Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
304
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АМНИСТИЯ / ПОМИЛОВАНИЕ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / АКТ АМНИСТИИ / АКТ ПОМИЛОВАНИЯ / AMNESTY / PARDON / CRIMINAL LIABILITY / CRIMINAL PUNISHMENT / ACT OF AMNESTY / ACT OF PARDON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подольская А.В.

Проблемы амнистии и помилования, это фундаментальные проблемы уголовной правовой науки, заслуживающие очевидного внимания. Так как от того, как разрешают данные неоднозначные с многих сторон проблемы, будет зависеть степень законности и эффективность деятельности правоохранительных органов, правовое положение и степень юридической защиты человека и гражданина от преступного посягательства со стороны иных членов общества и от произвола со стороны государства. В целом их реализацию определяют характером уголовно-правовой политики. Из истории формирования отечественного уголовного законодательства можно увидеть то, что по мере его развития все время расширяли меры, применяемые к лицам, которые совершили преступления. Независимо от того, что уголовные наказания в качестве правовых последствий преступлений все время оставались незыблемыми, между ними и преступлениями в уголовном законодательстве постепенно возникали меры, использование которых или вообще исключало возможность использования наказаний, или влекло освобождение от наказаний, или изменение режима использования. Как особый институт амнистия и помилование с древних времен интересен исследователям. Проблемы института амнистии и помилования в России подлежали изучению постоянно, и в древности, и в советский период, и в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF THE INSTITUTE OF AMNESTIES AND PARDONS ACCORDING TO THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The problems of Amnesty and pardon are fundamental problems of criminal legal science, which deserve obvious attention. Since the resolution of these ambiguous problems from many sides will determine the degree of legality and effectiveness of law enforcement agencies, the legal status and the degree of legal protection of a person and a citizen from criminal encroachment by other members of society and from arbitrariness on the part of the state. In General, their implementation is determined by the nature of criminal law policy. From the history of the formation of domestic criminal legislation can be seen that as its development all the time expanded measures applied to persons who have committed crimes. Regardless of the fact that criminal penalties as legal consequences of crimes remained unshakable all the time, between them and crimes in the criminal legislation gradually arose measures, the use of which either did not allow the use of penalties, or entailed exemption from punishment, or a change in the mode of use. As a special Institute of the Amnesty and pardon in ancient times are of interest to researchers. The problems of the Institute of Amnesty and pardon in Russia were to be studied constantly, and in ancient times, and in the Soviet period, and now.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ»

УДК:343.293

Подольская А.В.

Студентка Российского университета транспорта (МГУПС

(МИИТ))

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ

Аннотация: проблемы амнистии и помилования, это фундаментальные проблемы уголовной правовой науки, заслуживающие очевидного внимания. Так как от того, как разрешают данные неоднозначные с многих сторон проблемы, будет зависеть степень законности и эффективность деятельности правоохранительных органов, правовое положение и степень юридической защиты человека и гражданина от преступного посягательства со стороны иных членов общества и от произвола со стороны государства. В целом их реализацию определяют характером уголовно-правовой политики.

Из истории формирования отечественного уголовного законодательства можно увидеть то, что по мере его развития все время расширяли меры, применяемые к лицам, которые совершили преступления. Независимо от того, что уголовные наказания в качестве правовых последствий преступлений все время оставались незыблемыми, между ними и преступлениями в уголовном законодательстве постепенно возникали меры, использование которых или вообще исключало возможность использования наказаний, или влекло освобождение от наказаний, или изменение режима использования.

Как особый институт амнистия и помилование с древних времен интересен исследователям. Проблемы института амнистии и помилования в России подлежали изучению постоянно, и в древности, и в советский период, и в настоящее время.

Ключевые слова: амнистия; помилование; уголовно -правовая ответственность; уголовное наказание; акт амнистии; акт помилования.

Podolskaya A. V.

The student of the Russian University of transport (Moscow state railway

University (MIIT))

OVERVIEW OF THE INSTITUTE OF AMNESTIES AND PARDONS ACCORDING TO THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the problems of Amnesty and pardon are fundamental problems of criminal legal science, which deserve obvious attention. Since the resolution of these ambiguous problems from many sides will determine the degree of legality and effectiveness of law enforcement agencies, the legal status and the degree of legal protection of a person and a citizen from criminal encroachment by other members of society and from arbitrariness on the part of the state. In General, their implementation is determined by the nature of criminal law policy.

