Научная статья на тему 'ОБЩАЯ АНТРОПОЛОГИЯ : ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ'

ОБЩАЯ АНТРОПОЛОГИЯ : ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / ОБЩАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / МЕТА-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЧЕЛОВЕК / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Глухов Сергей Викторович

Данная статья посвящена новой научной дисциплине - общей антропологии. Представлена попытка структурирования предметной области этой дисциплины, а также актуальная классификация наук о человеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL ANTHROPOLOGY: AN EXPERIMENTAL PROJECT

This article is devoted to a new scientific discipline -General Anthropology. An attempt to structure the subject area of this discipline and also the current classification of human sciences are given.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ АНТРОПОЛОГИЯ : ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

УДК 572 DOI: 10.31249/rphil/2023.02.02

ГЛУХОВ С.В.' ОБЩАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация. Данная статья посвящена новой научной дисциплине - общей антропологии. Представлена попытка структурирования предметной области этой дисциплины, а также актуальная классификация наук о человеке.

Ключевые слова: антропология; общая антропология; мета-антропологический подход; человек; философская антропология.

GLUKHOV S.V. General Anthropology: an experimental project

Annotation. This article is devoted to a new scientific discipline -General Anthropology. An attempt to structure the subject area of this discipline and also the current classification of human sciences are given.

Keywords: anthropology; General Anthropology; meta-anthropo-logical approach; man; philosophical anthropology.

Для цитирования: Глухов С.В. Общая антропология : экспериментальный проект // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2023. - № 2. - С. 25-51. DOI: 10.31249/rphil/2023.02.02

Введение

Общая антропология (далее ОА) - перспективная научная дисциплина, которая в будущем могла бы заменить философскую антропологию или, по меньшей мере, реформировать ее. О необ-

* Глухов Сергей Викторович - младший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: sglukhov@mail.ru

ходимости новой науки заявляет в своих трудах российский ученый Ю.М. Резник.

ОА базируется на метаантропологическом и метанаучном подходе. В отличие от философской антропологии, целью которой является поиск всеобщего в человеке, ОА стремится к решению «проблемы единства и разнообразия всех форм существования человека в мире»1. В задачу обще-антропологического исследования входит, во-первых, синтез всех знаний о человеке, полученных гуманитарными и естественными науками в ходе собственного развития, а во-вторых, оценка человека как комплексного явления. Для онтологической опоры ОА «может использовать методологию философской антропологии»2.

Несмотря на очевидную выгодность этого подхода, он так и не стал общепринятым; предпринимались попытки внедрения междисциплинарного и интегрального направления в науки о человеке, однако все они были неудачными. Постулирование ОА означает переход к новому витку борьбы за чисто эпистемологический (нефилософский) синтез в антропологии.

Одной из причин, по которой предшественники ОА оказались практически невостребованными академическим сообществом, является «дифференциация процесса познания и углубление специализации в науке и философии»3. О А пытается преодолеть, с одной стороны, абстрактность философской антропологии, а с другой стороны - фрагментированность конкретно-научных данных. Резник также отмечает, что «антропология никогда не существовала как единая наука»4. После отпочкования антропологии от философии она разделилась на три самостоятельные и относительно автономные области знания о человеке: философскую антропологию, физическую антропологию (она вошла в состав естествознания), а также социальную и культурную

1 Резник Ю.М. Общая антропология // Социокультурная антропология : История, теория и методология. - Москва : Академический проект, 2012. - С. 597.

2 Там же. С. 601.

3 Резник Ю.М. Общая антропология : между философией и наукой // Вестник РУДН. Серия Философия. - 2012. - № 1. - С. 132.

4 Резник Ю.М. Общая антропология // Социокультурная антропология : История, теория и методология. - Москва : Академический проект, 2012. - С. 602.

антропологию, ставшую частью социальных наук. Из этого следует, что преодоление разрыва между естественно-научным и социокультурным подходом к человеческому феномену становится необходимым условием для повышения статуса ОА или аналогичной метанауки.

Постановка проблемы

Одним из главных недостатков ОА, является, на взгляд автора данной статьи, отсутствие четкой структуры всех научных дисциплин о человеке, опыт и данные которых она собирается использовать. Важно показать их взаимосвязь и неизбежность диалога между ними. С этой целью возможно представить базовые идеи и проблемы означенных наук, составить их классификацию. Причем необходимо, чтобы объектом этих наук был именно человек; чтобы они были действительно значимыми для антропологии; чтобы они имели собственный предмет и были достаточно отграничены друг от друга (и в то же время схожи).

Решение проблемы

Рождаясь, любой человек сразу попадает в сети взаимодействия с другими людьми. Складывающиеся в результате этого взаимодействия связи изучает социальная антропология. Благодаря открытости и пластичности человеческого существа оно легко поддается самым разнообразным социокультурным влияниям. Индивидуальность с первого момента своего существования оказывается под прессом общества, которому она отчасти должна покориться, поскольку ничем не ограниченный эгоизм не может существовать в рамках социальной среды. В социальной антропологии общество понимается как достаточно закрытая система законов, обычаев и институтов. Чтобы приспособиться к нему, человек проходит экзамен на социализацию. «Социализация характеризуется как способность человека к запоминанию и научению, в ходе которого формируются определенные привычки и автоматические реакции»1.

1 Липский Б.И. Философская антропология. Социальная философия. -Москва : Издательство Юрайт, 2021. - С. 55.

27

Первое сообщество, с которым имеет дело человек, это семья. Семья представляет собой «малую группу, построенную на кровном родстве или браке»1. Семья основана на родственных, экономических, социальных, биологических и моральных традициях. Кроме того, семья - место реализации душевных человеческих связей, ведь «именно в пространстве семьи реализуется стремление к душевной близости и проявляются такие качества, как способность к любви, доброте, дружбе, прощению, состраданию, которые человек желает видеть во всех сферах жизни»2.

