ПЕДАГОГИКА
Евразийский гуманитарный журнал. 2021. № 4. С. 106-115. Eurasian humanitarian journal. 2021. No. 4. P. 106-115.
Научная статья УДК 332.144
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА
1 2 Екатерина Борисовна Аликина , Ольга Георгиевна Иванова
1 2
' Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия
2
Аннотация. Безопасность жизни это право каждого гражданина, которое должно быть гарантировано государством. На уровень безопасности влияют множество факторов, которые определяют стабильность и динамику развития региона, его самостоятельность и устойчивость к воздействию негативных тенденций. Из этого множества факторов мы выделим условную группу, которую можно назвать «качество жизни». Качество жизни в регионе оказывает непосредственное влияние на экономическую безопасность территории. Уровень образования населения это один из факторов этой группы, и он, по-нашему мнению, также оказывает влияние на процветание регионов и их безопасность. Снижение образовательного уровня это, современный тренд, который не напрямую, а опосредованно, приводит к снижению уровня безопасности, как региона, так и страны. Наметилась тенденция снижения уровня образования, как в России, так и в Приволжском федеральном округе. В Пермском крае этот процесс еще заметнее. В статье анализируется тенденция развития образования в Пермском крае и Приволжском федеративном округе. Почему выпускники школ не продолжают образование, а многие не идут учиться даже в десятый класс? Какие существуют факторы, влияющие на снижение интереса к образованию в регионе? Для того, чтобы повысить престиж высшего образования в глазах школьников необходима целенаправленная работа с учащимися.
Ключевые слова: образование, безопасность, регион, экономическая безопасность, качество жизни
Для цитирования: Аликина Е.Б., Иванова О.Г. Образовательный уровень населения и экономическая безопасность региона // Евразийский гуманитарный журнал. 2021. № 4. С. 106-115.
Original article
EDUCATIONAL LEVEL OF THE POPULATION AND ECONOMIC SECURITY
12 Ekaterina B. Alikina , Olga G. Ivanova
1 2
, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia
2
© Аликина Е.Б., Иванова О.Г., 2021
Abstract. Life safety, which is the right of every citizen, must be guaranteed by the state. The level of security is influenced by many factors that determine the stability and dynamics of the region's development, its independence and resistance to the impact of negative trends. From this set of factors, we will single out a conditional group that can be called "quality of life". The quality of life in the region has a direct impact on the economic security of the territory. The level of education of the population is one of the factors of this group, and, in our opinion, it also affects the prosperity of the regions and their security. A decline in educational level is a modern trend, which not directly, but indirectly, leads to a decrease in the level of security, both in the region and in the country. There has been a tendency towards a decrease in the level of education, both in Russia and in the Volga Federal District particularly. This process is even more noticeable in Perm Krai. The article analyzes the tendency in the development of education in Perm Krai and the Volga Federal District. Why school graduates do not continue their education, and many do not even go to the tenth grade? What are the factors that affect the decline in interest in education in the region? In order to increase the prestige of higher education in the eyes of schoolchildren, focused work with students is necessary.
Keywords: education, safety, region, economic security, quality of life
For citation: Alikina E.B., Ivanova O.G. Educational level of the population and economic security. Eurasian humanitarian journal. 2021;4:106-115. (In Russ.).
Введение
В современном обществе безопасность рассматривается как неотъемлемое право любого гражданина, которое должно быть гарантировано государством. По нашему убеждению, обеспечение гарантий защищенности должно стать прерогативой деятельности органов государственной власти. Безопасность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз [Безопасность]. Безопасность гражданина напрямую связана с безопасностью места, где он живет. Если говорить о безопасности региона, то очень важны условия, в которых находится эта сложная система, насколько внутренние и внешние факторы способствуют этой безопасности и не приводят к негативным, разрушающим процессам.
В России впервые на законодательном уровне понятие «безопасность» было установлено в 1992 г. законом «О безопасности». Закон закрепил правовые основы безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и её функции, установил порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности [Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности»: 12]. В указе президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 экономическая безопасность определяется, как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 Стратегия экономической безопасности российской федерации на период до 2030 года: 15] .