From the history of the formation of domestic criminal legislation can be

seen that as its development all the time expanded measures applied to persons who have committed crimes. Regardless of the fact that criminal penalties as legal consequences of crimes remained unshakable all the time, between them and crimes in the criminal legislation gradually arose measures, the use of which either did not allow the use of penalties, or entailed exemption from punishment, or a change in the mode of use.

As a special Institute of the Amnesty and pardon in ancient times are of interest to researchers. The problems of the Institute of Amnesty and pardon in Russia were to be studied constantly, and in ancient times, and in the Soviet period, and now.

Keywords: Amnesty; pardon; criminal liability; criminal punishment; act of Amnesty; act of pardon.

В Древнерусском государстве в княжеском суде была возможность заменять реальное исполнение наказаний штрафами в пользу князя. В Древней Руси наравне с лишением жизни довольно часто использовали массовую амнистию к «лихим людям». Еще профессор Зилин А.А. указывал на то, что отмену казни, возможно, рассматривать в качестве частичной амнистии холопам, которые участвовали в движении 1068-1071 гг. Высказывания Зилина не подтверждают того, что в Древней Руси применяли условно-досрочное освобождение, но указывает на гибкость существовавшего в тот период законодательства.

В России возникновение института амнистии и помилования берет начало с начала царствования Рюриковичей, в то время, когда публичная власть была еще не достаточно централизована. При этом каждый из князей осуществлял помилование в пределах своей территории, без каких-либо законодательных ограничений по кругу лиц, видам и составам преступлений. Князья часто воевали между собой и для примирения с врагами использовались различные способы и средства. Для участия во всех многочисленных войнах, кроме материальных и финансовых затрат, были необходимы людские ресурсы для чего князья использовали помилование и перетягивали на свою сторону воинов побежденного противника.

Рассматривая институт амнистии и помилования в советское время, можно говорить о следующем. Декрет ВЦИК «О суде» от 7 марта 1918 года предоставлял всем лицам, осужденным по приговорам суда, право просить о помиловании. С просьбой о помиловании можно было обратиться в местный народный суд по месту жительства. Суды осуществляли помилование с 1917 по 1920 г. и рассматривали дела осужденных к любым видам наказаний, кроме смертной казни. Помилование применялось к лицам, раскаявшимся и вставшим на путь исправления, совершившим преступления любой общественной опасности. Правом помилования, помимо суда, обладал еще и ВЦИК.

Историки рассматривают сталинские репрессии как продолжение политических репрессий со стороны большевиков в Советской России,

которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. Помилование в это время хотя и не было отменено, но применялось достаточно редко.

Аналогичное положение сохранялось во время Великой Отечественной войны. Конституция СССР 1936 г. внесла изменения в систему амнистий и помилования. Эти виды прощения применялись к осужденным и входили в компетенцию союзных республик. Конституция РСФСР 1937 г. предусматривала амнистии и помилования только в отношении осужденных (ст. ст. 19, 33).

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации[1], а в 1996 г. — Уголовный кодекс Российской Федерации[2]. Конституция 1993 года более четко обозначала права и свободы человека и гражданина. Часть 3 статьи 50 Конституции 1993 года устанавливает, что каждый осужденный имеет право не только на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, но и право просить о помиловании или смягчении наказания[7].

Также эти положения закреплены в части III Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 февраля 1966 года. Пункт 1 статьи 6 устанавливает, что «право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека, это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни». А в пункте 4 статьи 6 указано, что «каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Во всех случаях могут быть дарованы амнистия, помилование или замена смертного приговора».

В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года впервые раскрывается содержание института амнистии помилования.

Таким образом, институт освобождения от уголовных наказаний прошел длительный исторический путь своего развития. В отличие от амнистии, помилование осуществлялось постоянно, а не периодически. Происходит дальнейшая гуманизация уголовного законодательства, сужение сферы применения уголовной ответственности и наказания, предусматривается ограничение применения смертной казни.

Под амнистией подразумевается акт милосердия и гуманизма государства, который прямо направлен на освобождение от наказания и ответственности, в т. ч. его смягчение, устранение юридических последствий уголовного наказания, основанный на справедливости и соразмерности, а также балансе конституционных ценностей в сфере противодействия правонарушениям.

