УДК 37.01
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ВИД ДИНАМИЧЕСКИХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ: ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТОДОЛОГИИ
Четвертков А.Н., 2018
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, доцент
кафедры народной художественной культуры, Тамбов
Аннотация: в статье идет речь о современных теориях социокультурной динамики, рассматриваются перспективы применения научных изысканий в теории и практике образования, рассмотренного с позиции социокультурной динамики. Автором дается оценка наиболее популярных научных концепций, отраженных не только в теоретических изысканиях, но и нашедших свое признание в ряде важнейших разработок и различных педагогических проектах. Работа носит теоретический характер, но является синтезом научных изысканий автора исследования в области маркетинга, менеджмента, динамики социокультурных систем, социологии искусства, политологии.
Ключевые слова: социокультурные системы, динамика, социокультурная динамика, образовательное пространство
EDUCATIONAL SPACE AS A TYPE OF DYNAMIC SOCIOCULTURAL SYSTEMS:
PROSPECTS OF METHODOLOGY
Chetvertkov A.N., 2018
Tambov State Music and Pedagogical Institute. S.V. Rakhmaninov, Associate Professor of the Department of Folk Art Culture, Tambov
Annotation: the article deals with modern theories of socio-cultural dynamics, examines the prospects for applying scientific research in the theory and practice of education, considered from the standpoint of socio-cultural dynamics. The author gives an assessment of the most popular scientific concepts, reflected not only in theoretical research, but also found their recognition in a number of important developments and various pedagogical projects. The work is of a theoretical nature, but it is a synthesis of the author's scientific research in the field of marketing, management, the dynamics of sociocultural systems, the sociology of art, and political science.
Key words: socio-cultural systems, dynamics, sociocultural dynamics, educational space
Современному образовательному пространству присуща одна важнейшая характеристика, отличающая его от многих столетий существования педагогики - крайняя динамичность как преподаваемого контента, так и смены образовательных парадигм. Данное положение, порой повергая исследователей в отчаяние, между тем является важнейшим условием, отрицать которое как обязательное уже невозможно. Однако практика показывает, что отсутствие крепкого методологического основания - единой и перспективной концепции по реформированию образования любого уровня приводит к крайне плачевным результатам. На наш взгляд, процесс осознанного изменения образовательного пространства должен опираться на перспективную систему научных взглядов, способных поддерживать эффективность системы на высоком уровне в течение достаточно продолжительного времени. В этом смысле наиболее интересным является рассмотрение образования как социального института, и более точно, - как динамичной социокультурной системы.
В широком смысле слова под динамикой мы понимаем изменение какого-либо явления -физического или абстрактного. Динамика является на сегодняшний день одним из самых важнейших свойств любой социокультурной системы, по факту выступая критерием соотнесенности какого-либо явления с данным понятием. Зародившись на стыке социологии, демографии и культурологии, динамика социокультурных систем сейчас нашла активное применение в самых различных научных и научно-прикладных направлениях - от биологии и информатики до маркетинга и искусствоведения.
Наибольшей популярностью в наше время пользуется синергетическая модель социокультурной динамики (частично данная модель в различных видах используется в педагогических моделях западными учеными). Современная синергетика представляет собой теорию самоорганизации сложных социокультурных систем различной природы, состоящих из большого
числа взаимодействующих друг с другом элементов и подсистем. Взаимодействие подсистем приводит к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроскопических масштабах. Самоорганизацией в синергетике называется процесс спонтанного возникновения упорядоченных устойчивых структур, функций и форм движения из первоначально неупорядоченных, нерегулируемых форм без специальных внешних воздействий. По И. Пригожину, процессы самоорганизации представляются как последовательности фазовых переходов, происходящих при изменении соответствующих управляющих параметров. Фундаментом синергетики является современная статистическая теория неравновесных переходов [11]. Естественно, что самоорганизация в синергетике рассматривается при помощи таких понятий, как хаос, порядок и беспорядок; бифуркация, флуктуация, принцип подчинения, параметры порядка, неравновесные фазовые переходы и другие. Г. Хакен подчеркивает, что «основные принципы синергетики допускают весьма простое объяснение, но применение их к реальной системе требует значительных специальных (математических) познаний» [13, с. 16]. Но большая исследователей, опираясь на данную модель, не учитывают одного из важнейших особенностей данной методологии: синергетику необходимо рассматривать как часть общего системного анализа. При том системный подход все же шире по охвату, так как рассматривает системы различного плана, а синергетика -только самоорганизующиеся системы!
Между тем, синергетика обосновано повлияла на развитие взглядов ученых о социокультурной динамике. Следующий этап связан с работами Н. Лумана, Э. Гидденса и В. Вайдлиха, также по сути своей являющимися продолжением и развитием теории синергетики [7; 14; 16].
