Научная статья на тему 'Образы Рима XVIII века как источник идей архитектуры постмодернизма'

Образы Рима XVIII века как источник идей архитектуры постмодернизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
224
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Рим / Вечный город / Джованни Баттиста Пиранези / Джованни Баттиста Нолли / Рома Интерротта / постмодернизм / Паоло Портогези / Колин Роу / Роберт Вентури / Роб Крие / Леон Крие / Паоло Портогези / Паскаль Яконантонио / Сергей Кузнецов / Максим Атаянц / Сергей Чобан / Михаил Филиппов. / Rome / The Eternal City / Giovanni Battista Piranesi / Giovanni Battista Nolli / Roma Interrotta / postmodernism / Paolo Portogesi / Colin Rowe / Robert Venturi / Rob Krier / Léon Krier / Paolo Portoghesi / Pasquale Iaconantonio / Sergei Kuznetsov / Maxim Atayants / Sergei Tchoban / Mikhail Filippov

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Долинская И.М., Кузнецова М.И.

Статья посвящена изучению феномена художественного отражения образа Вечного города в разных временны́х и стилевых срезах. Моменты закрепления определенных пространственных мотивов Рима рассматриваются в последовательной эволюции, начиная с XVIII века – с гравюр Джованни Баттиста Пиранези и Плана Рима Джованни Баттиста Нолли, и заканчивая работами современных архитекторов и художников. В тексте приведены результаты исследования графических материалов выставки-конкурса «Рома Интерротта» (Roma Interrotta), проанализированы их источники и дальнейшие отражения в архитектурной мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 18th century Rome images as a source of post-modern architecture ideas

The article is devoted to the phenomenon of artistic reflection of the Eternal City image in different time and style sections study. The moments of fixation of certain spatial motifs of Rome are considered in successive evolution, starting from the 18th century – from the engravings by Giovanni Battista Piranesi and Plan of Rome by Giovanni Battista Nolli, and ending with the works of modern architects and artists. The text contains the results of the graphic materials of the exhibition-competition «Roma Interrotta» study, analyzes their sources and further reflections in architectural thought.

Текст научной работы на тему «Образы Рима XVIII века как источник идей архитектуры постмодернизма»

Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №1(58). С. 14-29

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Научная статья

УДК/UDC 72.038.6:711.41(450-25)"17" DOI : 10.24412/1998-4839-2022-1-14-29

Образы Рима XVIII века как источник идей архитектуры

постмодернизма

Ирина Марковна Долинская1^, Мария Игоревна Кузнецова2

12 Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия 1idolinskaya@yandex.ru 2kuzma2017@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена изучению феномена художественного отражения образа Вечного города в разных временных и стилевых срезах. Моменты закрепления определенных пространственных мотивов Рима рассматриваются в последовательной эволюции, начиная с XVIII века - с гравюр Джованни Баттиста Пиранези и Плана Рима Джованни Баттиста Нолли, и заканчивая работами современных архитекторов и художников. В тексте приведены результаты исследования графических материалов выставки-конкурса «Рома Интерротта» (Roma Interrotta), проанализированы их источники и дальнейшие отражения в архитектурной мысли.

Ключевые слова: Рим, Вечный город, Джованни Баттиста Пиранези, Джованни Баттиста Нолли, Рома Интерротта, постмодернизм, Паоло Портогези, Колин Роу, Роберт Вентури, Роб Крие, Леон Крие, Паоло Портогези, Паскаль Яконантонио, Сергей Кузнецов, Максим Атаянц, Сергей Чобан, Михаил Филиппов.

Для цитирования: Долинская И.М. Образы Рима XVIII века как источник идей архитектуры постмодернизма / И.М. Долинская, М.И. Кузнецова // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №1(58). С. 14-29.

URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/1kvart22/PDF/01 dolinskaia.pdf DOI: 10.24412/1998-48392022-1-14-29

ARCHITECTURAL HISTORY AND CRITICISM

Original article

The 18th century Rome images as a source of post-modern

architecture ideas

Irina M. Dolinskaia1®, Maria I. Kuznetsova2

12 Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia 1idolinskaya@yandex.ru 2kuzma2017@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the phenomenon of artistic reflection of the Eternal City image in different time and style sections study. The moments of fixation of certain spatial motifs of Rome are considered in successive evolution, starting from the 18th century - from the engravings by Giovanni Battista Piranesi and Plan of Rome by Giovanni Battista Nolli, and ending with the works of modern architects and artists. The text contains the results of the graphic materials of the exhibition-competition «Roma Interrotta» study, analyzes their sources and further reflections in architectural thought.

