Научная статья на тему 'Образовательные технологии в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями'

Образовательные технологии в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речь / ФГОС ДО / речевая система / игра / коммуникативная деятельность / speech / FSES of PE / speech system / game / communicative activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О Ю. Дзендзя, И А. Никулина

В данной статье представлены образовательные технологии в коррекционноразвивающем обучении детей с речевыми нарушениями. Описана задача обучения детей дошкольного возраста родному языку, которая включает в себя обогащение и активизацию словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматически правильной речи, развитие связной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN CORRECTIONAL DEVELOPING TRAINING OF CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

This article presents educational technologies in correctional and developmental education of children with speech disorders. The article describes the tasks of development of preschool children learning their native language, which include such tasks as enrichment and activation of the vocabulary, education of sound culture of speech, improvement of grammatically correct speech, the development of coherent speech.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями»

Defektologiya. - 2011. - №5. - S. 56 - 64.

2 Ermakov V. P. Osnovy tiflopedagogiki: razvitiye. obucheniye i vospitaniye detey s narusheniyami zreniya / V. P. Ermakov,

G. A. Yakunin. - Moskva : VLADOS, 2000. - 240 s.

3 Petrova V. G. Kto oni. deti s otkloneniyami v razvitii? / V. G. Petrova, I. V. Belyakova. - Moskva : Flinta : Moskovskiy psikhologo-sotsialnyy institut, 1998. - 104 s.

4 Plaksina L. I. Soderzhaniye mediko-pedagogicheskoy pomoshchi detyam s narusheniyem zreniya / L. I. Plaksina. -Moskva : Akademiya, 2009. - 231 s.

5 Robert I. V. Informatizatsiya obrazovaniya kak novaya oblast pedagogicheskogo znaniya /1. V. Robert. - Tekst: elektronnyy. - //Rossiyskiy portal informatizatsii obrazovaniya : [sayt]. URL: http://portalsga.ru/data/2812.pdf (data obrashcheniya: 17.04.2018)

УДК 373.24

О.Ю. Дзендзя, И.А. Никулина

Детский сад комбинированного вида № 8,

Белгород.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. В данной статье представлены образовательные технологии в коррекци-онно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями. Описана задача обучения детей дошкольного возраста родному языку, которая включает в себя обогащение и активизацию словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматически правильной речи, развитие связной речи.

Ключевые слова: речь, ФГОС ДО, речевая система, игра, коммуникативная деятельность.

O. Yu. Dzenzya, I. A. Nikulina

Kindergarden of a complex kind No 8, Belgorod.

EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN CORRECTIONAL DEVELOPING TRAINING OF CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Abstract. This article presents educational technologies in correctional and developmental education of children with speech disorders. The article describes the tasks of development of preschool children learning their native language, which include such tasks as enrichment and activation of the vocabulary, education of sound culture of speech, improvement of grammatically correct speech, the development of coherent speech.

Key words: speech, FSES of PE, speech system, game, communicative activity.

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды

и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны грамматического строя речи, произносительной стороны речи;

- развитие связной речи - диалогической и монологической - в различных видах деятельности детей;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку -одна из главных. Эта общая задача включает такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматически правильной речи, развитие связной речи.

Одним из интегративных качеств ребенка, которое он может приобрести в результате освоения программы, является следующее: «овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

На овладение интегративными качествами влияют следующие умения детей, приобретенные к концу периода дошкольного обучения:

- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении;

- быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса;

- в общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости;

- употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;

- различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- пересказывать и инсценировать небольшие литературные произведения; составлять по пла-

17

ну и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Анализ научной литературы по проблемам речевого развития детей свидетельствует о том, что для современных детей характерно позднее начало формирования речевой системы. При этом отмечается неверное лексико-семантиче-ское представление многих понятий, сужение значения слов, замена целого слова названием части предмета и наоборот. Дети дошкольного возраста, имеющие недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, низкий уровень развития словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом осваиваются процессы чтения и письма из-за ряда особенностей формирования речи.

Речевое общение охватывает процессы установления социальных контактов, обмена эмоциями, налаживания практического и речевого взаимодействия. Освоение способов построения общения включает не только ориентировку в языковых отношениях, структуре текста, но и главное - налаживание «диалогических отношений» с партнером.

Диалог - не только форма речи, он еще «разновидность человеческого общения» в старшем дошкольном возрасте, как подчеркивается многими учеными. Какова же его роль в развитии детей? Во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт; во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствует развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины.

С детьми старшего дошкольного возраста обучение диалогу осуществляем в форме дидактических игр с парным взаимодействием, а также игр-инсценировок, драматизаций и традиционных народных игр, в которых ребенок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.

Важной областью диалогического общения детей подготовительной группы является сюжет-но-ролевая игра. В этом возрасте появляется игра-фантазирование, близкая по содержанию совместному рассказыванию. Некоторые авторы рекомендуют организовывать игру-фантазирование в форме сочинения фильма.

С целью активного влияния на коммуникативную деятельность детей мы организуем режиссерскую игру «Мы - журналисты», которая очень нравится детям. Журналисты и ведущие телепередач -ежедневные гости в квартире каждого ребенка. Дети запоминают их лица, узнают по манере говорить, пытаются подражать. Поэтому и игра «Мы -журналисты» оказалась ближе и понятнее детям, чем та же «Почта», на которой бывал не каждый ребенок.

Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемкая и занимает значительно больше времени, чем сама игра. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по данной теме, но и в области смежных с ней лексических тем.

Таким образом, решаются задачи не только образовательной области «Коммуникация», но и «Познание». И только после того, как дети получат достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.

В процессе развития диалога важен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнерских отношений. Такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками.

От искусства взрослых выступать интересным собеседником, партнером по играм и занятиям, организатором дел зависит содержательность, эмоциональность, контекстность общения детей со сверстниками и, естественно, полноценное развитие диалогической формы речи.

В заключение хочется сказать: принцип искусства воспитания гласит, что дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего.

Список литературы

1 Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников /В. Я. Воронова. - Москва, 1981.

2 Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка /Л. С. Выготский. - Москва, 1966. - 512 с.

3 Гаспарова Е. М. Режиссерские игры дошкольника / Е. М. Гаспарова. - Москва : Просвещение, 1989.

4 Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е. Е. Кравцова. - Москва : Просвещение, 1996.

5 Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника / В. А. Сухомлинский. - Москва, 1946. - 223 с.

References

1 Voronova V. Ya. Tvorcheskiye igry starshikh doshkolnikov/ V. Ya. Voronova. - Moskva, 1981.

2 Vygotskiy L. S. Igra i eye rol v psikhologii razvitiya rebenka / L. S. Vygotskiy. - Moskva, 1966. - 512 s.

3 Gasparova E. M. Rezhisserskiye igry doshkolnika / E. M. Gasparova. - Moskva : Prosveshcheniye, 1989.

4 Kravtsova E. E. Razbudi v rebenke volshebnika / E. E. Kravtsova. - Moskva : Prosveshcheniye, 1996.

5 Sukhomlinskiy V. A. Dukhovnyy mirshkolnika / V. A. Sukhomlinskiy. - Moskva, 1946. - 223 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.