Амнистия обладает прямым конституционным происхождением, признается конституционным основанием для освобождения от ответственности и наказания, подлежит осуществлению в рамках конституционно-правового пространства, вне правосудия, лежит в сфере конституционно-правовой политики, которая выражает базовые принципы

правового государства в сфере взаимоотношений с личностью.

В РФ правовое регулирование применения амнистий осуществляет Конституция РФ, которой определяется, что амнистию объявляется Государственная Дума РФ (п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), и Уголовный кодекс РФ, которым раскрывается содержание данного акта (ст. 84 УК РФ).

Вопрос о правовой природе амнистии в РФ не имеет однозначного решения в юридической литературе: по мнению одних авторов, амнистия -это институт уголовного права (так как регламентируется, в первую очередь, уголовным законодательством). По мнению других, амнистия - это институт государственного права (так как ее объявляет высший орган законодательной власти). Опираясь на наличие сущностной регламентации рассматриваемого института в уголовном законодательстве, третьи высказывают точку зрения, о его двойственной (уголовно-правовой и государственно-правовой) природе. Акт амнистии не есть акт уголовного законодательства, следовательно, он не связан с внесением изменений в УК РФ; кроме того, это означает возможность коррекции изданных актов об амнистии, даже если в результате сужается круг лиц, подлежащих амнистии[10].

Приверженцы отнесения института амнистии к уголовному праву придерживаются мнения, что конституционное право лишь провозглашает право юридического существования амнистии и регламентирует органы, специально уполномоченные амнистировать осужденных. Юридическое же содержание данного юридического института содержится в уголовном законодательстве. Принятие акта об объявлении амнистии является юридическим фактом, в соответствии с которым начинает действовать норма уголовного права, которая включает указания на основания освобождения от уголовно-правовой ответственности и наказания либо смягчения уголовного наказания по отношению к определенной категории лиц.

С данной позиции амнистия представляет из себя юридический институт, который следует отнести к сфере уголовного права, предоставляющий основания для принятия о полном либо частичном освобождении от уголовно-правовой ответственности и наказания индивидуально неопределенного круга лиц, которые виновны в совершении преступных деяний, или о сокращении им назначенного наказания, замене уголовного наказания более мягкой разновидностью уголовного наказания, освобождении от дополнительной разновидности наказания или об освобождении от юридических последствий судимости.

Следовательно, институт амнистии признается межотраслевым и включает в себя положения уголовного, конституционного, уголовно -исполнительного и уголовно-процессуального права. Согласно статье 84 УК РФ данный институт подлежит применению на различных стадиях практической реализации уголовно-правовой ответственности и

устанавливает разные виды смягчения положения лиц, которые совершили преступные деяния: освобождение от уголовно -правовой ответственности, освобождение от уголовного наказания, а также снятие судимости.

Амнистию необходимо отличать от условно-досрочного освобождения от отбывания уголовного наказания. В отличие от акта амнистии, основанием для использования условно-досрочного освобождения признается исправление виновного лица, которое состоит в его примерном поведении, раскаянии и признании судом, что для собственного исправления виновное лицо не нуждается в полном отбывании назначенного ему приговором уголовного наказания. Вместе с тем суд принимает во внимание степень и характер общественной опасности совершенного преступного деяния, личность виновного лица, особенности личности до и после совершенного преступного деяния и другие обстоятельства дела.

Законодательство не регламентирует пределы амнистии по кругу лиц, что может осложнить ее применение. Думается, что амнистия в качестве основания для освобождения от уголовного наказания, может использоваться:

- по отношению к лицам, осужденным судами РФ к уголовным наказаниям, установленным уголовным законодательством, и отбывают уголовное наказание на территории России;

- по отношению к лицам, которые были осуждены судами зарубежного государства, отбывающих уголовное наказание на территории России согласно международным соглашениям РФ.

Сложившаяся практика говорит о том, что амнистия никогда не объявляется произвольно, она всегда социально определена, ставит цели, которые отражают прямой интерес государства. Освобождение от уголовной ответственности и наказания признается результатом, а не целью амнистии, которая заложена в правовой природе государства, тех принципах, которое оно исповедует по отношению к собственным гражданам.

