ВЕСТН И Криолог
Социология образования: современные реалии
Образовательные тренды современной российской молодёжи
П узанова Жанна Васильевна -
доктор социологических наук,
профессор кафедры социологии,
Российский университет дружбы народов (РУДН),
Москва
E-mail: puzanova_zhv@rudn.university
Гаспаришвили Александр Тенгизович -
кандидат философских наук, доцент,
старший научный сотрудник,
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва
E-mail: gasparishvili@gmai.com
Ларина Татьяна Игоревна -
кандидат социологических наук,
ассистент кафедры социологии,
Российский университет дружбы народов (РУДН),
Москва
E-mail: larina ti@rudn.university
ВЕСТНИ $4™'''"'"
чип .оциологии
54
Образовательные тренды современной российской молодёжи
ЭО!: 10.19181/У1Б.2017.22.3.470
Аннотация. Статья представляет собой аналитический обзор основных трендов, выявленных на основе статистических данных, предоставленных Департаментом государственной политики в сфере высшего образования, Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования (ДПО), Федеральной службой государственной статистики за 2015 г. В фокусе рассмотрения авторов такие вопросы, как баланс между запросом рынка труда и востребованностью абитуриентами образования различных уровней, контингент учащихся и их вовлечённость в высшее (ВПО), среднее (СПО) и начальное профессиональное образование (НПО), прогнозы приёма. Также рассматривается «Атлас новых профессий» с описанием областей специализации, которые вскоре появятся на рынке труда, и профессий, которые с него исчезнут. В первую очередь такие изменения вызваны развитием и востребованностью информационных технологий. Основным результатом исследования является выделение четырёх трендов в сфере современного российского образования, актуальных на данный момент. Первый из них связан с тенденцией к массовости. Второй тренд - снижение вовлечённости в НПО и незначительное увеличение вовлечённости в СПО при значительно возросших показателях вовлёченности в ВПО, что создаёт ситуацию недостатка специалистов «рабочих» профессий. Третий -чрезмерная популярность определённых специальностей среди абитуриентов при отсутствии потребности рынка труда в таком количестве специалистов. Четвёртый тренд - несоответствие популярных сегодня профессий, связанных с экономикой, образованием и медициной потребностям всех секторов экономики в первую очередь в информационных технологиях. Представленные данные дают возможность при открытии статистических данных за 2016-17 гг. «достроить» тренды и посмотреть, какие из них сохранят свою значимость.
Ключевые слова: Болонская система, ВПО, СПО, НПО, атлас профессий, прогнозы приёма
тН
О
<ч
00 §
о
Великая цель образования - не только знания,
но и прежде всего действия. Н. И. Мирон (профессор, педагог)
Включённость современной российской системы образования в Болонскую систему ставит целый ряд вызовов перед лицами, ответственными за политику в сфере образования, и даёт определённые преимущества студентам и абитуриентам.
Сегодня в нашей стране реализуется Государственная Программа РФ «Развитие образования» на 2013-20 гг. Её целью является обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики. В числе главных задач программы - формирование гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования, развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность и современное качество образования. Консолидированный бюджет образования на период до 2015 г. составил около 8 трлн рублей.
Включённость современной российской системы образования в Болонскую систему ставит целый ряд вызовов перед лицами, ответственными за политику в сфере образования, и даёт определённые преимущества студентам и абитуриентам. Прогнозирование перспективных и востребованных направлений подготовки специалистов (бакалавров и магистров), привлекательность тех или иных специальностей для абитуриентов, социальный запрос - основополагающие показатели при составлении прогнозов развития сферы образования в стране.
Важным аспектом прогнозирования развития системы образования в России является рассмотрение баланса между запросом рынка труда и востребованностью у молодых людей различных уровней образования - высшего (ВПО), среднего профессионального (СПО) и начального профессионального (НПО).
Цель данной статьи - очертить некоторые тренды, которые сегодня можно проследить в сфере образования. Перед этим логично рассмотреть общие показатели численности российской молодёжи.