Keywords: Rome, The Eternal City, Giovanni Battista Piranesi, Giovanni Battista Nolli, Roma Interrotta, postmodernism, Paolo Portogesi, Colin Rowe, Robert Venturi, Rob Krier, Léon Krier, Paolo Portoghesi, Pasquale Iaconantonio, Sergei Kuznetsov, Maxim Atayants, Sergei Tchoban, Mikhail Filippov

12 © Долинская И.М., Кузнецова М.И., 2022

For citation: Dolinskaia I.M., Kuznetsova M.I. The 18th century Rome images as a source of post-modern architecture ideas. Architecture and Modern Information Technologies, 2022, no. 1(58), pp. 14-29. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2022/1kvart22/PDF/01 dolinskaia.pdf DOI : 10.24412/1998-4839-2022-1-14-29

Абсолютный феномен Рима заключается в том, что в сознании зодчих он неизменно существует на стыке реальности, воспоминаний и воображения: ни один другой город не оказал такого влияния на процессы стилеобразование в архитектуре, на формирование ее канонов и правил. Впитав в себя архитектуру античной Греции, будучи центром гигантской империи - центром мира, практически, в прямом смысле этого слова, - Рим транслировал и ретранслировал ее видение, осознанные и переработанные образы, как свои собственные. В V веке разрушенный вестготами и разграбленный варварами город замер - застыл на несколько столетий, как будто не понимая, что делать с этими руинами и, очевидно, боясь дальнейшего саморазрушения в процессе восстановления.

То есть, «Застывший Рим» - это город, сдерживаемый страхом поставить под угрозу архитектуру своего прошлого. Слабая выраженность процессов индустриализации, которые в XIX веке определили градостроительную трансформацию европейских столиц, позволила сохранить как исторические объекты, так и пространственную организацию, свидетельствующую о долгом и уникальном существовании этого города. Разрушительное вмешательство Муссолини в структуру форумов и их уничтожение ради обретения новой городской оси - Виа дей Фори Империали (Via dei Fori Imperiali), соединившей в 1932 году площадь Венеции с Колизеем во имя возможности идти парадным маршем, только усугубило страх утраты идентичности и спровоцировало еще большую осторожность архитекторов в работе с ним.

В отличие от материального состояния города, образ Рима, как места творческого пересечения путей многих художников и архитекторов, память о нем и его интерпретации в период межу XVIII и концом XX века, претерпели очень сильные изменения. На примере изображений Вечного города четко прослеживается сдвиг в архитектурном и художественном мышлении: от унитарной и объективной истины к субъективной множественности.

Гравюры Пиранези и План Нолли: Фиксация прошлого, наблюдение за настоящим и управление будущим

Жанр архитектурной фантазии как выражение изобразительных, а не проектных видов искусств, сформировался в XVIII веке на основе гравюр Джованни Баттиста Пиранези. Интерес художника к античному миру проявлялся как в увлечении прикладной практической археологией, так и в визуальном коллекционировании в изобразительном творчестве городских видов, имевших, с его точки зрения, историческую ценность. В его работах запечатлены не только действительно существовавшие руины Древнего Рима, но и намеренно руинированные постройки, превращаемые им в катастрофические картины воображаемых разрушений (рис. 1). Это - авторский взгляд художника на сохранившееся наследие и на перспективы его существования. В его мироосознании невозможность долгосрочного материального сохранения заменена на возможность зафиксировать исторические городские панорамы в виде произведений станкового искусства.

а)

б)

в)

г)

Рис. 1. Работы Пиранези из серии гравюр «Римские древности». 1756 год. (Le Antichita Romane): а) Руины замка Кастелло дель Аква Клаудиа и Анионе Нуова (Avanzo del Castello dell'Acqua Claudia e Anione Nuova); б) Вид на остатки амфитеатра Кастренсе (Veduta dell 'avanzo dell' Anfiteatro Castrense); в) Одна из двух арок Стеринио на Бычьем Форуме (Una delle due Fornici di Stertinio nel Foro Boario); г) Вид от храма Антонина и Фаустины (Veduta laterale dell'avanzo del Tempio di Antonino e Faustina)

Но Рим XVIII века определялся не только гравюрами Пиранези, но и Новым Планом Рима (La Nouva Topografia du Roma) землемера и архитектора Джованни Баттиста Нолли 1748 года. Топографически точный, благодаря доступным автору геодезическим измерениям, этот иконографически точный чертеж впервые отразил сложившуюся, в том числе из-за особенностей рельефа, структуру города. Карта наглядно иллюстрирует взаимоотношения между городской тканью, состоящей из не требующей деталировки рядовой застройки, и общественными зданиями, изображенными со вскрытыми планами. Ярко выражена разница между структурой города и конструкцией его отдельных построек. Нерегулярная сеть кварталов, улиц и площадей вступает в непостижимый в пространстве города графический конфликт с симметрией, масштабом и тектоничностью форм его главных общественных зданий (рис. 2).

Рис. 2. Новый План Рима Джованни Батиста Нолли. 1748 год (фрагмент, планшет 5-й из 12-ти). Центральная часть Рима с показом вскрытых планов общественных зданий (современные районы Парионе (Parione) и Регола (Regola))

Края плана заполняют изображения римских памятников прошлого в том виде, в котором они сохранились к середине XVIII века. Колонна Траяна, Колизей, Триумфальная арка Константина, храм Диоскуров, противопоставлены сооружениям, современным Нолли: ансамблю площади Капитолия и Базилике Сан-Джованни-ин-Латерано - Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме2 (рис. 3). Таким образом автор раскрывает еще один конфликт - между дохристианским прошлым Рима и его христианским настоящим: современный мир эпохи Просвещения пытается сосуществовать с сооружениями, сохраняющими облик античных руин мира языческого. И парадокс этого конфликта в том, что именно этот древний - дохристианский Рим с его многобожием и культивированной воинственностью навсегда сформулировал правила и сформировал образные академические каноны архитектуры.