Амнистия, в качестве политико-правового явления, отражает гуманистические начала в государственной деятельности, которые основаны на уважении личности, ее прав и свобод, сущность амнистии заключается в прощении лица государством, в собственном завершении амнистия представляет из себя акт милосердия, который смягчает правовую участь лица.

Институт помилования существует во многих мировых страна и закреплен в актах международного характера. Так, к примеру, в Международном пакте о гражданских и политических правах содержится норма о том, что всем приговоренным к смертной казни предоставляет право просить о помиловании, и что помилование либо замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.

Помилование представляет из себя решение Президента Российской Федерации, которое улучшает правовой статус индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступного деяния,

отбывающего уголовное наказание либо отбывшего его и имеющего судимость. Улучшение правового статуса осужденного либо отбывшего уголовное наказание может заключаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания уголовного наказания.

Помилование, обычно, не подлежит применению по отношению к осужденным: совершивших умышленное преступное деяние в период назначенного судами срока испытания условного осуждения; злостно нарушающих регламентированную процедуру отбывания уголовного наказания; ранее освободившихся от отбывания уголовного наказания актом помилования; ранее освободившихся от отбывания уголовного наказания актом помилования, которым ранее осуществлялась замена назначенного судами уголовного наказания более мягким наказанием.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту России в письменном виде и направляет данное ходатайство в администрацию учреждения либо органы, которые исполняют наказание. Помилование в качестве одного из средств выражения милосердия имеет сходства с амнистией. Однако имеются и другие важные отличия: акт помилования, в отличие от амнистии, не обладает нормативным характером, он признается актом применения права; помилование подлежит осуществлению по отношению к конкретному лицу, а амнистия относится к неограниченному числу лиц. Помилование осуществляется по Указу Президента РФ, тогда как амнистия реализуется Государственной Думой РФ.

Если говорить об акте амнистии, то его издание инициируется не осужденным и их родственниками, а органами власти государства и управления; акт помилования обладает разовым и единичным характером и подлежит исполнению незамедлительно. Процесс реализации акта амнистии намного сложнее и требует довольно длительного периода.

Следовательно, актом помилования лицо, которое было осуждено за преступное деяние, подлежит освобождению от дальнейшего отбывания уголовного наказания или назначенное ему уголовное наказание может быть сокращено либо заменено более мягкой разновидностью наказания. С лица, которое отбыло наказание, по акту помилования может быть снята судимость.

Реализацию юридического потенциала амнистии сдерживает то, что в Российской Федерации отсутствует специальный закон, регламентирующий общие условия осуществления амнистии. В существующем конституционно -правовом пространстве нормативно-правовое регулирование амнистии осуществляется посредством постановлений Государственной Думы, которые являются весьма разнородными и разноречивыми. Ввиду необходимо принять Федеральный закон «Об амнистии», который дал бы определение содержательных и процессуальных параметров амнистии.

Амнистию в широком нормативно-правовом значении можно рассматривать в качестве межотраслевого юридического института,

включающего нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и других отраслей права. Принципиальное единство амнистии подтверждает его общее название, которое воспроизводят все отрасли права, а также наличие общих принципов действия, сохраняющихся на всех уровнях правового регулирования. Вполне можно говорить о том, что амнистия имеет интеграционный характер, источником которого являются законодательные акты разной правовой принадлежности.

Рядом ученых высказывается точка зрения о представлении помилования в виде решения Президента Российской Федерации, улучшающее правовое положение индивидуально определяемого лица, которое осуждено за совершение преступления и отбывает наказание или уже отбыло его и имеет судимость [7].

Указанную позицию разделяет Н.В. Елисеева, отмечая при этом то, что институт помилования является комплексным межотраслевым образованием, вобравшим в себя нормы государственного и уголовного права. В настоящее время сущность понятия помилования связывают не с наказанием, которое смягчается путем помилования, а с конкретной личностью человека, к которому оно применяется. Помилование не вторгается в сферу деятельности суда, не подвергает сомнению справедливость судебного решения, оно ориентировано на лицо, которое обращается с просьбой о помиловании[3]

Весьма осторожно относился к помилованию И.Я. Фойницкий, предостерегая, что «... применение помилования к некоторым преступникам опасно для общества и вредно для милуемого, составляя для него акт мнимой филантропии, в действительности лишающий его благодеяний принудительного воспитания» [6].

