УДК 377(091)
йО! 10.23951/2307-6127-2018-1-70-73
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ МИГРАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Е. Н. Шпет
Томский государственный педагогический университет, Томск
Рассматривается вопрос организации дополнительных форм работы с учащимися-мигрантами, создания специальных педагогических условий с целью приобретения нового образовательного опыта за счет реализации собственных образовательных потребностей и проявления субъектной позиции студента. Проводится сравнение понятий «адаптация» и «образовательное сопровождение» применительно к студентам - учебным мигрантам. Доказано, что именно образовательное сопровождение способствует погружению студента в новую образовательную среду и получению нового личностного опыта. В качестве примера формы образовательного сопровождения приводятся образовательные встречи со студентами-мигрантами.
Ключевые слова: образовательное сопровождение, субъектная позиция, учащийся-мигрант, образовательные ресурсы учащихся.
В последние годы все более ощутимой стала миграция студентов в российские вузы. Динамика роста количества иностранных студентов в томских вузах показывает, что масштабы миграции с целью получения образования неуклонно растут. Так, в 2008 г. количество иностранных учащихся в вузах Томска составляло только 8,1 % от общего числа студентов, а к 2015 г. их численность достигла 17,07 % по отношению к общему числу студентов томских вузов. В Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) в 2016 г. обучались студенты из 18 стран мира [1], в том числе около 100 студентов из Китая. В Национальном исследовательском Томском политехническом университете (НИ ТПУ) в рамках академических обменов обучались 382 студента из 17 стран мира [2]. В 2015 г. обучение в зарубежных вузах прошли более 700 томских студентов, в среднем более 500 студентов ТПУ ежегодно уезжают на обучение в зарубежные вузы [2]. В связи с ростом численности иностранных учащихся в томских вузах востребованы новые формы работы с ними для того, чтобы адаптировать их к процессу обучения и погрузить в новый и трудный для них процесс обучения, ведь проблема адаптации учащихся-мигрантов занимает одно из ведущих мест в проблематике практико-ориентированных и методологических исследований [3]. Одной из таких форм считается образовательное сопровождение, которое заключается в создании специальных условий, при которых личностный, образовательный ресурс учащегося является источником инициирования ими форм образовательной деятельности в процессе обучения с учетом его потребностей и специфики обучения в конкретном вузе. На взгляд авторов, это можно считать проявлением субъектной позиции учащегося-мигранта.
Образовательное сопровождение рассматривается как отношение к личности как к высшей ценности в процессе педагогического воспитания, творческой самореализации, в достижении личностных и профессионально значимых целей на основе принципа лич-ностно ориентированной направленности [4-6]. В центре внимания понятия образовательного сопровождения - проявление субъектной позиции учащегося.
В результате проведенных интервью (неформальных бесед) с иностранными студентами факультета психолого-педагогического и специального образования ТГПУ было выявлено, что оптимальной формой работы с ними станут занятия в неформальной обстановке, которые были названы образовательными встречами. Целью организации образовательного сопровождения (август - декабрь 2015 г.) учащихся-мигрантов являлась не только классическая, применяемая многими вузами социально-культурная адаптация, но в большей степени адаптация к образовательному процессу.
В условиях роста количества иностранных учащихся вузами используются разнообразные формы организации образовательного сопровождения, такие как волонтерские клубы, кружки в неформальной обстановке, кураторство, международные студенческие лаборатории. Эти формы направлены, как правило, на социокультурную адаптацию учащихся, поскольку погружают их в уже существующую среду, в которой не всегда проявлена их субъектная позиция. Получается, что студентов не столько сопровождают с учетом их образовательных потребностей и ресурсов, сколько адаптируют под специфику конкретного вуза. Недооценка важности образовательного сопровождения учебной миграции может привести к формализации образовательных отношений между преподавателем и учащимися, к обеднению образовательного опыта как опыта организации разных видов образовательной деятельности.
На взгляд авторов, для усиления преимуществ учебной миграции ее организация нуждается в образовательном сопровождении и в поиске эффективных форм такого сопровождения. Для этого необходимо различить адаптацию и образовательное сопровождение (таблица).
Различия между образовательным сопровождением и адаптацией учащихся-мигрантов
Образовательное сопровождение Адаптация
1. Создание специальных условий через организацию совместной образовательной деятельности педагога и учащегося. 2. Реализация учащимися собственных личностных и образовательных потребностей. 3. Проявление субъектной позиции учащегося: инициирование форм организации образовательного процесса, рефлексивное отношение к деятельности 1. Приспособление к уже заданным образовательным условиям и среде. 2. Выполнение учащимися норм и требований, заданных сверху. 3. Слабо проявленная субъектная позиция учащегося из-за невозможности влиять на образовательный процесс
Таким образом, образовательное сопровождение учебной миграции заключается в выборе студентами инициированных им форм образовательной деятельности с учетом его мнения и специфики обучения в конкретном вузе. Образовательное сопровождение форм учебной миграции помогает учащимся-мигрантам приобрести новый образовательный опыт не за счет приспосабливания к новым условиям, а за счет реализации собственных образовательных потребностей, а адаптация - как процесс и результат «самоизменения», самосозидания учащегося [7, с. 16; 8] влияет на выбор наиболее целесообразного пути развития как личности [9, 10]. Процесс сопровождения учащихся-мигрантов в отличие от процесса адаптации включает формы, позволяющие адаптировать учащихся к образовательной деятельности, организовать совместную деятельность педагога и учащегося с учетом реализации их собственных потребностей, формируя, таким образом, проявление субъектной позиции студента. Авторы считают, что стратегия образовательного сопровождения более эффективна, чем стратегия адаптации, так как учитывает субъектную позицию студента в образовательном процессе.
