5. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, No2. С. 1.
6. Зольников А.Е., Ниязбакиев И.И. Hard skills и soft skills: в чем разница для инженера? // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 2-3. - С. 44-48. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1893 (дата обращения: 25.02.2020).
7. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard-skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Том 9, No1 [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf(дата обращения: 10.12.2019).
8. Канардов И. Soft skills и Hard skills - в чем разница? [Электронный ресурс]. URL: http://www.znai.su/statya/soft-skills-i-nard-skills-%E2%80%93-vchem-raznica. (дата обращения: 10.12.2019).
9. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. №3. С. 350-363.
10. Россия 2025: от кадров к талантам. (Электронный ресурс). URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения: 10.12.2019).
11. Слезко Ю.В. Формирование "мягких" навыков в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов-международников // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 9. C. 417-423.
12. Таптыгина Е.В. Процесс формирования soft skills в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 2. С. 68-75.
13. Цифровая трансформация в России: аналитический отчет на основе результатов опроса российских компаний [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.eom/file/d/1k9SpULwBFt_kwGyrw08F0ELI49nipFUw/view (дата обращения: 10.12.2019).
14. Шрайбер А.Н. Методика формирования soft skills (мягких навыков) у студентов вузов через систему дополнительного профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2018. №2. С. 145-152.
Педагогика
УДК 377.44
кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Лебедева Татьяна Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье представлено описание сущностных характеристик и особенностей образовательного события. Образовательное событие раскрывается как интегративная форма организации образовательной деятельности, имеющей высокий педагогический потенциал в современных условиях. Проанализированы источники, посвященные исследованиям вопросов проектирования образовательных событий, описаны сущностных характеристики данной формы обучения, выявлены достоинства и недостатки такой формы организации образовательного процесса. Отмечен высокий дидактический и воспитательный потенциал образовательных событий в профессиональном образовании. Сделаны выводы о возможностях реализации образовательных событий в вузе.
Ключевые слова: образовательное событие; профессиональное образование; достоинства; недостатки; эмоционально-ценностное отношение.
Annotation. The article describes the essential characteristics and features of an educational event. An educational event is revealed as an integrative form of organization of educational activity, which has a high pedagogical potential in modern conditions. Analyzed are sources devoted to studies of the design of educational events, the essential characteristics of this form of training are described, the advantages and disadvantages of this form of organization of the educational process are identified. High didactic and educational potential of educational events in vocational education was noted. Conclusions are drawn about the possibilities of implementing educational events at the university.
Keywords: educational event; professional education; virtues; limitations; emotional value attitude.
Введение. В настоящее время система профессионального образования находится в процессе смысловых, ценностных, технологических трансформаций связанных с активной цифровизацией и активизацией образовательного процесса. Основная задача профессионального образования - подготовка к профессиональной деятельности - также претерпела изменение, и на место передачи необходимых знаний и формирования профессиональных умений и навыков пришла необходимость формирования у обучающихся эффективного профессионального поведения в условиях непрерывного обновления информации, постоянной смены технологий и высокой неопределенности.
Такие изменения обусловили потребность в новых способах и формах профессионального обучения и воспитания, которые позволили бы адаптировать образовательный процесс к внешним изменениям. Одной из
форм, позволяющих модернизировать подходы к организации профессиональной подготовке является образовательное событие, которое получает распространение в профессиональном образовании в последнее десятилетие [3].
Целью данной работы является описание особенностей и характеристик образовательного события как интегративной формы организации образовательного процесса в вузе.
Задачи работы:
- подбор и освещение исследований, раскрывающих специфику образовательных событий в профессиональном обучении;
- раскрытие сущностных характеристик образовательных событий в образовательном процессе вуза;
- формулировка достоинств и недостатков образовательных событий;
- формулировка выводов относительно педагогического потенциала образовательных событий в высшем образовании.
Изложение основного материала статьи. Образовательное событие представляет собой комплексную форму организации образовательного процесса, основанную на сочетании традиционных форм и инновационных форм познавательной деятельности обучающихся (например, самостоятельной поисковой деятельности, участия в мероприятиях различного характера, выполнения эвристических и творческих заданий, реализации проекта и пр.). Образовательное взаимодействие педагогов и обучающихся, организуемое в форме целенаправленного педагогически обоснованного события, обеспечивает совместное проживание нового опыта его участниками, формирование новых умений и навыков, развитие эмоционально-ценностного отношения будущей профессиональной деятельности.
