Научная статья на тему 'Модель образовательного кластера как элемент инновационного развития вуза'

Модель образовательного кластера как элемент инновационного развития вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ КЛАСТЕРА / CLUSTER MODEL / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTERS / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / IMPROVING TRAINING / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Середович Сергей Владимирович, Рязанцева Инна Вячеславовна

Предложена современная образовательная модель кластера СГГА, включающая, кроме известных академических структур, профильные классы средних общеобразовательных школ, технический лицей, техникум геодезии и картографии, сторонние организации, а также ряд научно-образовательных центров, существенно дополняющих профессиональную подготовку учащихся на каждом из этапов получения образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Середович Сергей Владимирович, Рязанцева Инна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF EDUCATIONAL INNOVATION CLUSTER AS PART OF THE UNIVERSITY

Offer advanced educational model cluster SSGA, including besides the known academic institutions specialized classes of secondary schools, technical high school, technical school, Geodesy and Cartography, outside organizations, as well as a number of research and education centers significantly complement the training of students at each stage of their education.

Текст научной работы на тему «Модель образовательного кластера как элемент инновационного развития вуза»

Организация высшего образования

УДК 378

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА

Сергей Владимирович Середович

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск,

ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, директор ИГиМ, тел. (383)343-27-09, e-mail: [email protected]

Инна Вячеславовна Рязанцева

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск,

ул. Плахотного, 10, директор ЦТиП, тел. (383)343-37-01, e-mail: [email protected]

Предложена современная образовательная модель кластера СГГА, включающая, кроме известных академических структур, профильные классы средних общеобразовательных школ, технический лицей, техникум геодезии и картографии, сторонние организации, а также ряд научно-образовательных центров, существенно дополняющих профессиональную подготовку учащихся на каждом из этапов получения образования.

Ключевые слова: модель кластера, научно-образовательные центры, совершенствование профессиональной подготовки, инновационное развитие.

MODEL OF EDUCATIONAL INNOVATION CLUSTER AS PART OF THE UNIVERSITY

Sergey V. Seredovich

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plahotnogo St., Ph.D., director of IGiM, tel. (383) 343-27-09, e-mail: dir.inst.gm @ ssga. ru

Inna V. Ryazantseva

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plahotnogo St., TsTiP Director, tel. (383) 343-37-01, e-mail: [email protected]

Offer advanced educational model cluster SSGA, including besides the known academic institutions specialized classes of secondary schools, technical high school, technical school, Geodesy and Cartography, outside organizations, as well as a number of research and education centers significantly complement the training of students at each stage of their education.

Key words: cluster model, scientific and educational centers, improving training, innovative development.

В настоящее время в Российской Федерации одним из основных приоритетов государственной политики является перевод образования на принципиально новый путь развития - инновационный.

Вообще инновация (нововведение) - это процесс внедрения новых преобразований в различные сферы деятельности, а также в производство и промышленность. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, непосредст-

123

Организация высшего образования

венно учебного процесса и производства. Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее».

Современная экономика, основанная на знаниях, носит глобальный характер и ориентирована на весь мировой рынок. Как показывает опыт развитых стран, инновационное развитие образования требует создания нового инструментария, который позволит обеспечить динамичное развитие системы высшего образования в России.

В ситуации новых требований к результатам подготовки специалистов в системе образования на первый план выходит проблема реорганизации образовательных структур, модернизации технологий и развитие систем профессиональной подготовки специалистов [1].

В новом «Законе об образовании» особое место отводится организации экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Инновационная деятельность - это процесс создания инноваций, включающий научные исследования, экспериментальные разработки, подготовку и пуск производства, а также деятельность, обеспечивающую создание инноваций - научно-технические услуги, маркетинговые исследования, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность.

Инновационная деятельность осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации.

Также в новом законе отражена возможность организации сетевой формы реализации образовательных программ, которая сможет обеспечить возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций [2].

Для повышения конкурентоспособности вуза необходимы организационно-структурные преобразования в системе подготовки специалистов, а также поиск новых форм и методов на всех этапах обучения - довузовского, вузовского и поствузовского. Рациональным инструментом в этом случае может стать кластерный подход, обеспечивающий усиление взаимодействия образовательных учреждений.

Для кластерного подхода важны институты сотрудничества. Они будут способствовать развитию совершенно новых структур и вовлечению во взаимодействие многочисленные организации. На сегодняшний день индивидуальный подход в профессиональном образовании создает предпосылки для интеграционных процессов, в том числе для формирования и развития образовательных кластеров.

На сегодняшний день существует несколько определений понятия «образовательный кластер». Например: кластер как объединение учреждений образования, связанных отношениями поставки «сырья», обмена опытом и образовательными стандартами [3, с. 25]. Классическое определение кластера сформу-

124

Организация высшего образования

лировал М. Портер: «Образовательный кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённой сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [4, с. 207]. «Образовательный кластер» - совокупность образовательных учреждений всех уровней образования в пределах данной географической территории, предприятий-поставщиков ресурсов и работодателей, элементов инновационной системы, а также координирующих органов и органов власти, деятельность которых связана с близлежащими производствами и развитием региональной инновационной системы [5, с. 77]. Л.И. Галимова определяет данную категорию следующим образом: «Образовательный кластер - это совокупность образовательных учреждений всех уровней образования, предприятий отрасли соответствующих органов власти, деятельность которых взаимосвязана с производством с целью успешного инновационного развития» [6, с. 126]. М.В. Журавлёва и Н.Ю. Башкирцева предлагают под образовательным кластером понимать «совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединённых по отраслевому признаку и партнёрскими отношениями с предприятиями отрасли» [7, с. 317].

