Научная статья на тему 'Образовательные программы по коррекции факторов риска развития заболеваний у сотрудников правоохранительных органов'

Образовательные программы по коррекции факторов риска развития заболеваний у сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
192
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные программы / факторы риска / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / educational programs / Risk factors / healthy way of life

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Биккинина Г. М., Исхаков Э. Р., Мингазова Л. Р.

Проведение информированности пациента о необходимости и методах коррекции факторов риска через школы здоровья является инструментом повышения мотивации больного к более полному выполнению врачебных рекомендаций. Цель исследования определение эффективности образовательной программы по коррекции факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и формированию здорового образа жизни у сотрудников правоохранительных органов. В исследование включены 526 слушателей факультета заочного обучения Уфимского юридического института. Первую группу (обученные слушатели) составили 220 (71,89%) мужчин и 86 (28,10%) женщин. Группа сравнения это необученные слушатели, из них 152 (69,09%) мужчины и 68 (30,9%) женщин. Образовательная программа проводилась в рамках обязательной дисциплины для изучения на факультете заочного обучения «Первая медицинская помощь». Статистическая обработка проводилась путем сравнения по критерию Мак-Немара и по критерию Фишера. Анализ результатов выявил, что у сотрудников правоохранительных органов в начале обучения имелась низкая информированность о наличии у них АГ и мерах ее профилактики. Сотрудники с АГ повысили уровень навыков по самостоятельному измерению АД. В результате проведения образовательной программы по формированию здорового образа жизни и коррекции факторов риска уменьшилось число лиц, выкуривающих большое количество сигарет для снятия стресса. Часть обученных слушателей повысила свою двигательную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Биккинина Г. М., Исхаков Э. Р., Мингазова Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of the study was to define efficiency of educational program after correction of risk factors of cardiovascular diseases development and formation of healthy way of life in 526 employees of law enforcement bodies. The analysis of results revealed that employees of law enforcement bodies had low knowledge concerning presence of аrterial hypertension in them and measures of its prevention in the beginning of training. As a result of educational program on formation of a healthy way of life and correction of risk factors, number of persons increased smoking of cigarettes. Part of listeners have increased their physical activity.

Текст научной работы на тему «Образовательные программы по коррекции факторов риска развития заболеваний у сотрудников правоохранительных органов»

УДК 613.62-057.36-092-084

Г.М. Биккинина*, Э.Р. Исхаков**, Л.Р. Мингазова*

E-mail: Bikkinina.ru@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФАКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ У СОТРУДНИКОВ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

* Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа; ** Уфимский юридический институт МВД России

Разработка и проведение образовательных программ по формированию здорового образа жизни и коррекции факторов риска развития для различных социально-профессиональных групп населения, в том числе и для сотрудников правоохранительных органов, в современных условиях являются важнейшим разделом медицинской профилактики. По данным зарубежного исследования, проводимые тренинги с офицерами полиции Калифорнии по снятию стресса и коррекции своего эмоционального состояния ставили своей целью не только нормализа-

цию психо-эмоционального состояния, улучшение семейных взаимоотношений, повышение профессиональной компетентности, но и ориентировали офицеров на уменьшение риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и преждевременной смертности [6]. В программах, принятых в некоторых штатах США (например, Michigan Police Pre-Employment Testing Program), выработка здорового образа жизни и особенно достижение рекомендуемой физической активности у полицейских рассматривается, в первую очередь, как средство укрепления здоровья офицеров и уменьшения стресса, получаемого на работе [9]. Проведение информированности пациента о необходимости и методах коррекции факторов риска через школы здоровья является инструментом повышения мотивации больного к более полному выполнению врачебных рекомендаций [2]. По данным центров, в развитых странах (США, Швеции, Германии) обучение в специализированных группах превосходит по своей эффективности получение информации от врача при госпитализации или из средств массовой информации [5]. Возможность позитивно влиять на течение соматических болезней через факторы риска путем внедрения образовательных программ является актуальным не только с точки зрения медицинской, но и с точки зрения социально-экономической [4].

Цель исследования - определение эффективности образовательной программы по коррекции факторов риска развития сердечно-сосудистых заболе-

ваний и формированию здорового образа жизни у сотрудников правоохранительных органов.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Для достижения цели исследования было опрошено 526 слушателей факультета заочного обучения Уфимского юридического института. Из них мужчин - 372 (70,72%), женщин - 154 (29,27%) - сотрудников ОВД. В выборку включались все слушатели, посещающие занятия. Группы формировались методом случайного отбора.