В основе разработки и реализации образовательных событий в профессиональном образовании лежат исследования Эльконина Б.Д., Слободчикова В.И., Жилиной М.Ю., Валеева Р.Г., Волковой Н.В., Илалтдиновой Е.Ю. и др. [10, 7, 3, 8, 2, 9]. В работах этих авторов отражены онтологические аспекты событийного подхода к организации профессиональной подготовки (В.И. Слободчиков, Волкова Н.В.), тьюторского сопровождения образовательных событий (М.Ю. Жилина, М.М. Миркес), роль образовательных событий в профессиональном становлении и развитии обучающихся вуза (М.П. Прохорова) [7, 2, 8, 9, 5].
Основной идеей образовательного события в профессиональной подготовке обучающихся является идея вовлечения обучающихся в подготовку, реализацию и анализ результатов некоторого совместного мероприятия, имеющего педагогические цели. Практически любое мероприятие, специально организованное педагогом для достижения целей профессионального обучения и воспитания, может быть представлено как образовательное событие при выполнении ряда условий:
1. Тематика мероприятия и содержание деятельности в его рамках должны быть направлены на получение новых знаний, формирование профессионально значимых компетенций, воспроизведение профессиональных ситуаций и демонстрацию образцов эффективного профессионального поведения;
2. Мероприятия в рамках образовательного события должно быть уникальным, т.е. выходить за традиционные рамки занятий (лекции, практик, лабораторных работ и пр.), быть однократным, способствовать расширению представлений о профессиональной деятельности и формированию эмоционального отклика участников;
3. Участники образовательного события должны принимать активное участие либо в самом мероприятии, либо в его подготовке в какой-либо форме. Большими возможностями для проведения образовательного события обладает технология «перевернутого урока», которая позволяет эффективно организовать предварительную подготовку обучающихся к занятию, а аудиторное время отвести на проведение мероприятия и демонстрацию результаты самостоятельной работы обучающихся;
4. Образовательное событие предполагает наличие значимой для участников цели, плана действий, использование сочетания индивидуальной и коллективной работы;
5. Результатом образовательного события может выступать как индивидуальный, так и коллективный продукт, который может быть оценен (преподавателем, группой или сторонними экспертами);
6. Образовательное событие обязательно предполагает заключительный элемент рефлексии, способствующий постановке новых познавательных задач и фиксации отношения к полученным результатам.
Руководствуясь перечисленными характеристиками, в качестве образовательных событий могут выступать круглые столы с представителями работодателей, экскурсии на производство, деловые и ролевые игры, проектные сессии, конкурсы профессионального мастерства и пр. При этом глубина и степень вовлечения обучающихся в образовательные события может быть различной - это может быть внешнее участие, активное участие и проектирование образовательного события.
Для того, чтобы отдельные мероприятия образовательного и воспитательного характера превращались в образовательные события, необходимо, чтобы событие имело единый дидактический и организационный замысел. Для это целесообразно проектировать, как минимум, три смысловых этапа:
- подготовительный, целью которого становится теоретическая подготовка обучающихся к образовательному событию, формулировка значимых для участников проблем, целеполагание, разработка плана участия в мероприятии;
- событийный, задачей которого становится участие в одном или нескольких мероприятиях, выполнение задания по заданному плану, запланированная совместная работа, подбор отчетной информации, фиксирующей ход и результаты события;
- рефлексивный, обеспечивающий осмысление полученного опыта, формирование нового отношения, умений и навыков, выражение личной позиции обучающегося и структурирование новых проблемных областей, интересов и стремлений.
Формат образовательного события обладает большим потенциалом реализации гибких и адаптивных подходов к профессиональной подготовке. Более сложные варианты образовательных событий могут предполагать:
1. выбор обучающимися целей участия в мероприятии и степени погружения в образовательное событие. В таком случае проектировщика образовательного события должен предусмотреть несколько вариантов целей, темпа, способа участия в мероприятии, дать возможность выбирать источники и способы работы с образовательным контентом, запланировать задания разного уровня трудности и способа выполнения, предусмотреть разные способы взаимодействия участников, предложить несколько форм представления результатов;
2. предоставление обучающийся возможности смены траектории поведения в процессе развертывания образовательного события, в случае, если его отношение к теме изменилось. Такое качество может быть обеспечено гибкими правилами участия в образовательном событии;
3. использование образовательных событий для обучающихся разных групп и направлений подготовки, объединение в образовательном событии нескольких тематических областей и направлений деятельности, что позволит сформировать широкий набор возможностей для участия в образовательном событии;
4. построение целостных образовательных программ (например, программ дополнительного образования), полностью построенных на событийном подходе и объединяющих несколько разных образовательных событий для достижения единого результата.
