Научная статья на тему 'Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения'

Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7982
2197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / INTERNATIONAL MIGRATION / HIGHER EDUCATION / WORLD EDUCATION MARKET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митин Дмитрий Николаевич

Статья посвящена анализу образовательной миграции в мире и современной России. По мнению автора, учебная иммиграция имеет огромное социальное значение для многих стран и для развития России, в частности, несет, как минимум, четыре ключевых эффекта: социальный, политический, демографический и экономический. Позитивно оценивая современную динамику увеличения числа иностранных студентов, проходящих обучение в РФ, автор отмечает, что для достижения уровня стран лидеров мирового рынка образовательных услуг России необходимо разработать концепцию по расширению конкурентоспособности страны в сфере экспорта данных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Митин Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Migration: the Notion, Problems and Ways of Solution

The article is dedicated to the analysis of educational migration in the world and in modern Russia. The author supposes that educational migration is very significant for social development of many countries, including Russia. Educational migration carries at least four key positive effects: social, political, demographical and economical. Having estimated positively present dynamics of growth of foreign students studying in Russia, the author also notes that to reach the level of the leading countries of the world education market, Russia has to work out the conception of growth of its competitiveness in the sphere of export of educational services.

Текст научной работы на тему «Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (УЧЕБНАЯ) МИГРАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Д.Н. Митин

Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена анализу образовательной миграции в мире и современной России. По мнению автора, учебная иммиграция имеет огромное социальное значение для многих стран и для развития России, в частности, несет, как минимум, четыре ключевых эффекта: социальный, политический, демографический и экономический. Позитивно оценивая современную динамику увеличения числа иностранных студентов, проходящих обучение в РФ, автор отмечает, что для достижения уровня стран — лидеров мирового рынка образовательных услуг России необходимо разработать концепцию по расширению конкурентоспособности страны в сфере экспорта данных услуг.

Ключевые слова: международная миграция, высшее образование, мировой рынок образовательных услуг.

Образовательную и учебную миграции в числе прочих миграционных потоков можно выделить на основе такого классификационного признака, как цель перемещения. Обычно миграционные потоки подразделяются по своим целям на два типа: экономические и социальные. К социальной миграции можно отнести брачную миграцию, образовательную и учебную миграцию, религиозную миграцию (паломничество), миграцию с целью воссоединения семьи, с целью туризма, отдыха и лечения, этническую миграцию, репатриацию.

Образовательная и учебная миграция обусловлена удовлетворением потребности в получении образования и повышении уровня квалификации. На самом деле образовательная миграция более широкое понятие, которое включает разнообразные стажировки, дополнительное образование, курсы, а также другие формы повышения квалификации.

На основе такого политико-географического признака, как пересечение человеком государственной границы страны, выделяют два типа миграции: международную или межгосударственную и внутригосударственную.

Международная образовательная миграция представляет перемещения людей между странами с целью получения образования различного уровня и на различные сроки. Сюда можно отнести перемещения школьников, студентов средних специальных и высших учебных заведений, аспирантов, докторантов, стажеров, профессионалов, повышающих свою квалификацию в различных учебных заведениях, структурах и компаниях. Составной частью образовательной миграции можно назвать поток учебных мигрантов, которые ориентированы на учебные заведения (школы, колледжи и университеты).

В настоящее время учебная миграция занимает значительную долю в общей структуре миграционных потоков. По данным ООН, в 2000 г. в мире насчитывалось 175 млн мигрантов [9. P. 1]. По данным МОМ, в 2002 г. около 130 млн чело-

век проживали за пределами стран своего происхождения [11. P. 5]. По данным ООН, в 2005 г. в мире было около 191 млн мигрантов (См.: [1]). В докладе Глобальной комиссии по международной миграции со ссылкой на Отдел народонаселения ООН приводится еще большая цифра — 200 млн международных мигрантов [10. P. 1].

Согласно данным международных организаций (ЮНЕСКО, ОЭСР, МОМ), в 2005 г. в мире насчитывалось 2,7 млн иностранных студентов, которые обучались за пределами своих стран [12. P. 106—107]. Некоторые источники сообщают уже о 3 млн иностранных студентов, обучавшихся в 2007 г. [8. С 28].

Таким образом, доля учебной миграции в межгосударственных миграционных потоках составляет порядка 1,5%, т.е. каждый десятый мигрант в мире — это учебный мигрант. Согласно прогнозам ЮНЕСКО, численность иностранных студентов к 2010 г. возрастет до 3,7 млн человек.