В Российской Федерации в 2015 г. проживало более 32,6 млн человек в возрасте от 14 до 30 лет включительно, что составляло около 22,2% численности населения страны (см. .. рис. .. 1).
Согласно данным статистики, можно наблюдать рост количества обучающихся в вузах до 2009-10 гг.
(см..рис......2). Затем произошёл спад, который продолжается
по настоящее время, что во многом связано со снижением уровня рождаемости в 1990-е гг. Так, на уровне ВПО всех форм в 2015 г. обучалось 479 220 человек, СПО - 725 216, НПО - 638 952 человека.
Согласно данным статистики, можно наблюдать рост количества обучающихся в вузах до 2009-10 гг. (см.... рис.. . 2). Затем произошёл спад, который продолжается по настоящее время, что во многом связано со снижением уровня рождаемости в 1990-е гг.
27,3 27,2 26,9 26,5 26,4
25,6
24,4 23 9 24,4
23,1
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 1. Доля молодёжи в возрасте 14-30 лет по годам, % от общей численности населения1
Наиболее популярными направлениями обучения за 2013-15 гг. являются «экономика и управление» и «гуманитарные науки», но стоит отметить тенденцию к уменьшению популярности первого.
18,10
ю о о
см
19,00
0 0
чо
0 0
19,67 19,96 20,18 19,52
Л оо § §
оо ^ § §
с* 2
§3
I
0 1
0 2
18,50
0 2
<М
17,74 17,00
2 1
0 2
I
2 1
0 2
1
0 2
15,98
2 з
Я о
Л ^ Я о
Рис. 2. Количество обучающихся в высших учебных заведениях
На 2015 г. в России насчитывалось 1900 образовательных организаций, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности, и 1728 из них имели государственную лицензию2. При этом организаций, которые реализовывали деятельность в соответствии с программами НПО, насчитывалось 669, СПО - 2891, ВПО - 896 [Индикаторы образования... 2017].
Основываясь на данных о количестве учащихся, можно видеть, что наиболее популярными направлениями обучения за 2013-15 гг. являются «экономика и управление», а также «гуманитарные науки», хотя стоит отметить тенденцию к уменьшению популярности первого из перечисленных направлений.
1 Данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики в адрес МОН 29.04.2016 г. до 2015 г. без учёта Крыма и Севастополя.
Наименее популярные направления - «военные науки», «воспроизводство и переработка лесных ресурсов», «геодезия и землеустройство», «информационная безопасность», «авиационная и ракетно-космическая техника», «оружие и системы вооружения», «приборостроение и оптотехника» (см. . . таблицу. . . 1).
Таблица 1
Контингент учащихся ВПО за 2013—15 гг.,
% от общего числа обучающихся1
2013 2014 2015
Направление
Экономика и управление 30,82 Экономика и управление 28,33 Экономика и управление 25,83
Гуманитарные науки 19,66 Гуманитарные науки 19,49 Гуманитарные науки 20,02
Образование и педагогика 8,00 Образование и педагогика 8,53 Образование и педагогика 9,12
Здравоохранение 4,32 Здравоохранение 4,89 Здравоохранение 5,54
Архитектура и строительство 4,04 Архитектура и строительство 4,17 Архитектура и строительство 4,07
Транспортные средства 3,19 Информатика и вычислительная техника 3,28 Транспортные средства 3,48
Информатика и вычислительная техника 3,05 Транспортные средства 3,22 Информатика и вычислительная техника 3,37
Сельское и рыбное хозяйство 3,00 Сельское и рыбное хозяйство 3,18 Сельское и рыбное хозяйство 3,22
Энергетика, Энергетика, Энергетика,
энергетическое машиностроение 2,60 энергетическое машиностроение 2,72 энергетическое машиностроение 2,79
и электротехника и электротехника и электротехника
Металлургия, Металлургия,
машиностроение и материало-обработка 2,12 машиностроение и материало-обработка 2,19 Культура и искусство 2,24
Сфера обслуживания 2,01 Сфера обслуживания 2,18 Металлургия, машиностроение и материало-обработка 2,24
Культура и искусство 2,00 Культура и искусство 2,16 Сфера обслуживания 2,12
