Научная статья на тему '"ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ" В ТРЕТЬЕМ ВОЗРАСТЕ КАК ЧАСТЬ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕМЕЦКИХ И РОССИЙСКИХ АВТОРОВ)'

"ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ" В ТРЕТЬЕМ ВОЗРАСТЕ КАК ЧАСТЬ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕМЕЦКИХ И РОССИЙСКИХ АВТОРОВ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ / ТУРИЗМ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА / МОБИЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТИ ТУРИСТОВ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Высоцкая Инна Владимировна, Йованович Тамара Георгиевна, Алексеенко Наталья Валерьевна, Лазарева Ольга Вячеславовна

Обоснование. Первостепенной задачей для авторов статьи является вопрос рассмотрения вариативности и способов социальной адаптации пожилых людей, их реализации в трудовой деятельности и достаточного общения. Туризм является наиболее эффективным средством, сочетающим все вышеперечисленные условия. Цель. Рассмотреть и охарактеризовать «понятие обучающего туризма». Задачи: обозначить учреждения, предоставляющие туристические услуги пожилым людям; выявить основные тематические направления туризма третьего возраста; определить виды образовательного туризма; сформулировать тенденции развития туризма людей 3-го возраста. Методы исследования: сопоставительный анализ, предоставивший возможность сравнить и обобщить сведения об организационных формах образовательного туризма пожилых людей. Метод перевода, интерпретации и анализа научных работ, документальных источников, материалов сети Интернет позволили сделать обоснованные выводы. Методы синтеза и аналогии данных были применены для систематизации информации и определения закономерностей и отличительных черт «образовательного туризма» для пожилых людей. Результаты. В статье дается качественная характеристика «образовательного туризма»: рассмотрено данное понятие; выявлены основные потребности и предпочтения пожилых людей в туристических услугах; определены виды образовательного туризма и его тематические направления; отмечены перспективы развития туризма для пожилых людей. В статье обобщено понятие «образовательный туризм» применительно к российской действительности и намечены основные тенденции развития данного направления. Область применения результатов. Применить полученные результаты можно в сфере образовательного туризма в России; при разработке и реализации туристических программ с учетом особенностей российской действительности; материалы исследования применимы для обучения студентов колледжей и вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Высоцкая Инна Владимировна, Йованович Тамара Георгиевна, Алексеенко Наталья Валерьевна, Лазарева Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"EDUCATIONAL TOURISM" IN THE THIR D AGE AS A PART OF EDUCATIONAL CONCEPTION OF THE EVERYDAY LIFE (BASED ON STUDY MATERIALS OF GERMANY AND RUSSIAN RESEARCHERS)

Background. The primary task for the authors of the article is the issue of considering the variability and ways of social adaptation of elder people, their activity and sufficient communication. Tourism is the most effective mean combining all conditions above. Purpose. To consider and characterize the “concept of learning tourism”. Objectives: to identify institutions that provide touristic services to the elderly; identify the main themes of the third age tourism; to determine the types of educational tourism; to formulate trends in the development of tourism for elder people. Research materials and methods: comparative analysis, which provided an opportunity to compare and summarize information about the organizational forms of educational tourism for elder people. The method of translation, interpretation and analysis of scientific works, documentary sources, Internet materials allowed us to draw reasonable conclusions. Data synthesis and analogy methods were applied to systematize information and identify patterns and distinctive features of “educational tourism” for the elderly. Results. The article gives a qualitative description of “educational tourism”: this concept is considered; the basic needs and preferences of older people in tourism services are identified; types of educational tourism and its thematic directions are defined; prospects for the development of tourism for the elderly are noted. The article summarizes the concept of “educational tourism” in relation to Russian reality and outlines the main trends in the development of this direction. Practical implications. The obtained results can be applied in the field of educational tourism in Russia; in the development and implementation of touristic programs, taking into account the specific features of Russia; the materials under research are applicable for teaching students at colleges and universities.

Текст научной работы на тему «"ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ" В ТРЕТЬЕМ ВОЗРАСТЕ КАК ЧАСТЬ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕМЕЦКИХ И РОССИЙСКИХ АВТОРОВ)»

DOI: 10.12731/2077-1770-2022-14-3-92-109 УДК 379.85

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»

В ТРЕТЬЕМ ВОЗРАСТЕ КАК ЧАСТЬ КОНЦЕПЦИИ

ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕМЕЦКИХ И РОССИЙСКИХ АВТОРОВ)

И.В. Высоцкая, Т.Г. Йованович, Н.В. Алексеенко, О.В. Лазарева

Обоснование. Первостепенной задачей для авторов статьи является вопрос рассмотрения вариативности и способов социальной адаптации пожилых людей, их реализации в трудовой деятельности и достаточного общения. Туризм является наиболее эффективным средством, сочетающим все вышеперечисленные условия.