В условиях усиления миграционных потоков в мировом масштабе образовательных мигрантов можно считать самой желательной категорией, поскольку, как правило, ее составляют молодые и инициативные люди, которые отличаются открытостью и готовностью воспринимать новые знания и технологии, получающие национальное образование и квалификацию, приспособленные к местному рынку труда, адаптированные к языковой и культурной среде.

Как показывают российские и зарубежные исследования, учебные мигранты являются одной из наиболее хорошо адаптирующихся групп мигрантов. Неслучайно миграционная политика многих стран мира рассматривает иностранных студентов как одну из самых желательных категорий иммигрантов. Но нужно заметить, что существуют определенные проблемы адаптации иностранных студентов и процесс адаптации учебных мигрантов не проходит без проблем (См.: [4]).

Опрос выявил следующую градацию проблем адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. На первом месте стоит невозможность легального трудоустройства иностранных студентов в России. На втором месте по значимости стоит высокая стоимость жизни в российских городах для иностранных студентов. Нужно учитывать, что многие иностранные студенты сами платят за свое обучение, кроме того, они тратят еще значительные средства на жилье, питание, проезд, литературу и т.п. Особенно ощутимы затраты в столице и других крупных городах России.

Москва на протяжении последних лет признается одним из самых дорогих городов мира. В условиях роста оплаты за обучение в российских вузах это снижает доступность получения образования в России для иностранных студентов.

Высокая плата за обучение в российских вузах, как одна из ключевых проблем иностранных студентов в России, признается многими экспертами, которые пришли к выводу, что ценовая политика российских вузов должна быть единой, или, по крайней мере, регулироваться на уровне государства.

Третье место в рейтинге проблем иностранных студентов занимают плохие бытовые условия в общежитиях. Эта проблема в некоторых регионах и вузах усугубляется также такими причинами, как нехватка мест в общежитиях, использо-

вание студенческих общежитий не по назначению, высокая плата за общежитие для студентов, обучающихся за собственный счет.

В качестве четвертой проблемы адаптации иностранных студентов выступает невозможность их частых поездок домой, с одной стороны, из-за недостаточно обеспеченного материального положения, с другой, из-за административных барьеров, связанных со сложностями процедур миграционного учета. Каждый раз после поездки домой иностранные студенты вынуждены снова проходить процедуры регистрации по месту пребывания в России. Еще следует отметить также низкое качество медицинского обслуживания и дороговизну медицинской страховки.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. № 546 «Об утверждении правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации» скорая медицинская помощь иностранцам должна оказываться безотлагательно и бесплатно, а плановая — на платной основе при наличии финансовых гарантий. Однако эти простые правила наталкиваются на целый комплекс проблем.

С одной стороны, очевидно несовершенство российской системы страхования и здравоохранения. С другой стороны, услуги страховых компаний для иностранных студентов часто недоступны и дороги. Наконец, в вопросах медицинского обслуживания иностранных студентов наиболее наглядно проявляется межведомственная разобщенность, свойственная регулированию учебной миграции в России.

Формально медицинская страховка иностранных студентов, обучающихся в российских вузах за счет средств бюджета, гарантируется государством. Фактически в ситуации отсутствия реального механизма оплаты медицинских услуг из средств федерального бюджета вся ответственность в этом вопросе перекладывается на вузы, а в конечном итоге на самих иностранных студентов.

Как показывает исследование, не все вузы в настоящее время уделяют достаточное внимание проблеме медицинского страхования иностранных студентов, Таким образом, этот вопрос очень сложен и требует системного решения на государственном уровне.

Один из ключевых вопросов социально-экономической адаптации иностранных студентов в России — наличие жилья и нормальных жилищно-бытовых условий. Наличие нормальных условий проживания во время учебы оказывает существенное влияние на характер и эффективность адаптации студентов в России. Согласно результатам проведенного исследования, примерно 60% иностранных студентов имеют место в общежитии вуза, около 30% снимают комнату или квартиру, порядка 10% живут у родственников, знакомых или имеют собственное жилье.

Наиболее распространенной формой жилья иностранных студентов в России является место в общежитии. Многие вузы пытаются в приоритетном порядке обеспечить иностранных студентов местами в общежитиях. Но, тем не менее, во многих вузах эта проблема остается не решенной. Особенно остро она ощущается в частных вузах. Наличие у российского вуза общежития служит важным

привлекающим фактором для студентов. Некоторые студенты при выборе вуза руководствуются в том числе и этой причиной.

