Научная статья на тему 'Образовательные негативы педагогической алгедоники'

Образовательные негативы педагогической алгедоники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОТВОРЧЕСТВО / БОЛЬ / СТРАДАНИЕ / САМОСТОЯНИЕ / EDUCATION / PAIN / SUFFERING / EDUCATIONAL CREATION / SELF-PRESENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргапольцев Сергей Михайлович

В статье обозначены некоторые аспекты педагогической значимости традиционно понимаемого образовательного негатива эмоционального ряда неудовольствия, присутствующего в жизнедеятельности образовательных субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational negatives of pedagogical algedonics

Some aspects of pedagogical value of traditionally appreciated educational negative an emotional row of displeasure that is presented at lives of educational subjects are described in the article.

Текст научной работы на тему «Образовательные негативы педагогической алгедоники»

УДК 371

Каргапольцев С.М.

Оренбургский государственный университет E-mail:smkar1@yandex.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НЕГАТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АЛГЕДОНИКИ

В статье обозначены некоторые аспекты педагогической значимости традиционно понимаемого образовательного негатива - эмоционального ряда неудовольствия, присутствующего в жизнедеятельности образовательных субъектов.

Ключевые слова: образование, образотворчество, боль, страдание, самостояние.

В словарном определении начала прошлого века [15, с. 945] алгедоника понимается в качестве «общего отдела психофизиологии чувств», т. е. «учения об удовольствии и неудовольствии», где первая из эмоциональных полярностей понимается - согласно «издревле» установленному мнению - в качестве показателя «повышения жизнедеятельности организма», а вторая, «страдание», - в статусе его «понижения», что, принимая во внимание очевидную несомненность эмоционально-чувственной (переживательной) стороны образовательного развития человека имеет вполне определенную и педагогическую составляющую (значимость).

Не касаясь положительных аспектов, частично освещенных в других работах [11], [12], обратимся к противоположному полюсу педагогической алгедоники, обусловленному фактом наличного присутствия в жизнедеятельности образовательных субъектов широко понимаемой сферы «неудовольствия», что, с одной стороны, в известной степени противоречит важнейшим внутренним смыслам образования, связанным с необходимостью удовлетворения образовательных потребностей и целей человека взрослеющего [10] и, тем самым, напоминающе полагает оптимизирующее постоянство упреждающего внимания педагога к проблематике образовательных негативов, а, с другой стороны, в смысловом контексте образовательной (образотвор-ческой) негативности педагогически актуализирует необходимость выявления продуктивных форматов (и форм) эмоционального ряда неудовольствия как неотъемлемой составляющей здорового образовательного самочувствия (образовательного здоровья) и «человека учащегося», и «человека учащего».

В отличие от своего полярного позитива, где доминирующим выступает лицепредставленное чувство радости и довольства от приятных ощу-

щений, переживаний, мыслей [7, с. 858], [22, с. 170, 827], эмоциональная категория неудовольствия трактуется как «неодобрение, отрицательное отношение к чему-нибудь, недовольство», «отсутствие удовлетворенности», «порицание», «раздраженность» [22, с. 391, 380, 375], [7, с. 415].

И хотя существует (имеет право на существование) точка зрения о «невозможности и ненадобности» определительной конкретики производных от желания полярно противоположных чувств удовольствия/неудовольствия вследствие их глубинного тона «окраски» или «акцента» слияния с процессами сознания [33, с. 467], алгедоническая сфера неудовольствия традиционно сопряжена, прежде всего, со страданием [15, с. 945], что назывательно отражено негативом проникающей, вплоть до организми-ческой, «неаналитической» [1] эмпирией боли (др. гречойуод - боль +г|6оуг| - наслаждение, удовольствие), понимаемой как «физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение» [4], проявляемое в состояниях горя, страха, тревоги, тоски, печали [33, с. 438], [32, с. 655].

