Политика в фокусе
Елена ШЕСТОПАЛ, Светлана НЕСТЕРОВА, Ольга БУКРЕЕВА, Наталья СМУЛЬКИНА, Алена ЗАТОНСКИХ, Виктор ТИТОВ
ОБРАЗЫ КАНДИДАТОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ 2012 В МАССОВОМ СОЗНАНИИ
ШЕСТОПАЛ
Елена
Борисовна —
д.филос.н.,
профессор,
заведующий
кафедрой социологии
и психологии
политики МГУ
им. М.В. Ломоносова,
президент
Российского
общества
политических
психологов
НЕСТЕРОВА Светлана Викторовна — к. полит.н., старший преподаватель кафедры социологии и психологии политики МГУ
БУКРЕЕВА
Ольга
Владимировна — аспирант кафедры социологии и психологии политики МГУ
СМУЛЬКИНА Наталья Валентиновна — аспирант кафедры социологии и психологии политики МГУ
ЗАТОНСКИХ Алена Владимировна — аспирант кафедры социологии и психологии политики МГУ
ТИТОВ Виктор Валерьевич — к.полит.н., младший научный сотрудник кафедры социологии и психологии политики МГУ shestop0505@ rambler.ru
В статье анализируются результаты исследования восприятия политических лидеров - кандидатов в президенты. Описываются и сравниваются друг с другом образы 5 ведущих политических деятелей. Изменения в восприятии российских политиков рассматриваются на рациональном и бессознательном уровнях.
The article discusses the results of the study of political leaders' perception by mass consciousness. It focuses on images of presidential candidates in 2012 elections. Images of 5 Russian leading politicians are described and compared with each other. The study shows recent changes in perception of Russian leaders both on rational and unconscious levels.
Ключевые слова:
образ кандидата в президенты, политический лидер, восприятие, политические сторонники, политические противники; image of presidential candidate, political leader, perception, political supporters, political opponents.
За короткое время после парламентских выборов общая поли -тическая апатия сменилась активностью улицы. Многое изменилось в отношении граждан к государству, к выборам, к отдельным политическим лидерам.
Проведенное кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ в конце января — начале февраля 2012 г. исследование1 позволило выявить те сдвиги, которые про -изошли при восприятии ведущих российских политиков накануне президентских выборов не только на рациональном, но и на бес сознательном уровне.
Образы отдельных кандидатов в президенты
Г.А.Зюганов. Исследование показало, что лидер коммунистов, который активно действует в политике уже не одно десятилетие, как ни удивительно, не всеми опрошенными был узнан по фото -графии. Здесь мы впервые получили наглядное подтверждение того, что произошло реальное омоложение электората: в политику пришло поколение, которое уже ничего не помнит о советском времени и мало что знает и о постсоветской политической исто -рии. При этом за этот же год более чем вдвое увеличилось число тех, кто одобряет его политические взгляды (с 13% до 27,1%). Такой
1 Исследование образов политиков было проведено кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ. Оно имело качественный характер и не претендует на репрезентативность для страны в целом. При этом выборка по правилам проведения качественных исследований была сбаланси рована по полу, возрасту и образованию Всего было опрошено около 200 чел. в Москве, Саратове, Дагестане, Ставропольском и Красноярском краях и в Орловской обл. Задачей было выявление особенностей восприятия кандидатов в президенты накануне выборов. Поскольку большую часть образов мы уже исследовали ранее, то у нас была возможность проследить динамику их восприятия и сравнить образы 2012 г. с более ранними данными в отношении всех кандидатов, кроме Прохорова. В исследовании были использованы авторские методики, в частности глубинное интервью с применением метода фиксиро ванных ассоциаций и с использованием черно белых фотографий в качестве стимульного материала, что позволяет не только получить срез рациональных компонентов образов политиков, но и выявить бессознательные реакции респондентов на них.
популярности лидер коммунистов не имел до сих пор никогда, начиная с 1993 г. Парадоксальность феномена Зюганова связана с тем, что при определенном улучшении экономического положения страны общество делает явный поворот влево.
Уже немолодой и весьма традиционный по стилю, Зюганов продолжает восприни маться как хотя и не для всех приятный, но очень естественный, мужественный и сильный лидер, что и определило его элек торальный потенциал. При этом загадка популярности лидера коммунистов лежит не столько в его личной притягательности, сколько в той идеологии, которой он при держивается, в наличии у него программы и в последовательности, непротиворечи вости его образа.
B.В.Жириновский. Наблюдатели давно заметили, что В.В. Жириновский обладает способностью вызывать прямо противо положные чувства у своих сторонников и противников. Важный момент, характери -зующий образ лидера ЛДПР, — это устой -чиво высокий антирейтинг, который сохра -нялся и в ходе последней избирательной кампании. При этом респонденты, отно сящиеся к лидеру ЛДПР негативно, четко подразделяются на два типа. Первый — это та часть российского общества, которая не приемлет стиль Жириновского, его манеру публичного поведения. Второй основан, прежде всего, на негативном отношении к его политическим заявлениям и имиджу «националиста» и «популиста».