Стоимость проживания в общежитии вуза существенно колеблется в зависимости от города и формы обучения иностранного студента — «контрактники», как правило, платят на порядок больше, чем «бюджетники». За некоторых студентов платит государство или предприятие, от которого они обучаются.

Однако, по мнению иностранных студентов, условия проживания и качество предоставляемых услуг в общежитиях оставляют желать лучшего. В частности, для студентов очень актуальны вопросы подключения и пользования Интернетом в общежитии. Причем с этой проблемой сталкиваются студенты многих вузов. Жалуются студенты также на отсутствие ремонта и размещение в одной комнате большого количества людей.

Еще одна актуальная проблема для иностранных студентов — невозможность легального (официального) трудоустройства. Для большинства студентов основными источниками существования являются помощь родителей, стипендия и заработная плата, получаемая от дополнительных заработков. Согласно данным опроса, около 28% иностранных студентов регулярно работают или периодически подрабатывают. Очевидно, что это обусловлено невысоким уровнем стипендий, ограниченными возможностями обучения на бюджетной основе, высокими затратами на продукты питания.

Работая, многие молодые люди пытаются получить хотя бы относительную независимость от родителей и средства на собственные «карманные расходы». Кроме того, часть студентов, таким образом, обеспечивает себе поиски будущего рабочего места, считая, что лучше попробовать раньше разные профессии и сферы, чтобы после окончания университета остановиться на конкретном, наиболее подходящем для них виде деятельности. Большинство иностранных студентов работают без оформления официального разрешения на работу. Предприятия и организации, испытывающие недостаток специалистов и готовые их принять, не могут оформить трудовые отношения с иностранными студентами через трудовой договор. Многие иностранные студенты вынуждены работать по устной договоренности, что существенно понижает степень их социальной защищенности. Эта проблема существует также в период производственной и преддипломной практики студентов. На старших курсах многие из них вынуждены самостоятельно искать места прохождения практики, которые впоследствии могли бы стать их постоянным местом работы. Предприятия и организации готовы принять студентов старших курсов на время практики на оплачиваемую работу, но российским законодательством такая возможность не предусматривается. В целом, многие студенты говорят о том, что отсутствие российского гражданства является серьезным препятствием при найме на работу в России.

Неофициальная занятость иностранных студентов приводит к тому, что они воспринимают свою настоящую работу как временную, не связывая с ней особых перспектив. При этом компании, которые не могут или не хотят оформить иностранных студентов, получают хотя и дешевых, но временных и, в конечном итоге, неэффективных работников.

Спектр трудоустройства иностранных студентов в России достаточно широк — они представлены в самых разных отраслях и сферах. В большинстве случаев, однако, их работа не совпадает с будущей профессией. Это системная проблема стыковки российского высшего образования и рынка труда. Известно, что многие студенты, окончившие российские вузы, не работают по своей специальности.

Уровень заработной платы студентов относительно невысокий, поскольку занятость многих студентов частичная, они трудятся неполный рабочий день. Многие сознательно идут на компромисс между частичной занятостью и относительно невысокой оплатой труда для того, чтобы совмещать работу с учебой. Небольшому числу студентов удается найти работу по профилю своей профессии.

Очевидно, что в вопросах трудоустройства и занятости студентов нужна «золотая середина». Каждый из них должен иметь право выбора относительно возможности работы и сочетания ее с учебой. Но административные барьеры, которые в настоящее время толкают студентов в неформальную экономику, должны быть менее жесткими. В частности, следует отменить необходимость получения разрешения на работу для иностранных студентов в России. Возможно, что режим их работы должен быть согласован в трехстороннем порядке между студентом, работодателем и университетом.

Актуальным вопросом для студентов являются другие бытовые проблемы, в том числе транспортная доступность университетских зданий и общежитий, организация питания, т.е. проблемы развития университетской инфраструктуры, связанной с повседневной жизнью и бытом студентов.

Комплексное решение данных проблем возможно через строительство студенческих городков («кампусов»). Однако в этом вопросе вузам необходима поддержка властей — выделение земли для строительства, налоговые льготы, поддержка в развитии транспортных линий и пр.

Согласно данным опроса, каждый пятый иностранный студент не удовлетворен или категорически не удовлетворен организацией питания в российских вузах.