Рис. 3. Новый план Рима Джованни Батиста Нолли. 1748 год (фрагмент, планшеты 7-12 из 12-ти). Руины античного Рима и современная автору архитектура города

2 Ceen A., Tice J. The Nolli Map as Artifact / The Nolli Map Website. Сайт. URL: http://nolli.uoregon.edu/artifact.html (дата обращения 29.07.2021).

И в работах Пиранези, и на плане Нолли отражено знание прошлого Рима, незыблемо существующее в реалиях современного им города. В отличие от их фиксационной модели середины XVIII века, в последующие века это знание использовалось не для подтверждения существующего положения, а для определения возможного вектора развития в будущем [6]. Влияние архитектурных композиций Пиранези прослеживается в формировании образного ряда множества архитектурных объектов, а Новый План Рима, остававшийся единственным точным картографическим изображением города до XX века, до сих пор используется для изучения центральной части итальянской столицы [14]. Вместе с тем, созданные в один и тот же период работы Пиранези и Нолли являлись не только документами своей эпохи - фиксацией состояния Рима конца 1740-х - середины 1750-х годов, но и самостоятельными самодостаточными произведениями изобразительного искусства.

Проект «Рома Интерротта», 1978 год. Анализ и синтез графических знаний о Риме XVIII века

Сложность и контекстуально почти несовместимая внутри себя многослойность исторического города, отраженная в работах Пиранези и в плане Рима 1748 года, конфликты пространств и разнохарактерность архитектуры, принадлежащей разным эпохам и, соответственно, стилям при очевидном доминировании античной классики - все это, безусловно, вызывало интерес архитекторов и в XX веке. Несмотря на то, что Рим с его ордерными композициями, деталями и правилами взаимоотношения пространств в мировой архитектуре материально и теоретически присутствовал всегда, только спустя, более, чем 200 лет, в 1978 году в выставке-проекте «Рома Интерротта» (Roma Interrotta) «Прерванный Рим», этот многократно спровоцированный легендой и духом места интерес получил свое новое консолидированное выражение, которое можно рассматривать как заявление о намерениях. Меморандум следующего шага во взаимодействии Рима и профессионального мирового архитектурного сообщества. Времена копиизма, последующего за ним отрицания и возврата, закончились. Наступила следующая стадия -осознание перспектив и возможностей, которые этот город этому сообществу предоставляет.

В мировой архитектурной практике это был момент отказа от модернизма с его повторяющимися стереотипами идей и форм и интенсивного поиска путей создания новых уникальных образов. Начавшись в конце 1960-х, этот новый, стиль «после модернизма», в середине 1970-х обрел четкие образные характеристики и правила формообразования. И в 1978 двенадцать архитекторов были приглашены участвовать в «Рома Интерротта», дабы иметь возможность представить серию графических упражнений-путешествий не столько в историю Вечного города, сколько в его память. Точнее - в образную память о нем. Среди приглашенных были такие мастера, стоявшие у истоков постмодерна, как Альдо Росси (Aldo Rossi), Роберт Вентури (Robert Venturi), Роб и Леон Крие (Rob and Léon Krier), Паоло Портогези (Paolo Portoghesi) и Антуан Грюмбах (Antoine Grumbach).

Как было сказано выше, период индустриализации не затронул центральную часть Рима, поэтому план Нолли все еще представлял собой достаточно точное отражение «законсервированного» пространства города и мог послужить отправной точкой этого «путешествия», целью участников которого было не формирование стратегии городского планирования, а предложение множественных индивидуальных субъективных вариантов видения итальянской столицы третьей четверти XX века на основе карты XVIII века (рис. 4).

Переосмысление пространства происходило через реабилитацию, ревитализацию и гипотетическое продолжение исторических мотивов города, и, таким образом, сложная городская ткань объединяла память о прошлом, внимание к настоящему и некое фантастическое видение будущего.

а) б)

Рис. 4. Трансляция пространственных сценариев Нового Плана Рима 1748 года в план, предложенный архитекторами-участниками выставки «Рома Интерротта» 1978 г.: а) Новый План Рима. Архитектор Джованни Батиста Нолли. 1748 г.; б) «Прерванный Рим». Архитекторы - участники выставки «Рома Интерротта». 1978 г.

Так, архитектор Паоло Портогези (Paolo Portoghesi) (фрагмент № 5 «Рома Интерротта») предлагал, например, органическое развитие древнего города - максимальное повторение природного ландшафта, основой которого является вулканический туф. Римские здания и пульсирующее пространство улиц он представил в образе скал, долин и оврагов, что роднит их с мотивами руин и с темой спонтанно возникающей природы в творчестве Пиранези.3 (рис. 5).

а) б) в)

Рис. 5. Трансляция пространственных сценариев фрагмента Нового Плана Рима 1748 г. во фрагмент проекта «Рома Интерротта» архитектора Паоло Портогези: 1978 г.: а) 5-й планшет Плана Нового Рима; б) 5-й планшет проекта «Рома Интерротта»; в) Иллюстрации, отражающие идею Паоло Портогези

Приглашенный редактор публикации журнала «Architectural Design» (vol. 49, № 3-4, 1979), посвященной «Рома Интерротта», - американский архитектор Майкл Грейвс (Michael

3 AD Profile 20. Roma Interrotta (guest-editor: Graves M.) / Architectural Design, vol. 49, № 3-4, 1979. pp. 57-60. URL: https://pdfslide.net/documents/adesign-1979-roma-interrotta.html (дата обращения 29.07.2021).

