ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В.А. Славина, Н.Е. Назарова
Аннотация. В статье освещаются вопросы, связанные с осмыслением содержания образовательной журналистики. Впервые формируется представление об образовательной журналистике, дается разграничение понятий педагогическая журналистика и образовательная журналистика.
Ключевые слова: образовательная журналистика, СМИ, теория журналистики, типология образовательной прессы.
Summary. In this article problems are reported about content of educational journalism. The first time conception of educational journalism is formed; educational journalism is differentiated pedagogical journalism.
Keywords: educational journalism, mass media, theory of journalism, typology of the educational press.
2010
год в России объявлен :< Годом учителя». Президент России Д.А. Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Это говорит о том, что образование является важным фактором модернизации жизни.
Российская система образования включает в себя 140 тысяч учреждений: детские сады, общеобразовательные, музыкальные и спортивные школы, колледжи, вузы и т.д. Большая часть населения страны в той или иной мере относится к этой сфере.
В конце ХХ - начале XXI века отмечен рост числа новых специализированных изданий, посвященных проблемам образования. За период с 2001 по 2010 год создан целый ряд новых газет и журналов, интернет-
ресурсов, ориентированных на учителей, администраторов, родителей и детей: «Лидеры образования» (с февраля 2001 г.), «Качество образования» (с сентября 2002 г.), «Экономика и образование сегодня», «E-Learning World — Мир электронного обучения», электронный журнал «Вопросы интернет образования» (с 2001 г.), Педсовет.о^ (Живое пространство образования), журналы «Компьютерные инструменты в образовании» (с января 1998 г.) и «Компьютерные инструменты в школе» (с июня 2008 г.) и многие другие.
Среди специализированных журналов можно выделить монотематические, в которых, например, обсуждаются только проблемы высшего профессионального образования: «Высшее образование сегодня», «Вы-
13
сшее образование в Европе»; «Преподаватель XXI век». Например, с 1992 года издается журнал «Высшее образование в России», в нем публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественнонаучного и инженерного высшего образования.
В статьях, исследованиях и учебных пособиях все чаще встречаются как синонимы понятия «образовательная журналистика» и «педагогическая журналистика» (Т.Е. Денисович [1], С.Г. Корконосенко [2], М. Ненашев [3]).
В настоящее время нет единого мнения в отношении данного явления. С одной стороны, «образовательная журналистика» противопоставляется «практической журналистике».
После распада Советского Союза в стране увеличилось количество вузов, в которых ведется подготовка кадров по основной образовательной программе «Журналистика», но I4 журналистов-профессионалов, особенно в области образования, по-прежнему мало. По мнению М. Ненашева, произошла «девальвация профессионального журналистского образования». Таким образом, понятие «образовательная журналистика» используется, когда речь идет о современном состоянии журналистского образования в России, о качестве подготовки студентов, обучающихся по специальности «Журналистика».
Требуется серьезное исследование процессов, связанных с развитием СМИ, отражающих актуальные проблемы в сфере образования. Некоторая путаница наблюдается
в использовании терминологии. А.А. Грабельников в своей книге «Работа журналиста в прессе», отмечая рост числа педагогических изданий, рассматривает их как отраслевые издания. Истории педагогической прессы в России во второй половине XIX века посвящено исследование М.А. Азарной [5]. Т.Е. Денисович в учебном пособии «Педагогическая журналистика» акцентирует внимание на журналах, освещающих вопросы педагогики, воспитания и обучения, называя их образовательной прессой.
На наш взгляд, в настоящий момент логичнее использовать термин «образовательная журналистика», который в том числе включает в себя такие типологические группы, как научные, педагогические, молодежные, информационно-рекламные издания, а также корпоративные издания образовательных учреждений.
Педагогическая пресса, или педагогическая журналистика [6] - это один из частных вопросов. Неслучайно, Л.Г. Свитич [7], описывая особенности журналистской профессии, проводит параллели с другими профессиями, такими как писатель, педагог, ученый.