Выступая одинаково присущим и юности, и старости «безвозрастным чувством» (В. Тур-кин) [26, с. 581], эмоциональная феноменальность боли в позитиве образных определений являет собой «сторожевой крик жизни», обращающий внимание на опасность и призывающий к борьбе (А.И. Герцен) [6, с. 421], понимается своеобразным внутренним детектором собственно человеческой (человечной) подлинности проживаемого бытия: «Ведь я живу покуда чую, и боль свою, и боль чужую» (Д. Кугульти-нов) [26, с. 486].

Относящаяся «главным образом к телу» и понимаемая как вид (аффект) неудовольствия, опосредованно восходящий к душевным проявлениям «меланхолии» и «печали» [27, с. 479], боль

является одновременно и сенсорным (физическим, телесным), и эмоциональным психическим (душевным) процессом [3, с. 78]. Согласно Т. Рибо физическая боль и нравственное страдание (печаль, душевная боль) тождественны по своей сущности и различаются только исходной точкой возникновения: физическая боль вызывается болевыми ощущениями, а нравственная - каким либо представлением или идеей, т. е. «синэс-тетически», на основе «эмотивных» («альгедо-нических») ощущений [цит. по 25, с. 394, 365]. Вследствие чего онтологическая (психическая) специфика «душевной боли», «душевного переживания» может быть обозначена таким «парадоксальным сочетанием», отражающим «внутреннее состояние субъекта», как «чувство нетелесной телесности» или «телесной нетелесности» (Л.М. Веккер) [3, с. 80, 81].

В неоспоримом контексте педагогической значимости подобные утверждения раскрывают психологические механизмы становления эмоциональных градаций «со-боли» - важнейшей нравственной характеристики личности, где предельно телесная образность поэтических интерпретаций обозначенного состояния - «сердце ужалено болью глубоко» (Македоний) [35, с. 80] - подтверждаемо соотнесена с предметными уровнями проявления «непосредственной физиологической симпатии» по А.Ф. Лазурс-кому [14, с. 200] и хрестоматийно конкретизирована высотой духовного слога обращения г-жи Севинье [4] к своей дочери: «Когда ты кашляешь, я чувствую боль в своей груди» [цит. по 9, с. 194].

Образовательные акцентуации воспитательной векторности, обращенные к развитию способности «чувствовать чужую боль как свою», полагают эстетическую опору на широко понимаемую «чуткость к внешнему облику предметов» в постигающем аспекте непосредственного выражения «родственной внутренней жизни» [29, с. 32], обуславливающую небезразличие «телесно-болевого» принятия природы - «И к дереву участлив бывает человек... Если оно сохнет, это причиняет нам боль» [5, с. 108], педагогически расширяемого образно-поэтическими интенциями ее предельной антропоморфизации [13], а также образотворчески опираются на формирующий (эмпатийный) потенциал «доминанты на лицо другого» (А.А. Ухтомский) [30, с. 411] и гуманизирующую ресурсность становящегося

умения «видеть человека с лица» (М.М. Пришвин) [цит. по 18, с. 69], выступая действенным другодоминантным залогом становления нрав-ственно-«болевой», т. е. в буквальном смысле телесно-осязательной чувствительности и сердечной чуткости растущего человека.

Вследствие того, что испытываемая нами боль является «жестом» своеобразной непосредственной манифестации «нас самих в нашей неотторгаемой близости с собственным телом» [24, с. 24], выше обозначенная проблематика педагогически актуальна в феноменологических контекстах «ребилитационной» обращенности к «человеческой телесности как объекту гуманитарного знания» [2, с. 58], а образовательная «аксиология телесности» (И.М. Быхов-ская), в том числе и прежде всего, телесности образотворческой (выразительной, эстетической, лицевой) методологически фундирована глубиной философского осмысления проблемы личностных интерпретаций бытия «человека телесного» [31], [19].

