УДК 378.184
Образовательный потенциал внеучебной работы студентов направления
«Физическая культура» Волкова Н.Л. *, Кузьмина С.В., Воронкова М.С.
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0002-8437-0003, [email protected]* ORCID: 0000-0002-1848-9815, [email protected] ORCID: 0009-0009-5111-5872, [email protected]
Аннотация: В работе представлены результаты педагогического эксперимента по выявлению возможностей внеучебной деятельности студентов решать образовательные задачи профильного обучения на примере фитнес-клуба института физической культуры и спорта РГПУ им. А.И. Герцена. В 2023 г. количество посещений фитнес клубов в стране выросло на 29 %, по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. и составляет 372,7 млн. Целью работы являлось изучение базовых концептов организации внеучебной деятельности как средства повышения профессиональных навыков студентов на примере занятий относительно подготовленных студентов-инструкторов по фитнесу в условиях спортивного клуба вуза и определение уязвимых элементов качества образовательного процесса. Материалы и методы. Теоретический анализ и обобщение; тестирование в форме самооценки, ранжирования; ретроспективный анализ; гипотетическое прогнозирование; перекрёстный педагогический эксперимент; биометрия. Исследования проводили специалисты кафедры гимнастики и фитнес-технологий, возглавляемой трёхкратным олимпийским чемпионом А.Н. Дитятиным. Результаты. Раскрыто содержание деятельности студентов в рамках внеучебного проекта «Студенческий фитнес-клуб». Процентный прирост в уровне теоретических знаний оказался практически на одинаковом значении в обеих группах (в контрольной - 47,3 %; в экспериментальной - 50 %) несмотря на то, что дополнительные теоретические занятия в экспериментальной группе не проводились. Заключение. Обоснована необходимость повышения качества обучения специалистов в области физической культуры по направлению «фитнес». Научная новизна. Установлено, что с учетом созданных в "Студенческом фитнес-клубе" условий, получение практического опыта в проведении занятий может, с одной стороны, выявлять профессиональные возможности студентов, которые можно учитывать при коррекции образовательных программ учебных дисциплин, а, с другой стороны, - будет позволять студентам получать реальный практический опыт работы, что даст возможность в дальнейшем более уверенно чувствовать себя на рынке труда, повышая конкурентоспособность выпускников вуза. Практическая значимость. Результаты исследований вызывают необходимость усиления методической практики обучающихся в работе с неоднородным и непостоянным составом групп по полу, возрасту и уровню подготовленности.
Ключевые слова: фитнес, физическая культура, теоретические знания, практические умения, обучение, студенты, студенческий фитнес-клуб.
Для цитирования: Волкова Н.Л.*, Кузьмина С.В., Воронкова М.С. Образовательный потенциал внеучебной работы студентов направления «Физическая культура». Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): 252-256.
Educational Potential of the "Physical Education" Direction students'
Extracurricular Work
Natalya L. Volkova*, Svetlana V. Kuzmina, Mariya S. Voronkova
Herzen State Pedagogical University of Russia Saint Petersburg, Russia ORCID: 0000-0002-8437-0003, [email protected]* ORCID: 0000-0002-1848-9815, [email protected] ORCID: 0009-0009-5111-5872, [email protected]
Abstract: The paper presents the results of a pedagogical experiment to identify the possibilities of students' extracurricular activities to solve educational problems of specialized training on the example of the fitness club of the Physical Culture and Sports Institute of the Herzen State Pedagogical University, Russia. In 2023, the number of visits to fitness clubs in the country increased by 29% compared to the same period in 2022 and amounts to 372.7 million. Purpose the study of the basic concepts of extracurricular activities organization as a means of improving the professional skills of students on the example of relativly trained student fitness instructors' classes in the conditions of a university sports club and the identification of vulnerable elements of the educational process quality. Materials and methods. Theoretical analysis and generalization; testing in the form of self-assessment, ranking; retrospective analysis; hypothetical forecasting; cross-pedagogical experiment; biometrics. The research was carried out by specialists of the Department of Gymnastics and Fitness Technologies, headed by three-time Olympic champion A. N. Dityatin. Results. The content of students' activities within the framework of the extracurricular project "Student Fitness Club" is revealed. The percentage increase in the level of theoretical knowledge was almost the same in both groups (47,3 % in the control group; 50 % in the experimental group), despite the fact that no additional theoretical classes were held in the experimental group. Conclusion. The need to improve the quality of training of specialists in the field of physical education in the field of "fitness" is substantiated. Scientific novelty. It has been established that, taking into account the conditions created in the "Student Fitness Club", the acquisition of practical experience in conducting classes can, on the one hand, identify the professional capabilities of students, which can be taken into account when correcting the educational programs of academic disciplines, and, on the other hand, will allow students to gain real practical work experience, which will make it possible to feel more confident in the labor market in the future. Increasing the competitiveness of university graduates. Practical significance. The results of the research necessitate strengthening the methodological practice of students in working with heterogeneous and unstable groups by gender, age and level of preparedness.
