Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Рахматова А.М. — Образы телесной объективации в неклассической лирике // Филология: научные исследования. - 2022. - № 6. DOI: 10.7256/2454-0749.2022.6.38022 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=38022
Образы телесной объективации в неклассической лирике
Рахматова Аписа Мухаматовна
кандидат филологических наук доцент кафедры гуманитарных наук Московского международного университета 141446, Россия, Московская область, г. Химки, ул. 1-Я лесная, 4
El laubernorbek@mail.ru
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.7256/2454-0749.2022.6.38022
Дата направления статьи в редакцию:
09-05-2022
Дата публикации:
05-06-2022
Аннотация: Объектом исследования в нашей статье являются телесные образы в лирике неклассического этапа поэтики художественной модальности (в терминологии С. Н. Бройтмана). Предметом исследования в данной статье является специфический способ изображения лирического субъекта и/или лирического персонажа, при котором его тело переживается (осмысливается, оценивается) им самим как нечто отдельное, самостоятельно существующее (или же тело лирического персонажа осмысливается лирическим субъектом как нечто самостоятельное по отношению к его внутреннему миру, "душе"). В статье на материале ряда лирических произведений ХХ в. рассматриваются различные способы телесной объективации в неклассической лирике. Научная новизна исследования определяется, во-первых, недостаточной изученностью художественной специфики телесных образов в лирике как роде литературы вообще, во-вторых, непроясненностью художественной специфики телесных образов в лирике неклассического этапа поэтики художественной модальности, в-третьих, неизученностью явления телесной объективации как в классической, так и в современной лирике. В результате проведённого исследования был сделан ряд выводов. 1. Общим признаком телесной объективации в лирике (при всём многообразии её изображения в конкретных текстах) является следующее: восприятие лирическим субъектом своего тела/тела лирического персонажа как другого (относящегося к внешнему миру) при сохранении с ним фактической связи. 2. В произведениях неклассической лирики выделяются два основных варианта изображения телесной объективации: а) в образе лирического
субъекта/персонажа тело противопоставляется «я»; б) в образе лирического субъекта/персонажа тело противопоставляется «я», а также в определённой степени объективированному внутреннему началу - «душе».
Ключевые слова: телесность, автор, объективация, лирический субъект, лирический герой, лирический персонаж, художественный образ, неклассическая лирика, поэтика модальности, рефлексия
В данной статье рассматривается явление телесной объективации в лирике
неклассического этапа поэтики художественной модальности (С.Н. Бройтман [1, с- 221334.1).
Актуальность данного исследования обусловлена, во-первых, неослабевающим интересом учёных к различным аспектам телесности в литературе, искусстве, культуре 3 4' 5' 6' 7' 8' 9], а во-вторых - активно ведущимися исследованиями поэтики новейшей лирики (отметим только некоторые работы последних лет: Г10, 11, 12, 13, 14, 17, ^^
Научная новизна исследования определяется, во-первых, недостаточной изученностью телесных образов в лирике как роде литературы вообще. Количество исследований телесности в лирике значительно уступает количеству исследований данного аспекта
художественной образности в эпике (см. об этом подробнее: Г19' с- 3-34]), во-вторых, непроясненностью художественной специфики телесных образов в лирике неклассического этапа поэтики художественной модальности (конец XIX - начало XXI в.), в-третьих, неизученностью явления телесной объективации как в классической, так и в современной лирике.
Цель исследования - выявление и описание общих параметров, а также типов изображения телесной объективации в неклассической лирике.
Специально явление, определяемое нами как телесная объективация, в литературоведении не рассматривалось. Некоторое приближение к рассмотрению данного типа телесных образов в неклассической лирике обнаруживается, в частности, в работах С. Н. Бройтмана. Описывая произведения И. Бродского, ученый отмечает свойственное поэтике произведений данного автора отстранение героя от собственного тела. Однако Бройтман рассматривает данную особенность как характеризующую субъектную структуру в произведениях Бродского и Пастернака: «текучесть субъектных
«Я»-форм» Г20' с 3921. Отстранённое восприятие собственного тела не является основным предметом исследования в работе Бройтмана и носит, скорее, характер факультативного замечания, дополняющего рассуждения об особенностях субъектной организации в лирике Бродского.