С другой, интроспективной, стороны в лич-ностно-развивающем контексте образовательного негатива педагогической алгедоники вполне очевидна необходимость упреждающе-учи-тельского нивелирования - добротой, заботой, вниманием, любовью - угнетающих ученика проявлений, прежде всего, душевной боли и страдания, связанных с фактами непонимания, отторжения, одиночества.

В этой же образотворческой плоскости пребывает и педагогическая необходимость развивать способность к достойному претерпеванию физической боли взрослеющим человеком: «я утверждаю, что, осторожно приучая детей переносить не морщась не столь уж сильную боль, мы можем внушить им твердость духа и заложить у них основы мужества и решительности на всю последующую жизнь», справедливо утверждал Дж. Локк [16, с. 515-516], тогда как М. Монтень соотносил «привычку терпеливо переносить боль и страдания» не только с привычкой «терпеливо трудиться», но и со своеобразной «закалкой тела тяжелыми и суровыми упражнениями», чтобы быть готовым к испытаниям жизни [20, с. 187], что не потеряло своей образовательной значимости и в настоящее время.

В образовательных (личностно-творящих) негативах педагогической алгедоники также пре-

Каргапольцев С.М.

Образовательные негативы педагогической алгедоники

бывает эмоциональная категория страдания, сущностные характеристики которого обусловлены изначальным «вечным» противоречием «между целями и устремлениями» жизнедеятельности человека и «их воплощением» [23, с. 11], что выступает креативно-побуждающим стимулом собственно духовного (преодолевающего, возвышающего, становящего) развития личности, поскольку «страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим» (В. Франкл) [34, с. 43]. В рассматриваемой плоскости выделяют категорию «гносеологического страдания» (Я.В. Парусимо-ва), содержательный смысл которого М.К. Ма-мардашвили конкретизирует своеобразным, уклоняющим от «простоты души» этической благостью «задержанного страдания» фактом «жесто-

кости мысли» как осуществляемой возможности «сказать самому себе: это не так, как бы мне ни хотелось» [17,176-177], тогда как поэтическая мысль призывает к умению «страдать вопросом и сомненьем» [21, с. 230]. Не случайно этимологический спектр страдания наряду с «претерпевающей» терминологией включает активно-духовную вербальность «биться, бороться» [8, с. 334], а мудрый Ж.Ж. Руссо в образотворческом контексте научения «умению жить» отмечает: «Страдать - это первое, чему должен научиться ребенок, это то, что ему нужнее всего будет знать» [цит. по 28, с. 496], что особенно актуально в педагогической плоскости обретения взрослеющим человеком способности к достойному и мужественному самостоянию в жизни.

12.09.2014

Список литературы:

1. Бир, С. Мозг фирмы / С. Бир ; пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1993. - 416 с.

2. Быховская, И.М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) / Быховская И.М. // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 58-68.

3. Веккер, Л.М. Психические процессы. Субъект. Переживание. Действие. Сознание / Л.М. Веккер. - Т.3. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. - 326 с.

4. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.

5. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер ; пер. и примеч. А.В. Михайлова. - М.: Наука, 1977. -704 с.

6. Герцен, А.И. С того берега / А.И. Герцен // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век ; редкол.: И.Т. Фролов (отв. ред.) [и др.]. - М. : Республика, 1995. - С. 420-425.

7. Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / Д.Н. Ушаков. - М.: ООО «Дом Славянской книги», 2009. - 960 с.

8. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4 / В. Даль. - М.: Рус. яз., 1981. - Т.4. - 1982. - 683 с.

9. Демков, М.И. Курс педагогики для учительских институтов, высших женских курсов и педагогических классов женских гимназий / М.И. Демков. - 4.II. Теория и практика воспитания. - Изд. 5. - М.-Петроград-Харьков: Изд. т-ва «В.В. Думнов, Наследники Бр. Салаевых», 1918. - 366 с.

10. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (Гл. 1., ст. 2) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/2/.

11. Каргапольцев, С.М. Педагогическая аксиология радости / С.М. Каргапольцев //Вестник Оренбургского государственного университета. - 2001. - № 4 (123) - С. 4-13.

