ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
DOI: 10.21672/1818-510X-2021-67-2-117-123
ОБРАЗЫ МИРОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЕ
Султыева Ленара Ринатовна, студент
Астраханский государственный университет
Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: [email protected]
В данной статье рассматривается определение политической карикатуры в современных реалиях, отмечаются её характерные черты, функции и область функционирования. Кроме того, анализируется значение политической карикатуры как средства коммуникации между властью и обществом. Выявляются образы российских и американских политических элит в поле зрения авторов карикатур, их особенности и влияние на имидж государства. В рамках исследования российских политических элит особое внимание уделяется образам В. Путина и Д. Медведева, их взаимосвязь и влияние СССР на современную интерпретацию политической действительности России в зарубежных карикатурах. Изучение образа Д. Трампа основывается на эволюционных особенностях проводимой им политики. Рассматриваются основные значимые события, повлиявшие на имидж политического лидера, и их отражение в политической карикатуре государства. Помимо этого, особый интерес к исследованию образа Д. Трампа в современной политической карикатуре основывается на том, что политическая элита непосредственно была связана с Капитолийским бунтом начала 2021 г. В связи с этим в данной работе также анализируется влияние данного события на современную политическую карикатуру.
Ключевые слова: политическая карикатура, политические элиты, СМИ, В. Путин, Д. Медведев, Д. Трамп, политическая коммуникация, визуальные средства, лидеры, медиапространство.
IMAGES OF THE WORLD'S POLITICAL ELITES IN MODERN POLITICAL CARICATURE
Sultieva Lenara R., student
Astrakhan State University
20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail: [email protected]
This article examines the definition of political caricature in modern realities, notes its characteristic features, functions and scope of functioning. In addition, the author analyzes the importance of political caricature as a means of communication between the government and society. The article reveals the images of Russian and American political elites in the field of view of the authors of cartoons, their features and influence on the image of the state. In the framework of the study of Russian political elites, special attention is paid to the image of V. Putin and D. Medvedev, their relationship and the influence of the USSR on the modern interpretation of the political reality of Russia in foreign cartoons. The study of the image of D. Trump is based on the evolutionary features of his policy. The main significant events that influenced the image of the political leader and their reflection in the political caricature of the state are considered. In addition, a special interest in the study of the image of D. Trump in modern political cartoons is based on the fact that the political elite was directly connected with the Capitoline riot in early 2021. In this regard, this paper also analyzes the impact of this event on the modern political caricature.
Keywords: political caricature, political elites, mass media, V. Putin, D. Medvedev, D. Trump, political communication, visual means, leaders, media space.
На современном этапе для изображения политических элит с целью манипулирования общественным сознанием большой популярностью пользуются механизмы политической карикатуры.
Политическая карикатура в настоящее время представляет собой инструмент риторики, широко использующийся в визуальной политической коммуникации. Средства массовой коммуникации используют сатирическую карикатуру с целью достоверного изображения событий, происходящих в международных отношениях, а также для демонстрации политики, проводимой правительствами и отдельными политическими деятелями.
Подобное карикатурное изображение может представлять реальных политических элит или проецировать образ политического лидера на вымышленного персонажа, отражающего определённые методы мышления. Автор политической карикатуры нередко прибегает к отображению событий с использованием нетрадиционных способов, при этом не ограничиваясь лишь символическим языком СМИ. Иными словами, любая политическая карикатура может преподносить несколько сложных актуальных сообщений [8].
Карикатура также представляет собой графическое изображение политической элиты того или иного государства, включающее в себя элементы мультфильма. Подобные элементы играют важную роль в создании и представлении образа, поскольку благодаря им возможна передача убедительного сообщения, затрагивающего какую-либо политическую или социальную проблему, происходящую в обществе. Иначе говоря, элементы мультфильма в политической карикатуре выступают ключевой частью формальных понятий, широко используемых авторами данных иллюстраций для построения убедительного послания читателю.
