Научная статья на тему 'ОБРАЗЫ СМЕРТИ В ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЕ'

ОБРАЗЫ СМЕРТИ В ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
293
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТЬ / ПРИЧИНЫ СМЕРТИ / ОБРАЗ СМЕРТИ / МИФОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кондратьева А.О.

Не удивительно, что каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, как выглядит его смерть. Эта загадка остается нерешенной до сих пор. Данная статья посвящена вопросам персонификации смерти в философии и медицине, выявлению сходств и различий в ее понимании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGES OF DEATH IN PHILOSOPHY AND MEDICINE

It’s no great surprise that every person at least once in their life thinks about how his death looks. The mystery remains unsolved. This article is about matters of the personification of death in philosophy and medicine, as well as about the discovery of similarities and differences in understanding.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗЫ СМЕРТИ В ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЕ»

20 августа 1999 г., Храм Святой Евдокии был открыт торжественной службой для православных прихожан.

В настоящее время жители села занимаются выжегом извести, заготовкой и реализацией древесины, розничной торговлей, добычей и переработкой природного камня, охотой, рыболовством, сбором лекарственных трав, ягод, грибов и ореха, скотоводством и земледелием туризмом.

На территории села находится амбулаторно-стационарное учреждение, где работает коллектив из 28 человек. На базе больницы организован временный приют для престарелых людей; детей-сирот; детей, родители, которых лишены прав. В селе сосредоточены частные предприятия и фирмы: АЗС, ООО «Цветные камни», Промыслово-охотничье хозяйство ООО «МалЯр», а также библиотека, дом культуры на 250 человек.

Использованные источники: 1.Ламанская Н.Б. Проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в Республике Хакасия // Молодой ученый. Международный научный журнал. - 2017, № 2. - С. 721 - 723.

УДК 128

Кондратьева А. О. студент 2 курс, факультет «Лечебное дело» ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Россия, г. Саратов ОБРАЗЫ СМЕРТИ В ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЕ

Аннотация: не удивительно, что каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, как выглядит его смерть. Эта загадка остается нерешенной до сих пор. Данная статья посвящена вопросам персонификации смерти в философии и медицине, выявлению сходств и различий в ее понимании.

Ключевые слова: смерть, причины смерти, образ смерти, мифология и медицина.

Kondratyeva A. O. the second course, medical faculty of the Saratov State Medical University named after I. V. Razumovsky

Russia, Saratov IMAGES OF DEATH IN PHILOSOPHY AND MEDICINE

Abstract: It's no great surprise that every person at least once in their life thinks about how his death looks. The mystery remains unsolved. This article is about matters of the personification of death in philosophy and medicine, as well as about the discovery of similarities and differences in understanding.

Keywords: death, causes of death, image of death, mythology and medicine.

В настоящее время все меньше людей верит в существование рая и ада, мифических существ, сопровождающих души в загробный мир, полагаясь на

научные факты и доказательства. Тем не менее, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что будет после смерти, как она выглядит, ведь мы лишены возможности заранее описать ее, узнать, что нас ждет.

Смерть всегда занимала значительное место в культурах Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Скандинавии и других народов. Страх перед её неизбежностью, непредсказуемость, и необходимость «примирения» заставляет сомневаться и искать ответы на бесчисленные, вечные вопросы человеческого существования.

Целью работы является изучение образов смерти в различных культурах, сравнение их между собой и противопоставление медицинскому понятию смерти.

Образ смерти — это персонификация смерти в виде какой-либо физической сущности. Изначально люди не могли объяснить причину смерти, поэтому было распространено понятие о ней, как о живом существе. В качестве вымышленного персонажа она встречается в мифах, легендах, сказаниях всех мировых культур.

Каждая эпоха имеет своё понимание и принятие смерти, отношение к ней, свои способы облегчить человеку утрату близких.

Классическим образом вечного упокоения является Смерть с косой (англ. Grim Reaper — «Мрачный Жнец»), часто изображающаяся в виде скелета с косой, облаченного в черный плащ с капюшоном. Считается, что образ жнеца появился в середине 14 века, во время эпидемии чумы, называемой «черной смертью». Она может держать песочные часы, которые символизируют прожитые годы и последние минуты, секунды жизни умирающего. Так же существует возможность, победив смерть в шахматы, продлить себе жизнь.

В греческой мифологии богом, олицетворяющим смерть, являлся Танатос (греч. «смерть»). Он жил в Тартаре — бездне царства мертвых. Был сыном Нюкты и Эреба, братом-близнецом бога сна Гипноса [1].

Танатос чаще всего изображался крылатым юношей в черном плаще с погашенным факелом, символизирующим конец жизни, или разящим мечом в руке. Он не терпел даров и подношений, обладал железным сердцем.

