Научная статья на тему 'Обрядовая песня в праздновании Коляды'

Обрядовая песня в праздновании Коляды Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7004
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ / КОЛЯДНАЯ ПЕСНЯ / ХРИСТИАНСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шинтяпина И.В.

В статье рассматриваются вопросы анализа и оценки роли народной обрядовой песни в праздновании Коляды, этапы формирования ее стилистики и перерождения из языческой в христианскую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обрядовая песня в праздновании Коляды»

УДК: 78.067.26

Шинтяпина И. В.

К. п. н., доцент,

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ» им. В.И. Вернадского в г. Ялте

ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ В ПРАЗДНОВАНИИ КОЛЯДЫ

В статье рассматриваются вопросы анализа и оценки роли народной обрядовой песни в праздновании Коляды, этапы формирования ее стилистики и перерождения из языческой в христианскую.

Ключевые слова: обрядовая песня, колядная песня, христианство.

Постановка проблемы. Сегодня высказываются разные предположения о происхождении и значении праздника Коляды. Многие исследователи (Аничков Е., Бычков А., Демин В.) придерживаются версии о том, что Коляда — Бог веселых застолий, что это имя имеет происхождение от термина «коло» (круг), что праздник колядования проходит благодаря ему и, возможно, имеет мистическое значение. Но большинство фольклористов, историков, антропологов (Казаков В. Кайсаров А., Глинка Г., Рыбаков Б., Петрухин В., Топоров В.) убеждают нас в понимании Коляды, как великого учителя жизни, призванного «спасти человечество от духовного вырождения». По их мнению, именно он поведал славянам о Великом Коло Сварога, о дне и ночи, а также основал первый календарь.

Но те и другие единодушны в определении главенствующей роли в древнем празднике музыкально-певческого начала, а именно колядок — обрядовых песен, являющихся частью так называемого календарного цикла — наиболее древней и устойчивой части славянского фольклора.

Целью настоящей статьи является анализ и оценка роли народной обрядовой песни в праздновании Коляды, этапы формирования ее стилистического своеобразия и перерождения из языческой в христианскую.

Изложение основного материала.

В момент зарождения традиций колядования этот процесс тесно связан с языческими корнями славянских народов. Колядные песни исполнялись в день зимнего солнцестояния в праздник Коляды, когда солнце поворачивалось от Зимы к Лету. Но, вскоре, традиция начала утрачивать языческие корни. Именно на рубеже, когда постепенно воспоминания о языческом празднике Коледы стали угасать в народе, исполняющиеся в честь праздника песнопения стали заменяться новыми, слагающимися в духе христианских норм и традиций. Так стали зарождаться рождественские духовные колядки. А у их исполнителей — колядников появилось новое имя — христославы.

Все колядные песнопения исследователи условно разделяют на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Первые, песни о которых идет речь, непосредственно посвящены моменту Рождения Христа, встрече с Волхвами, восхвалению Богородицы, вторые, чаще всего, исторически более древние, их тематика — языческий культ плодородия, семьи, рода. Главное содержание таких песнопений — пожелания богатого урожая, плодовитости скотины, благополучия в доме и семье хозяев. Более древние языческие колядки своей текстовой основой отражали зависимость человека от природных стихий и были обращением к ним, божествам, отвечающим за солнцеворот, дождь, ведь весь крестьянский уклад напрямую зависел от урожая.

Сам термин «Коляда» — это имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах. Он мог отличаться в разных регионах: Таусень, Авсень, Виноградень. В традиционных припевах русских колядок, чаще всего повторяющих одно из распространненых имен, любую колядную песню возможно классифицировать по

региональному признаку: Коляда — характерна для Курской области, Виноградие — для Архангельской области и Русского Севера, Таусень — для Рязани. Во всех регионах сохранялось правило исполнять колядки только в пределах «новогоднего» обряда [1].

На территории современной Украины колядку называли старинной обрядовой рождественской песней, в Белоруссии — древнерождественской песней; мнение о том что коляда именно обрядовая песня, подтверждается в фольклоре разных славянских народов: чехов, словаков, поляков, сербов. Болгары считают Коледу (коляду) «песней и даром».

Разновидностью колядок на территории Украины является щедровка с 8-сложной структурой стиха, с припевом или без него, чаще всего исполняемая группой девушек или детским ансамблем. Щедровки имеют характерный звукоряд меньшего объема, по сравнению с колядками.

Щедрщ щедр1к, щедр1вочка, Прилетша ласт1вочка.

Стала соб1 щебетати, Господаря викликати.

Существовали закрепившиеся традиции в праздновании Коляды, так, например, колядников одаривали подарками, сладостями, именно поэтому у многих славянских народов колядка ассоциировалась с подношением даров. Само определение «коляда», в понимании чего-то подаренного, восприняли от славян в Венгрии, Литве и Латвии. Это подтверждает тот факт, что у народов, принявших христианство из греческих источников, слово колядка означало старинную рождественскую торжественную песню, посвященную новорожденному Иисусу Христу [2].

Сегодня большинство текстов рождественских колядных песнопений разделяют на два типа. К первому относят рождественские колядки, прославляющие празднование Рождества со всеми его действующими лицами. Ко второму относятся рождественские колядки, которые содержат в себе поздравления с праздником и желанием получить у хозяев подарков и угощений [3].