Первую группу (обученные слушатели) составили 220 (71,89%) мужчин и 86 (28,1%) женщин. В основной группе были слушатели курса пятилетней формы обучения, у которых в лекционные и групповые занятия во время учебной сессии включалось освещение вопросов о факторах риска и здоровом образе жизни. Группа сравнения (необученные слушатели) - это слушатели курса трехлетней формы обучения, из них 152 (69,09%) мужчины и 68 (30,90%) женщин.

По возрасту контингент распределился следующим образом - группа обученных: 20-29 лет -157 (51,3%) сотрудников ОВД, 30-39 лет - 143 (46,73%) и 40-49 лет - 6 (1,96%) респондентов; группа необученных: 20-29 лет - 102 (46,36%), от 30 до 39 лет - 113 (51,36%) и 40-49 лет - 5 (2,27%) сотрудников. Сравниваемые группы были идентичными по возрасту и полу.

Образовательная программа проводилась в рамках обязательной дисциплины для изучения на факультете заочного обучения «Первая медицинская помощь»; в рамках изучаемых тем при прохождении данной дисциплины таких вопросов, как знание о факторах риска развития основных соматических заболеваний и путях их коррекции, основы ведения здорового образа жизни, контроль артериального давления (АД), обучение измерению АД, нормальные показатели АД.

Изучение материала проводилось во время лекций, семинарских и практических занятий. Оценка эффективности образовательной программы проводилась путем анкетирования и беседы, в которые включались вопросы, определяющие знания о факторах риска развития заболеваний, наличие вредных привычек, выполнения навыков здорового образа жизни. Статистическая обработка полученных результатов проводилась путем сравнения данных для связанных выборок по непараметрическому критерию Мак-Немара, для несвязанных выборок - по критерию Фишера. Сопутствующая патология внутренних органов была выявлена при изучении амбулаторных карт, данных анкет и осмотра.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный анализ результатов анкетирования выявил, что у сотрудников ОВД в начале обу-

чения имелась низкая информированность о наличии у них артериальной гипертензии (АГ) и мерах ее профилактики, данные приведены в таблице 1. Установлено, что обучение сотрудников привело к повышению уровня навыков по самостоятельному измерению АД. Если в начале обучения умели измерять артериальное давление 20%, то через три года - 95% респондентов (р<0,05). Умение самостоятельно измерить артериальное давление является благоприятным фактором в профилактике и лечении АГ [3]. Определена тенденция к увеличению числа обученных лиц, имеющих тонометр для измерения АД в домашних условиях, причем значительная часть приборов была приобретена в период обучения в вузе. Так, в начале обучения тонометр имели 73 (24%) обученных и 53 (24%) необученных сотрудников. Через три года после обучения доля лиц, имеющих тонометр, возросла до 140 (46%) (р<0,05), и среди необученных также отмечалось увеличение числа лиц с тонометрами, хотя и в меньшей степени. Применение образовательных программ послужило стимулом для приобретения и применения в домашних условиях тонометра для измерения АД и является

Таблица 1

Динамика уровня информативности пациентов о соматических факторах риска в результате обучения

Примечание. * - различия статистически значимы при р<0,01 по сравнению с группой необученных с идентичным периодом после обучения.

Обученные (п-306) Группа необученных (п-220)

До обучения Через 3 года До обучения Через 3 года

Абс. (%) Абс. (%) Абс. (%) Абс. (%)

Знали уровень своего АД 208 (67,97) 275 (89,86) * 143 (65,0) 155 (70,45)

Знали, какой уровень АД считается повышенным 46 (15,03) 277 (90,52) * 33 (15,0) 37 (16,81)

Умение измерить АД 61 (19,93) 290 (94,77) * 45 (20,45) 56 (25,45)

Знание о факторах развития сердечно-сосудистых заболеваний

Высокий уровень 67 (21,89) 113 (36,92)* 46 (20,90) 48 (21,81)

Средний уровень 187 (61,11) 168 (54,90)* 143 (65,0) 149 (67,72)

Низкий уровень 52 (16,99) 25 (8,16) 31 (14,09) 23 (10,45)

Знали свой уровень ОХС 3 (0,98) 4 (1,3) 2 (0,9) 2 (0,9)

Наличие тонометра дома 73 (23,85) 141 (46,07)* 52 (23,63) 66 (30,0)

мероприятием ранней диагностики и профилактики осложнений течения заболеваний.