Keywords: fitness, physical education, theoretical knowledge, practical skills, training, students, student fitness club.
For citation: Natalya L. Volkova*, Svetlana V. Kuzmina, Mariya S. Voronkova. Educational Potential of the "Physical Education" Direction students' Extracurricular Work. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): 252-256.
Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ им. А.И. Герцена (проект № 34ВГ).
Введение
Значение регулярных занятий физической культурой в современном обществе имеет первостепенное значение в условиях снижения фоновой физической активности населения [1]. Развитие технологий и услуг сервиса в период пандемии спровоцировал резкий скачек улучшения качества жизни в контексте ее комфорта, но при этом негативно повлиял на объем ежедневной физической активности человека [2]. Поэтому в настоящий момент, как никогда важно уделять внимание развитию массовости занятий специально организованными
формами физической культуры. Помимо развития материально-технической базы, а также пропагандисткой работы, немаловажным является и развитие кадрового потенциала специалистов в области физической культуры, в частности, инструкторов по фитнесу [3].
По данным платформы Busines Stat [4], в 2023 году количество посещений фитнес клубов в Российской Федерации выросло на 29 %, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составляет 372,7 млн. Также аналитическая площадка отмечает высокие темпы роста по строительству новых спортивных объектов для регулярных занятий граждан, и конечно, обеспечение качества физкультурных услуг на этих объектах является приоритетным направлением экономического развития страны.
Отмечающееся в последние десятилетия снижение уровня здоровья школьников и студентов, отнесенных к подготовительной и специальной медицинской группе, привело к тому, что на сегодняшний момент наблюдается значительное количество взрослых людей, не знакомых с методикой самостоятельных занятий физической культурой и имеющих незначительный практический опыт таких занятий [5-7]. В этом случае необходимо обеспечить достаточное количество профессиональных инструкторов, которые могли бы проводить специально организованные групповые занятия для данной категории граждан. Таким образом, возникает противоречие между потребностью развития кадрового потенциала фитнес-клубов и малым количеством программ подготовки по данному направлению в государственных образовательных организациях.
Целью работы являлось изучение базовых концептов организации внеучебной деятельности как средства повышения профессиональных навыков студентов на примере занятий относительно подготовленных студентов-инструкторов по фитнесу в условиях спортивного клуба вуза и определение уязвимых элементов качества образовательного процесса.
Материалы и методы
Основными методами исследования являлись: теоретический анализ и обобщение; тестирование в форме самооценки, ранжирования; ретроспективный анализ; гипотетическое прогнозирование; перекрёстный педагогический эксперимент; биометрия. Методологической основой (базовой платформой) исследования являлись теории: гетерохронности развития индивидуума (Э. Геккель, С. Гулд, Гэвин Де Бир, Д. Спайсер, П. К. Анохин и др.); адаптации (H. R. Aubert, Г. Селье, Ф. З. Меерсон и др.); тестов (Р. М. Кадыров и др.), а также принцип индивидуализации (И. Г. Еременко, А. А. Дмитриев, Н. А. Козленко и др.).
