобновляемых источников энергии для энергоснабжения потребителей в Арктической зоне РФ // Арктика: экология и экономика, 2015, № 1 (17). С. 64-69.

9. Попель О.С., Фрид С.Е., Коломиец Ю.Г., Тарасенко А.Б. Климатические аспекты создания фотоэлектрических светосигнальных устройств на возобновляемых источниках энергии // Альтернативная энергетика и экология, 2015. № 10(174). С. 98-106.

10. Смоленцев Д.О. Развитие энергетики Арктики: проблемы и возможности малой генерации // Арктика: экология и экономика, 2012. № 3(7). С. 22-29.

11. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утв. Президентом РФ 20.02.2013. URL: http:// www. consultant. ru/law/review/1729879.html

12. Шеин В.Я. Опыт строительства и эксплуатации российских ветроэнергетических станций в районах Крайнего Севера: Воркутин-ская и Чукотская ВЭС // Доклад на 1-й национальной конференции Российской Ассоциации ветроиндустрии. Москва, 13 ноября 2009 г.

13. Шилкина О.А., Ефишов С.А., Васильев В.А., Пономарева Г.В., Сапаров М.И., Тарни-жевский Б.В. Использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в арктических районах России // Энергия России, 16.11.04.

14. Беллона посчитала установки ВИЭ в Карелии, 30/01-2015. URL: http://bellona.ru/articles_ru/ articles_2015/1422628038.05; Малая возобновляемая энергетика Карелии (реестр малых установок в Республике Карелия, работающих на возобновляемых источниках энергии), Мурманск, 2015; Возобновляемая энергетика на Кольском полуострове (реестр установок в Мурманской области, работающих на возобновляемых источниках энергии), Мурманск, 2014.

15. Chade D., Miklis T., Dvorak D. Feasibility study of wind-to-hydrogen system for Arctic remote locations - Grimsey island case study, Renewable Energy 76 (2015), р. 204-211.

16. Nasa, Visible Earth, 2016. URL: http:// visibleearth.nasa.gov/view.php?id 56893.

17. Shilova L.A., Pustovgar A.P., Adamtsevich A.O., Solovyev D.A. The use of renewable energy sources for the introduction of construction projects in the Arctic regions // International Journal of Applied Engineering Research (IJAER). Volume 10, Number 20 (2015), pp. 40788-40790.

Поступила в редакцию 25.03.2016 г.

M.O. Morgunova, D.A. Solovjov5

ENERGY SUPPLY IN RUSSIAN ARCTIC: HYDROCARBONS OR RENEWABLES?

In the last decades the interest toward Arctic exploration is connected with new economic and resource development opportunities, especially oil and natural gas resources, new transport routes (e.g. Northern Sea Route), and climate change. It is one of strategic priorities for Russia to develop its Arctic territories, and a technologically demanding and complex issue, since Russian Arctic infrastructure and industries are very heterogeneous. At the same time growing economic, transport and social activity entails energy consumption. Thus, transport and energy infrastructure are important prerequisites for Arctic complex exploration. Sustainable energy supply in the Arctic is a topical issue for both socio-economical and resource development. Ecological and efficient solution of this issue lies within the integrated use of the Arctic energy resources.

Key words: Arctic, energy infrastructure development, oil, natural gas, renewable energy sources, integrated approach

5 Maria O. Morgunova - PhD student, Gubkin Russian State University of oil and gas, e-mail: [email protected];

Dmitry A. Solovjov - Senior researcher, Joint Institute for High Temperatures (JIHT), Russian Academy of Sciences (RAS), PhD, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.