ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
45
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 2
УДК 371.13 (045)
М.А. Захарищева, Л.А. Власова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Показаны возможности метода образовательного путешествия для решения комплексных профессиональных задач подготовки современного специалиста в системе высшего образования с использованием музейной среды через реализацию культурно-образовательных программ.
Ключевые слова: образовательное путешествие, культурно-образовательная программа, музейная среда, образовательный потенциал музея.
Присоединение России к Болонскому процессу объективно требует от отечественной системы образования новых подходов к подготовке специалистов. Значимым ресурсом модернизации образования, влияющим на результаты, является эффективная подготовка и повышение квалификации педагогических кадров. В связи с этим в 2011 г. вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, имеющий ряд особенностей.
Он построен на основе компетентностного подхода и ориентирован на новый результат профессионального образования - освоение общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Следует отметить, что общекультурные и профессиональные компетенции являются междисциплинарными и при формировании основной образовательной программы количество междисциплинарных компетенций может быть увеличено за счёт вариативной части.
Государственный стандарт носит рамочный характер и задает лишь крупные образовательные области и входящие в них направления подготовки, что дает возможность вузу самостоятельно решать вопрос о содержании конкретной образовательной программы по направлению.
А также в стандарте значительно расширена область профессиональной деятельности выпускников педагогического вуза (кроме образования введены социальная сфера и культура) и определены виды профессиональной деятельности: педагогическая и культурно-просветительская [1].
Таким образом, перед вузами встает проблема отбора содержания и поиска эффективных технологий и методик обучения, позволяющих формировать комплекс общекультурных и профессиональных компетенций, создавать условия для решения сложных синтетических профессиональных задач и приобщать студентов к аксиологической сфере педагогического образования.
При отборе содержания в качестве ориентиров могут выступать следующие принципы:
1) личностной ориентации образования (принцип предполагает выявление возможностей содержания для самовоспитания и самообразования);
2) гуманитаризации (принцип определяет тенденции интеграции знаний в сфере антропологии и аксиологии, диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций);
3) фундаментализации (принцип определяет концентрацию учебного материала вокруг «ядра» научной дисциплины как основы решения профессиональных задач и «задачное построение» содержания, предполагающего активизацию исследовательской деятельности);
4) практико-ориентированности (принцип направлен на реализацию методологической взаимосвязи науки и практики);
5) дополнительности (принцип характеризует взаимодействие различных форм знания: обыденного, научного, вненаучного (литература, искусство, религия));
6) вариативности (принцип ориентирует на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления и профессионально-личностной рефлексии, потребностей рынка труда) [2. С. 98].
Новое содержание определяет и обновление инструментария преподавателя. В практике современной высшей школы традиционно преобладает лекционный способ преподавания, который дополняется такими формами занятий как семинары, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы и т.д. Но данная система носит в большей степени репродуктивный характер, не способствует включению студентов в открытое образовательное пространство. Последнее представляется, в первую
очередь, как пространство всех возможных ресурсов для собственного образовательного движения любого человека.
Решение новых задач образования становится возможным с помощью включения музея в образовательное пространство. Музей, являясь частью открытого образовательного пространства, позволяет актуализировать социокультурный опыт, упрочить знания, сформировать навыки, сделать понятным учебно-воспитательный процесс, используя конкретные примеры деятельности.
Музей - учреждение, осуществляющее отбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства [3. С. 597]. Просветительские и образовательные функции также традиционно свойственны музею. В России музейное просветительство ведет свое начало от первого общественного музея - Кунсткамеры (1714 г.). В середине XIX в. в стране появляется новый учебно-просветительский центр - Политехнический музей. Именно в XIX в. была обоснована идея включать музей в образовательный процесс (А.В. Бакушинский, Е. Медынский, М. Новорусский, Н. Федоров) [4].
В современных условиях особую значимость приобретает именно образовательная функция. Но образовательный потенциал музея не всегда используется в полной мере. При изучении педагогической литературы нами не было найдено четкого определения «образовательный потенциал музея». Потенциал - источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, определенной цели [5. С. 948], соответственно образовательный потенциал музея - возможности, средства, запасы музея в достижении целей образования.
