Научная статья на тему 'Образы античной истории в геральдике XV-XVI вв'

Образы античной истории в геральдике XV-XVI вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
868
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖАЕМАЯ ГЕРАЛЬДИКА / IMAGINARY HERLADRY / ГЕРБЫ / ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / HISTORICAL CULTURE / СРЕДНИЕ ВЕКА / MIDDLE AGES / АНТИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ / CLASSICAL TRADITION / COATS OF ARMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черных Александр Петрович

В статье рассматривается проблема античной компоненты в так называемой воображаемой геральдике Средневековья. Проанализированы предпочтительные цвета, фигуры и образы, используемые для изображения античных героев на гербах. Подчеркнута более выраженная знаковая репрезентативность воображаемой геральдики по сравнению с реальной, что позволяет исследователю лучше уяснить скрытые механизмы геральдизации в позднесредневековлом обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Images from ancient history in fifteenthand sixteenth-century heraldry

The article analyzes the problem of classcal elements in so-called imaginal heraldry in the Middle Ages. The author studies preferable colors, figures, and images, used to represent classical heroes on the coats of arms. He insists that imaginary heraldry had more pronounced semiotic representativity than real one. This permit to see hidden devices of heraldization of late medieval society.

Текст научной работы на тему «Образы античной истории в геральдике XV-XVI вв»

Черных А.П.

Образы античной истории в геральдике XV—XVI вв.

Античное наследие Европы на рубеже Средневековья и Раннего Нового времени проявлялось на разных уровнях и в разных областях. Одной из них была геральдика и, в частности, геральдика воображаемая. Воображаемая или фантастическая геральдика - это общее название средневекового геральдического феномена, представляющего собой комплекс гербов, которыми наделялись исторические персонажи догеральдического периода, мифические и литературные герои. В их число входили и те, кого мы традиционно причисляем к героям и историческим личностям периода Античности.

Средневековые взаимоотношения с историческим прошлым были достаточно утилитарны, но далеко не так просты, как может показаться из распространённого в своё время утверждения, что Средневековью чувство исторического якобы не было свойственно. Сегодня это устаревшее представление мало кто разделяет. В то же время Средневековье в принципе не стремилось познать в точности историческое прошлое, а пользовалось им скорее как вместилищем, из которого по мере надобности извлекалось необходимое. Поэтому Античность как таковая, в более или менее искажённом виде, не забывалась в Средние века никогда, и на том или ином уровне воспроизводилась постоянно - в образах хроник, в примерах агиографических произведений, в литературных сочинениях - и, в том числе, в гербах.

Ныне к памятникам воображаемой геральдики обращены взоры учёных, но история изучения античного компонента не может похвастать библиографией столь же обширной, как библиография воображаемой геральдики Девяти Совершенных, артуров-ского цикла; тем не менее, она привлекает внимание историков1.

1 Bergen-Pantens C. van den. Guerre de Troie et héraldique imaginaire // Revue belge d'archéologie et d'histoire de l'art. 1983. T.52. P. 3-22; Ber-gen-Pantens C. van den. Portraits troyens et héraldique imaginaire: les exemples d'Hector et de Penthésilée // Comunicaciones al XV Congreso internacional de las ciencias genealogica y heraldica. Madrid, 19-25 septiem-

138

В первую очередь обычно воспроизводился цикл героев и действующих лиц Троянской войны. Знания об их существовании проистекали из распространённого в Средние века чтения литературных произведений, в первую очередь «Романа о Трое», а также из «Троянской войны» Конрада фон Вюрцбурга. Этот цикл не особенно пространен, его обычно открывает троянский герой - Гектор Троянский, образец совершенного воина, а кроме того - Приам и его племянник, Одиссей (Улисс).

Греческая история как таковая не присутствовала в воображаемой геральдике. Да, собственно и никакая история в воображаемой геральдике не присутствовала. В раздел воображаемой геральдики попадали по иным критериям. Общественное мнение отбирало в неё тех, кто обладал достойными для этого качествами, не особенно заботясь тем, исторический это персонаж или литературный. Так что история Греции помимо Гектора Троянского была представлена ещё и знаменитым представителем её эллинистического периода - Александром Македонским или Александром Великим.

История образа Александра Македонского в западноевропейской традиции является показательным примером того, как формировались образы Девяти Совершенных и их античной триады, в частности.