Стоит также отметить, что в настоящее время широко распространяется определение, согласно которому политическая карикатура выступает одним из универсальных средств осуществления политического диалога между властью и обществом. При этом карикатура непосредственно отражает реакцию общественного мнения на то или иное актуальное политическое событие или серию событий, а также политического лидера национального или мирового уровня. Основными целью и задачами политической карикатуры на современном этапе выступает эффективность механизма воздействия на людей. Ключевой особенностью данного жанра является общая традиция, характерная для большинства государств, благодаря чему политическая карикатура обладает некоторыми схожими составляющими.
Многие исследователи в настоящее время отмечают, что изображение посредством политической карикатуры элит мирового масштаба может быть понятно только тем людям, которые осведомлены в политическом контексте. Несмотря на это, даже таким образом политические карикатуры широко используются, что объясняется, в первую очередь, тем, что они развивают чувство любопытства и создают стимул для людей искать то, что происходит вокруг них.
Важно заметить, что политическая карикатура часто затрагивает или полностью отражает непрерывную политическую дискуссию среди общества об актуальных событиях, в результате чего усиливается как прямая, так и косвенная социальная критика. По мнению некоторых исследователей, чрезмерные преувеличенные и оскорбительные комментарии, широко используемые в политической карикатуре для отражения особенностей политических элит, могут вообще быть не приняты при условии, если они появились в редакционной статье [3, с. 47].
Визуальные образы политических элит в современной политической карикатуре используются в репрезентациях или конструкциях политиков в медиапространстве. При этом учитываются их отношение к обществу, а также значение их действий или бездействия на общественное мнение. Иными словами, политическая культура в данной связи приобретает роль инструмента политической коммуникации, так как она реализуется через использование визуальных средств, а также коренится в мысли производителей текстов, показывая способность визуальных образов вызывать у людей более глубокие чувства, чем те, которые возникают в устной или письменной речи.
Некоторые исследователи также утверждают, что политическая карикатура не всегда беспрекословно следует объективным принципам, существующим в обществе. Данный вид политической коммуникации также выражает взгляды автора в качестве параллельной альтернативы с точкой зрения средств массовой коммуникации. Таким образом, можно отметить, что политические карикатуры являются довольно безопасным способом выражения мнений о политических элитах или их обвинений, в то время как новостные сообщения уже не так
сильно отражают существующую действительность, в связи с тем, что основываются на статистике без преувеличения.
В связи с совокупностью вышеизложенного, стоит сказать о том, что политическая карикатура в современности представляет собой средство выражения и инструмента формирования общественного мнения. Необходимо внимательно и тщательно относиться к этому острому жанру, поскольку он напрямую связан со свободой выражения мнений и плюрализмом СМИ. Сатирический, а иногда и саркастический характер политических карикатур способствует свободным публичным дебатам, стимулирует общественное осмысление различных проблем и противоречий.
В то же время необходимо заметить, что карикатура, язык которой универсален и не требует перевода, хороша в объединении людей, в обеспечении налаживания отношений между разными культурами и социальными слоями, а также в сдерживании нетерпимости и экстремизма.
Образы политических элит в политической карикатуре обладают долгой и впечатляющей историей, что свидетельствует о силе данного вида визуальной политической коммуникации.
Обращаясь к примерам, можно выделить несколько исторических ситуаций, в которых политическая карикатура существенно повлияла на ход событий. Так, например, Людовик XVI потерял голову отчасти из-за серии непристойных рисунков, выступающих античной версией карикатуры, подорвавших репутацию Марии-Антуанетты. Помимо этого, в начале 1940-х гг., когда великий карикатурист Д. Лоу высмеивал А. Гитлера, министерство иностранных дел Германии находилось в состоянии резкой критики, поскольку в дальнейшем автор политической карикатуры был внесён в список смертников Национал-социалистической немецкой рабочей партии.
Другими словами, при помощи сатиры и иронии политические карикатуристы имеют возможность преодолевать сложности и говорить правду политическим элитам. Подобное утверждение позволяет выделить основные функции политической карикатуры. Так, одной из ключевых функций выступает значительное увеличение объема негативных эмоций, что связано с проявлением каждым человеком своего субъективного отношения к вопросам, связанным с деятельностью политических элит. Другой основополагающей функцией выступает увеличение числа стереотипов в обществе, что в результате пагубно сказывается на сознании людей, поскольку из-за постоянных повторений подобной информации в СМИ общество в действительности воспринимает её за истину.
