ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2018. № 4
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ А. В. Сорокин1,
МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия)
ОБЩАЯ ЭКОНОМИКА:
НОВЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ СПРОСА
И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Спрос и предложение — категории с богатой историей, введенные в научный оборот 250лет назад, всесторонне исследованные с позиций количественного анализа. Но оказывается, что в глоссариях учебников микроэкономики не дается ни определения спроса (следует отсылка — см. кривая спроса), ни единиц измерения спроса (у зависимости между ценой и количеством нет единиц измерения) и соответственно предложения, что ограничивает их практическое применение. Модель общей экономики — синтез «Капитала» Маркса, микро- и макроэкономики — позволяет дополнить количественный анализ всех рыночных категорий качественным и, в частности, дать определения спроса и предложения через два фактора товара — потребительную стоимость и стоимость. Определение категорий и единиц их измерения позволяет расширить область применения теории (спрос на набор товаров и предложение набора товаров) и сформулировать алгоритм их использования в практике бизнеса.
Ключевые слова: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, форма стоимости, процесс обмена.
GENERAL ECONOMY: NEW APPROACH TO DEMAND AND SUPPLY ANALYSIS
Demand and supply — categories with a rich history, introduced into scientific circulation 250years ago, comprehensively investigated from the positions of quantitative analysis. But it turns out that the glossaries of microeconomic textbooks do not give either the definition of demand (there is a reference — see the demand curve) or the units of demand measurement (there are no units of measurement between the price and quantity) and, accordingly, supply that restricts their practical application. The model of the general economy — the synthesis of the "Capital" of Marx, micro- and macroeconomics — allows us to supplement the quantitative analysis of all market categories with qualitative analysis and, in particular, to define demand and supply through two factors of the commodity—use value and cost. The definition of categories and units of their measurement makes it possible to expand the field of application
1 Сорокин Александр Владимирович, д.э.н., профессор кафедры политической экономии экономического факультета; e-mail: [email protected]
of theory (the demand for a set of goods and the supply of a set of goods) and formulate an algorithm for their use in business practice.
Key words: demand, demand quantity, supply, supply quantity, form of value, exchange.
Введение
Спрос и предложение — категории с богатой историей, введенные в научный оборот 250 лет назад. Они получили всестороннее количественное описание и графическую формализацию в микроэкономике, где спрос (D) — «зависимость между возможными ценами на товар и количеством товара, которое покупатели готовы приобрести», «вся кривая спроса», а величина спроса (Qd) — количество товара, которое потребители готовы приобрести по конкретной цене, «точка на кривой спроса», значение переменной Qd. С другой стороны, в некоторых учебниках микроэкономики и на сайтах маркетинговых фирм дается определение спроса по Смиту: «Желание в сочетании с покупательной способностью».
Задача статьи — проследить историю двух методов анализа: качественного (А. Смит, К. Маркс) и количественного (Ж. Б. Сэй, Дж. С. Милль, А. Маршалл), дать определения категорий на основе комплексного (качественного и количественного) анализа, который применяется в общей модели рыночной экономики, представляющей собой синтез классики и современной микро- и макроэкономики [Сорокин, 2016]. Цель — снять недостаточность односторонних определений и наметить направления практического применения категорий спроса и предложения.
Излагаются начала качественного анализа спроса (А. Смит); начала и развитие количественного анализа от Сэя до Маршалла. Выясняется недостаточность количественного метода анализа и попытки качественного анализа спроса как «покупательной способности» после Смита. Рассматривается применение категорий спроса и предложения в «Капитале» Маркса. Даются начала «общей экономики» и новые определения спроса, величины спроса, предложения и величины предложения. Предлагаются направления их практического применения.
Основная часть
Категории «спрос» (demand, D) — вместо «потребность, желание» (wants) и требуемое количество (quantity demanded, Qd) были введены в 1767 г. Джеймсом Стюартом в работе «Исследование принципов политической экономии». Он использовал термин «предложение» (supply, S) и упомянул «предложенное количество» (quantity supplied, Qs), которое должно соответствовать требуемому. D и Qd — парные категории: спрос предъявляется на определенное количество.
Начала качественного анализа спроса
Спрос — «желание обладать, соединенное с покупательной силой»/«the wish to possess, combined with the power of purchasing» (А. Смит, 1776). Смит не употребляет термина требуемое количество. Он рассматривает спрос со стороны качества. Действительным спросом (effective demand) является только такое «желание», которое подкреплено «покупательной способностью» (power of purchasing).
Спрос по Смиту — частный случай меновой стоимости. В известном и наиболее цитируемом положении он пишет: «Теперь я приступлю к выяснению правил, согласно которым люди обменивают товары друг на друга или за деньги. Эти правила определяют так называемую относительную, или меновую, стоимость товара. Надо заметить, что слово стоимость имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую — меновой стоимостью» [Смит, 2007, с. 87].
В оригинале «the power of purchasing other goods which the possession of that object conveys», в современном переводе: «покупательная способность..., которую дает обладание данным предметом», т.е. покупательная способность товара по отношению к другим товарам вообще. Спрос — конкретизация меновой стоимости, покупательная способность товара, которым обладает товаровладелец по отношению к товарам, в которых у него есть потребность. Резюме подхода Смита удачно сформулировал Дж. С. Милль: спрос — это «желание обладать, соединенное с покупательной силой» («the wish to possess, combined with the power of purchasing») [Милль, 2007, с. 504].
Когда Смит пишет, что «про очень бедного человека можно в известном смысле сказать, что он предъявляет спрос на карету с шестеркой лошадей; он может желать иметь ее; но его спрос не является действительным спросом» [Смит, 2007, с. 110], то отсюда следует, что под спросом (D) он понимает не требуемое количество (Qd), т.е. шестерку лошадей, а покупательную способность товара, или денег, а точнее, ее отсутствие у «бедного человека».