По мере взросления человек вступает и в другие социальные группы: профессиональные, личные (дружеские), брачные и т.д. Перед тем как включить человека в свою социальную группу, ее члены подвергают новичка испытаниям, которые мы выше обозначили как процесс социализации. Это происходит во всех группах без исключения (кроме случая непосредственного основания группы).

Типология обществ очень обширна. Различные экономические, религиозные и исторические обстоятельства формировали уникальные типы обществ. В качестве критериев, которые можно применить к подобной типологии, выделяются следующие: критерий стабильности, критерий развития, критерий закрытости и др. Некоторые типы обществ следует считать наиболее устойчивыми, поскольку они сохраняются и после того, как исторически себя изжили. К ним относятся род, племя, этнос, нация и класс.

В научном мире ведутся дискуссии о том, «имеет ли общество самостоятельное существование или его бытие есть производное от существования составляющих его индивидов?»3. Первая позиция получила название «социологического реализма», вторая -«социологического номинализма». Традиционные группы (см. выше), несомненно, соответствуют первому подходу, тогда как большинство современных - второму.

1 Липский Б.И. Философская антропология. Социальная философия. -Москва : Издательство Юрайт, 2021. - С. 57.

2 Там же.

3 Семенов Ю.И. Общество // Социокультурная антропология : История, теория и методология. - Москва : Академический проект, 2012. - С. 774.

Далее мы рассмотрим два понятия, играющих ключевую роль в социальной антропологии. Это понятия «коммуникации» и «социальной структуры». Коммуникация возникает по ходу социального взаимодействия. «В таких процессах социальные функции объединяются, складываются в определенные структуры и приобретают видимые и устойчивые культурные формы: образцы взаимодействия и поведения, ценности, нормы, институты»1. В свою очередь, социальная структура, как правило, определяется как «совокупность относительно устойчивых элементов и/или отношений между ними»2.

Исследование различных типов социальных групп требует наличия разных методов и методик. Этнографический метод употребляется в том случае, если объектом изучения выступает традиционная группа. Для крупных общностей необходимы статистические методики. К сожалению, такие общности нельзя изучать «лицом к лицу». Что касается реконструкции первобытных групп (традиционного типа), нередко применяется исторический эксперимент, а также принципы идеализации и аналогии (первобытные группы сравниваются с современными «отсталыми» сообществами).

Рано или поздно практически в любой социальной группе возникают властные отношения. В некоторых случаях они сопровождаются появлением иерархии между социальными субъектами и общественного неравенства. Проблемы институализации, ритуа-лизации и мифологизации властных отношений в социальных группах изучает политическая антропология. Существует, однако, и более узкое понимание сферы политики, когда речь идет исключительно о форме государства. Последнее возникает лишь в ходе эволюции человека.

Политика как деятельность включает в себя четыре уровня: «(1) поиск оптимального сочетания интересов, (2) выработку соглашений (ковенантов), (3) разрешение конфликтов интересов, (4)

1 Орлова Э.А. Социальная и культурная антропология. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - С. 126.

2 Николаев В.Г. Социальная структура // Социокультурная антропология : История, теория и методология. - Москва : Академический проект, 2012. - С. 849.

выстраивание отношений между многими субъектами»1. В таком случае человека можно представить как «состояние общества и социальную конструкцию»2. Через политическую деятельность и коммуникацию осуществляется окончательное формирование социокультурной реальности.

Политические институты делятся на два типа - формальные (нормы, процедуры) и неформальные (обычаи, традиции). Первый тип превалирует на макроуровне (т.е. уровне государства), а второй тип - на микроуровне. На основе формальных институтов создаются бюрократические организации.

Мифы и ритуалы в политике имеют несколько функций. Главным образом, эти символические единицы создают идентичность в обществе, «связывают его посредством значимых ценностей и целей, которые они воспроизводят»3. Но не менее важно, что символы и мифы власти способствуют ее укреплению и легитимизации. Даже в семейных группах нередко существуют особые этические принципы по отношению к наиболее значимым их членам, которые подкрепляются ритуальными действиями (приветствиями, разделением продуктов при приеме пищи и т.д.).

Государство - это мегаинститут власти. Государственная власть «формирует политико-управленческую волю к оптимальному регулированию жизненных сфер, их мобилизации или стабилизации, что воплощается в законодательстве, представительстве, электоральных структурах, правоприменении, плебисцитарных инициативах, обращениях к народу, выявлении общественного мнения»4. В рамках того или иного государства складываются определенные комбинации индивидуальных и коллективных интересов, малых, средних и больших групп, которые скрепляются между собой посредническими политическими институтами.

1 Философская антропология. Человек многомерный. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - С. 116.

2 Там же.

3 Гигаури Д.И. Политический миф и ритуал как социокультурные основания символической политики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 6. - 2015. - Вып. 3. - С. 93.

4 Философская антропология. Человек многомерный. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - С. 124.

В публичной государственной сфере происходит взаимодействие всех политических субъектов - как в ритуальной (акции, митинги, церемонии инаугурации), так и в непосредственной формах (все виды коммуникации). Для функционирования государства необходимо, чтобы каждый человек был активным участником политического процесса. Здесь проявляется или не проявляется его способность «адекватно ориентироваться в политическом пространстве, правильно определять свое место в системе политических отношений, оценивать действия политических лидеров и откликаться на их призывы»1.

Политический контроль государства предполагает фактический доступ властных структур во все сферы жизнедеятельности. Власть может оказаться искушением для ее представителей: несправедливое распределение ресурсов и разбалансировка политических функций приводит к социальным конфликтам, бунтам и (в конце концов) к смене власти.

На сегодняшний день и в науке, и в обществе все чаще поднимается вопрос о необходимости государства для современного мира. Сейчас это особенно актуально, учитывая стремительное развитие глобальных и межнациональных институтов, а также суперкорпораций. Тем не менее государство обладает одним неоспоримым преимуществом: благодаря широкой консолидации силовых структур оно осуществляет эффективную защиту находящегося на его территории населения. Вненациональные организации, в силу своего юридического статуса и отстраненности от конкретных проблем, пока на это не способны.