Многие дореволюционные русские ученые видели на значение помилования в корректировке уголовного закона с позиции принципа справедливости применительно к конкретному случаю. В. Спасович писал «Помилование есть учреждение, основанное на той же справедливости, которой выражением служат и законы[7]. Оно есть вне закона уголовного поставленного корректива, выполняющего недостатки закона уголовного. Его цель и назначение заключаются в уравнении справедливости, как она высказалась исторически в законах, со справедливостью, как определяется в живом общественном сознании народа[4].

Так как помилование есть отступление от закона, то оно должно быть употребляемо только в крайних случаях, с величайшей разборчивостью, дабы не поколебать закон, и не должно быть обращаемо в обыкновенное средство государственного управления».

Аналогичной позиции придерживался СВ. Познышев, который отмечал, что «институт помилования вызывается и оправдывается несовершенством современных уголовных законодательств, их нередкими пробелами и разнообразием конкретных фактов, для которых закон

оказывается не в меру суровым».

В противовес данной позиции можно привести слова Н.П. Михайловой, которая отмечает: что «Акт помилования не подменяет собой приговор суда, имея в виду законность, обоснованность и объективность судебного решения. Помилование - это кредит доверия Президента России к осужденному в отсутствие опасности его для общества и несовершении им в дальнейшем преступлений» [3]

Помилование является актом прощения осужденного, осуществляемый Президентом Российской Федерации в виде смягчения либо полного освобождения от уголовно-правовых последствий осуждения в силу исключительных обстоятельств, неучтенных судом при назначении наказания либо возникших после вынесения обвинительного приговора и требующих проявления гуманизма.

Правовая природа помилования многоаспектна. Она характеризуется следующими признаками: конституционной основой, многоуровневостью правовой регламентации, многоэтапностью осуществления, участием общественности в подготовке решения, универсальностью, альтернативностью видов, безусловностью и окончательностью решения, гуманистическим характером.

Как межотраслевой институт помилование включает в себя нормы административного, конституционного, уголовного и уголовно-исполнительного права, в данном отношении имеющие свой предмет правового регулирования.

Таким образом, амнистия исследуется как основание освобождения от уголовного наказания и уголовно-правовой ответственности. Государство при осуществлении уголовного преследования в отношении лиц, которые совершили преступное деяние, одновременно оставляет за собой право прощать их.

Помилование представляет собой межотраслевой институт, который основан на нормах Конституции РФ и обеспечивает реализацию права каждого осужденного просить о помиловании, а также оответствующего полномочия Президента Российской Федерации на смягчение либо полное освобождение осужденных от уголовно-правовых последствий.

Исходя из п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы Российской Федерации. Исходя из содержания частей 2 и 3 вышеупомянутой статьи Конституции РФ, Государственная Дума принимает решение, по вопросам своего ведения, в том числе и по вопросам объявления амнистии, принимает постановления большинством голосов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ.

Являясь государственно-правовым актом, амнистия по своим правовым последствиям касается как уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, так и уголовно-исполнительной сфер, поскольку исходя из ее смысла лица, совершившие преступления, освобождаются не только от уголовной ответственности, но и от наказания. Соответственно, акт

амнистии влечет за собой определенные уголовно-правовые последствия, установленные уголовным законодательством.

На основании ч.1 ст.84 УК РФ амнистию объявляют в отношении индивидуального неустановленного числа лиц. Акты амнистии могут быть определены по возрастному, половому и другим признакам, т.е. распространяться, например, на несовершеннолетних, женщин, лиц старше пенсионного возраста, участников Великой Отечественной войны или иных боевых действий и т.д. При этом лица, в отношении которых объявлена амнистия, персонально не обозначаются.

В постановлениях об амнистии, как правило, содержится запрет на ее применение к отдельным категориям лиц: к совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления вне зависимости от срока наказания, ранее досрочно освобождавшимся из мест лишения свободы (в том числе в ходе амнистии и помилования), и вновь совершившим умышленные преступления, к лицам, злостно нарушающим режим отбывания наказания и т.п. Такой запрет предполагает применение амнистии к лицам, вставшим на путь исправления, при этом ставя их в определенную зависимость от проявлений субъективизма со стороны представителей администрации исправительного учреждения.

Помимо этого, акт амнистии не будет применяться в отношении лиц, которых осуждают по совокупности преступлений, когда одно преступление относят к тяжкому либо особенно тяжкому, за совершение которого освобождение не предусматривают.

