Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 16 (371). История. Вып. 65. С. 9-16.
НАУЧНЫЙ ДИСКУРС Древняя история и традиционная культура
УДК 902(567)
ББК 63.3(0)31
Амир Абед Наджм Абед
ОБРЯДЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ХРАМА В ДРЕВНЕЙ ЮЖНОЙ МЕСОПОТАМИИ
Затрагиваются вопросы обрядово-ритуальной деятельности при строительстве и перестройке храмов в древней южной Месопотамии. Автор на основе археологических и письменных источников оценивает сложность системы ритуалов, обязательных при возведении храма. Религиозные верования отражались во всех сферах жизни населения древней Месопотамии, в том числе и в архитектуре. Возведение храмов было значительным событием, для успеха которого требовались и инженерные навыки, и приемы художественного моделирования, и строгое соблюдение множества религиозных правил. Месопотамские правители, называя себя представителями богов, руководили процессом строительства, закладывая сложную систему ритуалов. Следы этого остались как в материальных источниках (о чем свидетельствуют результаты археологических работ на территории Ирака), так и в письменном наследии - в виде песен и сказаний. Сложность системы ритуалов и обязательность их последовательного выполнения прочно укоренялись в сознании граждан, способствуя укреплению и обожествлению власти правителей.
Ключевые слова: Месопотамия; храм; религия; археология; Ирак; Урук.
Религия - особая форма осознания мира, присущая человечеству с древнейших времен. Каждая из религий имеет собственные ритуалы, отличия в которых обусловлены эмоциональным окрасом создания самого религиозного опыта. Если происхождение религии объяснять оценкой окружающего мира в зависимости от тех или иных погодных условий и явлений, то можно бы было предположить, что религиозная вера - это набор идей, связанных с диапазоном мира погодных святилищ, а ритуалы являются постоянными каналами связи между верующими и богами1.
Немецкий историк-теолог Маркс Молдер писал, что религия - это усилия, чтобы выяснить то, что не дано знать, и слова для того, что трудно выразить своими словами2. Д. Амил говорил, что религия - это скоординированная система представлений о священном, изолирующая материальный мир и практики в окружении различных типов запретов3. Ученые, интересующиеся древними верованиями, находят связь между магией и религией. Из наиболее известных мировых исследователей в этой области нужно упомянуть британских культурологов и антропологов Джеймса
1 Аль-свах Ф. Религия человека. С. 27-54.
2 Oppenheim A. L. Ancient Mesopotamia... P. 15.
3 Омар С. М. Жертвоприношения в религии. С. 325.
Джорджа Фрэзера, Эдварда Бёрнетта Тайлора и Бронислава Каспера Малиновского.
Следы ритуальных культов и действий фиксируются уже в самых древних цивилизациях, включая месопотамскую. Шумеры, переселившиеся с гор Месопотамии на болотистый юг Ирака, отличались от соседей, имевших другие верования, сосредоточенные вокруг сил природы. И вся их жизнь контролировалась божественными силами. Они демонстрировали свою любовь к этим богам, строили храмы - зиккураты, даже ввели символы богов в цветовое оформление многоэтажных башен, каждый уровень из которых символизировал определенного бога. Таким образом, строительство предстает не только как простое физическое усилие, но и как непрерывная работа религиозной мысли и веры, удовлетворяющая этих богов.
Проблемами религии древней Месопотамии занимаются представители разных наук. Здесь можно назвать сирийского ученого, изучающего древние религии, мифологию, библейские сюжеты Ал-Савах Фираса; Ал-Маджиди Хазала, исследующего шумерскую мифологию; иракского историка Наджи Аббаса. Вопросы храмовой архитектуры рассматривались и известным английским археологом С. Ллоудом, немецким археоло-
гом Р. Шмитом. Не обошли вниманием эти проблемы и российские исследователи: В. И. Гуляев, И. М. Дьяконов и другие. Однако практически все работы отличаются тем, что в них описывается содержание клинописных текстов и скульптур, они пишут о ритуалах в целом, не видят глубину идеи. Некоторые археологи, например, Н. Кре-мар, Т. Бакир, Ф. Рашид при раскопках фундаментов храмов находили статуи, читали и переводили надписи на постаментах.