Цель. Рассмотреть и охарактеризовать «понятие обучающего туризма». Задачи: обозначить учреждения, предоставляющие туристические услуги пожилым людям; выявить основные тематические направления туризма третьего возраста; определить виды образовательного туризма; сформулировать тенденции развития туризма людей 3-го возраста.

Методы исследования: сопоставительный анализ, предоставивший возможность сравнить и обобщить сведения об организационных формах образовательного туризма пожилых людей. Метод перевода, интерпретации и анализа научных работ, документальных источников, материалов сети Интернет позволили сделать обоснованные выводы. Методы синтеза и аналогии данных были применены для систематизации информации и определения закономерностей и отличительных черт «образовательного туризма» для пожилых людей.

Результаты. В статье дается качественная характеристика «образовательного туризма»: рассмотрено данное понятие; выявлены основные потребности и предпочтения пожилых людей в ту-

ристическихуслугах; определены виды образовательного туризма и его тематические направления; отмечены перспективы развития туризма для пожилых людей. В статье обобщено понятие «образовательный туризм» применительно к российской действительности и намечены основные тенденции развития данного направления.

Область применения результатов. Применить полученные результаты можно в сфере образовательного туризма в России; при разработке и реализации туристических программ с учетом особенностей российской действительности; материалы исследования применимы для обучения студентов колледжей и вузов.

Ключевые слова: образовательный туризм; концепция обучения через повседневную жизнь; туризм третьего возраста; мобильность; познавательная активность; потребности туристов третьего возраста

«EDUCATIONAL TOURISM» IN THE THIR D AGE AS A PART OF EDUCATIONAL CONCEPTION OF THE EVERYDAY LIFE (BASED ON STUDY MATERIALS OF GERMANY AND RUSSIAN RESEARCHERS)

I.V Vysotskaya, T.G. Yovanovich, N.V. Alekseenko, O.V. Lazareva

Background. The primary task for the authors of the article is the issue of considering the variability and ways of social adaptation of elder people, their activity and sufficient communication. Tourism is the most effective mean combining all conditions above.

Purpose. To consider and characterize the "concept of learning tourism". Objectives: to identify institutions that provide touristic services to the elderly; identify the main themes of the third age tourism; to determine the types of educational tourism; to formulate trends in the development of tourism for elder people.

Research materials and methods: comparative analysis, which provided an opportunity to compare and summarize information about the

organizationalforms ofeducational tourism for elder people. The method of translation, interpretation and analysis ofscientific works, documentary sources, Internet materials allowed us to draw reasonable conclusions. Data synthesis and analogy methods were applied to systematize information and identify patterns and distinctive features of "educational tourism"for the elderly.

Results. The article gives a qualitative description of "educational tourism": this concept is considered; the basic needs and preferences of older people in tourism services are identified; types of educational tourism and its thematic directions are defined; prospects for the development of tourism for the elderly are noted. The article summarizes the concept of "educational tourism" in relation to Russian reality and outlines the main trends in the development of this direction.

Practical implications. The obtained results can be applied in the field of educational tourism in Russia; in the development and implementation of touristic programs, taking into account the specific features ofRussia; the materials under research are applicable for teaching students at colleges and universities.

Keywords: educational tourism; concept of learning through everyday life; third age tourism; mobility; cognitive activity; needs of the third age tourists

Введение

Стремление пожилых людей путешествовать с познавательной и развлекательной целью может быть успешно использовано в образовательном туризме. В связи со стремительными изменениями в обществе и научно-техническим прогрессом пожилым людям открылся широкий спектр возможностей для путешествий: неограниченность по времени, гарантированный пенсионный доход, культурный уровень, образование, возможность мобильности и относительно хороший уровень здоровья. Как отмечает немецкий исследователь М. Вагнер «Они ищут «близости на расстоянии», живут почти всегда в отдельной квартире, находящейся в непосредственной близости от детей и позволяющей контактировать с

родственниками» [22, с. 307]. Туризм является одним из популярнейших видов свободного времяпрепровождения, создающего все вышеперечисленные условия и учитывающее основные потребности потребителя. Предпочтение туристических форм пожилыми людьми отличается от туристов других возрастов. Отпуск с целью лечения, оздоровительный отдых, посещение родственников и культурный отдых - это лишь немногие формы путешествий этой категории людей [2]. Культурный туризм включает следующие области: религиозные путешествия, путешествия по определенному маршруту и образовательный туризм [16; 23]. Познавательный и образовательный процессы входят в содержание широкого спектра культурного туризма. Эти формы путешествий дифференцируются в зависимости от их организации. Речь идет о целенаправленных образовательных услугах, при которых происходит, например, классический осмотр достопримечательностей или отпуск с изучением иностранного языка. На актуальность темы также указывает существование большого количества определений «образовательного туризма».