Никлас Луман привнес в изучение динамики социокультурных систем концепцию аутопойезиса (данная теория была разработана У. Матураной и Ф. Варелом - [15]). По мнению Н. Лумана, аутопойезис (дословный перевод - самотворение, самопорождение, самоорганизация) — это способ существования социокультурных систем, то, что запускает (порождает) систему и обеспечивает ее дальнейшее функционирование путем замены элементов, перестройки структуры и ее адаптации к внешним условиям. Но отличительной особенностью концепции Н. Лумана является наличие в системе феномена рефлексии - умения системы относиться к самой себе определенным образом. Это существенным образом приблизило методологию синергетики к реальным социокультурным процессам - развивающимся, взаимодействующим, инерционным и являющихся сложными социальными образованиями [7].
Именно последнюю идею в своих работах пытался реализовать Энтони Гидденс. Разработанная им теория структурации представляет собой системы научных взглядов на процесс воспроизводства социокультурных систем, понимаемых автором как совокупность социальных практик. Э. Гидденс выделяет следующие формальные составляющие: 1) социальное действие, 2) социальная структура, 3) система, 4) институты [14].
Еще одним примером реализации идей самоорганизации в социокультурном анализе являются теоретические разработки профессора Вольфганга Вайдлиха из Штутгарта. Занимаясь математическим моделированием социальных процессов на основе универсальных принципов статистического описания системы, оперирующих с макродинамикой объекта и справедливых как в физике, так и в социологии, В. Вайдлих заложил научные основы математической социологии [16].
Разрабатываемый В. Вайдлихом принцип самосогласования в социальных науках позволяет видеть общество не как сумму взаимодействующих индивидов, а, по аналогии с двухуровневой системой «частица - поле», как взаимодействие личности с общественными институтами (культурой, экономикой, политикой), состояние которых, в свою очередь, определяется выбором самих индивидов. Такой взгляд позволяет отделить разные формы динамики друг от друга, индивидуальное поведение системы от ее фоновой эволюции, и, что не менее важно, дает общий метод введения переменных для любой социологической модели.
По Вайдлиху, помимо уровневого расслоения, построение модели требует и временного расслоения. В обществе различаются быстроменяющиеся переменные (общественные настроения, непосредственно связанные с индивидуальным уровнем описания) и «параметры порядка» -небольшое число величин, сохраняющих достаточную стабильность в ходе общественного развития и определяющих фоновую динамику на макроуровне (сословия, конфессии, партийная система,
государственные институты и др.). Резкие изменения параметров порядка возможны только в период относительно редких «великих событий» - войн и революций, которые играют роль «фазовых переходов» социальной системы.
Ключевое значение имеют идеи Вайдлиха, касающиеся взаимосвязи качественного и количественного изучения социокультурных систем. Любой качественный подход, оперируя понятиями «больше или меньше», «доминирование и исчезновение», «ускорение или замедление», «противодействие или поддержка», уже предполагает возможность количественной оценки явлений. В то же время, основной результат количественных моделей, содержащийся в выводах, всегда носит качественный характер, отвечая на те же самые вопросы о переменных системы. Глобальная динамика системы (цикличность, устойчивость, хаотическое поведение), определяемая количественной моделью, является ее качественной характеристикой. Кроме того, данная модель позволяет изучать состояния системы, не реализованные в настоящее время, но потенциально оказывающие влияние на ее поведение, что уточняет структуру исследуемого сектора общества [16].
В работах отечественных ученых также все чаще начинают преобладать взгляды, основанные на синергетике - М.С. Каган (методика и принципы исследования истории культуры) [4], Митина О.В. и Петренко В.Ф. (синергетическая модель динамики политического сознания) [10], Гуц А.К. (математическое описание модели этнических процессов) [2; 3]. А.А. Лаптев, используя результаты Гуца А.К., теорию общества Т. Парсонса и теории циклического развития экономической и политической систем общества Н. Кондратьева и Ю. Яковца, построил систему из 4-х дифференциальных уравнений, описывающих социальную систему и исследовал ее на наличие бифуркаций и устойчивости [6].
Однако для формирования перспективного методологического основания по изменению образовательного пространства в соответствии с требованиями окружающего социума, на наш взгляд, наиболее перспективным является информационная модель социокультурной динамики, предложенная Г.А. Голицыным, В.М. Петровым.
Согласно данной концепции, социокультурная динамика происходит благодаря заложенному изначально в любой системе принципу максимума информации: в процессах эволюции, адаптации, развития, научения, поведения, восприятия, распознавания образов, решения задач и т.д., - система выбирает такие реакции, которые обеспечивают максимум средней взаимной информации с заданными условиями среды («стимулами»); подобно тому, как функционирование канала должно обеспечить передачу максимума информации, так же точно и поведение адаптивной системы должно обеспечить максимум взаимной информации между стимулами (условиями среды) и реакциями (свойствами, признаками) системы [1, с. 14] (данное положение при проецировании позволяет себе совершенно другим образом представить моделирование образовательных стандартов. Как показала практика, к огромному сожалению, опора на компетентностный подход не позволяет выйти системе образования на качественно новый уровень - от авт.).