Graves) - еще один мастер постмодернизма, заметил, что во фрагменте № 8 общей карты «Прерванного Рима», выполненном Колином Роу (Colin Rowe), произошло развитие резервных южных возвышенных территорий города по сценарию, заложенному пространственной структурой плана Нолли4 (рис. 6). Идентичность «идеального исторического города» перешла в новые кварталы, заполнив собой его пустующие пространства.

а) б)

Рис. 6. Трансляция пространственных сценариев фрагмента Нового Плана Рима 1748 г. во фрагмент проекта «Рома Интерротта» архитектора Колина Роу. 1978 г.: а) 8-ой планшет Плана Нового Рима.; б) 8-ой планшет проекта «Рома Интерротта»

Нижние боковые планшеты с перспективными изображениями архитектурных объектов наполняли план Нолли новыми смыслами. Седьмой фрагмент за авторством Роберта Вентури проводил параллель между Римом и Лас-Вегасом, превращая три колонны храма Диоскуров в конструкцию, подобную знаку «Добро пожаловать в сказочный Лас-Вегас». По версии Грейвса, интерпретировавшего этот проект в публикации Дй в понимании архитектора, в Риме паломник - религиозный или архитектурный - ходит от храма к храму, точно так же, как в Лас-Вегасе игрок ходит от одного казино к другому5. Азарт познания и ощущения сопричастности подобен азарту игры.

Роб и Леон Крие (фрагменты № 10 и № 12 соответственно) каждый со своей стороны превращали открытые общественные городские пространства в закрытые архитектурные конструкции и наоборот, возводя в абсолют (или доводя до абсурда) логику вскрытых планов зданий на карте 1748 года (рис. 7).

По сути, проект «Рома Интерротта» стал площадкой апробации и интерпретации идей постмодернизма, для которых «характерны подражание историческим образцам, отсылки к знаковым объектам в рамках общей композиции или в деталях и внедрение классицистических форм в современную повседневность»6. Имея под собой основу в виде Плана Нового Рима и работ Пиранези, этот конкурс-выставка, зафиксировавший стилистические приоритеты и каноны постмодерна, сам стал отправной точкой для развития других подобных проектов. В конце концов, именно в нем очень четко считываются графические и композиционные приемы, впоследствии свойственные целой плеяде работ представителей поколения советской бумажной архитектуры. Но первым из этого ряда и, безусловно, важнейшим был проект «Новейшей улицы» - «Б^аЬа Novissima», «построенной» в межколонных пространствах Арсенала на Венецианской Биеннале 1980 года в рамках заявленной темы - Ьа Р^епга Ье1 Passato - «Присутствие прошлого».

4 Там же, р. 77-82.

5 Там же, р. 67-68.

6 Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб.: ЛИТА, 2000. 864 с.: ил. URL: https://cih.ru/ae/af55.html (дата обращения 01.08.2021).

И, если «Прерванный Рим», действительно, можно рассматривать, как заявление о намерениях, то Манифестом постмодернизма стала именно эта «Новейшая улица». Улица, каждый «дом» которой, существовавший вне границ определенного города, был создан отдельным мастером стиля, сменившего модернизм [16].

д) е)

Рис. 7. Трансляция пространственных сценариев фрагмента Нового Плана Рима 1748 года во фрагменты проекта «Рома Интерротта» архитекторов Роберта Вентури, Роба и Леона Крие. а) планшеты №№ 7 и 10 Плана Нового Рима. 1748 год; б) планшет № 7 проекта «Рома Интерротта». Архитектор Роберт Вентури; в, г, е) иллюстрации, отражающие идеи Леона Крие; д) планшет № 7 проекта «Рома Интерротта». Архитектор Роб Крие

Не только Италия. Экспозиция на Венецианской Биеннале 2008 года, выставка в Третьяковской галерее и другие проекты-последователи

Сейчас, в первые десятилетия XXI века, исследование возможностей диалога между художественными и пространственно-планировочными приемами, характерными для Рима разных эпох, по-прежнему, постоянно находит свое отражение в различных жанрах и видах искусства. Интерпретации мотивов Рима XVIII века и фантазий проекта «Рома Интерротта» продолжает быть предметом экспонирования. Утопические образы итальянской столицы переосмысливаются и архитекторам, и художниками, анализируются историками и теоретиками архитектуры, изучаются искусствоведами. И все связанные с ними события формируют такой же постмодернистский коллаж, какой складывался из двенадцати фрагментов Вечного города в 1978 году.

Первым переосмыслением конкурса «Рома Интерротта», то есть Рима, «застывшего» теперь в образцах и образах 1978 года, стала экспозиция «Вечный город» на Венецианской Биеннале 2008 года. Архитекторы-участники, среди прочего, представляли, например, город будущего, как урбанизированную структуру неограниченной плотности в четко определенных границах Большого Рима (Бюро BIG, рис. 8а) или предлагали развитие рекреационного сценария вдоль реки Аньене как возможность высвободить потенциал Рима из его исторического центра (бюро West 8, рис. 8б).

