Научная статья на тему 'Образы тела взаимоотношения духовного и реального мира в физическом воспитании европейской культуры'

Образы тела взаимоотношения духовного и реального мира в физическом воспитании европейской культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
153
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛО / ТЕЛЕСНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕЛЕСНАЯ КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФИЯ ТЕЛА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Стойчева С.С.

В статье рассматриваются исторические изменчивые образы тела в европейской культуре, исследуется отношение к телу и способы формирования и культивирования тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образы тела взаимоотношения духовного и реального мира в физическом воспитании европейской культуры»

92

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

ОБРАЗЫ ТЕЛА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДУХОВНОГО И РЕАЛЬНОГО МИРА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Стойчева С.С.*

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим

В статье рассматриваются исторические изменчивые образы тела в европейской культуре, исследуется отношение к телу и способы формирования и культивирования тела.

Ключевые слова: тело, телесность, физическое воспитание, телесная культура, философия тела.

Философское осмысление тела всегда присутствовало в теоретических построениях мыслителей, начиная от античной Греции, где телесная культура понималась как один из важнейших аспектов жизни, и заканчивая философией современности, в которой тело переосмысляется в контексте различных идей антропологического, социального, психологического планов.

Исторически в европейской культуре с приходом христианства происходит умаление роли тела и стигматизация телесности как таковой. Приоритет разума над чувствами привёл к принижению роли тела в европейской культуре, что изменяется лишь в XX столетии. Бергсон А. ясно сформулировал, что «тело наполняет наше сознание или сознание наполняет тело» [8], задав антропологическую координату в понимании роли и смысла тела. Начиная с середины ХХ века телу уделяется всё больше внимания, в немалой степени этому способствовало формирование психологии как науки и становление психоанализа. Тело начинает рассматриваться как одна из базовых координат идентичности, как структурный элемент Я-концепции. Выясняется, что тело определяет восприятие человека, формирует культурно-символический контекст культуры и само испытывает деформации под влиянием различных культурных практик. В современном философском дискурсе сформировалось представление о теле как об универсальной форме записи социальной памяти, огромное внимание уделяется визуальному образу тела. На формирование образа тела оказывает влияние популярная визуальная культура, которая приводит к культу тела.

Историки культуры и философы отмечают, что происходит «отелесни-вание» культуры в целом, что связано как с повышением уровня комфорта в

* Аспирант кафедры Русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания.

Религиоведение, философская антропология, философия культуры

93

повседневной жизни, так и с изменением представлений о человеке. Важным фактом, который обусловил актуальность проблем телесности за последние 50 лет, является изменение социальной структуры общества в странах Европы, изменение качества жизни человека и продолжительности жизни, процессы феминизации, высвобождение большего количества свободного времени и формирование сферы досуга как важной для самоопределения части человеческого бытия, а также процесс визуализации культуры. Вещественная среда постепенно утрачивает репрессивность по отношению к человеческому телу. Скорее, тело диктует свои права, приспосабливая к себе среду как вещественную, так и социальную. Параллельно с этим по-новому ставятся вопросы взаимоотношения полов, социализации молодёжи. Здесь огромную роль сыграли «сексуальная революция» и «молодёжные бунты» 1960-х, изменившаяся мода, которая потребовала нового, спортивного, подтянутого тела, новый способ потребления.

В современных представлениях и идентификационных практиках образу тела, формированию тела, телесному здоровью уделяется огромное внимание. Визуальная культура активно утверждает стандарты телесной красоты и формулы успешности, напрямую связанные с определёнными репрезентациями тела. На сознание многих мужчин и женщин оказывают сильное влияние стереотипные представления о физически развитом красивом теле, имеющем определённые пропорции и формы. Таким образом, в сознании большинства искусственно завышается значимость внешности, вне зависимости от социальной роли и статуса носителя. В этой связи оказывается важным изучать техники и технологии формирования тела, заданного параметрами, транслируемыми популярной культурой.

