Научная статья на тему 'Образовательный кластер как механизм инновационного развития производственной деятельности'

Образовательный кластер как механизм инновационного развития производственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
860
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / INNOVATIONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимова Л. И.

Кардинальное решение проблем, связанных с повышением эффективно-сти интеграции образовательной и производственной сферы возможно при ус-ловии формирования образовательных кластеров, в центре которых находят-ся высшие учебные заведения, так как именно вузы создают кадровый потен-циал инновационного развития, а также проводят фундаментальные и при-кладные исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cardinal decision of the problems connected with increase of ointegration of educational efficiency and industrial sphere is possible under condition of formation educational сlusters, in which centre there are higher educational institutions, as high schools create personnel potential of innovative development, and also spend fundamental and applied researches

Текст научной работы на тему «Образовательный кластер как механизм инновационного развития производственной деятельности»

УДК 338.28

Л. И. Галимова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: инновационное развитие, образовательный кластер. innovational

development, educational cluster.

Кардинальное решение проблем, связанных с повышением эффективности интеграции образовательной и производственной сферы возможно при условии формирования образовательных кластеров, в центре которых находятся высшие учебные заведения, так как именно вузы создают кадровый потенциал инновационного развития, а также проводят фундаментальные и прикладные исследования.

The cardinal decision of the problems connected with increase of ointegration of educational efficiency and industrial sphere is possible under condition of formation educational dusters, in which centre there are higher educational institutions, as high schools create personnel potential of innovative development, and also spend fundamental and applied researches

Эффективность экономики определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственный сектор и социальную сферу.

В настоящее время наука, образование и бизнес развиваются по траекториям, часто не связанным друг с другом. В связи с этим, требуется разработка организационноэкономических механизмов управления инновационным развитием, способных обеспечить более высокую степень взаимодействия образования, науки и бизнеса.

Развивать механизмы такого взаимодействия целесообразно на основе формирования кластеров. Термин «кластер» заимствован из английского языка (cluster, буквально — «расти вместе»). Согласно классическому определению, в основе которого лежит подход М. Портера, кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [1].

Участниками кластера могут выступать компании-производители, компании-поставщики, образовательные учреждения, НИИ, финансовые институты, государственные органы, а также организации по сотрудничеству. Получая возможность быстро и постоянно обмениваться информацией, совместно использовать уникальное оборудование, знания и технологии, участники кластера ускоряют внедрение инноваций и модернизацию технологических цепочек. В результате создаются дополнительные конкурентные преимущества за счет эффекта масштаба, охвата и синергии.

Анализ возможности образования кластеров в сфере услуг, позволил нам определить необходимость кластерного подхода в образовательных системах, которая обусловлена следующими основными факторами:

1) повышением дифференциации форм и направлений развития человеческих ресурсов;

2) усилением интеграции научно-образовательных, кадровых, финансовых, и материально-технических ресурсов.

Включение образовательных учреждений в разнообразные промышленные кластеры, или управление ими как изолированными образовательными комплексами, как показывает опыт, недостаточно для ускорения инноваций.

125

Создание кластеров, как промышленных, так и образовательных находится на начальной стадии. Недостаточно четко проработаны механизмы формирования образовательных кластеров (определение состава кластеров, концепция их развития, инструменты управления и оценки эффективности), что и обуславливает актуальность темы исследования.

В настоящее время существует множество проблем, препятствующих инновационному развитию регионов России.

Низкий уровень финансирования НИОКР как со стороны бюджета, так и со стороны крупного бизнеса (отношение затрат на НИОКР к доходам крупнейших российских компаний в 2007 г. составило 0,5% - в 3 раза ниже, чем в западных фирмах) свидетельствует об отсутствии экономических стимулов к повышению инновационной активности [2].

Недостаточное развитие организационно-экономических механизмов взаимодействия участников инновационной цепочки приводит к усилению разрыва между числом созданных и фактически внедренных изобретений, часть которых интенсивно вывозятся за границу.

Самым сильным ограничением инновационного развития являются неэффективные механизмы интеграции науки, образования и производства.

Наличие эффективных институтов посредничества между производителями и потребителями НИОКР, создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов обуславливают инновационное развитие.