Учитывая многообразие окружающей нас действительности, представляется затруднительным дать четкое определение понятию «образовательный туризм». Однако мы рассмотрим определения исследователей российского и зарубежного опыта и обобщим данное понятие. И.В. Зорин и В.А. Квартальнов трактуют его как «туристические поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов» [4]. В.П. Соломин и В.Л. Погодина рассматривают образовательный туризм как «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений» [4]. В.Ю. Воскресенский определяет рассматриваемый вид туризма как «поездки с целью получения образования за рубежом» [1]. Понятие «образовательный туризм» рассматривается и зарубежными учеными. Так, немецкий исследователь Э. Шрётер справедливо характеризует обучающий туризм как возможность «не просто видеть, а видеть новое, слышать и переживать» [18, S. 144]. Э. Шрётер подчеркивает, что «в основу программ обучаю-

щего туризма для пожилых людей заложена идея «творческого восприятия», подразумевающая социально-ориентированную работу с собственным творческим опытом» [Там же, S. 146]. Пожилые люди самостоятельно создают «шедевры» при наличии грамотного руководителя образовательного процесса, и в ходе этой деятельности сами играют, пишут, рисуют, передвигаются и т.п.

Результаты

Немецкий исследователь Б. Земмельрот подчеркивает, что в «направлении образовательного туризма отмечается нецеленаправленное обучение людей третьего возраста, причем главный акцент ставится на субъекте познания и его потребностях» [19, S. 272]. При этом потребитель со своими желаниями и предпочтениями является центром внимания при оказании данных образовательных услуг. Д. Бринкман утверждает, что образование не должно пониматься как «образование в свободное время», а как «образование в форме свободного времени» [13, S. 109]. Что в свою очередь предоставляет доступность новых знаний, появление новых интересов, побуждает к поиску новых возможностей и знакомств, влияет на длительность и форму путешествия. «Образование для свободного времени», по мнению Д. Бринкмана, «создает в путешествии идеальную возможность перемещения, наглядного восприятия, мироощущения, контактов с путешествующими и «одушевление» содержания» [Там же, S. 111]. Педагогический процесс нацелен на координацию пространства и налаживание атмосферы, где андрагог создает специфическую среду для образовательных переживаний участников путешествия. При этом коммуникативный диспут на темы с побуждением пожилых людей к рефлексии и обменом опытом выходят на первый план, сообщение же знаний остается на последнем месте.

Таким образом, следует отметить, что понятие «образовательный туризм» применительно к третьему возрасту включает в себя передвижение, связанное с получением новых знаний в интересующей объект области. В случае с пожилыми людьми особенностью является то, что процесс обучения строится в форме свободного

времяпрепровождения с наличием развлекательной составляющей и обязательной коммуникацией с последующей обратной связью.

Образовательный туризм - это плодотворное средство поднятия уровня культуры, образования и жизни пожилых людей, усиления физической и умственной активности, расширения коммуникативных контактов, повышения социальной адаптации и координирования досуга людей третьего возраста с учетом их потребностей и возможностей, где основными критериями являются удобство и доступность услуги. Как показывает практика многих стран, отмечается усиление спроса пожилых туристов к предложениям «образовательного туризма», при этом такая форма туристической деятельности приносит эффективную отдачу. Не следует уменьшать значение роли фондов социальной поддержки в расширении туристических потоков лиц третьего возраста, поскольку во многих странах поездки пожилыми потребителями совершаются за их счет. На многих территориях и регионах осуществляются различные специальные государственные программы, нацеленные на реализацию возможностей старшего поколения к путешествиям. Государственные органы и фонды обеспечивают пожилых людей определенными скидками, предоставляют льготные поездки, государственные центры социального обслуживания пожилого населения и инвалидов организуют бесплатные экскурсии и т.п. Примером может служить проект «Туризм для тех, кому за 50» в рамках стратегии «Старость как экономический фактор», направленной на повышение качества жизни пожилых граждан, который реализовался федеральным министерством Германии по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодежи [12]. Зарубежными провайдерами туристических услуг также были высоко оценены преимущества работы с людьми третьего возраста, в связи со снижением налогового процента по государственным программам, неограниченностью потребителей по времени и независимостью от сезона для путешествий, что позволяет получать прибыль круглый год. Пенсионеры в свою очередь могут сэкономить, путешествуя по «горящим» путевкам. Операторов гостиниц также устраивает умеренное и тихое

поведение туристов старшего возраста [8].