Образ Александра Македонского на Западе берёт своё начало с труда неизвестного греческого автора III в. Псевдо-Калистена «Жизнь Александра, царя македонцев». Около 1394 г. Томас ди Салуццо написал свой роман «Странствующий рыцарь» (Le Chevalier errant), в котором развил уже существо-

bre 1982. 3 vol. Madrid, 1983. Vol. 1. P. 219-230; Roche N. Les armoiries des personnages de l'Antiquité, de l'Orient et de la Bible (XIIe-XVIIe siècle) // Thèses soutenues par les élèves de l'École nationale des Chartes. Paris, 1997. P. 321-334; Bleisteiner C.D. Heraldik im «Trojanerkrieg» Konrads von Würzburg und ihre Reflexion des Wappenwesens seiner Zeit // Der Wappen-Löwe. 12. Jahrbuch, 1999. S. 5-63; ЧерныхА.П. Реальные проблемы воображаемой геральдики // Восточная Европа в древности и средневековье. Мнимые реальности в античной и средневековой историографии. XIV Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто. Москва, 17-19 апреля 2002 г. М.: ИВИ РАН, 2002. С. 235-240.

139

вавшую к тому времени тему Девяти Совершенных. На миниатюре в одной из её рукописей 1403-1404 гг2. Александр Македонский представлен с гербом - в красном поле серебряный восстающий лев с алебардой в лапах. Но было и более раннее изображение его герба - гобелен ок. 1380 г., где лев изображён золотым, а не серебряным. Есть предположения, что изобразительное наполнение герба продиктовано сближением образа Александра с популярным образом Геракла и его подвигом по оборению льва3. Лев, как атрибут Геракла, попал и в герб Александра Македонского. Но возможен и другой генезис, отсылающий к «Истории Александра Македонского» Квинта Курция Руфа (I в.), где рассказывается о сне супруги Филиппа Македонского, отца, увидевшей во сне льва во время беременности и истолкованного в благоприятном смысле4.

Во дворце маркизов Салуццо (Castello de la Manta) в Баронском зале есть настенное изображение Девяти Совершенных 1420 г., в том числе и герб Александра - в красном поле сидящий на троне лев с алебардой в лапах, всё золотое. В таком же виде, или с незначительно изменёнными деталями, он присутствует в португальском Гербовнике Армейру-Мор начала XVI в. и в других всеобщих гербовниках.

В XVI - XVII вв. герб Александра Македонского немного изменился - им преимущественно стал восстающий лев, но цвета сохранились. Он воспроизводился в ряде изданий в качестве иллюстрации или на титульном листе. В книге Жерома де Бара герб Александра - в золотом поле восстающий красный лев с зелёными вооружениями5, а его обычный герб де Бара отдал Гектору6.

В германских землях герб Александра Македонского развивался несколько иначе. Старейшее из известных изображений - это статуи Девяти Совершенных в городском совете в Кёльне

2 Paris, BN MS. Fr. 12559.

3 Войников И. Македония през погледа на хералдиката (XIV-XVIII век) // Херолд. Година IV. Брой 3. Август 2011. С. 4-5.

4 Quintus Curtius Rufus. Historiae sive De gesti Alexandri Regis Macedonum. Lib. VIII. Cap. III.

5 Hiérome de Bara. Le Blason des Armoiries. 1579. P. 165.

6 Idem. P. 164.

ок. 1330 г., и там на его щите виден бык. Вероятно, подобный вариант визуализации связан с именем коня Александра - Буцефала (греч. бычья голова - А.Ч.)1. Герб Александра присутствует в Эрстенском гербовнике ок. 1380 г. (fol. 40r-v). Он есть в декоре Мариенского фонтана г. Брауншвайга ок. 1408 г. с изображениями гербов Девяти Совершенных и там щит Александра имеет главу горностая и пояса в левой части. Ещё в начале XV в. в Германии был известен и другой вариант герба Александра Македонского - в красном поле три серебряных (или золотых, или красных) колокола8. Возможно, что источником такого иконографического варианта был текст всё того же Псевдо-Калистена об Александре. Мать Александра, Олимпиада, которая в течение долгого времени не имела детей, обратилась за помощью к египетскому оракулу Нектенабо, который жил в Македонии. Тот целую ночь растолковывал и объяснял ей Зевса в образе орла, Амона - в виде змия и Геракла - со львом, после чего Олимпиада забеременела и родила будущего македонского властителя, который в превосходной степени стяжал одновременно все три образа. В одном из гербовников9 начала XVI в. дан герб Александра - рассечённый синим и золотым, в синем три серебряных колокола, в золотом чёрный шествующий лев, нашлемник - золотая львиная голова, с золотым и чёрным намётом. Очевидно, что тут соединены две традиции изображения герба Александра Великого, находившиеся в обращении в За-

7 Войников И. Указ.соч. С. 6. Правда, что касается самого имени коня, то уже Арриан не имел ясности о его происхождении: то ли голова коня была похожа по форме на бычью, то ли на лбу у него было пятно, напоминающее голову быка. Арриан. Поход Александра, 5.19.

