Научная статья на тему 'ОБРАЗЫ ВОЙНЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ «ПОЭZИЯ РУССКОГО ЛЕТА»'

ОБРАЗЫ ВОЙНЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ «ПОЭZИЯ РУССКОГО ЛЕТА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная русская поэзия / «поэзия русского лета» / образы войны в русской поэзии / «новая фронтовая поэзия» / modern Russian poetry / poetry of the Russian summer / images of war in Russian poetry / «new front-line poetry»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Потапчук Елена Юрьевна, Потапчук Владимир Владимирович

Статья посвящена анализу особенностей так называемой «новой русской фронтовой поэзии» – произведений, связанных общей темой – событиями последних лет на Донбассе. Авторы публикации исследуют содержание, основные способы и приемы создания образов войны в лирике поэтов-донбассцев: аллюзии, метафоры, аналогии, параллелизм, контраст и т. п. на материале сборника «ПоэZия русского лета» (2023). В произведениях «поэзии русского лета», при всем ее разнообразии, обнаруживается основной мотив происходящего: противостояние двух систем ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGES OF WAR IN THE POETIC COLLECTION POETRY OF THE RUSSIAN SUMMER

The article is devoted to the analysis of the features of the so-called «new Russian front-line poetry» – works united by a common theme – the events of recent years, related to the hostilities in the Donbass region of Ukraine. The authors of the paper study, using the linguistic material from the collection Poetry of the Russian Summer (2023), the major themes, as well as main means and techniques of creating images of war in the lyrics of Donbass poets: allusions, metaphors, analogies, parallelisms, contrast, etc. In the works of the «poetry of the Russian summer», despite its diversity, the main motive of the lyrical narrative can be revealed, namely, the confrontation of two value paradigms and belief systems.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗЫ ВОЙНЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ «ПОЭZИЯ РУССКОГО ЛЕТА»»

УДК 821.161.1

Потапчук Елена Юрьевна,

кандидат культурологии, доцент высшей школы социальных и политических наук, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

[email protected]

Потапчук Владимир Владимирович,

магистрант 1 курса, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

[email protected]

ОБРАЗЫ ВОЙНЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ «ПОЭЕИЯ РУССКОГО ЛЕТА»

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей так называемой «новой русской фронтовой поэзии» - произведений, связанных общей темой - событиями последних лет на Донбассе. Авторы публикации исследуют содержание, основные способы и приемы создания образов войны в лирике поэтов-донбассцев: аллюзии, метафоры, аналогии, параллелизм, контраст и т. п. на материале сборника «Поэ7ия русского лета» (2023). В произведениях «поэзии русского лета», при всем ее разнообразии, обнаруживается основной мотив происходящего: противостояние двух систем ценностей.

Ключевые слова: современная русская поэзия, «поэзия русского лета», образы войны в русской поэзии, «новая фронтовая поэзия»

Elena Yu. Potapchuk,

PhD in Culture Studies, Associate Professor, Higher School of Social and Political Sciences, Pacific National University, Khabarovsk [email protected]

Vladimir V. Potapchuk,

1st year Master's Student, Pacific National University, Khabarovsk [email protected]

IMAGES OF WAR IN THE POETIC COLLECTION POETRY OF THE RUSSIAN SUMMER

Abstract. The article is devoted to the analysis of the features of the so-called «new Russian front-line poetry» - works united by a common theme - the events of recent years, related to the hostilities in the Donbass region of Ukraine. The authors of the paper study, using the linguistic material from the collection Poetry of the Russian Summer (2023), the major themes, as well as main means and techniques of creating images of war in the lyrics of Donbass poets: allusions, metaphors, analogies, parallelisms, contrast, etc. In the works of the «poetry of the Russian summer», despite its diversity, the main motive of the lyrical narrative can be revealed, namely, the confrontation of two value paradigms and belief systems. Key words: modern Russian poetry, poetry of the Russian summer, images of war in Russian poetry, «new front-line poetry»

© Потапчук Е. Ю., Потапчук В. В., 2024

Потапчук Елена Юрьевна, Потапчук Владимир Владимирович ОБРАЗ ВОЙНЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ «ПОЭИИЯ РУССКОГО ЛЕТА»