Для выявления эффективности образовательного процесса по направлениям подготовки "49.03.01 Физическая культура - Физкультурно-оздоровительные технологии" и "44.03.01
Педагогическое образование - Физкультурное образование" студентов физической культуры и спорта (ИФКиС) РГПУ им. А. И. Герцена, был проведен педагогический эксперимент. В рамках эксперимента на базе ИФК и С был создан "Студенческий фитнес-клуб" («СФК») ProFit. Деятельность СФК основывается на самоуправлении студентами, в рамках внеучебной деятельности. Занятия в клубе на некоммерческой основе проводили студенты ИФК и С, в качестве посетителей занятия привлекались студенты РГПУ им. А. И. Герцена непрофильных направлений обучения. Таким образом, СФК, в том числе, реализовывал задачи оздоровительной внеучебной работы университета. Также в рамках деятельности СФК были организованы курсы повышения квалификации для инструкторов по фитнесу (по нескольким направлениям групповых занятий - «инструктор-универсал»). Курсы проводились в очно-дистанционном формате преподавателями ИФК и С.
В качестве участников эксперимента выступали студенты-инструкторы СФК в количестве 25 человек (ЭГ) и слушатели курсов в эквивалентном количестве - 25 человек (КГ). ЭГ самостоятельно разрабатывала содержание занятий по выбранному для себя направлению и осуществляла их практическую реализацию в рамках проведения занятий в СФК, в условиях, приближенных к реальному опыту работы. КГ изучала теоретический материал в дистанционном формате по разработанному электронному курсу и посещала практические занятия с преподавателями ИФК и С в формате учебного проведения фрагментов занятия по различным направлениям фитнеса. Эксперимент продолжался в течение 3 месяцев, количество часов занятий в обеих группах было одинаковым.
Результаты и обсуждение
Перед началом эксперимента и после его окончания обеим группам было предложено оценить свои навыки по 10-ти балльной шкале по 30 категориям, касающимся теоретических знаний и практических умений инструктора по фитнесу. На момент начала проведения педагогического эксперимента группы не имели статистически значимых различий (таблица 1).
Таблица 1
Сравнение среднего балла самооценки КГ и ЭГ перед началом педагогического
эксперимента (баллы)
Категория КГ ЭГ Р
Теоретические знания (п=10) 5,87 5,72 >0,05
Практические умения (п=20) 5,5 5,98 >0,05
Общее среднее значение 5,7 5,9 >0,05
Результаты обеих групп оказались однородны как в части оценки своих теоретических знаний, так и в части практических умений. После проведения эксперимента, в рамках которого КГ прошла обучения на курсах повышения квалификации, а ЭГ занималась организацией проведением занятий в СФК, был повторно проведен опрос по тем же категориям профессиональных знаний инструктора по фитнесу. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнение среднего балла самооценки КГ и ЭГ после проведения педагогического
эксперимента (баллы)
Категория КГ ЭГ Р
Теоретические знания (п=10) 8,6 8,6 >0,05
Практические умения (п=20) 8,3 8,5 >0,05
Общее среднее значение 8,5 8,6 >0,05
По результатам эксперимента между обеими группами не наблюдается статистически значимых различий. Для дополнительной оценки качественного изменения был проведен сравнительный анализ прироста показателей в процентах (рисунок).
Теоретические знания Практические умения
■ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа
Рис. Сравнение прироста результатов самооценки дискриминантных групп после проведения
педагогического эксперимента (%)
Темпы прироста показали статистически значимые (р < 0,05) внутригрупповые различия как в КГ, так и в ЭГ. При этом процент прироста в ЭГ оказался выше на 2,7 % в части теоретических знаний и на 45,4 % в самооценке практических умений.
Заключение
Результаты педагогического эксперимента показали отсутствие статистически значимых (р>0,05) различий между контрольной и экспериментальной группами в балльной оценке профильных знаний и умений после проведения эксперимента, что говорит об одинаковой
эффективности обучения по специально организованным курсам повышения квалификации и самостоятельной внеучебной работой студентов по данному направлению.
При этом процентный прирост в уровне теоретических знаний оказался практически на одинаковом значении в обеих группах (в контрольной - 47,3 %; в экспериментальной - 50 %), несмотря на то, что дополнительные теоретические занятия в экспериментальной группе не проводились.
