Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мусин Олег Алишерович, Бурханова Ирина Юрьевна, Снежницкая Валерия Валерьевна

Задача совершенствования культуры здоровья населения разных возрастных и социальных групп населения является актуальной во все временные периоды. Изменчивости подвергаются лишь запросы населения в отношении совершенствования своего здоровья, условия в которых находятся люди, а также средства, методы и технологии, которые применяются для достижения решения вышеуказанной задачи. В статье приведены авторские образовательные технологии совершенствования культуры здоровья разных возрастных и социальных групп населения. Указаны их цели в отношении совершенствования разных компонентов культуры здоровья, назначения, а также значимость технологии для каждого из компонентов. Выявлены различия технологий здоровьесбережения, здоровьеформирования, и оздоровительных технологий по совершенствованию культуры здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мусин Олег Алишерович, Бурханова Ирина Юрьевна, Снежницкая Валерия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR IMPROVING THE CULTURE OF PUBLIC HEALTH

The task of improving the health culture of the population of different age and social groups of the population is relevant in all time periods. Only the requests of the population regarding the improvement of their health, the conditions in which people are located, as well as the means, methods and technologies that are used to achieve the solution of the above task are subject to variability. The article presents the author's wellness technologies for improving the health culture of different age and social groups of the population. Their goals regarding the improvement of various components of health culture, purpose, as well as the importance of technology for each of the components are indicated. The differences between health-saving technologies, health-forming, and health-improving technologies for improving the health culture of the population are revealed.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»

3. Vinokurov L., Mosunov D. and Nikitina A. (2021), Main Predictors of Technology for Identifying the Reserve of Technical, Tactical and Strategic Training of Paralympic Swimmer. Methodical Recommendations, FGBU SPbNIIFK, St. Petersburg.

4. Koshkin, I. and Mosunov, D. (1984), "Methodology of Generalization of Trainer's Work", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 23-25.

5. Mosunov, D. (2018), "Pershin Index - An Empirical Criterion for Assessing the Quality of Hydrodynamic Mode of Navigation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (16), pp. 207-211.

6. Mosunov D. and Belousov S. (2019), Methodological Principles and Algorithm of Formation of Specific Motor Skills and Abilities of Paralympic Swimmers: Methodical Recommendations. FGBU SPbNIIFK, St. Petersburg.

7. Mosunov, D., Shpak N. (2022), "Model for System-Structural Analysis of Hydrod5ynamic Training of A High-Class Swimmer Based On National Television Video Broadcasts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (63), pp. 57-61.

8. Mosunov, D. and Pershin S. (1980), "Hydrobiological Aspects of a Sports Swimming in a Breaststroke", Bionics: Republican Interdepartmental Collection, Naukova Dumka, Kyiv, rel. 14, pp. 3441.

9. Mosunov, D. (1992), Didactic framework improving motor actions of water sports, dissertation, Leningrad.

10. Mosunov, D. (1975), Research and Improvement of Swimming Technique in Breaststroke, dissertation, Leningrad.

11. Mosunov, D. (2013), "Methodology of Applied Analysis of Intra-Cycle Speed of a Swimmer", Adaptive Physical Education, No. 4 (56), pp. 49-53.

12. Mosunov, D., Mosunova, M. and Nazarenko Y. (2010), "Formation of Water Space Around an Athlete Swimmer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (63), pp. 57-61.

13. Mosunov, D. and Mosunova, M. (2005) Method of Human Hydro-Rehabilitation Application for 4. A 61 H 33/00, A 61 N 2/04 M invention 2003136462/14, 16.12.03.

14. Pavlyukevich K. (2018),"Algorithm of actions for anticipating and implementing the reserve for the perfection of Paralympic swimming technique". Adaptive Physical Education, No. 1 (73), pp. 3841.

15. Pershin, S. and Mosunov, D. (1988), "Hydrobiological Aspects of Sport Swimming in Breast-stroke", Fundamentals of Hydrobiology, Shipbuilding Leningrad, pp. 90-95.

