Научная статья на тему 'Образы тундры и коренного населения Русской Арктики в фотографическом наследии живописца Д.К. Свешникова на материалах личного архива художника'

Образы тундры и коренного населения Русской Арктики в фотографическом наследии живописца Д.К. Свешникова на материалах личного архива художника Текст научной статьи по специальности «История и археология»

87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ненцы / оленеводы / ненецкая тундра / Д.К. Свешников / Нарьян-Мар / фотография / Nenets / reindeer herders / Nenets tundra / D.K. Sveshnikov / Naryan-Mar / photography

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Свешникова Элеанора Вадимовна

Советский художник и путешественник Дмитрий Константинович Свешников (1912–1997) известен в первую очередь своим живописным и графическим осмыслением темы Севера. Около 40 лет своей творческой жизни он посвятил поездкам в ненецкие тундры, в становища оленеводов, создавая изобразительные произведения о ненецком народе. Живописное и графическое наследие художника широко представлено в музеях России и зарубежья. Картины «Хозяин тундры» (1957) и «Северянка» (1958) были приобретены Государственной Третьяковской галереей, другие представлены в постоянной экспозиции Музея художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова (г. Архангельск) и в музеях иных стран. Другая, малоизвестная сторона его творчества – фотография. Художник никогда не выставлял и не публиковал свои фотографии, после его смерти они хранились в семейном архиве в виде фотоотпечатков и негативов. В 2020 г. по фотоматериалам его творческих экспедиций была подготовлена художественная выставка в Музее художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова. Рассматриваемый период – 1960-е гг. Фотоматериалы были отреставрированы в цифровом формате по увеличенным сканам. Фотоматериалы имеют характер художественных произведений и одновременно документов эпохи, отражающих самобытность и полноту культуры ненцев. На фотографиях запечатлены быт оленеводов, портреты детей, стада, просторы тундры, городские пейзажи Нарьян-Мара. В ходе подготовки выставки была установлена часть лиц, изображённых на этих фотографиях, большая часть фотографий представляет исследовательский интерес для этнографов, искусствоведов, краеведов и фотографов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Images of the tundra and the indigenous population of the Russian Arctic in the photographic artistic legacy of the painter D.K. Sveshnikov basing on the artist’s personal archive

Soviet artist and traveler Dmitry Konstantinovich Sveshnikov (1912–1997) is known primarily for his pictorial and graphic interpretation of the theme of the Russian North. About forty years of his creative life, he devoted to trips to the Nenets tundra, to reindeer herders’ encampments, creating pictorial artworks about the Nenets people. The painterly and graphic legacy of the artist is widely represented in museums in Russia and abroad. The paintings “Master of the Tundra” (1957) and “Severyanka” (“North girl”) (1958) were acquired by the State Tretyakov Gallery. D.K Sveshnikov’s paintings are presented in the permanent exhibition of the Museum of Artistic Development of the Arctic named after A.A. Borisov (Arkhangelsk) and in the museums of Russian Federation. Another, little-known side of his work is photography. The artist never exhibited or published his photographs; after his death, it was kept in the family archive in the form of photo prints and negatives. In 2020, based on photographs of his creative expeditions, an art exhibition was compiled at the Museum of Artistic Development of the Arctic named after A.A. Borisov. The period under review is the 1960s. The photographic materials were enlarged and restored in digital using enlarged scans. The photographic materials have the character of art and, at the same time, documents of the era, reflecting the originality and completeness of the Nenets culture. The photographs reflect the life of reindeer herders, portraits of children, herds, the vastness of the tundra, city landscapes of Naryan-Mar. During the preparation and compilation of the exhibition, some of the persons depicted in these photographs were identified; most of the photographs are of research interest for ethnographers, art historians, local historians and photographers.

Текст научной работы на тему «Образы тундры и коренного населения Русской Арктики в фотографическом наследии живописца Д.К. Свешникова на материалах личного архива художника»

СВЕШНИКОВА Э.В.

Образы тундры и коренного населения Русской Арктики в фотографическом наследии живописца Д.К. Свешникова на материалах личного архива художника

E. SVESHNIKOVA

Images of the tundra and the indigenous population of the Russian Arctic in the photographic artistic legacy of the painter D.K. Sveshnikov basing on the artist's personal archive

Сведения об авторе:

Свешникова Элеанора Вадимовна, фотограф, фотореставратор, член Союза

художников РФ (Санкт-Петербург)

svesh47@yandex.ru

Author:

Eleanora Vadimovna Sveshnikova, photographer, photo restorer, member of the Union

of Artists of the Russian Federation (St. Petersburg)

svesh47@yandex.ru

Аннотация

Советский художник и путешественник Дмитрий Константинович Свешников (1912-1997) известен в первую очередь своим живописным и графическим осмыслением темы Севера. Около 40 лет своей творческой жизни он посвятил поездкам в ненецкие тундры, в становища оленеводов, создавая изобразительные произведения о ненецком народе. Живописное и графическое наследие художника широко представлено в музеях России и зарубежья. Картины «Хозяин тундры» (1957) и «Северянка» (1958) были приобретены Государственной Третьяковской галереей, другие представлены в постоянной экспозиции Музея художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова (г. Архангельск) и в музеях иных стран. Другая, малоизвестная сторона его творчества - фотография. Художник никогда не выставлял и не публиковал свои фотографии,

