Научная статья на тему 'Образы музыкальных инструментов как «Маршрут» духовного странничества А. К. Лядова (на примере фортепианной миниатюры)'

Образы музыкальных инструментов как «Маршрут» духовного странничества А. К. Лядова (на примере фортепианной миниатюры) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
475
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. К. ЛЯДОВ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ ФИГУРА / ПАСТОРАЛЬ / «КОЧУЮЩИЙ СЮЖЕТ» / «ЗНАК СВИРЕЛИ» / «БУРДОННЫЙ ЗНАК» / «ЗНАК CORNI»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ижболдина Э. М.

В статье осуществляется попытка выявить и описать образы музыкальных инструментов как один из «маршрутов» духовного странничества русского композитора рубежа XIX-XX столетий А. К. Лядова. Предпочтение отдается заглавным сегментам фортепианных произведений, где отчетливо проявился принцип экспонирования художественного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образы музыкальных инструментов как «Маршрут» духовного странничества А. К. Лядова (на примере фортепианной миниатюры)»

УДК 78.072

ОБРАЗЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ КАК «МАРШРУТ» ДУХОВНОГО СТРАННИЧЕСТВА А. К. ЛЯДОВА (НА ПРИМЕРЕ ФОРТЕПИАННОЙ МИНИАТЮРЫ)

© Э. М. Ижболдина

Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова Россия, Республика Башкортостан, 450077 г. Уфа, ул. Ленина, 14.

Тел.: +7 (347) 272 66 43.

E-mail: elmiralegenda@mail.ru

В статье осуществляется попытка выявить и описать образы музыкальных инструментов как один из «маршрутов» духовного странничества русского композитора рубежа XIX-XX столетий А. К. Лядова. Предпочтение отдается заглавным сегментам фортепианных произведений, где отчетливо проявился принцип экспонирования художественного образа.

Ключевые слова: А. К. Лядов, семантическая фигура, пастораль, «кочующий сюжет», «знак свирели», «бурдонный знак», «знак corni»

Красота как предмет эстетического любования всегда находилась в центре внимания одного из наиболее самобытных русских композиторов Анатолия Лядова (1855-1914). Особенность его мироощущения как представителя русской интеллигенции рубежа XIX-XX веков проявлялась в стремлении погрузиться в мир совершенный, далекий от повседневной суеты. Духовное скитальчество по различным «ментальным мирам» воплощается в творчестве поэтов, художников, композиторов того времени.

Мотивами тяги к духовным странствиям стали чувство усталости, глубокого уныния, одиночества, которые пронизывали многие художественные сочинения на рубеже двух столетий. По оценке философов, к концу XIX века в России «... возникли апокалиптические настроения, связанные с чувством наступления конца мира и явления антихриста, т.е. окрашенные пессимистически. ... Это было глубокое разочарование в путях истории ...» [1, с. 231]. Возможно, что причинами тому стали ощущение незащищенности перед приближающимися катаклизмами и типично русская «объективная тоска» (С. Кьеркегор) по идеальному миру. Возвышенный и гармоничный строй мира природы был одним из «ментальных миров» Лядова, через который «пролегал» путь его творческих странствий.

Важной частью идиллического «языка» образов русской природы в фортепианных миниатюрах Лядова являются образы музыкальных инструментов.

Как атрибут временного вида искусства они, тем не менее, формируют устойчивое слияние с образами бескрайних просторов, дали. В тексте фортепианных сочинений Лядова образы музыкальных инструментов несут обобщенную информацию о месте, времени, «состоянии» природы и души ее воспринимающей. В роли образов музыкальных инструментов выступают мигрирующие семантические фигуры, представляющие, по мнению ученых, собой «... лексические структуры текста, способные формировать первичные и накапливать вторичные значения и открытые к активному взаимодействию с контекстом»

