Научная статья на тему 'Общая характеристика локального технического регулирования'

Общая характеристика локального технического регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ / LOCAL LEGAL ACTS / TECHNICAL REGULATION / LOCAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баукен Александр Амангельдинович

В статье рассматриваются общие вопросы о целях локального технического регулирования, средствах регулирования, его источниках. Анализируется роль локальных технико-правовых актов в регламентации производственных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General characteristics of the local technical regulation

General problems of the objectives of the local technical regulation, means of regulation and its sources are considered in the article. The problems of the role of the local technical and legal acts in the regulation of operating processes are analyzed.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика локального технического регулирования»

УДК 34.01+351

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЛОКАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А. А. Баукен, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории

государства и права, Южно-Уральский государственный университет

В статье рассматриваются общие вопросы о целях локального технического регулирования, средствах регулирования, его источниках. Анализируется роль локальных технико-правовых актов в регламентации производственных процессов.

Ключевые слова: локальные нормативно-правовые акты, техническое регулирование, локальные акты.

Анализ целей технического регулирования позволит уточнить его предмет, средства, а также выявить его особенности как разновидности правового регулирования. Определенные законодателем цели технического регулирования обобщенно сводятся к следующим:

- защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

- обеспечение энергетической эффективности;

- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств, технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции, исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции;

- создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции, систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации;

- удостоверение соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или

иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

- создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории России, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Перечисленные выше цели в зависимости от того, какой интерес в их достижении преобладает (обеспечение безопасности или увеличение прибыли), могут быть разделены на три группы:

1) защита жизни, здоровья людей, имущества субъектов, а также охрана окружающей среды (далее обобщенно - обеспечение безопасности);

2) стимулирование развития экономики;

3) повышение эффективности пользования ресурсами.

При этом первые две группы целей являются противоположными и в определенной степени взаимоисключающими, вследствие чего необходим поиск баланса между безопасностью и свободой производства и перемещения продукции, на что указывается в научных исследованиях1.

В обеспечении безопасности для людей, окружающей среды и имущества, объектов внешнего мира, а также подчиненной законам природы деятельности людей заинтересовано в первую очередь само гражданское общество. Научно-технический прогресс стимулировал развитие экономики и техники. Техника оказывает преобразующее воздействие на общество, каждый раз создает принципиально новые условия жизнедеятельности людей2. При этом рыночный механизм сам по себе не имеет рычагов и противовесов для противо-

стояния экстремальным частным интересам, которые реализуются в ущерб обществу, природной среде, партнерам по экономической деятельности. Поэтому государство активно вмешивается в хозяйственную практику, оказывая на нее существенное воздействие, становясь, таким образом, регулятором, способным объективно представлять интересы общества в целом и защищать отдельных его представителей в условиях рынка3. Представляется, что цель обеспечения безопасности от техногенных рисков является основной и специфической для технического регулирования, так как основной массив технико-правовых

4

норм направлен на достижение именно ее .

В сфере развития экономики преобладают интересы хозяйствующих субъектов, которые, ориентируясь в рынке, способны самостоятельно выбрать наиболее эффективную модель своей экономической деятельности. Роль государства здесь заключается в решении следующих задач: снижение технических

барьеров, которые могут тормозить развитие экономического оборота, способствование обеспечению совместимости производимой продукции (стандартизации), стимулирование повышения качества и конкурентоспособности продукции, создание условий для свободного перемещения производимой продукции (гармонизация технических требований с аналогичными требованиями иностранных государств). Цель развития экономики не является свойственной исключительно для технического регулирования и достигается также посредством норм гражданского, административного, таможенного и иных отраслей законодательства.

Значение технического регулирования в достижении указанной группы целей заключается в определении технических требований к объектам внешнего мира и технологическим процессам (например, в национальных стандартах) и закреплении непосредственно связанных с этими требованиями организационно-технических мероприятий (например, закрепление схем оценки соответствия продукции, обеспечение единства измерений, обеспечение сопоставимости результатов исследований и измерений, технических и экономико-статистических данных и т.д.).

Специфика цели повышения эффективности пользования ресурсами (имеются в виду природные и полученные при их использовании энергетические ресурсы) заключается в том, что она занимает пограничное значение

среди рассмотренных выше целей технического регулирования. Так, в определенной степени ее достижение обеспечивает охрану окружающей среды и в этой части сближает ее с целью обеспечения безопасности. С другой стороны, рациональное использование ресурсов является выгодным для хозяйствующих субъектов и во многом зависит от используемых ими технологий, законодательное закрепление которых представляется маловероятным. Следовательно, повышение эффективности пользования ресурсами также является самостоятельной специфичной группой целей, свойственной для технического регулирования.

Несмотря на различие целей (в особенности обеспечения безопасности и развития экономики), представляется, что все выделенные группы характерны для технического регулирования и отражают его специфику. Следовательно, созданные для их достижения нормы составляют единую систему. Данный вывод подтверждается, в частности, закреплением в законодательстве презумпции соответствия, согласно которой применение национальных стандартов на добровольной основе является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. Указанная презумпция добавляет «обязательности» нормам, соблюдение которых осуществляется субъектами на добровольной основе, путем упрощения в случае их соблюдения процедуры соответствия. Кроме того (что более важно), она связывает в единую согласованную систему нормы, направленные на обеспечение безопасности и повышение эффективности пользования ресурсами с нормами, направленными на стимулирование развития экономики.