Уровень экономической безопасности региона можно измерить разными показателями, которые определяют стабильность и динамику развития региона, его самостоятельность и устойчивость к воздействию негативных тенденций. Показатели можно разбить на разные группы, в данном исследовании нас интересует группа, которую условно можно назвать «уровень и качество жизни».
В этой группе можно выделить рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость, заработную плату и пенсии, прожиточный минимум, различия в доходах групп населения, обеспеченность товарами длительного пользования, преступность. На наш взгляд, не умаляя значения всех этих факторов, стоит добавить показатель «уровень образования населения, проживающего на данной территории».
Этот фактор не влияет напрямую на безопасность региона, но образованность населения оказывает влияние, например, на уровень преступности, безработицу, доходы населения, уровень научных разработок и долю высокотехнологичной и наукоемкой продукции в ВРП, долю инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме товаров, величину инвестиций. В понятие «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание. Однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления [Социальная статистика 2003: 370].
Основная часть
Образовательный уровень населения очень важен с точки зрения перспектив развития региона в информационном обществе. Чем выше образование населения, тем выше творческий и инновационный потенциал населения, тем больше возможностей у властей региона в развитии науки, экономики, культуры, и соответственно тем привлекательнее регион для инвестиций и иммигрантов.
Измерение образовательного уровня населения осуществляется при проведении всероссийских переписей населения. После проведения переписи становится известно, сколько образованных людей проживает в стране, в каждом городе и поселке, и становится возможным определить удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования относительно всего населения, которое могло бы это образование получить. По данным переписи 2010 г. образовательный уровень населения характеризовался следующими данными (табл. 1).
Таблица 1. Уровень образования населения (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года) [https://docviewer.yandex.ru/view/1204509143]
На 1000 человек населения в возрасте 15 л* указавших уровень образования имеют об ;т и более, разование Обобщающий показатель уровня образования
профессиональное общее
послевузовское высшее неполное высшее среднее среднее (полное)
Российская Федерация 6 228 46 312 182 774
Пр ив олжски й федеральный округ 5 199 41 315 188 748
Республика Башкортостан 5 170 40 334 167 716
Республика Марий Эл 4 190 31 313 183 721
Республика Мордовия 5 208 40 292 223 768
Республика Татарстан 5 219 50 296 205 775
Удмуртская Республика 5 197 34 291 227 754
Чувашская Республика 5 192 41 285 211 734
Пермский край 6 166 35 321 169 697
Кировская область 4 169 28 310 191 702
Нижегородская область 5 223 42 300 192 762
Оренбургская область 5 177 36 337 174 729
Пензенская область 5 188 36 317 198 744
Самарская область 7 237 48 336 169 797
Саратовская область 6 212 42 315 183 758
Ульяновская область 4 185 37 337 204 767
Образовательный уровень населения, то есть число лиц, имеющих высшее, неполное высшее, среднее профессиональное, среднее полное образование в расчете на 1000 человек соответствующего возраста в среднем по РФ равнялся 774 чел. В Пермском крае - самый невысокий уровень - 697, причем ниже не только среднего по РФ, но и среднего по Приволжскому федеральному округу. Самый высокий уровень образования в ПФО был у жителей Самарской области - из 1000 проживающих в области 797 человек имели образование.
Рис. 1 Структура уровня образования населения Пермского края, 2010 г.
В то же время, отдельно по образовательным уровням - среднему полному, среднему специальному, неполному высшему Пермский край не на последнем месте. По числу лиц, имеющих среднее специальное образование, Пермский край занимал пятое место из четырнадцати субъектов ПФО. Но Пермский край уступал всем соседним регионам по числу лиц, имеющих высшее и послевузовское образование: из 1000 человек только 172 человека в крае имели его.
С чем связано такое положение. Может быть молодежи негде учиться, и она уезжает в другие регионы, где и оседает впоследствии? В Пермском крае в среднем за период с 2000 по 2010 гг. работало 14 ВУЗов, при этом на 1 ВУЗ приходилось около 192 тыс. человек населения. Это значительно больше, чем в других регионах округа. По этому показателю Пермский край занимает четвертое место в ПФО. Первое место здесь бесспорно принадлежит Самарской области с ее 28 ВУЗами, где на 1 ВУЗ приходилось 113 тыс. человек [Приложение к сборнику «Регионы России. Социально-экономические показатели» 2019. Разделы 1-4].
