вершением формирования инфраструктурного уровня, необходимого для полноценного функционирования еП, и началом построения нового уровня, направленного на взаимодействие с гражданами, в основе которых лежат механизмы обратной связи. После уровня становления необходимых системных элементов, без которых невозможно организовать работу еП, можно наблюдать процесс формирования последующего уровня, ориентированного на принципы открытости данных (Open data) и выстраивания элементов электронной демократии. Именно в этих двух направлениях идет работа на совремнном этапе формирования еП в нашей стране. Сейчас развитие инфраструктуры оказания государственных услуг и СМЭВ оформились и не будут претерпевать кардинальных изменений; возможна только корректировка с учетом механизмов государственного мониторинга для выявлений интересов граждан и качества оказываемых услуг.
Библиографический список
1. Выступление Ермолаева А. на встрече премьер-министра Д. Медведева с экспертами по вопросам открытых данных (стенограмма). Департамент информационных технологий г. Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dit.mos.ru/presscenter/massmedia-aboutdep/detail/648019.html
2. Илья Массух потратит на информационную демократию 150 млн рублей // Известия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/537778
3. Открытое правительство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://большоеправи-тельство.рф/
4. Комитета гражданских инициатив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://komitet-gi.ru/
5. Электронное правительство России: возможности и преимущества / Под ред. В.Г. Журавлева. - М.: ИПКгосслужбы, 2011. - С. 33-40.
Л.А. Бобровская
ОБРЕТЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Ключевые слова: личность, психологическое благополучие, состоятельность, творческая активность, трансактный анализ.
В нашем понимании, творческая активность - это особый путь реализации деятельности, в котором творчество есть процесс усмотрения и реализации новых возможностей собственной активности, сопровождающийся чувством вдохновения и завершающийся созданием субъективно нового продукта. В данной работе творческая активность рассматривается как сочетание адаптивной и неадаптивной активности. Под адаптивной активностью понимается направленность субъекта на рациональное приспособление к окружающей среде, под неадаптивной - проявление способности и желания субъекта превысить требования ситуации и действовать не только для адаптации [5]. Творческая жизнь является свободной от влияния рамок, налагаемых обществом и рассудком [8]. Для творческой мотивации характерна непрагматичность: «Настоящая познавательная
© Бобровская Л.А., 2013
потребность - бескорыстная, ради интереса как такового» [4, с. 45]. Следовательно, определение себя как успешного в творческой активности также дается субъектом преимущественно на основании собственных представлений. К одним из таких представлений можно отнести понятие самоэффективности, выделенное А. Бандурой, - осознание человеком собственной эффективности в какой-либо деятельности или ситуации, уверенность в успешном результате собственных действий [1].
Мы предполагаем, что человек прибегает к творческой активности благодаря стремлению к обретению личностной состоятельности. Таким образом, личность как идеальный субъект в движении человеческой жизни не изначален по отношению к деятельности, общению, самосознанию, не предшествует их эмпирическим субъектам, а как бы вырастает из них [6]. Состоятельность личности представляется В.А. Петровским как готовность к самоосуществлению в деятельности, вовлеченность в процесс воплощения устремлений - реализуемость устремлений на основе имеющихся внешних и внутренних ресурсов [5].
В.А. Петровский представляет личностную состоятельность как сочетание намерения субъекта воплотить свои устремления в деятельности, представления субъектом успешной или неуспешной реализации устремлений, а также субъективное желание совершить действие, интерес к нему. Различная выраженность этих характеристик и образует меру состоятельности личности в деятельности.
Состоятельность личности - это нечто большее, чем отсутствие проблем и патологических симптомов [4]. Нас интересует также самостоятельная оценка субъектом своего состояния, что привело нас к рассмотрению понятия психологического благополучия личности - субъективного ощущения удовлетворенности собой и собственной жизнью [7; 9]. Состоятельность личности выступает как качество, приобретаемое субъектом в процессе творческой активности, и как характеристика, необходимая для ее осуществления.
Под источником развития и проявления творческой активности мы понимаем особенности детских взаимоотношений человека с родителями или значимым взрослым. Здесь мы опираемся на теоретические основы трансактного анализа и рассматриваем понятие ранних негативных решений [2; 3]. Ранние негативные решения - это бессознательные выводы и суждения, которые делаются ребенком для того, чтобы приспособиться к невыносимой ситуации, созданной семейной обстановкой. Подобные ранние решения блокируют проявления творческой активности личности.
Взаимосвязанная с состоятельностью личности творческая активность выступает одновременно как цель и как средство преодоления влияющих на нее ранних негативных решений. В своем исследовании мы рассматриваем этот процесс на примерах двух видов творческой деятельности, которые мы разделили по принципу самостоятельности выбора этой деятельности испытуемыми - творческая деятельность, заданная субъекту извне (написание дипломной работы), и свободно-избранная деятельность (любая интересная и важная для испытуемого активность). Мы предположили, что существует взаимосвязь между характеристиками вовлеченности человека в процесс осуществления свободно избранной и заданной творческой деятельности: психологическим благополучием личности, параметрами состоятельности личности, самоэффективностью и ранними решениями; предположительно существующая взаимосвязь между этими характеристиками определяет меру состоятельности личности в данных видах активности.