Во многих публикациях подробно описаны взаимоотношения древнего общества и высших сил. Боги учат людей земледелию, обработке камня, металла, а также строительству. Возведение храмов тем более не могло обходиться без указаний богов. Сохранилась статуя Гудеа - царя г. Лягеш (2144-2124 гг. до н. э.), где он представлен в роли архитектора: правитель держит на коленях плиту с четко и геометрически правильно изображенным планом храма. На плите - план возведенного им храма в честь бога Нингирсо, который правитель получил от него самого. Процесс строительства обожествляется, его мы можем наблюдать и на государственной печати. Выражалось это в изготовлении символических реплик орудий из драгоценных материалов. А. Оп-пенхейм в работе «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации»1 уделяет большое внимание исследованию религии государства. В своих работах он показывает изображения и статуи божеств. Роль божественного изображения в культовой жизни святилища была двоякой: оно служило центром обрядов жертвоприношения и фигурировало на всех церемониях, демонстрировавших связь города с покровительствующим ему божеством - как в храме, так и за его пределами. Взаимоотношения идола со святилищем, в котором он восседал на своем пьедестале в целле, повторяли в основном взаимоотношения царя и его двора, а, в конечном счете, царя и города.
Именно недостаточной изученностью проблемы религиозных обрядов при строительстве храмов в Месопотамии обусловлена цель данной публикации - проследить этот путь от начала до конца, от задумки и выбора места до укладки последнего кирпича. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1) выяснить, как возникла идея строительства храмов нового облика, поскольку первые храмы в эпоху Аль-Убейд являлись небольшими четырехугольными зданиями типа «вавилонского дома», а впоследствии они трансформируются в большие монументальные здания; 2) изучить, кто выбирает и
выделяет землю для строительства храма и создает план храмового здания - царь и священники или архитекторы, создававшие эту форму, или же это религиозная санкция собственно бога храма; 3) исследовать, как священнослужители и цари использовали веру своего народа и их любовь к богу для строительства этих храмов; 4) проследить эволюцию архитектурных форм храмовых зданий до аккадской эпохи.
Источниками для изучения месопотамской религии, если употребить термин grosso modo («в общей форме»), служат археологические и письменные памятники. Археологические источники - развалины зданий и других построек, служивших некогда культовым целям (алтари, храмы, храмовые башни), и обожествляемые предметы в самом широком понимании этого слова (от всякого рода культовых изображений до амулетов). Из археологических источников понятно, что строительство храма было религиозным процессом. Что касается той части иконографического материала, которая могла бы пролить больше света на месопотамскую религию (рельефы, печати, глиняные диски), то здесь, в первую очередь, на память приходят повествовательные изображения, иллюстрирующие историю подвигов того или иного божества. Больше сведений мы можем получить из письменных источников. Выделяют три типа клинописных текстов (а также некоторые другие группы текстов и отрывки) - молитвы, мифы и тексты, соединенные с ритуалом. В месопотамской религиозной практике молитвы всегда были связаны с сопутствующим им ритуалом, который тщательно прописывался в конце молитвы, в разделе, адресованном либо самому молящемуся, либо совершающему богослужение жрецу - регламентировались движения и жестикуляция, характер жертвоприношения, его время и место. Мифы часто давали ложную информацию. Тексты, связанные с ритуалом, перечисляли, часто весьма детально, отдельные акты ритуала, молитвы и формулы, которые нужно было произносить (они либо даются полностью, либо приводятся только их начальные слова), необходимые подношения, жертвенные приспособления и т. п.