Институт немецкой экономики рассматривает учебные путешествия как предпочтительный вид путешествий для пожилых людей [19]. В последние годы сильно возросла «сезонная миграция», как ее называет П. Шимани, т.е. «путешествия, организуемые раз в сезон для пожилых людей» [17, S. 125]. Одним из самых необычных видов путешествий в Германии являются так называемые «поездки продаж» и «масляные поездки», где пожилые путешественники продают или обмениваются какими-либо товарами, а также вид туризма на небольшие расстояния с целью туристических прогулок, в которых принимают участие исключительно пожилые люди [11; 2].

Уже несколько десятилетий учебный кружок туризма (StfT: Studienkreis für Tourismus) и их последователь с 1993 г. - Исследовательское общество отпусков и путешествий (F.U.R.: Forschungsgemeinschaft Urlaub und Reise) - публикуют результаты исследований поведения путешествующих пожилых граждан. Публикуемые этими организациями статистические данные ежегодно демонстрируют рост популярности пожилого туризма как обучающего направления в Германии и развитию его форм [2].

В сравнении с европейскими странами и Германией на туризме третьего возраста в России не акцентировалось внимание как на самостоятельном туристическом направлении и поэтому он все еще находится на стадии начального развития. До последнего времени в туристическом бизнесе в России группа путешественников 50+ не выделялась в самостоятельную ветвь и туристические организации не занимались специализированными турами для данной категории туристов. Позиция туристических провайдеров изменилась в последнем десятилетии в связи с модификацией гражданской позиции общероссийского уровня, предпринявших попытку сломать стереотипы социума по отношению к людям старше 50 лет, имеющих целью объединение усилий государства, общества и бизнес-сектора по организации комфортной среды активного долголетия жителей России [7]. В 2016 г. была принята Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025

г. [6], одной из целей которой определено повышение доступности туристических услуг для граждан старшего поколения, что подразумевает решение следующих задач: подготовка и осуществление программ социального туризма, поощрение и обеспечение государственной помощи провайдерам, предоставляющим услуги туристического отдыха пожилым людям, продвижение информации о наличие туристических услуг для пожилого населения.

Реализация осуществления создания среды активного долголетия россиян предусмотрена в Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». Выполнение данной программы поможет решить ряд социальных задач, реализующих удовлетворение потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, обеспечивающих доступность туризма для широких слоев населения, позволяющих укрепить здоровье людей третьего возраста и приобщить все слои общества к культурным ценностям, а также объединить новое и пожилое поколение в процессе путешествий [5].

Существует огромное разнообразие тематических направлений в «образовательном туризме»: экскурсионные туры, паломнические, творческие с мастер-классами (улучшают мозговую активность), лечебно-оздоровительные туры (поездки к лечебным источникам, медицинский туризм), экологический туризм (в лес за ягодами, травами, грибами), курортный (пляжный) и прочие. Одним из популярных видов туризма в Германии является спортивно-оздоровительный, дающий возможность заниматься каким-либо спортом во время путешествия, либо научиться ему. Не стоит уменьшать роль и экскурсионно-туристических программ, которые в условиях повседневной жизни позволяют изучить культурные ценности и традиции определенного социума в конкретной местности, а также исторические места. В Германии не менее интересной формой туризма являются «путешествия с целью повышения квалификации, т.е. обучение при помощи туристических фирм, например, менеджменту, гостиничному бизнесу, дизайну, иностранным языкам и многому др.» [2; 16; 17; 19; 23].

Анализ исследований европейских ученых показал, что среди всего многообразия путешествий люди третьего возраста останавливают свой выбор на курортном, культурно-познавательном и экскурсионном туризме с походами в музеи, осмотром архитектурных памятников, достопримечательностей с богатой историей и последующим обсуждением общих впечатлений группы. Одним из необычных видов туризма следует назвать ностальгический или событийный туризм, целью которого является посещение различных конкретных мероприятий. У так называемых «молодых пожилых людей» высокой популярностью пользуется спортивный и приключенческий, а иногда и экстремальный туризм. При этом классический лечебно-оздоровительный туризм у европейских туристов пожилого возраста оказался в конце рейтинга [2; 16; 17; 19; 23].