В эмпирическом исследовании, проведенном для проверки нашего предположения, приняли участие 30 испытуемых - студентов вузов. Всего было опрошено 17 мужчин и 13 женщин. Возраст испытуемых - от 23 до 28 лет. Выборка была сформирована на основании ориентации на рассмотрение творческой активности и состоятельности личности в двух видах деятельности - заданной извне (дипломная работа) и свободно-избранной.
Испытуемым предлагались следующие методики (перечислены в порядке предъявления их испытуемым).
1) Тест психологической состоятельности личности В.А. Петровского.
Помимо основного показателя состоятельности личности, раскрытого выше, с помощью этой методики исследуются дополнительные характеристики состоятельности -надситуативная интенция и ожидаемое благополучие [5]. Надситуативная интенция - это субъективная вера в удачу, то есть преобладание «хочу» над «могу», показатель избыточности сил по отношению к уровню вовлеченности в действие. Ожидаемое благополучие - это сознательное ожидание возможности, ресурса от ситуации, реализация устремлений на основе внешних ресурсов, предоставляемых ситуацией. Методика предъявлялась испытуемым дважды с разной инструкцией: первый раз испытуемые отвечали на вопросы относительно деятельности по написанию дипломной работы, второй раз - относительно свободно избранной деятельности.
2) Шкала психологического благополучия К. Рифф.
Испытуемый оценивает степень своего согласия с 18 утверждениями по пятибалльной шкале. Утверждения соответствуют шести измерениям психологического благополучия: позитивное отношение к себе и своему прошлому; наличие целей и занятий, придающих жизни смысл; способность выполнять требования повседневной жизни; чувство непрекращающегося развития и самореализации; отношения с другими, пронизанные заботой и доверием; способность следовать собственным убеждениям.
3) Тест общей самоэффективности А. Бандуры (модификация Л.А. Бобровской).
Модификация методики направлена на исследование творческой активности по
двум шкалам - самоэффективности в предметной деятельности и самоэффективности в общении. Утверждения изначального варианта методики были несколько изменены. Например, утверждение «Когда я что-либо планирую, я всегда уверен(а), что могу выполнить данную работу», было заменено на «Когда я планирую сделать что-то необычное или творческое, я всегда уверен(а), что могу выполнить данную работу».
4) Опросник ранних негативных решений С.В. Максимовой и В.А. Петровского.
Участникам исследования предлагалось ответить, приходят ли им в голову сейчас
или приходили в детстве мысли-утверждения, представленные в опроснике. Утверждения представляют 13 шкал, соответствующих типам ранних негативных решений, например, таких как «не делай», «не чувствуй», «не твори» и др.
Обработка полученных данных проводилась с помощью статистического пакета SPSS - корреляционного анализа (коэффициент корреляции Spearman's rho).
Описание результатов исследования начнем с рассмотрения взаимосвязи между творческой активностью и ранними бессознательными решениями личности. Были выявлены следующие взаимосвязи: самоэффективность в предметной деятельности отрицательно коррелирует с ранним негативным решениям «не делай», а самоэффективность в общении - с ранним решением «не живи». На основании этих данных мы делаем вывод о наличии взаимосвязи между творческой активностью личности и ранними бессознательными решениями.
При исследовании непосредственных отношений между состоятельностью личности и наличием ранних негативных решений нами не было обнаружено значимой корреляции между наличием ранних бессознательных решений и состоятельностью личности при выполнении заданной творческой деятельности. При этом присутствует отрицательная корреляция между состоятельностью личности при выполнении свободно избранной деятельности и ранними решениями «не живи», «не чувствуй», «не твори». Дополнительная характеристика состоятельности - ожидаемое благополучие - положительно
коррелирует с ранним решением «не будь значим» при выполнении свободно избранной деятельности. Положительная корреляция в данном случае указывает на то, что для испытуемых с преобладанием раннего решения «не будь значим» при выполнении самостоятельно избранной творческой деятельности главную роль играет не личная значимость предпринимаемых усилий и амбиций субъекта, а доступность результата.
Таким образом, состоятельность личности в свободно избранной деятельности отрицательно взаимосвязана с ранними негативными решениями, тогда как при выполнении деятельности, заданной извне, такой взаимосвязи не обнаружено. При этом ранние негативные решения могут отвечать за то, что субъект менее состоятелен, менее уверен в своем успехе на основании внутренних ресурсов и больше видит источник успеха во внешних, не зависящих от него лично обстоятельствах (корреляция с ожидаемым благополучием).