Важной характеристикой правового регулирования, обусловленной его целями, является его предмет, т.е. круг упорядочиваемых при помощи правовых средств общественных отношений. Исходя из законодательного определения технического регулирования его предметом являются общественные отношения в сфере установления требований к продукции (обязательных и соблюдаемых на добровольной основе) и связанным с ней процессам, а также оценки соответствия. Продукция определяется как результат деятельности, представленный в материальновещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

Из понятия «техническое регулирование» следует, что его предметом является упорядочение технической деятельности человека, представляющей собой преобразовательную деятельность, на которую оказывают воздействие объективные законы природы. В этой связи ограничение сферы технического регулирования только требованиями к безопасности и качеству продукции и связанных с ней процессов можно признать обоснованным, если рассматривать его в узком смысле исходя из социальной значимости и необходимости достижения целей закона о техническом регулировании.

Цели и предмет технического регулирования определяют особенности используемых в его рамках норм. В отличие от иных сфер правового регулирования, основу технического регулирования составляют техникоправовые (технико-юридические) нормы.

Данные нормы, устанавливая определенные требования к техническим действиям, тем самым оказывают регулирующее воздействие и на сами общественные отношения путем установления обязательных требований к действиям (поведению) людей по отношению к природе, средствам производства и другим предметам внешнего мира, в которых (действиях) проявляются отношения между людь-

5

ми .

Таким образом, особенности технического регулирования обусловлены его целями, предметом и средствами регулирования. Общественные отношения, входящие в его предмет, не могут быть урегулированы в рамках «нетехнического» правового регулирования, так как нормирование технической деятельности и достижение целей технического регулирования иными способами, без использования технико-правовых норм, невозможно. Природа технико-правовых норм и обусловленность их объективными законами природы определяют специфику технико-правового регулирования. Кроме того, представляется, что в силу использования для достижения целей технического регулирования правовых средств более корректными являются термины «технико-правовое регулирование» или «государственное техническое регулирова-ние»6. Также мы считаем, что в целях исследования более информативным будет рассмотрение понятия «технико-правовое регулирование» в широком смысле.

Действующее законодательство предусматривает в качестве источников техникоправового регулирования локальные нормативные правовые акты, издаваемые субъектами хозяйственной деятельности. Такой подход представляется обоснованным, так как именно эти субъекты непосредственно осуществляют техническую деятельность и обладают максимально полной информацией об особенностях технологического процесса и связанных с ним опасностях в их организации.

Наряду с конкретизацией государственного регулирования и реализацией положений законодательства, акты локального техникоправового регулирования могут восполнять пробелы в законодательстве, а также являться основой для принимаемых государством актов. Так, созданная в Свердловской области саморегулируемая организация «Союз стройиндустрии Свердловской области» разрабатывает собственные стандарты, нормативнотехническую документацию, часть которых представлена для утверждения на федеральном уровне в качестве сводов правил. Причинами создания собственных стандартов указываются следующие: стандарты помогают не пропустить в СРО организации, не отвечающие требованиям стандартов качества; помогают юристам отстаивать интересы производителей и строителей; способствуют повышению конкурентоспособности отрасли, стимулируя техническое перевооружение; унифицируют подходы к работе участников произ-

7

водственного или строительного процесса .

Обобщая изложенное, мы делаем вывод о том, что локальное технико-правовое регулирование способствует конкретизации, дополнению и реализации положений нормативноправовых актов производственными предприятиями в сфере обеспечения безопасности производственных процессов и продукции, а также обеспечения качества продукции. Следует отметить, что акты локального технического регулирования дополняют законодательство, а также, взаимодействуя с иными локальными нормативными актами, направлены на упорядочение производственных технологических процессов. Таким образом, локальное технико-правовое регулирование имеет важное значение для современного производства и нуждается в дальнейшем исследовании.

1 См., например: Калмыкова А. В. Техническое регулирование: правовые аспекты: научно-практическое пособие / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, В. Ю. Саломатов. М., 2010. С. 7; Нестеров А. В. О техническом регулировании в России // Государство и право. 2009. № 8. С. 94; Техническое регулирование: учебник / под ред. В. Г. Верса-на, Г. И. Элькина. М., 2008. С. 21.

2 Миронов А. В. Наука, техника и технологии: техно-этический аспект // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1. 2006. С. 31.

3 Техническое регулирование: учебник / под ред. В. Г. Версана, Г. И. Элькина. М., 2008. С. 19.

4 Предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, по нашему мнению, также осуществляется для защиты людей, окружающей среды и имущества, так как неправильное использование продукции, будь то продукты питания, оборудование, топливо или что-то иное, в связи с заблуждением относительно ее свойств потребителем (частным лицом в личных целях или хо-

зяйствующим субъектом в технологическом процессе) с большой вероятностью повлечет причинение вреда жизни или здоровью человека, окружающей среде или имуществу.

5 Черданцев А. Ф. Понятие технико-юридических норм и их роль в формировании общественных отношений // Правоведение. 1970. № 1. С. 42.

6 Аналогичным образом сформулированы, например, заголовки федеральных законов «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-Ф3 от 28 января 2009 г., «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 16 июля 1998 г., «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» № 86-ФЗ от 20 июня 1996 г. и др.

7 Чумерин Ю. Н. Пути обновления и возможности развития нормативной базы // Руководитель строительной организации. 2010. № 11.

Статья поступила в редакцию 25 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.