Начала количественного анализа
(а) Спрос — это требуемое количество: «под спросом мы подразумеваем требуемое количество»/ «By demand we mean the quantity demanded» [Милль, 2007, с. 504] (Дж. С. Милль, 1848). Смит не дает определения покупательной способности. Каковы единицы измерения спроса? «Предложение товара — выражение понятное: оно означает количество товара, предложенное для продажи; количество, которое в данное время и в данном месте
могут получить люди, желающие купить этот товар. Но что подразумевается под спросом?», — ставит вопрос Дж. С. Милль [Милль, 2007, с. 504].
Покупательную способность товара предлагается измерять требуемым количеством одного из товаров, на который предъявляется спрос: «by demand we mean the quantity demanded».
Милль отмечает приоритет Ж. Б. Сэя (1803). Ж. Б. Сэй — популяризатор Смита на континенте, одним из первых отказался от эзотерической (от др.-греч. roraxepixog — внутренней), т.е. непосредственно не наблюдаемой, «стоимости» и соответственно «покупательной способности» Смита и перешел к экзотерическому (от др.-греч. е|итф1хб£ — внешний) непосредственно наблюдаемому требуемому количеству: «Неоспоримо, что стоимость — это количество любой другой вещи, которую можно получить, если этого желаешь в обмен на вещь, от которой хочешь избавиться» [Say, 1803, p. 12]. Аналогичного взгляда на меновую стоимость придерживался С. Бейли: «Распоряжение количеством... конституирует стоимость» [Bayley, 1837, p. 11] и другие авторы.
Подход к меновой стоимости и соответственно к спросу резюмирован в афоризме Самюэля Батлера (1835-1902): «The value of a thing Is just as much as It will bring» / «Стоимость вещи — это количество другой вещи, которое она может принести».
Если в примере Смита спрос «бедного человека» оказался действительным спросом, т.е. он стал обладателем товара/денег, покупательная способность которых была бы достаточна для покупки шестерки лошадей, то формула Милля была бы такой: «Спрос бедного человека, обладающего товаром необходимой покупательной способности, — это шестерка лошадей».
(б) Спрос, D — это требуемое количество Qd, которое не является твердо установленным (Ж. Б. Сэй, Дж. С. Милль). Спрос как покупательная способность — это требуемое количество, но покупательной способности определенной величины могут соответствовать различные количества. Дж. С. Милль дает продолжение формулы «под спросом понимается спрашиваемое количество», отмечая, что оно «не является твердо установленным даже в одно и то же время и в одном и том же месте, оно меняется в соответствии со стоимостью: когда вещь дешева, спрос на нее обычно больше, чем когда она дорога» [Милль, 2007, с. 504]. Здесь важна фиксация факта, что спрос как покупательная способность данной величины может выражаться в различных требуемых количествах одного и того же товара.
(в) Спрос, D — это все возможные требуемые количества по соответствующим ценам; Qd — одно из требуемых количеств по определенной цене. Шкала спроса. Кривая спроса. Сдвиг кривой спроса (Л. Вальрас, 1874; А. Маршалл, 1890).
Смит применял два метода — эзотерический метод выяснения внутренней взаимосвязи («природы») явлений и экзотерический (математиче-
ски) описательный метод. Трудовая теория, согласно которой цены прямо пропорциональны количеству человеко-часов, опровергалась практикой, она «умерла и похоронена» (Й. Шумпетер). Экономисты перешли на экзотерический метод описания непосредственно наблюдаемых явлений, отказавшись от выяснения «природы», «сущностей» и т.п. Экзотерический метод — пионерный метод любой науки — впервые был применен Галилеем и Ньютоном, которых не устраивало объяснение Аристотеля (тело падает вниз, чтобы занять свое естественное место). Они отказались от гипотез-объяснений природы тяготения и перешли на их математическое описание. Принцип экзотерического метода по Ньютону — «Гипотез не измышляю»1, по М. Фридмену — «Факты следует описывать, а не объяснять» [Фридмен, 1999, с. 294].
Выяснение «покупательной способности» исключалось. «Действительный спрос» по Вальрасу однозначно определялся как «спрос на определенное количество товара по определенной цене» [Вальрас, 2000, с. 448]. Ему принадлежит формализация эмпирической кривой спроса.
А. Маршалл развивает подход Милля: «Милль пишет, что под словом «спрос» следует понимать требуемое количество (quantity demanded), причем помнить, что это не фиксированная величина, а величина, изменяющаяся в зависимости от стоимости... Это определение научно по своему содержанию, но выражено оно неясно» [Маршалл, 1984, с. 161]. Он дополняет формулу Милля об изменении количества «количеством по цене», т.е. шкалой спроса и кривой спроса в координатах «цена — количество». Заметим, что уже Ж. Б. Сэй приходит к выводу о взаимосвязи требуемого количества и цены: «Нельзя говорить о требуемом количестве, не добавляя к этому: по цене, по которой мы можем его получить» [Say, 1803, p. 12]. О вкладе предшественников Маршалла см. [Humphrey, 1992].
Маршаллу принадлежит формулировка «общего повышения спроса» (general increase in demand), повышения шкалы спроса, или сдвига кривой спроса [Маршалл, 1984, с. 161].
(г) «Спрос, D — это зависимость, существующая между всеми возможными ценами на товар и максимальныт количеством товара, которое покупатели готовы приобрести по каждой из этих цен на некотором рынке за определенный период времени... Величина спроса — это максимальное количество товара, которое потребители готовы приобрести по конкретной цене... Величина спроса — это некоторое значение переменной Q. А спрос — это вся функция, вся совокупность взаимосвязанных значений цены товара
1 «До сих пор я изъяснял небесные явления и приливы наших морей на основании силы тяготения, но я не указывал причины самого тяготения... Причину же этих свойств силы тяготения я до сих пор не мог вывести из явлений, гипотез же я не измышляю. Все же, что не выводится из явлений, должно называться гипотезою, гипотезам же метафизическим, физическим, механическим, скрытым свойствам не место в экспериментальной философии» [Ньютон, 1989, с. 661-662].
(Р) и его количества (Q)» [Экономическая теория, 2008, с. 23-24]. Это описание приводится в одном из лучших российских учебников микроэкономики под ред. И. Е. Рудаковой.