Рассмотрим теперь отношения состоятельности личности и психологического благополучия личности как одного из важных показателей состоятельности. Нами была выявлена положительная корреляция основного и дополнительных показателей состоятельности личности и психологического благополучия личности. Взаимосвязь обнаружена как в свободно избранной, так и в заданной деятельности по таким шкалам психологического благополучия, как наличие целей и занятий, придающих жизни смысл, чувство непрекращающегося развития и самореализации, способность следовать собственным убеждениям. Мы можем судить о наличии взаимосвязей между состоятельностью личности и психологическим благополучием личности как важной составляющей состоятельности.
По результатам исследования взаимосвязи творческой активности и психологического благополучия личности как одной из составляющих состоятельности личности мы можем сказать о наличии положительной корреляции между творческой активностью как самоэффективностью в предметной деятельности и показателями психологического благополучия личности. Корреляция присутствует по таким шкалам как позитивное отношение к себе и своему прошлому, способность выполнять требования повседневной жизни, чувство непрекращающегося развития и самореализации, отношения с другими, пронизанные заботой и доверием. Обнаруживается также положительная корреляция творческой активности как самоэффективности в общении и таких показателей психологического благополучия личности, как отношения с другими, пронизанные заботой и доверием, чувство непрекращающегося развития и самореализации.
Проведенное нами исследование дает возможность впервые связать воедино понятия «состоятельность личности», «психологическое благополучие личности», «творческая активность», «ранние негативные решения». Полученные результаты относительно описываемых этими понятиями процессов и явлений, обнаруживаемых в свободно избранной и заданной извне деятельности, открывают перспективу для их дальнейшего изучения.
Библиографический список
1. Бандура А. Теория социального назначения / А. Бандура. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.
2. Берн Э. Транзактный анализ и психотерапия / Э. Берн. - СПб., 1994. - 275 с.
3. Гулдинг М. Психотерапия нового решения: Теория и практика / М. Гулдинг, Р. Гулдинг. -М.: Класс, 1997. - 288 с.
4. Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? / С.В. Максимова. - М.: Академический проект, 2006. - 224 с.
5. Петровский В.А. Человек над ситуацией / В.А. Петровский. - М.: Смысл, 2010. - 560 с.
6. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. -Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 272 с.
7. Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально культурную специфику? // Психология. - Т. 2. - 2005. - № 4. - С. 132-139.
8. Maddi S. Creativity Is Sternous // The University of Chicago Magazine. - 1973. - Vol. 66. -№ 2. - P. 18-23.
9. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. - Vol. 69/ - № 4. - P. 719-727.
А.Д. Дугблей
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СТРУКТУРЫ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ ФУТБОЛИСТОВ ВЫСШЕГО УРОВНЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ АМПЛУА
Ключевые слова: структура игровой деятельности, тактическая роль в команде, игровые действия, различия структуры игровых действий, индивидуальный стиль игры.
Приоритетным направлением научных исследований является информация относительно индивидуальных различий в действиях игроков в матчах и на тренировках. Эти различия связаны как с классом спортсменов и их амплуа, так и с конкретными тактическими задачами. Таким образом, все больше ведущих клубов интегрируют дифференцированные тактические и физические требования соревновательной практики в свой подготовительный процесс.
Изучая соревновательную деятельность, мы говорим об основных понятиях, которые определяют футбол как систему. С момента первого анализа соревновательной функции в 1960 году было проведено множество исследований времени-движения в игре как зарубежными специалистами [7; 8; 10], так и отечественными [2; 4; 5; 6]. В одном из исследований компьютерного анализа времени-движения выявлено, что международные игроки выполняли на 28 % больше бега высокой интенсивности (2,43 км против 1,90 км) и на 58 % больше спринта (650 м против 410 м), чем квалифицированные игроки низшего уровня. Следует подчеркнуть, что записи работы высокой интенсивности не включали в себя количество энергозатратных действий, таких как борьба и прыжки. Количество борьбы и прыжков зависит от индивидуального стиля игры футболиста и его позиции в команде. На самом высоком уровне было отмечено от 3 до 27 эпизодов борьбы и от 1 до 36 прыжков [8].
С помощью исследований с высоким временным разрешением [7] обнаружено, что скорость бега в играх достигает максимального значения около 32 км/час, а спринт на протяжении более чем 30 метров потребовал значительно больше восстановления, чем средней спринт (10-15 м) во время игры.
В своей работе Валитов Р.Х. показал, что наивысшие показатели субмаксимальной работы характерны для полузащитников (7412±589 м), в то время как у нападающих этот показатель составляет (5259±623 м). Однако нападающие совершают в течение игры больший объем максимальной работы (от 6,0 м/с и выше) в сравнении с защитниками и полузащитниками [2]. Кроме того, было выявлено, что нападающие выполняют более
© Дугблей А.Д., 2013