Список литературы
1. Томский государственный педагогический университет. URL: http://www.tspu.edu.ru/ (дата обращения: 15.10.2017).
2. Языковой центр ИМОЯК. URL: http://portal.tpu.ru/departments/centre/lc/Intensif_kursy (дата обращения: 21.10.2017).
3. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А., Паршина Т. Б. Педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза // Сибирский пед. журнал. 2008. № 9. С. 74-85.
4. Коляда Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешной адаптации первокурсников к образовательному процессу в вузе // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 137-142.
5. Шайденко Н. А., Федотенко И. Л., Сергеев А. Н. Проблемы социальной профессионально-личностной адаптации начинающего учителя: учеб. пособие. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2006. 73 с.
6. Галаджинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Барнаул, 2002. 43 с.
7. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. 479 с.
8. Краснорядцева О. М., Трифонова Ю. А. Психолого-образовательное сопровождение процесса становления профессиональной идентичности студентов педагогического колледжа // Психология обучения. 2011. № 11. С. 74-83.
9. Тарита Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в районной образовательной системе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. С. 12.
10. Кириенкова Н. В., Свиридов А. Н. Индивидуальный образовательный маршрут в системе психолого-педагогического сопровождения студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 10-13.
Шпет Екатерина Николаевна, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 30.11.2017.
DOI 10.23951/2307-6127-2018-1-70-73
SUPPORT OF HIGHER SCHOOL STUDENTS' EDUCATIONAL MIGRATION
E. N. Shpet
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article deals with the organization of additional forms of work with migrant students and the creation of such special pedagogical conditions with the purpose of acquiring new educational experience through the realization of their own educational needs and manifestations the student's subjective position. The process of accompanying migrant students includes forms that allow students to adapt to educational activities and organize their activities of the teacher and the student, taking into account the realization of their own needs, thus forming a manifestation of the position of the subject of the student. Thus, the educational supporting of educational migration is to select students resulting forms of education taking into account their opinions and specificity of education in a particular institution. Educational forms of support for educational migration help migrants acquire a new educational experience, not by adapting to new conditions, but by implementing their own educational needs and adaptation as a process and result of student's self-change and self-learning. We believe that the strategy of supporting education is more effective than the adaptation strategy, since it takes into account the student's objective position in the teaching process. It is proved that educational support facilitates the immersion of the student in a new educational environment and the acquisition of a new personal experience. An example of the form of educational support is the educational meetings with migrant students.
Key words: educational support, subjective position, migrant student, student's educational resources.
References
1. Tomskiy gosudarslvennyy pedagogicheskiy universitet [Tomsk State Pedagogical University] (in Russian). URL: http://www. tspu.edu.ru/ (accessed 15 October 2017).
2. Yazykovoy tsentr IMOYaK [Language center of Institute of International Education and Language Communication] (in Russian). URL: http://portal.tpu.ru/departments/centre/lc/Intensif_kursy (accessed 21 October 2017).
3. Sergeeva S. V., Voskrekasenko O. A., Parshina T. B. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye adaptatsii studentov pervogo kursa k obrazovatel'nomu protsessu tekhnicheskogo vuza [Pedagogical supporting of students adaptation of the first-year to educational process of a technical high school]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2008, no. 9, pp. 74-85 (in Russian).
4. Kolyada E. V. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye kak usloviye uspeshnoy adaptatsii pervokursnikov k obrazovatel'nomu protsessu v vuze [Psychological and educational support as a condition for the successful adaptation of first-year students to the educational process in high school]. Gumanitarnyye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo, 2013, no. 3 (7), pp. 137-142 (in Russian).
5. Sergeev A. N. Problemy sotsial'noy professional'no-lichnostnoy adaptatsii nachinayushchego uchitelya: ucheb. posobiye [Problems of social professional-personal adaptation of the beginning teacher: textbook]. Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Publ., 2006. 73 p. (in Russian).
6. Galadzhinskiy E. V. Sistemnaya determinatsiya samorealizatsii lichnosti. Avtoref. dis. dokt. psikhol. nauk [System determination of self-identity. Abstract of thesis doc. of psyhol. sci.]. Barnaul, 2002. 43 p. (in Russian).
7. Rean A. A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika [Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice]. Saint Petersburg, Praym-EVRO-ZNAK Publ., 2006. 479 p. (in Russian).
8. Krasnoryadtseva O. M., Trifonova Yu. A. Psikhologo-obrazovatel'noye soprovozhdeniye protsessa stanovleniya professio-nal'noy identichnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha [Psychological and educational support of development of professional identity of students of a pedagogic college]. Psikhologiya obucheniya - Psychology of Education, 2011, no. 11, pp. 74-83 (in Russian).
9. Tarita L. G. Metodicheskoye soprovozhdeniye innovatsionnykh protsessov v rayonnoy obrazovatel'noy sisteme. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Methodical supporting of innovative processes in the regional education system. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Saint Petersburg, 2000. 12 p. (in Russian).
10. Kirienkova N. V., Sviridov A. N. Individual'nyy obrazovatel'nyy marshrut v sisteme psikhologo-pedagogicheskogo soprovozh-deniya studentov vuza [Individual educational route in the system of psychological and pedagogical support of students]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The World of Science, Culture, Education, 2015, no. 2 (51), pp. 10-13 (in Russian).
Shpet E. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]