С одной стороны, ему удалось преодо -леть скептицизм публики и приучить ее к тому эксцентричному стилю, который стал его фирменным знаком. С другой стороны, образ Жириновского перестал быть адекватным тем вызовам, которые встали перед страной в последнее время. И результаты выборов подтвердили вывод, сделанный нами по итогам нашего иссле дования, о том, что звезда его явно зака тывается1.
C.М.Миронов. За время, прошедшее с парламентских выборов, положительные оценки ряда его качеств снизились. В то же время Миронов — единственный из кандидатов в президенты, у которого резко возросла привлекательность компонен -тов его образа для респондентов. Следует
1 См. Шестопал Е. Прицел на кандидатов // НГ-политика, 21 февраля 2012.
также отметить, что образ Миронова на бессознательном уровне выглядит по мно гим параметрам лучше, чем на рациональ -ном уровне. Это означает, что у Миронова есть «неучтенный резерв» голосов. Но главное, на бессознательном уровне он воспринимается как «свой», скорее при -ятный и маскулинный политик... Поэтому полученные данные позволяют говорить о не до конца реализованных возможно -стях этого политика. Однако в ходе изби -рательной кампании этого сделать ему не удалось.
М.Д. Прохоров. Сегодня можно смело говорить о феномене Прохорова политика, который появился в ней совсем недавно и, несмотря на неудавшуюся попытку создания своей партии накануне парламентских выборов, получил неверо ятную узнаваемость (93%). Другим важ ным фактором его восприятия является новизна. Запрос на новые лица позволил Прохорову «отстроиться» от своих сопер ников и выделил его на фоне привычных и надоевших за не одно десятилетие кан дидатов.
В образе Прохорова доминирует его внешность. Действительно, высокий, молодой и внешне привлекательный политик выделятся среди своих сопер ников, прежде всего, внешними дан ными. Исследование позволило выде лить 3 группы граждан по отношению к его политическим взглядам. Первая — это те, кто видят в бизнес карьере Прохорова доказательство его политического потен циала и готовы поддержать его политиче -скую программу. Вторая — те, кто полагает, что в силу своего социального положения Прохоров в первую очередь будет отста -ивать интересы бизнеса, а не государ -ства, и отвергает его политические идеи, считая их или неприемлемыми, или же просто популистскими. При этом велик и процент тех, кто не имеет внятного представления о политических взглядах Прохорова или указывает на их отсут-ствие. В целом число его заведомых про тивников превышает число сторонников. Результаты выборов подтвердили пра -вильность наших выводов относительно сторонников и противников Прохорова. Из числа опрошенных нами 26,7% выразили готовность проголосовать за него на предстоящих выборах. Это число вполне соответствует тем результатам, которые Прохоров получил в крупных городах, но
Михагш Прохоров Сергей Миронов Геннадий Зюганов Владимир Жириновский Владимир Пунш
Ю.5%
Р 1%
21."%
I 22,4%
36%
И 38,2%
1 45,9%
_1 24.’%
-> 1 I О,'
1 31.4%
■ частично Пнет Ода
Рисунок 1 Сравнение политических взглядов кандидатов. Одобряете ли Вы его поли -тические взгляды?
в регионах, даже таких как Красноярский край, где он хорошо известен, он получил слабую поддержку.
Путин В.В. Образ кандидата № 1 пре -терпевал изменения и раньше (мы за ним наблюдаем с марта 2000 г.). В целом ряде его качеств граждане разочаровались (от внешности до деловых характеристик). Но было бы неверным утверждать, как это делают сейчас многие, что в обществе имело место однозначное разочарование в Путине. Наряду с разочаровавши мися появились и те, кто не голосовал за Путина на прежних выборах, но прого -лосовал на этих выборах. При этом число разочарованных и «очарованных» граждан примерно равно.
Если более пристально посмотреть на сторонников и противников Путина, то вопреки расхожему мнению о том, что противники Путина — это люди в нор -ках, а поддерживают его люди в ватниках, на его стороне, в т.ч. и среди москвичей, немало людей образованных и вполне сытых, к тому же рационально и четко аргументирующих свое одобрение этой кандидатуры. А вот противники, напро -тив, эмоционально резки в оценках и не всегда могут их обосновать.
Следует особо подчеркнуть, против-ники Путина — это отнюдь не только либералы, протестующие против деспо тизма. Примерно столько же респонден тов упрекает его в излишней мягкости и неспособности жестко контролировать свое окружение. Путину придется уже
после выборов более четко определиться не столько со своими сторонниками, сколько с врагами. Вполне очевидно, что главными соперниками Путина на выбо рах стали не Прохоров с Мироновым, и не Зюганов с Жириновским, а он сам образца нулевых годов.