Обоснование возможностей и перспектив образовательного события в образовательной практике имеет смысл дополнить описанием достоинств и недостатков образовательного события как интегративной формы образовательного процесса. В качестве достоинств образовательного события необходимо назвать:
- высокий интерес обучающихся к уникальным, выходящим за рамки традиционного образовательного процесса мероприятиям;
- современная форма сочетания образовательной, развивающей и воспитательной функций в профессиональном образовании;
- возможность сформировать эмоциональное отношение к предмету изучения и будущей профессиональной деятельности;
- усиление межличностного общение и обратной связи между всеми участниками образовательного события;
- вовлечение большого количества участников разного возраста и уровня подготовки;
- высокая индивидуализация процесса обучения, возможность достижения собственного смысла и отношения каждому участнику;
- возможность эффективной комбинации нескольких форм образовательной деятельности в новых педагогических условиях;
- широкие возможности для эффективного сочетания самостоятельной работы и коллективной аудиторной, в т.ч. с использованием электронной поддержки образовательного процесса.
Ограничения образовательного события также связаны с его комплексным характером:
- образовательное событие не может быть ведущей формой профессиональной подготовки и заменять традиционные формы обучения, поскольку в этом случае оно теряет уникальность и однократность, превращаясь в рутинное действие, и теряет свой педагогический потенциал. Кроме того, образовательное событие не может в полной мере сформировать знаниевый компонент, составляющий основу будущей профессиональной деятельности;
- подготовка и проведение образовательного события являются достаточно трудоемкими, что требует значительных временных и интеллектуальных затрат педагога, а также специальных условий (в виде специально оборудованных помещений, технических средств обучения, выхода в Интернет и пр.);
- каждый этап образовательного события требует качественной методической проработки, иначе достижение педагогических целей в рамках такой работы будет проблематичным;
- могут возникнуть сложности с «встраиванием» образовательных событий в учебный план, поскольку мероприятия в рамках образовательного события могут не соответствовать стандартному расписанию занятий;
- вовлечение обучающихся в образовательные события также может характеризоваться трудностями, поскольку участники должны быть обладать достаточным уровнем мотивации к участию в событии и готовностью работать самостоятельно в его рамках.
Выводы. В заключении необходимо отметить, что образовательное событие обладает рядом значимых характеристик, позволяющих внедрять их в образовательный процесс вузов, таких как:
- большие возможности сокращения противоречий между теоретической и практической профессиональной подготовкой;
- освоение нового опыта всеми участниками образовательного события;
- профессиональное самоопределение обучающихся и формирование отношения к профессиональной деятельности;
- развитие умений и навыков профессионального общения и поведения;
- оценка собственной деятельности и её результатов «со стороны».
Использование формы образовательного события в профессиональной подготовке студентов предполагает преобразование функций преподавателя, который становится организатором, тьютором, коучем и экспертом. За счет этого достигается выход за рамки традиционной образовательной практики и достигается более высокое качество профессиональной подготовки.
Перспективой работы в рамках изучения практики реализации образовательных событий в профессиональной подготовке студентов выступает разработка широкого набора методических материалов, которые могут использоваться для разных категорий обучающихся.
Литература:
1. Валеев Р.Г. Познавательная самостоятельность учащихся как предпосылка и результат образовательных событий // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 63-69.
2. Волкова Н.В. Образовательная событийность: признаки и характеристики // Вестник СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2010. Т. 7. № 1. С. 78-82.
3. Жилина М.Ю. Образовательное событие: варианты прочтения // Организация тьюторского сопровождения в образовательных учреждениях: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты тьюторской деятельности: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч. ред. Т.М. Ковалева; Отв. ред. А.А. Теров, М.Ю. Жилина. М.: АПКиППРО, 2009. С. 152-158.
4. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Румянцева Н.А. Методика проектирования образовательного события в вузе // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА. 2018. Вып. 59. Ч.4, 498 с. С. 153-157.
