Научная статья на тему 'Образы городов в произведениях русской литературы XIX века '

Образы городов в произведениях русской литературы XIX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
город XIX века / Москва / Санкт-Петербург / классификация городов / литература XIX века / образ города в литературе / Город N / Город-курорт / city of the XIX century / Moscow / St. Petersburg / classification of cities / literature of the XIX century / the image of the city in literature / City N / Resort city

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тарасенко Карина Александровна, Гашенко Антон Евгеньевич

Литература во все времена была инструментом переноса и своеобразной обработки реальности в некую отдельную вселенную, в рамках которой можно было наблюдать, анализировать её, оценивать и делать выводы. В статье рассматриваются образы городов в произведениях русской литера-туры XIX века. Анализируемые произведения выбраны с учётом времени написания, их значимости в контексте русской литературы и общности описываемого города, на основе чего были отобраны группы характерных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Images of the city in the works of Russian literature of the 19th century

Literature has always been a tool for transferring and a kind of processing of reality into a certain separate universe, within which it was possible to observe, an-alyze, evaluate and draw conclusions. The article examines the images of cities in the works of Russian literature of the XIX century. The analyzed works were selected taking into account the time of writing, their significance in the context of Russian literature and the generality of the described city, on the basis of which groups of characteristic works were selected.

Текст научной работы на тему «Образы городов в произведениях русской литературы XIX века »

Культурология | Culturology

К.А. Тарасенко, студентка

Научный руководитель — А. Е. Гашенко, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

K. Tarasenko, student

Scientific advisor A. Gashenko, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Образы городов в произведениях русской литературы XIX века

Images of the city in the works of Russian literature of the 19th century

Литература во все времена была инструментом переноса и своеобразной обработки реальности в некую отдельную вселенную, в рамках которой можно было наблюдать, анализировать её, оценивать и делать выводы. В статье рассматриваются образы городов в произведениях русской литературы XIX века. Анализируемые произведения выбраны с учётом времени написания, их значимости в контексте русской литературы и общности описываемого города, на основе чего были отобраны группы характерных произведений.

Ключевые слова: город XIX века, Москва, Санкт-Петербург, классификация городов, литература XIX века, образ города в литературе, Город N, Город-курорт

Literature has always been a tool for transferring and a kind of processing of reality into a certain separate universe, within which it was possible to observe, analyze, evaluate and draw conclusions. The article examines the images of cities in the works of Russian literature of the XIX century. The analyzed works were selected taking into account the time of writing, their significance in the context of Russian literature and the generality of the described city, on the basis of which groups of characteristic works were selected.

Keywords: city of the XIX century, Moscow, St. Petersburg, classification of cities, literature of the XIX century, the image of the city in literature, City N, Resort city

Введение

Для России XIX век был полон событиями различного характера, что не могло не отразиться в литературе того времени. Поэтому вполне закономерно, что именно это время названо «золотым веком» русской литературы.

Авторы проводили описания масштабных событий, излагали свои мысли, позиции. Всё это непосредственно транслировалось через героев произведений и окружающий их контекст. Тема представляется актуальной, так как на данный момент существует лишь малая часть исследований городов через призму литературных произведений, рассматривающих их исторический образ и структуру.

Объектом исследования является ряд произведений русской литературы Х!Х века, изучаемых на предмет описания городов для выявления общих черт между ними.

Гипотеза исследования состоит в том, что в произведениях русской литературы XIX века можно выделить отчётливые типы городов, характерных для того времени.

Целью исследования является нахождение и интерпретация характерных черт, присущих городам в литературных произведениях указанного периода для формирования литературных образов города в России XIX века.

Для этого в исследовании было поставлено несколько основных задач:

1) выявить ряд основных произведений русской литературы XIX века, имеющих описание городской среды;

2) изучить выбранные произведения на предмет общности описаний образа города между собой;

3) структурировать полученные результаты с выявлением схожих характеристик в описании городов;

4) на основе проведённого анализа выявить образы городов в русской литературе Х!Х века.

Проблема данного исследования состоит в сложности определения основных черт образа города в русской литературе Х!Х века.