Рассматривая образ современной российской политической элиты в политической карикатуре, необходимо исследовать двух последних президентов России и их образы, созданные визуальными средствами политической коммуникации в зарубежных СМИ [6, с. 86].
Предыдущий президент России Д. Медведев как политическая элита России чаще всего изображается не только в зарубежных, но и в российских политических карикатурах как человек, неизбежно связанный и зависящий от В. Путина. Кроме того, в политических карикатурах бывшего президента часто заостряется внимание на его росте. В особенности авторы карикатур стремятся продемонстрировать рост Д. Медведева в его отношении к В. Путину, что как бы показывает его более низкое положение. Помимо этого, карикатуристы пытаются показать, что бывший президент не обладает правом самостоятельных решений и часто находится в зависимости от В. Путина. Подобные изображения чаще всего показывают Д. Медведева в роли марионетки, находящейся в руках действующей политической элиты.
Действующий же политический лидер России в зарубежной визуальной риторике выглядит как грозный и довольно сдержанный человек, лишённый чрезмерной жестикуляции. Особенностью политической карикатуры В. Путина выступает его взаимосвязь с периодом советской власти, поскольку у многих зарубежных иллюстраторов он ассоциируется с И. Сталиным, что объясняется его политическим поведением. Так, в большинстве политических карикатур В. Путин представлен как человек, который находится в большом помещении, выполненном в советской тематике, с учётом таких деталей, как деревянный стол и портрет И. Сталина.
Ещё одной характерной чертой, показанной в политических карикатурах действующей политической элиты, выступает сопоставление существующей ситуации в основных сферах общественной жизнедеятельности России с её образом предыдущих лет [9, с. 129].
Как отмечалось ранее, одной из ключевых функций политической карикатуры в настоящее время выступает стремление навязать стереотипы о политическом строе или политической элите того или иного государства. В отношении России данные стереотипы закрепились давно, и потому их нередко используют авторы политических карикатур для отражения существующей действительности. Так, наиболее популярными стереотипным символами России выступает медведь, балалайка и матрёшка. Довольно часто действующий политический лидер РФ В. Путин показан в карикатурах верхом на буром медведе.
В связи со стереотипным устройством политических карикатур большинство зарубежных авторов в своих работах не отличаются особым сюжетным разнообразием. Так как В. Путин на многих политических карикатурах изображается в неразрывной связи с традиционными знаками России, стоит говорить о том, что в зарубежном политическом дискурсе он воспринимается как сущность российской действительности, как что-то давно устоявшееся и не собирающееся претерпевать изменения [5, с. 38].
Кроме того, стоит сказать, что в рамках рассмотрения образа политической элиты России в современной политической карикатуре В. Путин и Д. Медведев изображаются чаще всего в негативном ключе. Среди отрицательных особенностей политических элит РФ основными выступают намёки на авторитаризм, отрицание демократических ценностей, концентрация власти, чрезмерная агрессивность и стремление вернуть советское устройство. В связи с совокупностью описанных образов политической элиты России в зарубежной карикатуре можно говорить об отрицательном имидже государства и его политических лидеров.
Стоит отметить, что политическая карикатура в целом выступает жанром, в рамках которого редко возникают положительные оценки политических элит, поскольку отрицательное видение ситуации в форме гротеска или иронии является основополагающим признаком карикатуры. Именно поэтому необходимо признать, что в ближайшем будущем образы политической элиты России не претерпят особых изменений. Несмотря на это, существует возможность положительного сдвига при условии, если в поле зрения авторов карикатур возникнет какое-либо политической событие, сместив тем самым акцент с негативного образа политических элит. Это объясняется, в первую очередь, тем, что при подобных условиях в западном визуальном дискурсе Россия будет выглядеть как государство, в котором отсутствует застой в основных сферах жизнедеятельности.