Коляда, коляда, Накануне Рождества!

Тетенька добренька, Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай, Поскорее подавай.

Дохристианские колядные песни — это простые мелодические последовательности. Их ладовое строение, метроритмические и мелодико-гармонические особенности характеризуются в своем большинстве бесполутоновым звукорядом в основном диапазоне квинты либо кварты, иногда объемом до сексты. Такие обрядовые песни, исполняются в основном одноголосно и отличаются ритмическим многообразием. Как отмечает Ф. А. Рубцов [4], «связь обрядовых песен с языческим ритуалом придавала им функцию магическую, заклинательную (вызывание дождя, плодородия). Поэтому обрядовые песни часто носят характер закличек, построенных на основе простых и кратких, но ярких выразительных мелодико-ритмических формулах типа заклинательных возгласов, нередко повторяющих призывные попевки. Каждый обряд обладал своими песнями с характерными напевами-формулами»

Обычай колядовать в канун Рождества появился после Крещения Руси в период переосмысления христианской культурой языческих обычаев и традиций.

Основное содержание рождественских колядок — это рассказ о событиях, связанных в Рождением Младенца Христа: поклонение Волхвов, появление Ангела, ликование пастухов. Эти песнопения — светлые, добрые, торжественные мелодические композиции. В трогательных и немного нивных стихах и мелодиях колядок как будто возрождается история Рождества Спасителя: тихая ночь над Палестиной, вертеп, в окружёнии домашних животных, волхвы, несущие дары Царю Царей, Ирод, жестоко преследующий невинного Младенца.

Нынче Ангел нам спустился и пропел:

«Христос родился!».

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить.

Колядки разных народов имеют общие, типологические черты: они имеют общее строение (запев-припев), характерные призывные интонации, несложные по структуре мелодии.

В отличие от обрядовых песен, рождественские колядки в большинстве многоголосны и предназначены для исполнения ансамблем колядующих. Для них является характерным большее жанровое разнообразие: колыбельные («Спи Иисусе»), романсы («Тихая ночь»), лирические песни («Ой не спить»), гимны («Бог предвiчний»).

Проведенный анализ музыкального и гармонического строя христославных славянских колядок дает возможность утверждать, что большинство из них происходит с территорий нынешней Украины. До наших дней в южных регионах России христианские колядки можно встретить чаще, чем языческие, также как и традиция колядовать на Рождество на этих территориях сохранилась лучше. Мелодический язык древних языческих колядок, как правило, очень прост, этим объясняется возможность их быстрого запоминания и исполнения: музыкальный язык их не слишком отличается от других народных куплетов-попевок и прибауток. Христославные колядки немного сложнее в музыкальном плане. Им характерна более сложная метрическая и ритмическая организация, темповое разнообразие и широкий диапазон мелодии.

На территории России и Украины с давних времен накануне Рождества колядовали все: и взрослые, и дети, — но чаще всего колядовали разными группами: отдельно бабы с мужиками, отдельно подростки и дети, хотя встречались и смешанные группы. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем удачнее будет год, благополучнее жизнь. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после богослужения, и продолжали исполнять традиционные песни до самого Крещения. Хозяева заранее готовили угощения в благодарность колядовщикам, те в свою очередь все полученное за день вскладчину, съедали вместе.

В отличие от языческого переодевания в звериные личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с Вифлеемской звездой, что в традиции олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Среди традиционных христославных колядок есть и такие, которые не содержат рождественских сюжетов, а только являют собой пожелания благополучия и богатства хозяевам. Часто в колядных песнопениях встречаются и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переработанные на христианский лад. От языческого прошлого таких колядок оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества» [4].

Еще одним замечательным явлением в традиции исполнения колядок является вертеп — театрализованное действо, передающее рождественскую евангельскую историю средствами кукольного театра. В оригинале вертеп — это передвижной кукольный театр, трехъярусный ящик с ширмой. Путешествующие артисты показывали представление, во время которого неоднократно исполняли колядки, каждая из которых обозначала появление того или иного персонажа, и только при появлении ангела — исполнялся рождественский тропарь.

К сожалению, традиция пения колядок в России почти исчезла. На территории Белоруссии, Украины, особенно в Карпатах, сегодня на Рождество колядуют практически все. В большинстве российских деревень обычай колядовать, к сожалению, почти ушел в прошлое, в городах эта традиция возрождается только в театрализованной форме. Конечно, исполнение христославных колядок — это не просто фольклорная традиция, они выражают живую веру во Христа, и она должна быть очень крепкой, чтобы проявляться во всех сферах жизни.

Выводы. Таким образом, можно констатировать, что колядка на протяжении нескольких тысячелетий прошла сложный путь становления, а затем преобразования и перерождения. Сосредоточив в себе историю и традиции славянских народов, колядка принесла в современный мир древнее очарование и магическое совершенство. Возрождение и изучение культурных традиций — одна из задач исследователей и исполнителей народного фольклора.

Литература

1. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

2. Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.

3. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов, 1993.

4. Рубцов Ф. Л. Основы ладового строения русских народных песен // Статьи по музыкальному фольклору. Л.; М., 1973. С. 27-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.