Определение информированности сотрудников о показателях липидов крови показало крайне низкий уровень знаний - лишь 1% опрошенных до обучения знали о своем уровне холестерина крови и могли его сопоставить с рекомендованными нормативами, однако и после обучения информированность сотрудников оставалась также низкой. По нашим данным, в результате изучения дисциплины с включением дополнительных вопросов слушатели, прошедшие обучение, имели более высокий уровень знаний по сравнению со слушателями, не изучавшими материал о факторах риска развития заболеваний и путях их коррекции.

Нами было изучено влияние образовательной программы на изменение образа жизни - отношение к курению и потреблению алкоголя, двигательной активности, данные представлены в таблице 2. В результате обучения ряд сотрудников, по их мнению, увеличили двигательную активность, при этом проведение закаливающих процедур, а также доля лиц, ответивших о регулярности и нерегулярности занятий спортом, остались на прежнем уровне (табл. 3). Наши данные совпадают с исследованием D.R. Smith, Ф.Е. Вартя-нана [1, 7].

Проведенное нами обучение сотрудников не привело к повышению уровня выполнения ряда мероприятий по формированию здорового образа жизни. Наши слушатели не стали меньше употреблять крепкие напитки, частота курения и коли-

Таблица 2

Изменение привычек в процессе обучения в отношении курения, потребления алкоголя

Группы сотрудников Сроки обучения

Вначале Через 3 года после обучения

Абс. % Абс. %

Курят более 1 пачки в день

Обученные n=306 36 12,0 37 12,09

Необученные n=220 24 10,90 25 11,36

Курят от 0,5 пачки в день

Обученные 101 33,0 99 32,35

Необученные 77 35,0 76 34,54

Курят меньше 0,5 пачки в день

Обученные 21 6,86 23 7,51

Необученные 13 5,9 14 6,36

Не курят

Обученные 148 48,36 147 48,03

Необученные 106 48,18 105 47,72

Крепкие спиртные напитки вообще не употребляют

Обученные 73 23,85 72 23,52

Необученные 57 25,9 55 25,0

Крепкие спиртные напитки употребляют 1 раз в месяц и реже

Обученные 224 73,2 224 73,4

Необученные 156 70,9 157 71,36

Крепкие спиртные напитки употребляют чаще 1 раза в месяц

Обученные 9 2,91 10 3,26

Необученные 7 3,18 8 3,63

Слабые алкогольные напитки (пиво, вино) вообще не употребляют

Обученные 46 15,03 43 14,05

Необученные 31 14,09 28 12,72

Слабые алкогольные напитки (пиво и вино) употребляют 1 раз в месяц и реже

Обученные 141 46,07 146 47,71

Необученные 106 48,18 111 50,45

Слабые алкогольные напитки употребляют 1 раз в неделю или 1 раз в 2 недели

Обученные 116 37,90 113 36,92

Необученные 81 36,81 78 35,45

Слабые алкогольные напитки (пиво, вино) употребляют чаще 1 раза в неделю

Обученные 3 0,98 4 1,3

Необученные 2 0,90 3 1,36

Желание бросить курить

Обученные n=158 86 54,43 118 74,68*

Необученные n=114 60 52,63 65 57,01

Предпринимали попытки бросить курить за последние 1-2 года

Обученные 45 28,48 95 60,12*

Необученные 34 29,82 36 31,57

Примечание. * - различия статистически значимы при р<0,01 по сравнению с группой необученных с идентичным периодом после обучения.

Таблица 3

Изменение поведенческих факторов -физической активности и закаливающих процедур - в результате обучения

Группа сотрудников Сроки обучения

На 1-м курсе На 3-м курсе

Абс. % Абс. %

Систематически проводят закаливающие процедуры

Обученные n=306 269 87,90 265 86,60

Необученные n=220 187 85,0 188 85,45

Регулярно занимаются физкультурой и спортом

Обученные 70 22,87 72 23,52

Необученные 51 23,18 53 24,09

Нерегулярно занимаются физкультурой и спортом

Обученные 205 66,99 203 66,33

Необученные 153 69,54 152 69,09

Считают, что увеличили двигательную активность за последние год-два (3 года)