Выражение «quantity demanded» которое традиционно (при переводе Дж. С. Милля и А. Маршалла) давалось как «требуемое количество», в российских учебниках трансформировалось в «величину спроса». Неудачный перевод осложняет понимание. Формула Милля «by demand we mean the quantity demanded» превращается в тавтологию «под спросом мы подразумеваем величину спроса». «Величина спроса» появилась в учебнике Самуэльсона (Экономика: вводный курс. М., 1964)1, а затем во всех учебниках, начиная с «Экономикс» Макконнелла и Брю 1992 г.
Аналогичная ситуация с терминами «предложение» (S, supply) и «предложенное количеством» (Qs, quantity supplied). «Quantity supplied» Милля переводится как «предложенное количество» [Милль, 2007, с. 504], а в учебниках — как «величина предложения».
Описание этих категорий дается по аналогии со спросом: под предложением S подразумевается предлагаемое количество Qs. Предложение — это зависимость между Qs и ценой, это вся функция, вся совокупность взаимосвязанных значений цены товара (Р) и его количества (Q), т.е. вся кривая предложения, а предложенное количество — это некоторое значение переменной Q, точка на кривой предложения. «Кривая предложения — кривая, показывающая количество товара или услуги, которые продавцы (продавец) предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного периода... Величина предложения (Qs) — количество данного товара или услуги, которое продавец предлагает к продаже по конкретной цене в течение определенного периода» [Макконнелл, Брю, 2003, с. 2].
В микроэкономике дается доскональный анализ различных комбинаций «величина спроса — цена», различных положений кривой спроса, сдвига кривой спроса, эластичности спроса, кривой предложения, равновесия спроса и предложения, динамики количественных изменений.
Недостаточность количественного метода анализа
спроса и предложения
Детальный и всесторонний анализ кривых спроса и предложения не устраняет проблемных моментов, связанных с применением формулы Милля «под спросом мы понимаем требуемое количество», которая исключает «покупательную способность» Смита.
Во-первых, в отличие от величины спроса определение спроса отсутствует, т.е. нет ответа на вопросы «что такое спрос?» (качество) и «каковы единицы измерения спроса?» (количество). У «зависимости» нет единиц измерения.
1 О неточностях перевода см. [Гершенкрон, 2009, с. 41-61].
В глоссариях учебников Самуэльсона, Фишера и Дорнбуша статья «спрос» отсутствует, у Макконнелла и Брю она есть, но в ней дается «Спрос (demand) — см. Кривая спроса; График спроса» [Макконнелл, Брю, 2003, с. 30].
Отсутствие определения спроса и собственных единиц его измерения делает затруднительным ответ на вопрос «на сколько изменился спрос?» при рассмотрении сдвига кривой спроса. Поскольку спрос и величина спроса имеют одинаковые единицы измерения — это «некоторое количество или все количества (по цене)», то возникают сложности в разграничении «изменения спроса» и «изменения величины спроса», в движении по кривой спроса и сдвиге кривой спроса (см., например, [Henderson, 1922; Graves, Sexton, 2006]).
Во-вторых, по Смиту, спрос как «покупательная способность» — это атрибут товара, принадлежащего лицу, предъявляющему спрос. В микроэкономической трактовке спрос — зависимость между требуемым количеством и ценами товара, т.е. атрибут товара другого лица.
Можно эмпирически зафиксировать спрос на существующий продукт, но выяснить «зависимость между требуемым количеством и ценами» для определения спроса на новый продукт весьма затруднительно.
В-третьих, на практике индивид/домашнее хозяйство предъявляет спрос на набор товаров — предметов потребления (жилье, одежда, питание и т.п.) или средств производства — (сырье, материалы и т.п.). Определение общего спроса на набор товаров в рамках математически описательного метода очень сложно.
Применительно к предложению (Л) возникают аналогичные вопросы. В глоссариях учебника Самуэльсона и Фишера нет статьи «предложение». У Макконнелла и Брю она есть, но в ней дается «Предложение (supply) — см. Кривая предложения; график предложения [Фишер и др., 1993, с. 24]. У Самуэльсона в статье «Величина предложения» дается отсылка на «изменение предложения и изменение величины (объема) предложения»: «Данное различие проводится по тому же принципу, что и в случае со спросом. См. изменение спроса и изменение величины спроса» [Самуэльсон, Нордхаус, 1999, с. 783]. Кривая предложения определяется как «график, показывающий, какое количество блага готовы продать производители при каждом значении цены (при прочих равных условиях)» [Самуэльсон, Нордхаус, 1999, с. 786]. В экономической практике предложение может включать набор товаров, удовлетворяющий «общую покупательную способность» потребителя.
Качественный анализ спроса как «покупательной способности»
после Смита и его недостаточность
Недостаточность количественного анализа по формуле Милля отражена в учебниках микроэкономики и в интернете. «Спрос — это потреб-
ность покупателей в данном товаре (услуге), выраженная в их покупательной способности» [Основы экономической теории, 2004, с. 79]. «Спрос — это потребность потребителя, которую он предъявляет рынку. Однако, чтобы покупательная потребность стала спросом, покупатель должен быть способен оплатить свое желание. То есть спрос можно охарактеризовать как желание и способность потребителя приобрести товар в определенное время и в определенном месте» [Z&G. Branding].
С критикой Милля в 1874 г. выступил Дж. Э. Кэрнс, определивший «спрос как желание товаров и услуг, достигающее своей цели посредством предложения общей покупательной способности, а предложение как желание общей покупательной способности, достигающее своей цели посредством предложения особых товаров и услуг» [Cairnes, 1874, p. 24]. Кэрнс ставит вопрос, какую цель преследует предложение, и отвечает на него: это желание обладать «общей покупательной способностью», которая до обмена находилась на стороне спроса.