Амнистией является акт, который объявляет ГД ФС РФ в отношении индивидуального неопределенного круга лиц и у которого уголовное правовое содержание в форме освобождения от уголовной ответственности, освобождения от наказаний, сокращения наказаний, замены наказаний наиболее мягкими, освобождения от дополнительных наказаний или снятия судимости.

Амнистии объявляют в результате определенных событий в государстве, как результат знаменательных и юбилейных дат в истории страны либо иных факторов, и при помощи этого акты амнистии неизбежно приобретают политическую окраску. С 2000 по 2016 г. в России издали десять актов амнистии[9].

Наиболее масштабной в плане освобождения лиц из мест лишения свободы считается амнистия, объявленная в честь 55-летия победы в Великой Отечественной войне в 2000 году. По ее итогам из мест лишения свободы досрочно освободилось 209 тысяч человек.

Во время окончания действия амнистии, которую объявили в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, 23 октября 2015 года, из учреждений уголовной исполнительной системы страны освободили 231 тыс. 558 человек. Но при этом непосредственно из мест лишения свободы освободили 34 тыс. 475 чел. Исходя из решения органа дознания из следственного изолятора амнистировали 7 тыс. 812 человек. Также амнистия

была применена к 189 тыс. 236 осужденным отбывающим наказание в уголовно-исполнительных инспекциях.

О порядке применения амнистии в Российской Федерации издается специальное постановление, в котором устанавливается, кто и в каких случаях производит исполнение акта об амнистии. Исполнение возлагается на органы дознания и предварительного следствия, суды, органы внутренних дел, начальников исправительных учреждений, командиров дисциплинарных воинских частей. Решения об освобождении утверждаются прокурором, за исключением решений, принимаемых судами (в этом случае требуется лишь участие прокурора).

Акт помилования не обладает нормативным характером, это акт правоприменения, который распространяется только на указанных в нем, лиц. Проблеме помилования присущ процессуальный, уголовно-исполнительный и уголовно-правовой аспекты. Конституция РФ закрепляет основные положения применения помилования. Так, в соответствии с п. «в» ст. 89, а также в ст. 50 Конституции РФ право просить помилование присуще каждому лицу, осужденному за совершение преступления. Кроме того, регулирование порядка и условий применения помилования содержится в положениях ст. ст. 85 УК, а также нормах Положения «О порядке рассмотрения ходатайство помиловании в Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г.

Как и актом амнистии, актом помилования не устраняется факт совершения преступления, не изменяется и не отменяется вступивший в силу приговор суда и не предполагается реабилитация осужденного. Помилование представляет собой специфический вид освобождения от отбывания уголовного наказания лица, осужденного за совершение преступления.

Ни один нормативно-правовой акт не должен лишать осужденного возможности подачи ходатайства, и как раз обязанность администрации ИУ и комиссии по вопросам помилования и состоит в том, чтобы подготовить наиболее полную и объективную характеристику лица, отбывающего наказание, и только сам Президент РФ решит, кто достоин его милости, а кто нет[7].

Прежде всего, Президент РФ при вынесении решения о помиловании осужденного исходит из принципа гуманизма, который как нравственная позиция выражается в признании ценности человека как личности, уважении его достоинства. Принцип гуманизма вытекает из основ конституционного строя России, в которых провозглашается приоритет человеческой личности.

Помимо реализации принципа гуманизма как защиты человека (потерпевшего), его прав и законных интересов, иначе говоря — его безопасности от преступных посягательств, Уголовный кодекс предусматривает также проявление данных положений и по отношению к преступникам, которые также обладают гражданскими правами и обязанностями, являются человеческими личностями и защищаются

законом. Именно отношение со стороны государства к лицу, совершившему преступление, является общепризнанным в мировой практике показателем реализации в уголовном праве гуманистических принципов [7].

При помиловании, как следует из сказанного, те же обстоятельства и данные оцениваются вновь и получают другую оценку, которая дает основание для смягчения наказания, а стало быть, назначенная судом мера наказания подвергается сомнению. Согласиться с данным мнением нам не представляется возможным в силу следующих обстоятельств:

- во-первых, обязательным для подачи ходатайства на имя Президента РФ, является признание осужденным своей вины.