16. Mosunov, D. (2018), Technical and Tactical Training of a Swimmer in Paralympic Swimming: monograph. 2nd ed., Lesgaft National State University of Physical Training, Sports and Health, St. Petersburg

Контактная информация: mosunov_1941@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.07.2022

УДК 378.147.3

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Олег Алишерович Мусин, старший преподаватель, Ирина Юрьевна Бурханова, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород; Валерия Валерьевна Снежниц-

кая, старший преподаватель, Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород

Аннотация

Задача совершенствования культуры здоровья населения разных возрастных и социальных групп населения является актуальной во все временные периоды. Изменчивости подвергаются лишь запросы населения в отношении совершенствования своего здоровья, условия в которых находятся люди, а также средства, методы и технологии, которые применяются для достижения решения вышеуказанной задачи. В статье приведены авторские образовательные технологии со-

вершенствования культуры здоровья разных возрастных и социальных групп населения. Указаны их цели в отношении совершенствования разных компонентов культуры здоровья, назначения, а также значимость технологии для каждого из компонентов. Выявлены различия технологий здоро-вьесбережения, здоровьеформирования, и оздоровительных технологий по совершенствованию культуры здоровья населения.

Ключевые слова: культура здоровья, оздоровительные технологии, здоровьесберегающие технологии, компоненты культуры здоровья, здоровый образ жизни, физическая культура, двигательная активность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p329-333

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR IMPROVING THE CULTURE OF PUBLIC

HEALTH

Oleg Alisherovich Musin, the senior teacher, Irina Yuryevna Burkhanova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Valeria Valeryevna Snezhnitskaya, the senior teacher, Volga Research Medical University, Nizhny

Novgorod

Abstract

The task of improving the health culture of the population of different age and social groups of the population is relevant in all time periods. Only the requests of the population regarding the improvement of their health, the conditions in which people are located, as well as the means, methods and technologies that are used to achieve the solution of the above task are subject to variability. The article presents the author's wellness technologies for improving the health culture of different age and social groups of the population. Their goals regarding the improvement of various components of health culture, purpose, as well as the importance of technology for each of the components are indicated. The differences between health-saving technologies, health-forming, and health-improving technologies for improving the health culture of the population are revealed.

Keywords: health culture, wellness technologies, health-saving technologies, components of health culture, healthy lifestyle, physical culture, motor activity.

ВВЕДЕНИЕ

Один из главных показателей социального благополучия в стране является состояние здоровья любого из ее граждан, следовательно, контроль за сохранением и укреплением здоровья необходимо проводить в течение всей жизни человека. С рождения формированием культуры здоровья ребенка занимается его семья. Происходит введение в привычку, выполнение базовых повседневных действий, таких как: чистка зубов, водные процедуры, прогулка на свежем воздухе, физическая активность через игровую деятельность [1]. А также, у ребенка формируется представление, о здоровом образе жизни исходя из собственных наблюдений в кругу семьи, именно в это время необходимо вовлекать ребенка в различные виды активности, мотивировать его на активное участие в них, учитывая интересы самого ребенка, а также его индивидуальные возможности.

Когда ребенок отправляется в детский сад, он знакомится с новыми методами и формами организации своего здорового образа жизни. Частично за правильное формирование культуры здоровья начинает отвечать дошкольное учреждение, а также учитель/инструктор по физической культуре, цель которых заключается в закреплении уже полученных ранее знаний о ведении ЗОЖ, и умений которые необходимы в различных видах двигательной активности.

При переходе в школу, а в дальнейшем в вуз, должна прослеживаться положительная тенденция, в результате которой человек сам сможет управлять своей здоровьесбере-гающей деятельностью, подбирать эффективные средства, методы и технологии здоро-вьесбережения для решения возникающих проблем в совершенствовании своего здоровья, а также удовлетворять потребности, которые постоянно меняются с переходом

из одного возрастного периода в другой [3].