[2, с. 96], основанные на воспроизведении посредст-

вом фортепиано звучания флейты, лесного рога, волынки, контрабаса. Эти и некоторые другие семантические фигуры, как известно, составляют лексикографию музыкальной пасторали. Вместе с тем, круг значений семантических фигур в значительной степени изменяется в различном культурном и стилевом контексте. В сочинениях венских классиков, например, Й. Г айдна, знаки пасторали были связаны и с традициями времени, и с содержанием лирики, запечатляя «столь ценимое той эпохой сочетание печали и блаженства» [3, с. 14]). Здесь, как отмечают исследователи, знаки пасторали несут во многом прямые значения и направлены на воплощение образов галантной пасторали [3, с. 17]. В фортепианных миниатюрах Лядова, на наш взгляд, «отобраны» не только ценностно-значимые для русского композитора рубежа Х1Х-ХХ веков семантические фигуры, но и характерные составляющие их контекста. Инструментальные клише включаются Лядовым в контекст звучания фортепиано. В результате образуются сложносоставные смысловые структуры текста, формируя ситуацию «тембр в тембре». Рассмотрим образы музыкальных инструментов в текстах фортепианных миниатюр Лядова.

Так, одна из часто встречающихся семантических фигур инструментальной этимологии в этой группе фортепианных пьес Лядова - «знак свирели». В западноевропейской музыке сформировалось два варианта «знака свирели»: 1) мелодический стереотип развернутой трели и 2) «ленточное двухголосие». Мелодический вариант «знака свирели» лежит в основе «сюжета» пастушеской пасторали и является одним из немногих интонационных оборотов, наиболее точно характеризующих атмосферу идиллического пейзажа композиторов Х1Х -первой половины ХХ века. Достаточно вспомнить III часть «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза, песни Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Похвалу пустыне» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», фортепианные пьесы Ц. Кюи («Эскиз» ор. 83 №1), М. Балакирева («В саду»), Н. Мясковского ор. 25 №4

из цикла «Причуды», ор. 31 №1 из цикла «Пожелтевшие страницы».

В фортепианных пьесах Лядова в отличие от композиторов классицисткой эпохи, у которых «знак» пасторали был наиболее распространенным, образы пастушеской пасторали представлены, в основном, в программных пьесах. Через звукоизобразительную детализацию музицирования пастуха отображается «кочующий сюжет» «человек и природа». Так, например, в темах пьес «Пастораль» ор. 17 №2 и «Воспоминание» ор. 64 №4 (кода) Лядова прообраз одноголосной свирели в «синебелесоватой» (А. Скрябин) тональности H-dur, высоком регистре фортепиано звучит светло, словно рисуя картины пробуждающейся природы и впечатление лирического героя от созерцания утреннего восхода солнца. В начальном сегменте темы миниатюры «Пастораль» ор. 17 №2 мелодическая графика наигрыша «очерчивает» лишенную напряжения, преимущественно, пентатонную линию. Круговое движение наигрыша имитирует способ звукоизвле-чения солирующего инструмента, с актуализацией его виртуозных возможностей. Мелодический «остов» наигрыша образованный мажорным трезвучием создает ощущение света, гармонии бытия, куда устремляется очарованная красотой душа. Флейтовые пассажи в контексте скорого движения (Allegretto) и тихой динамики (p) словно зовут ввысь от земных тревог и волнений в край грез.

Вместе с тем ситуация пастушеской пасторали может быть представлена посредством перекличек музыкальных инструментов на фортепиано в программных пьесах «На лужайке» ор. 23, «Идиллия» ор. 25 и «Пастораль» ор. 33 №3. При этом духовые инструменты однородные (свирель со свирелью) или разнородные (флейта с гобоем) сопоставляются в разных ярусах фактурного пространства фортепиано, способствуя созданию изобразительно-акустических иллюзий. В «Пасторали» ор. 33 №3 с помощью сопоставлений «реплик» одной свирели дуэту свирелей с последующим перемещением в более высокий регистр возникает эффект «отдаленного сигнала» (А. Коробова). Аналогичные приемы перемещения объекта с ближнего на дальний план существуют и в живописи, где нижняя и верхняя половины рисунка имеют неодинаковый вес. При этом удаляющиеся предметы теряют четкость очертаний. Результатом становится художественный эффект «растворения» наигрыша, его устремление ввысь.