о

Richental Ulrich von. Chronik des Konstanzer Konzils. Praha, Narodni knihovna Ceske republiky. Cod. XVI.A.17: fol. 240v; Sammelband mehrerer Wappenbücher. Bayerische StaatsBibliothek. Cod. Icon. 391: fol. 25v. [Электронный ресурс]. URL.: http://bildsuche.digitale-sammlungen.de/index.html?c=viewer&bandnummer=bsb00007681&pimag e=56&v=100&nav=&l=de (дата обращения: 01.04.2013.). ^Bayerische StaatsBibliothek. Cod. Icon. 392 d: fol. 2v. [Электронный ресурс]. URL.: http://codicon.digitale-

sammlungen.de/Blatt bsb00018706,00088.html?prozent=1

141

падной Европе в XV в.10.

В известном Гербовнике Хроники Констанцского собора Ульриха из Рихенталя 1418 - 1420 гг. по традиции всеобщих гербовников есть гербы Девяти Совершенных и, в том числе, Александра Македонского11. А на статуе в ратуше в Кёльне этот герб (в синем поле три золотых короны) принадлежит королю Артуру, как во французской геральдической традиции. Вполне возможно, что причиной замены стал всё тот же пассаж из Псевдо-Калистена12. Из Гербовника Хроники Ульриха из Рихенталя герб Александра в виде двух разновидностей позаимствовали (по мнению И. Войникова - А.Ч.13) многие гербовники XV - XVI вв.: первую - в красном поле три золотых короны: Ортен-бургский гербовник (1466 - 1473)14, Гербовник Николауса Берт-чи (1515-1650)15 и вторую - в синем поле три золотых короны: Гербовник Конрада Грюненберга 1483 г.16, Гербовник Верниге-роде (Шаффхаузенский) конца XV в.17.

10 Войников И. Указ.соч. С. 6.

11 Richental Ulrich von. Concilium zu Constanz. Augsburg, Anton Sorg, 1483. P. 201. [Электронный ресурс]. URL.: http://lcweb2.loc.gov/cgi-bin/ampage?collId=rbc3&fileName=rbc0001 2008rosen0097page.db&rec Num=200 (дата обращения: 20.11.2013.).

12 Войников И. Указ.соч. С. 7.

13 Там же. С. 7.

14 Ortenburger Wappenbuch. Bayerische Staatsbibliothek. Cod. Icon. 308 u: fol. 225r. http ://codicon. digitale-sammlungen.de/Blatt bsb00001755,00451.html?prozent=1

15 Bertschi N. Wappenbuch besonders deutscher Geschlechter. BSB Cod. Icon. 392 d: fol. 4r. [Электронный ресурс]. URL.: http://codicon.digitale-sammlungen.de/Blatt bsb00018706,00000.html (дата обращения: 01.04.2013.).

16Das Wappenbuch Conrads von Grünenberg, Ritters und Bürgers zu Constanz. Bayerische StaatsBibliothek. Hss Cgm 145: fol. 1r. [Электронный ресурс]. URL.: http://daten.digitale-

sammlungen.de/~db/0003/bsb00035320/images/index.html?id=00035320& fip=qrsewqeayasdasyztseayayztsfsdrxdsydwewq&no=2&seite=4 (дата обращения: 01.04.2013.).

17

Wernigeroder/Schaffhausensches Wappenbuch. Bayerische

StaatsBibliothek. Cod. Icon. 308 n: fol. 6r. [Электронный ресурс]. URL.:

142

Под влиянием Гербовника хроники Ульриха из Рихенталя в XV - начале XVI вв. был создан ряд гербов Александра Македонского, содержащий утроение гербовой фигуры: в Милтен-бергском гербовнике (ок. 1486 - 1500 гг.) в красно-серебряном поле синий пояс, обременённый тремя золотыми полумесяца-ми18; в Гербовнике Антикваров (ок. 1531 г.)19 в золотом поле три чёрных огнива в столб. Но не обязательно - в середине XV в. в германской традиции существовал и другой вариант герба Александра Македонского - в чёрном поле золотой грифон, хотя у Ульриха из Рихенталя это герб Иуды Маккавея20. В чёрном поле золотого грифона в качестве герба Александра приводит и так называемое Собрание гербовников (1530)21.

Во франкфуртском издании «Каталога» Бартелеми Кас-санеуса (1586 г.)22 дан другой герб Александра Великого - в синем поле два золотых взаимообращённых льва. А в начале XV в. в Люнебурге (живопись по стеклу в ратуше Люнебурга ок. 1410 г.) этот знак существовал как герб Гектора и обозначал,

http://codicon.digitale-

sammlungen.de/Blatt bsb00043104,00019.html?prozent=1 (дата

обращения: 01.04.2013.).

