9. Stachinsky, V.I. (2018) Obrazno-associativnoe prostranstvo simfonij Aleksandra Beloborodova [Figurative-associative space of symphonies of Alexander Beloborodov]. Moscow: Summer Garden.
10. Stachinsky, V.I. (2022) Teoretiko-metodologicheskie osnovy' formirovaniya professional'nogo mirovozzreniya budushhix koncertny'x ispolnitelej [Theoretical and methodological foundations for the formation of a professional worldview of future concert performers]. Moscow: Summer Garden
11. Shcherbakova, A.I. (2009) Aksiologicheskaya model' v sovremennoj sisteme muzy'kal'nogo obrazovaniya [Axiological model in the modern system of music education]. In: Psixologiya i pedagogika: metodika i problemy' prakticheskogo primeneniya [Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application]. Moscow: Publishing House of the Russian State Social University.
УДК 75
DOI: 10.24412/2070-075X-2023-3-149-157
Н.В. Махно
ОБРАЗЫ ЧЛЕНОВ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.М. ЛЕОНТОВСКОГО
В статье на основе анализа документов и сохранившихся произведений рассматривается творчество художника А.М. Леонтовского, работавшего и умершего в г. Таганроге в начале ХХ века. Из фондов российских музеев выделены портреты членов российской императорской семьи его кисти. Научная новизна настоящего исследования состоит во введении в искусствоведение фактических данных о биографии художника, а также в обобщении и анализе части его живописного наследия. Предмет исследования - стилистические и пластические характеристики полотен. Соответственно, его методы включают исторический, а также иконографический и системный анализ произведений мастера. В результате настоящего анализа выявлены стилистические и композиционные особенности портретов членов императорской семьи, выполненных А.М. Леонтовским.
Ключевые слова: искусство начала ХХ века, репрезентативный портрет, полупарадный портрет, камерный портрет, творчество А.М. Леонтовского, художник Таганрога, члены императорской семьи.
Александр Михайлович Леонтовский (1865-1928) - один из самых одаренных и интересных портретистов начала XX века; его имя, практически забытое в советский период, и в настоящее время известно лишь узкому кругу профессионалов. Документальные сведения о художнике скудны и неполны. Творчество и биография А.М. Ле-онтовского практически не изучены, его живопись не получила должного искусствоведческого анализа; отдельные работы упоминались в каталогах музеев, хранящих немногочисленные произведения художника, дошедшие до нашего времени, - в частности, сотрудниками Таганрогского художественного музея О.В. Костиной [1], ООМИИ им. М.А. Врубеля Е.М. Реутовой [2]. Обобщенный анализ живописного наследия А.М. Леонтовского, находящегося в таганрогской коллекции, проведен Н.В. Махно [3. С. 90-92].
Актуальность и научная новизна настоящего исследования состоит во введении в научный оборот искусствоведения фактических данных о биографии А.М. Леонтов-ского, собранных на основе архивных материалов, а также в обобщении и анализе
части его живописного наследия, позволяющем выделить характерные особенности и черты стиля художника.
Цель настоящей статьи - выявить стилистические и композиционные особенности полотен А.М. Леонтовского, на которых запечатлены члены императорской семьи. Предметом исследования стали стилистические и пластические характеристики произведений, выбранные в соответствии с темой из всего дошедшего до нашего времени его живописного наследия.
Основным материалом для исследования послужили документы из фонда Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника, а также работы художника из собраний Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Литературного музея Института русской литературы Российской академии наук, Государственного музея-заповедника Царское село, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Военно-исторического Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Согласно копиям материалов дела канцелярии Императорской Академии художеств, находящимся в фондах Таганрогского государственного литературного и историко-архи-тектурного музея-заповедника [4], будущий художник родился в Полтавской губернии 7 октября 1865 года в дворянской семье коллежского советника Михаила Леонтовского. С 14 августа 1878 года по 17 июня 1885 года А.М. Леонтовский обучался в Александровском Полтавском реальном училище, по окончании которого был принят вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, а в 1886 году стал академистом. За студенческие работы А.М. Леонтовский получил две малых и одну большую серебряные медали, окончив Академию в звании классного художника третьей степени, что предоставляло льготы для отбывания воинской повинности.