Методы и инструменты

В ходе исследования состоялся опрос молодёжи в возрасте от 18 до 36 лет на предмет выяснения часто упоминающегося города в прочитанных ими русских прозах XIX века; собиралась информация по ряду произведений русской литературы XIX века на основе статей наиболее популярных литературных критиков; а также анализировались иллюстрации художников к выбранным произведениям русской литературы XIX века на предмет отображения облика города самим иллюстратором.

Результаты и обсуждение

В ходе опроса респондентами был выделен ряд художественных произведений русской литературы XIX века, на основе которых проводился анализ на общность упоминания городов в них (см. рис. 1).

Также участники опроса выделили, какие города встречались в прочитанных ими произведениях из указанного выше вопроса (см. рис. 2).

Рис. 1. Результаты опроса по произведениям русской литературы XIX века

О 10 20 30 40

Рис. 2. Результаты опроса по городам в произведениях русской литературы XIX века

Таким образом, удалось выявить крупные образы городов, которые так или иначе встречаются у авторов выбранного ряда произведений:

1. «Город

2. «Образ столицы» (Москва и Санкт-Петербург);

3. «Город-курорт».

Все города максимально по-разному представляются авторами и также по-разному упоминаются в их произведениях в зависимости от важности происходящих событий и их взаимодействия с персонажами, но, тем не менее, они имеют одну главную черту: отражение действительности.

«Город №>, а также «Уездный город», «Губернский город «Город NN», позиционируется как собирательный образ провинциального города. Часто он имеет следующие черты: есть «говорящее» название; не описывается размер города; не указывается конкретное местоположение города, но иногда может обозначаться его удалённость от столицы.

Литературный образ провинциального города сформировался на фоне выявленных к началу XIX века проблем внутреннего устройства государства.

Россия в этот период была страной неимоверной широты. Территориальный фактор определял основные особенности развития нашей национальной культуры. Дорожная связь и в целом возможности коммуникации оказывали определяющее воздействие на то, как быстро распространяется европейская просвещённость от столицы страны к её остальной части. Ведь издательское дело нового времени сильно зависит от своей инфраструктуры: системы образования, просветительских учреждений, распространения печат -ной продукции. В небольших и тесно населённых европейских странах в новое время культурные достижения распространяются быстро и относительно равномерно. Расстояния, дороги и климат России этому не способствовали. Н.В. Гоголь писал: «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь» [Гоголь 1994в].

Также XIX век стал веком начала масштабных изменений в судьбе России. Это и восстание декабристов, и отмена крепостного права, и «локальные бунты». Всё это сопровождается чередой почти бесконечных войн и сражений, что не могло не мешать развитию общего просвещения.

Собственно, считается, что первым, кто выступил с достаточно резкой критикой «города №>, стал Н.В. Гоголь во всем известной комедии 1835 года «Ревизор» [Гоголь 1994в].

Тем не менее, образ провинции как таковой всплыл ещё у Д.И. Фонвизина. В «Недоросли» 1783 года местом происходящих действий становится деревня Простаковых [Фонвизин 1959], чьё название говорит само за себя.

Говоря о провинции, стоит заметить, что представленные города нередко стараются подражать столице. В описании города в «Мёртвых душах» упоминается жёлтая краска на каменных домах, что было характерно для строительства столицы того времени — Санкт-Петербурга (см. рис. 3). Тем не менее, дальше упоминается серая краска скудных деревянных домов с мезонином, что характерно уже для русской деревни:

«...город никак не уступал другим губернским городам: сильно била в глаза жёлтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. Домы были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов» [Гоголь 1994а].

В описании «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина можно увидеть также провинциальный образ города, который как бы не старался подражать исторически сложенной застройке Санкт-Петербурга, всё равно не смог скрыть своей сущности:

«...Это была скорее беспорядочная куча хижин, нежели город. Не имелось ясного центрального пункта; улицы разбегались вкривь и вкось; дома лепились кое-как, без всякой симметрии, по местам теснясь друг к другу, по местам оставляя в промежутках огромные пустыри» [Салтыков-Щедрин 1969].