5. Прохорова М.П., Голубева О.В., Мададанова К.Х. Дидактические возможности учебного события как формы организации образовательной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА. 2018. Вып.58. Ч.4, 380 с. С. 230-233.
6. Прохорова М.П., Седых Е.П. Методическое обеспечение инновационно-проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения // Наука и школа. 2017. № 3. С. 77-83.
7. Слободчиков В.И. Событийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 5-14.
8. Событийность в образовательной и педагогической деятельности // Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Научный редактор серии Н.Б. Крылова. Выпуск 1 (43), 2010. 157 с.
9. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1.
10. Эльконин Б.Д. Проба как конструкт образовательной системы // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-ой научно-практической конференции / Красноярский Государственный Университет. Красноярск, 2003. С. 5-22.
Педагогика
УДК 377: 378
доктор педагогических наук, профессор Пучков Николай Петрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный технический университет» (г. Тамбов); кандидат педагогических наук, доцент Дорохова Татьяна Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный технический университет» (г. Тамбов)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ПРОФИЛЯ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проектирования дополнительных образовательных программ подготовки специалистов в условиях технического университета. Критерием содержательного наполнения таких программ являются результаты исследования структуры рабочего времени специалистов на предприятиях радиоэлектронного профиля при различных видах профессиональной деятельности. В работе предложен один из вариантов методологии поэтапного проектирования дополнительных профессиональных программ подготовки специалистов на основе принципа динамической вариативности, когда процесс проектирования разбивается на этапы и для каждого формируется множество, группа альтернативных вариантов осуществления; производится их экспертиза и принимается решение о приоритетности варианта или изменения состава альтернативных вариантов в группе.
Ключевые слова: дополнительные образовательные программы, подготовка специалистов в техническом вузе, проектирование профессиональных программ, профессиональные компетенции.
An^tatton. The article discusses the design of additional educational programs for training specialists in a technical university. The criterion for the substantive filling of such programs are the results of a study of the structure of working time of specialists at radio-electronic enterprises in various types of professional activities. The paper proposes one of the methodologies for the phased design of additional professional training programs for specialists based on the principle of dynamic variability, when the design process is divided into stages and for each a multitude is formed, a group of alternative embodiments; they are examined and a decision is made on the priority of the option or change in the composition of alternative options in the group.
Keywords: additional educational programs, training of specialists in a technical university, designing professional programs, professional competencies.
Введение. В настоящее время инженерная деятельность стала получать интенсивное развитие в условиях тесной взаимосвязи теории и практики, науки и производства. Особенно заметно это проявляется в области радиотехники, где произошло ее значительное усложнение, возросла связь не только с различными смежными отраслями техники, но и зависимость от теоретических научных достижений в области фундаментальных наук. В создании радиоаппаратуры стали участвовать объединения коллективов, включающие кроме специалистов по радиотехнике, математиков, физиков, химиков, металлургов, экологов. В то же время происходит дальнейшее отделение инженерных работ от вспомогательных, разграничение работы проектировщиков и конструкторов, специалистов по технологии и производству радиоаппаратуры. Все это обуславливает процессы дифференциации образовательных программ подготовки специалистов, их постоянного обновления и дополнения.
Стремление промышленных радиотехнических предприятий выдержать конкурентную борьбу в условиях рыночной экономики за счет оснащения производства современным высокотехнологичным оборудованием, использования новых комплексных компьютерных программ, интенсификации производительности труда работников приобретает негативные последствия в форме заметного (в 1.5-2 раза) увеличения производственной нагрузки отдельного работника и снижения привлекательности труда со стороны молодых специалистов, не готовых к таким условиям работы.
В целях упорядочения производственной деятельности с 01.07.2016 г. в России вступила в действие ст. 195 ТК РФ, определяющая применение профстандартов в кадровой сфере, регламентирующих набор трудовых функций и профессиональных навыков, выполняемых работником на занимаемой им должности. Это опосредует необходимость владения работниками новыми профессиональными компетенциями, т.е. требует от вузов адекватно и оперативно реагировать на указанные нововведения. Естественно, на каждом предприятии осуществляются исследования, направленные на поиск новых форм и методов организации труда, но они не носят заметную педагогическую направленность на формулировку предложений-рекомендаций вузам по подготовке специалистов, в том числе и на формирование у выпускников вуза