Мы говорим о храме как о явлении цивилизации и основном месте поклонения в Месопотамии, месте для проведения ритуалов и церемо-ний2. Появление первых «храмов» на поселениях связано с началом процесса сельскохозяйственных работ и относится к V тыс. до н. э. Эти храмы назывались шумерским словом 'Е', по аккадски -Бетти ('Bitu'), что означает место богов, место
1 Oppenheim A. L. Ancient Mesopotamia... P. 48-70.
2 Омар С. М. Жертвоприношения в религии. С. 6.
статуи бога1. Строительство этих храмов было связано с социально-экономическим и культурным развитием проживающего здесь населения. В храмах совершались религиозные обряды с целью защиты людей от природных катаклизмов, капризов погоды и нестабильности, часто испытывающих людей в Месопотамии. Религиозные ритуалы были обращены к богам. Люди хотели договориться с ними путем взаимных уступок и просили о плодородии земли и усмирении природных явлений, осложняющих их жизнь. Шумеры считали, что люди могут проиграть эти природные явления через ритуалы в соответствии со своими представлениями, и что боги, которые создали характер погоды, могут изменить и природные явления в соответствии с желанием человека2.
Исследуя вопрос религиозных построек древней южной Месопотамии, нельзя не заметить, что некоторые храмы представляют собой не одно, а целый комплекс строений. Ярким примером являются храмы города Урука (четвертый слой) и храм И-Энна в городе Нипур. Данное явление связано с особенностями культурного развития цивилизации.
До сих пор спорным является вопрос источника строительного материала для храмов. В записках правителей, в частности Гудеи, есть упоминания о том, что камни были привезены из страны Оман. Дерево, по всей вероятности, доставлялось из Верхней Месопотамии. Отмечается, что этот вопрос правители решали самостоятельно, не прибегая к помощи богов. Самостоятельность царей в архитектурном вопросе впервые проявляется в период третьей династии Ура, когда они начали закладывать в фундаменты храмов и дворцов и свои статуи, а не только статуи божеств. Эти факты свидетельствовали о постепенном снижении влияния богов на светскую жизнь древнего общества.
В ранние периоды не было долгих и сложных ритуалов строительства, как и позже, в эпоху рабовладельчества в южной Месопотамии. Появились основы храмов в городах Эреду и Ур с традицией строительства здания друг на друге и скамьи жертвоприношений. Скамьи также найдены в некоторых храмах3. Несмотря на отсутствие письменных свидетельств о религии, можно установить, что религиозная церемония (ритуал) в шумерскую эпоху преобладает во многих городах4.
1 Аль-Асуад Х. Б. Литература плача... С. 124.
2 Адель Х. Общество древнего Ирака. С. 256.
3 Аль-свах Ф. Первое приключение ума. С. 251.
4 Аль-свах Ф. Религия человека. С. 68-70.
Большинство древних религиозных ритуалов Месопотамии делятся на две части. Первая из них - индивидуальная - осуществляется одним человеком. Это молитва и бесплатная работа людей на земле храма для бога с просьбами получения разных благ - здоровья, детей, работы и т. д. Вторая часть - это коллективные ритуалы по строительству, ремонту, уборке храма, и тоже бесплатные. Например, царь объявляет населению города о проведении каких-либо работ, узнав об этом, собираются и жители окрестных населенных пунктов, поскольку у каждого есть свои просьбы к богам5. В этих работах иногда участвовал и царь вместе с членами своей семьи. Проследив путь строительства храма от начала до конца, можно довольно четко выделить в организации ритуальных действий три этапа. На первом этапе проводятся традиционные ритуальные действия, выработанные многими поколениями; на втором - ритуалы, которые должны осуществляться только в определенное время года; на третьем -религиозные обряды, которые проводились с верой во «владельца здания» - Бога храма.