Под телесной объективацией нами в данной работе понимается специфический способ изображения лирического субъекта и/или лирического персонажа, при котором его тело переживается (осмысливается, оценивается) им самим как нечто отдельное, самостоятельно существующее (или же тело лирического персонажа осмысливается лирическим субъектом как нечто самостоятельное по отношению к его «я», внутреннему миру).
Рассмотрим в качестве примера фрагмент стихотворения М. Цветаевой «После бессонной ночи слабеет тело...». Лирическая героиня описывает своё состояние через рассуждения
о собственном теле:
После бессонной ночи слабеет тело, Милым становится и не своим, — ничьим (...) [21, с-651
Рассуждение лирической героини о собственном теле в таком ключе иллюстрирует восприятие ею своей телесной составляющей как того, что ценностно (не буквально -физически) обособлено от её внутреннего мира, от «я». Принадлежа лирической героине, тело одновременно приобретает черты тела «внешнего», оценивается ею как «не своё», «ничьё».
Рассматривая схожие с объективацией понятия в работах по эстетике, следует отметить
рассуждения М. М. Бахтина о лирической самообъективации [22, с 23°-231-1. По Бахтину, лирическая самообъективация - понятие, связанное с соотнесением ценностных позиций автора и героя, «персональное совпадение героя и автора за границами произведения» —с—230!. Нами же под объективацией подразумевается образ, отражающий специфические особенности ценностной позиции героя лирического произведения, связанные с восприятием им собственной телесности. В произведениях неклассической лирики конца XIX - начала XXI вв. рефлексия лирического субъекта, направленная на собственное тело (либо на тело лирического персонажа), часто связана с переживанием некоего ценностного обособления телесной сферы от других сторон героя. Образы телесной объективации в лирике данной стадии поэтики передают восприятие лирическим субъектом своего тела/тела лирического персонажа как другого при сохранении с ним фактической связи (то есть фактически тело сохраняет связь с героем, отделяется от него не буквально, а только в переживании). Тело, данное в кругозоре лирического субъекта, в определенных случаях им самим объективируется : либо оценивается им в противопоставлении другим/другой сфере/сферам своего существа, либо возводится в статус ценности концептуальной, осмысливается лирическим субъектом как нечто универсальное. Следовательно, образы телесной объективации связаны с изображением перехода в кругозоре (рефлексии) лирического субъекта от субъективного восприятия (того, что связано с «внутренним» телом) к объективирующему (лирический субъект воспринимает свое тело как «внешнее», чужое). Будучи «субъектом-для-себя», герой лирического произведения воспринимает тело, осознаваемое им как своё , в существенной мере отстраненно, как другое тело, себя же - как субъекта, распадающегося на телесное и духовное начала.
Необходимо отметить, что в лирике предшествующих стадий поэтики встречаются образы, внешне похожие на образы телесной объективации (к примеру, при изображении переживания смерти, отделения души от тела и т. п.), но отличающиеся в смысловом отношении (см. предпринятый нами анализ таких образов в стихотворениях М.Ю.
Лермонтова, Е.А. Баратынского и др.:[19, с- 37-401). Данное семантическое отличие связано прежде всего с тем, что в классической лирике изображение тела как того, что отделено от героя (фактически или в сознании/речи лирического субъекта), сопряжено с восприятием тела как части целостного человеческого образа . В произведениях классической лирики тело, фактически отделяясь от героя, рассматриваясь как самостоятельная субстанция (например, в текстах, изображающих переживание смерти -реальной или гипотетической, отделение души от тела, размышления лирического субъекта о теле и/или душе своей и/или лирического персонажа), сохраняет в его переживании семантическую связь с ним как с телесно-духовным единством. В произведениях же неклассической лирики конца XIX - начала XXI вв. тело,фактически сохраняя единство с героем, воспринимается последним как нечто в смысловом
отношении отдельное, противопоставленное другим сторонам его бытия («я», «сознанию», «душе»). Такая становящаяся предметом рефлексии героя неклассической лирики неотчётливость своих внешних и внутренних границ, как нам представляется, указывает на нецелостность человеческого образа, на аналитическое отношение лирического субъекта к самому себе.
