22. Толкачев К. Б. 200 лет на службе народу и защите правопорядка // Министерство внутренних дел России за 200 лет: история, теория, практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции: г. Уфа, 25 - 26 апреля 2002 года.
23. Борисов А. В., Малыгин А. Я., Мулукаев Р. С. Три века российской полиции: Служение обществу - защита Отечеству. М., 2016.
24. Дунаева А. Ю. Реформы полиции в России начала XX века и Владимир Федеорович Джунковский. М., 2012.
25. Матиенко Т. Л. Российский сыск в IX - первой половине XIX века. Генезис и становление. М., 2010.
26. Шаламов А. Ю. Российский «фараон»: Сыскная полиция Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ в. М., 2013.
27. Хакимов С. Х. Полиция в системе органов губернского управления пореформенной России (1862 - 1914 гг.): учебное пособие. Уфа, 2003.
© Хакимов С. Х.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
УДК 351.74: 94(571.53)
А. А. КУЗНЕЦОВ, профессор кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин ВосточноСибирского института МВД России, кандидат исторических наук, доцент (г. Иркутск)
A. A. KUZNETSOV, professor of department
=0
a of philosophy, psychology and social and hu-
| manitarian disciplines of the East Siberian in-
c^ stitute of the Ministry of internal affairs of
¡^ Russia, candidate of history, associate profes-
¡S sor (Irkutsk)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ уровень сотрудников милиции
I И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МИЛИЦЕЙСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА
« а
1 EDUCATIONAL LEVEL OF POLICE OFFICERS AND THE PROBLEM OF I VOCATIONAL MILITIA TRAINING IN EASTERN SIBERIA
a IN THE 20TH YEARS OF THE XX CENTURY
^
a &
a Аннотация. В статье рассматриваются образовательный уровень сотрудни-
о
^ Сибири в 20-х гг. ХХ в. Анализируются трудности и специфика подготовки милицей-
^ ских кадров в Восточной Сибири. Делается вывод, что ряд ограничений и особенно-
^ стей в Иркутской губернии не позволяли в полной мере организовать качественную
а подготовку личного состава милиции.
ков милиции и проблемы профессионального милицейского образования в Восточной
§ Ключевые слова: советская милиция, рабоче-крестьянская милиция, история
^ милиции, профессиональное образование, история профессионального образования,
Восточная Сибирь, Иркутск, Иркутская губерния, преступность, бандитизм, школа младшего комсостава милиции, подготовка кадров.
Annotation. In article the educational level ofpolice officers and a problem of professional militia education in Eastern Siberia in the 20th of the 20th century are considered. Problems and specifics of preparation of militia shots in Eastern Siberia are analyzed. The conclusion is drawn that a number of restrictions and features in the Irkutsk province didn't allow to organize high-quality training of staff of militia fully.
Keywords: soviet militia, workers' and peasants' militia, history of militia, professional education, history of professional education, Eastern Siberia, Irkutsk, Irkutsk province, crime, gangsterism, school of a younger komsostav of militia, training.
Эффективность профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов напрямую связана с уровнем их профессиональной подготовки. Поэтому проблема подготовки кадров всегда была одной из ключевых в правоохранительной деятельности. В послереволюционное время в условиях гражданской войны на проблему профессиональной подготовки сотрудников молодой советской рабоче-крестьянской милиции обращалось мало внимания. На первое место в тот период выдвигались классовое происхождение и боевые качества милиционера. Такой подход приводил к тому, что в милицию попадали люди, преданные советской власти, но не подготовленные профессионально.
В Восточной Сибири эта ситуация осложнялась и тем, что гражданская война на ее территории продолжалась гораздо дольше, чем в европейской части России, а остатки белогвардейских отрядов, со временем выродившиеся в банды, терроризировали местное население до конца двадцатых годов XX века. Согласно данным на 1 января 1925 года, которые приведены в «Акте о состоянии Иркутского ГАО на 15 января 1925 г.», численность городского аппарата милиции определялась в 179 чел., «... из которых на строевой состав приходилось 147 человек и на административно-хозяйственный состав - 32 человека, по партийному признаку состав городской милиции распределяется в следующих цифрах: членов РКП(б) и кандидатов - 43 чел., чле-
нов РЛКСМ - 23 чел. и беспартийных -113 чел., по классовому признаку: рабочих - 41 чел., крестьян - 100 чел., остальных - 38 чел.». Таким образом, 78,8 % милиционеров составляли выходцы из рабочих и крестьян [1, с. 67].