Российские пожилые туристы, в отличие от западноевропейских, отдают предпочтение именно лечебно-оздоровительному туризму, преимущественно в сочетании с культурно-познавательным аспектом. Важно также, что главным образом выбор приходится на осенне-весенний период, т.е. низкий сезон [2; 4; 8].

Возвращаясь к концепции обучения пожилых людей через повседневную жизнь в «образовательном туризме», отметим, что выбор тем при реализации концепции является специфичным, соответствующим интересам и потребностям пожилого потребителя. Немецкий исследователь Э. Шрётер в своем исследовании подчеркивает, что «сотрудничество респондентов образовательного процесса, привязанное к конкретной теме, происходит в форме групповой работы и подразумевает основные составляющие туристической группы сеньоров, к которым Э. Шрётер относит «путешествующую группу», «Я» отдельного путешествующего с его личными переживаниями и «Мы» группы. На обсуждение выносится проблема путешествия, которая связанная с естественным окружением путешественников в каждой конкретной ситуации. Взаимодействие и взаимообмен между элементами «группа», «я» и «мы» является неотъемлемым принципом работы. Тьютор туристической группы должен учитывать, что все три элемента необходимо объе-

динить в последовательные стадии путешествия» [18, S. 150]. При этом Б. Земмельрот отмечает, что «такое обучение соответствует требованиям пожилых путешествующих, не исключая заботу и, не предъявляя завышенные требования» [19].

Одной из актуальных тем обучения в пожилом возрасте является профилактика здорового образа жизни. Причем это обучение для пожилых людей должно реализоваться еще в процессе трудовой деятельности, что отражено в докладе BMBF «Здоровье и профессиональное образование» [12]. Еще один немецкий ученый А. Нидерфранке справедливо полагает, что на профессиональных местах работы обязательно наличие образовательных предложений, связанных с профилактической целью для предупреждения заболеваний и реабилитации. Прежде всего, с его точки зрения, «важно привлечь внимание сотрудников в возрасте к их здоровью и пробудить силу самозащиты пожилого человека, так как без готовности к изменениям и отсутствию мотивации невозможна ни самопомощь, ни самоизлечение. Изначально необходимо изыскать и укрепить ресурсы самозащиты автономного образа жизни, затем применять социальные дополнительные ресурсы» [15, S. 136]. В этом, по мысли ученого, заключается цель и смыл повседневного проблемно-ориентированного оздоровительного обучения пожилых людей для их успешного вовлечения в повседневную жизнь в постпрофессиональный период» [Там же, S. 137].

Учитывая разнообразие содержательного аспекта туристических путешествий, не стоит забывать и о разновидностях средств передвижений. Автобусные туры представляют собой одно из наиболее распространенных направлений туризма, они популярны и в России, и в Германии. Привлекательными для пожилого поколения являются их невысокая цена и перспектива в короткие сроки составить представление о городах, местах или даже странах посещения. Как отмечают эксперты, европейские туристы старшего возраста все чаще предпочитают круизы и водные экскурсии, как речные, так и морские [3]. Круизы привлекательны отсутствием дополнительных трат в совокупности с гарантией комфортабельного

отдыха позволяющего посетить различные места, с мероприятиями и развлечениями. Также следует отметить поезда, позволяющие с достаточным комфортом перемещаться на дальние расстояния, и пешеходные прогулки, одним из популярнейших направлений является шведская ходьба.

Конечно же, каждый вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки относительно здоровья и прочих показателей пожилых людей, но все эти вопросы решаемы в процессе подбора тура и способа путешествия. Как результат, туризм улучшает психическое самочувствие и комфорт пожилого человека, способствуя профилактике психосоматических заболеваний, положительно влияет на физическое здоровье человека, содействуя поддержанию физической формы, дарит радость движения и общения с интересными людьми.