Большинство исследователей описывают, что указание царю построить храм и план этого храма давались во сне. После этого выбирался соответствующий месяц и день начала строительства6. Чаще всего оно начиналось в третий месяц года (март)7. Процесс строительства храма проходил в несколько этапов. На первом этапе земли под застройку люди расчищали от тростника, пальм, травы, потом это сжигали. Следующий этап - освящение места под фундамент. Для этого сначала на землю выливались жидкие вещества, такие как масло, молоко, алкоголь и вода, которая считалась «небесной», затем сюда выливалась кровь жертвенных животных - коз и овец. Считалось, что дым от сожжения и запах жертвенных животных, поднимаясь к небу, сообщают богам о начале строительства. О жертвоприношениях, по мнению Суаад Мухамад, говорит найденный клинописный текст и слово в нем 'Siz-kor', которой с шумерского означает «жертва». Процессы рас-чищения и освящения земли проводили священники и царь. Слово 'А^Н-АВ' в переводе с шумерского и слово 'isippu' в переводе с аккадского означают «очищение»8. Третий этап - закладка фундамента, в основание которого кладется статуя царя. После этого начиналось строительство здания. Во время отделочных работ на входе
5 Бакир Т. Древний Ирак. С. 407.
6 Ханун Н. Храмы и кладбища. С. 74-75.
7 Бахар А. Зиккураты в Месопотамии. С. 7.
8 Кримар С. Н. Вавилонские легенды. С. 85.
укреплялся символ семи богов - значок глаза - 'Sbeto'1. Например, при раскопках мозаичного храма, датируемого 3500-3000 гг. до н. э. в г. Урук прослеживались все этапы ритуала: огнем была расчищена площадь под здание, а затем построили фундамент высотой 2 м из кирпича с глиной, и на фундамент были положены каменные платы, на которых начали строить храм2.
Эти ритуалы, зародившись в глубокой древности, на некоторых территориях Ирака сохранились до настоящего времени. Например, при строительстве дома люди закладывают в фундамент голову жертвенного животного, чаще всего козы, и до сих пор используют круглую иконку, чтобы отогнать зависть и злых духов от нового здания.
В эпоху расцвета культуры (2600-2500 гг. до н. э.) в строительной традиции появились некоторые изменения. Во-первых, во время укладки краеугольного камня храма стали класть немного меда. Во-вторых, при археологических раскопках храмов в иракских городах были обнаружены статуи в основе фундаментов уже по четырем углам. В-третьих, во время молитвы стали использовать музыкальные инструменты.
Цари Месопотамии часто строили новый храм на месте старого, поскольку земля под ним уже была освященной и сохраняла эту святость3. В качестве примера можно привести записи царя г. Лагаш Гудеа, повествующие в подробностях о практиках и ритуалах начала строительства нового храма или восстановления ветхого или разрушенного. История Гудеа сохранила описание строительства храма бога Нин-гирсу:
Бог говорит на своем месте: бога и божества говоря; Создание моего дома придет поток, Посаженное в просторных полях хватит надолго для вас,
Каналы (реки) будут переполнены вокруг вас, На холмах, которых не поднимается вода, Вода поднимется для вас, Летом выльется много воды для вас, Она будет тянуть много шерсти для вас,
В тот день заполнит его.............,
День, когда вы кладете руку на ... моего дома, Я положу ноги на ... горы, где живет дух севера, И как человек, с огромной силой, Ветер северной горы, где ветер будет дуть к вам, Будет ли работа одного человека больше, чем работа двух человек,
1 Ал-Маджди Х. Шумер. С. 323-324.
2 Кримар С. Н. Вавилонские легенды. С. 50-55.
3 MacKay, D. Cities of ancient Iraq. P. 77.
Ночью свет луны будет светить для вас, Дом будет построен для вас и будет светить высоко в ночи
(перевод автора А. Абеда)4.
Со времени правления Гудеа появились и новые ритуалы, о которых свидетельствуют обнаруженные клинописи при раскопках г. Лагаш во время строительства храма 'Nnch-riso': во время закладки первого кирпича в основание храма произносилась молитва - 'SLG4-NAM-TAR', что в переводе с шумерского языка означает 'семь благословений'. Эту молитву должны были слушать все:
Так же как маленький ребенок слушает мать. Очищенная земля города, Храмы, очищенные огнем, Храм очищенный
На очищенной земле. Во время работы никому не попадало И никого не секли кнутом. Мать никогда не ударит сына, Тело сегодня не будет похоронено в городе, Алькала не будет играть на арфе грустную мелодию.
