Научная статья на тему 'Образовательный проект «Укрополис» Ботанического сада МГУ: новые идеи и новые возможности'

Образовательный проект «Укрополис» Ботанического сада МГУ: новые идеи и новые возможности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое просвещение / городские растения / обучение навыкам садоводства / мастер-класс / образование / environmental education / urban plants / gardening skills training / master class / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова И. О., Мазаева А. А., Кочергина А. Н.

За последнее время во многих регионах России выросла потребность в экологическом просвещении детей. Занятия по ботанике и садоводству для детей младшего школьного возраста «Укрополис» существуют на базе Ботанического сада МГУ на протяжении 10 лет. За этот период разработано свыше 40 тем занятий, которые проводятся с использованием коллекций видов родов: Syringa L., Rosa L., Clematis Dill. ex L. Знакомство детей с городскими растениями, в том числе декоративными, обучение практическим навыкам садоводства, развитие бережного отношения к природе – основные задачи этого проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова И. О., Мазаева А. А., Кочергина А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational project "Ukropolis" of the MSU Botanical Garden: new ideas and new opportunities

Recently, the need for environmental education of children has grown in many regions of Russia. Classes in botany and gardening for primary school children "Ukropolis" have existed on the basis of the Botanical Garden of Moscow State University for 10 years. During this period, over 40 topics of classes have been developed, which are conducted using collections of genera: Syringa L., Rosa L., Clematis Dill. ex L. The main objectives of this project are to introduce urban plants, including decorative ones, to children to teach practical gardening skills, and to develop a careful attitude to nature.

Текст научной работы на тему «Образовательный проект «Укрополис» Ботанического сада МГУ: новые идеи и новые возможности»

УДК: 374.1

Образовательный проект «Укрополис» Ботанического сада МГУ: новые идеи и новые

возможности Филатова И.О. Мазаева А.А. Кочергина А.Н. 2 'Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 2 НИУ Высшая школа экономики [email protected]

Аннотация. За последнее время во многих регионах России выросла потребность в экологическом просвещении детей. Занятия по ботанике и садоводству для детей младшего школьного возраста «Укрополис» существуют на базе Ботанического сада МГУ на протяжении 10 лет. За этот период разработано свыше 40 тем занятий, которые проводятся с использованием коллекций видов родов: Syringa L., Rosa L., Clematis Dill. ex L. Знакомство детей с городскими растениями, в том числе декоративными, обучение практическим навыкам садоводства, развитие бережного отношения к природе - основные задачи этого проекта.

Ключевые слова: экологическое просвещение, городские растения, обучение навыкам садоводства, мастер-класс, образование.

Educational project "Ukropolis" of the MSU Botanical Garden: new ideas and new

opportunities

Filatova I.O. Mazaeva A.A. Kochergina A.N. 2 1 Lomonosov Moscow State University 2 Higher School of Economics [email protected]

Summary. Recently, the need for environmental education of children has grown in many regions of Russia. Classes in botany and gardening for primary school children "Ukropolis" have existed on the basis of the Botanical Garden of Moscow State University for 10 years. During this period, over 40 topics of classes have been developed, which are conducted using collections of genera: Syringa L., Rosa L., Clematis Dill. ex L. The main objectives of this project are to introduce urban plants, including decorative ones, to children to teach practical gardening skills, and to develop a careful attitude to nature.

Key words: environmental education, urban plants, gardening skills training, master class, education.

Образовательный проект «Укрополис: растения в городе», ориентированный на детей младшего школьного возраста (7-11 лет) в Ботаническом саду МГУ существует с 2013 г. Идея проекта принадлежит волонтеру Сада, выпускнице факультета государственного управления МГУ Анастасии Кочергиной. Цель проекта - экологическое просвещение детей младшего школьного возраста с использованием коллекций и информационных ресурсов ботанического сада. Задачи включают: знакомство детей с городскими растениями, в том числе декоративными, обучение практическим навыкам садоводства, развитие бережного отношения к природе. К преподаванию в рамках проекта привлекаются сотрудники, студенты и магистранты биологического факультета МГУ: ботанического сада, кафедр экологии и географии растений, высших растений, микологии и альгологии.

За 10 лет существования проекта «Укрополис» его участники разработали свыше 40 тем. Ежегодно программа пополняется новыми занятиями, которые проходят в течение всего года: на открытом воздухе в теплое время и в помещении зимой. Одно из востребованных направлений - это тематика, связанная с декоративными растениями Сада. Так, за последние несколько лет появились занятия с использованием коллекции видов родов Сирень (Syringa L.), Роза (Rosa L.), Клематис (Clematis), основанные на разнообразии сортов. Подобный тип занятий планировался с учетом детской психологии и способности воспринимать материал, связанный не только с растениями, но и с различными интересными сведениями из области науки, культуры и искусства.