Заключение

Проведя исследование рынка туризма для пожилых в России и сравнив полученный результат с результатами европейских исследователей, мы пришли к следующему заключению: совокупность всех имеющихся возможностей туризма третьего возраста достаточной степени обширен. Однако туризм обладает существенными ограничениями, которые часто создают трудности для активного участия пожилых людей в путешествиях. Финансовая составляющая туристических поездок является часто основополагающим условием для туристов в любых странах: цена и скидка часто становятся определяющими. Вторым немало важным сдерживающим фактором является состояние здоровья людей преклонного возраста и зависимое положение от условий тура. Туристические поездки и стремление к активному образу жизни является частью культурных ценностей, которые закладываются с детства. Для российской действительности фактом является отсутствие привычки и культуры путешествий. Существует и психологическая зависимость - боязнь новизны, особенно, если говорить о поездках за границу. Препятствием для развития туризма третьего возраста может являться

отсутствие льготных программ и распространения информации о возможностях путешествовать для пожилых людей. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в России при наличии государственных программ для пожилых людей туризм третьего возраста находится на стадии становления, поскольку в целом отсутствует система и четкая организация туристических предложений для пожилых людей. Многообразие туристических предложений для лиц третьего возраста и провайдеров в Германии, а также его распространение, опирается на социально-экономическую структуру общества, в которой созданы условия поездок, скидок и т.п. В России туризм третьего возраста находится в стадии развития, в процессе которого предстоит решить еще множество проблем и в первую очередь разработать финансовую поддержку. Большинство пожилых россиян пользуются недорогими поездками экскурсионного или курортно-санаторного отдыха. Организация туристических программ для лиц третьего возраста требует особых подходов к учету возрастных психологических особенностей и потребностей данной категории граждан, что до последнего времени не учитывалось туристическими фирмами России, которые не ориентированы на туристов пожилого возраста.

Следует акцентировать внимание на том, что тенденции в развитии туризма в последние годы изменились. Мы видим более активное участие в жизни пожилых граждан государства. Его роль проявляется в объединении усилий федеральных органов власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и других организаций для развития программ и проектов для пожилых людей и создания условий для удовлетворения их потребностей. Наблюдается развитие туризма, увеличение доступности и совершенствование туристических услуг для старшего поколения. Осуществляется подготовка и проработка программ социального туризма при поддержке органов власти, внедряются государственные программы по стимулированию и поддержке туристических провайдеров, повышается информированность граждан о туристических возможностях.

Список литературы

1. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. М.: Юнити-Дана. 2008. 464 с.

2. Высоцкая И.В. Становление и развитие университета третьего возраста в Германии. URL: https://vspu.ru/sites/default/files/disfiles/dissertations/ dissertaciya_vysockaya_pdf.pdf (дата обращения: 01.02.22)

3. Европа подстраивается под пожилых путешественников. URL: https://www.infox.ru/news/216/72503-evropa-podstraivaetsa-pod-pozilyh-putesestvennikov (дата обращения: 30.03.22)

4. Пономарева Т.В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). С. 130-143. URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7188/ (дата обращения: 20.03.22)

5. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 N 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». URL: https:// base.garant.ru/57411398/ (дата обращения: 20.03.22)

6. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-Р. Редакция от 05.02.2016 «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 года». URL: https://normativ. kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=267409 (дата обращения: 25.03.22)

7. Социальный проект 50+50 Плюс - сайт для людей зрелого и старшего возраста. URL: https://www.50plus.ru/ (дата обращения: 25.02.22)

8. Шерешева М.Ю., Полянская Е.Е. Туризм третьего возраста: предпочтения, требования, ограничения // Государственное управление. 2017, № 61. С. 55-75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-tretiego-vozrasta-predpochteniya-trebovaniya-ogranicheniya (дата обращения: 20.02.22)

9. Amaschus A. Die neuen Alten haben sich noch viel vorgenommen. Reiseverhalten von Senioren - heute und morgen. FVW international - unabhängige Fachzeitschrift für Touristik und Geschäftsreiseverkehr, 1996, no. 20, S. 40-41.

10. Budget Travel for Seniors. Simply Seniors. URL: https://www.these-niorlist.com/senior-discounts/travel/ (дата обращения: 15.02.22)

11. Becker W. Verkaufsfahrten. Tourismuspsychologie und Tourismussoziologie. München: Quintessenz, 1993. 630 S.

12. BMBF (Hg.): Gesundheit und berufliche Bildung, Bonn, 1998. URL: https://dserver.bundestag.de/btd/13/110/1311091.pdf (дата обращения: 15.02.22)

13. Gesundheit und berufliche Bildung. Unterrichtung durch die Bundesregierung Faktenbericht zum Bundesbericht Forschung, 1998, S. 114-117

14. Brinkman D., Frericks R., Frommen J., Nahrstedt W., Stehr I. Freizeitorientierte Weiterbildung - Möglichkeiten der Einführung von Bildungselementen in Freizeitangebote. Freizeit bildet - bildet Freizeit? Bielefeld 1991, S. 103-129.