Введение

В 2023 году в русской литературе продолжает развиваться новое направление: публикация поэтических произведений, отражающих события войны на Донбассе 2014-2022 гг. и специальной военной операции, начавшейся 24 февраля 2022 г. «Поэты Донбасса» и «поэзия Донбасса», конечно, - явление разнородное и разнообразное [1], но летом 2023 г. оно получило институциональное оформление [2], поскольку в издательстве «Эксмо» при поддержке АНО «ТВ-Новости» (главный редактор -М. С. Симоньян, телеканал RT) вышел сборник «Поэ7ия русского лета», собравший поэтические произведения последних девяти лет, связанных с темами военных событий на Донбассе и специальной военной операции. В сборнике представлены стихи двадцати пяти поэтов, творчество которых пронизано «донбасской темой». Указывается, что все средства, полученные от продажи сборника, будут перечислены героям проекта RT «Дети войны» [3].

Цель исследования в настоящей статье - выявление проблемнотематических и художественных особенностей лирики сборника «Поэ7ия русского лета». Особое внимание уделяется анализу ценностно-смыслового начала произведений, системе поэтических приемов, создающих образ войны, и мотиву противостояния двух систем ценностей, который представляется сквозным в лирике сборника.

Материалы и методы

Материалом исследования в статье стала лирика сборника «Поэ7ия русского лета» (2023), а также современная литературная критика, осмысливающая этот пласт новейшей поэзии.

Работа строится с опорой на традиционные литературоведческие методы ценностно-смыслового, мотивного, стилистического анализа поэтического текста.

Результаты

Один из первых критиков, осуществивших литературоведческий анализ феномена «поэзия Донбасса», - Иван Волосюк [4] - указал на неоднородность ее состава: к «донбасским» примыкают поэты, родившиеся и выросшие на этой земле (Анна Ревякина, Александр Сигида, Владислав Русанов), поэты, в творчестве которых важное место занимает тема Донбасса (Олеся Николаева, Игорь Караулов, Дмитрий Мельников), участники войны на Донбассе 20142022 гг. (Александр Сигида-младший), поэты, побывавшие на Донбассе и в зоне проведения спецоперации (Влад Маленко, Семен Пегов), участники специальной военной операции (Дмитрий Артис, Алексей Шмелев) и др.

Подчеркивается также, что «поэты Донбасса» - это не географическое понятие, «скорее квазигеографическое», поскольку они создают произведения «Донецкой тематики» [5], вне зависимости от того, где они родились, выросли, Litter бывали или не бывали на земле Донбасса. Сами они себя могут называть «воен-m§net§ ными поэтами» [6], поскольку военные события стали одной центральных тем

их творчества, «притом что ключевое прилагательное, которым образовано это словосочетание, является не рекомендованной конструкцией для описания происходящего на Украине, но, тем не менее, они себя так называют» [7].

Разнообразие поэтического воплощения событий, связанных с современной историей Донбасса, вполне объяснимо многоаспектностью отражаемых явлений и развертыванием процессов внутренней эволюции военной лирики [8]. Поэт Алексей Шмелев, например, отмечает, что «сейчас появилось новое направление - Z-поэзия, и я не совсем понимаю, что это за явление. СВО разделила поэтов на почвенников и западников, и, возможно, Z-поэты - это как раз почвенники» [9]. Создатели сборника «ПоэZия русского лета» говорят о формировании «новой русской фронтовой поэзии» [10]. В любом случае, заявившая о себе новая поэтическая волна требует наблюдения, анализа и научного исследования.

Обсуждение

Название сборника и его оформление не только содержат символику специальной военной операции [11], но и имеют метафорический смысл, указывая на события «русской весны» 2014 г., которая в Крыму «завершилась вхождением полуострова в состав Российской Федерации, в Донбассе - провозглашением и защитой части территории Донецкой и Луганской народных республик, а в остальных регионах Новороссии (юго-востока Украины) - силовым подавлением местных попыток сопротивления государственному перевороту, произошедшему в Киеве» [12].

Лето в мифологическом и художественном мышлении обозначает «зрелость», «жизнь», «полноту», «расцвет», «сбор урожая», «жатву». Весна и лето в русской вербальной культуре являются символами зарождения, ранней поры и расцвета, бурного развития чего-либо соответственно [13], именно в этом значении - осознания, укрепления и реального воплощения социально-политических тенденций 2014 г. в 2022-2023 гг. в российском обществе - используется метафора «русское лето».