Выше было сказано о том, что существует два типа политических институтов - формальные и неформальные, причем формализация свойственна только более организованным формам общественной практики. Такого рода институты, а также процессы правового оформления человеческого бытия изучает юридическая антропология (антропология права).

В предметную область данной дисциплины «входят правовые системы и весь комплекс правовых явлений в целом - нормы, отношения, идеи и представления, институты, процедуры, способы

1 Пушкарева Г.В. Homo politicus : человек политический. - Москва АРГАМАК-МЕДИА, 2014. - С. 6.

регуляции поведения, защиты порядка, разрешения конфликтов и т.д.»1. Она имеет своей целью «понять правила поведения в различных обществах, при этом отдавая предпочтение юридическому аспекту, заявляя о невозможности изолировать право как таковое, поскольку оно является лишь одним из элементов культурной си-стемы»2. В нормативно-правовой культуре концентрируются знания того или иного высокоорганизованного сообщества по религии, этике, социальному порядку, семье и быту, хозяйственной деятельности. Иными словами, речь идет о самопознании общества и человека. Характер права «обусловлен экономическими, политическими, культурными, национальными и иными объективными условиями жизни»3.

Стоит отметить, что не только государство является носителем права. В качестве последнего может, в частности, выступать церковь (религиозное право) или неправительственные учреждения (международное право).

Общество требует четкого исполнения юридических законов. При угрозе государству, его институтам и организациям и при совершении противоречащих закону деяний (правонарушений) по отношению к физическому или юридическому лицу (т.е. организации) могут быть применены санкции, установленные правовой нормой.

Различают императивные нормы права (не предусматривающие вариантов поведения) и диспозитивные (допускающие их). Право может не только наказывать или запрещать, но также поощрять и давать рекомендации.

Под «отраслью права» обычно понимается совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. В качестве примера можно назвать трудовое, семейное, гражданское, административное, публичное право (оно контролирует взаимоотношения руководящих обще-

1 Новикова Н.И. Юридическая антропология // Социокультурная антропология : История, теория и методология. - Москва : Академический проект, 2012. -С. 579.

2 Там же.

3

Правоведение : учебник для бакалавров - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» : Академцентр, 2022. - С. 7.

ственных организаций). Уголовное право вводит нормы социально приемлемых деяний и порядок наказания правонарушений, включая регулирование работы судов, прокуратуры и силовых органов.

Юридическая ответственность любого субъекта представляет собой разновидность социальной ответственности, так как его поведение обусловлено не столько индивидуальными побуждениями, но, прежде всего, социальными, культурными и этическими нормами.

Право может быть объективным и субъективным. Объективное право «представляет собой совокупность норм, которая существует объективно и независимо от тех, на кого она распространя-ется»1. Что касается субъективного права, то оно определяется как право конкретного лица в реальных конкретных условиях.

Общий свод правил и законов того или иного сообщества зафиксирован и систематизирован в таких нормативных документах, как конституция, устав и кодекс. Чтобы скорректировать их содержание, необходима прямая редакция или же принятие отдельных правовых актов. Юридическую силу также имеют результаты референдумов, судебные прецеденты, заключение международных договоров и т.д.

Вместе с юридическими законами в любом сообществе (даже в самом развитом) распространяется и «неписаное право» (т.е. «мораль»), регуляция которого осуществляется непосредственно в отношениях между людьми. Изучением всего комплекса моральных и юридических норм занимается этическая антропология.

К сожалению, научная литература по данной дисциплине практически отсутствует. Для ее выделения необходимо ввести в классическую этику наработки ученых в области «естественной морали». Так, некоторые современные этологи полагают, что определенные виды животных обладают собственной автономной моралью. Пока эти гипотезы отчасти считаются маргинальными, и в учебниках по этике (изначально гуманитарной науке) их, как правило, не упоминают. Если применить результаты данных исследований ко всему корпусу этических знаний, введение такой научной дисциплины, как этическая антропология, становится

1 Правоведение : учебник для бакалавров - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» : Академцентр, 2022. - С. 8.

33

вполне целесообразным. Своеобразие чисто человеческой морали при таком подходе будет заключаться в отрефлексированности всех этических предписаний, на что животное априори не способно. Нравственность любого представителя животного мира сугубо инстинктивна (например, забота о детенышах), тогда как для человека проявление нравственного поведения связано с активной работой над собой и внутренним выбором.

«Мораль» и «нравственность» - базовые понятия этики. Уже из приведенного выше описания ясно, что мораль есть выражение общественной воли. Но в ряде ситуаций мотивация того или иного морального правила не вполне очевидна. Это происходит в случае значительной древности данного предписания, которое кажется «несовременным», однако его четкое исполнение диктуется культурной традицией.

Мораль в некотором смысле вездесуща. Нельзя сказать, что та или иная сфера человеческой деятельности (скажем, политика или экономика) абсолютно чужды морали. Вместе с тем нравственность является внутренним качеством человека. По этой причине ее наличие в конкретном поступке вовсе не гарантировано.

Рассмотрим другие понятия этической науки. Нередко понятие «морали» полностью отождествляют с понятием «добра». Однако весьма затруднительно определить, что в поступке человека следует назвать «добром», а что - «злом». С общественной точки зрения следование морали - добро, а следование собственным эгоистическим интересам - зло. Но с точки зрения эгоиста все ровно наоборот. То же касается и понятия «долга»: означает ли оно долг по отношению к себе или по отношению к обществу?

Внешними регуляторами морали являются общество и государство. Каковы ее внутренние регуляторы? Ранее многим ученым и философам казалось, что нравственность человека поддерживается на подходящем уровне (чтобы общество могло эффективно функционировать) за счет таких феноменов его субъективного мира, как «совесть» и «стыд». Однако исследования в этой области показали, что некоторым людям (чаще всего они становятся преступниками) вообще не свойственна никакая эмпатия по отношению к другим представителям общества, а также стыд и муки совести. В таком случае говорить о существовании врожденной нравственности просто неуместно. Это, конечно, не значит, что

наследование и воспроизводство моральных идей вовсе не возможно, так как при выборе того или иного поступка человек обязательно руководствуется не только личным опытом, но и данными традиции.