Спрос измеряется «величиной покупательной способности, предлагаемой для обеспечения желания товаров», в то время как, по Миллю, спрос измеряется «количеством товаров, которыми эта покупательная способность обеспечивается» [Cairnes, 1874, p. 26]. По Кэрнсу, идея Милля о «спросе как требуемом количестве. очень далека от того, чтобы соответствовать общим целям науки» [Cairnes, 1874, p. 26].
Кэрнс показывает ограниченность формулы Милля на примере международной торговли. «Общий спрос» страны представлен всеми товарами и услугами, которые предлагаются в обмен, которые в то же время образуют ее «общее предложение». «Это относится не к количеству, а к стоимости, а именно к импорту и экспорту каждой торгующей страны; и реализуется не в одном товаре, а в двух отдельных группах товаров, а именно тех, которые экспортируются из этих стран и импортируются в такие страны» [Cairnes, 1874, p. 29]. По Кэрнсу, «стоимость — это другое название покупательной способности» [Cairnes, 1874, p. 12].
Но критика Кэрнса не снимает главного аргумента Милля. Определение спроса как «желания обладать, соединенного с покупательной силой» не может «удовлетворить человека, требующего ясных понятий, вполне точного их выражения» [Милль, 2007, с. 504]. Покупательная способность не имеет единиц измерения, она не операциональна.
Спрос и предложение в «Капитале» Маркса
Модель «Капитала» Маркса — двухфакторная модель (потребительная стоимость и стоимость), при построении которой использовались два метода, эзотерический и экзотерический, в их единстве. Все категории модели «Капитала» получали определение/объяснение через два фактора — потребительную стоимость (непосредственно наблюдаемую и измеряемую
форму богатства) и стоимость (непосредственно ненаблюдаемую и не-измеряемую природу богатства). Так, товар — единство потребительной стоимости и стоимости, промышленный капитал — стоимость, которая авансируется, сохраняется, возрастает и в ходе своего движения принимает формы денежного капитала, производительного капитала (рабочей силы и средств производства) и товарного капитала.
Спрос и предложение рассматривались, но не получили строгих определений по двум причинам. Во-первых, они еще не были в достаточной степени разработаны в математически описательной литературе, отсутствовала математическая и графическая формализация. Во-вторых, на уровне формы стоимости, или меновой стоимости и обмена, где по логике могла идти речь о спросе и предложении в наиболее абстрактном виде, Маркс сфокусировался на (денежной) форме стоимости как «экономической клеточке», имеющей самостоятельное существование как в истории, так и в качестве одностороннего отношения развитого организма.
В I томе спрос и предложение упоминаются в том контексте, что «спрос и предложение взаимно покрываются, т.е. что влияние их вообще уничтожается» [Маркс, 1960, с. 169], и при анализе спроса на рабочую силу. Во II томе в 4-й главе «Три фигуры процесса кругооборота (Натуральное, денежное и кредитное хозяйство. Покрытие спроса и предложения)» Маркс показывает, что «предложение товарных стоимостей всегда больше, чем его спрос на товарные стоимости» [Маркс, 1961, т. 24, с. 134]. Спрос и предложение рассматриваются со стороны стоимости. В III томе спрос и предложение рассматриваются и со стороны стоимости, и со стороны потребительной стоимости: «Предложение, т.е. продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него» [Маркс, 1961, т. 25, ч. 1, с. 204]. Они подробно рассматриваются на уровне рыночной стоимости и цены. Для того чтобы рыночная цена соответствовала рыночной стоимости, на рынок должна быть выброшена такая масса товаров, «которая соответствует общественной потребности, т.е. такое количество их, за которое общество способно уплатить рыночную стоимость» [Маркс, 1961, т. 25, ч. 1, с. 198]. Под «общественной потребностью» «здесь всегда разумеется платежеспособная потребность» [Маркс, 1961, т. 25, ч. 1, с. 206].
Цена ссудного капитала определяется исключительно соотношением спроса и предложения: «Отношение между предложением ссудного капитала, с одной стороны, и спросом на него, с другой, всякий раз определяет рыночный уровень процента» [Маркс, 1961, т. 25, ч. 1, с. 401].
Начала «общей экономики». Категории исходного уровня,
необходимые для определения спроса и предложения
Общая модель рыночной экономики — аналог «общих» наук: «общей химии», «общей физики» и т.п. Модель представляет собой органический
синтез «Капитала» Маркса, современной микро- и макроэкономики, практических категорий бизнеса.
Принципиальным отличием является то, что исходным пунктом анализа является не отдельный товар как «экономическая клеточка», а «огромное скопление товаров», годичный общественный продукт. На этом уровне выводятся два фактора товара:
— потребительная стоимость — вещь с полезными свойствами, удовлетворяющая общественную потребность, которая измеряется собственными единицами измерения вещи;
— стоимость — кристаллизация абстрактно человеческого труда (как живого — по трудовой теории А. Смита, так и прошлого — по Марксу), которая измеряется часами кристаллизованного общественно необходимого времени (ч ОНРВ).
Анализ начинается с огромного скопления товаров, а синтез — с отдельного товара. Аналогия — переход от клеточной теории строения организмов к геномике, к модели рыночной экономики, аналогичной моделям генома биологических видов. В общей модели определение категории «товар» не нуждается в привлечении категорий более высоких уровней (формы стоимости/меновой стоимости, обмена и обращения товаров). В современной науке простейшим является не клетка, а молекула ДНК. Такой «молекулой ДНК» является товар как единство двух факторов.
Структура рыночной экономики — конкретно-историческая совокупность отношений, обеспечивающих воспроизводство жизни трех больших классов — капиталистов, наемных работников, земельных собственников. Эти отношения отражены конечным множеством категорий — заработная плата, прибыль, рента, товар, деньги, цена, издержки производства, прибыль и т.д. Особенностью рыночной экономики является «товарный фетишизм»: носителем отношений между людьми становятся товары и деньги. Анализ в общей модели начинается со всей конкретной совокупности отношений, носителем которых является годичный совокупный продукт.