после его смерти они хранились в семейном архиве в виде фотоотпечатков и негативов. В 2020 г. по фотоматериалам его творческих экспедиций была подготовлена художественная выставка в Музее художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова. Рассматриваемый период - 1960-е гг. Фотоматериалы были отреставрированы в цифровом формате по увеличенным сканам. Фотоматериалы имеют характер художественных произведений и одновременно документов эпохи, отражающих самобытность и полноту культуры ненцев. На фотографиях запечатлены быт оленеводов, портреты детей, стада, просторы тундры, городские пейзажи Нарьян-Мара. В ходе подготовки выставки была установлена часть лиц, изображённых на этих фотографиях, большая часть фотографий представляет исследовательский интерес для этнографов, искусствоведов, краеведов и фотографов.

Abstract

Soviet artist and traveler Dmitry Konstantinovich Sveshnikov (1912-1997) is known primarily for his pictorial and graphic interpretation of the theme of the Russian North. About forty years of his creative life, he devoted to trips to the Nenets tundra, to reindeer herders' encampments, creating pictorial artworks about the Nenets people. The painterly and graphic legacy of the artist is widely represented in museums in Russia and abroad. The paintings "Master of the Tundra" (1957) and "Severyanka" ("North girl") (1958) were acquired by the State Tretyakov Gallery. D.K Sveshnikov's paintings are presented in the permanent exhibition of the Museum of Artistic Development of the Arctic named after A.A. Borisov (Arkhangelsk) and in the museums of Russian Federation. Another, little-known side of his work is photography. The artist never exhibited or published his photographs; after his death, it was kept in the family archive in the form of photo prints and negatives. In 2020, based on photographs of his creative expeditions, an art exhibition was compiled at the Museum of Artistic Development of the Arctic named after A.A. Borisov. The period under review is the 1960s. The photographic materials were enlarged and restored in digital using enlarged scans. The photographic materials have the character of art and, at the same time, documents of the era, reflecting the originality and completeness of the Nenets culture. The photographs reflect the life of reindeer herders, portraits of children, herds, the vastness of the tundra, city landscapes of Naryan-Mar. During the preparation and compilation of the exhibition, some of the persons depicted in these photographs were identified; most of the photographs are of research interest for ethnographers, art historians, local historians and photographers.

Ключевые слова:

ненцы, оленеводы, ненецкая тундра, Д.К. Свешников, Нарьян-Мар, фотография. Keywords:

Nenets, reindeer herders, Nenets tundra, D.K. Sveshnikov, Naryan-Mar, photography.

В 2018 г. при разборе личного архива Д.К. Свешникова (его не стало в 1997 г., а его жены - в 2015 г.) его наследниками были собраны фотоплёнки (в основном чёрно-белые негативы «тип-135»), а также ручные фотоотпечатки на баритовой фотобумаге. Предварительно было определено, что это «подручный материал» художника, то есть фотоснимки, которые он использовал в своей живописной практике в мастерской. Было принято решение оцифровать фотоархив для сохранения информации -сами негативы и отпечатки хранились не в самых подходящих условиях. При изучении повреждений исходного материала было установлено, что местами от подложки отошла эмульсия, появились трещины от скручивания плёнки в тугие катушки, часть снимков на бумаге выцвела, кое-где появилась плесень.

После того как были осуществлены сканирование, изучение и сортировка цифровых копий, стало понятно, что фотоработы Д.К. Свешникова:

1. В основном являются не «подручным материалом», но самостоятельными произведениями, не получившими «продолжения» в живописи и графике художника.

2. Имеют художественную, этнографическую и историческую ценность.

Материал личного архива Д.К. Свешникова был продемонстрирован в полном объёме сотрудникам Музея художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова в г. Архангельске, и было принято совместное решение о подготовке выставочного проекта с использованием этих фотоматериалов. Было решено произвести увеличение и цифровую фотореставрацию по сканам плёнок и отпечатков. Технологически сканирование производилось на сканере Canoscan 9000 Mark II, в основном в разрешении 9600 dpi для плёнки и 3600 dpi для фотоотпечатков. Вся дальнейшая работа по ретушированию старых снимков автором данной статьи производилась в программе Adobe Photoshop CC. Фотореставрация производилась послойно, с сохранением первоначального слоя с повреждениями и работой «поверх» него. Устранялись цветовые пятна, пятна выцветания, механические повреждения (трещины, царапины), выравнивался цвет, тон, устранялось виньетирование. Попутно был произведён отбор произведений по принципу наибольшей художественной ценности. По некоторым особенностям оптического рисунка на изображении (например, скруглённые края кадра, мягкое размытие в зоне боке) и учитывая знание, какой фотокамерой пользовался художник в какой период, мы предположили, что большая часть фотографий была снята с использованием объектива «Юпитер-8». Таким образом, предварительно были определены временные рамки художественного материала - а именно 1960-е гг.