В результате классового подхода к формированию милиции и отказа от сотрудничества со специалистами дореволюционной полиции был низкий профессиональный уровень сотрудников. Возникла проблема элементарной грамотности милиционеров. Как отмечалось в отчете Административного ^ отдела Иркутского губернского испол- ^ кома на 1 апреля 1925 года в губернской 3 милиции имеют высшее образование - а 4 человека, среднее - 73 человека, | низшее образование и малограмотных -525 человек, неграмотных милиционе- ¡^ ров - 9 человек. Таким образом, 87,4 % ^ сотрудников милиции Иркутской гу- | бернии были малограмотными [1, с. 70]. ^
Сложившаяся ситуация привела | к тому, что милиция в Сибири не только ^ не выполняла в полном объеме свои ^ функции, но и не пользовалась автори- | тетом как у населения, так и у местной ^ администрации. Показательным в этом „а отношении является уникальный документ, сохранившийся в Государствен- | ном архиве новейшей истории Иркут- | ской области. В приказе № 51 по мили- ^ ции Сибири от 16 сентября 1921 года, ^ который был подписан в городе Ново- ^ николаевске (ныне Новосибирск) замес- а тителем председателя Сибирского рево- | люционного комитета (Сибревком) ^
Чуцкаевым, уполномоченным ВЧК Павлунсовским и начальником милиции Сибири Кондарушкиным, характеризуется состояние сибирской милиции на тот момент. Также констатируется факт, что милиция своих функций не выполняет и ее обязанности возложены в городах на ВЧК, а в губерниях - на за-градотряды и продотряды.
Приказ констатирует, что милиция «... находится на низкой ступени, как в смысле своего авторитета перед населением, так и в смысле ее личного состава». Более того, отмечается, что часто работать в милицию идут люди, нежелающие проходить военную службу, а иногда и граждане с темным прошлым, даже бывшие бандиты. Естественно, такие личности, став милиционерами, принесли с собой на работу преступные наклонности.
«Распущенность сибирской милиции, даже проявления бандитизма, говорят о недисциплинированности, неизжитой наклонности к партизанщине, что ^ недопустимо в систематическом мирном ао строительстве, к которому приступает 3 советская власть. Необходима основа-а тельная чистка милиции Сибири от всех ^ элементов кои роняют и подрывают ее авторитет в глазах населения.» [2]. ¡^ Также констатируется факт низкой обра-¡э зованности милиционеров, отсутствие не | просто специализированных, а элемен-^ тарно приличных помещений для рабо-| ты, слабое материально-техническое
а; обеспечение. «Милиция должна быть а
0 поставлена в лучшие жилищные усло-§ вия, должна быть одета, обута и накормил лена» [2]. На наш взгляд, этот приказ хорошо иллюстрирует состояние, в котором находилась сибирская милиция в | начале 20-х годов ХХ века. | Только к середине 20-х годов ^ ХХ века в Сибири и Восточной Сибири ^ начали складываться относительно бла-^ гоприятные условия для систематиче-« ской профессиональной учебы. После | окончания гражданской войны и наладь живания мирной жизни необходимо
было не только противодействовать преступности, но и осуществлять профилактическую работу. А для этого требовались серьезная профессиональная подготовка, знание законодательной базы и юридических норм. На первое место в этих условиях выдвигались задачи ликвидации неграмотности, юридическая, политическая, военная и строевая подготовка.
До середины 1920-х годов профессиональное милицейское обучение в регионах практически отсутствовало либо носило несистематизированный и случайный характер. И только к 1925 году в стране начали открываться губернские школы среднего начсостава и младшего начсостава милиции. Школы младшего начсостава открывались при административных отделах губернских исполкомов, в подчинении которых находилась местная милиция. Также создавались кратковременные курсы для первоначальной подготовки вновь принятых на работу в милицию.
В Восточной Сибири в это время происходили те же процессы, что и во всей стране. В 1923 году в Иркутске была создана школа резерва для милиционеров, принятых на службу. Работала школа на непостоянной основе по мере необходимости. Преподавателей набирали временно из гражданских учебных заведений. На постоянной основе в школе работали два человека -начальник школы и комиссар. Нами обнаружены документы, свидетельствующие о работе школы в 1923 и 1924 годах. За два выпуска школу закончили 47 курсантов: 44 - в 1923 году и всего 3 человека - в 1924 году [3]. Сведений о дальнейшей работе этой школы нами обнаружено не было.
28 марта 1925 года приказом начальника губернской милиции и губернского административного отдела (ГАО) Д. В. Шлёнова в Иркутске была создана Губернская школа младшего командного состава милиции на постоянной основе. В апреле был произведен
набор курсантов в количестве 32 человек, и школа начала свою работу. Любопытен подбор курсантов этого набора: 16 человек - из Иркутска, 2 - из Че-ремховского городского отдела милиции, 2 - из Зиминской уездной милиции, 1 - из Верхоленской уездной милиции и 11 курсантов - из работников Иркутского и Александровского изоляторов (7 и 4 человека) [4, л. 37]. Как видим, география набора охватывала почти всю губернию, но треть курсантов являлись работниками изоляторов. Это объясняется тем, что Восточная Сибирь оставалась краем ссылок и тюрем, теперь уже для врагов Советской власти. Здесь находилось 4 тюрьмы: в Иркутске, Киренске, Тулуне и Александров-ске (бывший знаменитый Александровский централ) [5, с. 41].