Мы предполагаем, что, сохраняя общие черты, охарактеризованные выше, образы телесной объективации представлены в неклассической лирике несколькими устойчивыми вариантами , демонстрирующими различные формы отношения в рефлексии лирического субъекта объективированного тела к другим сферам его существа. Далее мы рассмотрим на ряде примеров варианты телесной объективации в лирике неклассического этапа поэтики художественной модальности.
В отдельных случаях неоднородность образа лирического субъекта/персонажа, порожденная телесной объективацией, основана на противопоставлении «Я» (ментальной активности) - телесной составляющей. На наш взгляд, в произведениях с подобным противопоставлением образ лирического субъекта предстаёт дуальным, либо двухчастным .
Так, лирический субъект в стихотворении О. Мандельштама «Дано мне тело - что мне делать с ним...» уже в первых строках подчеркивает свою неслиянность с собственным телом, не отрицая в то же время прочной связи с ним:
Дано мне тело — что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? [23, с- 37]
Лирический субъект этого стихотворения воспринимает себяразделённымна внешнюю, материально выраженную часть (тело) и внутреннюю часть, обладающую способностью мыслить, представленную в тексте личным местоимением «Я». При этом точка зрения героя на телесную часть своего бытия сопряжена с приятием и радостью. Несколько иная ценностная позиция лирической героини наблюдается в стихотворении С. Плат «Тюльпаны» («Tulips»). лирическая героиня воспринимает связь с телесной стороной своего существования как несвободу, противную ее существу:
И я нелепа, распластана, как силуэт из бумаги, Меж зраком солнца и глазами тюльпанов, Я безлика, я всегда стремилась обезличить себя
Рассмотренные стихотворения иллюстрируют общую для всех выявляемых нами типов телесной объективации неоднородность образа лирического субъекта , которая представлена изображением двух сфер его существа - тела и «Я» (ментальной активности). Эти две сферы изображены в состоянии некоторой обособленности, отделённости друг от друга (прежде всего смысловой - данной в рефлексии лирического с убъе кта ).
Обособленность от собственного тела, объективация тела в оценке лирического героя/героини могут быть также связаны с переживанием разобщенности с земным бытием (например, в стихотворении А. Ахматовой «Все отнято: и сила, и любовь.»), утратой смысла существования (к примеру, «Прощание» Б. Ахмадулиной, где потеря смысла жизни связана с утратой любви). В обоих случаях тело увязывается с ценностно-смысловым полюсом жизни , с которой герои переживают разрыв. Переживание
отделённости от собственного тела как полюса жизни может и не переживаться как нечто негативное («Уточнение» И. Бродского, «Над синеморскою лоханью.» М. Цветаевой и т. п.). В последнем случае лирический субъект сосредоточен на нематериальных ценностях, не связанных с земным бытием , что и предполагает ценностную отстранённость от тела.
В некоторых случаях телесная объективация, представленная также в оценке лирического субъекта, связана с его восприятием лирического персонажа . В подобных текстах мы видим, что лирический субъект описывает тело персонажа как явление предметной реальности, его окружающей (например, «АррагшЬ> Э. Паунда). Двухчастный образ лирического персонажа в оценке лирического субъекта обнаруживается и в стихотворениях «Завороженные», «Сёстры милосердия» А. Рембо, «Долина Хардкасл» С. Плат, «Песнь героическая и траурная о младшем лейтенанте, погибшем в Албании» О. Элитиса и ряде других.
В ряде случаев объективация тела сопряжена с имплицитным изображением лирического субъекта. В терминологии С. Н. Бройтмана - это стихотворения свнеличной
формой выражения авторского сознания Г10' с- 1131. В этих случаях тело изображается как внешнее лирическому субъекту явление, иллюстрируя собой единство с миром предметным. В подобных стихотворениях («Это ряд наблюдений.», «Около океана, при свете свечи.», «Темза в Челси», «Потому что каблук оставляет следы - зима.» И. Бродского и ряд других) с внеличной формой выражения авторского сознания тело приобретает черты универсальные . Здесь, как правило, не наблюдается сопряженного с ним непосредственного физически ощущаемого субъектом сознания переживания. Наличие контекстуально-смысловой связи лирического субъекта с телом усложняется всеохватностью данного телесного образа. Тело, изображенное в рассмотренных случаях, принадлежит уже не только лирическому субъекту, но, в определенном смысле, человеку вообще .