Обученные 70 22,87

Необученные 27 12,27*

Примечание. * - различия статистически значимы при р<0,01 по сравнению с группой обученных работников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чество выкуриваемых сигарет остались прежними. Тем не менее попыток бросить курить было значительно больше в группе обученных сотрудников, чем в группе необученных, кроме того, в обученной группе увеличилось число лиц, желающих бросить курить. Среди необученных сотрудников уровень выполнения мероприятий по ведению здорового образа жизни остался прежним. Обучение и информирование о негативных поведенческих привычках не повлияли на потребление слабых спиртных напитков, таких как пиво и вино, оставшееся самой устойчивой привычкой: частота их потребления вообще не изменились как в обучаемой, так и в контрольной группах. Это дает основание считать, что одной из основных причин для употребления алкоголя и курения табака у сотрудников ОВД, как и у полицейских Австралии, - наличие профессионального стресса [7, 8].

Таким образом, в результате проведения образовательной программы по формированию здорового образа жизни и коррекции ФР в рамках изучения дисциплины «Первая медицинская помощь» наблюдалась положительная тенденция по отношению к выполнению рекомендаций по здоровому образу жизни и о лучшей информированности о факторах риска развития заболеваний. Сотрудники с АГ повысили уровень навыков по самостоятельному измерению АД. Практически не повлияло обучение на сотрудников, употребляющих крепкие спиртные напитки, но уменьшилось число лиц, выкуривающих

большое количество сигарет для снятия стресса.

Часть обученных слушателей увеличила свою двигательную активность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вартанян Ф.Е., Цинн Чжу Гэн, Рожецкая С.В. Курение и здоровье человека / Ф.Е. Вартанян, Цинн Чжу Гэн, С.В. Рожецкая // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2002. - №3. - С. 32-34.

2. Калинина А.М. Школа здоровья для больных как фактор повышения эффективности контроля артериальной гипертонии / Калинина А.М.// Трудный пациент. -2006. - №8. - С. 21-23.

3. Цагареишвили Е.В. Метод самоконтроля АД в оценке эффективности антигипертензивной терапии и повышении приверженности к лечению у больных АГ в амбулаторных условиях. // Автор. дис. к.м.н. - М., 2006.

4. Harald K., Pajunen P, Jousilahti P, Et al .Modifiable risk factors have an impact on socio-economic differences in coronary heart disease events/ Harald K., Pajunen P., Jousilahti P.// Scand Cardiovasc J. - 2006. - Vol. 40. - №2. -Р 87-95.

5. Katon W.J., Von Korff M., Lin E.H.B. et al The pathways study: A randomized trial of collaborative care in patients with diabetes and depression / Katon WJ., Von Korff M., Lin E.H.B. et al.// Arch. Gen. Psychiatry 2004. - Vol. 61.

- №10. - Р 1042-1049.

6. McCraty R., Tomasino D., Atkinson M., Sundram J. Impuct of the HeartMath Self-Managment Skills Program on Pgysiological and Psychological Stress in Police Officers. HeartMath Research Center, Institute of HeartMath, Publication No. 99-075. Boulder Creek CA, 1999.

7. Smith DR.,King K.J. Occupational stress among polici officers//Smith DR.,King K.J. //Aust Police J. - 2004. -Vol. 58. - P. 46-48.

8. Perrine M.W., Kerstin E.E., Forester R. Et al / The impact of the September 11, 2001, terrorist attacs on alcohol consumption and distress: Reactions to a national trauma 300 miles from gtound zero / Perrine M.W., Kerstin E.E., Forester R. Et al // J. Stud. Alcohol. - 2004. - Vol. 65. - №1.

- Р 5-15.

9. Williams B. Fitness in law enforcement. Pittsfild Township Police Department, 2002.

EDUCATIONAL PROGRAMS ON CORRECTION OF RISK FACTORS OF DISEASES DEVELOPMENT IN EMPLOYEES OF LAW ENFORCEMENT BODIES

G.M. Bikkinina, E.R. Iskhakov, L.R. Mingazova

SUMMARY

The aim of the study was to define efficiency of educational program after correction of risk factors of cardiovascular diseases development and formation of healthy way of life in 526 employees of law enforcement bodies.

The analysis of results revealed that employees of law enforcement bodies had low knowledge concerning presence of аrterial hypertension in them and measures of its prevention in the beginning of training. As a result

of educational program on formation of a healthy way of life and correction of risk factors, number of persons increased smoking of cigarettes. Part of listeners have increased their physical activity.

Key words: educational programs, risk factors, healthy way of life

Поступила в редакцию 06.09.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.