18 Милтенбергский гербовник - ок.1486-1500 гг. GoodallA. An Illirian Armorial in the Society's Collection // The Antiquaries Journal. № 75. 1995. P. 275. Цит. по: Войников И. Указ.соч. С. 7.

19 Society of Antiquaries of London. Ms 373 Fol. 59r.

20Ingeram Codex/Codex Cotta - 1459. Kunsthistorisches Museum Wien. KHMW Inv. № A2302: 29; Richental Ulrich von. Chronik der Konstanzer Konzils. Narodni knichovna Ceské Republiky, Praha. Cod XVI A 17: 497; Wappenbuch von Hans Haggenberg. Stiftsbibliothek St. Gallen. SBSG (Codices Electronic Sangallenses - CESG) Cod. Sang. 1084: 17; Wernigeroder/Schaffhausensches Wappenbuch. Bayerische

StaatsBibliothek. Cod. Icon. 308 n: fol. 24v; Bayerische StaatsBibliothek. Cod. Icon. 391: fol. 6v, 33r..

21 Sammelband mehrerer Wappenbücher. Bayerische StaatsBibliothek. Cod. Icon. 391: fol. 6v. [Электронный ресурс]. URL.: http://codicon.digitale-sammlungen.de/Blatt bsb00007681,00014.html?prozent=1 (дата обращения: 01.04.2013.).

22 Barthélémy de Chasseneuz. Catalogus gloriae mundi. 1586.

143

по всей вероятности, его поединок с Ахиллом23.

По сравнению с греческой историей римскому периоду Античности повезло не больше и не меньше. В первую очередь в воображаемой геральдике нашёл своё отражение Юлий Цезарь, которому общественное сознание отводило роль совершенного государя, а в истории геральдики заодно ещё и роль отца-создателя геральдики и гербов. Его герб - в золотом поле традиционный имперский двуглавый орёл, который воспроизводился также и в других вымышленных гербах персонажей, филиацией власти связанных с Юлием Цезарем, в частности, в гербах Карла Великого.

Наряду с Цезарем в гербовниках иногда присутствует герб «кайзера Нерона». Чёрный орёл Цезаря в нероновском варианте с пылающими факелами в клюве усеян языками пламени -наивный, но конкретный намёк на самое известное в Средние века деяние Нерона - поджог Рима.

Юлий Цезарь, наряду с Александром Македонским и Гектором Троянским составлял первую триаду в наиболее распространённом на исходе Средневековья комплексе воображаемой геральдики - гербах Девяти Совершенных. Это три триады героев прошлого: три язычника, три героя Библии, три средневековых персонажа. Среди трёх язычников и находили себе место образы, отсылающие к истории Античности. Вначале гербы Девяти Совершенных были очень нестабильны: герб Гектора в XIII в. - в красном поле золотой коронованный лев с мечом на троне, а в середине XV в. - в поле противогорностая золотая перевязь, обременённая чёрным львом. Постепенно они все более прочно соединялись с геральдизируемым персонажем. С точки зрения формальной геральдики все фантастические гербы неоднородны. Если это европейские персонажи, то воображаемые гербы внешне мало отличимы от реальных, как например, мнимый герб Карла Великого - чёрный орёл в золотом поле в правой половине щита и три золотых геральдических лилии в синем поле в левой.

Гербы Девяти Совершенных появились в середине XII в.,

23 Войников И. Указ.соч. С. 7.

то есть практически одновременно с самим возникновением геральдики24. Первоначально они присутствуют не как изображения, а как упоминания и описания в литературных текстах рыцарских романов (Кретьена де Труа, «Троянской войны», «Романа о Трое» Бенуа де Сен-Мора и др.). В известном прении между герольдами Англии и Франции уже в самом начале этого условного спора французский герольд перед тем, как задать английскому герольду вопрос о христианском государстве наибольшей чести, упоминает персонажей из Девяти Совершенных и перечисляет Александра Македонского, Юлия Цезаря, Гектора Троянского и других знаменитых рыцарей25, и это не единственное их упоминание в тексте дебатов.

Одним из примеров, зафиксировавших совокупность Девяти Совершенных, является гравюра на дереве из Меца, датируемая 1421 - 1430 гг., где их образы сопровождаются шестистишиями. На этой гравюре Девять Совершенных перечислены в своём традиционном порядке, тремя триадами, и первую триаду составляют три совершенных воина-язычника: Гектор Троянский, Александр Македонский, Юлий Цезарь. В этом же порядке они названы в «Истории Девяти Совершенных»26 и в других рукописях XV в.27 Но сама идея Девяти Совершенных появилась ещё раньше, в XIV в.: они перечислены в поэме Гийома де Ма-шо «Prise d'Alexandrie» устами бога Марса, а также в двух балладах Э. Дэшана28.