Еще одно заблуждение связано с понятием «альтруизма». Считается, что без альтруизма человек не может быть полноправным членом какого бы то ни было сообщества. Но, как уже было показано выше, мораль, диктуемая обществом, может вступать в явное противоречие с интересами индивидов, из которых оно состоит. В лучшем случае альтруизм означает большую или равную заботу о других, чем о себе; в худшем - «заботу о других в ущерб себе, вплоть до самоуничтожения»1.

Этическая наука формирует этикет - конкретные правила поведения человека при взаимодействии с другими людьми в различных сферах (личных, деловых, международных и т.д.).

Окружающую среду человек воспринимает через опосредующие рамки - социальные, политические, культурные и языковые. Непосредственное переживание мира дает только эстетический опыт, исследованием которого занимается эстетическая антропология.

Благодаря этому опыту человек может выйти за пределы обыденной повседневной жизни и погрузиться в созерцание прекрасного и возвышенного. Поэтому эстетику чаще всего определяли как «науку о прекрасном (красоте) или как философию искус-ства»2. Эстетическая антропология опирается на принципы неутилитарного восприятия артефактов окружающего мира (натуральных и искусственных) и суждения вкуса, лежащих в основе особого эстетического наслаждения. Данный опыт балансирует на грани рационального и духовного.

Эстетический субъект приходит к полной гармонии с Универсумом, достигая сущностной нераздельности с ним и абсолютной личной свободы, и «реально переживает абсолютную полноту

1 Балашов Л.Е. Этика. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2022. - С. 167.

2

Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. - Москва : Издательство МБА, 2010. - С. 31.

бытия как неописуемое блаженное состояние»1. Понятие гармонии, как «глобального принципа согласования разнородных и даже противоположных, конфликтных элементов, приведения их в единое целое, имеет космоантропный и даже в определенном смысле трансцендирующий характер»2. Этот опыт сопровождается ощущением радости и легкости, т.е. приращением некоторой духовной энергии.

«Прекрасное», «возвышенное» и «безобразное» - базовые понятия классической эстетики. При этом «безобразное» мыслится как противоположность «прекрасного» и «возвышенного», которая снимается в результате достижения радости и гармонии с миром. Напротив, современная эстетическая наука и искусство переворачивают эти принципы: на первый план здесь выходит гипостазированное «безобразное», а остальные эстетические категории редуцируются. Миропонимание современного человека, таким образом, кардинально меняется. Вместо гармонии с миром он наблюдает и ощущает рассогласованность всех элементов космоса, т.е. в конечном счете социума и культуры, а также собственного тела и психики.

Язык и членораздельная речь представляют собой важнейшие характеристики человека как биологического вида и в значительной степени определяют его адаптацию к окружающей среде. Проблемы речи и языка, а также коммуникации между людьми входят в предмет изучения лингвистической антропологии.

Считается, что эволюционное развитие человеческой речи и языка прошло несколько стадий. Вначале язык ограничивался жестами и короткими междометиями. Это тот уровень коммуникации, которым владеют наши ближайшие родственники - приматы. Далее, вероятнее всего, после появления орудий труда язык начал прогрессировать и постепенно дошел до функциональной сложности, наблюдаемой в настоящее время. Немалую роль здесь сыграли трансформации физического облика человека, влияющие на способность к речи.

1 Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. - Москва : Издательство МБА, 2010. - С. 35.

2 Там же. С. 37.

Особенность нашего языка заключается именно в его семантической сложности. Используя свой язык, мы можем составить сообщение с любой степенью вариативности. Однако то же самое способны делать, например, пчелы, которых нередко называют «приматами среди насекомых». Одно из отличий человеческого языка от любого другого - те средства, которые он предоставляет для формулирования понятия и мысли любой степени абстракции и глубины. Трудно представить себе философствующую пчелу.

Но это еще не все. В человеческой речи также нет такой постоянной связи между знаком и значением, как в языке пчел. Она произвольна в том смысле, что «невозможно, исходя из звучания, предсказать значение»1.

Язык, как правило, предстает перед нами в двух формах -словарной и грамматической. При этом, учитывая обозначенный выше тезис, мы понимаем, что образцовое значение любого слова может быть расширено, дополнено и изменено практически до неузнаваемости - вследствие использования в речи.

Говоря о структуре языка, нельзя не отметить, что он делится на устный (т.е. опирающийся на речь) и письменный. При этом всякое устное предложение имеет орфографическую репрезентацию, и всякое письменное предложение может быть прочитано. Этот принцип действует практически во всех случаях, не считая некоторых исключений (например, нельзя передать на письме саркастическую интонацию речи). Письмо, в свою очередь, состоит из двух главных систем - фонетической и идеографической. В первой отдельные символы соответствуют отдельным фонемам или слогам (большинство современных языков). Во второй каждый письменный символ составляет значимую единицу, обычно слово (например, китайский язык).

Социальная и культурная коммуникация между людьми возможна только через диалог. Это сотрудничество возникает лишь потому, что «участники диалога вместе заняты построением некого смысла, который составляет основу и оправдание их взаи-

1 Гринберг Дж. Антропологическая лингвистика : Вводный курс. - Москва Едиториал УРСС, 2004. - С. 20.

моотношений»1. Человек диалогический и человек говорящий -вот главные объекты исследования антропологов-лингвистов.

Организованность, которую человек проявляет по отношению к своей социальной, культурной и политической жизни, распространяется и на его хозяйственную деятельность. Склонность человека к производству, потреблению и распределению благ (товаров и услуг), а также к приобретению собственности, и формирующиеся в результате этого хозяйственные организации изучает экономическая антропология.