В целом, социокультурная система проявляет три фундаментальные, базовые тенденции, каковые можно считать ее основными динамическими законами: во-первых, экспансия, т.е. стремление увеличить разнообразие реакций системы («поисковое поведение»); во-вторых, стремление повысить точность поведения системы, т.е. уменьшить энтропию ее ошибок. Этот вид поведения направлен на поддержание и стабилизацию наиболее существенных параметров системы, обеспечивает ее самоидентификацию, сохранение системы как таковой; в-третьих, экономия ресурса, выражающаяся, с одной стороны, в выборе системой таких состояний, которые отвечали бы минимальным расходам ресурса, а с другой стороны - в стремлении уменьшить дефицит ресурса, т.е. увеличить приток ресурса извне.
Данные тенденции на различном уровне также четко прослеживаются и в образовательном пространстве на различных уровнях - от микро до макро. При этом реализация данных базовых тенденций приводит к высокой степени адаптации социокультурной системы (образовательного пространства) к окружающей среде - ведь так как социокультурная система (система образования) так или иначе стремится к максимизации взаимной информации между ней и средой, - то конкретные варианты такой оптимизации зависят от того, в каких условиях живет система, т.е. насколько для ее поведения существенны ограничения по объему имеющегося ресурса.
Согласно данной концепции, в динамике социокультурных систем всегда наблюдается приоритет информационного начала, эволюция в сторону роста его господства над началом ресурсным. Кроме того, задействование ряда физических ресурсов есть не более чем техническое средство для обеспечения роста информационной составляющей. Данное положение сегодня наглядно иллюстрируется также и во взаимоотношении между системой образования и окружающим социумом. Педагоги, ученые, методисты все чаще указывают на возрастающий темп развития социума и нарастающее отставание содержания образования от социума. Однако именно озвученные выше положения являются на наш взгляд наиболее перспективной методологической основой для изучения, прогнозирования и планирования динамики образовательного пространства. Современное общество по факту все более отдаляется от стихийных социокультурных процессов в сторону процессов, создаваемых рукотворно. Более того, в XXI веке данные положения могут быть положены в основу активно развивающихся педагогических технологий, позволяя проектировать эффективную педагогическую среду, с высокой степенью достоверности прогнозировать результаты и избегать кризисы - между обществом и образовательным пространством.
Список литературы
1. Голицын Г.А., Петров В.М. Социальная и культурная динамика: долговременные тенденции (информационный подход). - М.: КомКнига, 2005. - 272 с.
2. Гуц А.К. Математическая модель этногенеза // Ученый совет мат. фак. ОмГУ. - Деп. в ВИНИТИ 20.07.1994, № 1885. - В94. - 18 с.
3. Гуц. А.К. Глобальная этносоциология. Учебное пособие. - Омск, ОмГУ, 1992.
4. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - 415 с.
5. Лаптев А.А. Математическое моделирование этносоциальных процессов // Ученый совет мат. фак. ОмГУ. - Деп. в ВИНИТИ 24.09.1997, №2904 - В97. - 26 с.
6. Лаптев А.А.. Математическое моделирование социальных процессов // Математическое моделирование. - Омск: ОмГУ, 1999. № 3. - С. 109-124.
7. Луман Н. Социальные системы: Очерк общей теории // Западная теоретическая социология 80-х годов. - М., 1989.
8. Маслов С.Ю. Ассиметрия познавательных механизмов и ее следствия // Семиотика и информатика. Вып. 20. - М.: ВИНИТИ, 1983. - С. 3-34.
9. Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. - М., 1996. - С. 95-142.
10. Петренко Н.Ф., Митина О.В. Психосемантическое исследование политического менталитета (Россия 1991, 1993 гг.) // Общественные науки и современность. 1994. - № 6.
11. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант.: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1994. - 272 с.
12. Смирнов С. Сколько же раз мы рождались? // Знание - сила. 1994. - №11. - С. 64-75.
13. Хакен Г. Синергетика: иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: Пер. с англ. - М., 1985. - 423 с.
14. Giddens A. Central problems in social theory: Action structure and contradiction in social analysis. - L., Macmillan press, 1979. - 294 p. P.
15. Maturana H.R., Varela F.G. Autopoiesis and Cognition: The Realization of Living. Dordrecht: Reidel, 1980.
16. Weidlich W. Physics and Social Science - the Approach to Synergetics. 11 Phys. Reports, 1991, vol. 204.