При рассмотрении произведении неклассической лирики мы, наравне с рассмотренными ранее случаями, сталкиваемся с текстами, в которых образ лирического субъекта/персонажа характеризуется б о льшей степенью неоднородности. В ряде текстов ценностно противопоставляются не только объективированное сознанием лирического субъекта тело и его «Я» (либо «он»), но и душа .
Трёхчастный образ лирического субъекта/персонажа, основанный на изображении объективированного тела, «Я» и «души», представлен, в частности, в стихотворении М. Цветаевой «Неподражаемо лжет жизнь.». В данном произведении появляется уже образ трехчастной структуры лирической героини, основанный на изображении объективированного тела, «Я» и души в его составе: «Заворожимы у нас, тел, // Души
(...)» Г21' с' 1971. Обособление лирического субъекта от тела и души представлено и в стихотворении А. Тарковского «Я прощаюсь со всем, чем когда-то я был.». В произведениях Н. Гумилёва «Душа и тело», «Память» телесная объективация становится элементом противопоставления ценностей тела и души (также объективированной в оценке лирического субъекта).
Рассмотрим, как представлен данный вариант телесной объективации в стихотворении Н.
Заболоцкого «Прохожий» Лирическая ситуация в данном стихотворении связана с положением лирического героя (при наличии лирического субъекта, который является и субъектом речи, и субъектом сознания) вне социального контекста:
По шпалам железной дороги
Шагает он ночью пешком.
Уж поздно. На станцию Нара
Ушел предпоследний состав [25, с 284].
Упущенный состав - условие для постижения не бытовых, но бытийных проблем. Однако это состояние близости к нематериальным смыслам и истинам представлено не всепоглощающим, не как финальная точка в пути лирического персонажа. Упоминание о том, что ушедший состав был предпоследним, задает установку на возможное и даже вероятное возвращение в скором времени в социальный контекст, мир материальных вещей. Название стихотворения также воплощает собой эту тему постоянного движения, лишь попутного нежданно открывшимся смыслам. Последние строки стихотворения подкрепляют данную интерпретацию:
А тело бредет по дороге,
Шагая сквозь тысячи бед,
И горе его, и тревоги
Бегут, как собаки, вослед [25, с- 2851.
В финале стихотворения образ телесной объективации, по сути, становится следствием лирического события. Лирическое событие здесь связано с ситуацией прозрения, неожиданного для лирического персонажа и самого лирического субъекта приобщения к бытию :
И в темном чертоге вселенной, Над сонною этой листвой Встает тот нежданно мгновенный, Пронзающий душу покой (...) [25, с- 2851.
Противопоставление души и тела здесь продолжается образом погибшего летчика. В начале стихотворения в кругозоре лирического субъекта он появляется как часть предметного мира:
Тут летчик у края аллеи
Покоится в ворохе лент,
И мертвый пропеллер, белея,
Венчает его монумент [25, с- 2851.
Но в финале стихотворения его образ описывается уже в связи с нематериальным началом, обнажая связь между двумя сферами мира, живой и загробной:
(...) Смолкает с опущенным взором
Живая людская душа.
И в легком шуршании почек,
И в медленном шуме ветвей Невидимый юноша-летчик О чем-то беседует с ней [25, с- 285].
Это единство и переплетение в вечности душ живого и погибшего человека создает образ короткого мига просветления, настигшего лирического субъекта. Лирический субъект здесь сливается с прохожим, и в финале произведения описываемое тело приобретает статус универсального, одновременно принадлежащего и самому лирическому субъекту, и прохожему, и, в широком смысле, воплощающего противопоставление материально-жизненной, зримой сферы бытия душевной, скрытой, сфере , что не исключает их тесной связи.
Таким образом, на основе проведённого анализа можно сделать ряд выводов. 1. Общим признаком телесной объективации в лирике (при всём многообразии её изображения в конкретных текстах) является следующее: восприятие лирическим субъектом своего тела/тела лирического персонажа как другого (относящегося к внешнему миру) при сохранении с ним фактической связи. 2. В произведениях неклассической лирики выделяются два основных варианта изображения телесной объективации: а) в образе лирического субъекта/персонажа тело противопоставляется «я»; б) в образе лирического субъекта/персонажа тело противопоставляется «я», а также в определённой степени объективированному внутреннему началу - «душе».