«Необычная сирень» - одно из популярных занятий весеннего сезона, проводимое в период активного цветения растений в коллекции, включающей 130 сортов сирени обыкновенной и 20 сортов позднецветущих межвидовых гибридов. Обычно это вторая половина мая. Цель занятия - знакомство детей с основами систематики, географии и биологии рода сирень [1]. Достигается это благодаря разнообразию активности детей и способов вовлечения их в образовательный процесс. Общая продолжительность занятия 1 час 15 мин.

Расположение коллекции сирени двумя параллельными рядами на партере позволяет за ограниченный промежуток времени продемонстрировать детям избранные сорта и при этом не утомить младших школьников излишне длинными прогулками по Саду. Многолетний опыт показал, что для успешного проведения подобного занятия экскурсионная часть не должна превышать 30 мин. Обычная экскурсия по многочисленным сортам не подходит для этой возрастной группы. Большая часть детей перестает интересоваться пышно цветущими декоративными растениями уже через непродолжительное время.

Поэтому для привлечения внимания были выбраны 10 сортов с яркими характеристиками: необычная форма лепестков, контрастная двуцветная окраска, запоминающийся аромат и т.д. Например, сорт А. Михайлова Мулатка , имеющий необыкновенный теплый кофейно-розовый оттенок и сладкий аромат или знаменитый сорт Л.А. Колесникова Капитан Гастелло , форма лепестков которого напоминает пропеллер. Пестролистный сорт сирени 'Аукубафолиа' (Гоше; Франция) выбран за необычную окраску - желтые брызги на зеленом фоне, а всемирно известный и популярный сорт Sensation' (D. Maarse; Нидерланды) - за его контрастную окраску венчика -фиолетовую с широкой белой каймой. Одним из самых привлекательных пунктов маршрута этой экскурсии служит настоящий «сиреневый карлик», достигающий не более метра в высоту во взрослом состоянии - сорт Прери Пти' (Веймейера; США). Ну и конечно, сорт Primrose' (G. Maarse; Нидерланды), который отличает необычный для сиреней сливочно-желтый оттенок [2].

Перед началом занятия каждый из избранных сортов отмечается специальным лейблом с цифрой на желтом фоне, который закрепляется на побегах сирени. Эти цифры намечают маршрут предлагаемого путешествия - квеста, по которому проходят дети вместе с преподавателем. Также каждому ребенку выдается бланк с картинками и вопросами, ответы на которые можно найти во время экскурсии. Небольшие остановки возле каждого сорта позволяют узнать интересную информацию о нем: где и как он был получен, что в нем особенного, какие истории с ним связаны. Как был получен сорт Sensation', кому посвящен сорт Капитан Гастелло' и т.д.

Школьники сравнивают сорта по размерам, окраске, числу и форме лепестков, по разнообразию ароматов. Также обсуждаются опылители и распространители семян сирени. Преподаватель стремится вовлекать детей в небольшие дискуссии, используя разнообразные вопросы: о родственниках сирени обыкновенной (форзиции, сирени амурской, ясене), а также о том, в каких географических регионах произрастает этот вид в природе, где растет самая старая сирень и сколько ей лет.

Для оживления рассказа об истории введения в культуру сирени используются изображения портретов известных селекционеров - В. Лемуана, Л.А. Колесникова, Дж. Фиалы и др. По окончании квеста преподаватель проверяет бланки и вручает небольшие поощрительные призы всем участникам.

Завершает занятие творческая часть - мастер-класс по выполнению объемной аппликации «Кисть сирени» из салфеток разных оттенков. Каждый ребенок создает свою неповторимую композицию.

Еще одно занятие - «Знакомство с Царицей цветов» проводится в летний период в конце июня — начале июля на участке декоративных растений во время цветения роз. Розарий Ботанического сада насчитывает около 100 сортов этого рода из 9 садовых групп [3, https://meilland.com/en/traditional-garden-roses-collection/]. Цель занятия — ознакомление с биологией рода Rosa L. и историей его садовой культуры. Занятие состоит из трёх блоков: экскурсии в форме квеста, обсуждения особенностей культуры и творческой части (мастер-класса по созданию объёмной поделки цветка розы).