По данным опроса работодателей, проведенного ГУ ВШЭ в 2007 г., более 65% российских предприятий не сотрудничают с учреждениями профессионального образования [3]. Следует выделить проблемы, связанные с повышением эффективности интеграции образовательной и производственной сферы:

1) несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг;

2) дефицит квалифицированных рабочих, особенно в высокотехнологичных и инновационных областях;

3) неоправданно растянутые сроки подготовки рабочих;

4) социальная незащищенность выпускников образовательных учреждений, низкий престиж рабочих профессий;

5) неравность доступа к высшему образованию;

6) несоответствие учебно-материальной базы образовательных учреждений современным технологиям производства;

7) неразработанность нормативного обеспечения взаимодействий между образовательными учреждениями и потребителями образовательных услуг.

Кардинальное решение обозначенных проблем возможно при условии формирования образовательных кластеров, в центре которых находятся высшие учебные заведения, так как именно вузы создают кадровый потенциал инновационного развития, а также проводят фундаментальные и прикладные исследования.

В этой связи следует ввести определение образовательного кластера как совокупности образовательных учреждений всех уровней образования, предприятий отрасли и соответствующих органов власти, деятельность которых взаимосвязана с производством с целью успешного инновационного развития.

Поставщики и конечные потребители знаний, имеют возможность более просто налаживать контакты, быстро и постоянно обмениваться информацией о потребностях экономики региона, распространять информацию, навыки, технологии, маркетинг, осознавать требования потребителей, непрерывно обмениваться идеями и инновациями, что повышает скорость создания и внедрения инноваций, в результате чего участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества.

В России начинается формирование кластеров в системе образования. В Республике Татарстан в 2007 году был создан образовательный кластер в области инфокоммуникации

и связи, подписаны соглашения о создании образовательного кластера в АПК и транспортном комплексе. Так же планируется создать образовательные кластеры в 14 отраслях промышленности - нефтехимии и нефтепереработке, энергетике, легкой промышленности и т.д. Образовательные кластеры РТ включают в себя головной вуз, учреждения среднего и начального профессионального образования и базовые предприятия. В регионах образовательные кластеры формируются вокруг новых федеральных университетов. В рамках реализации стратегии развития кластерных образовательных инициатив в области начального профессионального образования профессорско-преподавательским составом Казанского государственного технологического университета были разработаны образовательные программы на соискание лицензий по ряду специальностей.

Различие между региональным образовательным комплексом и образовательным кластером состоит в том, что кластер обеспечивает более эффективную интеграцию участников образовательной и инновационной систем. В результате чего происходит ускорение передачи информации, упрощается доступ к новым технологиям, обеспечивается совместное использование знаний и основных фондов, создаются совместные НИОКР, повышается качество процессов обучения за счет концентрации ресурсов и физических контактов специалистов высокого уровня, и соответственно увеличиваются инвестиции и производительность труда [4].

Нами выделены основные этапы формирования образовательного кластера:

1. Оценка возможности формирования кластера.

2. Разработка механизма формирования кластера: выявление потенциальных участников; определение принципов и правил функционирования; цели и стратегия развития.

3. Формирование структуры управления кластером и реализация механизма его функционирования: определение функциональных обязанностей участников, кадрового состава входящих в кластер предприятий и организаций; заключение соглашений между участниками образовательного кластера.

4. Оценка и определение приоритетных направлений развития образовательного кластера.

В результате внедрения образовательного кластера меняется стратегия развития профессионального образования, создаются автономные образовательные учреждения, расширяется доступ к инновационным технологиям, повышается качество подготовки кадров, что, в свою очередь, приведет к росту производительности труда, уровню занятости населения и повышению качества жизни.

Таким образом, эффективное функционирование образовательного кластера обеспечивает своевременную потребность предприятий в квалифицированных кадрах путем взаимодействия всех звеньев системы образования и промышленных предприятий, с целью повышения эффективности производственной деятельности.

Литература

1. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. - М.: Международные отношения. - 1993.

2. Гольдштейн, Г.Я. Стратегический менеджмент: учеб. пос. / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008.

3. Официальный сайт правительства Российской Федерации / http://www. government.ru.

4. Лапыгин, Д.Ю. Контуры регионального образовательного кластера / Д.Ю. Лапыгин, Г.А. Ко-рецкий // Экономика региона. - 2006. - № 5.

© Л. И. Галимова - асс. каф. экономики КГТУ, e-mail: kaf_econ@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.