Затем гербы Девяти Совершенных проникли в гербовники. Гербы - примеры воображаемой геральдики есть во многих, как правило, всеобщих, гербовниках: в XIII в. - в Гербовнике лорда Маршала (Lord Marshal's Roll) 1295 - 1300 гг.; в XIV в. - в

24 Pastoureau M. Traité d'héraldique. Paris, 1993. P. 258; Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья. СПб, 2012. С. 240.

25 Le débat des herauts d'armes de France et d'Angleterre suivi The debate between the heralds of England and France by J. Coke /Éd. L. Pannier, P. Meyer. Paris, 1877. P. 2.

26 Histoire des neuf preux: Paris, BN MS. Fr. 12598.

27 Например, Triumphe des neuf preux... Abbeville, 1487, Paris, 1507.

28 Le débat des herauts d'armes de France et d'Angleterre... P. 129.

145

Эрстежком гербовнике (Wappenbuch von den Ersten, Armorial von den Ersten) 1379 - 1389 гг. со значительным числом примеров воображаемой геральдики вообще и Девяти Совершенных, в частности; в Гербовнике д'Юрфе (Armorial d'Urfé) ок. 1380 г. или 1385 - 1410 гг., с многочисленными примерами воображаемой геральдики; в Гербовнике графств (County Roll of Arms, Rôle des comtés) 1377 - 1399 гг.; в XV в. - в Гербовнике Лалэн (Armorial Lalaing) 1420 г.; Гербовнике Стрэнгуэя (Strangway's roll) ок. 1450 г.; в огромном, содержащем 2196 гербов, Гербовнике Конрада Грюненберга (Conrad Grünenberg's Wappenbuch, Armorial de Conrad Grünenberg) 1483 г. (любопытно, что авторы издания 1875 г., полагая гербы из области воображаемой геральдики неважными и неинтересными обществу, большинство листов, содержащих такие гербы, в издании попросту опустили; эти гербы были воспроизведены только в дополнительном томе 1883 г.29); Гербовнике Йорга Рюгена (Jörg Rugenns Wappenbuch, Rügenn's Wappenbuch) 1499 - 1503 гг. и других.

Во всеобщих гербовниках постоянно появляются Гектор, Одиссей (Улисс), все герои Троянской войны, Александр Македонский, Юлий Цезарь, императоры Рима30. Несмотря на раннее появление, в самостоятельный комплекс Гербы Девяти Совершенных выделились позже - в начале XIV в. Первое упоминание о Девяти Совершенных, вероятно, относится к 1312 г. - в «Обете фазана» Жана де Лонгийона (Jean de Longuyon. Voeux du paon). Лонгийон избрал победоносных воителей и объединил их в триады. Тема Девяти Совершенных быстро распространилась в Западной Европе в литературе и произведениях искусства31. Девять Совершенных были представлены на турнире в Аррасе в 1336 г, во время вступления в Париж Генриха VI в 1431 г., в

29 Pastoureau M. L'armorial universel de Conrad Grünenberg (1483) // L'armorial Grünenberg. Riprod. ed. Görlitz, 1875. A cura di M. Popoff. Introduzione di M. Pastoureau. Milano, 2011. P. XV.

30 Idem. P. III.

31 Clemmensen St. The Nine Worthies and other Ternionen. A survey of the literature and iconography. 2009. P. 2. [Электронный ресурс] URL.: http://armorial.dk/german/Ternionen.pdf (дата обращения 3.10.2012).

146

1444 г. на турнире в Льеже32.

В Гербовнике Конрада Грюненберга гербы Девяти Совершенных (и в их числе Александр, Цезарь и Гектор) помещены на первых листах гербовника, после императора, вероятно, Фридриха III. Их гербы отличаются от тех, что обычно им приписываются. Герб Александра в нём - в синем поле три золотых короны, Цезаря - в серебряном поле чёрный дракон с красными вооружениями, Гектора - в золотом поле красный лев на троне с мечом в лапах. Далее изображены воображаемые гербы Римской Империи (в чёрном поле трёхглавый золотой орел), окружённые гербами семи первых королей Рима: у Ромула - в красном поле серебряная волчица и двое детей, у Нумы Помпилия - в золотом поле зелёный василиск с красной бородой, топчущий чёрного скорпиона.