а) б)

Рис. 8. Проекты, представленные на Венецианской Биеннале 2008 г.: а) «Ограниченный Рим» - «Rome Limited». Архитектурное бюро BIG - Bjarke Ingels Group; б) «Долина Желания» - «Valley of Desire». Архитектурное бюро West 8

Субъективная множественность решений на сей раз выразилась не только в виде фантазийных образов итальянской столицы будущего. Так, бюро MAD, например, продемонстрировало концепцию «Вечного города» не через видение Рима, а через проблему взаимоотношения процессов глобализации и истинных размеров города. В основе проекта «Суперзвезда» (Super Star) - «планета-магнит, сформировавшаяся в результате взрыва, бесконечный город, не имеющий конкретной точки локализации, возможный в любой точке мира»7 (рис. 9).

7 A re-representation of the city: Uneternal City // GSAPP Seminar Roma 20-25. Сайт. URL: https://roma2025gsapp.wordpress.com/category/un-eternal-city/ (дата обращения 27.07.2021).

Рис. 9. Проекты, представленные на Венецианской Биеннале 2008 года: «Суперзвезда» -«Super Star» Архитектурное бюро MAD Office: а) «Суперзвезда» в пространстве Рима; б) «Суперзвезда» в пространстве Нью-Йорка; в) «Суперзвезда» - мобильный город в пространстве некоего условного существующего пригорода

Экспозиция Биеннале, проводившаяся под названием «Вечный город через 30 лет после «Рома Интерротта», не стала дословным пересказом мотивов наследия Пиранези, Нолли и конкурса 1978 года. Выставка переросла свои «первоисточники» и одновременно расширила их границы, в то время как они использовались только в качестве объединяющих символов и введения в заявленную тему.

Через несколько лет после венецианского опыта личной интерпретацией образа Рима стал проект «Рома Интерротта [другая точка зрения]» (Roma Interrotta [another point of view]) архитектора-художника Паскаля Яконантонио (Pasquale laconantonio)8. Вошедшие в него работы 2016 года представляют собой графические реконструкции произведений Пиранези и идей конкурса 1978 года с включением авторских элементов и переосмыслением уникальных объектов современной архитектуры (рис. 10).

а) б) в)

Рис. 10. Графические реконструкции архитектора-художника Паскаля Яконантонио. Цифровые коллажи проекта «Рома Интерротта [другая точка зрения]»: а) Собор Святого Петра, встроенный в деконструктивистское здание; б) Марсельская жилая единица Ле Корбюзье, встроенная в акведук Валента; в) площадь Навона как отправная точка путешествия «От Рима к Лас-Вегасу» («From Rome to Las-Vegas»), в развитие идеи Роберто Вентури 1978 г.

8 laconantonio P. Roma Interrotta [Another Point of View] // Divisare. Сайт. URL: https://divisare.com/proiects/343363-pasquale-iaconantonio-roma-interrotta-another-point-of-view

(дата обращения 03.08.2021).

По собственному признанию Яконантонио, гравюры Пиранези и план Нолли были «замечательной эстетической точкой отсчета, с которой можно было проводить измерения», определиться с выбором «точки обзора и перспективы», исследовать детали и символы. Вслед за мастерами XVIII века он выбрал для себя жанр гравюры, как «связующую нить», как способ создания серии «проектов, не связанных между собой и использующих разные архитектурные языки». Но, помимо первоисточников, его вдохновили и поисковые «радикальные римские и не только римские проекты» студий Archigram, Archizoom и Superstudio (рис. 11). Именно они, как и проект «Рома Интерротта», определили «утопический подход» к решению тех задач, которые он перед собой ставил, утверждая, что «иногда, чтобы спроектировать возможное, необходимо думать о невозможном» [15].

При всей очевидности идеи преемственности, заложенной в работу, только мастерство исполнения и свойственное автору чувство меры не привело проект «Рома Интерротта [другая точка зрения]» на грань архитектурного комикса и китча.

а) б) в)

Рис. 11. Римские проекты группы Superstudio: а) Непрерывный памятник, Гранд Отель Колизей. (Il monumento continuo, Grand Hotel Colosseo) 1969 г. Фотомонтаж; б) Монумент непрерывного действия: возвышение Колизея (Monumento Continuo: sopraelevazione del Colosseo) из серии Суперрим (Superrome). 1971 г. Фотомонтаж; в) Ватикан из серии Суперрим (Superrome). 1971 г. Фотомонтаж

В отличие от всех предыдущих рассмотренных «римских проектов», московская выставка «Только Италия! Архитектурная графика XVNI-XXI веков» 2014 года не была прямым продолжением предыдущих акций, но именно они определили то единое культурное поле, в которое были включены демонстрируемые работы. Ядро участников экспозиции составили архитекторы Максим Атаянц, Сергей Кузнецов, Сергей Чобан и Михаил Филиппов.

И, если графика Максима Атаянца, была ближе к Пиранези (рис. 12в), то есть, - к фиксации прошлого и романтизации античных руин, то работы Сергея Чобана с включением деконструктивистских элементов в известные виды Рима были в большей степени отражением традиций постмодернизма и прямым развитием идей проекта Паскаля Яконантонио (рис. 12а, 12б). Точно так же, как участники «Рома Интерротта» и «Рома Интерротта [другая точка зрения]», Чобан задался вопросом «гармоничного сосуществование исторической и современной архитектуры»9, а со времен Пиранези «представления о гармонии и восприятие архитектуры сильно изменилось»10.

