Научная статья на тему 'Образовательный проект «Альтернативный репетитор»'

Образовательный проект «Альтернативный репетитор» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный проект «Альтернативный репетитор»»

162

Высшее образование в России • № 4, 2007

ствляться параллельно с усвоением лексического уровня английского языка.

Следует, однако, обратить внимание обучающихся на тот факт, что специфика разговорной спонтанной речи, реализуемой невербальными и вербальными средствами, в значительной мере проявляется на уровне текста диалога. Именно он материализует те или иные существенные черты СР, отличающиеся от аналогичных фрагментов кодифицированной речи. Кроме того, текст диалога наиболее ярко выявляет фонетические, лексические, грамматические особенности СР в их взаимодействии с интонацией и кинесикой. Обучающимся необходимо знать, что в тексте диалога в большей степени реализуется взаимодействие невербальных и вербальных средств общения, выявляющих специфические признаки британского национального характера. Следовательно, при обучении студентов СР на английском языке текст диалога является необходимым конечным продуктом речевой

деятельности. В нем сконцентрированы знания, навыки и умения диалогического общения.

Таким образом, можно констатировать, что специфику диалогического общения составляет взаимодействие невербальных и вербальных средств коммуникации, владение которыми необходимо для осуществления спонтанной речи на английском языке.

Литература

1. Козлова Л.А. Социокультурные ценности

и их отражение в грамматике языка // Филология и культура: Материалы III международной научной конференции. Тамбов, 16-18 мая 2001 г. - Тамбов, 2001.

2. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная

коммуникация. - М., 2000.

3. Томахин Г.Д. Безэквивалентная лексика реалии как источник страноведческой информации // Лингвистический аспект в преподавании русского языка как иностранного: Сб. статей. - Воронеж, 1984.

М. ХУСАИНОВ, канд. хим. наук Т. ХЛЕБНИКОВА, докт. хим. наук Уфимский государственный нефтяной технический университет Н. ЛЮБИНА, учитель СОШ№ 42 г. Уфы А. ЦЫБИНА, директор СОШ№ 83 г. Уфы

В 2003 г. в уфимских школах появились группы с интригующим названием «Альтернативный репетитор». Программа, разработанная сотрудниками Центра довузовского образования УГНТУ и Фонда поддержки современных образовательных технологий, стала за три года весьма популярной. Идея ее достаточно проста - это занятия по любому предмету школьной программы для учащихся любой параллели, проводимые в удобное для учащихся время один или два раза в неделю.

Проект рассчитан преимущественно на учащихся второй ступени - с пятого по девятый классы. Ведь порою в школе именно

Образовательный проект

«Альтернативный репетитор»

они - «западающее» звено: в учебном плане часы, выделяемые здесь на дисциплины по выбору и факультативные занятия, предусмотрены в минимальном объёме, преподавательский состав формируется по остаточному принципу после укрепления старших классов, поэтому высококвалифицированных педагогов не хватает именно в параллелях среднего звена.

Эти проблемы вполне обоснованно вызывают озабоченность родителей: в среднем звене закладывается фундамент знаний по всем дисциплинам, без которого все усилия педагогов и репетиторов в выпускных классах, как правило, бесполезны. Проблемной

Редакционная почта

163

в школах оказывается и параллель 9-х классов: в учебном плане нет часов по выбору школы, а значит, нет возможности осуществить интенсивную и качественную подготовку к государственной (итоговой) аттестации и создать условия для освоения сложнейших программ третьей ступени общеобразовательной школы.

Следует отметить, что программа «Аль-реп» имеет существенные отличия от иных типов занятий, практикуемых в современной образовательной системе: факультативных, индивидуальных и групповых. Занятия по программе ориентированы на углубление знаний по предмету, а следовательно, на потенциальных участников олимпиад и конкурсов, тех учащихся, которые шагнули далеко за рамки школьной программы. Но при этом не забыты и так называемые «середняки» и даже совсем отстающие: обычно в параллели формируются две-три группы по предмету и каждая из них занимается по индивидуальному плану.

Таким образом, «Альреп» имеет в своей основе гибкую форму, группы формируются для учащихся одного уровня, имеется возможность варьирования программы в рамках утверждённых часов. Если какая-то тема оказалась сложной для восприятия и понимания, педагог может провести по ней ещё несколько занятий.

«Альреп» - это одна из форм дополнительных занятий, которая не исключает иные, но составляет определённую конкуренцию буйно цветущему репетиторству: занятия у нас ведутся на платной основе, но стоимость их невысока, а оплата осуществляется вполне легально через банк.