12. Каргапольцев, С.М. Педагогическая алгедоника: удовольствие / С.М. Каргапольцев // Труды кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета: сб. науч. ст. - Вып. 9. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2013. - С. 4-11.

13. Кулиев, К. «Не верю тем, чьи никогда.» (Печаль травы) [Электронный ресурс] / К. Кулиев. - Режим доступа: http:// www.husaLnov.com/node/86.

14. Лазурский, А.Ф. Общая психология. По лекциям проф. Лазурского А.Ф. составил Г.С. - СПб.: Тип. И.Трофимова (Издание студентов-стенографов Психо-Неврологич. Ин-та), 1908. - 270 с.

15. Лапшин, И.И. Чувствования / И.И. Лапшин // Энциклопедический словарь. ; Издатели Ф.А.Брокгауз (Лейпциг) И.А.Ефрон (С.-Петербург). - Т. XXXYIIfa (76). - СПб.: Тип. Акад. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1903. - С. 941-956.

16. Локк Дж. Мысли о воспитании (1693) / Локк Джон // Сочинения: В 3-х т. ; Пер. с англ и лат. Т. 3 ; Ред. и сост., авт. примеч. А.Л.Субботин. - М.: Мысль, 1988. - С.409-608.

17. Мамардашвили, М.К. Эстетика мышления / М.К. Мамардашвили. - М.: Московская школа политических исследований, 2000. - 416 с.

18. Мелик-Пашаев, А.А. Личность и эстетическое отношение к действительности / А.А. Мелик-Пашаев // Коммунист. -1984. - № 3. - С. 67-78.

19. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти ; пер. с. фр. ; Под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. -СПб.: Ювента. Наука, 1999. - 600 с.

20. Монтень, М. Опыты / М. Монтень. - Т. 1. - М.: Изд-во Эксмо, СПб.: Terra Fantastica, 2003. - 832 с.

21. Огарев, Н.П. Стихотворения и поэмы / Н.П. Огарев. - Т. 1. - М.:Сов. Писатель, 1937. - 428 с.

22. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

23. Парусимова, Я.В. Страдание как философская категория : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Я.В. Паруси-мова. - Оренбург, 2003. - 21 с.

24. Подорога, В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию / В.А. Подорога. - М.: Ad Marginem, 1995. -340 с.

25. Сикорский, И.А. О чувстве / Сикорский, И.А. // Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении. - Изд. 2-е, существенно дополненное. - Киев: тип. С.В. Кульженко, 1912. - С. 356-413.

26. Советская поэзия. т. 2 (т. 180) // Библиотека всемирной литературы. Серия третья. - М.: Художественная литература, 1977. - 912 с.

27. Спиноза, Б. Этика // Б. Спиноза. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - С. 325-591.

28. Таранов, П.С. Энциклопедия современного ума / П.С. Таранов. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. - 592 с.

29. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. (Теория и диагностика) / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. - М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1993. - 62 с.

30. Ухтомский, А.А. Письма (1927-1941) / А.А. Ухтомский // Пути в незнаемое. - М.: Советский писатель, 1973. - Сб.10. -С. 371-435.

31. Философия тела / М.Н. Эпштейн. // Тело свободы / Г.Л. Тульчинский. - СПб.: Алетейя, 2006. - 432 с.

32. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

33. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.

34. Франкл, В, Человек в поисках смысла : Сборник / В. Франкл ; пер. с англ и нем ; Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева ; вст. Ст. Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

35. Эпиграммы греческой Антологии / Пер. с древнегреч. ; Под ред. и с коммент. М. Гаспарова и Ю. Шульца ; вступ. ст. М. Гаспарова. - М.: ТЕРРА, 1999. - 728 с.

Сведения об авторе:

Каргапольцев Сергей Михайлович, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор 460018, Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20304, тел.: (3532) 372591, e-mail: smkar1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.