В рамках данной научной дисциплины исследуется весьма широкий спектр тем. Производство включает в себя как примитивные (охота, рыболовство и собирательство), так и более совершенные формы (аграрное, животноводческое, промышленное производство). То же можно сказать о распределении. Безденежное распределение включает в себя обмен (бартер) и перераспределение ресурсов. Чуть позже в истории складываются институты торговли (рынка) и собственности (примитивные формы, впрочем, сохраняются).

К материальным благам, в которых нуждается общество, относятся товары и услуги. Производство этих благ связано с вложением труда и удовлетворением человеческих желаний и потребностей. Причем термин «желания» включает в себя «не только физиологические, но и психические, идеальные желания»2, а также ценности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономическая антропология обращает свое внимание прежде всего на деятельность человека. Последняя выражается и в труде, и в производстве, и в потреблении. Приобретение определенного товара или услуги дает человеку непосредственную выгоду, т.е. от первоначальной деятельности он переходит к деятельности, более выгодной для себя, поскольку человек никогда не бывает полностью чем-то удовлетворен.

Психологический подход в экономической антропологии отталкивается от представления о человеке как о рациональном ак-

1 Ажеж К. Человек говорящий : Вклад лингвистики в гуманитарные науки. -

Москва : Едиториал УРСС, 2003. - С. 223.

2

Шрадер Х. Экономическая антропология. - Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 1999. - С. 10.

торе. Его деятельность всегда направлена к определенной цели, которую он четко осознает. Он пытается достигнуть максимально оптимального результата при минимальном вложении средств и усилий. Это устоявшееся мнение, однако, оспаривается в современной науке, и в таком случае экономический человек может описываться в виде суммы рациональных и иррациональных побуждений.

В зону рассмотрения следующей науки о человеке - медицинской антропологии - входят проблемы здоровья и болезни людей, способов излечения, нормы и патологии, а также социальных, культурных, экономических и политических факторов, влияющих на состояние индивидуального и общественного здоровья, в том числе репродуктивного и психического. Это не только теоретическая, но и в значительной степени прикладная наука.

Базой развития медицинской антропологии в ее нынешней форме становится процесс «медикализации» общественной жизни. Это социальное явление, вследствие которого «многие стороны жизни людей от рождения до смерти оказались поставлены под контроль медицинских специалистов, а целый ряд неприемлемых элементов поведения (например, алкоголизм) стали рассматриваться как медицинские заболевания»1.

В полиэтническом обществе как от врача, так и от антрополога требуется культурно-ориентированный подход, учитывающий все аспекты традиционных взглядов людей разного происхождения на здоровье, патологию, роль врача в излечении болезни и т.д. Не менее важна и врачебная этика (биоэтика).

С точки зрения профессионалов здравоохранения, здоровье -это «наивысшая ценность и благо, которым может пользоваться человек»2. Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия. «Обладание наивысшим уровнем здоровья - одно из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения»3.

1 Михель Д.В. Медицинская антропология. - Москва : ИНФРА-М, 2021. -С. 12-13.

2 Там же. С. 45.

3 Там же.

Можно выделить несколько факторов индивидуального здоровья. Это окружающая среда (экологическая, социокультурная, политическая), биологическая наследственность, образ жизни человека, особенности его личности и характера и, наконец, уровень медицинского обслуживания.

Что касается болезни, ее сущность состоит в нарушении го-меостаза (равновесия), характерного для каждого живого существа. Организм человека частично способен противостоять внешним и внутренним угрозам, но в определенных случаях необходима помощь врача.

Наша цивилизация в значительной мере определяется научно-техническим прогрессом. Роль техники и технологии постепенно возрастает по ходу человеческой истории и достигает предела в современном мире. Взаимоотношения человека и техники исследуются антропологией техники (технологий).

Два миллиона лет назад техника была едва ли не главной составляющей культуры проточеловечества (при отсутствии религии, науки и полноценного жизнеобеспечения), выделяющей его из животного мира. Традиционно она использовалась в медицине и экономическом производстве.

Сегодня же технологии вступают в новую историческую стадию: они качественно влияют не только на жизнь человека, но и на него самого. Техника гуманизируется, «постепенно приобретая человеческие черты, становясь искусственным партнером человека в различных сферах жизни»1. Со временем мы получаем все больше и больше средств для того, чтобы с помощью технологии исправлять ошибки природы, улучшать и усиливать уже имеющиеся интеллектуальные и физические способности. Теоретически человек даже может обрести бессмертие.

Развитие искусственной сферы жизни сопровождается созданием идейной надстройки - этики технологий (часть биоэтики, о которой было сказано выше). Это «комплекс взглядов, ценностей, идей, отражающих рефлексию над социальными аспектами развития биотехнологий, их антропологическими рисками»2.

1 Попова О.В. Человек как артефакт биотехнологий. - Москва : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. - С. 3.

2 Там же. С. 10.

В науке нет четкого понимания, каким может стать человек в результате синтеза с техникой (а это произойдет с высокой степенью вероятности в случае продолжения существования цивилизации). Сможем ли мы остаться собой, или нам предстоит полное преображение? Оптимистический взгляд рисует картины невиданного могущества представителей цивилизации будущего, тогда как реалисты и пессимисты справедливо указывают на возможные опасности слияния с техносферой и на вероятный конфликт интересов между человеком и техникой.

Всякая деятельность человека - хозяйственно-практическая, творческая, этическая - зависит от соответствующих норм, правил и установок, т.е. его культуры. Социальная, политическая и правовая сферы структурируют эту деятельность, придавая ей конкретный смысл. Ее плодом является материальная культура (техника, одежда, научные и фольклорные тексты). Систематический подход к человеческой культуре осуществляет культурная антропология.

Обычно выделяют две основные части культуры - культурную статику и культурную динамику. Первая представляет культуру в покое, вторая - в движении. К культурной статике необходимо отнести «совокупность базовых элементов или черт и формы культуры»1, а к культурной динамике - «средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изме-нение»2.