Танатос осуществлял смертный приговор мойр - богинь Судьбы. Когда у человека заканчивался, отведенный ему срок жизни, он приходил к нему, срезал мечом прядь волос умирающего для посвящения Аиду, и уносил душу в царство мертвых. Обычно явление Танатоса означало неизбежную смерть, однако древние греки, считали, что он мог дать кому-либо второй шанс на жизнь.

После смерти человек отправляется в подземное царство, где правил верховный Бог Гадес, более известный как Аид. Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса [2]. Его представляли мужчиной в возрасте с бородой. В различных легендах упоминается, что он обладал шлемом, дарующим невидимость, передвигался на колеснице, запряженной черными лошадьми. Он судил души умерших, после чего они попадали либо в подземелье, где в

бескрайней бездне отбывали свое наказание грешники, либо в прекрасные поля Элизиума, куда попадали праведники.

Античная мифология одна из первых сформулировала идею суда над душой, где на весах взвешиваются хорошие и плохие поступки человека, после чего назначается место постоянного пребывания.

Согласно религиозным представлениям древние египтяне верили в продолжение жизни после смерти. Считалось, что человек состоит из тела «Хетт», души «Ба», тени «Хайбет», имени «Рен» и невидимого двойника -«Ка», который и продолжал жить, после гибели человека [3]. Для того, чтобы обеспечить умершему новую вечную загробную жизнь, необходимо сохранить тело (для местопребывания «Ка») и провести специальные погребальные ритуалы.

В Древнем Египте судьей мертвых, царем загробного мира, богом возрождения являлся Осирис, смерть и воскресение которого является символом преодоления смерти. Обычно изображался в виде человека с зелёным цветом кожи, облаченного в белое одеяние, что делает его похожим на мумию. Осирис увенчан короной, в руках держит символы царской власти хекет и нехеху. Его священная ладья сделана из папируса, а джед (предмет культа) состоит из вставленных одна в другую связок тростника. Осириса всегда сопровождают растения: лотос, виноградная лоза или ряд деревьев, олицетворяющие путь в новый мир.

Проводником умерших в загробный мир, одним из судей царства мёртвых, хранителем лекарств и ядов считался Анубис, сын Осириса. Он изображался человеком с головой шакала или собаки [4], что символизировало верность и преданность, связь с мертвыми и их защиту. В руках держал скипетр — символ могущества богов.

Первоначально правителем загробного мира в Древнем Риме считался Оркус - демон, с густой бородой, покрытый шерстью, иногда с крыльями или рогами. Он уносил души людей в царство мертвых. Позднее его заменил образ Плутона.

В японской мифологии богом и судьей мёртвых был Эмма. Его изображали бородатым мужчиной с красным лицом и глазами навыкат. На нем надеты корона и традиционное японское кимоно. Он обладает могущественной армией и личными стражами-демонами.

Входом в подземное царство является река. Хорошие люди пересекают ее по мосту, через брод проходят те, кто совершил незначительные прегрешения, а грешники - вплавь через поток, в котором обитают чудовища. После чего перед Эммой предстают мужчины, а перед его сестрой — женщины. В зеркале боги видят все совершенные поступки людей и судят их. Степень наказания определяется в соответствии с Законом Будды. Убийцы будут брошены в кипящий котел, полный расплавленного металла. Однако, те, кто совершили паломничество к каждой из 33 святынь богини милосердия будут оправданы.

Хель - повелительница мира мертвых в германо-скандинавской мифологии.

Она гигантского роста, одна половина её тела синяя, другая мертвенно-бледная. Существуют версии, что левая половина лица Хели была красной, а правая — иссиня-чёрной, а её ноги были покрыты трупными пятнами.

Грох — дух смерти в армянской мифологии. С момента рождения человека, отметив на лбу его судьбу, Грох начинает вести учет его злых и благих дел в своей книге, которую после предоставляет на Божьем суде.

Буддизм — религиозно-философское учение, основателем которого считается Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой. Центром учения является доктрина «освобождения», в основе которой лежат четыре благородные истины [5].

Согласно учению Будды, жизнь есть страдание, причиной которого является постоянное стремление людей удовлетворить свои желания и потребности, приводящее к сансаре — круговороту повторяющихся рождений. Успокоение и отказ от желаний - это освобождение и путь к нирване. Поэтому в буддизме не существует как такового понятия о смерти и бессмертии, а жизнь человека должна закончиться очищением от земных пристрастий, достижением нирваны — состояния невозмутимости и безмятежности.

Мара в буддийской мифологии — олицетворение смерти, зла и искушения.

Часто люди подразумевают устрашающее существо огромных размеров, но на самом деле Мара — это нечто препятствующее полному Освобождению, образ, основанный на наших страхах и привязанности. Философские аспекты буддизма рассматривают его, как отражение негативных сторон человеческой психики.

Мара обладает всеми божественными способностями, благодаря которым удовлетворяет все свои желания и желания других существ, получая власть над ними. Он и подчиненные ему злые духи, выдавая отрицательное за положительное, придавая привлекательности земной жизни, отвлекают благочестивых людей, стремящихся достигнуть вечного блаженства, от духовных практик. Невозможно вырваться из Круговорота Бытия, не преодолев препятствий Мары. Сам Будда испытал на себе силу искушений Мары и смог победить их.