Геология, разведка и разработка полезных 1,59 Геология, разведка и разработка полезных 1,67 Геология, разведка и разработка полезных 1,77
ископаемых ископаемых ископаемых
Естественные науки 1,52 Естественные науки 1,66 Естественные науки 1,68
Автоматика и управление 1,48 Автоматика и управление 1,6 Автоматика и управление 1,67
1 Данные предоставлены Департаментом государственной политики в сфере высшего образования в адрес МОН 05.10.2016 г. до 2014 г. без учёта Крыма и Севастополя
Продолжение таблицы 1
2013 2014 2015
Направление
Безопасность
жизнедеятельности, природо-обустройство и защита 1,37 Физико- математические науки 1,43 Физико- математические науки 1,48
окружающей среды
Физико- Технология продовольственных Электронная техника, радиотехника и связь
математические науки 1,35 продуктов и потребительских 1,23 1,26
товаров
Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 1,28 Электронная техника, радиотехника и связь 1,23 Безопасность жизнедеятельности, природо-обустройство и защита окружающей среды 1,20
Электронная техника, радиотехника и связь 1,23 Безопасность жизнедеятельности, природо-обустройство и защита окружающей среды 1,18 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 1,14
Социальные науки 1,20 Социальные науки 1,14 Химическая и биотехнологии 1,07
Химическая и биотехнологии 0,96 Химическая и биотехнологии 1,02 Социальные науки 1,04
Геодезия и землеустройство 0,65 Геодезия и землеустройство 0,72 Геодезия и землеустройство 0,76
Авиационная Авиационная Авиационная
и ракетно-космическая 0,58 и ракетно-космическая 0,63 и ракетно-космическая 0,71
техника техника техника
Воспроизводство
и переработка 0,51 Морская техника 0,57 Морская техника 0,62
лесных ресурсов
Приборостроение и оптотехника 0,49 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов 0,53 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов 0,54
Морская техника 0,46 Инф ормационная безопасность 0,47 Информационная безопасность 0,49
Информационная безопасность 0,42 Приборостроение и оптотехника 0,46 Приборостроение и оптотехника 0,43
Оружие и системы 0,05 Оружие и системы 0,05 Оружие и системы 0,05
вооружения вооружения вооружения
Итого 100 100 100
В 2015 г. по количеству обучающихся лидировали следующие направления: «экономика и управление» - 25,8% (хотя этот процент значительно ниже процента прошлых лет), «гуманитарные науки» - 20,02%, «образование и педагогика» - 9,12%.
Можно наблюдать увеличение численности учащихся в организациях среднего специального образования в 2013 г. -661 197 человек, в 2014 г. -693 128, в 2015 г -725 216. Соотношение доли обучающихся в возрасте 14-17 лет и 18-29 лет на протяжении трёх лет практически не изменилось.
Индекс вовлечённости молодёжи в ВПО рассчитан на основе соотношения числа молодых людей, обучающихся в образовательных организациях ВПО в данный период, к общей численности молодёжи за тот же период. Полученное число переведено в проценты. Таким образом, можно констатировать снижение вовлечения молодёжи в высшее профессиональное образование - с 16,62% в 2013 г. до 14,7% в 2015 г. (см. . . рис. . . 3).
16,6
15,8
14,7
2013 2014
Рис. 3. Индекс вовлечённости молодёжи в ВПО, %1
2015
Говоря о среднем профессиональном образовании, можно наблюдать увеличение численности учащихся в организациях СПО в 2013 г. - 661 197 человек, в 2014 г. - 693 128, в 2015 г. -725 216. Ниже будет рассмотрен индекс вовлечённости (см. . . рис......4). Стоит отметить, что соотношение доли обучающихся в возрасте 14-17 лет и 18-29 лет на протяжении трёх
лет практически не изменилось (см. .рис.......5). Больше всего
молодёжи в возрасте 14-17 лет, вовлечённой в СПО, наблюдается в самом большом субъекте федерации - Москве (15,8%). Затем идут Краснодарский край (13,2%), Республика Татарстан (10,6%). Меньше всего - в Еврейской АО (0,16%), Ненецком (0,09%) и Чукотском АО (0,02%).