В 1909 году он переезжает из г. Санкт-Петербурга с супругой - художницей Серафимой Блонской (1870-1947) в г. Таганрог, где проживала ее семья. Вместе с тем, А.М. Леонтовский продолжает работать по заказам и в столице. В 1910 году в г. Таганроге супруги-художники открывают школу рисования и живописи с курсом лекций по анатомии, перспективе и истории искусства, просуществовавшую до 1928 года. Плата за обучение в школе взималась очень низкая, сироты и одаренные дети обучались бесплатно [5. С. 222].
Несмотря на то, что в Академии художеств А.М. Леонтовский обучался исторической живописи, свои предпочтения он отдал портретной, войдя в историю русского искусства как портретист. Наряду с женскими образами, к которым он испытывал
особый трепет, A.M. Леонтовский портретировал еще и военачальников, а также членов российской императорской семьи [3. С. 90]. Даже по количеству сохранившихся до нашего времени портретов мы понимаем, что это были не единичные заказы. В связи с чем справедливо отмечено, что «творчество А.М. Леонтовского оказалось в тесной связи с духом времени» [1. С. 206].
В России в начале ХХ века, несмотря на широкое распространение и доступность фотографии, не утратил популярности художественный портрет, особенно живописный. Более того, в указанный период он становится еще распространённее, в первую очередь у членов императорской семьи, которые портретировались не только выдающимися художниками того времени И.Е. Репиным, В.А. Серовым, Б.М. Кустодиевым, Э.К. Липгардтом и др., но и менее знаменитыми О.Э. Бразом, И.С. Галки-
Леонтовский A.M. ным, Н.К. Бондаревским, A.M. Леонтовским.
в студенческие годы.
Самым ранним из данной категории творческого наследия А. М. Леонтовского является портрет великого князя Константина Константиновича, датированный 1901 годом (ВИМ). Указанная датировка опровергает утверждение исследователя коллекции великого князя Константина Константиновича Е.М. Реутовой о том, что его знакомство с творчеством художника произошло в Костроме в 1902 году, когда в музее архивной комиссии он увидел портрет кисти А.М. Леонтовского, после чего последовал большой заказ от царской семьи [2, С. 36]. Константин Константинович - второй сын великого князя Константина Николаевича, внук Николая I, двоюродный брат императора Александра III; на момент создания портрета - Главный начальник военно-учебных заведений, генерал-лейтенант и генерал-адъютант.
А. М. Леонтовский изобразил великого князя в парадной генеральской форме с золотыми эполетами и аксельбантами, голубой лентой Ордена Святого апостола Андрея Первозванного через правое плечо. У основания воротника стойки - золотой крест, покрытый красной эмалью, - знак ордена Святого Владимира, на мундире многочисленные российские и иностранные ордена.
Композиционно Константин Константинович изображен в трехчетвертном повороте, по пояс, на нейтральном черном фоне, что акцентирует внимание зрителя на лице модели. Это официальный заказной полупарадный портрет, «отличающийся от парадного поясным либо поколенным изображением модели» [6], в полной мере передающий социальный статус и положение в обществе заказчика. Яркий колорит полотна, а также выбор художником овальной формы (уже менее распространенной в то время) усиливает его праздничность и декоративность. При взгляде на портрет очевидно, насколько А.М. Леонтовский мастерски владеет реалистической живописью, не идеализируя великого князя, точно передает черты его лица, слегка пробивающуюся седину, линии и направления роста волос. Особое внимание привлекают глаза портретируемого: живые, блестящие, с бликами света. В этом взгляде - и ум, и благородство, и достоинство.
