Научная статья на тему 'Образовательные технологии по дисциплине «Иностранный язык» для будущих дизайнеров в контексте внедрения ФГОС'

Образовательные технологии по дисциплине «Иностранный язык» для будущих дизайнеров в контексте внедрения ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Елена Владимировна

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью сформировать у студентов комплекс общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия в условиях межкультурной коммуникации. Использование в учебном процессе активных методов стимулирует личностную и интеллектуальную активность будущих специалистов, а также развивает их познавательные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии по дисциплине «Иностранный язык» для будущих дизайнеров в контексте внедрения ФГОС»

Психология. Педагогика

УДК 378.147

Е.В. Матвеева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ДЛЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью сформировать у студентов комплекс общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия в условиях межкультурной коммуникации. Использование в учебном процессе активных методов стимулирует личностную и интеллектуальную активность будущих специалистов, а также развивает их познавательные процессы.

Preferences toward Educational Technologies in order to support learning goals and objectives in the discipline of Foreign Language are connected with the requirement to develop culturally and professionally competent future specialists able to practice interpersonal communication. The use of active learning methods in teaching the Foreign language stimulates personal and intellectual activity of students as well as cultivates their cognitive processes.

В XXI в. высшее образование выступает в качестве основополагающего компонента устойчивого развития человеческого сообщества; важнейшее место отводится университетскому образованию, главной задачей которого является формирование универсальной образовательной модели, основанной на приоритетах гуманитаризации знания [1].

Новые социально-экономические и политические критерии требуют также реализации в обществе языковой политики, которая тесно связана как с условиями изучения иностранного языка, так и с вариативной системой форм и средств обучения. Происходящие в мире интеграционные процессы, расширение сети Internet, развитие межнационального общения подчеркивают необходимость использовать, кроме родного, хотя бы один из иностранных языков. В настоящее время в этом плане приоритет отдается английскому языку, наиболее применяемому в межнациональном общении и средствах массовых коммуникаций.

Гуманитарная природа образования в контексте Болонского процесса ставит перед всеми преподавателями иностранных языков конкретную задачу универсальной подготовки студентов согласно стандартам образования европейских университетов. Такая подготовка подразумевает не только традиционное овладение всеми аспектами языка, но и, прежде всего, формирование как общекультурных, так и профессиональных компетенций обучаемых, дающее возможность культурно-образовательной ориентации и деятельности в зоне европейского высшего образования [3]. Другими словами, роль преподавателя высшей школы в современную эпоху трансформируется в более сложную - это уже роль не только по передаче знаний, но и по

формированию компетенций. Согласно С.М. Шагиевой, формирование компетенций - это создание системы условий для формирования качеств личности средствами содержания английского языка [4, с. 58]. Подобная функция преподавателя коррелирует с теми разделами программно-нормативных документов высшего учебного заведения, которые связаны с совершенствованием образовательного процесса.

В настоящее время одной из задач высшего профессионального образования по направлению «Дизайн» (квалификация «бакалавр») является обеспечение необходимых для этого условий, учитывающих индивидуально-личностный потенциал студентов, способствующих развитию их профессиональных, мыслительных, художественно-творческих и духовных способностей [5].

Профессиональная деятельность дизайнера - это творческая активность по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной среды, интегрирующая и художественную, и инженерно-конструкторскую, и научно-педагогическую стороны. Будущий специалист в области дизайна должен уметь решать нетрадиционные творческие задачи, а для этого необходимо обладать определенными общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями (согласно ФГОС ВПО), среди которых можно выделить следующие:

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); готовность использовать в профессиональной деятельности один из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

способность к синтезированию набора возможных решений задач или подходов к выполнению проекта, готовность к разработке проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам, созданию комплексных функциональных и композиционных решений (ПК-2);

готовность к изучению в своей деятельности научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта (ПК-13) и т.д.

Исходя из сказанного, преподаватель должен решать не только учебные задачи, но и вырабатывать новые подходы для формирования креативных способностей будущих дизайнеров, а также создавать условия обучающимся для самостоятельной творческой деятельности.

Дисциплина «Иностранный язык» - та область учебной деятельности, которая позволяет сформировать у студентов комплексный нестандартный подход к решению задач в будущей профессии дизайнера, поскольку за последние годы на занятиях иностранного языка прослеживается активное использование современных образовательных технологий.

Образовательная технология - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования. Образовательные технологии призваны обеспечивать у учащихся повышение мотивации к изучению той или иной дисциплины. Мы считаем, что именно мотивация выступает тем связующим звеном в профессиональной деятельности, которое определяет потенциальные возможности личности, потребность в определенном виде деятельности, в организации социального взаимодействия в профессиональной среде.

