ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ -АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
О. Н. Шилова
На примере осмысления хода и результатов состоявшегося образовательного проекта постараемся аргументировать, что образовательный проект является современной формой неформального внутрикорпоративного обучения и непрерывного профессионального развития педагогов.
В конце ноября 2012 г. завершился двухгодичный российско-финский проект «ИКТ-среда обучения. Создаем и используем вместе». Цель проекта: разработать и усовершенствовать методики обучения с использованием электронных (цифровых) материалов как на уроке, так и в дистанционной форме, основываясь на современных педагогических моделях и технологиях, и обеспечить их использование в школе. Этот проект стал своего рода уникальным экспериментом как для учителей и руководителей школ, так и для международной команды экспертов. В его рамках был реализован процесс обучения учителей через деятельность. Участники проекта - пять школ Финляндии и пять школ Санкт-Петербурга в процессе обучения совместно создавали электронные учебные материалы (далее - эУм) для учащихся, имея при этом разный опыт не только использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и осмысления общих педагогических задач, поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (далее - ФГОС ОО). Проект был также обучающим и для команды финских и российских экспертов, у каждого из которых был свой опыт, понятийный аппарат, методологический подход к обучению, и которая совместно управляла образовательным процессом в проекте. Основная задача проекта заключалась в том, чтобы показать, как использование ИКТ в учебном процессе приносит наибольший эффект и помогает решать новые задачи обучения, связанные с внедрением ФГОС ОО.
Участники проекта определили для себя следующие смыслы ключевых слов из названия проекта: во-первых, среда обучения - это условия, в которых протекают процессы преподавания, учения, взаимодействия, обучения. В этих процессах участвуют различные субъекты - учащиеся, учителя, родители, администрация, партнеры по проекту, которые вступают в различные образовательные отношения и реализуют различные роли; во-вторых, ключевое слово «вместе». Его смысл тоже существенно расширился. «Вместе» - это работа не только в проектной команде с финскими партнерами, но вместе со своими учениками, их родителями, коллегами, которые в проекте не участвуют, другими проектными командами. Таким образом, участники проекта пришли к выводу, что принятие идеи среды в целом, и информационно-образовательной среды, в частности, требует: (а) изменения ролей учителя, учащихся, руководства школы в образовательном процессе; (б) принятия деятельностной модели организации образовательного процесса, то есть когда ученик не только слушает, запоминает, отвечает, но предла-
37
гает, ставит цели, составляет план их достижения, выбирает методы и приемы, получает и представляет результат своей работы.
В проекте под электронными учебными материалами договорились понимать концепт, ядром которого является электронный образовательный ресурс (далее - ЭОР), сопровождаемый методическими материалами, которые включают: (а) планируемые образовательные результаты использования ЭОР; (б) педагогическую модель использования ЭОР в учебном процессе (где и как предлагается использовать); (в) возможные инструменты оценивания степени достижения учащимися образовательных результатов при использовании ЭОР. В условиях реализации ФГОС ОО электронные учебные материалы и работа с ними всех участников образовательного процесса вносят существенный вклад в развитие информационно-образовательной среды школы, то есть в создание современных условий, способствующих достижению результатов образования, заявленных в стандарте. Очень важным является достижение понимания участниками проекта, что ЭУМ - это действительно материалы с новыми возможностями, позволяющими достигать современного качества образования. ЭУМ - это не просто электронные ресурсы, предъявляющие или иллюстрирующие какую-либо учебную информацию, но материалы деятельностного характера, которые позволяют и учащимся анализировать, оценивать, конструировать, размышлять, обсуждать, работать в группе, то есть формируют универсальные учебные действия, развивают метапредметные умения, которые важны не только в учебе, но и в жизни.
Работу проекта сопровождала международная команда экспертов, которая заключалась в выработке и согласовании ключевых позиций проекта, помощи участникам проекта в понимании и реализации этих позиций, в разработке инструментария для осмысления и оценивания хода проекта его участниками, в организации рефлексии и содержательном взаимодействии школ-партнеров. Одним из важнейших ключевых моментов проекта была выработка принципов, с опорой на которые разрабатывались электронные учебные материалы.
В результате в проекте выработаны и три главных принципа разработки ЭУМ: (1) педагогически целесообразное использование информационных и коммуникационных технологий: понимание и определение планируемого результата использования ЭУМ, которого не достичь или труднее достичь без использования ИКТ, а также то, что работа с ЭУМ даст ученику: компетенции, развитие предметных, метапредметных, личностных умений; (2) педагогическая гибкость ЭУМ: проектирование ЭУМ не как готового и информационно законченного продукта, а как ресурса, с которым возможна активная и самостоятельная работа учащихся, образовательное взаимодействие; (3) визуализация для учащихся и для учителя процесса и результата учебной деятельности: выбор методов и средств формирующего оценивания в учебном процессе с использованием ЭУМ и разработка критериев оценки достигаемых учащимися результатов при работе с ЭУМ (возможно, совместно с учащимися, на понятном для них языке, для самооценки). Другим ключевым моментом является достижение понимания участниками проекта того, на какие критерии необходимо ориентироваться при разработке ЭУМ. Критерии
38
в идеологии проекта выступали как ориентационная основа для его участников по анализу изменений, которые могут происходить в ходе проекта в школе, в её образовательной среде, в конкретном классе, в преподавании предмета, во взаимодействии субъектов образовательного процесса.