Константин Романов был не просто членом императорской семьи, а обладал незаурядным умом и талантом и вошел в российскую историю также как поэт, драматург, переводчик. В 1889 году он был назначен президентом Императорской Академии наук, возглавлял комитет по празднованию 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина; активно участвовал в создании Пушкинского Дома (Институт русской литературы Российской Академии наук), в котором в настоящее время в постоянной экспозиции находится еще один его портрет кисти А.М. Леонтовского, выполненный в 1906 году, поступивший в 1920-е годы из коллекции Мраморного дворца [7].
На портрете по форме, приближенной к квадрату, великий князь изображен без регалий, в черном френче, под который надета белая сорочка, сидящим в пространстве кабинета в Константиновском дворце на фоне стеллажей с книгами. Вместе с тем, этот фон нейтрален и не отвлекает от лица модели, которое передано не так фотографически точно, как в портрете 1901 года, но вылеплено объемно, хорошо проработано светотенью, как и правая рука, выписанная анатомически достоверно. Положив голову на левую руку, облокотившуюся о письменный стол, портретируемый смотрит на зрителя, однако во взгляде его - задумчивость и некая отрешенность. Утонченная кисть правой руки с длинными пальцами лежит на страницах открытой книги - пьесы
Леонтовский А.М. Портрет великого князя Константина Константиновича.
1901. Х.м., 84 х 71. Военно-исторический музей, Санкт-Петербург
«Гамлет, принц Датский» У. Шекспира, над переводом которой великий князь работал с 1889 по 1898 годы. Именно в переводе великого князя Константина Константиновича эта книга неоднократно издавалась с обширными комментариями. В исследуемом камерном портрете художнику удалось передать неординарную поэтическую личность Константина Романова, его утонченный художественный вкус. Справедливо, что это одно из лучших изображений великого князя.
Леонтовский А.М. Портрет великого князя Константина Константиновича, 1906.
Х.м., 96x107. Литературный музей ИРЛИ, Санкт-Петербург.
Парным к нему является портрет супруги - великой княгини Елизаветы Маври-киевны (1906) из Омского областного музея изобразительных искусств [8. С.113]. Портреты написаны А.М. Леонтовским в Стрельне, где и находились в кабинете Константиновского дворца. Как классический пандан, они одинаковы по размеру; месту, которое фигура занимает на холсте; согласованы по цвету, рисунку, фону и другим особенностям; модели при размещении рядом обращены друг к другу. Пандан, в отличие от официального портрета, сдержан по колориту.
Леонтовский А.М. Портрет великой княгини Елизаветы Маврикиевны, 1906. Х.м., 105х96,5. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Великая княгиня изображена сидящей в кресле у столика, на который облокачивается правой рукой. Фон полотна - темные цветочные обои, выглядящие при этом довольно нейтрально, рисунку обоев вторит ваза с бордовыми розами, размещенная на столике. Елизавета Маврикиевна в белом платье строгого покроя с воротником стойкой, каштановые волосы, убранные в скромную прическу, открывают приятное лицо с устремленным на зрителя взглядом. Социальный статус подчеркивают немассивные золотые украшения с драгоценными камнями: браслеты, кольца, колье. Великая княгиня не являлась, как ее супруг, одаренной и утонченной поэтической натурой, но стала матерью девятерых детей, и А.М. Леонтовским она представлена открытой и доброй женщиной с хорошим вкусом, с глазами, полными тепла и заботы.
В ряду полупарадных портретов кисти А.М. Леонтовского имеется и портрет родного младшего брата Константина Романова - великого князя Дмитрия Константиновича (1906, ГМИ СПб) [9]. Портретируемый изображен ниже пояса в легком трехчетвертном повороте в парадной генеральской форме Лейб-гвардии Конно-гренадерского полка, которым он командовал с 1892 года, с золотыми эполетами и аксельбантами, голубой лентой Ордена Святого Андрея через правое плечо, знаком ордена Святого Владимира на шее и многочисленными орденами на груди. Фон картины темный, не отвлекающий от модели; различима ведущая вверх лестница, окно, скульптуры. Великий князь смотрит на зрителя, но художник не делает акцент на его лице, кроме того, глаза прикрывает козырек форменной каски. Вероятно, целью являлось показать социальный и государственный статус портретируемого, его достижения в военной службе.