Проверим гипотезу о небольшом количестве выпускников школ. Может быть, в Пермском крае мало школьников, способных получать высшее образование? Это предположение не лишено оснований. Судя по таблице 1, край занимает предпоследнее место в ПФО наряду с Самарской областью, имея в 2010 г. 169 выпускников с дипломом о среднем общем образовании на 1000 человек населения соответствующего возраста.
В Пермском крае действительно мало выпускников 11 класса. В среднем за 11 лет в Пермском крае численность школьников с аттестатом о среднем общем образовании ежегодно составляла 70 человек на 10000 человек населения. По этому показателю край
занимал последнее место в ПФО. При этом Самарская область занимала 12 место имея численность выпускников около 75 человек на 10000 человек населения [Приложение к сборнику «Регионы России»].
Логично далее рассмотреть выпуск девятиклассников (рис. 2, 3). При анализе количества выпускников школ с основным общим образованием картина более оптимистична. В Пермском крае в среднем за год на протяжении исследуемого периода было выпущено 130 человек в расчете на 10000 человек населения, и по этому показателю край занимал 9 место, не последнее. Но только 53 % выпускников после окончания 9 класса в крае поступали в 10 класс, остальные поступали в колледж или шли работать. В остальных регионах округа средний процент поступающих в 10 класс выше: от 57 до 74 процентов. В среднем по РФ доля составляет 66 % [Приложение к сборнику «Регионы России. Социально-экономические показатели» 2019. Раздел 1].
РФ, тыс. чел.
2128,0
2190,9 2267 2 2204,1
2058,1
_■_■_■_■_■ _I пип,, f_
1597,4
1 17,2 125,9 I 32,7-1 I94'3 |l2,l ■ 1 1282 2 1302,8
ÍTr
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Годы
Рис. 2. Количество выпускников школ с основным общим образованием
IВыпускники с аттестатом об основном общем образовании
Выпускники с аттестатом о среднем общем образовании
Рис. 3. Количество выпускников школ с основным общим образованием
Кроме того, часть выпускников 11 класса, с наиболее высокими баллами ЕГЭ, часто стремится уехать из Перми и получить высшее образование в ВУЗах более престижных регионов: Москвы или Санкт-Петербурга.
Рассмотрим динамику количества студентов ВУЗов в Пермском крае за период с 2000 по 2010 гг. в Пермском крае численность студентов, ежегодно обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10000 человек населения составляла 329 человек, почти в полтора раза меньше, чем в Самарской области (506 человек). Но в дальнейшем, по числу студентов ВУЗов Самарская область опережает Пермский край в значительной степени.
Получается, уже на этапе формирования студенческого корпуса высших учебных заведений Пермский край занимал последнее место среди регионов округа, при этом отставая также и от среднероссийского уровня. В среднем по РФ за означенный период численность студентов, ежегодно обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10 000 человек населения составляла 462 человека [Приложение к сборнику «Регионы России. Социально-экономические показатели 2019», Раздел 4].
В дальнейшем, часть выпускников пермских ВУЗов покидала край и трудоустраивалась в других регионах. Образовательный уровень населения еще более понижался.
Таблица 2. Уровень образования населения (по данным выборочного обследования населения 2015 г.)
[Итоги микропереписи населения: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/population/ demo/mi cro-perepi s/finish/mi cro-perepi s. html]
На 1000 человек населения в возрасте 15 лет и более, указавших уровень образования имеют образование Обобщающий показатель уровня образования
профессиональное общее
высшее (включая послевузовское) неполное высшее среднее среднее (полное)
Российская Федерация 231 25 279 160 695
Приволжский федеральный округ 205 21 292 164 682
Республика Башкортостан 178 22 298 144 642
Республика Марий Эл 193 17 316 160 686
Республика Мордовия 222 29 307 198 756
Республика Татарстан 214 22 252 183 671
Удмуртская Республика 217 21 307 177 722
Чувашская Республика 222 20 257 160 659
Пермский край 174 19 298 142 633
Кировская область 157 14 313 165 649
Нижегородская область 235 21 281 162 699
Оренбургская область 188 19 315 146 668
Пензенская область 184 19 290 208 701
Самарская область 254 26 302 140 722
Саратовская область 227 24 291 149 691
Ульяновская область 181 17 310 189 697
В октябре 2015 г. в стране проводилась микроперепись населения, выборочное обследование, результаты которого позволяют отследить изменение образовательного уровня населения страны за 5 лет. По РФ около четверти респондентов имели высшее образование [Доклад об основных итогах федерального статистического наблюдения].