Модель годичного продукта: ТСОППССТ = [Т ПССТ, Тг ПС+СТ, Тс ПС+СТ, ..., ТМПС+СТ] (1), где Т — товар; где ТСОП — совокупный (годичный) общественный продукт в товарной форме; А, В, С, ..., М — различные виды товаров; ПС — потребительная стоимость; СТ — стоимость; ТСОППС — обозначение различных потребительных стоимостей, входящих в состав продукта, ТСОП СТ — стоимость годичного продукта. Как потребительные стоимости все товары различны, как стоимости — одинаковы. Год закончился, величина стоимости годичного продукта дана (это основное количественное условие модели), она распределяется между набором товаров. Верхние индексы (потребительные стоимости) не складываются, а нижние (стоимости) складываются.
В отличие от трудовой теории стоимости Смита, согласно которой «годичный труд каждого народа (т.е. непосредственно наблюдаемые суммар-
ные затраты человеко-часов. — С.А.) представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты...» [Смит, 2007, с. 65], здесь речь идет о кристаллизации труда. Это принципиальный момент. Как потребительные стоимости товары относятся к сфере экзотерики и являются предметом конкретных экономических наук, микро- и макроэкономики. Но как стоимости они непосредственно не наблюдаются, относятся к сфере эзотерики.
Труд как целесообразная человеческая деятельность имеет место до появления товаров на рынке. Но труд как процесс угасает в продуктах на рынке. Смит фиксирует труд, который предшествует появлению товаров на рынке, как экзотерическое явление. Но стоимость — это не труд, а кристаллизованный в товаре труд. Лед — это не вода, а кристаллизованная вода.
Отдельный товар как элементарная форма огромного скопления товаров — конечный пункт анализа и исходный пункт синтеза — представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости. Модель товара: ТПССТ (2).
Зададим произвольные значения в модели (1): ТСОППС1000 ч ОНРВ= [Т 5 ед. Т 40 ед. Т 50 ед. Т ш ед. 1 (11) Между
11А 10 ч ОНРВ» +200 ч ОНРВ» 1С +5 ч ОНРВ» •••> 1М +100 ч ОНРВ1 V1-•■'■/•
потребительной стоимостью и стоимостью товаров нет никакой внутренней связи. Но год закончился, стоимость общественного продукта дана, она каким-то образом распределилась между товарами. Между верхним и нижним индексами устанавливается строгое отношение. Отсюда две формулы. Стоимость единицы товара СЕТ = СТ/ПС (СЕТА = 10 ч ОНРВ/5 ед. = 2 ч ОНРВ). Производительная сила труда ПР = ПС/СТ (5 ед./10 ч ОНРВ = 0,5 ед. за 1 ч ОНРВ). Они обратно пропорциональны: рост производительной силы труда означает снижение стоимости единицы товара, и наоборот.
В следующем периоде возможны любые изменения верхнего и нижнего индекса отдельного товара и общественного продукта. Две простейшие комбинации факторов товара в базовом и текущем периоде (а) Т5 ед10 ч ОНРВ; Т10 ед20 ч ОНРВ, (Ь) Т5 едю ч онрв; Т10 едш ч онрв — отражение экстенсивного и интенсивного роста. Применительно к совокупному продукту они становятся основой объяснения кривых производственных возможностей.
Товар — единство потребительной стоимости и стоимости, а потребительная стоимость — вещь с полезными свойствами, удовлетворяющая общественную потребность, т.е. вещь «для других». Поэтому он не может оставаться в статике. Владелец ТА стоимостью 10 ч ОНРВ (это часть стоимостного общественного богатства) вбрасывает его в обращение и приобретает набор необходимых товаров (В, С,..., М) той же суммарной стоимости. «Обмен или продажа товаров по их стоимости есть рациональный принцип, естественный закон их равновесия» [Маркс, 1961, т. 25, ч. 1, с. 205]. Неравновесный, или неэквивалентный по стоимости, обмен не увеличивает стоимостного богатства (1000 ч ОНРВ), но меняет пропор-
цию его распределения и может привести к отрицательным последствиям. Экстремальный случай — контрагенту А удалось в обмен на свой получить все остальные товары стоимостью 990 ч ОНРВ. Остальные контрагенты получат только товар А и будут лишены необходимого набора товаров.
Чтобы обменять свои товары по стоимости, нужно отыскать способ ее измерения. Причем измерить ее необходимо до обмена/продажи, иначе (при неточном измерении) обмен будет неравновесным. Прямое измерение эзотерической стоимости невозможно, тем не менее стоимость измеряется, но не абсолютно, а относительно. Чтобы измерить стоимость одного товара, нужно как минимум два товара: товар, который измеряет свою стоимость (товар в относительной форме), и товар, который служит материалом для измерения (товар-эквивалент). Товар А (ТА5 ед10 ч ОНРВ) может измерить свою стоимость в любом другом товаре, например в ТВ. Мы должны взять ТВ той же стоимости. При неизменной производительной силе труда можно разделить верхний и нижний индексы ТВ40 ед+200 ч ОНРВ на 20, получим Т/ % ч онрв.
Уравнение простого относительного измерения/выражения стоимости: Тапсст - (Твпс=ст) (3), или Та5 ед ю ч онрв - (Т/ ед =ю , онрв). В нем 10-часовая стоимость ТА измеряется 2 ед. потребительной стоимости ТВ той же стоимости.
Стоимость ТА можно относительно измерить потребительной стоимостью ТС. В этом случае ТА5 ед10 ч ОНРВ - (ТС100 ед=10 ч ОНРВ). Но на рынке представлено вдвое меньшее количество товара С: всего 50 ед. стоимостью 5 ч ОНРВ (Тс5о ед5 ^ онрв). Это не является препятствием. Измерение — не обмен, а акт, предшествующий обмену. Если ТА — реальный товар, то ТВ — идеальный, мысленно представляемый товар. Он помещен в скобки.
Помимо простой формы стоимости существуют еще три формы — развернутая (стоимость ТА измеряется потребительными стоимостями незаконченного ряда товаров), всеобщего эквивалента (стоимость всех товаров измеряется потребительными стоимостями нескольких товаров-эквивалентов) и денежная (стоимость товаров измеряется потребительной стоимостью одного товара-эквивалента, денежного товара).