В Государственном Музее-заповеднике «Царское Село» находятся портреты еще одной выдающейся семьи, родственной императору: великого князя Владимира Александровича (1914), его супруги великой княгини Марии Павловны (1912) и их сына Кирилла Владимировича (1914) [10].
Великий князь Владимир Александрович - младший брат императора Александра III, дядя Николая II, был главнокомандующим войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа. Кроме того, он с 1869 года состоял товарищем президента, а с 1876 года - президентом Императорской Академии художеств. Он утвердил Правила о передвижных выставках художников, открыл бесплатные курсы рисования для народа, учредил педагогические курсы по подготовке учителей рисования в гимназиях и реальных училищах; на свои средства выплачивал стипендии одаренным студентам, авторские гонорары, пенсии; собрал ценную коллекцию живописи.
Дошедший до нас портрет кисти А. М. Леонтовского датирован 1914 годом: видимо, написан либо окончен после смерти великого князя (1847-1909). Владимир Александрович изображен в полный рост сидящим в кресле со скрещенными внизу ногами на фоне большого количества книг. На портретируемом генеральские брюки с красными лампасами и гражданская темная куртка, под которую надета белая сорочка. Тяжелый, цепкий взгляд из-под нависших век направлен на зрителя. Обращают на
Леонтовский А.М. Портрет великого князя Дмитрия Константиновича,1906. Х.м., 127,7х95,8. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
себя внимание молодые ухоженные руки. В этом камерном портрете художник смог передать не только большой опыт и человеческую мудрость, но и жизненную усталость.
А.М. Леонтовским написаны и два полупарадных поколенных портрета: великой княгини Марии Павловны и великого князя Кирилла Владимировича. Оба изображены со всеми регалиями в мундирах лейб-гвардии Драгунского полка, шефом которого княгиня являлась после смерти супруга, также, как и президентом Императорской Академии художеств. У Марии Павловны через правое плечо красная с серебряной каймой лента Ордена Святой Великомученицы Екатерины, у Кирилла Владимировича - голубая лента Ордена Святого Андрея Первозванного. Черный фон в портрете великой княгини использован, чтобы привлечь внимание к лицу модели, ее решительный взгляд направлен немного в сторону от зрителя; художник объемно пишет лицо, красиво, но не идеализированно. Наличие головного убора драгун - кивера с серебристым двуглавым орлом подчеркивает властность, решительность, целеустремленность и энергичность женщины; этому вторят и руки, придерживающие серый плащ, накинутый по-гусарски на одно плечо, что придает портрету и некую динамичность.
Кирилл Владимирович изображен на фоне вечернего неба с едва различимым пейзажем. A.M. Леонтовский передал здесь совсем иное психологическое состояние модели: при очевидной стати и военной выправке великого князя в его лице мы видим задумчивость, отстраненность и нерешительность.
И еще один портрет членов императорской семьи. На этот раз детский образ цесаревича Алексея в возрасте 5-6 лет, подтверждающий воспоминания современников художника о порт-ретировании им в Царском селе непосредственно членов семьи императора Николая II (1909, ГМЗ «Царское Село»). Композиционно камерный портрет А.М. Леонтовским решен довольно просто: поясное изображение на темном фоне в трехчетвертном повороте. Алексей одет в черный матросский костюм с бескозыркой, украшенной георгиевской лентой и надписью «Штандарт» (название императорской яхты, любимой всей семьей).
Мода на детские матросские костюмчики
началась в 1870-е годы, зародившись в Вели-
г, л о лг Леонтовский А.М. Портрет цесаревича
кобритании. В 1846 году четырехлетнему принцу Алексея Николаевича, 1909
Уэльскому Эдварду подарили уменьшенную вер- х.м. Государственный Музей-заповедник
сию униформы рядовых Королевской яхты, «Царское Село».