Для оценки (а более всего для самооценки) финскими экспертами участникам проекта были предложены качественные критерии, что соответствует современным европейским тенденциям оценки качества образования. В качестве своего рода показателей для самооценки выступили направляющие вопросы, на которые отвечали участники, завершая планирование проекта. Предполагалось, что ответы на эти вопросы, помогут разным участникам осмыслить свои результаты, «увидеть» дальнейшую стратегию разработки своих ЭУМов и определить план развертывания проекта, т.е. ответы на вопросы помогут направить дальнейшую работу в проекте. Отсюда и их название -«направляющие вопросы». Многие участники проекта назвали деятельность по поиску ответов на поставленные вопросы «мозгоповоротной» и новой в плане использования методов диагностики и оценивания.
Третий ключевой момент - выбор и осмысление участниками проекта педагогической модели использования ЭУМ. Здесь очень важным было выработать понимание у участников проекта, что наличие даже самых современных электронных ресурсов не даст ожидаемых результатов, если при организации работы учащихся с ресурсами отсутствуют задания и / или педагогические ситуации, решение и реализация которых побуждают учеников самостоятельно искать, размышлять, анализировать, структурировать, создавать, проектировать, оценивать. Только тогда ресурсы и выступают в качестве средств, которые помогают учащемуся стать обучающимся, то есть самостоятельным, несущим ответственность за свои образовательные результаты человеком. Задача же разработки заданий и педагогических ситуаций, которые не ведут к простому воспроизводству знаний, сейчас является значимой и существенной задачей для образовательного учреждения или учителя, относящих себя к инновационным - созидающим новую школу. В основе такой организации образовательного процесса лежит деятельностный подход - базовый подход, лежащий в основе ФГОС ОО.
Среди общих проблем, которые возникали у участников проекта в ходе его реализации, были следующие: (1) выбор пути разработки ЭУМ. Эта проблема связана с желанием участников проекта разработать что-то глобальное, большое, что с трудом вписывалось или даже выходило за рамки определенного для проекта временного ресурса; (2) формулировка темы ЭУМ. Многоохватность выбираемого направления приводила к нечеткой, достаточно широкой формулировке темы ЭУМ, смысл которой разными участниками проекта понимался по-разному, что, в свою очередь, ставило большой вопрос о возможности использования готового ЭУМ в разных образовательных учреждениях; (3) определение и формулировка планируемых результатов работы с ЭУМ. Эта проблема связана со стремлением участников проекта включить в сферу использования ЭУМ очень широкий перечень личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. На поверку ряд результатов оказывался недостижимым в рамках работы с ЭУМ; (4) Раскрытие и описание педагогической
39
модели, основанной на деятельностном подходе. Деятельностный подход очень часто употребляемое сейчас понятие в педагогической практике. Именно употребляемое, а не сущностно осмысленное, личностно присвоенное. Описание заданий и педагогических ситуаций в смыслах деятельностного, а не репродуктивного подхода оказалось делом сложным, но интересным. Решение вышеперечисленных проблем помогло участникам проекта понять, что ИКТ не столько технологии, которые надо освоить, сколько инструмент познания и организации учебной деятельности учащихся. Но для этого необходимо тщательно продумать и переосмыслить педагогические основания, к изменению которых нас и мотивируют информационные и коммуникационные технологии.
В качестве фиксации изменений, катализатором которых стал школьный проект, приведем некоторые ответы, данные участниками проекта на некоторые вопросы.
Вопрос: «Какие изменения произошли в деятельности школы с участием в проекте?» Ответ: «Проект способствовал конкретизации и более глубокому пониманию задач развития школы по внедрению ИКТ»; «Созданный в проекте ЭУМ вызвал интерес у учащихся и повысил их мотивацию к обучению»; «Другие учителя заинтересовались опытом коллег из рабочей группы проекта и тоже планируют самостоятельно использовать ИКТ» и др.
Вопрос: «Как изменилось Ваше отношение к использованию иКт в обучении?». Ответ: «Использование ЭУМ делает работу учителя разнообразной и более творческой»; «Моим ученикам интересно работать с ЭУМ»; «Я увидел(-а) преимущества использования ЭУМ в обучении по сравнению с традиционными материалами» и др.
Вопрос: «Что Вы считаете своим главным достижением в проекте?» Ответ: «совместная работа с детьми и коллегами, результаты детей»; «Создание рекомендаций по использованию ЭУМ»; «Опыт руководителя проекта на уровне школы - организация педагогического коллектива и учащихся для разработки и реализации проектов, оценка эффективности»; «Значительное повышение ИКТ-компетенции по сравнению с прежним уровнем» и др.
В результате, по общему мнению участников проекта, он стал значимым практическим вкладом в сущностное изменение педагогической модели организации образовательного процесса в школе и получение нового качества образования. С результатами проекта можно познакомиться на сайте Северо-западного агентства международных программ1
Выражаем надежду, что аргументация в пользу образовательного проекта как актуальной формы непрерывного профессионального развития педагогов побудит участников международной конференции к взаимодействию в этом направлении.
1 URL: http://nwaip.ru/deyatelnost/proekty/ict.html.
40