Поскольку центральными темами и образами «поэзии Донбасса» является война, военные события и люди на войне, следует рассматривать ее в контексте русской военной лирики - Великой Отечественной войны, «афганской», «чеченской» и иных. «Анализ военной лирики других исторических периодов ХХ века показывает глубинную преемственность (явную или скрытую) русского молитвословного стиха» [14].

В поэтическом отражении донбасских событий в сборнике «ПоэZия русского лета» можно отметить несколько тенденций.

В произведениях сборника противопоставляется две реальности и два времени, на которые разделился мир в связи с событиями на Донбассе. Например, у Алексея Шмелева в стихотворении «Умирал солдат, как говорится...» (2022) этот контраст выглядит так: «Умирал солдат, как говорится, / Без ненужных фраз и медных труб, / И гуляла пьяная столица, / И домой разъехалась к утру» (с. 402)1.

1. Далее в тексте цитаты из стихотворений приводятся по указанному сборнику - [3] с обозначением страниц в круглых скобках - Е. П., В. П.

Потапчук Елена Юрьевна, Потапчук Владимир Владимирович ОБРАЗ ВОЙНЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ «ПОЭИИЯ РУССКОГО ЛЕТА»

В его же «Нацисты целились не в нас...» (2022) противостоят уже не просто бойцы и столичный бомонд, но системы ценностей: с одной стороны эгоисты, воспитанные в духе прозападных духовных ориентиров, а с другой

- носители и защитники национальных традиций, которые поэт связывает с именами А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого: «Ты кушай, кушай ананас / Из девяностых, /мой милый мальчик голубой /Или лиловый - /они пришли не за тобой - / они за словом, / Стихами Пушкина пришли, / Толстого прозой - / тебя смущенного нашли / в невнятной позе <...>... Толстой и Пушкин на войне - / в столице пусто» (с. 398-399).

Таким образом, в произведениях сборника указывается основной мотив войны в Донбассе 2014-2022 гг. и специальной военной операции - сохранение Русского мира, его духовных основ и традиционных ценностей вообще.

Мария Ватутина объявляет развернувшуюся войну «Второй Великой Отечественной» («С февраля сошла грязноватая наледь.», с. 51), поскольку в ней происходит «воссоздание родины» (с. 51). В ней, по словам Игоря Караулова, «Русские убивают русских / В городе и в селе. / Русские открывают русских / В вороге и в себе» (с. 123), т. е. рождается новое самосознание общества. «Ярче солнечной стружки, /Что горит без конца, / Лишь Россия и Пушкин, / Да могила отца», - заключает Влад Маленко («А из радиоточки.», с. 177). По его словам, награждать нужно медалью «За оборону русского языка» («Носи как маленькую икону.»).

Для передачи этой мысли используются образы памятников и достижений русской (А. А. Фет, Ф. М. Достоевский, Д. С. Мережковский,

A. А. Блок, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, Андрей и Арсений Тарковские,

B. С. Высоцкий и др.) и мировой культуры (Гомер, Старшая и Младшая Эдда, Ф. Лист, Лотреамон, Ш. Бодлер, Г. Ф. Лавкрафт, Р. Вагнер А. По и др.). Обращение поэтов к знаковым явлениям мировой культуры и к мифологии выводит современные события донбасского региона на общечеловеческий

- глобальный - уровень. Так, Александр Сигида-младший, осмысливая феномен войны в стихотворении «Одноглазый бог войны» (с. 362), включает ее нынешнее явление в исторический контекст: Ганнибал, Антигон, вице-адмирал Нельсон, «корсиканский мессия» Наполеон, Первая мировая война, «тевтоны» и «Гудериан» - гитлеровские оккупанты, «сыны Сиона» и Моше Даян («пост-Гудериан») - израильская агрессия в отношении арабского населения. Поэт воспринимает войну как данность, как социальную норму, поскольку ее «одноглазый бог» - «.Вне времени и вне пространств» (с. 3б2), но тем значительнее и трагичнее звучит в его стихотворении оценка современности как эпохи гибели богов, конца мира и место последней битвы: «Ты одноглазый бог войны / Дух времени, огонь пророка; / Я не ищу ничьей вины, / Живя во время Рагнарека» (с. 363).