9 Павликова А. Сергей Чобан: «Рисование как путь к самому себе» // Archi.ru. Сайт. URL: https://archi.ru/russia/66557/sergei-choban-risovanie-kak-put-k-samomu-sebe (дата обращения

29.07.2021).

10 Там же.

в) г)

Рис. 12. Графика, представленная на выставке «Только Италия! Архитектурная графика XVIII-XXI веков»: а, б) Работы архитектора Сергея Чобана; в) Работа архитектора Максима Атаянца, г) Работа архитектора Михаила Филиппова

Выводы

С XVIII века, с момента, который сегодня можно идентифицировать, как время зарождения приемов не подлежащей реализации «бумажной архитектуры», ведется непрерывная фиксация образов Рима - города, историческое ядро которого, несмотря на катастрофические разрушения, сохранило свою пространственно-объемную организацию практически в неизменном виде. Первым и самым известным художником, «закрепившим» в сознании публики Рим эпохи Просвещения, был Пиранези. В своих работах он, прежде всего, производил бережную фиксацию и, практически, инвентаризацию, руин античного города, их коллекционирование и возможную современную ему интерпретацию. Одновременно с ним истинное состояние закрепляет топографически точный План Нового Рима 1748 года Нолли. Эти художественные произведения считаются самыми достоверными из известных изображений Вечного города того времени. Зафиксированная в них и романтизированная ими сохранность, охватившая все, что касалось описанного ими города - от глобальных композиционных приемов до отдельных деталей и элементов декора - оказалась самым благодатным источником вдохновения для развития всей последующей архитектуры вообще. И именно они в течение почти трех веков служат постоянными «провокаторами» всех последующих исканий, связанных с попытками понять перспективы гармоничного сосуществования современной в каждую отдельную эпоху архитектуры и этого города, лежащего «в основе всего».

Противоречивая эстетика многочисленных современных наслоений - это результат переосмысления образа Рима, застывшего в рамках конкурса Рома Интерротта и других -последующих интерпретаций. Приобретя после выставки 1978 года самостоятельное культурное значение, конкурсные работы двенадцати архитекторов-постмодернистов несли уже дальше во времени собственные самостоятельные смыслы, которые могли и по сей день могут вдохновлять следующие за ними поколения художников. В итоге, сегодня мы можем сказать, что сам Рим ведет дискуссию и раскрывает свои скрытые смыслы, возможности и перспективы, заключающиеся не в «Вечном» городе, а в городе «Развивающемся», открывающемся вне стен Аврелиана.

Источники иллюстраций:

Рис. 1а-г. Piranesi G. B. Le Antichita Romane // Heidelberger historische Bestande - digital. Archaologische Literatur. URL: https://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/piranesi1784bd1 (в авторской обработке) (дата обращения 29.07.2021).

Рис. 2, 3. La nuova topografia di Roma Comasco by Giambattista Nolli, ca. 1692-1756 // Berkeley Library. University of California. URL:

https://www.lib.berkeley.edu/EART/maps/nolli.html (в авторской обработке) (дата обращения 24.07.2021).

Рис. 4а, б. Scotti G. L'esposizione "Roma Interrotta" del 1978 // Architettura Insostenibile. URL: https://architetturainsostenibile.wordpress.com/2012/04/17/lesposizione-roma-interrotta-del-1978/ (в авторской обработке) (дата обращения 28.07.2021).

Рис. 5а-г, е. AD Profile 20. Roma Interrotta (guest-editor: Graves M.) / Architectural Design, vol. 49, № 3-4, 1979. URL: https://pdfslide.net/documents/adesign-1979-roma-interrotta.html (в авторской обработке) (дата обращения 29.07.2021).

Рис. 5в, 6а, б, 7д. Roma Interrotta. Incontri Internazionali d'Arte (officina edizioni). URL: https://monoskop.org/images/a/a5/Roma interrotta 1978.pdf (в авторской обработке). Рис. 7а, б. laconantonio P. Roma Interrotta [Another Point of View] // Divisare Atlas of Architecture. URL: https://divisare.com/projects/343363-pasquale-iaconantonio-roma-interrotta-another-point-of-view (в авторской обработке) (дата обращения 03.08.2021). Рис. 8а. Big_ROME LIMITED. [видеозапись] // YouTube. URL: https://youtu.be/KXE8V48BKvo (в авторской обработке) (дата обращения 28.07.2021).

Рис. 8б, 9а. Yang A. Uneternal City. Visionary Urbanism and Its Representation // GSAPP Seminar Roma 20-25. URL:

https://roma2025gsapp.files.wordpress.com/2015/02/uneternalcity small.pdf (в авторской обработке) (дата обращения 28.07.2021).

Рис. 9б, в. A re-representation of the city: Uneternal City // GSAPP Seminar Roma 20-25. URL: https://roma2025gsapp.wordpress.com/category/un-eternal-city/ (в авторской обработке) (дата обращения 03.08.2021).