В Пермском крае обследованием было охвачено население, проживающее на территории 8 городских округов и 39 муниципальных районов. Фактический объем выборки составил 41 тыс. человек, или 1,5 % населения частных домохозяйств региона, учтенных Всероссийской переписью населения 2010 г.
Итоги переписи 2015 г. приведены без досчета на генеральную совокупность, поэтому сравнивать с итогами переписи 2010 г. будет некорректно, но можно провести анализ информации с точки зрения сохранившихся тенденций и сравнения регионов между собой.
За прошедший период место Пермского края по обобщающему уровню образования населения среди регионов ПФО не изменилось. По-прежнему это последнее место. И по-прежнему обобщающий показатель уровня образования населения края ниже среднероссийского.
Структура уровня образования населения Пермского
края, 2015 год
Рис. 4. Структура образования населения Пермского края, 2015 г.
Структура уровня образования населения края незначительно изменилась: выросла доля населения с высшим образованием и со средним профессиональным, край уже не на последнем месте по количеству населения с высшим образованием.
Рассмотрим более подробно возрастной состав населения, имеющего высшее образование по Пермскому краю, а также в среднем по ПФО и РФ по данным микропереписи 2015 г.
Наименьшее количество специалистов с высшим образованием в Пермском крае в возрасте 20-29 лет - 64,8 % от соответствующего показателя в среднем по РФ и 68,3 % от среднего по ПФО.
Наилучшие показатели в крае относительно специалистов с высшим образованием в сравнении со средними по РФ и ПФО по населению старше 50 лет, то есть по тем мужчинам и женщинам, что заканчивали ВУЗы в конце 80-х гг. прошлого столетия.
С тех пор престиж ВУЗов в глазах населения края постепенно снижался и достиг сегодняшнего уровня. По Российской федерации в целом тенденция примерно такая же, но снижение менее значительное.
Рис. 5. Количество лиц с высшим образованием на 1000 человек по возрастным группам
В 2017 г. студентами факультета ИНЭК ПГГПУ проводилось анкетирование учащихся 9 классов с целью узнать намерения ребят о месте дальнейшего обучения. Большинство ребят (60 %) не собиралось продолжать учебу в школе, предпочитая колледж, и треть из них планирует работать и учиться.
Заключение
В заключении, отметим, что на наш взгляд, для того, чтобы повысить престиж высшего образования в глазах школьников, необходима целенаправленная работа с учащимися 8-9 классов. Ребята уходят из школы во взрослую жизнь, потому, что им стало неинтересно учиться, они считают полученные знания уже достаточными и хотят быстрее окунуться во взрослую жизнь и начать зарабатывать деньги.
В итоговом отчете Министерства образования и науки Пермского края за 2015 г. приведены результаты опроса общественного мнения. Так вот, удовлетворенность населения качеством общего образования в крае составила 67,1 %. [Отчет Минобраз Пк за 2015 г.].
Основной проблемой общего образования в те годы был кадровый голод и поэтому, были придуманы и начали внедряться программы Мобильный учитель, Сельский учитель, Электронная школа. Проблемы профессиональной ориентации школьников среди основных в Министерстве образования Пермского края не значились. В отчете упоминается только
Чайковской муниципальный район, где на Станции юных натуралистов было организовано несколько десятков объединений детей разной естественнонаучной направленности для решения практических задач СПО [Отчет Минобраз Пк за 2015 г.].
В 2016 г. по-прежнему основным приоритетом Министерства образования Пермского края была проблема нехватки педагогических кадров, профориентационной работой учащихся старших классов и работой с одаренными детьми занимались учреждения дополнительного образования.
