УДК 631.95(075.8)
13.00.00 Педагогические науки
ОБРАЗЫ ГОРШЕЧНЫХ РАСТЕНИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ КАК РЕСУРС ИНФОРМАЦИИ ПО ИСТОРИИ АГРОНОМИИ
Цаценко Людмила Владимировна
д-р. биол. наук, профессор, кафедра генетики,
селекции и семеноводства
М-1етпа@уапёех. ги
РИНЦ БРШ-код: 2120-6510
Статья посвящена анализу горшечной культуры как части истории агрономии. Базовый акцент сделан на видовое разнообразие растений, коллекции определенных групп растений и их роль в истории агрономии. Инструментом анализа являлись визуальные образы растений на полотнах художников различных периодов. Ранее нами уже была проведена работа по истории интродукции ряда сельскохозяйственных культур. Такой подход - метод скетчей или визуальных заметок, дает емкое и полное представление о развитии агрономии, где в качестве иллюстраций выступают произведения живописи. Для проведения анализа нами была создана база образов на основе 170 картин художников различных периодов. Подход, примененный в работе, позволяет развивать наблюдательность, активизирует познавательную функцию у обучающихся, учит проводить сравнения и визуальный анализ. В работе на основе визуального анализа показано, что распространение цветочных культур велось довольно активно в России. «Экзотические растения» настолько прочно вошли в российскую усадебную жизнь, что стали ее повседневной жизнью. У любви к растениям нет четких социальных границ, всем свойственно это чувство. Отмечены современные подходы в разведении и получении новых культур, основанные на культуре тканей, генной инженерии, которые позволяют получать новые экзотические горшечные культуры, не требовательные к условиям произрастания
Ключевые слова: ГОРШЕЧНАЯ КУЛЬТУРА, ИСТОРИЯ АГРОНОМИИ, МЕТОД ВИЗУАЛЬНЫХ ЗАМЕТОК, ВИЗУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, БАЗЫ ОБРАЗОВ, ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ
UDC 631.95(075.8) Pedagogical sciences
IMAGES OF POT PLANTS IN ART, AS A RESOURCE OF INFORMATION ON THE AGRONOMY HISTORY
Tsatsenko Lyudmila Vladimirovna Dr.Sci.Biol., professor, Chair of genetic, plant breeding and seeds lvt-lemna@yandex. ru РHНЦ SPIN-Kog: 2120-6510
The article analyzes pot culture as a part of agronomy history. The basic emphasis focuses on plant species diversity, the collection of certain groups of plants and their role in the history of agronomy. The tool of analysis was the visual images of the plants in the paintings of artists of different periods. Earlier, we performed the work on the history of introduction the number of agriculture crops. This approach is a method of visual sketches or notes; it gives a capacious and complete view of the agronomy development, where the illustrations are the paintings. For the analysis, we have created the base of image on the basis on 170 paintings by artists of different periods.The approach used in the work, enables the development of observation, stimulates cognitive function in students and teaches to make comparisons and visual analysis. In the work, on the basis of visual analysis, we show that the spread of flowering plants was conducted very actively in Russia. "Exotic plants" have been firmly established in the Russian farmstead life and became its daily life. Love to plants has no clear social boundaries, everyone has this feeling. Modern approaches are noted in the breeding and preparation of new crops based on tissue culture , genetic engineering, which allow to receive new exotic pot plants, not demanding growing conditions
Keywords: POT CULTURE, HISTORY OF AGRONOMY, METHOD OF VISUAL NOTES, VISUAL ANALYSIS , BASE IMAGES, WORKS OF ART
История агрономия неразрывно связана с историей садов и цветоводства. На живописных полотнах художников можно увидеть, какие