Если говорить о возрастной группе 18-29-летних, то здесь такая же картина - Москва (15,2%), Краснодарский край (10,5%), Республика Татарстан (10,3%). Меньше всего молодых людей в организациях СПО в Еврейской АО (0,24%), Ненецком (0,12%) и Чукотском АО (0,10%). В целом же для возраста 14-29 лет картина выглядит так: больше всего таковых в Москве (15,4%), в Краснодарском крае (11,5%), Свердловской области (10,4%), а меньше всего - в Еврейской АО (0,21%), Ненецком (0,11%) и Чукотском АО (0,07%).
Индекс вовлечённости молодёжи в СПО рассчитан таким же образом, как и предыдущий индекс. В данном случае мы наблюдаем обратную тенденцию - увеличение вовлечения молодёжи в среднее профессиональное образование с 1,93% в 2013 г. до 2,22% в 2015 г. (см. . . рис. . . 5).
1 Данные предоставлены Департаментом государственной политики в сфере высшего образования в адрес МОН 05.10.2016 г. до 2014 г. без учёта Крыма и Севастополя.
61,45
Численность молодёжи, вовлечённой в начальное профессиональное образование, после максимума в 2011 г неуклонно снижалась. Также происходит снижение доли молодёжи в возрасте 14-17 лет, обучающейся в организациях начального профессионального образования. Несовершеннолетние молодые люди не торопятся включаться в трудовую деятельность.
57,96
59,82
2013
2014
14-17 18-29
.........Линейная (14-17 ).........Линейная (18-29)
Рис. 4. Контингент СПО по категориям возрастов 14-17 и 18-29 лет1
2,22
2,08
2013 2014
Рис. 5. Индекс вовлечённости молодёжи в СПО, %2
2015
Численность молодёжи, вовлечённой в начальное профессиональное образование, после максимума в 2011 г. неуклонно снижалась и составила 638 952 человек в 2015 г. (см. .. таблицу. . . 2).
Таблица 2
Численность молодёжи, вовлечённой в НПО по годам, чел.
2010 2011 2012 2013 2014 2015
578 743 877 438 792 713 728 632 681 540 638 952
Также стоит отметить снижение доли молодёжи в возрасте 14-17 лет, обучающейся в организациях начального
профессионального образования (см...рис......6). Это говорит
о том, что несовершеннолетние молодые люди сегодня не торопятся включаться в трудовую деятельность, что можно интерпретировать как улучшение положения их семей, позволяющее отсрочить вступление во «взрослую» жизнь.
1 Данные предоставлены Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО в адрес МОН 05.10.2016 г. до 2014 г. без учёта Крыма и Севастополя.
58,9
52,4
52,7
48,9 51Д ..4.9,7. 50,3
2010
2011
2012
2013
2014
2015
14-17
18-29
•Линейная(14-17)
• Линейная (18-29)
Рис. 6. Вовлечённость в начальное профессиональное образование по возрастам за период 2010-15 гг., %1
Индекс вовлечённости молодёжи в НПО рассчитан по тому же принципу, как и индексы по ВПО и СПО. В данном случае мы видим, что доля вовлечённых в НПО снижается. Интересный факт: в 2011 г. доля вовлечённости была максимальной (2,43%), но с тех пор она неуклонно падает - до 1,96% в 2015 г. (см.. . рис. . . 7). Больше всего молодёжи, вовлечённой в НПО в возрасте 14-29 лет, - в республике Башкортостан (4,7%), Ростовской области (3,7%), Краснодарском крае (3,5%), а меньше всего - в Республике Алтай (0,16%), Чукотском (0,07%) и Ненецком АО (0,05%).
|в >о
О
<ч
со
& ПО Ш О!