Преподавание ведут высококвалифицированные преподаватели уфимских школ и УГНТУ, которые тоже видят в программе реальные позитивные моменты: поскольку занятия проводятся в группах по 10-20 человек, преподаватели имеют вполне достойную почасовую оплату. Стабильность заработка, элемент творчества, обусловленный наличием интересных развивающих программ по всем предметам, прошедших ли-

цензирование в Министерстве образования Республики Башкортостан, возможность заниматься с небольшой группой - это привлекательный момент для работающих педагогов.

За три года сформировался банк данных высококвалифицированных преподавателей нашего города, которые охотно работают в рамках программы. Изначально «Альреп» использует принцип «перекрёстного опыления», ведение занятий учителем из других школ или периодическое участие вузовских преподавателей, что даёт возможность сравнения и выбора преподавателей учащимися и администрацией школ. Немного огорчает, что социальный заказ в настоящее время однобок: особым спросом пользуются такие дисциплины, как физика и математика, так как многие выпускники школ нацелены на поступление в технические вузы.

У нас есть возможность способствовать гармоничному развитию учащихся, гарантируя качество преподавания, предлагая услуги квалифицированных преподавателей литературы, истории, экономики, предметов эстетического цикла, иностранных языков и, конечно, русского языка -предмета, который сдаётся во всех вузах, но, к сожалению, не всегда успешно. Выдержав экзамен по точным дисциплинам, учащиеся зачастую не набирают нужного количества баллов при тестировании по русскому языку.

Привлекательна программа и тем, что учащимся нет необходимости приезжать в вуз: они занимаются в своей школе в удобное время. Преподаватель приходит в школу в согласованное с куратором время: это удобно администрации школы, которая может проконтролировать, как проводятся занятия, а также родителям, которые могут пообщаться с преподавателем и не беспокоиться за своих детей, особенно если речь идёт об учащихся 5-7 классов. Названные плюсы позволяют вовлекать в программу даже начальные классы.

Программа «Альтернативный репети-

164

Высшее образование в России • № 4, 2007

тор» приносит ощутимую выгоду школе: прежде всего это, конечно, повышение качества знаний учащихся, но немаловажна и материальная заинтересованность: кроме ежемесячных отчислений за амортизацию и уборку помещений, по итогам года каждая школа получает вознаграждение в размере 10% от перечисленных ею средств. Эти деньги обычно тратятся на приобретение необходимой техники или ремонт.

Ключевой фигурой программы является куратор, чью роль может выполнять учитель, завуч или директор. В обязанности

куратора входит формирование групп, контроль оплаты занятий, контроль за проведением занятий, табелирование преподавателей. Обязанности куратора прописаны до мелочей, разработан «Комплект куратора», что значительно упрощает работу, которая, к слову сказать, оплачивается вполне достойно.

Школам и вузам, проявившим интерес к программе, мы можем выслать по электронной почте сметы, формы отчетности, учебные планы и другую документацию. Наш адрес: [email protected], [email protected].

Н. ЕГОВЦЕВА, доцент Курганский государственный университет

Формирование способности к полноценному диалогу с другими людьми, творческому сотрудничеству с ними выступает одной из важнейших задач высшей школы. Если можно выделить сферы профессиональной деятельности с повышенной коммуникативной ответственностью, то к ним прежде всего следует отнести социальную работу.

Данное обстоятельство позволяет говорить об особых требованиях, которые предъявляются к специалисту, решающему социальные проблемы реабилитации, адаптации и интеграции индивида в социум. Его клиенты - люди, как правило, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (бездомные, инвалиды, дети группы риска, безработные и другие категории граждан), с которыми он должен устанавливать контакты, поэтому его деятельность носит коммуникативный характер и во многом состоит из процессов общения [1]. Вместе с тем в практике профессиональной подготовки к социальной работе существует противоречие, связанное с пониманием важности подготовки специалиста к профессиональному общению и недостаточной степенью проработанности его содержания. Представляется необходимым введение дополнительного компонента, ори-

О коммуникативной компетентности социального работника

ентированного на формирование и развитие у студентов коммуникативных умений, в профессиональную подготовку специалистов данного профиля.

На наш взгляд, для формирования подобных умений плодотворен коммуникативно-прагматический подход, базирующийся на принципе деятельности. При этом описывается и объясняется использование языка в деятельности людей как членов определенного социума, выявляются связи между употреблением языковых единиц и теми ситуациями, в которых они используются, а также правила типичного коммуникативно-ориентированного речевого поведения. Важны анализ речевых средств и приемов общения (вербальных и невербальных), позволяющих воздействовать на собеседника, знания, отражающие принятые в данном обществе правила и конвенции коммуникативного поведения человека [2].

В современной дидактике наиболее обоснованной является трехуровневая модель обучения профессиональной коммуникации, в рамках которой выделяются способности: 1) оперировать когнитивными знаниями в области профессиональной деятельности; 2) пользоваться арсеналом разноуровневых средств языка для достиже-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.