Женщине сегодня нельзя страдать в городе. Нация стала равной своей госпоже, И рабы стали равными своим хозяевам
(перевод автора А. Абеда)
По-новому стали укладывать и статуи: сначала их начали класть в корзины, а затем уже в корзинах - в фундамент. Окончание строительства жители города должны были праздновать семь дней, чтобы в городе преобладали мир и спокойствие.
Царь Ур-наму (2006-2113 гг. до. н. э.), пришедший после Гудеа, добавил новые ритуалы. Вокруг храма стали возводить стены - Тимус, защищающие религиозную область от других строений, домов, площадей. Это традиция сохранялась до эпохи Набу-Наида (555-539 гг. до н. э.)5. Набу-Наид с особенной любовью рассказывает в своих надписях, как ему являлось во сне то или другое божество и повелевало начать работу в том или ином храме страны, как он, следуя новому ритуалу и обычаю, изменил форму статуй для фундамента. Прежние статуи изготавливались из дерева или керамики и изображали царя, преклоненного на одно колено. Теперь же статую отливали из бронзы и изображали царя стоящим вытянуто, держащим в поднятых руках чашу
4 Абду Ал-салам А. Скульптура Шумерской эпохи. С. 49.
5 Али М. М. Храмы в древней цивилизации... С. 122.
(корзину), где будто бы должна лежать глина для строительства1.
Во времена правления следующего царя Шульги изменения коснулись положения статуй. При раскопках храма Анана-Иштар в г. Нипур в фундаменте была найдена статуя из дерева для царя Шульги, но стоящая как во времена Набу-Наида, но только не в корзине, а в кирпичном коробе. В другой части фундамента этого же храма были обнаружены вместе семь статуй, стоящие в таком же кирпичном коробе2. Некоторые клинописи содержат сведения о том, что царь приходит ночью в храм, чтобы поблагодарить бога за план храма, данный ему во сне, и рассказывал богу свои будущие планы. Ценные строительные материалы (золото, серебро, дерево) привозили из соседних стран. Новым стал и обряд завершения строительства: специальным маслом с запахом (на шумерском 'IGIS', по-аккадски самну, 'Samnu') стали поливать двери, чтобы отогнать злых духов. Первым входил в храм царь, чтобы помолиться и попросить у бога счастья и вечного блага для города. Затем приносили в жертву домашних животных и хлебные дары.
Когда строили новый храм на месте старого или реставрировали старый, то применяли новые ритуалы и обряды. Храм мог быть разрушен в связи с природными явлениями или войной. Старые стены сносили до фундамента. Священник садился на колени перед храмом, начинал играть на арфе и читать песнопение, чтобы успокоить гнев богов:
Вы не должны оставить меня Инки не должны оставить меня Успокойся, вы не должны оставить меня Вы должны вернуться ко мне Грустно и всегда слезы Может это успокоит твое сердце Поймите меня как сердце матери, Поймите меня как добрый отец Поймите меня, что мольба и низкопоклонство для богов
(перевод автора А. Абеда)3.
После этого начинали строить новый храм: закладывали первый камень, ночью разбрасывали вокруг пшеницу, поджигали факелы и играли на барабанах (Shaco -Maco) и приносили жертву для главных богов - Анну в г. Урук и Ин-Лиль в г. Нипур. Перестройка старых храмов производи-
1 Аль-свах Ф. Религия человека. С. 49.
2 Аль-свах Ф. Первое приключение ума. С. 76.
3 Аль-Асуад Х. Б. Литература плача. С. 127.
лась тоже в марте месяца с ночи и до утра или с утра до ночи. Эти обряды должны были показать разницу между старым и новым храмом, как разницу между радостью и горем4.