Подытоживая, в общих чертах «город № — это образ провинциального города, где все суетливо воспроизводят какую-то деятельность, чтобы быть похожим на столицу, но, тем не менее, сам город пребывает в стагнации, ведь их деятельность — это фон, а желание — вымысел.

Рис. 3. «Бричка Чичикова». В. Маковский, иллюстрация к поэме Николая Гоголя «Мёртвые души», 1901-1902 г. Источник: https://www.literaturus.ru/2015/06/illjustracii-mertvye-dushi-

hudozhnik-makovskij.html

Тема двух столиц, Москвы и Петербурга, стала традиционной для русской литературы. Эти два города — символы противоположных друг другу, но при этом имеющих нечто общее, эпох. Это дополнительные герои произведений. Если город N — это сущность, то Москва или Петербург — это герой, который в зависимости от ситуации помогает, убивает или остаётся в стороне.

Москва. Московская мифология неоднородна: это предопределено и историей города, и построенной вокруг него идеологией. В 1389 году Москва получила право столицы и вплоть до 1712 года ею оставалась. С 1712 г. столицей стал город Санкт-Петербург, именно поэтому в литературе XIX века доминирует тема вытесненной, оставленной на обочине истории древней столицы и только в XX веке советскую литературу захватывает новая Москва как центр нового мира.

Более привычное описание Москвы на страницах русской классической прозы появляется ещё в повести М.Н. Карамзина «Бедная Лиза» (см. рис. 4): «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется

глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!» [Карамзин 1984].

Рис. 4. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Рисунки М. Добужинского.«Аквилон». Петербург. 1921 г.

Источник: http://www.raruss.ru/excellent/2713-kaгamzin-pooг-!iza.htm!

Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» в описании московского имения Пьер Безухова очень точно опишет затухающий свет бывшей столицы: «В Москве, как только он въехал в свой огромный дом с засохшими и засыхающими княжнами, с громадной дворней,..эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами,. увидал стариков московских, ничего не желающих и никуда не спеша доживающих свой век, увидал старушек,. он почувствовал себя дома, в тихом пристанище. Ему стало в Москве покойно, тепло, привычно и грязно, как в старом халате» [Толстой 1996].

В литературе XIX века Москва показана весьма разносторонне: с одной стороны это спокойный, родной русский город, который с хлебом и солью встречает гостей, показывая своё внутреннее богатство в виде золотых куполов, заманивая благодатной религиозностью, а с другой стороны — город-лицемер, город с застывшей светской жизнью, патриархальными устоями и непоколебимыми традициями.

Санкт-Петербург. В русской литературе Петербург с момента своего возникновения в 1703 году стал восприниматься не только как конкретный город, не только как новая столица в 1712 году, но и как символ новой России, символ её будущего. Петербург — центр современной жизни, средоточие новых веяний. Здесь наиболее сильно проявляется европеизация русского дворянства. Одним из тех, кто часто упоминал в своих произведениях Петербург, был А.С. Пушкин. Он говорит о новой столице с теплом и любовью, чего не скажешь о дальнейших упоминаниях Петербурга в русской литературе XIX века. В своём романе «Евгений Онегин» (см. рис. 5) Пушкин описывает город как нечто живое, бурлящее и этим самым манящее:

«А Петербург неугомонный Уж барабаном пробуждённый. Встаёт купец, идёт разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтинка спешит, Под ней снег утренний хрустит. Проснулся утра шум приятный. Открыты ставни; трубный дым Столбом восходит голубым, И хлебник, немец аккуратный, В бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой васисдас» [Пушкин 1937].

'с**

Рис. 5. «Онегин на бульваре». Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин», художник Д. Белюкин. 1985 г. Источник:http://www.belukin.ru/statique/22/

Петербург — город контрастов. Для одних литераторов это место собрания униженных и оскорблённых, для других объединение светского общества и высшей аристократии. Это город, в котором происходит противостояние мира величественных дворцов, парадных, открытых проспектов с таинственными галереями садов, грязными зловонными улицами, где царит нищета, пьянство и распутство. Эта сторона города была увидена Н.В. Гоголем в своей повести «Шинель» (см. рис. 6):

«Взбираясь по лестнице можно видеть, что она вся умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех чёрных лестницах петербургских домов» [Гоголь 1994б].