Рис. 10а-в. Iaconantonio P. Roma Interrotta [Another Point of View] / Divisare. Atlas of Architecture. URL: https://divisare.com/projects/343363-pasquale-iaconantonio-roma-interrotta-another-point-of-view (в авторской обработке) (дата обращения 03.08.2021). Рис. 11а, 11 в. Superstudio 50. Exhibition at MAXXI. September 2016 / Divisare. Atlas of Architecture. URL: https://divisare.com/projects/316256-superstudio-superstudio-50 (дата обращения 29.07.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 11 б. Re Cycle Strategie per l'architettura, la citta e il pianeta / Floornature. Architecture & Surface. 31.01.2012. URL: https://www.floornature.it/re-cycle-strategie-per-larchitettura-la-citta-e-il-pianeta-7531/ (в авторской обработке) (дата обращения 26.07.2021). Рис. 12а. Сергей Чобан. Нарисованная архитектура. Лекция. // СПИЧ. URL: https://www.speech.su/ru/news/lekciya-sergeya-chobana-narisovannaya-arhitektura (дата обращения 01.08.2021).

Рис. 12б-г. Тарабарина Ю. Пространство жизни архитектурной графики // Archi.ru. URL: https://archi.ru/russia/54797/prostranstvo-zhizni-arkhitekturnoi-grafiki (дата обращения 01.08.2021).

Список источников

1. Аввакумов Ю. Бумажная архитектура. Антология. Москва: изд-во: Музей современного искусства «Гараж», 2019. 374 с.

2. Город 2100. Будущее глазами архитекторов и художников / под ред. Белова А., Сидоровой М. Москва: Институт Генплана Москвы, 2019. 292 с.

3. Европейская культура: вызовы современности / под ред. Е.В. Водопьяновой. Москва: Ин-т Европы РАН, 2014. 84 с.

4. Иконников А.В. Утопическое мышление и архитектура. Москва: Архитектура-С, 2004. 400 с.

5. Лежава И.Г. ... Вспомнить все // Academia. Архитектура и строительство. 2018. № 3. С. 13-28. URL: https://doi.orq/10.22337/2077-9038-2018-3-13-28 DOI 10.22337/20779038-2018-3-13-28 (дата обращения 21.07.2021).

6. Лысенков А.Ю. Влияние графических работ Д. Б. Пиранези на формирование концептуальной архитектуры и реального архитектурного пространства /

А.Ю. Лысенков, Л.Ф. Лысенкова // Культура и искусство. 2020. № 2. С. 10-18. URL: https://www.nbpublish.com/library read article.php?id=30650 DOI: 10.7256/24540625.2020.2.30650 (дата обращения 29.07.2021).

7. Росси Альдо. Архитектура города. Пер. с англ. А. Голубцовой. Москва: Strelka Press, 2015. 254 с.

8. Роу К. Город-коллаж / К. Роу, Ф. Кеттер / Пер. с англ. Москва: Strelka Press, 2018. 208 с.

9. Рябушин А.В. Постмодернизм в архитектуре Запада и «Язык архитектуры постмодернизма» / А.В. Рябушин, В.Л. Хайт; предисловие к русскому изданию Ч. Дженкс // Язык архитектуры постмодернизма. Москва: Стройиздат, 1985.

10. Хомяков А.И. Бумажная архитектура: монументы антиутопии // Academia. Архитектура и строительство. 2018. № 2. С. 66-72. URL:

http://aac.raasn.ru/index.php/aac/article/view/35/24 DOI 10.22337/2077-9038-2018-2-66-72 (дата обращения 10.07.2021).

11. Хомяков А.И. Бумажная архитектура: монументы утопии // Academia. Архитектура и строительство. 2017. № 3. C. 69-75. URL:

http://aac.raasn.rU/index.php/aac/issue/view/5/Academia.%20Architecture%20and%20Con struction.%20%20No3%2C%202017 (дата обращения 10.07.2021).

12. Худин А.А. Проблема отношения к истории в теории архитектуры постмодернизма // Academia. Архитектура и строительство. 2019. № 1. C. 35-42. URL: http://aac.raasn.ru/index.php/aac/article/view/102/79 DOI 10.22337/2077-9038-2019-1-3542 (дата обращения 19.07.2021).

13. Худин А.А. Вызовы современности и изменение границ архитектуры // Academia. Архитектура и строительство. 2019. № 3. C. 28-33. URL:

http://aac.raasn.ru/index.php/aac/article/view/143/116 DOI 10.22337/2077-9038-2019-3-2833 (дата обращения 19.07.2021).

14. Baiocchi V., Lelo K. Milone M. V., Mormile M., Tanqa E. Knowing the past for managing the present: A comparison between historical cartography and satellite images for the study of

Rome's city centre // Geographia Technica. 2013. Р. 17-27. URL:

https://www.researchgate.net/publication/236144769 Knowing the past for managing th e present A comparison between historical cartography and satellite images for the study of Rome's city centre (дата обращения 21.07.2021).

15. laconantonio P. Roma Interrotta; The Continuum / KoozArch. De-Activated City -Interviews. Jul. 28, 2017. URL: http://www.koozarch.com/interviews/roma-interrotta-the-continuum/?fbclid=IwAR35ifsqEKFl8JB5ibRjFFPdKsubLYVWM3yrdbCfV20z5Na8BfM4LRp tvUc (дата обращения 24.07.2021).