В каждом отдельном случае денежная форма сводится к простой. Достаточно представить, что товар В — золото, деньги, 2 ед. — это 2 грамма золота или 2 золотых рубля (установленное государством весовое содержание денежной единицы). Деньги (2 руб.) — относительный измеритель стоимости (10 ч ОНРВ ТА), деньги дают товарам цену. Цена всего количества ТА — два мысленно представляемых, идеальных рубля. Деньги здесь — счетные деньги (money of account), которые указываются на ценниках в магазине.
Первый уровень модели — товар, второй — форма стоимости, третий — процесс обмена. Обмен становится возможным после того, как товары
получили идеальное измерение в потребительной стоимости другого товара (относительную цену).
Уравнение обмена: ТАПССТ - ТВПССТ (4), где товары А и В — реальные товары. Обмен — двусторонний процесс: ТА получает идеальную равновесную цену в ТВ (2 ед. ТВ), и наоборот, ТВ получает идеальную равновесную цену в ТА (5 ед. ТА). Для обмена необходимо, чтобы двум равновесным ценам соответствовали два реальных равновесных количества, на рынке должны быть представлены реальные 2 ед. ТВ и 5 ед. ТА. Уравнение обмена: ТА5 ед10 ч ОНРВ - ТВ2 ед=10 ч ОНРВ. Если нижние индексы в уравнении простой формы стоимости и соответственно в уравнении обмена не равны (например, ТА5 ед10 ч ОНРВ - ТВ3 ед^15 ч ОНРВ), то мы имеем дело с неравновесными ценами и неравновесными количествами, которые рынок постоянно приводит к равновесию.
Четвертый уровень — деньги, или обращение товаров по формуле ТПССТ -ДПС=СТ- ТПС=СТ (5). Первый метаморфоз стоимости товара — продажа, носителем стоимости товара становятся деньги (здесь — золото), второй — купля, здесь носителем стоимости денег становятся товары. Логика анализа сохраняется. Во-первых, стоимость товара относительно измеряется идеальным количеством денег ТПССТ — (ДПС=СТ). Деньги (идеальные деньги) выполняют функцию меры стоимостей, они дают товарам цены. Во-вторых, товар реализуется за реальные деньги ТПССТ — ДПС=СТ. В-третьих, стоимость денег относительно измеряется идеальным количеством потребительных стоимостей рядовых товаров ДПС=СТ — (ТПС=СТ). В-четвертых, на деньги приобретаются реальные товары.
Стоимость непосредственно не наблюдается и не измеряется. Но это не означает, что она не имеет практического применения. В каждый данный момент стоимость товара либо относительно измеряется идеальным количеством денег («по текущему курсу рубля»), либо в результате реализации товара ее носителем становятся реальные деньги. В 1998 г. в России цены в одночасье выросли в три раза. Но не значит, что стоимостное богатство страны утроилось. Этот вывод делается на основе теории стоимости.
Спрос и предложение в общей модели рыночной экономики
Вернемся к примеру, в котором контрагент А вбрасывает свой товар в обращение. Стоимость ТА может быть относительно измерена потребительной стоимостью любого другого товара той же стоимости, но его интересуют не все товары, а только те, которые удовлетворяют его потребности. Можно сказать, что он предъявляет спрос на некоторый набор товаров. Чему же равна его «покупательная способность» (А. Смит), или «общий спрос» (Дж. Кэрнс)? Контрагент А обладает товаром ТА5 ед10 ч ОНРВ, он может приобрести на рынке товары суммарной стоимостью 10 ч ОНРВ.
В принятой терминологии он предъявляет спрос в соответствии со своей долей общественного стоимостного богатства — 10 ч ОНРВ.
Спрос, D — это стоимость товара, или денег, принадлежащая лицу, предъявляющему спрос. Единицы измерения — часы кристаллизованного общественно необходимого времени (ОНРВ).
Требуемое количество/величина спроса, ОЛ — идеальное количество товаров-эквивалентов, на которые предъявляется спрос. Единицы измерения — собственные единицы измерения потребительной стоимости (вещи с полезными свойствами, удовлетворяющей общественной потребности).
В развитой экономике имеет место обращение товаров (Т — Д — Т). Пусть стоимость одного «золотого рубля» — 1 ч ОНРВ. Для контрагента А имеет место Т/ е% ,онрв - Ди% ч онрв - ТПСЬ ПСс- ПСт =ш ч онрв. Запись с использованием микроэкономических обозначений: ТА5 едда10 ч ОНРВ — ДК10=(Л)10 ч ОНРВ - [Т®®' и тд=(л)10 ч ОНРВ.] Здесь спрос равен 10 ч ОНРВ, требуемые количества (2^) товаров В, С и т.д. той же суммарной стоимости (как идеальные количества они помещены в скобки).
В микроэкономике рассматривается спрос на один товар, пусть это ТС.
Получим: та5 %)10 ч ОНРВ - ДК%)10 ч ОНРВ - [тс т100е"=точ ОНРВ-] Н° в формуле
\ Т ПС ГТ 5 ед. Т 40 ед. Т 50 ед. Т 100 ед.
-1/ 1СОП 1000 ч ОНРВ= I- А 10 ч ОНРВ 1В +200 ч ОНРВ 1 с +5 ч ОНРВ' — > 1М +100
ч ОНРВ] всего 50 ед. ТС. Это и есть «предложенное количество», или «величина предложения». А предложение как таковое — это стоимость реальных товаров-эквивалентов (5 ч ОНРВ).
Предложение, Б — стоимость реального товара-эквивалента (товаров-эквивалентов), на которые предъявляется спрос.
Предложенное количество/величина предложения, О — количество потребительной стоимости товара-эквивалента (товаров-эквивалентов), на которые предъявляется спрос.