Экскурсия начинается с показа ребятам куста шиповника и рассказа о морфологии растения и родственных связях с сортовыми розами. Начало проходит в формате «вопрос - ответ», чтобы заинтересовать детей: 1) Пили ли вы напиток из красных плодов, когда болели? 2) Знаете ли вы, что делает этот напиток таким кислым? 3) Как называются эти образования на стебле шиповника? Также ребята рассматривают цветки шиповника и его опылителей, шипы. Раскрывается тема использования розы человеком — демонстрируются высушенные плоды как источник витамина С и розовое масло. Далее на экскурсии дети знакомятся с самыми необычными сортами, представленными в коллекции сада. Первый пункт маршрута - сорт ' Excelsa' — очень мощный, высокий куст с плетистыми ветвями. Ребятам предлагается сравнить этот сорт с соседним из группы чайно-гибридных роз ' Pullman Orient Express'. Основное внимание уделяется окраске лепестков на примерах сортов ' Pullman Orient Express', 'Jubile de ST Petersbourg', 'Cyclamen', 'Charles de Gaulle'. Участников неизменно привлекает своеобразие окраски выбранных сортов: желтая, малиновая и лиловая, а также необычный лимонный аромат желтоцветного сорта ' Anny Duperey'.

Во время прогулки по экспозиции ребята выполняют задания квеста, сорта для которого выбраны не только исходя из интересных морфологических характеристик, но и из-за связи с известными личностями из мира культуры и искусства: Tchaikovsky' (Чайковский), Alexandre РоиЛкте' (Александр Пушкин), Lomonosov' (Ломоносов).

Во время просмотра сорта, посвященного П.И. Чайковскому, предлагается послушать короткий отрывок из его произведения. При знакомстве с сортом Alexandre Pouchkine' ребят просят вспомнить известные им стихи.

Творческая часть состоит в изготовление объемного цветка шиповника из цветной бумаги с использованием предварительно распечатанных шаблонов лепестков и чашелистиков розы.

В этом году появилось новое занятие - «Растения-верхолазы», посвященное разнообразию лиан и их строению. Его цель - сформировать у детей понятие о различиях жизненных форм растений и их разнообразии на примере одной конкретной группы - лианы. Занятие построено по тому же плану, что и предыдущие и включает экскурсию, лекцию и творческую часть.

В начале экскурсии демонстрируются декоративные лианы рода Clematis Dill. ex. L., произрастающие на экспозициях двух участков: декоративных многолетников и показа приемов декоративного оформления [4]. Маршрут продолжается в альпинарии, где можно познакомиться с дикорастущими лианами Дальнего Востока (кирказон маньчжурский, виноградовник аконитолистный, актинидия коломикта, лимонник) и Кавказа (диоскорея кавказская). Занятие проходит в начале осени, что позволяет продемонстрировать как цветение декоративных лиан, так и плодоношение видовых.

На экскурсии рассказывается о строении лиан с элементами игры. Удачная идея - игра в перетягивание каната - помогает детям понять, насколько прочны стебли лиан. Подвижная игра позволяет переключиться и разнообразит экскурсию. После перерыва на игру преподаватель знакомит ребят с внутренним строением лиан с использованием иллюстраций, рассказывает про «особые» прочные механические ткани в стебле растения. Завершается экскурсия прогулкой по альпинарию, где в это время можно полюбоваться созревающими плодами кирказона и диоскореи, а также узнать историю культуры киви (актинидии китайской), ближайшего родственника дальневосточного вида -актинидии коломикта.

После экскурсии полученные знания закрепляются небольшой лекцией в помещении. В завершении - традиционная творческая часть - создание модели лианы с использованием различных материалов. Все мастер-классы, завершающие занятия, направлены на закрепление полученной информации и развитие мелкой моторики детей.

В период эпидемии, когда проведение очных занятий стало невозможным, было решено разработать цикл занятий для online формата. В результате не только возникло много новых тем, но и у детей из отдаленных регионов также появилась возможность посетить «Укрополис». Это нововведение позволило проекту остаться на плаву в сложный период и не растерять свою целевую аудиторию. Дистанционный вариант может быть актуален также в зимний период, когда во многих регионах посещение очных занятий осложняется.

Необходимо отметить, что наш проект, ориентированный на детей младшего школьного возраста, за 10 лет своей истории помог родителям многих детей привить любовь к природе: растениям и животным, окружающим их в городе. Такие занятия не собирают стадионов, они не могут проводиться в больших группах, это камерные занятия. Однако, даже если один ребёнок из 10, посещающих «Укрополис» научиться видеть городские растения по-новому, интересоваться ими, начнет проявлять любознательность, то это значит, что цель нашего проекта достигнута!

Список литературы:

1. John Fr., Fiala L. Lilacs. The Genus Syringa. Portlend. Oregon: Timber Press, 1988. 372 p.

2. Полякова Т. В. Садовая коллекция. Сирень // Вестник цветовода. 2006. С. 6-110.

3. Каталог декоративных растений ботанического сада биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова / В.В. Дворцова, С.В. Ефимов и др. М.: КМК, 2010. 358 с.

4. Evison R. J. Clematis For Small Spaces. Timber Press, 2007. 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.