16. Szacka, L.-C. Historicism versus Communication: The Big Debate at the 1980 Biennale // Architectural Design - Radical Postmodernism, 2011. URL:

https://www.academia.edu/11396295/Historicism versus Communication The Big Debat e at the 1980 Biennale (дата обращения 21.07.2021).

References

1. Avvakumov YU. Bumazhnaya arkhitektura. Antologiya [Paper architecture. Anthology]. Moscow, 2019, 374 p.

2. Gorod 2100. Budushcheye glazami arkhitektorov i khudozhnikov [City 2100. The future through the eyes of architects and artists (ed. Belova A., Sidorovoy M.)]. Moscow, 2019, 292 p.

3. Evropeiskaya kul'tura: vyzovy sovremennosti [European culture: the challenges of our time (ed. Vodop'yanovoj E.V.)]. Moscow, 2014, 84 p.

4. Ikonnikov A.V. Utopicheskoye myshleniye i arkhitektura [Utopian thinking and architecture]. Moscow, 2004, 400 p.

5. Lezhava I.G. ... Vspomnit' vse [...To Remember Everything]. Academia, 2018, no. 3, pp. 13-28. Available at: https://doi.org/10.22337/2077-9038-2018-3-13-28 DOI 10.22337/2077-9038-2018-3-13-28

6. Lysenkov A.YU., Lysenkova L.F. Vliyaniye graficheskikh rabot D. B. Piranezi na formirovaniye kontseptual'noy arkhitektury i real'nogo arkhitekturnogo prostranstva [Influence of D. B. Piranesi's graphic works on the formation of conceptual architecture and real architectural space]. Kul'tura i iskusstvo, 2020, no. 2, pp. 10 - 18. Available at: https://www.nbpublish.com/library read article.php?id=30650 DOI: 10.7256/24540625.2020.2.30650

7. Rossi Al'do. Arkhitektura goroda [The Architecture of the City]. Moscow, Strelka Press, 2015, 254 p.

8. Rowe C., Ketter F. Gorod-kollazh [Collage City]. Moscow, Strelka Press, 2018, 208 p.

9. Ryabushin, A.V., Khayt V.L. Postmodernizm v arkhitekture Zapada i «Yazyk arkhitektury postmodernizma» [Postmodernism in the architecture of the West and «The Language of Post-Modern Architecture»]. Moscow, 1985.

10. Khomyakov A.I. Bumazhnaya arkhitektura: monumenty utopii [Paper architecture: Monuments of Utopia]. Academia, 2017, no. 3, pp. 69-75. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/bumazhnaya-arhitektura-monumenty-utopii/viewer

11. Khomyakov A.I. Bumazhnaya arkhitektura: monumenty antiutopii [Paper architecture: Monuments of Dystopia]. Academia. 2018, no. 2, pp. 66-72. Available at: https://doi.org/10.22337/2077-9038-2018-2-66-72 DOI 10.22337/2077-9038-2018-2-66-72

12. Khudin A.A. Pmblema otnosheniya k istorii v teorii arkhitektury postmodernizma [The Problem of Attitudes towards History in the Theory of Architecture of Postmodernism]. Academia. 2019, no. 1, pp. 35-42. Available at:

http://aac.raasn.ru/index.php/aac/article/view/102/79 DOI 10.22337/2077-9038-2019-1-3542

13. Khudin A.A. Vyzovy sovremennosti i izmeneniye granits arkhitektury [Challenges of modernity and Changing Boundaries of Architecture]. Academia, 2019, no. 3, s. 28-33. Available at: http://aac.raasn.ru/index.php/aac/article/view/143/116 DOI 10.22337/20779038-2019-3-28-33

14. Baiocchi V., Lelo K. Milone M.V., Mormile M., Tanga E. Knowing the past for managing the present: A comparison between historical cartography and satellite images for the study of Rome's city centre. Geographia Technica, 2013, pp. 17-27. Available at: https://www.researchgate.net/publication/236144769 Knowing the past for managing th e present A comparison between historical cartography and satellite images for the study of Rome's city centre

15. laconantonio P. Roma Interrotta; The Continuum. KoozArch. De-Activated City -Interviews, Jul. 28, 2017. Available at: http://www.koozarch.com/interviews/roma-interrotta-the-

continuum/?fbclid=IwAR35ifsqEKFl8JB5ibRjFFPdKsubLYVWM3yrdbCfV20z5Na8BfM4LRp tvUc

16. Szacka, L.-C. Historicism versus Communication: The Big Debate at the 1980 Biennale. Architectural Design - Radical Postmodernism, 2011. Available at:

https://www.academia.edu/11396295/Historicism versus Communication The Big Debat e at the 1980 Biennale

ОБ АВТОРАХ

Долинская Ирина Марковна

Профессор кафедры «Градостроительство», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия е-таП: idolinskaya@yandex.ru

Кузнецова Мария Игоревна

Магистр градостроительства, Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия е-таП: kuzma2017@gmail.com

ABOUT THE AUTHORS Dolinskaia Irina M.

Professor of the Department of Urban Planning, Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia e-mail: idolinskaya@yandex.ru

Kusnetsova Maria I.

Master of Urban Planning, Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia e-mail: kuzma2017@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.