«Это город, в котором „маленькие люди" пропадают бесследно. В нём одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днём, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают „башмач-кины"» [Гоголь 1994б].

Рис. 6. «Шинель». Акакий Акакиевич на улице Петербурга. Рисунок Кукрыниксов. 1951 г. Источник: http://literatura5.narod.ru/gogol_kukryniksy_schinel.htm!

Также нелицеприятные описания Петербурга фигурируют в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского:

«.в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость. Тут ему вспомнились его собственные прогулки по Сенной, и он на минуту очнулся» [Достоевский 1989].

В литературе XIX века Санкт-Петербург весьма неоднозначен, ровно так же, как и его оппонент в виде Москвы. Кажется, что это вполне новая с точки зрения установившегося уклада жизнь, где принимают по европейским правилам приёмы и проводят вечера в театре. Но, несмотря на новую жизнь, люди, заселившие его, остались всё ещё старыми, принимающими и обрабатывающими перемены именно так, как им под силу. Именно поэтому среди величественных садов, великолепных дворцов всё ещё остаётся место маленьким плохо освещённым улицам, во мраке которых творится хаос и средневековье.

Возникновение литературного образа «Города-курорта» пришлось на конец военных действий, связанных с присоединением горных районов Северного Кавказа к России в период с 1817 по 1864 года. Время, когда на бывших турецких владениях уже начали возникать первые санатории, но борьба за территорию продолжалась. Пятигорск, заложенный в 1780 году, официально становится курортом уже в 1803 году.

Расцвет курортной жизни в России произошёл в конце XIX века. В это время на страницы книг проникло описание жизни отдыхающих и, конечно же, их многочисленных романов. Именно тогда более точно сформировалось и само слово «курорт» в понятном нам на сегодняшний день значении.

Одним из первых, кто представил образ города-курорта в своём произведении, был М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» (см. рис. 7) в 1838-1840 годах. В нём автор усиленно сосредоточился на описании волнующей двоякой действительности: ещё раненые солдаты, но уже приезжие на отдых барышни и небольшая застройка с яркими крышами среди раскидистой зелени. Всё это создаёт образ лёгкости и понимания того, что жизнь как будто приходит в норму:

«...Наконец, вот и колодец... На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, — бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке, ожидая действия вод» [Лермонтов 1969].

Рис. 7. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Рисунки А.З. Иткин. 2014 г. Источник: https://knigiskartinkami.ru/hudozhniki/anatoliy-itkin/

Город-курорт — это место, отдельное от всего мира. Здесь можно отдохнуть не столько телом и душой, сколько мыслями. Позволить себе думать свободно и пренебречь светскими устоями столиц. А.П. Чехов в своём рассказе «Дама с собачкой» вполне точно уловил разность столичных интонаций, имеющих своеобразный отпечаток на их героях, которым можно быть вместе вне этих устоев:

«.Гуров рассказал, что он москвич, по образованию филолог, но служит в банке; готовился когда-то петь в частной опере, но бросил, имеет в Москве два дома... А от неё он узнал, что она выросла в Петербурге...» [Чехов 1986].

Ведь не зря именно этот образ города встречается в небольших рассказах, повествующих о мимолётных романах или каких-либо смешных на первый взгляд поступках, не имеющих обязательств, и о совершении которых героям пришлось бы задуматься, находись они в столице.

Образ города-курорта закрепился в русской литературе XIX века цитатами, полными жизни, света и тепла, а также нередко своей пылкостью и свободой, что отличает его от столичных правил и запретов.

Заключение

Литературный «код» России того времени — произведения, полные контрастов и живо говорящие о том, насколько трепещут события вокруг. Авторы и их произведения отличаются друг от друга либо в резкости позиций, либо в красках описания мест, в которых, так или иначе, находились они сами или их герои.

