УДК 37.031
А. А. Гришина
Образовательное пространство XXI века: основные тенденции и технологии конструирования
Изменения в обществе, связанные с внедрением новых технологий, способствуют трансформации образовательного пространства, в структуру которого входят индустрия досуга, образование, масс-медиа и Интернет. Прогресс в области информационно-коммуникационных технологий позволяет создавать инновационные решения для обеспечения взаимодействия всех участников образовательного процесса и реализации стратегических задач в сфере образования. Интернет-ресурс способствует созданию глобального онлайн поля для обеспечения доступа и возможности непрерывного образования.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, федеральный государственный образовательный стандарт, интерактивные формы обучения, электронный дневник и журнал, образовательное пространство, информационно-образовательная среда.
A.A. Grishina
Education space XXI century: key trends and technology design
Changes in society, associated with the introduction of new technologies contribute to the transformation of the educational space, the structure of which includes the industry of leisure, education, mass-media and the Internet. Progress in the field of information and communication technologies allows to create innovative solutions to ensure the interaction of all participants of the educational process and realization of strategic tasks in the sphere of education. The Internet resource contributes to the creation of a global online field to provide access and opportunities for continuous education.
Keywords: information and communication technologies, the Federal state educational standard, interactive forms of education, electronic journal and diary, educational space, information-educational environment.
Специфика становления информационного общества характеризуется системными изменениями как на глобальном, так и на локальном уровне. Одним из основополагающих признаков этих изменений является ускоренный процесс информатизации, который представляет собой переход к инновационным изменениям социума, проявляющимся в быстром развитии информационных технологий и их интеграции во все сферы общественной жизни человека.
В работе М. Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» проводится четкая грань между понятием «информационное» и «информациональное» развитие общества. Главной отличительной особенностью рассматриваемых испанским социологом понятий является то, что в основу «информационного развития» заложен процесс передачи информации, подчеркивается роль информации как таковой, в то время как «информациональное развитие» базируется на технологии генерирования знаний, обработки информации и символической комму-
никации [1, С 39]. На основании того, что «новые технологии являются не просто инструментами, которые нужно применять, но и процессами, которые нужно разрабатывать» [1, С5], можно констатировать, что актуальным на сегодняшний день является направленность общества XXI века на поиск новых нестандартных решений.
Человек как субъект исторического процесса, так или иначе, погружается в культурное, образовательное и личностное пространство, детерминированное необходимостью в собственном информациональном развитии. Образовательное пространство, в свою очередь, представляет собой «совокупность субъектов образовательного пространства и систему их отношений» [2], которые способствуют формированию Лично -сти, под которой понимается конкретный индивид в единстве его индивидуальных свойств (единичного) и его социальных ролей (общего) [3, С38]. Исходя из потребностей социума, которые обусловлены нынешней креативно-информационной эпохой [4] и ускоряющимся процессом виртуализации инфраструктуры образовательного пространства, имеет место ряд приоритетных направлений трансформации форм деятельности в рамках данного пространства.
Рассматриваемый феномен характеризуется интеграцией информационных технологий в такие сферы деятельности человека, как досуг (виртуальные экскурсии, онлайн присутствие в концертных залах филармонии), образование (киберобразование, вебинары), масс-медиа (перемещение СМИ в глобальную сеть) и др. Интернет следует рассматривать как киберпространство, некую систему, которая способна аккумулировать все вышеперечисленные направления.
Для правильного восприятия информации, полученной посредством субъект-объектной связи с инфраструктурой образовательного пространства, необходим фундамент знаний, навыков и умений, которые человек получает на протяжении всех ступеней образовательного процесса. Несмотря на то, что доля образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования, увеличивается, государственная образовательная политика России «традиционно в незначительной мере затрагивает процесс неформального образования (медиа сфера, Интернет, музеи, индустрия досуга)» [5]. Данный факт идет вразрез с активнейшим внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы деятельности и отсутствием медиа-культуры как одной из необходимых составляющих современного общества.
22 июля 2000 г. лидерами стран «Большой восьмерки» была принята «Окинавская хартия глобального информационного общества», в которой отмечено, что «ИКТ являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века» [6, С 52]. Множество инвестиций в настоящее время вкладывается в модернизацию образовательного пространства: создаются инновационные центры, такие как
Сколково, Остров Русский в России и Google London campus, General Assambley - за рубежом.
В сфере образования ИКТ способствуют формированию информационно-образовательной среды. Ее особенности отражены в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) нового поколения, в котором информационно-образовательная среда представляет собой комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий и систему современных педагогических технологий. Проведенный автором анализ специфики использования ИКТ в образовательных учреждениях (ОУ) позволяет наравне с положительными аспектами выделить и отрицательные моменты использования ИКТ в ОУ:
- психолого-педагогические отклонения в поведении некоторых объектов образовательного процесса;
- отсутствие фильтрации информации;
- диверсификация общения (виртуализация коммуникации);
- незащищенность ресурсов (слабая защита каналов связи, контента и персональных данных);
- негативное влияние на физическое здоровье (например, ослабление зрения);
- усиление социального неравенства и др.