Анализируя строительство храмов и обряды, сопровождающие его на протяжении длительного времени, мы видим, что каждый раз все изменения происходят с началом правления нового царя. Храмы, построенные в честь одного и того же божества в разных городах, часто имели разную форму, и строительство сопровождали разные обряды. Хотя, по мнению ученых, в древности люди считали, что именно боги указывали царю место строительства и давали план нового храма.
В отличие от этих исследователей, у меня несколько иное мнение по поводу процесса строительства храма: переводы клинописей нужно не просто читать и давать описание, надо проводить глубокий анализ содержания этих текстов, и тогда выводы получаются несколько иные. Действительно, народ древней Месопотамии был уверен, что его жизнь проходит именно благодаря богам, поэтому они считали своим долгом благодарить этих богов. Этой благодарностью могли быть молитва и построенный храм.
Цари решили использовать эту веру народа в богов, чтобы укрепить свое влияние и подчинять народ своей воле. Именно для этого они говорили народу, что бог приходит к ним во сне и дает план и указывает место строительства нового храма. На самом же деле именно сами цари были «архитекторами» храмов. Здесь они объединили политику и религию, вынуждая верующих слушать царей «по велению богов», собирать пожертвования и исполнять обеты.
Месяц март также не случайно был выбран для начала строительства. В этот сезон собирали урожай (пшеницу), и шелуху использовали в качестве примеси к глине как строительный материал. К тому же в этот месяц погода всегда была ясная, солнечная, глина быстро высыхала. В марте у крестьян освобождалось время от сельскохозяйственных забот, и строительные работы велись практически добровольно, т. к. каждый житель хотел отблагодарить богов за собранный урожай.
Иногда новые храмы строились на фундаменте старых (как, например, в г. Урук); но это делалось с той целью, чтобы сократить обряды и время, т. к. не надо было уже расчищать территорию и совершать долгие ритуалы, и приносить жертвы, как при строительстве нового храма. Это все просчитывали и придумывали цари, а поскольку
4 Ал-Маджди Х. Шумер. С. 100-103.
при восстановлении разрушенных храмов людьми двигало покаяние перед богами и вина за разрушение святилища, они работали бесплатно. Этим тоже можно объяснить, что люди с нетерпением ждали марта, чтобы построить новое святилище, просить богов прийти в него и искупить все грехи.
Таким образом, можно сделать некоторые выводы.
1. Идея развития храмов всегда возникала в сознании и культуре народов и их правителей, и эта идея принадлежала самому человеку, который впоследствии становился предводителем (царем) этого народа. Изначально, по нашему мнению, боги не принимали участия в создании идеи (плана, оформления, ритуалов) храма. Первые храмы Древней Южной Месопотамии служили местом для поклонения и ничем не отличались от домов Древнего Вавилона. Например, храмы в период Аль-Убейд представляли собой четыре стены, площадь вокруг них и простые помещения. Однако с течением времени архитектура и технология строительства храмов начала изменяться, поскольку роль правителей начала усиливаться. Для того чтобы показать свое могущество, они начинают усложнять архитектуру храмов, делая их более величественными. Они начали импортировать строительные материалы, такие как древесина и некоторые виды камня, из других земель за пределами Междуречья, которые они стали использовать в изготовлении статуй, обелисков и мебели для религиозно-обрядовой практики. В этом был политический смысл: цари для усиления своего могущества эти изменения преподносили народу от имени богов, а на самом деле это не было божественным велением. Все изменения вносились намеренно царями. Это можно проследить на примере храмов IV слоя г. Урук и храмов г. Нипур и г. Ур.
2. Этот же политический смысл прослеживается и в выборе места строительства и планировке храмов. Их правители выбирали совместно с архитекторами и жрецами храмов. Наглядным примером является храм И-Энна в г. Нипур. Сначала, во время царствования Ур-Намму (2112-2004 гг. до н. э.), это был обычный небольшой храм, затем он был отреставрирован его сыном царем Шульги (2047-2094 гг. до н. э.). Важнейшие перестройки храма были осуществлены во времена Древневавилонского царства (1894-1595 гг. до н. э.) и Кас-ситского периодов (657-1157 гг. до н. э.), после чего его площадь стала составлять 190х330 м, а стены были утолщены до 10-13 футов. Он приобрел величественный и могущественный вид.