В картинах ада предстают поэтические зарисовки войны и военных

действий в произведениях поэтов-донбассцев. «Воронки, воронье, война» -

военный пейзаж, созданный Анной Ревякиной («Воронки, воронье, война.»,

Litter с-285). орит: «В город пришла война. / В город ложатся мины.

scripta / В городе разорвало водопровод, /И течет вода мутным потоком длинным, manetis

/ И людская кровь, с ней смешиваясь течет» - аллюзия к Апокалипсису («В город пришла война...», с. 91).

У Ольги Старушко: «Донбасс - одно сплошное пламя, / Где плавятся металл и камень: /Огни от Сены не видны. /Не вам приносят смерть снаряды, /Не к вам из-под могильных плит / Родня взывает: горше ада!» («Пожар», с. 394).

У Александра Сигиды-младшего: «Человек - это хищный зверь, выползающий из болот. / А война - это плоти пиршество, и похоти, и охот» («Мачете», с. 359). У Дмитрия Артиса: «Кто ходил, тот уже не расскажет, /Только ветер до нас донесет вместе с запахом крови и сажи / Аромат азиатских широт» («Если вечером выйдешь на запад.», с. 320). У Анны Ревякиной: «Кричит: "Выколи мне глаза, выколи! /Не хочу видеть его под пытками7' А иначе как называется то, что восьмое лето / Вместо Кальмиуса - Лета?» («Кричит: "Выколи мне глаза, выколи!"», с. 315).

Наибольшие переживания вызывают страдания детей, представляющих достояние донбасской земли, ее будущее, мотив всей борьбы, - поэтому так часто в описании современной военной жестокости встречаются детские образы, поскольку детство и война в этой образной системе выступают контекстными антонимами: «Это в новостях не показали - / Камера от этого искрит: /Мальчик на разбомбленном вокзале /С кем-то невесомым говорит <...> /Но глядят на мальчика святые /И не знают, что ему сказать» (А. Шмелев, «Это в новостях не показали.», 2022).

Особо эмоциональна детская тема в произведении поэтессы Ольги Старушко «Смертная колыбельная», состоящем из зарисовок детских смертей: сын, погибший, закрывая сестру от осколков; «Сын крестьянский, внук шахтерский, / В обожженном Углегорске / Спи с оторванной рукой. / Со святыми упокой» (С. 383); мальчик Глеб, которого шесть часов доставали из-под завала; Ваня, сказавший папе напоследок «мне поспать бы.»; «Под крылом мелькнувшей "сушки" спят убитые игрушки»; «Жерла гаубиц глядят в детский парк и детский сад»; «Вечный сон на лицах детских: спят в Луганске, спят в Донецке» (с. 382-384).

Мотив колыбельной встречается и у Анны Ревякиной: «Я за ним сына качала в потерянном мае. /Сонные степи с тех пор у нас топчет кирза. /- Мама, я слышал или послышалось: снова стреляют? / - Спи, мой хороший, это, должно быть, гроза. / Слезы дают по ночам, чтобы дети не знали. / Слез этих таз жестяной, для мытья головы. / Что о нас скажут потом? / Мы жили, мы воевали. / Мы воевали за то, чтобы не было больше войны» («Жизнь так несется, что, кажется, врежется в стенку.», с. 311). «Посреди степи» «спит шахтерская дочка» в другом произведении Анны Ревякиной («Спи, моя дорогая, спи.», с. 301). «Ангелы Донбасса» Владислава Русанова тоже о детских смертях: три смерти - три непрожитых жизни, три нереализованных мечты и три неосуществленных плана: «Первого сентября / Они входят в райские классы / И садятся за райские парты. /Белые. /Ангелы. Донбасса» (с. 331).

Трагедия Донбасса у Александра Сигиды-младшего и Ольги Старушко соизмеряется с трагедиями Сербии («Новые Балканы», «Пожар») и Парижа («Пожар»), Бабьего Яра («Матч»), деревень Лаки и Хатынь, города Одессы

Потапчук Елена Юрьевна, Потапчук Владимир Владимирович ОБРАЗ ВОЙНЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ «ПОЭИИЯ РУССКОГО ЛЕТА»

(«Лаки»): «Жизнь за жизнью отнимая, /Превращая в уголь, /Запалят в цветущем мае / Мирный Мариуполь. / Факел кто поднял и тычет устрашенья ради? Нет и не было различий: / Сжег людей - каратель.../ <...> И от рук, и от одежды / Гак же тянет гарью, / и огонь, и ужас прежний. / Лишь война - другая» (С. 388).