Применение новых образовательных технологий в высшей школе предусматривает обязательное привитие студентам навыков самостоятельной работы, умения творчески применять полученные знания на практике; они направлены на перестройку сознания студента, ориентацию его на новые ценности, развитие профессионально-важных качеств и способностей [2].

Одним из наиболее эффективных методов в области образовательных технологий, позволяющих решить поставленные задачи, с нашей точки зрения, является использование творческих проектов. В качестве примера может служить создание видеопроектов (согласно темам рабочей программы), а также такие креативные задания как художественные иллюстрации, - например, по теме «Модернизм и постмодернизм», смысл которого заключается в том, чтобы раскрыть направления творческих течений посредством эстетических, живописных рисунков.

Основная цель подобного подхода к обучению иностранному языку заключается в том, чтобы перенести акцент с однотипных упражнений на активную творческую деятельность студентов, повысить их интерес не только к иностранному языку, но и к будущей специальности. Формирование мотивации и интереса к профессии дизайнера - важная составляющая учебного процесса в контексте дисциплины иностранного языка.

Развитие творческих способностей студентов на занятиях иностранного языка происходит, согласно мнению многих специалистов [6], именно через приобщение их к проектной практической деятельности. Поскольку дисциплина «Иностранный язык» занимает одно из ведущих мест в системе подготовки дизайнеров (ОК-14), то студентам, обучающимся на факультете дизайна и технологии (по направлениям подготовки 072600.62 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», 100100.62 «Сервис в индустрии моды и красоты», 262200.62 «Конструирование изделий легкой промышленности», 070603 «Искусство интерьера») было предложено разработать рекламные видеопроекты: «Дизайн учебника английского языка», «Современный дизайн аудитории английского языка», «Индустрия моды глазами будущих дизайнеров» или выбрать свободную тему.

Подобный творческий процесс проходит три этапа: подготовительный, заключительный и результат. Важным моментом в нашем исследовании явилось определение развития самостоятельности студентов и их творческого отношения к выполнению учебных заданий в процессе обучения. Самостоятельность, по определению современной педагогики, - глубинная потребность человека и основа творческой самодеятельности. Для грамотного использования подобного метода требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется в течение одного и более месяцев. На данном этапе преподавателю необходимо донести до студентов основные цели и задачи проекта, а также критерии, согласно которым оценивается творческая работа: доступность понимания, логичность, информативность, правильность употребления лексико-грамматического материала, оригинальность дизайна.

Заключительный этап работы непосредственно связан с выполнением замысла в материале. Результатом проекта является творческий продукт. На данном этапе каждая группа защищает свой проект.

После просмотра студенты продолжают работать в режиме дискуссии. Организуя процесс обсуждения, важно затронуть различные стороны прошедшей работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективная оценка продукта и степень удовлетворенности каждого участника.

С помощью проектной методики можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас студентов, закрепить лексико-грамматический материал, создать на занятии атмосферу праздника и оформить аудиторию иностранного языка красочными работами. Но следует отметить, что только детальная проработка каждого этапа помогает выйти за рамки традиционного занятия и максимально использовать способности каждого студента.

Использование мультимедиа на занятиях иностранного языка - это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе преподавателя, - с другой. Несмотря на то, что требуется больше времени на подготовку к занятию, результат превосходит

ожидания, так как подобные технологии создают идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности обучающихся.

Подобные творческие мероприятия позволяют решить следующие задачи.

1. Развитие мышления, воображения и фантазии, интеллектуальных способностей и эмоционально-мотивационной сферы личности студентов.

2. Расширение филологического кругозора (изучение и закрепление лексических единиц и речевых оборотов по теме), приобщение к иноязычной культуре.

3. Формирование навыков работы в группе и коллективе, воспитание толерантного отношения студентов друг к другу, чувства поддержки и взаимопомощи.

4. Реализация творческих устремлений у студентов в области изобразительного искусства и театрального мастерства.

Решению этих задач в процессе изучения дисциплины иностранного языка дизайнерами способствуют также такие активные методы обучения как деловые и ролевые игры, тренинги в активном режиме, имитационные игры, мозговой штурм и т.д. Но особенно популярны видеоресурсы. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение (или мотивация, как уже было сказано) к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Такой активный метод обучения как видеопроект в полной мере способствует развитию общекультурных и профессиональных компетенций, поскольку творческий поиск побуждает студентов к инициативной деятельности.

1. Готовность к изучению в своей деятельности научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта.