Можно также говорить о том, что для того, чтобы улучшить образ Д. Медведева в западной политической карикатуре, необходимо выстраивать его имидж как независимого политического деятеля, осуществляющего самостоятельно государственную деятельность.
Наиболее актуальным в настоящее время выступает рассмотрение образа американской политической элиты в политической карикатуре, в особенности бывшего президента США Д. Трампа. Актуальность исследования данного политического лидера обуславливается возможностью проследить некоторые эволюционные характерные черты [4, с. 6].
Стоит отметить, что в период инаугурации президента в 2017 г. особое место в политической карикатуре было уделено предположению, что Д. Трамп будет действовать от лица российской политической элиты и в её интересах. В связи с этим широко распространялись изображения, где политический лидер находится внутри матрёшки, выкрашенной в цвета российского флага. Многие обвиняли Д. Трампа в том, что он вступил в сговор с Россией, чтобы повлиять на выборы 2016 г., а также в том, что политик имеет обширные связи с правительством РФ и сотрудничал с Москвой, чтобы навредить Клинтон во время предвыборной кампании [7, с. 40].
Взаимосвязь политического лидера США с Россией пытались выяснить также в 2019 г. в ходе расследования Мюллера, что породило новый поток политических карикатур на эту тему, где Д. Трамп предстал не в самом выгодном свете. Политическая элита США была проиллюстрирована в работах различных карикатуристов, как человек, принимающий участие в «охоте на ведьм».
Большое количество политических карикатур возникало в 2018 г., когда Д. Трамп проводил компрометирующую политику с Китаем и Северной Кореей. Так, одним из резонансных событий в данном направлении выступает объявление политическим лидером о высоких тарифах на импорт стали и алюминия, а также на другие товары из Китая, Канады, Мексики, Европейского союза, Японии и некоторых других стран. В результате широко распространились карикатуры, на которых Д. Трамп находится на ринге с представителем КНР Си Цзиньпином.
Кроме того, огромный пласт визуальной политической коммуникации приходится на взаимоотношения политической элиты США с лидером КНДР Ким Чен Ыном. На протяжении нескольких лет в поле зрения авторов карикатуры находились данные лидеры и их образы в совокупности с изображениями боевых ракет. Политический лидер Соединённых Штатов и северокорейский глава обменивались угрозами, в результате чего Д. Трамп пообещал, что новые вызовы со стороны Ким Чен Ына будут встречены огнём и яростью.
Наибольший резонанс в американской и зарубежной прессе за всё время президентского срока Д. Трампа вызвало его желание построить стену на границе с Мексикой, в связи с чем увеличилось количество карикатур, изображающих политического лидера в негативном ключе. Помимо этого, политический лидер потребовал от Конгресса несопоставимые с предыдущими годами суммы нового финансирования его политики в отношении иммигрантов. В политических карикатурах образ политической элиты в лице Д. Трампа чаще всего изображался как человек, сошедший с ума и сидящий возле забора в смирительной рубашке [10, с. 163].
Несмотря на шквал критики в сторону действовавшего на тот момент президента, он продолжал проводить политику, направленную на подавление нелегальной иммиграции, часто выступая с обещаниями отправить людей, просящих убежища обратно в Мексику. Резонанс в СМИ, в частности в политической карикатуре, был вызван распространением образа отца и дочери, утонувших при попытке перебраться из Мексики в США. На многих политических карикатурах лидер смотрел свысока с жестокостью на тонущих мексиканцев. Подобные образы свидетельствуют о низком рейтинге и негативном имидже Д. Трампа в данный период его деятельности.
Большой удар по мировой политической повестке нанесло распространение вируса СОУЮ-19. В США сторонники Д. Трампа стремительно обвиняли демократов в преувеличении пандемии и придании ей чрезмерного внимания. Их противники, в свою очередь, обвиняли президента и протестующих против изоляции в том, что они лишь усугубляют ситуацию и способствуют увеличению количества заразившихся. В рамках политической карикатуры оба лагеря были изображены как ссорящиеся марионетки в руках политического лидера.