Рис. 1. «Приехали на медосмотр». Фотография Д.К. Свешникова

Учитывая предстоящую печать для экспозиции в музейном пространстве, фотореставрация производилась в высоком разрешении и на больших размерах, пригодных для печати крупных листов. Таким образом, любая «пропущенная» пылинка повредила бы конечному результату. Поэтому процесс ретуши был кропотливым и, как следствие, долгим. Всего было представлено 70 фоторабот в состоянии, пригодном для печати и экспозиции. Выставка была внесена в план на 2020 г.

2020 г. «ознаменовался» пандемией коронавируса, которая повлияла на многие планы, в том числе и на работу музеев, выставочных залов и на проведение массовых мероприятий. Тем не менее к началу ноября была полностью подготовлена и собрана выставка, прошедшая под названием «Дмитрий Свешников. Путевые заметки. Фотографии, рисунки, эскизы. Из экспедиций по ненецкой тундре. 1950-1970-е». Все фотографии, представленные на этой выставке, экспонировались впервые (рис. 1, 2). В эту выставку также вошли ранее не публиковавшиеся и не выставлявшиеся эскизы и наброски художника из личного архива. В ходе подготовки информационных материалов к выставке, при большой помощи педагога и переводчика, методиста преподавания ненецкого языка Розы Ивановны Канюковой, была установлена личность троих людей, изображённых на фотографиях.

Рис. 2. «Дети стойбища в сборе». Фотография Д.К. Свешникова

Таким образом, изначальная гипотеза подтвердилась, и это действительно оказался период 1960-х гг.

Об исторических и художественных достоинствах материала можно сделать обширные выводы, сопоставив фотографическое наследие Д.К. Свешникова, представленное на этой выставке, с наиболее известным фотографическим отражением ненецкого народа середины XX в. - с серией работ В.С. Тарасевича «Край земли», посвященной жизни в тундре. В.С. Тарасевич, безусловно, классик советской фотографии, и ценность его наследия неоспорима. Тем не менее его взгляд на жизнь ненецкого народа - это взгляд пусть и профессиональный, но «человека извне», приехавшего в творческую командировку из Москвы. Тарасевич в своих работах невольно или осознанно, но отражает «экзотику» советского Заполярья. Д.К. Свешников на момент создания фотоматериалов уже около 10 лет в своих командировках кочевал с оленеводами, причём, согласно воспоминаниям, ему нередко доверяли выполнение некоторой работы в становище, он жил в чуме, так же, как и все, переходил на новые пастбища и в целом был интегрирован в бытовую жизнь (рис. 3). Люди, которых он рисовал, а также фотографировал, были его друзьями, и те, кто ещё жив и с кем автору данной статьи удалось пообщаться в своих поездках в г. Нарьян-Мар, до сих пор с большой теплотой

Рис. 3. «В ожидании праздника». Фотография Д.К. Свешникова

Рис. 4. «Мальчик в зимней Рис. 5. «С зимних каникул». Фотография

малице». Фотография Д.К. Свешникова1

Д.К. Свешникова

В данный момент фотографии находятся в коллекции ГМО «Художественная культура Русского Севера».

вспоминают о нём. Д.К. Свешникова в тундре считали «своим», ненецким художником, недаром в 1968 г. ему первому было присвоено звание почётного гражданина г. Нарьян-Мар.

Таким образом, суммируя вышесказанное, можно говорить о том, что, в отличие от проекта В.С. Тарасевича, фотографии Д.К. Свешникова уникальны как раз взглядом «изнутри», они показывают быт ненцев глазами человека, который в этом быту жил, хотя бы некоторое время на протяжении своих довольно длительных командировок, человека, который понимает, «что здесь происходит», и сам может это объяснить стороннему зрителю. С художественной точки зрения фотоработы Д.К. Свешникова до сих пор смотрятся современно - он не являлся профессиональным фотографом, но умение построить композицию, берущее начало в профессии художника, а также понимание тональных отношений в кадре позволило ему создать изображения, которые не уступают по художественным достоинствам «золотой классике» этнофотографии. Можно говорить о наличии портретов в «низком» (преобладание тёмных областей) и «высоком» (преобладание светлых областей) ключе, что также считается одним из эталонов портретного фотографирования. Портреты ненцев наполнены психологизмом. Многие фотографии динамичны и ритмичны (рис. 4, 5). Также определённый интерес представляют пейзажные фотографии и изображения стад оленей с ритмично решённым пространством. По представленному материалу можно составить вполне объективное впечатление о тогдашнем быте ненецкого народа, о некоторых элементах культуры ненцев (например, традиционный ненецкий костюм), увидеть сценки из реальной жизни (ставят чум, отдыхают, варят суп, подкармливают оленя хлебом и т. п.), а также ближе познакомиться с внутренним миром самого художника, получив представление о том, какие моменты жизни в тундре для него лично оказались интересными и важными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.