Ученые пришли к выводу, что культура состоит из организованных определенным образом элементов - культурных атомов. У каждого сообщества людей есть свои уникальные культурные черты, собранные в гармоничную систему. Тем не менее существуют и универсальные черты, которые свойственны каждой культуре. Это, прежде всего, стремление к формированию собственно культурных норм (ценностей, правил). Кроме того, общими чертами являются забота о питании, потомстве, окружающей среде и т.д.

Чтобы культура могла функционировать, она должна проходить через стадию трансмиссии, когда одно поколение учит и вос-

1 Кравченко А.И. Социокультурная антропология. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - С. 179.

2 Там же.

питывает другое. Это может происходить и косвенным путем -через наблюдение социальных и политических ритуалов, использование предметов материальной культуры, чтение текстов и проч.

Однако не все элементы культуры могут быть подобраны правильно. Любая система, в том числе и культурная, несет в себе определенное противоречие. Это неизбежно хотя бы потому, что личность, сформированная культурой, чувствует внешний пресс и в некоторых случаях хочет определять себя сама - независимо от культуры. Поэтому в анализе культурной динамики и культурных процессов (изобретений, открытий) следует учитывать сложную диалектическую связь между личностью и культурой.

Каждый культурный элемент несет в себе информационный заряд, помогающий ему коммуницировать с другими культурными элементами. Фиксация этой информации, воздействие на нее и ее обобщение составляет ядро человеческой культуры. Информативность культуры и общества, а также способность человека к хранению, обработке и воспроизведению информации изучает информационная антропология.

Природа любого живого существа такова, что каждая клетка его организма постоянно создает, воспринимает и передает другим клеткам и внешней среде определенную информацию. Наиболее важные пласты этой информации закрепляются в его генетическом коде, который он оставляет в наследство своим потомкам. Отличие человека от любого другого существа заключается в том, что он особенно активно практикует внегенетический способ хранения информации (путем накопления культурных сообщений).

В современной науке существует понятие «информационной среды организма», объединяющее в себе все возможные пути информации для живого существа. Таковая среда образуется «в результате совокупной информационной деятельности его различных функциональных систем»1. Показано, что «эта среда представляет собой своеобразный динамически изменяющийся

1 Колин К.К. Информационная антропология : предмет и задачи нового направления в науке и образовании // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 17-1. - С. 27.

информационный каркас организма, который в значительной степени и определяет его жизнедеятельность» \

Роль информации возрастала вместе с прогрессом человеческой культуры. Это был постепенный рост до появления цивилизации (примерно 3000 лет до н.э.) и стремительный рост - после ее появления. Можно сказать, что интенсификация информационных процессов является единственным доказательством и критерием эволюции современного (постсапиентного) человека.

«Информатизация» общества и человека в наши дни достигла невероятных размеров. Информации настолько много, что ее избыток становится проблемой для психики человека, вызывая стресс и депрессивные состояния. До нынешнего момента истории информация выполняла адаптивную функцию: она помогала усвоить знания о социокультурной и политической среде человека, познакомить его с научными текстами и фольклором своей группы, воспитать нравственную и эстетическую культуры.

До сих пор мною рассматривалось то, что определяет человека извне, и то, что является его внешним измерением - культура, общество, этика, эстетика, техника и т.д. Далее речь пойдет об индивидуальных свойствах человека, которые, впрочем, характеризуют всех представителей нашего вида.

Телесность человека, его физические характеристики и место в животном мире изучает биологическая (физическая) антропология.

Человек появился на этой планете в результате длительного процесса историко-эволюционного развития и тесно связан своими корнями с животными видами. Его организм «имеет много признаков, общих как с позвоночными, так и особенно с млекопита-ющими»2. Наиболее велико сходство человека с приматами.

Все современные люди, как считает официальная наука, принадлежат к одному виду - Homo sapiens («человек разумный»). Этот вид «представляет совокупность популяций, дающих при

1 Колин К.К. Информационная антропология : предмет и задачи нового направления в науке и образовании // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 17-1. - С. 27.

2 Хрисанфова Е.Н. Антропология. - Москва : Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. - С. 10.

смешении плодовитое потомство и обнаруживающих значительную изменчивость (полиморфизм) морфофункционального статуса, причем все группы современного человечества находятся на одинаково высоком уровне своей биологической специализации»1.

Полиморфизм различных этнических (расовых) групп выражен не генетически (с помощью ДНК-кода), а благодаря их культурным особенностям. Развитая культура человека, его язык, сложная социальность (системы родства, брака, субкультурность общественных подгрупп) - это то, что отличает его от любого животного.

Тем не менее в своих физических отправлениях человек совершенно неотличим от животных. Сон (отдых), питание, размножение, производство отходов - часть его быта и повседневной жизнедеятельности.

Не только биологически, но и психологически человек связан с животным миром. Поведение и психика начинают формироваться уже у одноклеточных организмов. Постепенно усложняясь, психические феномены достигли своего максимального развития в функционировании мозга Homo sapiens. Несмотря на это, своими инстинктами и базовыми физиологическими процессами он обязан предшествующим анимальным формам. Проблемы поведения человека, его мышления и восприятия и другие вопросы изучает психологическая антропология. Как научная дисциплина, она делает акцент именно на психике Homo sapiens (и других видов Homo, насколько возможно их исследование). Это важно подчеркнуть, поскольку широкое применение методов и принципов психологической науки наблюдается и в смежной научной области -зоопсихологии.

Психика - это интегративное качество мозга человека, обладающее целостностью (в случае нормы). Оно реализуется через «многоуровневые системы, формирующиеся у человека в процессе жизни и овладения исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятель-

1 Хрисанфова Е.Н. Антропология. - Москва : Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. - С. 10.

ность»1. Так человек усваивает культуру и язык своей социальной и этнической группы.

С функциональной точки зрения психика человека выполняет по меньшей мере три задачи: отражение событий и явлений внешнего мира, эффективную деятельность мозга и взаимодействие с другими людьми (в частности, культурную трансмиссию).