Безусловно, весь этот процесс является сложным и требует от каждой структуры преемственности по формированию и совершенствованию культуры здоровья человека. В частности такие задачи решают учителя в сфере физической культуры и спорта, в арсенале которых находятся эффективные технологии здоровьесбережения, средства и методы физической культуры, благодаря которым формируется осознанное отношение к своему здоровью и к ведению здорового образа жизни в дальнейшем [4].

Таким образом, целью статьи является разработка образовательных технологий совершенствования культуры здоровья различных возрастных и социальных групп населения.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для организации исследования применялись методы анализа литературы, научных статей. В данной статье рассматриваются понятия здоровьесберегающих технологий и оздоровительных технологий совершенствования культуры здоровья населения.

В научной сфере существует множество определений здоровьесберегающих технологий, так, автор Ковригина Н.В., определила, что здоровьесберегающие технологии -комплексная система, направленная на личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Архипова Л.К., приводит следующие определение: здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Н.К. Смирнов утверждал, что здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Анализируя вышеуказанные понятия, приведенные различными авторами, становится, очевидно, что в основном, здоровьесберегающие технологии рассчитаны на детей, на их индивидуальное развитие и сохранение здоровья. Однако здоровьесберегающие технологии могут применяться в любом возрастном периоде, отличаться будет лишь внутреннее содержание технологии, которое меняется исходя из собственных запросов человека в отношении совершенствования своего здоровья.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

На основании определения потребностей людей разных возрастных и социальных групп населения в совершенствовании своей культуры здоровья, здоровьесберегающей деятельности, а также на основании того, что удовлетворение этих потребностей является одной из основных задач специалиста в сфере физической культуры и спорта, нами были предложены оздоровительные технологии совершенствования культуры здоровья населения различных возрастных и социальных групп населения. Оздоровительные технологии совершенствования культуры здоровья - взаимосвязь направлений совершенствования культуры здоровья, с задачами профессиональной деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта. Таким образом, становится очевидным, что на каждом направлении совершенствования культуры здоровья специалист сам отбирает эффективные средства и методы совершенствования здоровьесберегающей деятельности для достижения потребностей целевой аудитории.

В таблице представлены актуальные оздоровительные технологии совершенствования культуры здоровья населения, которые специалисты в сфере физической культуры и спорта применяют для решения вопросов оздоровления разных категорий населения.

Таблица - Оздоровительные технологии совершенствования культуры здоровья населения

Название Назначение

Технология интерактивной навигация в сфере культуры здоровья Развенчание мифов и формирование адекватного представления о принципах здорового образа жизни и освоение субъектами оздоровительной деятельности механизмами управления совершенствованием здоровья (физического, психического, социального)

Технология комплексной самодиагностики здоровья Обеспечить субъектов оздоровительной деятельности методиками диагностики и анализа, актуального состояния и динамики физического, психического и социального здоровья

Технология эвристического включения в оздоровительную деятельность Расширение имеющихся знаний об осуществлении двигательной активности, организация общения с единомышленниками в сфере ЗОЖ, достижение поставленных целей в отношении своей культуры здоровья

Технология соединения ощущения движения с его биомеханическими основами Обретение осознанных ощущений от выполнения физических упражнений, повышение функционального состояния организма и физической подготовленности

Технология траектории коллективного освоения принципов ЗОЖ Приобщение к активным формам двигательной активности среди групп различных возрастов, укрепление взаимоотношений в кругу ближайшего окружения

Технологии дизайна комфортной среды жизнедеятельности Актуализация потенциала ЗОЖ в рамках повседневной жизнедеятельности и профессиональных видов деятельности субъектов. Мотивация к применению инструментария привычных видов деятельности для осуществления ЗОЖ

Технология геймификации в сфере ЗОЖ Обретение чувства оптимального состояние трехкомпонентного здоровья при помощи игровых видов оздоровительной деятельности

Технология интерактивной навигации в сфере культуры здоровья - цель данной технологии заключается в предоставлении достоверной информации о ведении здорового образа жизни.