В примере спрос по стоимости (10 ч ОНРВ) не равен предложению по стоимости (5 ч ОНРВ), а требуемое количество (100 ед. ТС) не равно предложенному количеству (50 ед. ТС). Рыночный механизм работает таким образом, что в следующем периоде предложение должно увеличиться и выровняться со спросом.
Если определения требуемого и предлагаемого количества практически совпадают с микроэкономическими, то определения спроса и предложения принципиально отличаются. Стоимость (Смит называл ее «покупательной способностью») — категория эзотерического уровня, которая непосредственно не наблюдается и выходит за рамки математически-описательного метода. Фиксируется ее проявление, форма стоимости, или меновая стоимость, количество потребительной стоимости товара-эквивалента.
Мы можем проанализировать формулу обмена ТА5 ед (Л)10 ч ОНРВ -[ТС {т100ед'={т10 ч ОНРВ], но возьмем формулу обращения товаров ТА5 ед(Л)10
ч ОНРВ - ДК10=(Л)10 ч ОНРВ - [Тс (ттед =т0 ч онрв] и вычленим ее вторую часть
Дк%)10 ч онрв - [Тс т)10ш-=(в,10 ч онрв]. Здесь спрос (10 ч ОНРВ) относительно измеряется требуемым количеством (100 ед. ТС). В этом рациональное объяснение формулы «под спросом мы подразумеваем требуемое количество». Милль справедливо замечает, что оно «не является твердо установленным даже в одно и то же время и в одном и том же месте». В общей модели это означает, что стоимость в 10 ч ОНРВ ТА (или денег) может относительно измеряться любым количеством ТС той же стоимости в 10 ч ОНРВ. При изменении производительной силы труда ПР = ПС/СТ (10 ч ОНРВ) числитель может меняться «от нуля до бесконечности», притом что знаменатель - стоимость товарной массы ТС остается неизменной. Стоимость единицы СЕТС будет меняться в обратной пропорции. Во всех случаях ТС является относительным измерением стоимости ТА , и соответственно отражает все возможные значения ()й. Если производительность (ПР) падает, то стоимость единицы товара (СЕТ) растет, и наоборот.
Отложив по оси X количества потребительной стоимости, а по оси У— СЕТ, по формуле У= 10/х мы получим асимптотическую кривую стоимости единицы товара. Как преобразовать ее в кривую спроса? Сохранив значения по оси X, по оси У нужно отложить цену, разделив соответствующие значения СЕТ на стоимость единицы измерителя, т.е. одного рубля. Для относительного измерения стоимости в 10 ч ОНРВ при стоимости рубля 2 ч ОНРВ потребуется 10/2 = 5 руб.
Движение по кривой спроса отражает изменение СЕТ и соответственно цены. Сдвиг кривой спроса — изменение стоимости товара/денег, на которые предъявляется спрос. В примере Дк10=(б)ш ч онрв - [тс <м100ед=(б)10 ч онрв] координаты точки на кривой стоимости X = 100, У = 0,1 ч ОНРВ, координаты на кривой спроса X = 100, У= Я0,1 (стоимость рубля - 1 ч ОНРВ). При удвоении спроса с 10 до 20 ч ОНРВ (и неизменной СЕТ) имеем ДК20=Ф)20 ч онрв - [Тс <е^)200ед=(Л)20 ч онрв]. Координаты точки на новой кривой стоимости X = 200, У = 0,1 ч ОНРВ, координаты на кривой спроса X = 200, У = Я0,1. Спрос (в относительном денежном измерении) вырос с 10 до 20 руб.
Преобразование кривой стоимости предлагаемого товара в кривую предложения аналогично. Рассмотрение формулы ТА5 ед (5=Л)10 ч ОНРВ -ДК10=(^=Л)10 ч онрв - Т^ и т.д=№10 ч онрв в обратном порядке позволяет анализировать предложение набора товаров.
Возможность практического применения определений
спроса и предложения
Предположим, что разрабатывается проект строительства предприятия в России по производству холодильников. В ходе исследования рынка необходимо выяснить (1) спрос, (2) величину спроса, (3) величину предложения, (4) предложение. Для определения спроса, Б, нет необходимости
выяснять соотношение цены и количества холодильников. Достаточно (1) выяснить, какую часть стоимости, а при данной стоимости рубля — какую часть денежного дохода (в относительном и абсолютном выражении) домашние хозяйства готовы выделить на эти цели. Для определения величины спроса, Qd, нужно выяснить общее количество товара, на который предъявляется спрос. Часть денежного дохода, предназначенного для приобретения товара, — показатель цены требуемого количества. Бизнес-план должен быть составлен таким образом, чтобы (3) предлагаемое реальное количество Qs соответствовало требуемому Qd и чтобы стоимость реальных товаров (Л) была равна спросу на них (D). В переводе на язык цен — чтобы произведение цены и требуемого количества было равно произведению цены и предлагаемого количества.
Общая модель позволяет рассматривать спрос и предложение на набор товаров.
Заключение
Спрос и величина спроса — два полюса одного отношения, взаимодополняющие и взаимоисключающие категории. Основы качественного анализа были заложены А. Смитом: «Спрос — это желание в сочетании с покупательной способностью». Этот подход сохранился в настоящее время. Но его практическое применение невозможно, так как покупательную способность нельзя измерить.
Основы количественного анализа спроса были заложены Дж. С. Мил-лем и А. Маршаллом: «Под спросом/demand подразумевается требуемое количество quantity demanded, которое не является твердо установленным». Современная микроэкономика досконально исследовала спрос со стороны количества, недостаток — отсутствие анализа второго, качественного полюса спроса.
Основы комплексного (качественного и количественного) подхода мы находим в «Капитале» Маркса, но спрос (в отличие от других категорий) не получил строгого определения.
В общей модели рыночной экономики (модернизации «Капитала» на основе современного метода построения моделей генома биологических видов) товар — это не «экономическая клеточка», а «молекула ДНК». В ней все категории получают определения через два фактора товара — «потребительную стоимость» и «стоимость». Спрос и предложение рассматриваются на исходном уровне «товара и денег». Спрос (D) определяется как стоимость товара или денег, принадлежащая лицу, предъявляющему спрос. Единицы измерения — часы кристаллизованного общественно необходимого времени. Требуемое количество/величина спроса (Qd) определяется как идеальное количество товаров-эквивалентов, на которые предъявляется спрос.