Далее, на четвёртом листе, изображены гербы двенадцати первых императоров Рима от Юлия Цезаря до Домициана, у каждого разные, представляющие собой вариации геральдического использования чёрного двуглавого орла. У Августа рассечённый: в первом золотом поле двуглавый чёрный орёл, во втором красном двуглавый серебряный лев; у Тиберия в золотом поле чёрный двуглавый орёл, обременённый серебряным щитком; у Нерона в серебряном поле чёрный орёл, у Веспасиана чередование серебряных и красных поясов с золотым остриём, обременённым чёрным двуглавым орлом. Таких гербов римских императоров не найти ни в одном другом гербовнике XV в.33 Композиция гербов является геральдически правильной, их подбор эрудитским, что не делает их менее загадочными. Почему у Гальбы в гербе под двуглавым орлом в главе серебряные и красные пламена? Почему у Веспасиана гербы, практически идентичны гербам Орсини?34 Можно предположить, что воображаемые гербы в этом гербовнике основаны на Гербовнике Хроники Ульриха из Рихенталя, но многое изобретено Грюнен-бергом самостоятельно35.

32 Idem. P. 3.

33 Pastoureau M. L'armorial universel de Conrad Grunenberg (1483)... P. XVI.

34 Idem. P. XIV.

35 Idem. P. XXIII.

Девять Совершенных трактуются, в первую очередь, как совершенные воины. Их геральдическая визуализация, как правило, является частью образного ряда, присущего воителям. Александр Великий (Македонский) в наделяемых гербах часто имеет изображение льва, часто встречаются три короны, иногда три колокола, иногда король на троне. Визуально он нередко смешивается с Гектором Троянским, поскольку и Гектор снабжается гербом с изображением льва на троне с мечом, либо восстающего льва, нескольких львов, столба с двумя львами, перевязью, обременённой львом, поясом с шествующим львом, тремя бычьими головами, верблюда36. В воображаемом гербе Юлия Цезаря можно видеть двуглавого орла, изредка василиска, иногда виверна, грифона, три короны и три колокола37, в гербе императора Нерона - орла в языках пламени, орла с жезлом в клюве, просто орла38.

Как сходство, так и вариативность их гербов связаны не столько с ошибками авторов-переписчиков, сколько с традицией, господствовавшей в том или ином регионе. Эта традиция черпалась в том или ином гербовнике, или ином источнике, и затем воспроизводилась многократно, Для северофранцузских земель это Гельдернский и Бергхаммарский гербовники, а для германских земель - Хроника Ульриха из Рихенталя и Гербовник Ганса Ингерама39.

Их гербы воспроизведены в огромном количестве гербовников XIV - XVI вв. Из поздних гербовников особенно хорош роскошный королевский гербовник Армейру-Мор 1480-1505 гг. В нём в полный лист изображены фигуры в доспехах рубежа Средневековья и Нового времени с гербовыми щитами - «короля Александра» (в красном поле золотой лев с секирой на престоле), «герцога Гектора» (в золотом поле восстающий красный лев с секирой), Юлия Цезаря (в золотом поле чёрный двуглавый орёл с красными вооружениями)40. В этом же гербовнике можно

36 Clemmensen St. Ор. ей. Р. 11.

37 Ыеш. Р. 10.

38 Ыеш. Р. 15.

39 Ыеш. Р. 3.

40 Ыуго de Агшето-Мог, А". 2у-3у. Ыуго de Агшето-Мог. Еб1Мо de

148

видеть характерное (и в то же время обычное) дополнение к ряду Девяти Совершенных - героического коннетабля Бертрана Дю Геклена, изображённого не с его родовым гербом (в серебряном поле чёрный двуглавый орёл с красной правой перевязью поверх всего), а с гербом, поразительно похожим на герб Александра или Гектора (в красном поле золотой восстающий лев, глава Франции)41. Вряд ли можно считать подобное сходство случайным, скорее всего это сознательное настоятельное сближение образов.

Эти гербы - далеко не единственные примеры, они являются постоянно воспроизводимыми изображениями, частым художественным образом многочисленных стеновых росписей, гобеленов, миниатюр и литературных произведений конца XV -начала XVI вв. Особенно широко основная масса фантастических гербов распространилась в XVI в. Сегодня в наибольшей степени изучены воображаемые гербы рыцарей Круглого стола, в то время как генезис визуализации античных героев только начинает привлекать историков.