Структура психики очень сложна. Во-первых, она включает в себя сознание и подсознание. Иногда к последним добавляют Эго, т.е. самосознание любого человека. Также можно выделить несколько групп психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства. К психическим процессам необходимо отнести ощущение и восприятие, мышление, память, представление, воображение, а также эмоции, чувства и волю. Под психическим состоянием следует понимать «определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется как повышенная или пониженная активность личности»2. Что касается психических свойств, они синтезируются в ходе самоосознавания (продолжающегося всю жизнь), формируя жизненную позицию человека, его темперамент и характер.

Социальная и культурно-историческая психология изучает поведение человека, обусловленное существованием в той или иной группе, и многочисленные реакции на воздействие его окружения.

Формирование и развитие человеческой личности неодинаково на разных стадиях жизненного пути. Психика приобретает индивидуальные черты уже в натальный (внутриутробный) период, но большую часть опыта человек получает после рождения. Вплоть до старости он учится понимать этот мир и оказывать на него свое влияние. Однако наиболее пластичен человек лишь на этапе взросления (до 18-20 лет), когда в его психику закладываются основные социокультурные доминанты. Принципы и методы воспитания, механизмы научения и инкультурации и другие проблемы исследует педагогическая антропология.

1 Психология : конспект лекций. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. - С. 23.

2 Там же. С. 26.

Для чего нужен педагогический подход в науке? Дело в том, что практику воспитания необходимо снабжать качественными ориентирами для учета разнообразия личностных свойств и динамики психики. Воспитание «предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности»1, а также личностной типологии. Знание медицинских и физиологических факторов развития и обучения добавляет воспитанию основательности. Педагог должен знать, чем отличаются друг от друга воспитание (т.е. направленные им самим изменения в характере и навыках воспитуемого) и научение (ненаправленный, «случайный» процесс обучения).

По мнению большинства ученых, любой человек, независимо от пола, расы и этнического происхождения, способен освоить любую педагогическую программу.

Важно иметь в виду, что наличие воспитания вовсе не гарантирует, что взросление человека и его адаптация к той или иной культуре пройдет гладко. Человек может не принять эту программу или принять ее не полностью, что скажется далее на его социальном статусе.

Репродуктивная система человека опирается на его двупо-лость. За исключением редких случаев гермафродитизма, человек, как биологический вид, делится на два пола - мужской и женский. Одновременно с этим в современном обществе существует культурная ипостась пола - так называемый «гендер». Последний не опирается на двуполость человека и даже показательно от нее дистанцируется. Функция размножения также отодвигается на второй план. Запутанные отношения между полом и гендером и их культурно-биологические основания входят в предмет рассмотрения гендерной антропологии (антропологии пола и гендера).

Дифференциация полов возникла задолго до появления человека. Ранние организмы, вероятно, были бесполыми, но после появления класса животных разделение полов стало повсеместным.

Для человека (и только для него!) пол представляет собой определенную проблему. Ограничения, которые пол накладывает на человека, становятся для него чрезмерными. Согласно устоявшемуся определению, «биологический пол - это морфофункцио-

1 Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - С. 5.

нальная характеристика организма, включающая его специфические репродуктивные особенности и свойства, по которым можно отличить самцов от самок»1. Биологический пол кодируется с помощью генов (хромосом), половые железы и внешние репродуктивные органы у мужчин и женщин отличаются. В то же время «культурный пол», или просто «гендер», - это социокультурный конструкт, регулирующий поведение и взаимоотношения полов в конкретном обществе.

Исходя из этих двух дефиниций, можно увидеть, что гендер открывает широкое поле для самоинтерпретаций. Классически считалось, что роль мужчин активная (война, охота), а женщин -пассивная (семья, хозяйство). На этом была построена культура западного общества. В то же время при изучении разнообразных незападных культур выяснилось, что половые роли могут варьироваться. В некоторых случаях они даже были обратными (мужчина занимался хозяйством, а женщина - охотой и войной).

В современном западном обществе культурный пол практически заместил собой пол биологический. Видовые характеристики человека, конечно, не изменились, однако сегодня он может позволить себе операцию по смене пола, не говоря уже о том, чтобы определять свой культурный пол как ему угодно, не придерживаясь каких-либо конструктов.

Человек является частью органического мира Земли. Органический и неорганический миры вместе составляют глобальную экосистему нашей планеты, которую в науке нередко называют «окружающей средой». Она сформировалась исторически (эволюционным путем) в результате взаимодействия абиотических и биотических факторов, причем роль человека в данном процессе (антропогенный фактор) после научно-промышленной революции ХУШ-Х1Х вв. становится ключевой. Специфику воздействия человека на окружающую среду и обратную связь между ними изучает экологическая антропология.

В экологической науке, как правило, рассматриваются различные экосистемы - либо по отдельности, либо в совокупности (в качестве элементов глобальной экосистемы). При этом экологическая антропология в первую очередь ориентирована на деятель-

1 Бутовская М.Л. Антропология пола. - Фрязино : Век2, 2013. - С. 11.

47

ность человека. В таком случае любая экосистема рассматривается как природно-антропогенная. Также существуют искусственные экосистемы, созданные человеком, вроде городов, агрообъектов, производственных комплексов и т.д. Последние тем не менее остаются частью глобальной экосистемы.

Основное воздействие человека на среду связано с его орудийной деятельностью, потребностью в энергии и умением хранить и передавать информацию для последующих поколений.

Для экологической антропологии (в частности, для ее прикладного применения) особенно ценен холистический подход, когда человек осознает, что любое его действие неизбежно сопровождается цепными реакциями, приводящими в движение всю экосистему. Человек «привык рассматривать отдельно взятые единичные события, каждое из которых имеет единственную причину»1. Эта редукционистская парадигма привела человека к экологической катастрофе: исчерпанию природных ресурсов, уничтожению других биологических видов, проблемам медицинского характера. Несмотря на многие попытки, «экологизация» современного общества пока видится недостижимой целью.

Смежной научной областью для экологической науки является география. Обе дисциплины показывают деятельность человека относительно окружающей среды, но с разных точек зрения. В географической антропологии на первый план выходит способность человека занимать определенное место в пространстве и создавать крупные территориально-пространственные комплексы в сотрудничестве с другими людьми.