Леонтовский A.M. Портрет великой княгини Марии Павловны, 1912. Х.м., 177x100. Государственный Музей-заповедник «Царское Село»
в которой он запечатлен на гравюрах и живописных портретах, включая выполненный Ф.К. Винтерхальтером, что и привело к распространению и популяризации детского костюма.
Никакие детали не отвлекают зрителя от лица цесаревича, и все-таки это не психологический образ, а замечательный детский портрет, в котором художником переданы прелестные черты ребенка, его непосредственность, живость, веселость и детская любознательность. Эти качества присущи и другим детским портретам А.М. Леонтовского (Таганрогский и Псковский художественные музеи) [9].
Таким образом, проведенный анализ дошедших до нашего времени работ А.М. Леонтовского, запечатлевших членов императорской семьи, показал, что, несмотря на широкое распространение фотографии и киносъемки в начале ХХ века, они, в силу своего традиционного воспитания, продолжали заказывать репрезентативные портреты не только мастерам, известным в настоящее время широкому кругу, но и менее знаменитым художникам. А. М. Леонтовский, переехав в Таганрог и открыв там школу рисования, продолжает выполнять заказы членов императорской семьи в столице. Он мастерски владел реалистической живописью и рисунком; хорошие знания пластической анатомии позволяли ему точно передавать внешность портретируемых, их индивидуальные черты, а тонкое понимание человеческой природы - эмоциональное и психологическое состояние моделей. В ряду исследованных портретов членов императорской семьи имеются не только официальные полупарадные, выполненные А.М. Леон-товским в стиле классического реализма, но и камерные, при создании которых им использована индивидуальная манера живописи.
Литература
1. Таганрогский художественный музей. Живопись, графика. XVIII-XX вв.: Альбом. Ростов н/Д: Омега-Принт, 2009. 336 с.
2. Реутова Е.М. Живопись из коллекций великих князей Романовых в собрании ООМИИ им. М.А. Врубеля // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2010. № 78. С. 36-45.
3. Махно Н. В. Творчество художников Таганрога начала ХХ века и их влияние на художественную жизнь // Культурное наследие народов Юга России: итоги и перспективы изучения: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. (23 ноября 2022 г.). Краснодар: КГИК, 2022 С. 87-93.
4. Фонды Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурно-го музея-заповедника Ф. 7-014. [Семья Леонтовских, Блонской].
5. Таганрог. Энциклопедия / отв. ред. Г.М. Бондаренко. Таганрог: Антон, 2008. 927 с.
6. Махно Н. В. Полупарадный женский портрет в творчестве немецких художников эпохи Ренессанса // Культура и время перемен. 2021. № 2 (33). URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=46489965 (дата обращения: 15.03.2023).
7. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук: офиц. сайт. URL: https://pushkinskijdom.ru/ (дата обращения: 20.02.2023).
8. Русская живопись XVIII - начала XX века (до 1917 года): Каталог / М-во культуры Омской обл., Омский обл. музей изобраз. искусств им. М.А. Врубеля, авт. ст. и сост. И.Г. Девятьярова. Омск: ООМИИ им. М.А. Врубеля, 2012. 202 с.
9. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://goskatalog.ru/portal/#/ (дата обращения: 12.04.2023).
10. Государственный музей-заповедник «Царское село»: офиц. сайт. URL: https:// tzar.ru/ (дата обращения: 05.05.2023).
"Культурная жизнь Юга России" 156 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Images of Members of the Imperial Family in the Works of A.M. Leontovsky
Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2023, 3 (90), 149-157. DOI: 10.24412/2070-075X-2023-3-149-157
Nadezhda V. Makhno, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: [email protected].
Keywords: art of the early twentieth century, representative portrait, semi-parade portrait, chamber portrait, creativity of A.M. Leontovsky, Taganrog artist, members of the Imperial family.