2,5
1,5
2,43
2,26
2,13
2,05
1,96
1,57
2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 7. Индекс вовлечённости в начальное профессиональное образование, %
2015
1 Данные предоставлены Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО в адрес МОН 05.10.2016 г. до 2014 г. без учёта Крыма и Севастополя.
2
Вернёмся к вопросу о популярности специальностей, выбираемых молодёжью в сфере ВПО. Мы рассмотрели основные направления ВПО, по которым распределялся контингент учащихся в 2013-15 гг. Дополнительную информацию о популярности различных специальностей можно получить из данных прогнозов приёма на направления обучения ВПО в 2017 и 2018 гг. (см.... таблицу 3).
Таблица 3
Прогноз приёма на направления обучения ВПО в 2017 и 2018 гг., рейтинг1
По специальностям. Наименование УГСН 2017 2018
Экономика и управление 302 836 317 675
Юриспруденция 151 711 159 144
Образование и педагогические науки 114 431 120 038
Информатика и вычислительная техника 47 084 49 391
Клиническая медицина 45 925 48 175
Техника и технологии строительства 45 044 47 251
Техника и технологии наземного транспорта 38 334 40 213
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 33 904 35 566
Электро- и теплоэнергетика 33 448 35 087
Машиностроение 32 975 34 591
Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 30 449 31 941
Языкознание и литературоведение 24 687 25 896
Психологические науки 20 729 21 745
Электроника, радиотехника и системы связи 18 697 19 613
Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело 17 301 18 148
Техносферная безопасность и природообустройство 14 968 15 701
Сервис и туризм 14 821 15 547
Управление в технических системах 14 789 15 514
Физическая культура и спорт 13 527 14 190
Химические технологии 13 435 14 093
Социология и социальная работа 12 971 13 607
Промышленная экология и биотехнологии 12 906 13 538
Математика и механика 12 651 13 271
Ветеринария и зоотехния 11 845 12 425
Политические науки и регионоведение 11 800 12 378
Науки о земле 11 421 11 981
Изобразительное и прикладные виды искусств 9934 10 420
1 Данные предоставлены Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО в адрес МОН 05.10.2016 г. до 2014 г. без учёта Крыма и Севастополя.
Продолжение таблицы 3
По специальностям. Наименование УГСН 2017 2018
Культуроведение и социокультурные проекты 8581 9001
Физика и астрономия 7898 8285
Биологические науки 7649 8024
История и археология 7305 7663
Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта 7188 7540
Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии 6566 6887
Информационная безопасность 6266 6573
Архитектура 6218 6522
Технологии материалов 6117 6417
Музыкальное искусство 5342 5604
Авиационная и ракетно-космическая техника 5136 5387
Компьютерные и информационные науки 5108 5358
Химия 5082 5331
Фармация 4956 5199
Сценические искусства и литературное творчество 3661 3841
Технологии лёгкой промышленности 3290 3451
Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники 3072 3222
Ядерная энергетика и технологии 2317 2431
Науки о здоровье и профилактическая медицина 1916 2010
Физико-технические науки и технологии 1721 1805
Философия, этика и религиоведение 1716 1800
Искусств ознание 1703 1786
Экранные искусства 1400 1468
Теология 1295 1359
Сестринское дело 1241 1302
Нанотехнологии и наноматериалы 1064 1116
Фундаментальная медицина 816 856
Оружие и системы вооружения 786 824
Итак, в 2017 и 2018 гг. самым популярным направлением обучения останется «экономика и управление», также в числе наиболее популярных «юриспруденция», «обра-^ зование и педагогические науки». Эти данные особенно инте-
рн ресны на фоне сведений, представленных в «Атласе новых
|| ^ профессий» [Атлас новых профессий...] - альманахе перспек-
тивных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. Он помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, ^ какие новые технологии, продукты, практики управления поя-
| I— вятся и какие новые специалисты потребуются работодателям.
Н ^ В «Атласе» выделены 25 отраслей, в которых до 2030 г.
Ш 01 произойдут наиболее значимые перемены, и в связи с этим
В® появятся новые профессии.
00
Медицина - в будущем расширятся возможности прогнозирования и диагностирования на основе новой техники. Новые профессии, которые появятся: IТ-медик, архитектор медоборудования, биоэтик.