15. Ganser A. Seniorenreisen. Tourismusmanagement und Marketing, Landsberg/Lech, 1991, S. 163-179.

16. Niederfranke A. Gesundes Älterwerden - Eine Bildungsaufgabe zur Prävention und Rehabilitation. Hessische Blätter für Volksbildung, 1998, no. 2, S. 135-142.

17. Pöggler F. Entwicklungstendenzen des Seniorentourismus. Moderner Tourismus, Tendenzen und Ansichten. Trier, 1988, S. 547-557.

18. Schimany P. Alter und Tourismus. Der durchschaute Tourist, München/ Wien 1998, S. 116-127.

19. Schröter E. Kreative Kulturrezeption auf (Bildungs-) Reisen. Spektrum Freizeit,1995, S. 144-156.

20. Semmelroth B. Lernen, Bildung auf Reisen. Handbuch Altenbildung. Theorien und Konzepte für Gegenwart und Zukunft. Opladen: Le-ske+Budrich, 2000, S. 271-278.

21. Seniorentourismus. URL: http://www.gesundheitswirtschaft.info/ (дата обращения: 08.04.22)

22. Tourismus für Senioren. Europäische Kommission, offizielle Website. URL: https://ec.europa.eu/info/index_de (дата обращения: 08.04.22)

23. Wagner M., Schütze Y. & Lang F.L. Soziale Beziehungen alter Menschen. Die Berliner Altersstudie: das höhere Alter in interdisziplinärer Perspektive. Berlin: Akademie Verlag, 1996, S. 301-319.

24. Weissenborn B. Kulturtourismus. Trierer Tourismus Bibliographien, Bd. 10. Trier. 1997. 239 S.

References

1. Voskresensky V.U. Mezhdunarodnyj turizm [International tourism]. Moscow: Unity-Dana Publ., 2008, 464 p.

2. Vysotskaya I.V. Stanovlenie i razvitie universiteta tret'ego vozrasta v Germanii [Formation and development of the university of the third age in Germany]. URL: https://vspu.ru/sites/default/files/disfiles/disserta-tions/dissertaciya_vysockaya_pdf.pdf (accessed February 01, 2022)

3. Evropapodstraivaetsjapodpozhilyhputeshestvennikov [Europe adapts to older travelers]. URL: https://www.infox.ru/news/216/72503-evro-pa-podstraivaetsa-pod-pozilyh-putesestvennikov (accessed March 30, 2022)

4. Ponomareva T.V. Obrazovatel'nyj turizm: sushhnost', celi i osnovnye segmenty potrebitelej [Educational tourism: the essence, goals and main segments of consumers]. Problemy sovremennojjekonomiki: materialy IVmezhdunar. nauch. konf. [Problems of modern economics: materials of the IV International Scientific Conference]. Chelyabinsk, 2015, pp. 130-143. URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7188/ (accessed March 20, 2022)

5. Postanovlenie Pravitel 'stva RF ot 02.08.2011 N 644 "O federal'noj cel-evojprogramme "Razvitie vnutrennego i vnezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2011-2018 gody)" [Decree of the Government of the Russian Federation of 02.08.2011 N 644 "On the federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018)"]. URL: https://base.garant.ru/57411398/ (accessed March 20, 2022)

6. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 05.02.2016 N 164-R — Redakcija ot 05.02.2016 «Ob utverzhdenii Strategii dejstvij v interesah grazhdan starshego pokolenija v RF do 2025 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation of 05.02.2016 N 164-R - Edition of 05.02.2016 "On approval of the Strategy of Actions in the interests of older citizens in the Russian Federation until 2025"]. URL: https://normativ.kontur.

ru/document?moduleId=1&documentId=267409 (accessed March 25, 2022)

7. Social'nyjproekt 50+50Pljus [Social project 50+50 Plus]. URL: https:// www.50plus.ru/ (accessed February 25. 2022)

8. Sheresheva M.Y., Polyanskaya E.E. Turizm tret'ego vozrasta: predpocht-enija, trebovanija, ogranichenija [Tourism of the third age: preferences, requirements, restrictions]. Gosudarstvennoe upravlenie [State administration], 2017, no. 61, pp. 55-75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ turizm-tretiego-vozrasta-predpochteniya-trebovaniya-ogranicheniya (accessed February 20. 2022)

9. Amaschus A. Die neuen Alten haben sich noch viel vorgenommen. Reiseverhalten von Senioren - heute und morgen. FVW international - unabhängige Fachzeitschrift für Touristik und Geschäftsreiseverkehr, 1996, no. 206, S. 40-41.