3. С усилением положения царей и жрецов также происходила и эволюция ритуалов. Это можно проследить по обелискам и скульптурам. Первоначально при строительстве небольших храмов делали обычные фундаменты. В процессе строительства в основание храма или царского дворца стали устанавливать статуи богов («статуи фундамента»). Этот ритуал был объявлен как повеление богов и был соединен с уже существовавшими религиозными обрядами в строительстве храмов и дворцов.
Новыми ритуалами стало и вхождение в храм. По окончании строительства царь был первым человеком, входящим в храм. Родственники царя могли стать верховными служителями храмов. Например, дочь царя Нирама-Сина Ан-мин-ана служила верховной жрицей храма Син в г. Ур, а другая дочь Тута - Набшом - служила жрицей одного из храмов г. Нипура.
4. Цари использовали веру народа в богов для того, чтобы задействовать их как бесплатную рабочую силу в строительстве храмов, где они культивировали идеи тесной связи царей с богами, что обеспечивало им покорность народов и возможность продолжать свое правление в течение долгого времени. В то же время некоторые цари не стали выполнять все ритуалы при строительстве храма. Например, царь Шульги не стал располагать свою статую в основании большого храма в Уре. Нарушил ли он этим закон Бога? Он хорошо понимал, что это все делают сами цари, а не боги им указывают. Своей опорой он сделал воинов, с их помощью он решал многие вопросы. И у власти он находился 48 лет (2096-2046 гг. до н. э.).
В шумерскую эпоху храмов строили значительно больше, в аккадское время больше внимания уделяется гражданской архитектуре, которая была уже далека «от снов царей».
В заключение еще раз отметим, что религия отражалась на всей жизни людей древней Месопотамии и архитектуре в том числе, она была двигателем искусства, науки и всех сфер общества. Боги были абсолютно реальны для людей, их не воспринимали как что-то сверхъестественное.
Список литературы
1. Абду Ал-салам, А. Скульптура Шумерской эпохи (на араб. языке) / А. Абду Ал-салам. - Мо-сул, 2005.- 49 с.
2. Адель, Х. Общество древнего Ирака (на араб. языке) / Х. Адель. - Багдад: Техно-принт, 2006. - 256 с.
3. Али, М. М. Храмы в древней цивилизации Месопотамии (на араб. языке) / М. М. Али. - Багдад: Техно-принт, 1975. - 215 с.
4. Аль-Асуад, Х. Б. Литература плача в древней Месопотамии (на араб. языке) / Х. Б. Аль-Асуад. - Мосул: Техно-принт, 2002. - 130 с.
5. Ал-Маджди, Х. Шумер (на араб. языке) / Х. Ал-Маджди. - Оман, 1998. - 324 с.
6. Аль-свах, Ф. Первое приключение ума -Сирия (на араб. языке) / Ф. Аль-свах. - Дамаск: Техно-принт, 1996. - 76 с.
7. Аль-свах, Ф. Религия человека (на араб. языке) / Ф. Аль-свах. - Дамаск: Техно-принт, 2002. - 84 с.
8. Бакир, Т. Древний Ирак (на араб. языке) / Т. Бакир. - Лондон, 2009. - 406 с.
9. Бахар, А. Зиккураты в Месопотамии (на араб. языке) / А. Бахар. - Багдад: Техно-принт, 1999. - 170 с.
10. Кримар, С. Н. Вавилонские легенды (на араб. языке) / С. Н. Кримар. - Багдад: Техно-принт, 1981. - 230 с.
11. Омар, С. М. Жертвоприношения в религии (на араб. языке) / С. М. Омар. - Багдад: Техно-принт, 2005. - 420 с.
12. Ханун, Н. Храмы и кладбища в Месопотамии (на араб. языке) / Н. Ханун. - Дамаск: Техно-принт, 2006. - 216 с.