Совершенно естественно, что как аналог Девяти Совершенным мужчинам возникла параллель гербов Девяти Совершенных Дам, женщин-воительниц. Это Дельфия (Deiphylé, Deifilé), мать Диомеда, дочь гомеровского героя Адраста (герб грифон); Синопа (Sinope, Synoppe), дочь сопротивлявшейся страсти Зевса и Аполлона Асопы (герб три дамских головы в коронах); Ипполита (Hippolyta), дочь Ареса и Отреи, сестра Ан-тиопы, Пентесилеи и Меланиппы, убитая Тезеем (герб лев, сопровождаемый раковинами или в красном поле три дамских головы в коронах); её сестра Меланиппа (Melanippe), убитая Гераклом (герб лебедь, сопровождаемый раковинами или в красном поле три дамских головы в коронах); царица Вавилона Семирамида (Semiramis) (герб три трона), царица амазонок Лампе-то (Lampeto) (герб три дамских головы в коронах), царица Египта Томарис (Tamaris, Tomyris) (герб три льва); Тевта (Teuca,

J. Calvâo Borges. (Academia Portuguesa da Historia). Lisboa, 2000. P. 1012.

41 Idem. P. 16.

ТеШ;а, Тейа), супруга Агрона, царица Иллирийцев (герб орёл перевязью); Пентесилея (Penthesilea) (герб перевязь, обременённая тремя дамскими головами)42.

Список Девяти Совершенных Дам менее стабилен, чем мужской. Как дополнялся порой список Девяти Совершенных мужчин (например, упомянутым Бертраном Дю Гекленом), так и список Девяти Совершенных Дам начал расти и дополняться. Преимущественно это были героини античной истории. На разных порах в него включалась триада иудейских героинь Эстер, Иаиль (жена Хеверова); Юдифь; римлянка Лукреция, жертва насилия Секста Тарквиния; мать Гая Марция (Кориолана) и глава посольства римлян к врагам Ветурия; ещё одна жертва насилия (со стороны децемвира Аппия Клавдия) Виргиния (сер. V в. до н. э.); мать императора римлян Константина Великого св. Елена (герб двуглавый орёл, обременённый раковинами или в золотом поле красный крест, или три короны)43.

Средневековье стремилось добавить в список и средневековых дам: это св. Клотильда, спасшая Париж от гунна Аттилы; св. Елизавета Венгерская (1207 - 1231), дочь короля Венгрии Андраша II и супруга Людвига Тюрингского (|1227), канонизированная в 1235 г. (герб лев с чередованием восьми поясов); представительница шведской знати св. Бригитта (1302 - 1373) (герб перевязи и лев или три короны); наконец, Орлеанская Дева-воительница Жанна д'Арк (|1431) (герб меч, сопровождаемый по сторонам двумя геральдическими лилиями и в главе короной)44.

В Малом конном гербовнике Золотого руна ок. 1460 г. (Париж, Национальная библиотека Франции), который представляет собой отчасти копию Большого конного гербовника 1433 - 1435 гг., отчасти его вариацию, содержатся портреты шести из Девяти Совершенных Дам. Присутствуют изображение Пентесилеи с гербом (в чёрном поле белый лебедь с красными клювом и лапами); Тевты (в пересечённом золотом и синем поле восстающий лев переменных цветов); Томарис (в синем поле

42 Clemmensen St. Ор. ей. Р. 16-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43 Ыеш. Р. 17-19.

44 Ыеш.

три золотых трона); Дейфилы, жены царя Артоса Тидея, (в серебряном поле чёрный орёл) и так далее.

Дамский ряд - гербы Девяти Совершенных Дам, - не занимал какого-то отдельного места среди гербов воображаемой геральдики. Это «дамская» ипостась Девяти Совершенных В отличие от постоянного по составу и рисунку гербов мужского варианта, список Девяти Совершенных Дам варьировался и в численном отношении, и по составу. Соответственно, и рисунок гербов был очень нестабилен.

Своего апогея внимание к воображаемой геральдике античного происхождения нашло, пожалуй, в труде Жерома де Бара «Изъяснение геральдики» 1579 г.45 Де Бара сожалел, что не смог найти гербы Кастора и Поллукса и вынужден был оставить их щиты пустыми46. А вот о гербах Геракла и Тезея он уже рассуждал относительно подробно47. Самое известное деяние Тезея - борьба с Минотавром, что и отразилось в его гербе. Де Бара сообщал, что информацию о гербах Девяти Совершенных он получил из Герма-нии48. Основанием для этого замечания послужили, скорее всего, труды германских эрудитов. Умники-эрудиты добавили своего - с дополнительной критикой, но и с одновременным использованием в качестве дополнительных доказательств.

В приводимом де Бара гербе Язона присутствует золотое руно. Широкое распространение увлечением Античностью отразилось и в мифологии Ордена Золотого Руна (аргонавты), к моменту выхода книги Ж. де Бара существовавшем уже полтора века49. Независимо от подлинных целей создания Ордена его мифология - полностью «средневеково античная», - очень показательна для того времени.