В наши дни образовательные кластеры становятся очень актуальными. Современные ученые характеризуют образовательный кластер как систему взаимодействия нового типа социального диалога и социального партнерства. По мнению А.А. Смирнова [8] важными отличительными чертами отраслевого образовательного кластера являются:

- создание условий для формирования специалистов с различным уровнем профессионального образования;

- интеграция образования с наукой и производством;

- поднятие престижа высококвалифицированных рабочих профессий.

Следует отметить, что в состав образовательного кластера (помимо предприятий и прочих элементов кластера) входят учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования. Таким образом, создание образовательного кластера позволяет перевести взаимоотношения субъектов профессионально-образовательного пространства на другой, более качественный уровень.

В образовательном кластере все субъекты участия регулируют многоуровневую систему подготовки специалистов необходимой квалификации. Работодатель определяет, чему учить, учебные заведения - как учить, а профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством. При этом время, затрачиваемое на подготовку востребованного специалиста, и период его профессиональной адаптации значительно сокращаются [9].

В Сибирской государственной геодезической академии формируется модель образовательного кластера. В состав образовательного кластера включаются следующие участники: министерства, учреждения системы образования всех уровней, научно-образовательные центры, структурные подразделения

125

Организация высшего образования

академии, предприятия-работодатели. Деятельность кластера координирует Сибирская государственная геодезическая академия.

В нашем случае образовательному кластеру в вузе отводится роль организатора подготовки профессиональных кадров, который является источником и проводником инноваций, обеспечивающим предприятия новыми конкурентоспособными специалистами [10, 11, 12, 13] (рисунок).

Рис.

Таким образом, в состав формирующегося образовательного кластера СГГА включены все необходимые элементы - образовательные учреждения, предприятия отрасли и соответствующие органы власти.

Со многими участниками научно-образовательных центров подписаны соответствующие документы. Надеемся, что в ближайшее время эта модель заработает и будет приносить определенный результат.

В результате деятельности образовательного кластера мы получим следующие позитивные изменения:

- создание условий для обеспечения доступности качественного начального, среднего и высшего профессионального образования для молодежи;

126

Организация высшего образования

- разработка и внедрение программ непрерывного многоуровневого образования, объединяющих научные учреждения и учреждения среднего и высшего профессионального образования, обеспечивающих возможность адаптации образовательных программ под изменяющиеся условия рынка труда и потребности реального сектора экономики;

- накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

- построение деятельности на основе учета реальных потребностей региона в высококвалифицированных кадрах, а также активное формирование потребностей рынка, с учетом перспектив развития России и региона;

- оптимизация и сокращение затрат при осуществлении образовательного процесса научно-производственной направленности;

- подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;

- создание эффективной системы формирования кадрового резерва на уровнях довузовской, вузовской и послевузовской подготовки, отбора специалистов, перспективных с точки зрения обучаемости и дальнейшей работы в организациях;

- обеспечение инновационного характера развития науки и системной интеграции образования, науки и производства, включая интеграцию процессов научных исследований с образовательным процессом через реализацию инновационной образовательной программы;

- формирование системы сопровождения специалистов в период их адаптации в производственной и социальной среде.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананич М.И., Рязанцева И.В. Формирование и развитие начальных общих профессиональных компетенций старшеклассников как фактор повышения конкурентоспособности специалиста // Материалы Международной научно-методической конференции «Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики». Ч. 2. - Новосибирск: СГГА, 2012. - С. 3-9.

2. Российская Федерация Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Режим доступа: ’^^^минобрнауки.РФ/документы.

3. Лапыгин ДЮ., Корецкий Г.А. Контуры регионального образовательного кластера // Экономика региона. - 2007. - № 18. - С. 25.

4. Портер М.Э. Конкуренция / пер с англ. - М.: Вильямс, 2002. - 207 с.

5. Мануйлова Е.А. Инновационное развитие региона: формирование региональных образовательных кластеров // Инновации. - 2007. - № 7 (105). - С. 75-79.

6. Галимова Л.И. Образовательный кластер как механизм инновационного развития производственной деятельности // Вестник Казанского технолог. ун-та. - 2009. - № 5. -С.125-127.

127

Организация высшего образования

7. Журавлёва М.В. Башкирцева Н. Ю. Концептуальные и методологические основы создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2008. - № 6. - С. 315-320.

8. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография. - Казань, 2010.

9. Федорова Л.А., Алексеева З.Е. Интеграция как обеспечение системной целостности и динамичности профессионального образования // ГЕО-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгресс; сб. материалов. Т. 6. Геопространство в социальном дискурсе: прошлое, настоящее, будущее. - Новосибирск: СГГА, 2011. - С. 267-272.

10. Рязанцева И.В. Комплексная маркетинговая деятельность академии по организации набора для подготовки специалистов // Вестник СГГА. - 2010. - Вып. 2 (13). - С. 121-127.

11. Середович С.В., Бугакова Т.Ю. Межвузовская научная студенческая конференция «Интеллектуальный потенциал Сибири». Секция «Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий» // Вестник СГГА. - 2011. - Вып. 1 (14). - С. 153-154.

12. Середович В.А., Дубровский А.В., Малыгина О.И. Научно-производственная лаборатория «Дигитайзер» как основная инновационная площадка СГГА // Вестник СГГА. -2012. - Вып. 2 (18). - С. 133.

13. Петров П.В., Рязанцева И.Н. Итоги Международного молодежного инновационного форума «Интерра-2011» на площадке СГГА // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 2 (18). -С.149-152.

Получено 01.03.2013

© С.В. Середович, И.В. Рязанцева, 2013

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.