Based on the analysis of archival documents and preserved works, the article examines the work of the artist A.M. Leontovsky, who was practically forgotten at the present time, who worked and died in Taganrog at the beginning of the twentieth century. Portraits of his brush from this period, which depict members of the Russian Imperial family, have been selected from the collections of various Russian museums. The creative heritage of the regional masters of the early twentieth century is one of the gaps in the history of art. The scientific novelty of this study consists in the introduction into circulation of factual data about the biography of the artist, collected on the basis of documentary materials, as well as in the generalization and analysis of part of his pictorial heritage, allowing to highlight the characteristic features and features. The subject was the stylistic and plastic characteristics of the canvases. Accordingly, the research methods include an integrated approach that combines historical facts, as well as iconographic and systematic analysis of the master's works. The analysis of the works of A.M. Leontovsky that have come down to our time, depicting members of the imperial family, showed that, despite the widespread use of photography and filming at the beginning of the twentieth century, they, due to their traditional upbringing, continued to order representative portraits, and not only to masters currently known to a wide circle, but also to less famous ones. The artist, having moved to Taganrog and opened a drawing school there, continues to fulfill orders from members of the Imperial family in the capital. A.M. Leontovsky masterfully mastered realistic painting and drawing, good knowledge of plastic anatomy allowed him to accurately convey the appearance of the portrayed, their individual traits, and a subtle understanding of human nature - the emotional and psychological state of the models. Among the studied portraits of members of the Imperial family, there are not only official half-parades made by A. M. Leontovsky in the style of classical realism, but also chamber, where he used an individual style of painting.
Reference
1. Taganrogskiy khudozhestvennyy muzey. Zhivopis', grafika. XVIII-XX vv. [Taganrog Art Museum. Painting, graphics. XVIII-XX centuries: Album]. (2009) Rostov-on-Don: Omega-Print.
2. Reutova, E.M. (2010) Zhivopis' iz kollektsiy velikikh knyazey Romanovykh v sobranii OOMII im. M.A. Vrubelya [Painting from the collections of the Grand Dukes of the Romanovs in the collection of the OOMII named after M.A. Vrubel]. Antikvariat, predmety iskusstva i kollektsionirovaniya - Antiques, art and collectibles. 78. pp. 36-45.
3. Makhno, N.V. (2022) Tvorchestvo khudozhnikov Taganroga nachala KhKh veka i ikh vliyanie na khudozhestvennuyu zhizn' [Creativity of Taganrog artists of the early twentieth century and their influence on artistic life]. In: Kul'turnoe nasledie narodov Yuga Rossii: itogi i perspektivy izucheniya [Cultural heritage of the peoples of the South of Russia: results and prospects of study]. Proc. of the Conference. Krasnodar: KGIK. pp. 87-93.
4. Funds of the Taganrog State Literary and Historical-Architectural Museum-Reserve F.7-014. [The Leontovsky, Blonsky family].
5. Bondarenko, G.M. (ed.) (2008) Taganrog. Entsiklopediya [Taganrog: Encyclopedia]. Taganrog: Anton.
6. Makhno, N.V. (2021) Poluparadnyy zhenskiy portret v tvorchestve nemetskikh khudozhnikov epokhi Renessansa [Semi-parade portrait of a woman in the works of German Renaissance artists]. Kul'tura i vremya peremen - Culture and time of change. 2 (33). [Online] Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=46489965 (Accessed: 03.09.2023).
7. Institute of Russian Literature (Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences. [Online] Available from: https://pushkinskijdom.ru (Accessed: 03.09.2023).
8. Devyatyarov, I.G. (eds) (2012) Russkaya zhivopis' XVIII - nachala XX veka (do 1917 goda) [Russian painting of the XVIII - early XX century (before 1917)]. Catalog. Omsk: OOMII named after M.A. Vrubel.
9. The State catalogue of the Museum Fund of the Russian Federation. [Online] Available from: http://goskatalog.ru/portal/#/ (accessed 12.04.2023).
10. The State Museum-Reserve "Tsarskoye Selo". [Online] Available from: https:// tzar.ru / (Accessed: 05.09.2023).