Строительство - развитие принципиально новых архитектурных решений, которые станут возможны благодаря развитию смежных отраслей и науки. Новые профессии, которые появятся: прораб-вотчер, экоаналитик в строительстве, проектировщик доступной среды.
Безопасность - основной проблемой станут риски роботизации. Новые профессии, которые появятся: дистанционный координатор безопасности, проектировщик личной безопасности, менеджер непрерывности бизнеса.
Авиация - переход на новые виды топлива. Новые профессии, которые появятся: проектировщик дирижаблей, аналитик эксплуатационных данных, инженер производства малой авиации.
Культура и искусство - усиление роли искусства, ассимиляция с другими областями, на основании чего возникнут принципиально новые направления, например «умный арт». Новые профессии, которые появятся: тренер творческих состояний, личный тьютор по эстетическому развитию, куратор коллективного творчества.
Образование - основные тенденции: дистанционное образование на основе развития электронной образовательной среды и практико-ориентированное образование. Новые профессии, которые появятся: ментор стартапов, игрома-стер, модератор.
Туризм и гостеприимство - новое направление, которое называется «туризм впечатлений»: гастрономический туризм, агро- и экотуризм, духовный туризм. Новые профессии, которые появятся: режиссёр индивидуальных туров, разработчик тур-навигаторов, бренд-менеджер пространств.
Медиа и развлечения - интеграция новых технологий в каналы восприятия информации человеком. Новые профессии, которые появятся: инфостилист, разработчик медиапрограмм, медиаполицейский.
Биотехнология - эта отрасль одна из самых перспективных: в течение ближайших десятилетий она не только будет развиваться сама, но и кардинально повлияет на другие сферы: медицину, энергетику, производство сырья и материалов, городское и сельское хозяйство. Новые профессии, которые появятся:
системный биотехнолог, урбанист-эколог, биофармаколог.
Сельское хозяйство - акцент на экологичность и безопасность расходных материалов, используемых в сельском хозяйстве. Новые профессии, которые появятся: ГМО-агроном, сити-фермер, оператор автоматизированной сельхозтехники.
Энергогенерация и накопление энергии - произойдёт изменение модели снабжения переносных устройств. Новые профессии, которые появятся: разработчик систем микрогенерации, проектант систем рекуперации, проектировщик энергонакопителей.
Энергосети и управление энергопотреблением - модернизация магистральных сетей. Новые профессии, которые появятся: энергоаудитор, маркетолог энергетических рынков, электрозаправщик.
Наземный транспорт - расширение технических возможностей моделирования и реализации траекторий передвижения в экосистеме. Новые профессии, которые появятся: оператор кросс-логистики, строитель «умных» дорог, инженер по безопасности транспортной сети.
Водный транспорт - мультимодальные перевозки. Новые профессии, которые появятся: портовый эколог, системный инженер морской инфраструктуры, специалист по навигации в условиях Арктики.
Космос - открытия в этой сфере всегда актуальны и ожидаемы. Новые профессии, которые появятся: менеджер космо-туризма, космобиолог, инженер систем жизнеобеспечения.
Добыча и переработка полезных ископаемых - новые профессии связаны с технологиями, обеспечивающими безопасность производства для людей: системный горный инженер, экоаналитик в добывающих отраслях, инженер роботизированных систем.
Металлургия - производство станет более автоматизированным и роботизированным. Новые профессии, которые появятся: супервайзер оборудования, конструктор новых металлов, эко-рециклер в металлургии.
Новые материалы и нанотехнологии - открытия в этой отрасли позволяют улучшить свойства и пределы устойчивости материалов, механизмов и конструкций. Новые профессии, которые появятся: рециклинг-технолог, проектировщик «умных материалов».
Робототехника и машиностроение - практически центральная сфера будущих изменений, которая закладывает основу изменений в остальных сферах. Новые профессии, которые появятся: проектировщик-эргономист, инженер-компо-зитщик, проектировщих детской робототехники.