Дуэт свирелей представлен в пьесе «ленточным двухголосием» в виде движения параллельными терциями. Прообразом этой разновидности «знака свирели» стал дуэт пастухов, сопровождавший пасторальные лирические сцены на лоне природы. В эпоху музыкального классицизма параллельное движение терций, по наблюдению А. Ас-фандьяровой, являлось аналогом сюжетной ситуации: «...лирический дуэт «дамы» и «кавалера» в

галантной пасторальной сцене...» [3, с. 31]. В «Пасторали» ор. 33 №3 терцовое «ленточное» движение превратилось в одну из метафор пастушеского дуэта - символа гармонии и слияния человека с миром идеальной природы.

«Сюжет» пастушеской пасторали представлен дуэтом диатонических и хроматических разнородных наигрышей, например, флейты и гобоя, фрагментарно включенных в структуру свирельного наигрыша. Возникает ситуация дуэта разнородных духовых инструментов. Так, в теме прелюдии ор. 10 №1 Лядова на фоне протянутых тонических звуков свирели отклик второго инструмента quasi-гобоя вступает на слабую долю и построен на щемящих секундовых интонациях в восходящем движении. Подобное сочетание диатонической и хроматической интонаций встречается в пьесе «Идиллия» ор. 25. Тон «a», образованный нисходящим секундовым движением попевки quasi-гобоя, становится вводной ступенью к тональности b-moll. Хроматические ходы quasi-гобоя словно повествуют об иллюзорном, свойственном участнику пасто -рали, желании соединиться с идеально прекрасным миром природы. В обеих пьесах мягкий «теплый» (Н. Римский-Корсаков) колорит тональности Des-dur, приглушенная динамика (p) дуэта духовых создают впечатление их нереальности и отдаленности от слушателя. В прелюдии ор. 10 №1 в процессе вариантного развертывания интонационные контуры дуэта духовых «размываются» орнаментальной фигурацией. Возникает «минус-прием» (Ю. Лотман), когда ожидаемая «реплика» не звучит. Поглощение инструментальных интонаций общей звуковой атмосферой приводит к десемантизации семантической фигуры свирели и превращения ее в общие формы движения. Это отсутствие отклика становится поэтической метафорой чувства тоски по ушедшему прекрасному миру.

В контексте фортепианных миниатюр Лядова встречается еще одна разновидность «знака свирели» - «знак пастушеского рожка» или гобоя. В мазурке ор. 10 №2 в среднем регистре фортепиано (в пределах первой и второй октав) и умеренном темпе Allegro moderato одноголосный наигрыш сохраняет способ звукоизвлечения и штрихи солирующей флейты, но в сравнении с последней имеет иное темброво-регистровое воплощение. С одной стороны, фигуры внешнего орнамента в виде долгих форшлагов и триолей, трихордовый интонационный оборот придают инструментальному напеву особую узорность и вызывают слуховые параллели с песнями пастуха Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». С другой стороны, акцентируемые нерегулярно форшлагами такты (вторая и третья доли) обнажают тритон ‘f-h”, который вносит лидийский оттенок, характерный для польской музыки. Известно, что Лядов всю жизнь преклонялся перед творчеством Фридерика Шопена, и, по словам современников, подчеркивал, что некоторые его про-

изведения носят даже названия таких вещей Шопена, под впечатлением которых пробуждалось творческое вдохновение самого Лядова, например, Баркарола, Berceuse и др. [4, стб. 44]. По воспоминаниям В. Венцеля, однажды на вопрос, кого из иностранных композиторов он преимущественно почитает, Лядов ответил: «Бетховена, Шуберта... Шопена - обожаю!..» [4, стб. 44]. Свое «обожание» Шопена он ярко засвидетельствовал собственными произведениями для фортепиано (Две прелюдии и Мазурка на польские темы ор. 42, «Деревенская мазурка» ор. 31 №1, Вариации на польскую народную тему ор. 51) и оркестра (Польский. Памяти А. С. Пушкина ор. 49, Польский ор. 55).