цветы и фрукты выращивались в различных странах и как развивались агрономические знания в период с 15 века по настоящее время. Большое разнообразие цветочных культур, как и плодов, указывает на интенсивную работу по интродукции новых видов на территории нашей Родины. Через картины можно увидеть какие культуры возделывались в садах и оранжереях, как развивалась горшечная культура, какие были приоритеты в возделывании тех или иных цветковых растений. Развитие горшечной культуры в России принадлежит Петру I, который активно занимался развитием садоводства, как первого этапа научной агрономии. Как пишет О. Елина: «Некоторые помещики проявляли к растениям более глубокий интерес - читали книги по естественной истории, проводили наблюдения, ставили эксперименты. Объектом внимания часто становились цветковые растения». Один из «пионеров агрономии» - тульский дворянин А. Т. Болотов, собственноручно выводил новые сорта тюльпанов, составлял руководства по растениеводству. Внук Екатерины II граф А. А. Бобринский не только вывел известный сорт роз (носивший его имя), но также занимался тепличным разведением цветов, исследуя влияние температуры, влажности и освещения на сроки и длительность цветения. Развитие горшечной культуры во многом связано с развитием оранжерей и зимних садов. «Огромное значение для развития декоративного и плодового садоводства имели оранжереи Летнего сада... В Летнем саду росли растения из «обеих Индий». «Как в лучших ботанических садах», в том числе алоэ, опунция, фикусы, пальмы.» [2].
В задачу нашей работы входило провести анализ состояния горшечных растений и развития агрономии на основании визуальных образов полотен художников различных периодов. Ранее нами уже была проведена работа по истории интродукции ряда сельскохозяйственных культур, а в качестве визуальных документов выступали полотна художников. Такой подход -метод скетчей или визуальных заметок, дает емкое и полное представление
о развитии агрономии, где в качестве иллюстраций выступают произведения живописи [5, 6]. Для проведения анализа нами была создана база образов на основе 170 картин художников различных эпох. Подход, примененный в работе, позволяет развивать наблюдательность, активизирует познавательную функцию у обучающихся, учит проводить сравнения и визуальный анализ [7].
На рисунке 1 изображена девушка с горшком центифольной розы (Столепестковой). Точных данных о происхождении этого сорта нет, известно, что первые сорта центифольных роз были получены в Голландии в 16 - 17 веках. Наиболее значимой в этом классе является Капустная роза (Cabbage Rose). Проведенный цитологический анализа с этими розами позволил прийти к мнению, что «Центифольные розы» скорее комплексный гибрид, чем сорт.
Рисунок 1 -Тропинин В. Девушка с горшком роз. 1850, (слева); Хруцкий И. Дети в комнате, 1854 (справа)
На картине И. Хруцкого изображены растения для озеленения комнатного интерьера - это драцены, плющ, традесканции нескольких видов. Развитие горшечной культуры в России уходит корнями в род занятий вельмож и знати. В России цари ввели моду на «садовые забавы», «угощение» садами. Сады при дворах поражали многообразием форм, красок, запахов, даже звуков, стали служить не только для физического, но и для эстетического «угощения» монархов и его окружения. Устройство сада предполагало выискивание разнообразных растений и их «насаждение» на новом месте. Научно-опытная составляющая садовых работ со временем стала самостоятельным мотивом устройства сада: эксперименты по акклиматизации были необходимой предпосылкой конечного результата: тарелки подмосковного винограда, спелого арбуза или цветущей ванили зимой. Позже в 1858 году в нашей стране будет создан комитет по акклиматизации растений. В его задачу входило: организация сети акклиматизационных станций; постановка на них опытов по выращиванию и введением в культуру различных растений; инвентаризация местных полезных растений; устройство акклиматизационного музея, где собраны гербарии полезных растений. Всюду практически устройством садов занимались профессионалы -садоводы и ботаники; в процессе составления коллекций велись обязательные работы по интродукции и акклиматизации; садовые собрания использовались учеными - ботаниками для наблюдения и опытов. Все сады служили одновременно и рассадниками, питомниками редких цветковых растений, которые затем поступали в продажу. Устроители садов поддерживали контакты с лучшими мировыми ботаническими собраниями (Берлин, Вена, Париж).