Технология комплексной самодиагностики здоровья - цель данной технологии заключается в диагностики состояния физического, психического и социального здоровья, и определении дальнейших действий в своей здоровьесберегающей деятельности.

Технология эвристического включения в оздоровительную деятельность - цель данной технологии заключается в вовлечение субъектов в разные виды оздоровительной деятельности, поиску внутри нее единомышленников, и повышении мотивации к активному ведению ЗОЖ.

Технология соединения ощущения движения с его биомеханическими основами -цель данной технологии заключается в осознанном выполнении двигательных действий, а также соотнесении своих физических и функциональных возможностей организма с ними.

Технология траектории коллективного освоения принципов ЗОЖ - цель данной технологии заключается в вовлечении субъектов в уже сформированные виды двигательной активности, а также мероприятия физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой направленности.

Технология дизайна комфортной среды жизнедеятельности - цель данной технологии заключается в формировании умения применять привычное пространство окружающей среды для достижения поставленных целей своей здоровьесберегающей деятельности.

Технология геймификации в сфере ЗОЖ - цель данной технологии заключается в применении различных игровых видов деятельности для повышения мотивации ведения ЗОЖ.

ВЫВОДЫ

Вышеуказанные оздоровительные технологии совершенствования культуры здоровья применяются для достижения потребностей населения разных возрастных групп в отношении своего здоровья. Средства и методы внутри каждой технологии могут быть разнообразными, все зависит от возраста субъекта, его целей и потребностей, индивиду-

альных, физических и психических возможностей организма.

Такие технологии необходимо применять в течение всех возрастных периодов человека, для выработки системного отношения им к своему здоровью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурханова И.Ю. Подготовка будущих педагогов по физической культуре к проектированию и реализации игровых образовательных технологий / И.Ю. Бурханова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : сборник материалов XI международной научно-практической конференции, Чебоксары, 15 ноября 2021 года. - Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2021. - С. 55-61.

2. Мусин О.А. Образовательные технологии в основе формирования культуры здоровья населения / О. А. Мусин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 8. - С. 18-24.

3. Мусин, О.А. Технологии проектирования культуры здоровья в зрелом возрасте / О.А. Мусин, И.Ю. Бурханова, С.Д. Неверкович. - Нижний Новгород : Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2021. - 286 с.

4. Швец, Е.П. Применение здоровьесберегающих технологий в семейном воспитании младших школьников / Е.П. Швец, Г.Ж. Микерова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2. - С. 174-176.

REFERENCES

1. Burkhanova, I. Yu. (2021), "Preparation of future physical education teachers for the design and implementation of game educational technologies", Actual problems of physical culture and sports: Collection of materials of the XI International Scientific and practical Conference, Cheboksary, pp. 5561.

2. Musin, O.A. (2021), "Educational technologies at the heart of the formation of a culture of public health", Proceedings of Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 8, pp. 18-24.

3. Musin, O.A., Burkhanova. I.Y. and Neverkovich, S.D. (2021), Technologies for designing health culture in adulthood, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod.

4. Shvets, E.P. (2016), "Application of health-saving technologies in family education of younger schoolchildren", International Student Scientific Bulletin, No. 5-2, pp. 174-176.

Контактная информация: mysin332@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.09.2022

УДК 796.034

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СПОРТА СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ольга Олеговна Николаева, преподаватель, Екатерина Михайловна Кудрова, студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Аннотация.

На сегодняшний день занятия спортом пользуются популярностью среди студенческой молодежи. В данной статье представлены основные направления деятельности Общероссийской общественной организации «Российский студенческий спортивный союз» (РССС). На основе статистического анализа приведены количественные данные об участии высших учебных заведений в соревнованиях, проводимых на территории г. Москвы, представлены виды спорта с наибольшим количеством участников соревнований, а также изменения в содержании программы Московских студенческих спортивных игр.

Ключевые слова: спорт, студенты, высшие учебные заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.