При проектировании содержания дисциплины «Педагогика» нами была определена задача -выявить эффективный способ стимуляции познавательной активности, мобильности, продуктивной познавательной деятельности с помощью музея. Уже разработанные варианты - технологии «Портфолио», технология развития критического мышления, педагогических мастерских, мастер-классов, технология профессионального самоопределения, диалоговые технологии (дебаты, дискуссии, круглые столы), технология трехуровнего экзамена, технологии учебной конференции студентов, онлайн-семинаров - несомненно значимы и актуальны [6. С. 33]. Но для нового вида деятельности учителя (культурно-просветительской) эффективно использовать метод образовательных путешествий.
В понимании сущности метода образовательного путешествия нам близко определение Е.Н. Коробковой [7. С. 4]. Метод образовательного путешествия является адекватным педагогическим методом творческого освоения мира человеческой культуры, явленного в его целостности и многогранности. Если образовательное путешествие применять как педагогический метод, то при определенных условиях он может стать фактором, влияющим на качество образовательной деятельности, обеспечивающим благоприятную атмосферу для самопознания и самореализации человека, включающим исторический и культурный опыт в систему ценностей будущего специалиста. Реализация потенциала образовательного путешествия предполагает:
- осознание специфики педагогического метода образовательного путешествия, обусловленной обращением к культуре, которая рассматривается как способ освоения и осмысления действительности, контекст человеческого бытия, ценностная шкала индивидуальных решений и поступков;
- разработку комплекса культурно-образовательных программ, основу которых составляет метод образовательного путешествия;
- подготовку педагогических кадров, владеющих методом образовательного путешествия и способных творчески применять его.
Метод образовательных путешествий в педагогике не нов. В истории его становления можно выделить следующие этапы (табл. 1).
Таблица 1
Становление и развитие метода образовательных путешествий
Название этапа Хронологические рамки
Стихийное развитие XVIII - вторая половина XIX в.
Накопление опыта Вторая половина XIX в. - 1920-е гг.
Дидактическое оформление метода Середина 1920-х - начало 1930-х гг.
Традиционное применение 1930-е - начало 1980-х гг.
Возрождение Начало 1980-х гг. - наст. время
Первый этап. Развитие и распространение экскурсий в России относится к XVIII в. В «Уставе народным училищам» 1786 г. содержались рекомендации по организации учебных экскурсий. А школьный Устав 1804 г. рекомендовал «прогулки» на природу, в ремесленные мастерские.
Второй этап. Экскурсионное движение второй половины XIX в. заложило основу для развития метода образовательного путешествия. В трудах П.Н. Белоха, Д.Д. Семенова, К.Д. Ушинского активно пропагандировался экскурсионный метод. В практике частных гимназий и коммерческих училищ активно применялись учебные экскурсии, образовательные экскурсии по родному краю, дальние путешествия. Следует отметить, что школьная экскурсионная работа не имела системного характера, но накопленный в этот период педагогический опыт подготовил новый этап развития экскурсионизма [8. С. 758].
Вопросы обсуждались на педагогических съездах и совещаниях 1906 - 1916 гг. В 1910 г. опубликована книга «Школьные экскурсии, их значение и организация» (под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча), где были сформулированы основные принципы экскурсионной методики и разработана система учебных экскурсий.
Третий этап, с середины 20-х до начала 30-х гг. ХХ в., по мнению Е.Н.Коробковой, был расцветом для экскурсионизма, дидактического оформления метода образовательного путешествия. Этому способствовала теоретическая и практическая база, созданная основателями школы экскурсионизма
Н.П. Анциферовым, А.Н. Гейнике, И.М. Гревсом, Б.Е. Райковым. На этом этапе происходит интеграция двух самостоятельных направлений педагогической деятельности - экскурсионного и краеведческого, что приводит к появлению феномена, объединившего их достижения - метода образовательного путешествия.
Четвертый этап. Изменения политической, экономической, социальной ситуации в стране в 1930-е гг. оказали сильное влияние на школьную практику. Образовательное путешествие перестает быть самостоятельным инструментом познания и превращается в «иллюстративное приложение к учебному материалу» [7. С. 11]. Это привело к невостребованности экскурсионной деятельности в практике массовой школы. Экскурсии и путешествия становятся необязательной, даже несколько обременительной частью образовательного процесса. Развитием и обогащением данного метода педагогическая и методическая теория почти не занималась.
На пятом этапе (с начала 1980-х гг. по настоящее время) интерес к методу образовательных путешествий постепенно возрождается: в настоящее время разрабатываются теоретические основы организации путешествий в образовательном процессе, в школьную практику внедряются разнообразные маршруты. Но научного обоснования реализации данного метода в системе высшего образования до сих пор нет.