Тем не менее, считается, что независимо от понимания Мары, он имеет власть ровно настолько, насколько мы ему это позволяем.

Смерть в медицине.

Выдающимся биологом Ильей Ильичом Мечниковым был введен в науку термин «танатология». Это раздел медицины, занимающийся изучением состояния организма в конечной стадии патологического процесса, закономерностей и механизмов умирания.

В процессе умирания выделяют несколько стадий: агонию, клиническую смерть, смерть мозга и биологическую смерть.

Агония характеризуется угнетением важных признаков жизнедеятельности организма (дыхания, сознания, кровообращения, двигательной активности). Является обратимым состоянием.

Клиническая смерть — это период от момента остановки сердечной деятельности и дыхания до наступления биологической смерти. Так же носит обратимый характер.

Смерть мозга проявляется развитием необратимых изменений в головном мозге и частично или полностью обратимых в других органах и системах.

Биологическая смерть — необратимая остановка биологических процессов в клетках и тканях организма.

Согласно приказу Минздрава РФ от 4 марта 2003 г. N 73 моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти, выражающейся посмертными изменениями во всех органах и системах, которые носят постоянный, необратимый, трупный характер [6].

Основными её признаками являются:

а. отсутствие сознания;

б. отсутствие дыхания, пульса, артериального давления;

в. отсутствие рефлекторных ответов на все виды раздражителей.

г. максимальное расширение зрачков;

д. бледность, цианоз или мраморность кожных покровов;

е. снижение температуры тела;

ж. ранние и поздние трупные изменения [6].

Самыми распространенными причинами смерти являются старение, болезни, несчастные случаи, убийства. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения за 2015 год ведущей причиной смерти в мире является ишемическая болезнь сердца.

Так какой же образ всплывает в голове, думая о смерти с научной точки зрения? Как ее представляет современный человек? [7,9]. Думаю, что в первую очередь мы воображаем мертвое тело, сначала бледное и холодное, навечно застывшее, а затем разлагающееся на кладбище до тех пор, пока от него не останутся только кости. Либо обращение в прах в результате кремации. А после смерти — ничего, лишь пустота.

Однако, в более широком смысле вместе с этим образом мы представляем и саму причину смерти, орудия, которыми она свершилась, похороны, бесчисленные слезы родных и близких, те боль, страх или, напротив, спокойствие, которые испытывает умирающий в последние минуты своей жизни.

В культурах разных народов имеются как общие черты, так и различия в понимании смерти и ее визуализации. Она может изображаться как в виде духа, демона, так и человекоподобного божества. Загробный мир может являться как прообразом реального мира, где жизнь развивается по земным законам, так и чем-то совершенно иным. Существование мистических сил

дает людям надежду на то, что гибель — это не конец, что они не исчезнут бесследно.

В мифах, легендах образ представлен точно, в медицине же, напротив, смерть не персонифицирована, отрицается наличие всего сверхъестественного, опираясь на видимые признаки и доказанные факты [8].

Таким образом, каждая эпоха вырабатывает своё отношение к смерти, но независимо от времени, все мы равны перед ней.

Использованные источники:

1.Гесиод. Теогония // Полное собрание текстов / Пер. В.В. Вересаева, О.П. Цыбенко. Лабиринт, 2001. - Фрагмент 212. - С. 158.

2.Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека // Ленинград, изд. «Наука», Ленинградское отделение, 1972. - С. 7.

3.В.С. Поликарпов. Феномен «Жизнь после смерти» // изд. «Феникс», Ростов-на-Дону, 1995 - 576 с.

4.Мифы народов мира / Ред. С.А. Токарев — М.: Советская энциклопедия, 1991. - Т. 1. - С. 89.

5.E.A. Андриянова, М.Н. Кузнецова. Е.Н. Медведева, Н.В. Гришечкина, Н.А. Акимова, А.А. Живайкина, А.Д. Кампос, Э.Р. Фахрудинова, А.Г. Чебан. Учебное пособие по курсу «Философия». // Саратовский медицинский университет, 2012. - С. 15.

6.Приказ Минздрава РФ от 4 марта 2003 г. N 73 «Об утверждении Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий».

7.Мамедова Н.Д., Нуржанова А.Б., Табачкова О.А., Живайкина А.А. Постчеловек: иллюзия или реальность? // Бюллетень медицинских интернет -конференций, 2013. - Т. 3. - № 2. - С. 399.

8.Ермолаева Е.В., Павлова Л.А. Образы заботы в культурных традициях // Современная формула заботы: консолидация идей и ресурсов Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2016. - С. 61-65.

9.Фахрудинова Э.Р. Проблема мудрости и морали в философии Конфуция. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.