Распространение цветочных культур велось довольно активно, кроме новых культур - лавры, мирты, плодоносящие цитрусовые, к концу XIX
века в моду вошли драцены, агавы, кактусы, орхидеи [4]. «Экзотические растения» настолько прочно вошли в российскую усадебную жить, что стали ее повседневной жизнью. У любви к растениям нет четких социальных границ, всем свойственно это чувство (рисунок 2 - 5).
Рисунок 2 - Машков И. Натюрморт. Цветы. 1923; Кончаловский П. Бегонии, 1910
Рисунок 3 - Жуковский С.Ю. Пасхальный Натюрморт, 1915
Рисунок 5 - Жуковский С.Ю. Подснежники на окне, 1928 (слева) Интерьер, 1937(справа)
Рисунок 6 - Гончарова Н. Натюрморт, 1911(слева) Рембранд Пил "Рубенс Пил с геранью", 1801(справа)
Кроме эстетической роли горшечные культуры служили объектом наблюдений, познания и получения новых знаний о царстве растений. Вместо традиционных актеров, как пишет С.С. Веселова «на этой сцене выступают «зеленые актеры» - комнатные экзотические растения. То, что можно наблюдать, вполне сопоставимо с действием спектакля, только более протяженного во времени. Жизнь растений - это действие со многими событиями: их рост, развитие, их борьба за выживание, разворачивание листьев, рост побегов, образование бутонов и распускание цветков, созревание плодов и семян (рисунок 6). Зрелище не менее захватывающее, чем любая драма или трагедия, из театрального репертуара» [1,4]. Можно сказать, что растения на подоконниках - это целые миры (рисунок 7-8).
Рисунок 7 - Карл Ларссон 1853-1919, Швеция Девочка у окна (а), серия картин «Цветущие растения» (б)
Рисунок 8 - Т.Н.Яблонская Утро (слева), 1954; Герман Травников. Горница,1985(справа)
В России во второй половине XIX в. на Кавказе существовало несколько частных ботанических садов. Самые известные сады А. И. Введенского и П. Е. Татаринова близ Сухума. В саду Введенского, который назывался «Флора», было собрано 250 видов субтропических растений. Впервые на Черноморском побережье Кавказа в этом саду была начата культура пальм. Акклиматизационный сад П. Е. Татаринова культивировал около 50 видов пальм, 45 видов агав, 20 видов кактусов, 5 видов бромеливых и т.п. Многие из этих растений широко распространились в горшечной культуре, затем стали появляется частные коллекции, которые поддерживали увлеченные люди. Любители
цветоводы, как на картинах К. Шпицверга, делали большую работу. Они поддерживали коллекции на протяжении многих лет, вели обмен и внедряли новые виды растений (рисунок 9).
Рисунок 9 - Шпицверг К. «Друг кактуса» (1856)(слева);Любитель кактусов,
1859(справа)
Цветоводство как часть агрономии, на протяжении всей истории человечества претерпевало множество изменений. На протяжении многих веков цветоводство служило не только для украшения, но с конца XIX века при капитализме оно стало источником доходов. В особенности цветоводство получило широкое распространение в странах в высокоразвитым капитализмом: в Германии, Голландии, Бельгии и Франции, а в XX веке в Америке. Значение этой отрасли в жизни человечества огромно.
В России эта отрасль также была развита. В 1934 году правительство приняло постановление «О развитии цветоводства в колхозах и совхозах». В этот период отмечен значительный рост садовых хозяйства, в том числе и особенно крупных: в Пулково под Ленинградом, Цветочный совхоз в Подмосковье и совхоз «Южные культуры» в Адлере, на Черноморском побережье Кавказа [3].
Рисунок 10 - Немецкий художник-карикатурист Герхард Глюк (Gerhard Glück), картины из книги «Простая жизнь», 2012 г.