При данной стоимости денежной единицы стоимость товара измеряется идеальным количеством денег, а после реализации товара ее носителем становятся реальные деньги. Спрос прежде всего определяется как часть денежного дохода потребителя, предназначенная для приобретения определенного количества товара, а уж затем (через ряд промежуточных звеньев) как «зависимость между ценой и количеством». Величина спроса — идеальное количество товара, на которое предъявляется спрос, определяется так же, как и в микроэкономике. Аналогично анализируются предложение и величина предложения. Делаются выводы о возможности применения спроса и предложения в новых определениях для практических целей маркетинга и составления бизнес-планов.
Список литературы
1. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии, или Теория общественного богатства. — М.: Изограф, 2000. — 448 с.
2. Гершенкрон А. Судьба учебника Самуэльсона в Советской России // Экономическая политика. — Октябрь 2009. — № 5.
3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. I // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. — М.: Политиздат, 1960.
4. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. II // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 24. — М.: Политиздат, 1961.
5. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. III // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. 1. — М.: Политиздат, 1961.
6. Маршалл А. Принципы политической экономии. — М.: Прогресс, 1984. Т. I.
7. МилльДж. С. Основы политической экономии. — М.: Эксмо, 2007. — 1040 с.
8. Ньютон И. Математические начала натуральной философии / под ред. Л. С. Полака. — М.: Наука, 1989.
9. Основы экономической теории: учебник для 10—11 кл. обшеобразоват. уч-режд. с углубленным изучением экономики / Гос. унив. — Высшая школа экономики; под ред. С. И. Иванова. 7-е изд. В 2 кн. Кн. 1. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 336 с.
10. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. — М.: Бином-Кнорус, 1999.
11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. - 960 с.
12. Сорокин А. В. Общая экономика: бакалавриат, магистратура, аспирантура. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. — 640 с.
13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: Лтд Дело, 1993.
14. Фридмен М. Маршаллианская кривая спроса // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т. 1. — СПб., 1999.
15. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Макконнелл К. Р., Брю С. Л. — М.: Инфра-М, 2003.
16. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика: учебник / под ред. И. Е. Рудаковой. — М., 2008. — 576 с.
17. Bayley S. Money and its vicissitudes. — London, 1837.
18. Cairnes J. E. Some Leading Principles of Political Economy Newly Expounded. — New York. 1874.
19. Henderson H. D. Supply and Demand. New York. 1922. Ch. II, § 3. Ambiguities of the expressions «increase in demand».
20. Humphrey T. M. Marshallian Cross Diagrams and Their Uses before Alfred Marshall // FRB Richmond Economic Review. — March/April 1992. — Vol. 78. — No. 2. — P. 3-23.
21. Graves P. E. Sexton R. L Demand and Supply Curves: Rotations versus Shifts // Atlantic Economic Journal. — September 2006. — Vol. 34. — Issue 3. — P. 361-364.
22. Say J.-B. Traité d'économie politique. Livre II: De la distribution des richesses. Chapitre I. Des fondements de la valeur des choses. — Paris, 1803. (Paris: Calmann-Lévy, 1972. — 572 p.)
The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet:
1. Val'ras L. Jelementy chistoj politicheskoj jekonomii, ili Teorija obshhestvennogo bo-gatstva. — M.: Izograf, 2000. — 448 s.
2. Gershenkron A. Sud'ba uchebnika Samujel'sona v Sovetskoj Rossii // Jekonomi-cheskaja politika. — Oktjabr' 2009. — № 5.
3. Marks K. Kapital. Kritika politicheskoj jekonomii. T. I // Marks K., Jengel's F. Soch. 2-e izd. T. 23. — M.: Politizdat, 1960.
4. Marks K. Kapital. Kritika politicheskoj jekonomii. T. II // Marks K., Jengel's F. Soch. 2-e izd. T. 24. — M.: Politizdat, 1961.
5. Marks K. Kapital. Kritika politicheskoj jekonomii. T. III // Marks K., Jengel's F. Soch. 2-e izd. T. 25. Ch. 1. — M.: Politizdat, 1961.
6. Marshall A. Principy politicheskoj jekonomii. — M.: Progress,1984. T. I.
7. Mill'Dzh. S. Osnovy politicheskoj jekonomii. — M.: Jeksmo, 2007. — 1040 s.
8. N'juton I. Matematicheskie nachala natural'noj filosofii / pod red. L. S. Polaka. — M.: Nauka, 1989.
9. Osnovy jekonomicheskoj teorii: uchebnik dlja 10-11 kl. obsheobrazovat. uchrezhd. s uglublennym izucheniem jekonomiki / Gos. Univ. — Vysshaja shkola jekonomiki; pod red. S. I. Ivanova. 7-e izd. V 2 kn. Kn. 1. — M.: Vita-Press, 2004. — 336 s. — S. 79.
10. Samujel'son P., Nordhaus V. Jekonomika. — M.: Binom-Knorus, 1999.
11. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov. — M.: Jeksmo, 2007. — 960 s.
12. Sorokin A. V. Obshhaja jekonomika: bakalavriat, magistratura, aspirantura. — M.-Berlin: Direkt-Media, 2016. — 640 s.
13. Fisher S., Dornbush R., Shmalenzi R Jekonomika. — M.: Ltd Delo, 1993.
14. Fridmen M. Marshallianskaja krivaja sprosa // Vehi jekonomicheskoj mysli. Teorija potrebitel'skogo povedenija i sprosa. T. 1. — SPb., 1999.
15. Jekonomiks: Principy, problemy i politika. Makkonnell K. R., Brju S. L. — M.: Infra-M, 2003.
16. Jekonomicheskaja teorija. Vvodnyj kurs. Mikrojekonomika: uchebnik / Pod red. I. E. Rudakovoj. — M., 2008. — 576 s.