Помимо этого поводом для усиления негативного образа политической элиты в политической карикатуре США явилось убийство Дж. Флойда и последующие за этим антирасистские движения. Многие обвиняли Д. Трампа в том, что он никак не противодействует этому, поощряя расизм и неравенство в государстве.
На современном этапе особую значимость в рамках анализа образа политической элиты США в политической карикатуре представляют выборы 2020 г. и последующие за ними события. Данные обстоятельства послужили импульсом для распространения отрицательного образа Д. Трампа в политических карикатурах [2, с. 469].
В период предвыборной гонки большинство авторов политических карикатур стремились предугадать результаты противостояния действующего политического лидера и его оппонента Дж. Байдена. Поскольку Трамп пригрозил судебным иском ещё до того, как было подано первое голосование, некоторые карикатурные прогнозы отражали возможность того, что данное противостояние закончится в суде.
После поражения политического лидера на выборах, он и его союзники стремительно отказывались признавать результаты избирательного процесса, так как отрыв в голосах был незначительным. Это побудило многих авторов карикатур изобразить Д. Трампа как агрессивного и сумасшедшего политика. Для того чтобы отобразить, что элита не может больше осуществлять рациональную деятельность, многие карикатуристы использовали образ Д. Трампа как персонажа сказки «Алиса в Стране чудес».
Наиболее актуальным в рамках рассмотрения образа политического лидера США в современной политической карикатуре выступает Капитолийский бунт, произошедший в 2021 г. Воодушевленная президентом толпа сторонников Д. Трампа штурмовала Капитолий, преследуя цель помешать Конгрессу подтвердить результаты президентских выборов в США в пользу Дж. Байдена. На большинстве политических карикатур лидер изображён жестоким дирижёром, управляющим своими сторонниками [1].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на современном этапе политическая культура выступает одним из эффективных инструментов политической коммуникации между властью и обществом, поскольку она представляет собой информацию, не требующую длительного изучения. Визуализация позволяет большому количеству людей ознакомиться с тем или иным событием, а также высказать свою позицию о деятельности той или иной политической элиты. В результате рассмотрения образа российской элиты было выявлено, что в настоящее время в зарубежных и отечественных СМИ широко распространяются карикатуры, на которых действующий глава государства предстаёт в холодном и сдержанном виде. При этом многие авторы политической карикатуры отмечают, что В. Путин находится в зависимости от политики, проводимой Советским Союзом, и стремится её продолжить. Результатом анализа эволюции политики, проводимой Д. Трампом в США, явился вывод о том, что образ данного политического лидера в карикатурах различных авторов подвёргся различным интерпретациям, однако в результате окончания его деятельности он выступил жестоким политиком, действующим лишь в собственных интересах.
Список литературы
1. Cavna, M. How cartoonists are satirizing Trump's White House farewell / M. Cavna. - 2021. - Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/arts-entertainment/2021/01/19/cartoons-trump-goodbye-exit/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ.
2. Бодулева, А. Р. Языковые особенности фейковых новостей (на материале фейковых новостей о Дональде Трампе и предвыборной кампании США 2020) / А. Р. Бодулева, Л. Р. Сайфутдинова, А. С. Салина // Вестник Марийского государственного университета. - 2020. - № 4 (40). - С. 466-473.
3. Денисова, Г. Л. Идентификация персонажа в политической карикатуре / Г. Л. Денисова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2018. - № 4. - С. 45-55.
4. Дехнич, О. В. Метафоризация визуального компонента в современной американской политической карикатуре / О. В. Дехнич, Е. В. Середина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. - 2019. - № 1. - С. 5-10.
5. Иванченко, А. С. Образы политических лидеров России в карикатурах западных СМИ /
A. С. Иванченко // Коммуникация в современном мире : мат-лы Всерос. науч.-практич. конф. - Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2017. - С. 37-39.
6. Курас, Л. В. Образ России в политической карикатуре на рубеже XIX-XX вв. / Л. В. Курас, Л. В. Кальмина // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. -2020. - № 38. - С. 82-93.