Говорят, что художники творят этот мир, дают новый взгляд на вещи. Доказательством являются картины Герхарда Глюка, на которых представлены «цветы будущего» (рисунок 10). Современные подходы в разведении и получении новых культур, основанные на культуре тканей, генной инженерии позволяют получать новые экзотические горшечные
культуры, не требовательные к условиях произрастания и обладающими новыми свойствами.
Литература
1.Веселова С.С. Роль живых растений и растительных композиций в убранстве русского жилого интерьера Х1Хв / С.С.Веселова // Вест.Моск. ун-та. Серия 8. История. 2011. №3. - С.129-143.
2.Елина О.Ю. От царских садов до советских полей: История сельскохозяйственных опытных учреждений XVII - 20-е годы ХХ вв.: в 2 т. / О.Ю. Елина - М., 2008. - 480 с.
3. Кичунов Н.И. Цветоводство. / Н.И. Кичунов - М.-Л. Сельхозиздат. 1941. - 433
с.
4.Переведенцева О.Ю. Цветочный натюрморт XVII века: от созерцания - к изучению приоды / О.Ю Переведенцева // Актуальные проблемы теории и истории искусства. - 2014. -№4.-С.311-317.
5.Цаценко Л.В. Анализ изображения лагенарии (Lagenaria siceraria (molina) standl.) в живописи как источник информации для истории интродукции и археогенетики культуры / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №03(087). С. 169 - 181. - IDA [article ID]: 0871303011. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/11.pdf, 0,812 у. п. л.
6.Цаценко Л.В. Метод скетчей в археогенетике и селекции сельскохозяйственных растений / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №02(106). С. 1083 - 1097. - IDA [article ID]: 1061502071. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/71.pdf, 0,938 у. п. л.
7. Цаценко Л.В. Интерпретация художественного произведения как технология познавательного процесса по предметной области в курсе «История и методология научной агрономии» / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №05(109). С. 1154 - 1168. - IDA [article ID]: 1091505080. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/80.pdf, 0,938 у.п.л.
References
1. Veselova S.S. Rol' zhivyh rastenij i rastitel'nyh kompozicij v ubranstve russkogo zhilogo inter'era XlXv / S.S.Veselova // Vest.Mosk. un-ta. Serija 8. Istorija. 2011. №3. -S.129-143.
2. Elina O.Ju. Ot carskih sadov do sovetskih polej: Istorija sel'skohozjajstvennyh opytnyh uchrezhdenij XVII - 20-e gody XH vv.: v 2 t. / O.Ju. Elina - M., 2008. - 480 s.
3. Kichunov N.I. Cvetovodstvo. / N.I. Kichunov - M.-L. Sel'hozizdat. 1941. - 433 s.
4. Perevedenceva O.Ju. Cvetochnyj natjurmort XVII veka: ot sozercanija - k izucheniju priody / O.Ju Perevedenceva // Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva. - 2014. -№4.-S.311-317.
5. Tsatsenko L.V. Analiz izobrazhenija lagenarii (Lagenaria siceraria (molina) standi.) v zhivopisi kak istochnik informacii dlja istorii introdukcii i arheogenetiki kul'tury / L.V. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №03(087). S. 169 - 181. - IDA [article ID]: 0871303011. -Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/11.pdf, 0,812 u.p.l.
6. Tsatsenko L.V. Metod sketchej v arheogenetike i selekcii sel'skohozjajstvennyh rastenij / L.V. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №02(106). S. 1083 - 1097. - IDA [article ID]: 1061502071. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/71.pdf, 0,938 u.p.l.
7. Tsatsenko Interpretacija hudozhestvennogo proizvedenija kak tehnologija poznavatel'nogo processa po predmetnoj oblasti v kurse «Istorija i metodologija nauchnoj agronomii» / Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - №05(109). S. 1154 - 1168. - IDA [article ID]: 1091505080. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/80.pdf, 0,938 u.p.l.