Лёгкая промышленность - модификация одежды в соответствии с требованиями новой технико-интеллектуальной среды: лёгкость, практичность, устойчивость, безопасность. Новые профессии, которые появятся: техностилист, проектировщик новых тканей, эксперт по здоровой одежде.
Индустрия детских товаров и сервисов - создание образовательных продуктов с игровым компонентом. Новые профессии, которые появятся: архитектор трансмедийных товаров, эксперт по «образу будущего ребёнка», управленец детским R&D.
Первый тренд связан с тенденцией к массовости ВПО. На данный момент каждый шестой представитель молодёжи находится на стадии получения высшего образования (почти 15% от всей молодёжи).
1Т-сектор - ещё одна сфера, являющаяся определяющей для модификации остальных сфер. Новые профессии, которые появятся: дизайнер интерфейсов, сетевой юрист, IТ-проповедник.
Финансовый сектор - новые финансовые инструменты, такие как краудфандинг и краудинвестинг, в сети развиваются новые валюты, основанные на цифровых кодах (крип-товалюты) и происходят другие интересные процессы. Новые профессии, которые появятся: оценщик интеллектуальной собственности, мультивалютный переводчик, разработчик персональных пенсионных планов.
Менеджмент - в 2020-х гг. возрастёт роль неиерархических организаций. Новые профессии, которые появятся: тайм-брокер, тайм-менеджер, экоаудитор.
Социальная сфера — акцент на перевод функционирования всех обращений граждан на базу электронной системы. Новые профессии, которые появятся: специалист по адаптации мигрантов, модератор платформы общения с госорганами, специалист по краудсорсингу общественных проблем.
Профессии, которые исчезнут к 2030 г. (интеллектуальные), - бухгалтер, сметчик, менеджер по кредитам, статистик, стенографист/расшифровщик, копирайтер, корректор, бильд-редактор, монтировщик декораций, библиотекарь, турагент, испытатель, дублёр, юрисконсульт, нотариус, банковский операционист, маклер/риэлтор, экскурсовод, аналитик, журналист, референт, переводчик, оператор государственных услуг, логист, диагност, системный администратор, диспетчер, штурман, провизор.
Профессии, которые исчезнут к 2030 г. (рабочие), -билетёр, вахтёр, лифтёр, парковщик, операторы са11-центра, почтальон, курьер, смотритель зала в музее, машинист товарного состава, инспектор ДПС, охранник, горняк, шофёр, фасовщик, варщик, бурильщик, прораб, швея, носильщик, бетонщик, официант, тренер.
Демографические риски прошлых десятилетий увеличили шансы абитуриентов на получение образования. Несмотря на невысокие показатели вовлечённости в СПО и НПО, экспертами давно констатируется состояние «массового образования», когда большинство выпускников школ в последующем получают высшее образование.
|в >о
О
<ч
со
& ПО Ш О!
Заключение
Наиболее важными, с нашей точки зрения, среди молодёжи нашей страны являются тренды в области разноуровневой системы получения образования.
Первый тренд связан с тенденцией к массовости ВПО. На данный момент каждый шестой представитель молодёжи находится на стадии получения высшего образования (почти 15% от всей молодёжи).
Второй тренд - снижение вовлечённости в начальное и незначительное увеличение вовлечённости в среднее профобразование, что создаёт ситуацию недостатка специалистов «рабочих» профессий.
Третий тренд - «перекос» в пирамиде профессий: чрезмерная популярность среди абитуриентов некоторых специальностей при отсутствии необходимости такого количества специалистов в этих областях на рынке труда.
Второй тренд, вытекающий из первого, - снижение вовлечённости в НПО и незначительное увеличение вовлечённости в СПО при в разы превышающих показателях вовлечённости в ВПО, что создаёт ситуацию недостатка специалистов «рабочих» профессий.
Третий тренд - «перекос» в пирамиде профессий: чрезмерная популярность среди абитуриентов некоторых специальностей при отсутствии необходимости такого количества специалистов в этих областях на рынке труда.