Разработанные нами маршруты образовательных путешествий ориентированы на бакалавров по направлению «Педагогическое образование» и организуются в рамках профессионального цикла (дисциплина «Педагогика»). Ключевые точки маршрутов - экскурсии, музейные занятия, мастерские, мастер-классы, организованные на базе государственных и общественных музеев Удмуртской Республики.
Ниже в табл. 2 представлен маршрутный лист образовательных путешествий в соответствии с разделами дисциплины.
Таблица 2
Образовательные путешествия студентов при изучении дисциплины «Педагогика»
Раздел дисциплины Маршрут
Общая педагогика - интерактивное занятие «Народный учитель» (кабинет Б.П. Есипова ГГПИ), - обзорная экскурсия в музей истории института, - занятие «Абстракт» в фонде редкой книги библиотеки института
История педагогики и образования - культурно-образовательная программа «Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского в годы Великой Отечественной войны» (МОУ СОШ №2, п. Ува), - экскурсия в кабинет Б.П. Есипова (ГГПИ), - тематическая экскурсия «Образование в г. Глазове» (музей МОУ СОШ №2, г. Глазов), - культурно-образовательная программа «Дореволюционная гимназия» (Г лазовский краеведческий музей)
2012. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Окончание табл. 2
Методика работы классного руководителя - тематическая экскурсия в музей детского творчества (Детский дом культуры г. Глазова), - обзорная экскурсия в музей истории детского движения (Детско-юношеский центр г. Глазова), - музейное занятие в музее детского движения (Детско-юношеский центр г. Глазова), - мастер-класс по изготовлению этнографической игрушки в музее-лаборатории (ГГПИ), - тематическая экскурсия в музей-лабораторию «Этнография детства» (ГГПИ)
Педагогическая аксиология - мастерская «Гуманная педагогика В.А. Сухомлинского» (МОУ СОШ №2, п. Ува), - мастер-класс по сказкам В.А. Сухомлинского (МОУ СОШ №2, п. Ува), - мастерская ценностных ориентаций «Разговор о матери» (музей В.А. Сухомлинского МОУ СОШ №2, п. Ува)
Организация образовательных путешествий для студентов современного вуза позволяет актуализировать теоретические знания, расширить предметную подготовку, овладеть профессиональными и общекультурными компетенциями в педагогической и культурно-просветительской деятельности. Не менее важно, что образовательные путешествия и образовательное пространство музея оказывают мощное влияние на формирование системы ценностей будущего специалиста. Перспективой нашего исследования является изменение аксиологических приоритетов студентов под влиянием образовательных путешествий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).
2. Тряпицына А.П. Построение содержания дисциплины «Педагогика» в контексте стандарта высшего профессионального образования третьего поколения // Педагогика. 2010. №5.
3. Бонами З.А, Гнедовский М.Б., Макарова Н.Г, Юхневич М.Ю. Музей // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993. Т. 1.
4. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. Ижевск, 2007. С. 10-15.
5. Потенциал // Большой энциклопедический словарь. М., 2002. С. 948.
6. Галицких Е.О. Развитие познавательной активности аспирантов средствами профессионально ориентированных технологий в инновационной среде университета // Развитие познавательной активности обучающихся в инновационной среде. Киров, 2011. С. 33.
7. Коробкова Е.Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004.
8. Сейнецкий А.Е. Экскурсии // Педагогическая энциклопедия. М., 1968. Т. 4. С. 758.
Поступила в редакцию 22.03.12
M.A. Zakharishcheva, L.A. Vlasova «Educational trip» as part of higher education
The article elaborates on the idea of an educational trip involving the use of museum environment in cultural-and-educational programs in the system of higher education. Said programs are meant to accomplish large-scale cultural and educational goals in training of a modern specialist.
Keywords: Educational trip, cultural and educational programme, museum environment, educational potential of museum.
Захарищева Марина Алексеевна, Zakharishcheva M. A.,
доктор педагогических наук, профессор doctor of pedagogical sciences, professor
Власова Любовь Анатольевна, аспирант Vlasova L.A., postgraduate student
ФГБОУ ВПО «Г лазовский государственный Glazov State Pedagogical Institute
педагогический институт им. В.Г. Короленко» 426067, Rusia, Udmurtia, Glazov, Pervomaiskaya st., 25
427621, Россия, УР, г. Глазов, ул. Первомайская, 25