К преимуществам внедрения ИКТ в сфере образования можно отнести следующее:
- расширение возможностей проявить свои знания, навыки и умения на практике;
- расширение доступа к информации и высокая скорость ее передачи;
- автоматизация процессов управления;
- возможность организации дистанционного образования;
- разработка специализированного контента для реализации стратегии развития образования.
ФГОС также регламентирует разработку и использование появившихся в первом десятилетии XXI века электронных журналов и дневников (ЭЖД). Последние представляют собой уникальную электронную среду, в рамках которой взаимодействуют все участники образовательного процесса. На сегодняшний день на российском рынке обозначился ряд продуктов, обеспечивающих функционирование данного направления -«Барс.Образование-Электронная школа», «NetSchool», «1С: Хронограф», «Дневник.ру» и др. Зарубежными платформами в сфере информатизации образования являются Learning management system (LMS), Blackboard, inStudies. В силу ускоренной модернизации образовательных процессов и совершенствования информационных технологий, перспективы доработки имеющегося функционала ЭЖД безграничны: данная платформа способна сочетать в себе все востребованные направления в сфере образова-
ния, может интегрироваться с различными продуктами и инновационными разработками (например, универсальная электронная карта). Основываясь на законодательстве РФ, концепциях компьютеризации и информатизации А.Г. Абросимова, Е. И. Машбица, А. И. Ракитова, И. В. Роберта, а также работах зарубежных авторов - Э. Гидденса, М. Кастельса и др., можно предположить, что столь быстрое внедрение ИКТ в образовательный процесс будет способствовать созданию новой модели образовательного пространства, характеристики которой представлены в таблице:
Потребности социума и стратегические задачи Правительства РФ в сфере образования Решение с использованием ИКТ
Активное участие родителей в образовании ребенка Создание единого пространства сетевого информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Возможность делиться со сверстниками своими идеями Взаимодействие участников образовательного процесса в социальной составляющей ЭЖД (создание групп по интересам, сообществ).
Потребность в интерактивности процесса обучения Электронные образовательные ресурсы: интерактивные приложения, развивающие игры, онлайн-тесты и др. Возможность применить полученные знания на практике (например, программы Ли1;о11е8к [7]).
Контроль образовательного процесса государственными органами управления [8] Мониторинг состояния образования на всех уровнях: муниципальном, региональном и федеральном.
Совершенствование форм организации инклюзивного образования Дистанционное обучение, видеоконференции, онлайн участие в олимпиадах, конкурсные программы.
Регулярное повышение квалификации в сфере ИКТ грамотности Вебинары, создание порталов по тематике ИКТ, возможность получить сертификат (ИНТУИТ [9]).
Реализация концепции непрерывного образования Разработка единой автоматизированной платформы, связывающей все типы образовательных учреждений: ДОУ, СОШ, СПО, УДО, ВПО и ИППК [10].
Таким образом, внедрение интерактивных форм обучения и воспитания участников образовательного процесса с применением информационных технологий и ресурсов влияет на повышение компьютерной грамотности, информационной культуры, а также оказывает влияние на ответственное и избирательное отношение к информации участников-объектов информационно-образовательной среды, полученной из Интернет. На основании этих фактов можно считать, что ЭЖД станут плат-
формой, которая будет способствовать решению стратегических задач в сфере образования.
В заключение необходимо заметить, что образовательное пространство в обществе XXI века направлено на формирование и развитие у че-ловека-потребителя услуг активности, креативности и навыков работы с информацией. Модель образовательного пространства, рассматриваемая автором ранее, будет совершенствоваться в зависимости от появления новых технологических возможностей. Тенденция использовать ЭЖД не просто как систему для ведения учета успеваемости, а как интернет-проект, способный сочетать в себе образовательное, досуговое и социальное направление, прослеживается уже сейчас. Исходя из того, что инновации переходят из новшеств в категорию традиций, автор считает, что социально-культурные формы продвижения информационных технологий в образовательном пространстве будут приобретать все большее значение. Лишь лаконичное сочетание всех компонентов образовательного пространства (досуга, образования, масс-медиа и Интернет) будет способствовать формированию качественно новой личности, приспособленной к информациональному развитию страны в креативно-информационную эпоху.
Примечания
1. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
2. Гураль С. К., Обдалова О.А. Синергетическая модель развития образовательного пространства // Язык и культура. 2011. № 4. С. 90-94.
3. Мудрик А.В. Социализация человека. 2-е изд., доп. М.: Академия, 2006. 304 с.
4. См.: Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность креативноинформационной эпохи. СПб.: Концерт, 2013. 248 с.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. URL: http: // минобрнауки.рф (дата обращения: 12.02.2013).
6. Окинавская Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 52.
7. Autodesk: бесплатное программное обеспечение для образования. URL: http: // www.autodesk.ru (дата обращения: 11.02.2013).
8. Партнерские отношение между государственным и частным сектором вносят ценный вклад в развитие электронного образования (См.: Всемирный Саммит по информационному обществу / сост. МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». СПб.: РНБ, 2004).
9. Интернет университет информационных технологий. URL: http: //
www.intuit.ru (дата обращения: 11.02.2013).
10. Дошкольное образовательное учреждение, Среднее общеобразовательное учреждение, Учреждение дополнительного образования, Высшее профессиональное образование и Институт переподготовки и повышения квалификации.