7. Мишуткина, И. И. Основные черты медийного образа Дональда Трампа (на материалах немецких СМИ) / И. И. Мишуткина // Архивариус. - 2019. - № 9 (42). - С. 40-42.
8. Петрова, А. В. Комплексная методика анализа метафоры в карикатурах как креолизованных текстах политической агитации / А. В. Петрова, М. В. Петров. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-metodika-analiza-metafory-v-karikaturah-kak-kreolizovannyh-tekstah-politicheskoy-agitatsii, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
9. Поздеева, В. Д. Содержание и направленность стереотипного образа России в западных СМИ /
B. Д. Поздеева // Цифровая наука. - 2020. - №10. - С. 127-137.
10. Цуканов, Е. А. Из шутов в короли: медиа-стратегии трансформации имиджа Дональда Трампа / Е. А. Цуканов, Э. А. Нимяев // Наука. Искусство. Культура. - 2020. - № 2 (26). - С. 161-168.
References
1. Cavna, M. How cartoonists are satirizing Trump's White House farewell. Available at: https://www.washingtonpost.com/arts-entertainment/2021/01/19/cartoons-trump-goodbye-exit/.
2. Boduleva, A. R., Sajfutdinova, L. R., Salina, A. S. Yazykovye osobennosti feykovykh novostey (na materiale fejkovyh novostej o Donal'de Trampe i pred-vybornoj kampanii SShA 2020) [Language features of fake news (based on fake news about Donald Trump and the US election campaign 2020)]. Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Mari State University], 2020, no 4 (40), pp. 466-473.
3. Denisova, G. L. Identifikatsiya personazha v politicheskoy karikature [Identification of a character in a political caricature]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishheva [Bulletin of the Volga University V. N. Tatishchev], 2018, no 4, pp. 45-55.
4. Dekhnich, O. V., Seredina, E. V. Metaforizatsiya vizualnogo komponenta v sovremennoy amerikanskoy politicheskoy karikature [Metaphorization of the visual component in modern American political caricature]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika [Bulletin of the South Ural State University. Series: Linguistics], 2019, no 1, pp. 5-10.
5. Ivanchenko, A. S. Obrazy politicheskikh liderov Rossii v karikaturakh zapadnykh SMI [Images of political leaders of Russia in cartoons of Western media]. Kommunikatsiya vsovremennom mire [Communication in the modern world]. Voronezh, Voronezh State University Publ. House, 2017, pp. 37-39.
6. Kuras, L. V., Kalmina, L. V. Obraz Rossii v politicheskoy karikature na rubezhe XIX-XX vv. [The image of Russia in political caricature at the turn of the XIX-XX centuries]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kulturologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of the Tomsk State University. Culturology and Art History], 2020, no 38, pp. 82-93.
7. Mishutkina, I. I. Osnovnye cherty mediynogo obraza Donalda Trampa (na materialah nemeckih SMI) [The main features of the media image of Donald Trump (based on materials from German media)]. Arhivarius [Archivist], 2019, no 9 (42), pp. 40-42.
8. Petrova, A. V., Petrov, M. V. Kompleksnaya metodika analiza metafory v karikaturakh kak kreolizovannykh tekstakh politicheskoyj agitatsii [A complex method of analyzing metaphors in cartoons as creolized texts of political agitation]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-metodika-analiza-metafory-v-karikaturah-kak-kreolizovannyh-tekstah-politicheskoy-agitatsii.
9. Pozdeeva, V. D. Soderzhanie i napravlennost stereotipnogo obraza Rossii v zapadnykh SMI [The content and focus of the stereotypical image of Russia in the Western media]. Tsifrovaja nauka [Digital Science], 2020, no 10, pp. 127-137.
10. Tsukanov, E. A., Nimyaev, Ye. A. Iz shutov v koroli: media-strategii transformatsii imidzha Donalda Trampa [From Fools to Kings: Media Strategies for Transforming Donald Trump's Image]. Nauka. Iskusstvo. Kultura [Science. Art. Culture], 2020, no 2 (26), pp. 161-168.