Обобщая контекстуальные смыслы телесно-объективированных образов в неклассической лирике, можно отметить, что объективация тела в рефлексии лирического субъекта, как правило, связана с пограничным состоянием, в котором он либо лирический персонаж пребывает: болезнь, экзистенциальный кризис, попытка осмысления собственной жизни. Связь образа телесной объективации с подобного рода темами и ситуациями, на наш взгляд, выражает характерную особенность мировоззрения субъекта неклассической лирики, а именно восприятие им границ собственного «я» как смещённых . Само изображение противопоставления тела и другой/других сфер бытия лирического субъекта/персонажа связано с выражением в текстах нецелостности образа человека. Герой произведений конца XIX - XX вв. «начинает не совпадать с собой именно как с субъектом», его «самосознание становится основным предметом авторского
изображения» —с—Внешняя для героя реальность изображается целиком подчиненной его рефлексии, включая и его собственное тело (либо тело лирического персонажа), которое становится предметом аналитического отношения и таким образом объективируется.
Библиография
1. Теория литературы. В 2 т. Т. 1. Историческая поэтика / С.Н. Бройтман. М.: Академия, 2004. 368 с.
2. Подорога В. А. Феноменология тела. М.: Ad marginem, 1995. 340 с.
3. Тело в русской культуре. Сборник статей / Сост. Г. Кабакова и Ф. Конт. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 400 с.
4. Dickson S. The body - some body - any body: Achim von Arnim and the romantic chameleon // German Quarterly. 2001. Т. 74. № 3. С. 296-307.
5. Кротова Д.В. Поэтика телесности в лирике В. Шаламова // Известия Смоленского государственного университета. 2021. № 2 (54). С. 52-64.
6. Полубояринова Л.Н. Репрезентация телесности в новеллах Франца Кафки / Л.Н.
Полубояринова А.К. Голованова // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2019. Т. 4. № 1. С. 17-32.
7. Воротникова А.Э. Феномен телесности в романе А. Козловой "F20" // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2021. № 4. С. 18-22.
8. Стовба А.С. Семантика видения / взгляда и роль телесности в поэтике романа Тана Тван Энг "Сад вечерних туманов" // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 65. С. 292-307.
9. Miall D. S. The body in literature: Mark Johnson, metaphor, and feeling // Journal of Literary Semantics. 1997. № 26 (3). P. 191-210.
10. Бройтман С. Н. Лирический субъект // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 112-113.
11. Фридрих Г. Структура современной лирики. От Бодлера до середины двадцатого столетия. Пер. с нем. и коммент. Е. В. Головина. М.: Языки славянских культур, 2010. 342 с.
12. Субъект в новейшей русскоязычной поэзии — теория и практика / Ed. by H. Stahl, E. Evgrashkina. Berlin а.о.: Peter Lang, 2018. — 448 p. — (Neuere Lyrik. Interkulturelle und interdisziplinäre Studien. Vol. 4).
13. Границы, пороги, лиминальность и субъективность в современной поэзии / Ed. by H. Stahl, E. Friedrich. Berlin а.о.: Peter Lang, 2020.-392 p.-(Neuere Lyrik. Interkulturelle und interdisziplinäre Studien. Vol. 8.1.).
14. Weststeijn W.G. The lyric subject in Krucenych's poetry // Russian Literature. 1995. Т. 37. № 4. С. 659-677.
15. Burdorf D. The I and the Others: Articulations of Personality and Communication Structures in the Lyric // Journal of Literary Theory. 2017. № 11 (1). Р. 22-31.
16. Kuznetsova Е.В. Metaphors of needlework and questions of subjectivity in women's silver age lyric // Russian Literature. 2022. Т. 128. С. 85-122.
17. Кучина Т. Г. Лирический субъект в современной русской поэзии: проблемы и перспективы изучения / Т. Г. Кучина, А. С. Бокарев // Филологический класс. 2020. Т. 25. № 3. С. 258-264.
18. Станкович З.Г. Стремление к внутреннему диалогу как форма саморефлексии лирических субъектов В. Цоя и И. Кормильцева // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2021. № 3. С. 84-91.