Тем не менее, в процессе анализа выбранных произведений и сборе сторонних сведений по этой теме были выявлены следующие образы городов, встречающихся на страницах русской литературы XIX века:

1. Город N. Собирательный образ провинциальных городов России, которые стремятся превратиться в красивую столицу, но это стремление — всего лишь прикрытие застоя. Обычно в произведениях Город N — это герой-фон, который фактически не совершает действий, но всецело погружает в события.

2. Столичный город Москва. Единый, но не менее контрастный внутри себя образ старой столицы, опорой которой служит старый уклад и религия.

Город добр к его старым жителям, но откровенно неприветлив к новому. В произведениях чаще всего становится героем-очевидцем каких-либо масштабных событий и общается с главными героями, наделяя их стойкостью и смирением.

3. Столичный город Санкт-Петербург. Сложный образ, содержащий яркое, европейское и новое, граничащее с мистикой и сумасшествием. Второе выходит за счёт невозможности до конца обработать первое. Город прекрасен для бурной и дорогой жизни, но строг и беспощаден в своих далёких закоулках для тех, кто не смог так быстро достичь нового. Обычно в произведениях является главным теневым героем, способным в угоду настроения изменить ход мысли персонажей и буквально заставить его что-то делать.

4. Город-курорт. По сравнению с остальными образами отличается лёгкостью и невинной порочностью. Город выступает как герой-наблюдатель, который своим невозмутимым видом говорит персонажам произведений о том, что любая мысль и желание доступно, а они — свободны.

Все выявленные образы город важны как для автора, передающего посыл времени, так и для читателя, внимающего информацию о том, что было когда-то до него. Важно понимать, что происходило и как выглядело и влияло раньше и важно сопоставлять это с тем, как это происходит сейчас, ведь именно из этого складывается наше будущее, которые мы же создаём сами.

Список литературы

1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 5. М.: Русская книга, 1994а.

2. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 3. М.: Русская книга, 1994б.

3. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 4. М.: Русская книга, 1994в.

4. Грибоедов А. Горе от ума. Сухово-Кобылин А. Пьесы. Островский А. Пьесы. Библиотека Всемирной литературы. М.: Художественная литература, 1974.

5. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15-ти томах. Т. 5. Л.: Наука, 1989.

6. Жадовская С.А. Литература севернорусского провинциального города: текст, форма, традиция: автореф. дисс. ... кан-да филологических наук: 10.01.01. Санкт-Петербург, 2009. 16 с.

7. Зятиков И.А. Образ Санкт-Петербурга в литературе XIX века // Сборник: Студенческая наука об актуальных проблемах и перспективах инновационного развития регионального АПК. Омск. 2019. с. 63-65.

8. Карамзин Н.М. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. Л.: Художественная литература, 1984.

9. Кащенко Т.Л., Андреев А.Н. Грибоедовское общество: опыт зеркального анализа // Журнал философских исследований. 2019. № 2. с. 32-35.

10. Лермонтов М.Ю. Собрания сочинений в 4-х томах. Т. 4. М.: Правда, 1969.

11. Малыгина Ю.В. Образ города в языке русской классической литературы // Челябинский гуманитарий. 2016. № 1 (34). с. 30-33.

12. Махаев В.Б., Лемайкина Л.М. Уездный ужас: Образ русского провинциального города в художественной литературе 1860-1930-х гг. // Гуманитарий. 2005. № 5. с. 116-126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 16 т. Т. 6. Евгений Онегин. М.: Изд-во АН СССР. с. 207-655.

14. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20-и томах. Т. 8. М.: Художественная литература, 1969.

15. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3, 4. М.: Лексика, 1996.

16. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1. М.: Гослитиздат, 1959.

17. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Т. 10. М.: Наука, 1986.