И хотя изменения отдельных деталей образа кандидата № 1 были не всегда для него благоприятны, но в целом он воспри нимается по прежнему скорее позитивно, чем негативно. И на фоне других отнюдь не слабых политиков его образ имеет несомненные преимущества, что и под твердили итоги голосования.
И сейчас, когда выборы остались позади, Путину придется серьезно думать о том, как ответить на тот общественный запрос, который находит свое отражение в его вос -приятии гражданами — и сторонниками, и противниками. И эта задача предполагает серьезную работу над своей стратегией, над теми вопросами, которые возникают у граждан к нему как политику.
Сравнительный анализ образов кандидатов в президенты
Приходя на избирательный участок, мы выбираем, сопоставляя кандидатов друг с другом и не всегда отдаем себе отчет в том, по каким критериям мы это делаем.
Так, по вопросу об одобрении полити -ческих взглядов на момент исследования с изрядным отрывом лидировал В.В. Путин, хотя стоит обратить внимание, что чис ловые значения всех соперников лидера
Михаил Прохоров Сергей Миронов 1 Г I".. 1 і
Геннадий Зюганов 1 |""
Владимир Жириновский 1 ::
Владимир Путин
■ професшонально-деловьк характеристики
Рисунок 2. Политические, деловые, профессиональные качества политиков
президентской гонки очень близки друг к другу, и они по этому показателю идут «ноздря в ноздрю». Это говорит и том, что сегодня никто из лидеров не имеет абсо -лютной монополии на выражение той или иной политической идеологии, что служит наглядным свидетельством того, что плюрализм мнений утвердился в массо вом сознании и идейно разные программы находят своих сторонников (см. рис. 1).
Попытаемся разобраться, в чем сильные и слабые стороны каждого из политиков. Начнем с физической привлекательно -сти. Наиболее привлекательной внешно -стью из всех кандидатов обладает Михаил Прохоров, который нравится почти 1/3 респондентов. Следом за ним идет Сергей Миронов. Меньше всего внешность рабо тает на образы Жириновского и Зюганова. Но если посмотреть на отрицательные оценки данного параметра, то наиболее уязвимую позицию имеет С. Миронов, а меньше всех противников у внешности В.В. Путина.
Наибольшее одобрение опрошенных вызывают поведенческие характеристики В.В.Путина, в то время как более чем половине респондентов не нравится по этому показателю тот же Миронов.
Политические, деловые, професио нальные достоинства граждане отметили, прежде всего, у Путина и Зюганова (см. рис. 2.)
Подведем некоторый итог.
Полученные нами данные показали: восприятие В.В.Путина было на поря -док более благоприятным, чем восприя тие его соперников. При этом последние — это сильные и достойные политики, каждый из которых имеет своих предан ных сторонников. К настоящему времени хотя и нельзя говорить о завершениии партийно политической дифференциа ции общества, но граждане привыкли к многопартийности и приняли ее. Они привыкли и к тому, что у лидера могут и должны быть оппоненты. Видимо, в бли жайшей перспективе нашему общетву не грозит возврат к советскому единомыс лию, а модные ныне разговоры о возврате авторитаризма после выборов лишены оснований. Но перед новым- старым президентом стоит достаточно сложная задача по консолидации общества, кото рое стало весьма плюралистичным по своим взглядам, ценностям и представ лениям.
Новое в состоянии общества выражается в том, что сегодня ни один претендент на президентский пост не может рассчиты -вать, что он просто «очарует» своего изби -рателя красотой, молодостью, риторикой, новизной или эффектным поведением. Главное требование к любому кандидату (и не только к кандидату в президенты, но и к кандидатам в депутаты и губернаторы) сегодня касается его деловых и професси
ональных качеств. В этой области лежат и главные упреки претендентам.
Вопреки широко распространенному стереотипу, что протестные настроения — это удел только мегаполисов, мы не обна ружили существенных отличий в пози -тивных и негативных оценках ведущих политиков между Москвой и регионами. Скорее, различия в воспрятии определя -ются такими факторами, как возраст, пол и образование.
Итоги выборов показали, что разра -ботанная нами методика исследования образов политиков, учитывающая не только рациональные мнения, но и неосо знаваемые аспекты образов, позволяет достаточно точно прогнозировать пове дение избирателей, которые в сложные
и неустойчивые периоды по прежнему «голосуют сердцем», а значит, учет эмо -циональных характеристик их восприя тия политиков является необходимым условием адекватного анализа массового сознания.
В политику пришло новое поколение, которое либо не знало прежних лидеров, либо не принимает их, т.к. усвоило иные ценности. Кроме того, само общество, его социальная структура сильно изменилось за последнее время, что создает новую оптику восприятия.Эта новая оптика формирует новые требования к полити кам, и от их гибкости и иных личност ных ресурсов будет зависеть, смогут ли они вписаться в очередной исторический поворот.