Сегодня многие образовательные учреждения имеют свои сайты или порталы. Учителя активно осваивают информационные и коммуникационные технологии, которые применяются не только в учебном процессе, но для обмена опытом в едином информационном пространстве.
В настоящее время поощряется журналистская деятельность учителей. Американский благотворительный Фонд поддержки информатиза-
ции образования и науки (http:// inffond.ru) учредил специальный ежегодный конкурс. Фонд вручает призы авторам лучших статей в области информатизации образования и науки, опубликованных в ведущих отечественных журналах. В декабре 2009 года победителями стали авторы журналов «Информационные технологии» и «Открытое образование».
Современные учителя активно принимают участие в создании электронных версий средств массовой информации, электронных изданий, сайтов, порталов, сообществ, форумов, блогов. Учителя используют новые формы, позволяющие оперативно откликаться и активно обсуждать волнующие проблемы образования, обмениваться мнениями, проводить интернет-конференции. Это дает возможность говорить о том, что в России идет динамичное формирование образовательной журналистики, так как обсуждение вопросов, связанных с образованием, волнует не только учителей, но все российское общество. Важно отметить, что и профессиональные журналисты, чтобы точно описать изменения в области образования, должны специализироваться в этом направлении.
Представляют интерес статьи журналистов, которые пишут об информатизации в образовании. Так, например, в 2006 году создан портал «Сеть творческих учителей» (Innovative Teachers network). В разделе, где разъясняется основная цель портала, говорится: «Этот портал создан при поддержке корпорации Майкрософт для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) об-
щаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, создавая, таким образом, Сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network). Эта Сеть объединяет по всему миру работников образования, интересующихся возможностями применения ИКТ для обогащения учебного процесса силами всех его участников» [4].
Как указано на портале, партнерами «Сети творческих учителей» при реализации различных проектов являются «Учительская газета», «Первое сентября», Профсоюз работников народного образования, издательство «Просвещение», издательство «Глобус», компания «1С», Лаборатория Касперского, АПКиП-ПРО, региональные институты (академии) повышения квалификации работников образования, Британский Совет в России, Институт Гете, движение «Исследователь» и другие организации. С сентября 2006 года с целью усиления методической направленности портал начал также патронироваться Академией повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в рамках программы «Академия учителей».
По статистике, приведенной на страницах этого образовательного ресурса, к середине января 2010 года активными участниками проекта, зарегистрировавшимися для доступа к интерактивным функциям портала, стали свыше 67 000 российских и зарубежных преподавателей. Портал объединяет работу 80 сообществ и 55 творческих групп на базе федерального и 42 региональных разде-
15
16
лов. Общее число посещений портала с января 2006 года уже превысило 31,5 млн. Ежедневно портал посещают около 20 000 педагогов.
По мнению разработчиков портала, обсуждение проблем образования учителями и отдельными журналистами, специализирующимися на образовательной тематике, с использованием информационных и коммуникационных технологий по сути представляет такое направление, как образовательная журналистика.
К сожалению, масштабного развития образовательных радио- и телепрограмм не произошло, но хочется отметить такие программы, как «Умники и умницы» (1 канал), «Сто вопросов взрослому» (московский канал ТВЦ). 1 сентября 2007 года начал вещание первый российский детский телеканал «Бибигон» (ВГТРК).
На наш взгляд, образовательная журналистика - более емкое понятие, отражающее реалии современного этапа развития общества. Образовательная журналистика не только подразумевает многообразие «педагогической» тематики, но ориентирована на функции журналистики в целом, как полифункциональной системы [8]:
коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта;
непосредственно-организаторскую, в которой «наиболее наглядно проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе»;
идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением «оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на
самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов»;
культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, «чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека»;
рекламно-справочную, связанную с «удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории <...>»;
рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получения удовольствия).
Все эти функции с полным основанием можно отнести к образовательной журналистике, которая не только пропагандирует и распространяет новые достижения в области педагогики, но прежде всего освещает актуальные проблемы взаимоотношения образования с другими структурами: экономикой, властью, наукой и т.д.