13. MacKay, D. Cities of ancient Iraq / D. MacKay. - Baghdad: Techno print, 1952. - 325 p.
14. Oppenheim, A. L. Ancient Mesopotamia: portrait of a dead civilization / A. L. Oppenheim. -Baghdad: Techno-print, 1980. - 480 p.
Сведения об авторе
Амир Абед Наджм Абед - аспирант кафедры археологии и истории первобытного общества Удмуртского государственного университета. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 16 (371). History. Issue 65. P. 9-16.
CEREMONIES DURING THE CONSTRUCTIONS OF ANCIENT TEMPLES IN SOUTHERN MESOPOTAMIA
Abed Amir Najm Abed
a post-graduate student in Udmurt State University. [email protected]
The article deals with the issues of ritual activity in the construction and restructuring of the ancient temples in Southern Mesopotamia. The author, applying archaeological and written sources, estimates the complexity of the system of rituals that were used in the construction of the temples. Religious beliefs were reflected in all spheres of life of ancient Mesopotamia's population, including architecture. The construction of temples was a multi-valued event, the success of which took both engineering skills, and techniques of artistic modeling, and strict adherence to the set of religious rules. Mesopotamian rulers, calling themselves the representatives of the gods, led the construction process, laying a complex system of rituals. Their traces remain in the material sources (as is seen by the results of archaeological works in Iraq), and in the written heritage - in songs and stories. Complexity of the system of rituals and necessity of their consistent implementation were firmly rooted in the minds of citizens, helping to strengthen the rulers' power and deification.
Keywords: Mesopotamia; temple; religion; archeology; Iraq; Uruk.
References
1. Abdu Al-salam A. Skul'ptura Shumerskoj jepohi [Sculpture of the Sumerian era]. Mosul, 2005. 49 p. (In Arabic).
2. Adel' H. Obshhestvo drevnegoIraka [Society of ancient Iraq]. Bagdad, Tehno-print Publ., 2006. 256 p. (In Arabic).
3. Ali M.M. Hramy v drevnej civilizacii Mesopotamii [The temples of the ancient civilization of Mesopotamia]. Bagdad, Tehno-print Publ., 1975. 215 p. (In Arabic).
4. Al'-Asuad H.B. Literaturaplachav drevnej Mesopotamii [Literature ofthe tears in ancient Mesopotamia]. Mosul, Tehno-print Publ., 2002. 130 p. (In Arabic).
5. Al-Madzhdi H. Shumer [Schumer]. Oman, 1998. 324 p. (In Arabic).
6. Al'-svah F. Pervoe prikljuchenie uma - Sirija [The first adventure of the mind - Syria]. Damask, Tehno-print Publ., 1996. 76 p. (in Arabic).
7. Al'-svah F. Religija cheloveka [Religion of humanity]. Damask, Tehno-print Publ., 2002. 84 p. (In Arabic).
8. Bakir T. DrevnijIrak [Ancient Iraq]. London, 2009. 406 p. (In Arabic).
9. Bahar A. Zikkuraty v Mesopotamii [Ziggurats of Mesopotamia]. Bagdad, Tehno-print Publ., 1999. 170 p. (In Arabic).
10. Krimar S. N. Vavilonskie legendy [Babylonian legends]. Bagdad, Tehno-print Publ., 1981. 230 p. (In Arabic).
11. Omar S. M. Zhertvoprinoshenija v religii [The sacrifice in religion]. Bagdad, Tehno-print Publ., 2005. 420 p. (In Arabic).
12. Hanun N. Hramy i kladbishha v Mesopotamii [Churches and cemeteries in Mesopotamia]. Damask, Tehno-print Publ., 2006. 216 p. (In Arabic).
13. MacKay D. Cities of ancient Iraq. Baghdad, Techno print Publ., 1952. 325 p.
14. Oppenheim A. L. Ancient Mesopotamia: portrait of a dead civilization. Baghdad, Techno-print Publ., 1980.480 p.