10. Budget Travel for Seniors. Simply Seniors. URL: https://www.these-niorlist.com/senior-discounts/travel/ (accessed February 15. 2022]

11. Becker W. Verkaufsfahrten. Tourismuspsychologie und Tourismussoziologie, München: Quintessenz. 1993, 630 S.

12. BMBF (Hg.): Gesundheit und berufliche Bildung, Bonn, 1998. URL: https://dserver.bundestag.de/btd/13/110/1311091.pdf (accessed 15.02.22)

13. Gesundheit und berufliche Bildung. Unterrichtung durch die Bundesregierung Faktenbericht zum Bundesbericht Forschung, 1998, S. 114-117.

14. Brinkman D., Frericks R., Frommen J., Nahrstedt W., Stehr I. Freizeitorientierte Weiterbildung - Möglichkeiten der Einführung von Bildungselementen in Freizeitangebote. Freizeit bildet - bildet Freizeit? Bielefeld, 1991, S. 103-129.

15. Ganser A. Seniorenreisen. Tourismusmanagement und Marketing, Landsberg, Lech 1991, S. 163-179.

16. Niederfranke A. Gesundes Älterwerden. Eine Bildungsaufgabe zur Prävention und Rehabilitation. Hessische Blätter für Volksbildung, 1998, no. 2, S. 135-142.

17. Pöggler F. Entwicklungstendenzen des Seniorentourismus. Moderner Tourismus, Tendenzen und Ansichten. Trier 1988, S. 547-557.

18. Schimany P. Alter und Tourismus. Der durchschaute Tourist. München/ Wien 1998, S. 116-127.

19. Schröter E. Kreative Kulturrezeption auf (Bildungs-) Reisen. Spektrum Freizeit, 1995, S. 144-156.

20. Semmelroth B. Lernen, Bildung auf Reisen. Handbuch Altenbildung. Theorien und Konzepte für Gegenwart und Zukunft. Opladen: Le-ske+Budrich, 2000, S. 271-278.

21. Seniorentourismus. URL: http://www.gesundheitswirtschaft.info/ (accessed April 8. 2022)

22. Tourismus für Senioren. Europäische Kommission, offizielle Website. URL: https://ec.europa.eu/info/index_de (accessed April 8. 2022)

23. Wagner M., Schütze Y. & Lang F.L. Soziale Beziehungen alter Menschen. Die Berliner Altersstudie: das höhere Alter in interdisziplinärer Perspektive. Berlin: Akademie Verlag, 1996, S. 301-319.

24. Weissenborn B. Kulturtourismus. Trierer Tourismus Bibliographien, Bd. 10. Trier. 1997, 239 S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Высоцкая Инна Владимировна, доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук

Волгоградский государственный технический университет пр. им. Ленина, 28, г. Волгоград, 400005, Российская Федерация niphertity@gmail.com

Йованович Тамара Георгиевна, доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук

Волгоградский государственный технический университет пр. им. Ленина, 28, г. Волгоград, 400005, Российская Федерация srdjan@live.ru

Алексеенко Наталья Валерьевна, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки»

Волгоградский государственный технический университет пр. им. Ленина, 28, г. Волгоград, 400005, Российская Федерация Natalyalekseenko@mail.ru

Лазарева Ольга Вячеславовна, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки»

Волгоградский государственный технический университет пр. им. Ленина, 28, г. Волгоград, 400005, Российская Федерация olgalazareva@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Inna V. Vysotskaya, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Ph.D. in Pedagogy

Volgograd State Technical University

28, Lenin ave., Volgograd, 400005, Russian Federation

niphertity@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3407-9047

Tamara G. Yovanovich, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Ph.D. in Pedagogy

Volgograd State Technical University

28, Lenin ave., Volgograd, 400005, Russian Federation

srdjan@live.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7701-6607

Natalya V. Alekseenko, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Ph.D. in Pedagogy

Volgograd State Technical University

28, Lenin ave., Volgograd, 400005, Russian Federation

Natalyalekseenko@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6060-6632

Olga V. Lasareva, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Ph.D. in Pedagogy

Volgograd State Technical University

28, Lenin ave., Volgograd, 400005, Russian Federation

olgalazareva@mail.ru

Поступила 25.04.2022

После рецензирования 21.06.2022

Принята 14.07.2022

Received 25.04.2022 Revised 21.06.2022 Accepted 14.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.