На защиту жизни встают в поэтическом сборнике «Поэзия русского лета» воины Донбасса, а затем и российские бойцы. «И солдат, убитый под Донецком, \ Протянул апостолу в горсти / В крови и поту рисунок детский. / И услышал голос: "Пропусти"», - так себе представляет внутренние мотивы сражений на донбасской земле Алексей Шмелев («Умирал солдат, как говорится...», с. 402).

Дмитрий Артис подчеркивает простоту и обычность защитников: «У барной стойки не ждут мессию / Плохие парни спасут Россию» («Святым оставим футбол и пиво.», с. 14), «Выходите, оценим бесстрашный порыв -на осинах развесим повыше. / И к полуночи, смену на шахте закрыв, орки взяли да вышли» («В одночасье страна разделилась на две.», с. 8).

Анна Долгарева в стихотворении «В город пришла война» рисует «обычного парня», «не воина и не героя» Серегу, который под обстрелом выполняет свою работу - чинит водопровод. «И конечно, одна из мин становится для него последней. И Серега встает, отряхиваясь от крови, /И идет, и сияние у него по следу, /И от осколка дырочка у брови. /И Серега приходит в рай - а куда еще? / Тень с земли силуэт у него чернит. /И говорит он: «Господи, у тебя тут течет, кровавый дождь отсюда течет, давай попробую починить» (с. 91). В поэзии этого поэтического сборника образы донбассцев и донбасских событий возвышаются до библейских, а человеку отводится роль восстановить утраченные гармонию и справедливость.

Как личное дело воспринимает лирический герой Дмитрия Артиса развернувшееся противостояние, поэтому «И жизнь не прожита, / Не набраны долги, /Но я иду в прихожую /Примерить сапоги», хотя «Я раньше даже выпивший / Сапог не одевал» («Со всех сторон предатели.»). Эти примеренные сапоги, сто лет стоявшие в прихожей у матери, - символ не только трансформации мировоззрения, но и пробуждения внутренних смыслов, до времени спящих в душевной глубине лирического героя Дмитрия Артиса, который считает, что пришла эпоха проверки верности им тому, кто «Отечества и отчества ни разу не сменил» (с. 15).

Этот мотив личной ответственности очень ярко звучит и в стихотворении Алексея Шмелева «Толпа, кричавшая - распни.»: «Есть кто живой? Отвори! /И выйдет ангел мне навстречу. /И скажет ангел: - Говори. /И я ему за все отвечу» (с. 400).

Анна Долгарева в своем «Сказали: не говори - баба.» показывает трансформацию женской души в условиях современного противостояния: из «я была поэтессой из Ленинграда, / Шляпка, мундштук, открытые платья» в «Я русская баба, плачущая о каждом, / Кто не вернулся. Воющая в подушку» (с. 86).

Пожалуй, специфической чертой этой новой военной лирики следует

Litter назвать ее персонифицированность: наряду с историческими личностями,

scripta называются в полный голос имена реальных участников событий на Донбассе manetis

- Скрипач из Одессы, Ромашка из Севастополя (Ольга Старушко «Вехи»), А. А. Гизай (Александр Сигида «там - на картинках - красивые горы...»), Володя Ревякин (Анна Ревякина «Мариуполь»), А. Долгарева и И. Караулов (Александр Пелевин «Тепловизоры, шлемы, разгрузка, бинты и рации.»), Захар Прилепин (Александр Пелевин «Не будет вам никаких паспортов хорошего русского.»), Сашка Урал (Александр Негребецких) (Анна Долгарева «Где я соврала?»), Арсен (Арсен Павлов), Гиви (Михаил Толстых), Александр Захарченко (Максим Замшев «Будет коктейль бессонным.») и др.

Энергию защитники Донбасса черпают в историческом прошлом страны, поэтому в «Поэ7ии русского лета» встречаются аналогии современных событий с русскими победами предыдущих эпох: Суворов, Чапаев, Кантария, маршал Жуков, Туполев, Дикое поле, Очаков, Ржев, Малахов курган, Саур-Могила и др. Очень показателен монолог полководца в стихотворении Ольги Старушко «Суворов»: «У тех, кто выкорчевывал историю, /Нет никакого права, хоть убей, /На мой редут в Крыму под Евпаторией, /Очаков, Измаил и Хаджибей» (с. 391).