Ксения М.: «Домашним заданием было видео по теме: «Создание интерьера для аудитории английского языка». Для этого необходимо было найти множество картинок аудиторий, проанализировать лучшие из них, созданные дизайнерами, и выбрать аудиторию, которая наиболее бы подходила для английского языка, была бы более комфортной для проведения занятий. Мы нашли множество интересных аудиторий с разнообразной удобной мебелью, современной техникой, используемой для проведения занятий. Отыскали и наиболее подходящую цветовую гамму для аудиторий. Было очень интересно изучать интерьеры аудиторий разнообразных вузов. Некоторые из аудиторий были сделаны дизайнерами специально для институтов, колледжей и техникумов. Это необычное, творческое задание объединило нашу группу. Такие задания очень интересны для творческих людей».

2. Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

Надежда К., Виктория П., Евгения Б., Анастасия Т.: «Это было потрясающе, ошеломляюще, мощно, развлекательно, а некоторые видео были очень трогательные. Эти видео заставляют задуматься о перспективах будущей профессии и вдохновляют на новые идеи...».

Полина Ш., Анастасия У.: «Будет замечательно, если мы все будем креативными, интересными специалистами в этой сфере в будущем. Если сравнить эти видео с книгой, то видео - полное издание. ».

Мария С.: «Что касается меня, я думаю, что изучение любого предмета должно включать различные задания, я уверена, что такое изучение более эффективно, чем однотипное. Вы никогда не заскучаете! Полагаю, что каждый ученик или студент будет посещать уроки или пары с большим удовольствием и интересом. Люди любят разнообразии. Ученики или студенты предпочитают разнообразие и в своих домашних заданиях. Но существует одна проблема. Сложные задания занимают, как правило, много времени. Непросто провести такую сложную, трудоемкую работу. Мне бы хотелось, чтобы в сутках было 48 часов».

3. Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способность к синтезированию набора возможных решений задач или подходов к выполнению проекта, готовность к разработке проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам, созданию комплексных функциональных и композиционных решений.

Дарья С.: «На мой взгляд, давая студенту делать какую-то часть домашней работы в виде презентации (или видео), преподаватель тем самым развивает у студента творческое мышление, вырабатывает нестандартный подход к делу. Кроме того, такая работа способствует и приобретению студентами определенных компьютерных навыков. У них проявляется интерес к изучаемому предмету: чем интереснее тема, тем увлекательнее к ней готовиться».

Согласно отзывам студентов, можно отметить, что многообразие средств выражения смысла выводит учащихся в область свободного творчества.

Анастасия Д.: «Мне очень нравится выполнять творческие задания. Они заставляют мыслить по-другому и развивают воображение. Очень интересно создавать видео, плакаты, коллажи или фотоработы. Еще интереснее, когда выбрана хорошая тема для работы - лучше всего глобальная. Или та, которая связана с нашей деятельностью, с дизайном. Мне интересно создавать что-то новое, необычное. Возможно, это «что-то» будет немного пугающим или эпатажным, а может, совсем наоборот, в нем будет немного от старой школы. Главное, чтобы это было интересным и хотя бы немного инновационным. А еще важно, чтобы мое творчество обязательно кому-то понравилось, тогда ты получаешь истинное удовольствие от выполненного задания».

Развивая творческую активность на занятиях иностранного языка, студенты стремятся получить больше дополнительной информации путем самостоятельной работы. Они становятся более открытыми для общения и обучения, стремятся выразить себя, показать свои таланты, добиваются успеха в дисциплине. Прослеживаются наблюдение, более терпимое отношение к альтернативной точке зрения, что способствует формированию такой общекультурной компетенции как готовность к кооперации с коллегами. Активизируются поисковая активность и раскрытие внутреннего потенциала, так как каждый студент стремится выделиться из группы.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что использование образовательных технологий по дисциплине «Иностранный язык» способствует формированию и развитию общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия в условиях межкультурной коммуникации; способностей студентов осуществлять различные виды деятельности, используя английский язык; их готовности к саморазвитию и самообразованию, а также повышению творческого потенциала будущих дизайнеров.

1. Кислицын, К.Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - № 11 (Высшее образование для XXI века).

2. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка. - М.: Дрофа, 2003. - 96 с.

3. Тумалев, А.В. Иностранный язык в вузе: изменения в свете Болонского процесса. Сб. научных статей. - Вып. 5. - СПб.: Институт бизнеса и права, 2008. - 315 с.

4. Шагиева, С.М. Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 4 - С. 57-58.

5. ФГОС ВПО: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Дизайн», 2009 (www.amursu.ru).

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.