Одновременно происходили изменения социальной реальности, самым значимым для понимания телесности стало изменение положения женщины или феминизация. Начало ХХ века также ознаменовалось широким внедрением спортивного образа жизни в сферу, прежде традиционно женскую: изобретение велосипеда, начало автомибилизации, а также изменение социального положения женщины повлекли за собой изменение отношения к женскому телу. ХХ век совершил революцию женского костюма, отправив в архивы истории моды корсет. С практической точки зрения это потребовало от женщин тренировок тела, стала популярна гимнастика для женщин, изменилась танцевальная культура, возникли специфически женские виды спорта. Физическое воспитание стало неотъемлемой частью системы образования, а спорт вошел в повседневную жизнь как часть досуга. Тело из мёртвого и машинного стало мыслится живым, оно, с одной стороны, стало «искалеченным и страдающим» [7, с. 121], с другой, получило свое место в дискурсе репрезентации идентичности - телесный облик стал в ХХ столетии частью имиджа, тело постепенно стало «модным» и включенным в отношения власти.

94

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

Философским бэкграундом исследования является философское понимание тела и осмысление телесности. Этот пласт хорошо разработан как в историческом контексте, так и в современности. Философские подходы к осмыслению тела, анализ телесности человека в ценностном ключе, проблемы синтеза тела и мысли рассматриваются в трудах А. Бадью, Ж. Деле-за, М. Фуко, М. Мерло-Понти, Г. Марселя, Ж.-Л. Нанси, Ф. Ницше. Из российских исследователей эту проблематику мы находим в трудах В.В. Подо-роги, Л.В. Жарова, Л.П. Карсавина, В.Л. Круткина, В.В. Налимова, ГЛ. Туль-чинского и др. Особенно важной представляет феноменологичесая онтология тела, разрабатываемая на основе идей Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, Ж.-Л. Нанси, А. Бадью.

Проблемы семантики тела и анализа визуального образа тела раскрыты в работах А. Арто, Р. Барта, М. Бахтина, Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, С. Зонтаг, П. Киньяра, А. Левинсона, Ж. Ле Гоффа, М. Мосса, Ж. Дюрана, а также М.М. Бахтина, И.С. Кона, Г. Крейдлина, С. Кузнецова. Исследования телесности как социокультурного феномена находим в трудах Б.Г. Акчурина, В.П. Иваненко, В. Бабича и др. Плодотворными для нашего исследования представляются идеи осмысления архитектоники тела как целостности в работах Г. Плеснера, М. Шелера, М. Мосса, К. Леви-Строса, А. Бергсона, Ф. Ницше и др.

Таким образом, мы можем констатировать, что образ тела постепенно реабилитируется. Современные процессы в культуре, как представляется, направлены на преодоление дуальности духа и тела, свойственного европейской истории мысли, не случайно, начиная с середины ХХ века становятся все более популярны восточные холистические практики тела, возникает фитнес как специфическая философия тела, тело перестает быть не только мёртвым, но и страдающим и становится модным, включается в отношения власти. Возможно, это дает нам основания говорить о новых смыслах телесности и становлении новой парадигмы культуры.

Список литературы:

1. Богданова М.А. Парадигма смысловых регулятивов олимпийского движения в античной Греции // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 356. - С. 44-47; Гумбрехт Х.У Похвала красоте спорта. -М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 176 с.

2. Виолле-Ле-Дюк Э. Жизнь и развлечения в Средние века. - СПб.: Евразия, 1997. - С. 150.

3. Каган М.С. Художественная культура в докапиталистических формациях. - СПб., 1994. - 118 с.

4. Кербер Н. Нил Трентер: Спорт, экономика и общество в Великобритании (1750-1914). - М.: Отечественные записки, 2006. - № 6.

Религиоведение, философская антропология, философия культуры

95

5. Кон И.С. Мужское тело в истории культуры. - М.: Слово, 2003. -418 с.

6. Конев В.А. Социальная философия: учебник. - Самара, 2006. -287 с.

7. Подорога В.А. Политики тела в европейской культуре // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4. - С. 111-128.

8. Бергсон А. Творческая эволюция. - М., 2001. - С. 269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.