По сложившейся традиции, в географической науке рассматривались не экосистемы, а районы и территории. Ее конечным продуктом были географические карты. Сегодня география оперирует понятием «пространства», которое включает в себя не только земную и водную поверхность нашей планеты, но и другие системы.

Гуманитарный подход в географии концептуализирует активность человека в освоении пространства. Оно зависит от психологических особенностей конкретного человека или группы людей; от их социокультурной и политической организации; их

1 Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. - Москва : Агар, 2000. - С. 100.

движения и расселения по территории Земли. Предметом анализа при гуманитарном подходе также являются экономические предприятия, государственно-территориальные структуры, коммуникационные линии и т.д. Общий вывод, который должен быть сделан в результате этих исследований, можно сформулировать следующим образом: «пространственные различия в географической среде и ее изменчивость во времени оказывают большое влияние на особенности развития общества и производства в отдельных странах и регионах»1.

Наконец, последняя наука о человеке, которая будет представлена в данной статье, - историческая антропология. Человек существует не только в пространстве, но и во времени: «живя в настоящем, он имеет позади себя прошлое, а впереди - будущее»2. Постоянно изменяются нормы, традиции и оценки, на основании которых осмысляется прошлое, воспринимается настоящее и планируется будущее. Более того, все, что окружает человека, находится в непрерывном становлении. Статичность встречается только в той науке, которая может себе позволить не замечать становление вещей.

Важнейший вопрос, который должен задать себе каждый историк, звучит так: «Существуют ли исторические законы?» История - чрезвычайно сложный процесс переплетения природных, социальных, экономических, политических и индивидуальных факторов. Поэтому так называемая историческая необходимость -это «не какой-то надысторический закон, управляющий ходом всех разнородных явлений, а многослойная ткань, в которую входят и нити, образованные как человеческими настроениями и желаниями, так и объективными возможностями природы, технологий и институтов»3. Вместе с тем представления об историческом детерминизме и фатализме (например, гипотеза циклов) сохраняют свою притягательность для современных ученых и философов.

1 Экономическая и социальная география / М.М. Голубчик, Э.Л. Файбусо-вич, А.М. Носонов, С.В. Макар. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. -С. 165.

2 Липский Б.И. Философская антропология. Социальная философия. -Москва : Издательство Юрайт, 2021. - С. 36.

3 Там же. С. 45.

Резюме

Таким образом, мною было выделено 18 наук о человеке: 1) социальная антропология, 2) политическая антропология, 3) юридическая антропология (антропология права), 4) этическая антропология, 5) эстетическая антропология, 6) лингвистическая антропология, 7) экономическая антропология, 8) медицинская антропология, 9) антропология техники (технологий), 10) культурная антропология, 11) информационная антропология, 12) биологическая (физическая) антропология, 13) психологическая антропология, 14) педагогическая антропология, 15) гендерная антропология (антропология пола и гендера), 16) экологическая антропология, 17) географическая антропология, 18) историческая антропология.

Заключение

Представленная выше классификация наук о человеке и структура ОА может быть использована в философско-антропо-логических исследованиях, особенно при изложении учебно-методического материала. Также видится актуальным применение этой классификации для критики редукционистских теорий и концепций в антропологии.

Список литературы

1. Ажеж К. Человек говорящий : Вклад лингвистики в гуманитарные науки. -Москва : Едиториал УРСС, 2003. - 304 с.

2. Балашов Л.Е. Этика. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2022. - 382 с.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 223 с.

4. Бутовская М.Л. Антропология пола. - Фрязино : Век2, 2013. - 256 с.

5. Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. - Москва : Издательство МБА, 2010. - 784 с.

6. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. - Москва : Агар, 2000. - 424 с.

7. Гигаури Д.И. Политический миф и ритуал как социокультурные основания символической политики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 6. - 2015. - Вып. 3. - С. 91-98

8. Гринберг Джозеф. Антропологическая лингвистика : Вводный курс. - Москва : Едиториал УРСС, 2004. - 224 с.

9. Колин К.К. Информационная антропология : предмет и задачи нового направления в науке и образовании // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 17-1. - С. 17-32.

10. Кравченко А.И. Социокультурная антропология. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 333 с.

11. Липский Б.И. Философская антропология. Социальная философия. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 169 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Михель Д.В. Медицинская антропология. - Москва : ИНФРА-М, 2021. -338 с.

13. Николаев В.Г. Социальная структура // Социокультурная антропология : История, теория и методология. - Москва : Академический проект, 2012. -С. 849-878.

14. Новикова Н.И. Юридическая антропология // Социокультурная антропология : История, теория и методология. - Москва : Академический проект, 2012. -С. 579-585.

15. Орлова Э.А. Социальная и культурная антропология. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 336 с.

16. Попова О.В. Человек как артефакт биотехнологий. - Москва : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. - 336 с.

17. Правоведение : учебник для бакалавров - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» : Академцентр, 2022. - 496 с.

18. Психология : конспект лекций. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. - 280 с.

19. Пушкарева Г.В. Homo politicus : человек политический. - Москва : АРГАМАК-МЕДИА, 2014. - 336 с.

20. Резник Ю.М. Общая антропология : между философией и наукой // Вестник РУДН. Серия Философия. - 2012. - № 1. - С. 132-143.

21. Резник Ю.М. Общая антропология // Социокультурная антропология : История, теория и методология. - Москва : Академический проект, 2012. - С. 597606.

22. Семенов Ю.И. Общество // Социокультурная антропология : История, теория и методология. - Москва : Академический проект, 2012. - С. 774-777.

23. Философская антропология. Человек многомерный. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 351 с.

24. Хрисанфова Е.Н. Антропология. - Москва : Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. - 400 с.

25. Шрадер Х. Экономическая антропология. - Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 1999. - 192 с.

26. Экономическая и социальная география / М.М. Голубчик, Э.Л. Файбусович, А.М. Носонов, С.В. Макар. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. -400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.