Четвёртый тренд - недостаточная популярность на сегодня информационных технологий при выборе специальности, в то время как именно они в ближайшем будущем будут играть наиболее важную роль, в том числе повлияют и на популярные сегодня профессии, связанные с экономикой, образованием и медициной.
Следует отметить, что принимаются меры по сохранению баланса между запросом общества и востребованностью у выпускников различных ступеней образования: сокращается количество вузов, повышаются вступительные баллы. Однако предстоит ещё много работы в данном направлении, поскольку преодолеть главный тренд массового сознания россиян на обязательное получение высшего образования достаточно сложно.
Четвёртый тренд - недостаточная популярность на сегодня информационных технологий при выборе специальности, в то время как именно они в ближайшем будущем будут играть наиболее важную роль.
Библиографический список
Атлас новых профессий // Официальный сайт. URL: http://atlas100.ru/ [Дата посещения: 15.01.2017].
Высшее образование в России: новости, проблемы, тенденции / Под ред. И. Н. Фролова. М.: Академический холдинг, 2017. С. 70-75.
Индикаторы образования: 2017 // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Официальный сайт. URL: https://www.hse.ru/primarydata/ io2017 [Дата посещения: 15.01.2017].
р Г\1
II
5 а-
DOI: 10.19181/vis.2017.22.3.470
^ Educational Trends Among Contemporary
o Russian Youths
Puzanova Jeanne Vassilievna
oo
Doctor of Sociological Sciences, professor, Russian Peoples Friendship University, Moscow, q Russia. E-mail: puzanova_zhv@rudn.university
IE ^ Gasparishvili Alexander Tengizovitch
y ^ Candidate of Philosophical Sciences, associate professor, senior research fellow,
UJ Ol Department of Sociology of Education, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology
of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: gasparishvili@gmail.com
Larina Tatiana Igorevna
Candidate of sociological sciences, assistant of sociological department, Russian Peoples Friendship University, Moscow city, Russia. E-mail: larina_ti@rudn.university Abstract. This article represents an analytical review of the main trends which were identified based on statistical data for the year 2015 provided by the State policy department in the higher educational field, the State policy department in the field of personnel training and additional professional education (APE), and the Federal State Statistics Service. The authors focused their attention on such issues as the balance between labor market demand and demand for various levels of education among university applicants, the student contingent and its involvement in higher, secondary and primary professional education, admission forecasts. Also considered is an "Atlas of new professions", which describes fields of specializations which will soon appear on the labor market, and professions which will soon disappear from it. Primarily such changes are due to the development of and the demand for information technologies. The main result of the study is the establishment of four currently relevant trends in the field of contemporary Russian education. The first of them has to do with a tendency for mass scale. The second trend is a decrease in involvement in primary professional education and a slight increase in involvement when it comes to secondary professional education, while there has been a drastic increase in involvement in higher professional education. As a result we face a situation when there are not enough specialists in "labor" trades. Trend number three - a disproportionate popularity of certain specialties among applicants given a lack of labor market demand for such an amount of specialists. Trend number four - there is a discrepancy when it comes to professions that are currently popular (be it in economics, education or medicine) and the demands of all sectors of the economy primarily connected with information technologies. The presented data gives the opportunity to bring up statistical data for the years 2016-2017 and "complete" the trends, figure out which of them will remain important. Keywords: the Bologna system, higher professional education, secondary professional education, primary professional education, atlas of professions, admission forecasts.
References
Atlas novykh professiy [The Atlas of new professions]. The website. URL: http://atlas100.ru/ [date of visit: 15.07.2017]. (in Russ.)
Indikatory obrazovanija: 2017 [Indicators of education 2017]. National Research University The Higher School of Economics Official website URL: https://www.hse. ru/primarydata/io2017 [date of visit: 27.08.17]. (in Russ.)
Vysshee obrazovanie v Rossii: novosti, problemy, tendencii [Higher education in Russia: news, problems, trends]. Ed. by I. N. Frolov. Moscow, Academic Holding, 2017, pp. 70-75. (in Russ.)
So >o
О
(N
CO
S"2
t no
Ш Ol