«В русской культуре сильны две тенденции конструирования образа Родины. Одна из них - это географическая конкретность, привязка к реальному месту, индивидуализация образа России в отдельном городе, пейзаже, ландшафте. Вторая тенденция заключается в стремлении найти иные элементы образа Родины, помимо географической реальности» [15].

Образы войны в поэзии донбассцев, с точки зрения географии, также очень конкретны: Мариуполь (Жданов), Углегорск («Уголек»), Славянск, Донецк, Горловка, Каховка, Макеевка, Луганск, Волноваха, река Северский Донец, Азовское море и др. Но в описаниях сражений за малую родину поэты рисуют глобальное противостояние ценностей современного мира. Именно так можно понять восклицание Влада Маленко в его стихотворении «Носи как маленькую икону.»: «Теперь до победы стой За Дальний Восток! За Донецк! За Оршу! За русский язык родной» (с. 176).

Заключение

В сборнике «Поэ7ия русского лета» в описании войны поэты используют аллюзии к библейским текстам, картинам Страшного Суда, Апокалипсиса и ада. Война воспринимается ими как незаслуженные страдания и наказания неповинных людей и прежде всего детей. В поисках ответов на вопросы о причинах войны на Донбассе авторы, опираясь на исторический контекст, приходят к философским обобщениям и выводам, указывая основной причиной этой войны противостояние систем ценностей, и в этом случае она приобретает морально-нравственное значение, поскольку становится борьбой не только за землю, независимость и жизнь, но и за сохранение России и русской культуры.

Список источников

1. Волосюк И. Поэзия Донбасса. Часть I. URL: https://qodliteraturv.ru/articles/2022/10/02/poezi-ia-donbassa-chast-i (дата обращения: 02.12.2023).

Потапчук Елена Юрьевна, Потапчук Владимир Владимирович ОБРАЗ ВОЙНЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ «ПОЭИИЯ РУССКОГО ЛЕТА»

2. Презентация сборника «Поэ7ия русского лета» пройдут на ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№25. URL: https://russian.rt.com/russia/news/1237394-prezentaciya-sborni-ka-poeziva-russkogo-leta (дата обращения: 04.12.2023).

3. Сборник стихов «Поэzия русского лета». URL: https://shop-rt.com/element/book z/ (дата обращения: 04.12.2023).

4. Волосюк И. Указ. соч.

5. Там же.

6. Там же.

7. Там же.

8. Герасимова И. Ф. Преемственность ратных традиций в военной лирике XX века (жанр стихотворной молитвы). Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2012. №3 (105). URL: https://cvberleninka.ru/article/n/preemstvennost-ratnvh-traditsiv-v-voennov-lirike-xx-veka-zhanr-stihotvornov-molitvv (дата обращения: 04.12.2023).

9. Алексей Шмелев: «Мы должны победить безразличие и пустые слова». URL: https://www. kp.ru/putevoditel/spetsproektv/stars/alexev-shmelev/ (дата обращения: 04.12.2023).

10. Поэ7ия русского лета. Москва : Эксмо, 2023. 408 с.

11. Панченков С. А. Литеры «Z» и «V» как символы специальной военной операции на территории Украины. Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2022. №1 (39). С. 85-90.

12. Черкашин К. В. «Русская весна» в Донбассе: предпосылки, ход и последствия. Постсоветский материк. 2021. №4 (32). С. 4.

13. Абрамова В. И., Архангельская Ю. В., Георгиева С. И. Символика времен года и времени суток в русской и болгарской вербальных культурах. Ученые записки Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2020. №6 (31). С. 5.

14. Герасимова И. Ф. Указ. соч.

15. Заславская Е. «Потянулись пушки через Краснодон»: образ Родины в военной лирике Александра Сигиды-отца и Александра Сигиды-сына. URL: https://zaslavskaia.com/proizvedeniva/ dnevnik/potvanulis-pushki-cherez-krasnodon-obraz-rodinv-v-voennoi-lirike-aleksandra-sigidv-otc-za-i-aleksandra-sigidv-svna/ (дата обращения: 04.12.2023).

LCttStl

maneti]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.