Работа подобного рода Министерством образования активно велась в последующие годы, о ее результатах и влиянии на повышение образовательного уровня населения мы узнаем в конце следующего года при подведении итогов переписи населения 2021 г.
На помощь молодёжи при выборе профессии должны приходить и школьные учителя и психологи, и представители кадровых подразделений предприятий. Их основной задачей должно быть объяснение главных истин рынка труда: невозможно получить престижную работу без хороших знаний, без уверенности в себе и в своих силах, которую дает высшее образование.
Список литературы
1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.
2. Аликина Е.Б, Иванова О.Г. Статистика образования [Электронный ресурс]: учебное пособие. Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2018. 4,0 Mb
3. Аликина Е.Б., Иванова О.Г. Высшее и среднее специальное образование в Пермском крае: динамика и перспектива // Применение статистических данных в социально-экономических исследованиях: материалы научно-практической конференции молодых специалистов, 14 декабря 2016 года. Пермь: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат), 2017. С. 6-11.
4. Аликина Е.Б., Иванова О.Г. Статистика Образования: Запросы Современности Наука и образование в обеспечении устойчивого развития региона // Материалы V Российской с международным участием научно-практической конференции 18 апреля 2017 г.. В 2 ч. Ч. I. Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2017. С. 62-71.
5. Аликина Е.Б., Иванова О.Г., Кальсина А.А. Оптимизация школ Пермского края: плюсы и минусы // Вестник Пермского научного центра. № 2. 2016. С. 28-33.
6. Аликина Е.Б., Силкина И.А. Анализ современного состояния высшего педагогического образования // Материалы VI Российской научно-практической конференции «Наука и образование в обеспечении устойчивого развития региона в условиях перехода к цифровой экономике» (г. Пермь, 16-17 мая 2018 года). Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет 2018. C. 4-8.
7. Безопасность // Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. Т. 1. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
8. Доклад об основных итогах федерального статистического наблюдения «Социально демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года» [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ free_doc/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/doklad.pdf (дата обращения: 12.10.2020).
9. Ежегодник Пермского края http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ ru/publications/official_publications/electronic_versions/86763c80483b364391bf9df8830b115d
10. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности».
11. Итоги микропереписи населения [Электронный ресурс]. URL:: https://rosstat.gov.ru/free_ doc/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/micro-perepis.html] (дата обращения: 11.10.2020).
12. Итоговый отчет Министерства образования и науки Пермского края о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2016 год [Электронный ресурс]. URL: http://minobr.permkrai.ru/statistic/otchet/ (дата обращения: 10.09.2020).
13. Итоговый отчет Министерства образования и науки Пермского края о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2015 год [Электронный ресурс]. URL: http://minobr.permkrai.ru/statistic/otchet/ (дата обращения: 10.09.2020).
14. Казанцев С.В. О методике оценки уровня безопасности - Стратегия экономической безопасности России: новые ориентиры развития: Сборник научных трудов I научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (г. Москва, Институт экономики РАН, 14 марта 2017 г.). М.: Институт экономики РАН, 2017. С. 82-98.
15. Наука и образование в обеспечении устойчивого развития региона // Материалы V Рос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (18 апреля 2017 г., г. Пермь, Россия): В 2 ч. Ч. I. С. 6-11.
16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. М.: Росстат, 2015. 1266 с.
17. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019 // Сборник статей Росстат. М.: Росстат, 2019. 1204 с.
18. Социальная статистика / под ред. Елисеевой И.И. М.: Финансы и статистика, 2003. 480 с.
19. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 Стратегия экономической безопасности российской федерации на период до 2030 год.
20. Экономическая безопасность государства и регионов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / Криворотов В.В., Калина А.В., Эриашвили Н.Д. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 351 с.
Информация об авторах Е.Б. Аликина - кандидат экономических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;
О.Г. Иванова - старший преподаватель, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Information about the authors Е.Б. Alikina - Ph.D (Economy), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University;
O. G. Ivanova - Senior Lecturer, Perm State Humanitarian Pedagogical University.
Статья поступила в редакцию 09.10.2021; одобрена после рецензирования 24.10.2021; принята к публикации 24.10.2021.
The article was submitted 09.10.2021; approved after reviewing 24.10.2021; accepted for publication 24.10.2021.