19. Рахматова А. М. Телесные образы в неклассической лирике. Дис... канд. филол. наук. Кемерово, 2018. 217 с.
20. Бройтман С.Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М.: РГГУ, 2008. 484 с.
21. Цветаева М. И. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Худ. лит., 1984. 718 с.
22. Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2003. Т. 1. 955 с.
23. Мандельштам О. Э. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. Сост. и коммент. П. Нерлера, А. Никитаева. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. 366 с.
24. Плат С. Тюльпаны (1961). Пер. с англ. Я. Пробштейна. URL: http://www.netslova.ru/plath/stihi.html#st13. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 15.05.2022.
25. Заболоцкий Н. А. Прохожий // Заболоцкий Н. А. Метаморфозы. Сост., подгот. текста,
вступ. статья и коммент. И. Е. Лощилова. М.: ОГИ, 2014. С. 284-285. 26. Тамарченко Н. Д. Герой // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной; ^^а, 2008. С. 43-45.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензируемая статья касается вопроса телесной объективации в неклассической лирике. Выбранный вектор исследования достаточно интересен, нетривиален, вариативен. Автор последовательно объясняет актуальность работы, научную новизну исследования, цель, задачи. В частности отмечено, что «под телесной объективацией нами в данной работе понимается специфический способ изображения лирического субъекта и/или лирического персонажа, при котором его тело переживается (осмысливается, оценивается) им самим как нечто отдельное, самостоятельно существующее (или же тело лирического персонажа осмысливается лирическим субъектом как нечто самостоятельное по отношению к его «я», внутреннему миру)», «образы телесной объективации связаны с изображением перехода в кругозоре (рефлексии) лирического субъекта от субъективного восприятия (того, что связано с «внутренним» телом) к объективирующему (лирический субъект воспринимает свое тело как «внешнее», чужое). Будучи «субъектом-для-себя», герой лирического произведения воспринимает тело, осознаваемое им как своё , в существенной мере отстраненно, как другое тело, себя же - как субъекта, распадающегося на телесное и духовное начала». Работа имеет правильную структурную организацию, точка зрения автора максимально прозрачна и выверена. Считаю, что материал имеет приметы как теоретического, так и практического характера. Стиль сочинения соотносится с собственно научным типом. В ходе разверстки темы поддерживается т.н. терминологическая точность. Привлекает аналитическая доминанта исследования, она есть примета выверенной позиции: «обособленность от собственного тела, объективация тела в оценке лирического героя/героини могут быть также связаны с переживанием разобщенности с земным бытием (например, в стихотворении А. Ахматовой «Все отнято: и сила, и любовь.»), утратой смысла существования (к примеру, «Прощание» Б. Ахмадулиной, где потеря смысла жизни связана с утратой любви). В обоих случаях тело увязывается с ценностно-смысловым полюсом жизни, с которой герои переживают разрыв. Переживание отделённости от собственного тела как полюса жизни может и не переживаться как нечто негативное («Уточнение» И. Бродского, «Над синеморскою лоханью.» М. Цветаевой и т. п.). В последнем случае лирический субъект сосредоточен на нематериальных ценностях, не связанных с земным бытием, что и предполагает ценностную отстранённость от тела», или «обобщая контекстуальные смыслы телесно-объективированных образов в неклассической лирике, можно отметить, что объективация тела в рефлексии лирического субъекта, как правило, связана с пограничным состоянием, в котором он либо лирический персонаж пребывает: болезнь, экзистенциальный кризис, попытка осмысления собственной жизни. Связь образа телесной объективации с подобного рода темами и ситуациями, на наш взгляд, выражает характерную особенность мировоззрения субъекта неклассической лирики, а именно восприятие им границ собственного «я» как смещённых. Само изображение противопоставления тела и другой/других сфер бытия лирического субъекта/персонажа связано с выражением в текстах нецелостности образа человека» и т.д. Данное исследование самостоятельно, концептуально, расширения текста не требуется. Общие
формальные требования выдержаны, цель как таковая достигнута. Считаю что рецензируемая статья «Образы телесной объективации в неклассической лирике» может быть рекомендована к открытой публикации в журнале «Филология: научные исследования».