- во-вторых, суд, согласно части третьей статьи 60 УК РФ, по каждому делу учитывает влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Также суду необходимо обращать внимание на строго индивидуальный подход к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в статьях 2 и 43 УК РФ

В соответствии со ст. 6 УК РФ справедливость наказания, назначенного подсудимому, заключается в его соответствии характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. В приговоре, согласно ст. 307, 308 УПК РФ необходимо указывать смягчающие и отягчающие обстоятельства, сведения, которые характеризуют личность, мотивы решений, принятых по всем вопросам, относящимся к назначению, освобождению или отбыванию уголовного наказания.

В отличие от суда, администрация ИУ, комиссия по вопросам помилования, а позже и Президент РФ, помимо материалов уголовного дела, рассматриваются характеристику осужденного, содержащую сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию; о состоянии его здоровья; о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, а также другие материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

При решении вопроса о помиловании основной акцент ставится уже не на совершенном осужденным деянии и на его поведении лица во время досудебных стадий, а на его поведении во время исполнения наказания, то есть на том, насколько достигнуто исправление кандидата на помилование вследствие применения к нему наказания[5].

За каждым осужденным закреплено право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право на прошение о помиловании или смягчение наказания, в предусмотренным федеральным законом, порядке.

Право осужденного просить о смягчении наказания может быть реализовано как путем пересмотра приговора или помилования, так и путем принятия судом решений в порядке исполнения приговора. Из чего следует,

что право подавать ходатайство о помиловании принадлежит только осужденному, то есть обвиняемому, в отношении которого вынесен обвинительный приговор (ст. 47 УПК РФ).

Основаниями для применения к осужденным мер поощрения могут выступать: добросовестное отношение к обучению и труду, активное участие в художественной самодеятельности, хорошее поведение.

Данные основания могут учитываться по отдельности или комплексно. Перечень оснований поощрения не является исчерпывающим. К примеру, основанием для поощрения могут служить действия осужденных в неких экстремальных ситуациях, бескорыстная помощь нуждающимся в такой помощи, спасение сотрудников исправительного учреждения, содействие администрации исправительного учреждения в установлении истины в условиях расследования различного рода конфликтов в среде осужденных и т.д.

Процесс помилования «запускается» с момента подачи осужденным ходатайства о помиловании.

В Российской Федерации Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании предусматривает жесткие сроки. Общий срок, который ходатайство о помиловании проходит через все инстанции, равен 73 дням - для лиц, которые осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления. И он на 18 дней меньше (55 дней) для преступников, совершивших впервые преступления небольшой или средней тяжести[11].

После указанных сроков ходатайство должно попасть Президенту РФ. Однако срок рассмотрения ходатайств о помиловании Президентом РФ, к сожалению, не оговорен ни в одном документе, поэтому возможны случаи, когда, не дождавшись решения Президента РФ, осужденные освобождаются из колонии условно-досрочно решением суда.

Таким образом, рассматривая порядок применения помилования, следует указать, что согласно действующему законодательству осужденный имеет право подавать прошение лишь после того, как обвинительный приговор, вынесенный в отношении него, вступит в законную силу, тем самым он признает свою вину в совершении преступления и просит Президента миловать его, то есть снять кару за его общественно опасное деяние[8].

Использованные источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

3. Аветисян С. В. Амнистия, помилование и обратная сила уголовного закона // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал № 4 / 2012

4. Базаров, Р.А. Помилование: проблемы правовой регламентации / Р.А. Базаров // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 2 (21).

5. Бочарникова, Л.Н. Проблемы реализации права на амнистию и помилование в российском законодательстве / Л.Н. Бочарникова, А.И. Бельский // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012.

6. Гришко, А.Я. Амнистия. Помилование. Судимость / А.Я. Гришко. М., 2009.

7. Дис. ... канд. юрид. наук. Специальность: 12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. /Д.А. Никитин; Московский университет МВД России. - М., 2010.

8. Марова, О.О. практические аспекты применения амнистии и помилования в РФ / О.О. Марова // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. №10

9. Пархоменко Л.В. Актуальные вопросы освобождения от наказания в связи с тяжелой болезнью // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2015. № 1. С. 174.

10.Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова. - М.: Юристъ, 2015.

11.Уголовное право РФ. Общая часть/ Под общ. ред. М.П. Журавлева, С.И. Никулина.- М.: Норма, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.