Образовательная журналистика призвана помочь преодолеть разрыв между образовательными структурами, содержанием и инновационными технологиями, потребностями новой экономики; а также способствовать продвижению российского образования на мировом рынке.
Важно отметить, что «Образование» является одним из четырёх приоритетных национальных проектов, реализуемых в Российской Федерации. Эта сфера определяет качество жизни людей, влияет на демографическую ситуацию в стране и
создает необходимые стартовые условия для развития человеческого капитала.
В Московском педагогическом государственном университете были разработаны две специализации: «Образовательная журналистика» и «Реклама в образовательной деятельности», а также магистерская программа «Проблемы образования и научно-педагогической деятельности в СМИ». Основная цель новых программ - формирование новых компетенций у педагогов в сфере журналистики, рекламы и связей с общественностью, которые позволят им не только быть конкурентоспособными на рыке труда, но и по-новому организовать свою деятельность.
Идея разработки таких программ возникла неслучайно. За последние 17 лет, начиная с момента принятия в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании» до настоящего времени, в области образования произошли существенные изменения, которые затронули всех граждан. Средства массовой информации в непростых условиях перехода к рыночной экономике помогали обществу выработать отношение к проводимым реформам в сфере образования. Можно выделить следующие вехи.
В 2002 году в СМИ обсуждались основные положения «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
А уже через год, в сентябре 2003 года, на берлинской встрече министров образования европейских стран Россия присоединилась к Болонско-му процессу. Основные идеи этого процесса изложены в декларации
«Зона европейского высшего образования» (или, как ее называют, Бо-лонская декларация), принятой 19 июня 1999 года в городе Болонья министрами образования из 29 европейских стран. В ней говорится о процессе сближения и гармонизации систем образования в европейских странах с целью создания единого европейского пространства высшего образования (Болонский процесс).
На страницах российских печатных средств массовой информации бурно обсуждался вопрос о качестве образования и необходимости сохранения национальной системы образования, о дальнейших перспективах.
В 2004 году были одобрены «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», где сформулированы основные направления государственной политики в сфере образования:
• повышение качества профессионального образования;
• обеспечение доступности ка- 17 чественного общего образования;
• развитие современной системы непрерывного профессионального образования;
• повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
За это время установилось тесное взаимодействие средств массовой информации и педагогического сообщества. Кроме того, информатизация общества вызвала необходимость не только обновить содержание образования в соответствии с последними научными достижениями, но и активно внедрять в учеб-
ный процесс информационные и коммуникационные технологии. Появились новые формы обучения: E-leаrning (электронные ресурсы: электронные библиотеки, мультимедийные учебники, обучающие программы) и дистанционное обучение. Школьники, например, могут решать задания единого государственного экзамена по предметам, расположенные в открытом доступе. По завершению опИпе-тес-тирования пользователь сразу получает результаты.
Современный исторический период отличается усилением воспитательной функции СМИ, особое значение приобретает задача нравственного, культурного, творческого воспитания личности. Учитывая частотность появления материалов об образовании и для образования в средствах массовой информации, на наш взгляд, целесообразно ввести термин «образовательная журналистика».
ЛИТЕРАТУРА
1. Денисович Т.Е. Педагогическая журналистика. Учебное пособие. - М., 2009.
2. Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику: Профессиональное и массовое медиаобразование. - М., 2004.
3. Ненашев М. Образовательная журналистика и практика СМИ: современная ситуация, пути решения проблем / / Российская газета. - № 4612 от 03.14.2008.
4. Ьар://www.it-n.ru/about.aspx?cat_ по=232
5. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. - М., 2007.
6. Азарная М.А. Педагогическая пресса в России во второй половине XIX в.: генезис, предметно-тематические и структурно-функциональные особенности. - Ростов-на-Дону, 2006.
7. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. - М., 2003.
8. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., 1995. ■
18