Список источников

1. В уездном городе N-ске [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture. ru/materials/255133/v-uezdnom-gorode-n-ske (дата обращения: 23.05.2021)

2. Курортные города в русских романах: от Лермонтова до Лимонова [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/materials/128579/kurortnye-goroda-v-russkikh-romanakh-ot-lermontova-do-limonova (дата обращения: 23.05.2021)

References

1. Gogol N.V. Sobraniye sochineniy v devyati tomakh. T. 5. [Collected works in nine volumes. Vol. 5]. Moscow, 1994.

2. Gogol N.V. Sobraniye sochineniy v devyati tomakh. T. 3. [Collected works in nine volumes. Vol. 3]. Moscow, 1994.

3. Gogol N.V. Sobraniye sochineniy v devyati tomakh. T. 4. [Collected works in nine volumes. Vol. 4]. Moscow, 1994.

4. Griboyedov A. Gore ot uma. Sukhovo-Kobylin A. P'yesy. Ostrovskiy A. P'yesy. Biblioteka Vsemirnoy literatury. [Griboyedov A. Woe from wit. Sukhovo-Kobylin A. Plays. Ostrovskiy A. Plays. Library of World Literature]. Moscow, 1974.

5. Dostoevsky F.M. Sobraniye sochineniy v 15-ti tomakh. T. 5. [Collected works in 15 volumes. Volume 5.] Leningrad, 1989.

6. Zhadovskaya S.A. Literatura severnorusskogo provintsial'nogo goroda: tekst, forma, traditsiya (avtoref. kand. dis.) [Literature of the Northern Russian provincial city: text, form, tradition (Cand. Dis. Thesis)]. Saint Petersburg, 2009. 16 p.

7. Zyatikov I.A. Obraz Sankt-Peterburga v literature XIX veka. Sbornik: Stu-dencheskaya nauka ob aktual'nykh problemakh i perspektivakh innovatsionnogo razvitiya regional'nogo APK. [The image of St. Petersburg in the literature of the XIX century]. Omsk. 2019. pp. 63-65.

8. Karamzin N.M. Sochineniya v 2-kh tomakh. T. 1. [Works in 2 volumes. Vol. 1]. Leningrad: Nauka, 1984.

9. Kashchenko T.L., Andreev A.N. Griboyedovskoye obshchestvo: opyt zerkal'nogo analiza [Griboyedov Society: the experience of mirror analysis]. Zhurnal filosofskikh issledovaniy. 2019. No. 2. pp. 32-35.

10. Lermontov M.Yu. Sobraniya sochineniy v 4-kh tomakh. T. 4. [Collected works in 4 volumes. Vol. 4]. Moscow, 1969.

11. Malygina Yu.V. Obraz goroda v yazyke russkoy klassicheskoy literatury. [The image of the city in the language of Russian classical literature]. Chelyabinsk, 2016, pp. 30-33.

12. Makhaev V.B., Lemaikina L.M. Uyezdnyy uzhas: Obraz russkogo provintsial'nogo goroda v khudozhestvennoy literature 1860-1930-kh gg. [The County horror: The image of a Russian provincial city in fiction of the 1860s-1930s]. Gumani-tariy. 2005. No. 5. pp. 116-126.

13. Pushkin A.S. Polnoye sobraniye sochineniy: V 16 t. T. 6. Yevgeniy Onegin. [Complete Works: In 16 volumes. Vol. 6. Eugene Onegin]. 1937. pp. 207-655.

14. Saltykov-Shchedrin M.E. Sobraniye sochineniy v 20-i tomakh. T. 8. [Collected works in 20 volumes. Vol. 8]. Moscow, 1969.

15. Tolstoy L.N. Sobraniye sochineniy v vos'mi tomakh. T. 3, 4. [Collected works in eight volumes. Vol. 3, 4]. Moscow, 1996.

16. Fonvizin D.I. Sobraniye sochineniy v dvukh tomakh. T. 1. [Collected works in two volumes. Vol. 1]. Moscow, 1959.

17. Chekhov A.P. Polnoye sobraniye sochineniy i pisem v 30-ti tomakh. Sochineniya. T. 10. [The complete collection of works and letters in 30 volumes. Essays. Vol. 10]. Moscow, 1986.

Тарасенко Карина Александровна, студентка кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ

Гашенко Антон Евгеньевич, кандидат архитектуры, доцент кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: antongashenko@yandex.ru

Для цитирования | For citation:

Тарасенко К.А. Образы городов в произведениях русской литературы XIX века // Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство). 2022. № 1. С. 168-180.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 10.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.