На постоянной основе в школе работали политрук и инструктор пешего строя. Общее руководство школой осуществлял начальник подотдела ГАО Урбанович. Как свидетельствуют документы, преподаватели, политрук и инструктор неоднократно менялись, занятия в школе проводились нерегулярно. В июле 1925 года весь курсантский состав школы был откомандирован в Зи-минский район Иркутской губернии на борьбу с бандитизмом. И хотя программа школы была рассчитана на восемь месяцев, неизвестно сколько человек было выпущено по окончании курса и выпущено ли вообще. В создавшейся ситуации одним из доступных методов профессиональной подготовки милиционеров была учеба во внеслужебное время и практическое обучение в ходе несения службы.
В 1924 году Административным отделом был разработан и передан в уезды Иркутской губернии единый план школьных занятий с резервами уездной милиции. План был рассчитан на 108 учебных часов. Занятия должны были проводиться во внеслужебное время. Но, как свидетельствуют документы, этот план был выполнен в Ир-
кутске только на 42 %, а из уездов сведений не поступило вообще.
Можно предположить, что в уездах в связи со сложной обстановкой, вызванной деятельностью бандитов, отсутствием свободного времени у милиционеров, которые в сельской местности были вынуждены вести свое хозяйство, и отсутствием необходимой специальной и учебной литературы занятия, предусмотренные планом, не проводились вовсе. В акте Иркутского ГАО за 1924 год отмечено, что программы не реализованы, вопросы кадровой подготовки оставались нерешенными [3]..
В октябре 1926 года административным отделом была направлена начальникам городской и ведомственной милиции «Программа занятий по службе в милиции» во внеслужебное время. Программа была рассчитана на 120 часов занятий и содержала разделы по четырем направлениям подготовки. Была ли программа выполнена - неизвестно. Документы об этом нами не обнаружены. Но с большой долей вероятности ^ можно предположить, что и эта про- ^ грамма осталась нереализованной. 3
Практическое же обучение в хо- а де несения службы осуществлялось пу- у тем подробного инструктирования и с^ проверок знаний непосредственно во ¡^ время службы и перед заступлением на ¡а дежурство. Особое внимание уделялось | тому, чтобы инструктаж проводился не ^ в виде проверки знаний, а путем поста- | новки практических вводных задач и щ показа их решения. Представляется, что ^ это был единственный, достаточно дей- 5 ственный и доступный в то время метод | обучения сотрудников милиции. Несе- ,а ние службы милиционерами проверялось не менее двух раз в сутки. Кроме | этого, первое отделение иркутской го- | родской милиции было назначено «по- ^ казным», и на его примере остальные ^ милиционеры обучались несению служ- ^ бы, составлению протоколов, ведению а дознания и т. д. [6]. Именно эти два ме- | тода и стали основными в профессио- ^
нальной подготовке рядового состава и младшего начальствующего состава милиции Восточной Сибири.
Таким образом, в Восточной Сибири в послереволюционные годы стояла важнейшая задача создания работоспособной и профессиональной рабоче-крестьянской милиции, защищающей закон и советскую власть. Однако из-за низкого образовательного уровня милиционеров и отсутствия системы профессиональной подготовки эта задача решалась с трудом. Ситуация осложня-
лась местной спецификой - значительные силы милиции постоянно отвлекались на борьбу с бандитизмом в сельской местности. И хотя предпринимались постоянные попытки создать стройную систему профессиональной милицейской подготовки, до конца 1920-х годов эта задача в полной мере решена не была, а милиционеры обучались в основном в служебное время путем инструктажей, постановки и решения вводных задач, а также на примере «показных» отделений.
:: :: ::
ЛИТЕРАТУРА
=0
<ч а а
о о
ч
1. Карнович С. А., Кузнецов А. А., Синиченко В. В. Становление милицейского образования в Восточной Сибири в 20-х годах ХХ века // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2015. № 1 (72).
2. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 1. Оп. 1. Дело № 537.
3. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. Р-145. Оп. 1. Ед. хр. 844.
4. ГАИО. Ф. Р-146. Оп. 1. Ед. хр. 842-б.
5. Гайдай М. К., Герасимова Ю. Р., Синиченко В. В. Пенитенциарная система России: Иркутская область. Иркутск, 2014.
6. ГАИО. Ф. Р-169. Оп. 1. Ед. хр. 842.
© Кузнецов А. А.
о «
а
о
^
0 «
¥ а -с а
1
о
о «
?
а £
а «
S
УДК 342
И. Р. АМИНОВ, доцент кафедры государственного права Института права Башкирского государственного университета, кандидат юридических наук (г. Уфа)
I. R. AMINOV, associate professor of the department ofpublic law of the Institute of law of the Bashkir state university, candidate of law (Ufa)
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
THE ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF LEGAL REGULATION OF LOCAL GOVERNMENTS IN RUSSIA
Аннотация. Современный период формирования местного самоуправления в России отмечен проведением его глобальной реформы, которая выступает частью