Образ музыкальных инструментов представлен в пьесах Лядова как «ритмизованный» знак волынки в виде басового бурдона “c-g”. По наблюдению исследователей, «бурдонный знак» - атрибут кочующих сюжетов и сцен сельской жизни, представляет собой органный пункт квинты или октавы в басу, порождающего гудение инструментов деревенского оркестрика - волынки или шарманки [5, с. 63]. В мазурке ор. 10 №2 Лядова появляющийся на третьей слабой доле такта бурдон актуализирует ритмо-пластические ассоциации. Они задаются уже в обозначении жанра пьесы -мазурка. Совместно с гудением контрабаса в виде хроматических секундовых интонаций баса “cis-d”, “dis-e” и волыночных квинт “c-g” квинты образуются и между «голосами» инструментов. Их гудение направляет слуховое восприятие в русло сельской пасторальной сцены - народного праздника под открытым небом. Выделенный акцентом на слабой доле трехдольного такта басовый бурдон, отображает фигуру притопа каблуком, свойственного польской мазурке. Низкий регистр несет информацию о танцующих: в условиях динамики f актуализируется их тяжелая масса, что дает основание судить о мужском притопе. Исследуя польскую народную музыку, В. Пасхалов пишет, что во время исполнения мазурки между танцорами и музыкантами устанавливается тесная связь; одинаковое настроение охватывает и тех, и других [6, с. 48]. Это позволяет судить о том, что в мазурке ор. 10 №2 Лядова возникает ситуация сельской пасторали, схожая с описанной ученым, когда танцующим на лоне природы аккомпанируют инструменты деревенского оркестра.

Картина сельской пасторали может быть отображена через лексикографию бурдона, выполняющего по отношению к инструментальному наигрышу функцию выдержанной октавной или квинтовой педали. Как знак сельской пасторали, бурдон воплощает образы волынки и контрабаса, выступая в прямом значении («Деревенская мазурка» ор. 31 №1). В пьесе, по наблюдению ученых, согласно авторскому примечанию, включена польская народная тема [7, с. 65]. Протянутый на педали бур-дон, крайние звуки которого составляют интервал

дуодецимы “g-d-d”, обрамляет незамысловатый наигрыш низкого струнного инструмента. Квинта “g-d” в низком регистре фортепиано «поручена» контрабасу, а выдержанное “d” первой октавы «воспроизводится» бурдонной трубкой волынки. Непрерывно тянущаяся педаль передает гудение низких инструментов. Возникает терцет разнородных инструментов - участников красочных картин сельской пасторали. Темп Allegro делает мазурку оживленной. Озвученная на p она словно разносится во все стороны деревни, привлекая молодежь.

Вместе с тем бурдон как атрибут прекрасной природы трактуется Лядовым во вторичном значении с акцентом на пространственных эффектах. Обращаясь к вышеупомянутым пьесам «На лужайке» ор. 23 и «Пастораль» ор. 33 №3, можно отметить своеобразие «бурдонного знака». Так, в «Пасторали» ор. 33 №3 повторяющийся бурдон формирует образ «звенящей дали». В то время как в пьесе «На лужайке» ор. 23 бурдон, пролонгированный единой педалью фортепиано на p, отображает картину «истаивающей дали». На его фоне одноголосный гобойный наигрыш, расположенный на ближнем плане, звучит отчетливо. В обеих пьесах линейный мелодический контур бурдона, ассоциируясь с полоской горизонта, вызывает стремление к покою и умиротворению на лоне идеальной природы.