Также показательна разница в приросте практических умений, которая на 45,4 % выше в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, что говорит о более эффективной практической подготовке студентов в рамках внеучебной работы, по сравнению со специально организованными учебными курсами. Таким образом, можно сделать вывод о широких возможностях и эффективности применения внеучебной работы для повышения качества профильной подготовки студентов, в частности по направлению подготовки «Физическая культура», в контексте овладения знаниями и умениями в области фитнеса.
Список литературы
1. Saykina E.G., Lobanov Yu.Ya., Smirnova Yu.V. Training specialists in physical education in the system of additional education. Opcion. 2019; 35(19): 591-616.
2. Джавад Шахлаианд, Али Насири, Фарзад Гафуори, Голамреза Шабани Бахар, Зинаида М. Кузнецова. Covid-19 и проблемы, с которыми сталкивается физическая активность в индустрии спортивных клубов Ирана. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(2): 166-173. DOI: 10.14526/2070-47982023-18-2-166-173.
3. Волкова Н.Л., Пономарев Г.Н. Сравнительный анализ уровня профессиональной подготовленности тренеров сети фитнес-клубов г. Санкт-Петербург. Спорт, Человек, Здоровье: материалы XI Международного конгресса. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС. 2023: 596599. DOI 10.18720/SPBPU/2/id23-369.
4. Анализ рынка фитнеса в России в 2019-2023 гг., прогноз на 2024-2028 гг. URL: https://businesstat.ru/images/demo/fitness_russia_demo_businesstat.pdf.
5. Кузнецова З.М., Селева В.А. Мотивация женщин второго зрелого возраста к занятиям фитнес-аэробикой. Наука и спорт: современные тенденции. 2023; 11 (S): 115-121. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-115-121.
6. Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В. Фитнес как вид физической культуры. Теория и практика физической культуры. 2022; 1: 6-8.
7. Ivanov V.D. Fitness as a Physical Education Technique. Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2019; 4(1): 118-122.
References
1. Saykina E.G., Lobanov Yu.Ya., Smirnova Yu.V. Training specialists in physical education in the system of additional education. Opcion. 2019; 35(19): 591-616.
2. Javad Shahlaeeand, Ali Nasiri, Farzad Ghafuori, Gholamreza Shabani Bahar, Zinaida M. Kuznetsova. Covid-19 and the challenges facing physical activity in Iran's sports club industry. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 166-173. DOI: 10.14526/2070-47982023-18-2-166-173 [In Russ., In Engl.].
3. Volkova N.L., Ponomarev G.N. Comparative analysis of the level of professional training of trainers of the network of fitness clubs in St. Petersburg. Sport, Chelovek, Zdorov'e: materialy XI Mezhdunarodnogo kongressa [Sport, Man, Health: Materials of the XI International Congress]. St. Petersburg: POLYTECH-PRESS. 2023: 596-599. DOI 10.18720/SPBPU/2/id23-369 [In Russ.].
4. Analysis of the fitness market in Russia in 2019-2023, forecast for 2024-2028. URL: https://businesstat.ru/images/demo/fitness russia demo businesstat.pdf.
5. Kuznetsova Z.M., Seleva V.A. Motivation of Women of Second Mature Age to Engage in Fitness Aerobics. Nauka I sport: sovremennye tendencii = Science and Sport: Current Trends. 2023; 11(S): 115-121. DOI 10.36028/2308-8826-2023-11-S-115-121. [In Russ., In Engl.].
6. Saykina E.G., Smirnova Y.V. Fitness as a Type of Physical Culture. Teoriya Ipraktika fizicheskoj kul'tury = Theory and Practice of Physical Education. 2022; 1: 6-8. [In Russ., In Engl.].
7. Ivanov V.D. Fitness as a Physical Education Technique. Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2019; 4(1): 118-122.
Статья поступила в редакцию: 01.08.2024
Волкова Наталья Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: [email protected]
Кузьмина Светлана Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: [email protected]
Воронкова Мария Сергеевна - старший преподаватель, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: maskasnow board@,mail. ru