Ж. де Бара писал и о гербах Совершенных Дам, в первую очередь упоминал Юдифь с головой Олоферна и Томарис, мас-

45 Hiérome de Bara. Le Blason des Armoiries. Paris, 1579.

46 Idem. P. 140.

47 Idem. P. 140-141.

48 Idem. P. 148.

49 Орден был создан 10 января 1430 г. герцогом Бургундским Филиппом III Добрым в честь своего брака (третьего) с португальской инфантой Изабеллой.

сагетскую царицу «азиатских скифов»50. Далее он говорит об амазонках, увлекаясь разными мнениями о месте их проживания в древности51, но затем сообщает, что поскольку они были славными воительницами, то он считает нужным привести их гербы. Он говорит, что располагает их в том же порядке, в котором он нашёл у других авторов. Одни гербы Антиопы и царицы амазонок Ипполиты полные, пишет он, другие нет, одни надо поставить в первый ряд, другие во второй. Все уточнения Ж. де Бара отдавал суждению тех, кто опытнее его в этих вопросах.

Античный компонент - только часть воображаемой геральдики, и в XVI - XVII вв. к гербам героев Античности, библейским персонажам, рыцарям Круглого стола добавилось большое число святых, ранних пап римских (до Иннокентия IV (1243 - 1254 гг.), государей первого тысячелетия от Р.Х., а также XI - XII вв.52.

В свете моды на Античность, начиная с XVI в. в гербах стало возможно появление отдельных, очень редких действительно античных реминисценций, но основным проявлением были, конечно, гербы воображаемой геральдики. То, каким образом герои Античности нашли своё отражении в гербах - предпочтительные цвета, избранные для этого фигуры и образы, - разумеется, имеют отношение, прежде всего, к Средневековью и Раннему Новому времени, а не к действительной античной древности. И характеризуют они именно эти эпохи, а не Античность. В то же время сегодня для нас эти гербы являются более говорящими, чем подлинные средневековые гербы53. Найти с большей или меньшей достоверностью предположительные мотивы, повлиявшие на конкретную визуализацию, в большинстве случаев несложно. Представляется, что в действительности гербы, приписываемые воображаемым объектам (героям, а по сути персонифицированным порокам и добродетелям), были более знаково говорящими, чем действительные гербы. Во всяком случае, исследователь, пытаясь уяснить механизмы геральдизации, получает от них больше, чем от нередко немых родовых гербов54.

50 Hiérome de Bara. Op. cit. P. 195.

51 Idem. P. 155.

52 Pastoureau M. Traité d'héraldique. Paris, 1993. P. 283.

53 Idem. P. 283.

54 Idem. P. 290.

Можно предположить, что изобретение этих гербов связано с такими особенностями средневекового мышления, как пресловутая неисторичность восприятия времени и, как следствие, распространение системы отношений и понятий данной эпохи на предшествующие. Но в то же время существование подобных гербов свидетельствует об огромной роли самой геральдики в средневековом сознании, о бытовании представлений, согласно которым достойный человек обязательно должен был обладать гербом, и о предоставляемых геральдикой возможностях выразить достаточно отвлечённые понятия. Для человека XIII - XV вв. геральдика была настолько естественным, необходимым и безусловным явлением, что казалась чертой, извечно присущей социальной организации общества.

Несравненно более интересна в исследовательском отношении та идеологическая цель, которую преследовало появление античного компонента в воображаемой геральдике. Ведь они появляются и в гербовниках, и в дидактической квазиучебной литературе XVI - XVII вв., и в репрезентативном декоре - в оформлении торжественных въездов, арок и т.п. Как говорит М. Пастуро, «геральдика - всегда дочь своего времени»55.

Гербы с античным компонентом представляют собой лишь часть воображаемой геральдики, но эта часть работает, как и все целое - как образцы, модели социального поведения. В большинстве случаев - позитивного, за исключением Нерона. На уровне отдельных примеров гербы героев Античности отражают состояние представлений Средневековья о том или ином персонаже на тот момент, когда они были созданы. Это не достижение какой-либо национальной культуры, это - общеевропейская идеология. Это народная культура, самые общие представления, своего рода параллельный мир, мало соприкасающийся с ученой традицией, непересекающаяся визуальная параллель латиноязычной «республике учёных». В отличие от учёной историографии, античный компонент в воображаемой геральдике отражает уровень широко распространённых представлений об Античности, массовых, если так можно выразиться, представлений об античной истории, переосмысленных для средневековых целей.

55 Ыеш. Р. 284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.