Отображение в фортепианных пьесах Лядова «голосов» прекрасной природы (шелест леса, порхание и пение птиц, дуновение ветра) формирует сюжет лесной пасторали, на фоне которой раздается пение инструментов. Ее базовой лексической единицей становится «знак corni» (мазурка ор. 11 №2, «Прелюдия-пастораль»). Инструментальные

сигналы мигрируют в фортепианные пьесы Лядова как «знаки природы», где сам рог олицетворял стремление человека слиться с совершенным миром природы. Здесь отсутствует картинный, сюжетно-живописный образ лесного рога, устанавливаемый посредством связи с сюжетами охоты. Рог мыслится композитором, скорее, как символ прекрасного, лишенного тревог и забот, идеального и манящего образа природы.

Вместе с тем сюжетная ситуация лесной пасторали может проявляться через звукоизобразительные приемы, например, мелизматику в теме канона ор. 34 №3 Лядова. Встроенные в каркас «знака свирели» флейтовые штрихи в виде чередования коротких мотивов с форшлагами в высоком регистре ассоциируются со звонкими трелями птиц. Диа-тоничность наигрыша в «спокойном, задушевном» (Ф. Геварт) F-dur способствует воспроизведению пасторали. Диалог «флейты» c «гобоем» складывается из плавного движения мелодической линии от вершины источника “c” (квинты тоники) третьей октавы к тонике “f” первой октавы и на p олицетворяет небесный покров - медленный заход солнца.

Итак, образы музыкальных инструментов флейты и ее разновидности свирели, гобоя, лесного

рога, волынки и контрабаса проявляют различные формы существования в фортепианных миниатюрах Лядова. Они могут быть представлены одноголосно (флейта, свирель, гобой, лесной рог) и в дуэте с однородным (свирель со свирелью) или разнородным инструментом (флейта с гобоем). При этом в дуэте складываются две сюжетные ситуации: инструменты могут звучать одновременно, отображая «дуэт согласия», наиболее распространенный в галантную эпоху, либо поочередно, образуя эффект эха или перекличек.

В процессе миграции семантических фигур инструментальной этимологии в текст пьес Лядова складываются три сюжетные ситуации. Одна из них - ситуация пастушеской пасторали, отражающая музицирование на лоне прекрасной природы. Другая сюжетная ситуация - ситуация сельской пасторали выражена в музыке Лядова через сцены деревенского праздника. Общим для всех сюжетных ситуаций является мотив дали, выраженный посредством пространственных перекличек, эхо-эффектов. Ладо-гармонические (мажор, трихордовые, пентатонные мелодические контуры), фактурные и дина-

мические «регуляторы» смысла (приглушенная динамика) становятся «сквозными» для миниатюр Лядова. Чуткость в восприятии окружающего мира, изысканность, чувство меры и утонченная детализация направлены в его фортепианных произведениях на создание образов прекрасной природы, откуда пролегал творческий маршрут одного из самых самобытных русских композиторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н. Русская идея. М.: АСТ, 2007. 286 с.

2. Шаймухаметова Л. Семантический анализ музыкальной темы // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Уфа: РИЦ УГАИ, 2005. С. 81-102.

3. Асфандьярова А. Интонационная лексика образов пасто-

рали в тематизме фортепианных сонат Й. Гайдна: исследование. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики

УГАИ им. З. Исмагилова, 2007. 194 с., нот.

4. Венцель В. На память о Лядове // Русская музыкальная газета. 1917. №»2. Стб. 41-44.

5. Шаймухаметова Л. Семантический анализ музыкальной темы. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. 265 с.

6. Пасхалов В. Шопен и польская народная музыка // Муз. современник. Кн. 1. Пг.: Сириус, 1916. С. 41-67.

7. Михайлов М. А. К. Лядов: Очерк жизни и творчества. Л.: Музыка, 1985. 208 с.

Поступила в редакцию 07.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.