Таким образом, процесс социально-экономической адаптации иностранных студентов в России можно считать успешным лишь частично. Сами студенты достаточно активны в поисках работы и трудоустройстве, стремятся реализовать свой потенциал на рынке труда. Однако они испытывают массу проблем, которые порождены громоздким законодательством, бюрократическим аппаратом и сложностями на уровне вузов. При этом меры, связанные со снятием барьеров на пути трудоустройства, обеспечением жильем и медицинской страховкой, могут существенно повысить эффективность процесса адаптации иностранных студентов в России.

К понятию социокультурной адаптации можно отнести приспособление иностранных студентов к коллективу, кругу общения, соседям по общежитию, местному населению, условиям учебы. Исследование показало, что большинство иностранных студентов достаточно коммуникабельны и имеют широкий круг общения, хорошо владеют русским языком и активны в отношении поисков работы, овладения навыками будущей профессии.

Хорошее знание русского языка для большинства иностранных студентов стало результатом работы отлаженной системы его преподавания на подготовительных отделениях российских вузов, подкрепленное коммуникабельностью большинства из них и их возрастными особенностями.

Иностранные студенты формируют свой круг общения не по этническому, а по социальному признаку. Как правило, это или одногруппники, или соседи по общежитию, или коллеги по работе. Иногда отмечается даже желание дистанцироваться от земляков — трудовых мигрантов, что подчеркивает доминирование социального фактора над этническим фактором при выборе круга общения в студенческой среде. Как показало исследование, этнический, точнее, «земляческий» фактор также играет определенную консолидирующую роль в студенческой среде, но его роль не столь весома, как у социального фактора. Причем этнический фактор в большей степени свойственен выходцам из стран Средней Азии и Закавказья, Китая, Вьетнама и других стран Азии.

Таким образом, так как студенты — социальная группа, открытая к интеграции, при правильном подходе этнический фактор консолидации можно умело использовать для стимулирования адаптации иностранных студентов в российское общество. В качестве успешного опыта можно привести практику работы ряда российских вузов по созданию ассоциаций и землячеств. С одной стороны, это помогает студентам сохранять идентичность, а с другой стороны, направляет проявление идентичности в «мирное русло».

Остановимся на основных проблемах социокультурной адаптации, которые обозначили сами студенты. Прежде всего, это негативное отношение к учебным мигрантам некоторой части местного населения. Адаптация мигрантов проходит более успешно, когда местное население относится к мигрантам терпимо и открыто.

Как правило, негативное отношение местного населения распространяется только на тех, кто по своему фенотипу выделяется из общей массы, имеет акцент или говорит на другом языке. В большей степени испытывают на себе негативное отношение на национальной или расовой почве студенты из стран «старого» зарубежья — Китая, Вьетнама, стран Африки. Многие студенты из стран СНГ — особенно из Средней Азии и Закавказья, также испытывают на себе негативное отношение со стороны местного населения. Наиболее часто студенты сталкиваются с таким отношением в общественных местах — на улицах, в магазинах, медицинских учреждениях, общественном транспорте и т.п. При этом они сами связывают это с низкой культурой части населения, позволяющего себе негативные высказывания в их адрес. Некоторая часть студентов отмечает, что сталкивалась с негативным отношением к себе на межнациональной почве со стороны не только однокурсников и сотрудников университета, но даже и со стороны отдельных преподавателей.

Эта проблема лежит в компетенции руководства вузов, она может и должна быть решена на уровне учебных заведений. Многие студенты отмечают недос-

таточную культуру и негативное отношение со стороны представителей органов государственной власти, в том числе милиционеров. Отношение представителей правопорядка к мигрантам вообще и к иностранным студентам в частности необходимо изменять кардинальным образом путем работы с личным составом подразделений милиции.

Следующая социокультурная проблема — высокий уровень преступности в России, из-за которого многие иностранные студенты не чувствуют себя здесь в безопасности. Причем, как правило, это не связано с этнической принадлежностью человека, который подвергается противоправным действиям.

Помимо этого, привлекательность обучения в России для иностранцев резко снижают случаи проявления расизма и национализма в разных городах, но решение этой проблемы должно взять на себя государство.

Нужно признать, что в целом большинство иностранных студентов достаточно успешно адаптировалось к условиям обучения и жизни в России. Об этом свидетельствует их общая удовлетворенность качеством образования и преподавания в российских вузах, а также условиями обучения и проживания. Однако для иностранных студентов в России существует и значительное количество проблем, которые усложняют их жизнь, быт и процесс обучения. С одной стороны, эти проблемы известны руководству вузов и государственным структурам, курирующим вопросы образования. Но, с другой стороны, эти проблемы требуют незамедлительного решения, поскольку не только напрямую предопределяют успешность адаптации иностранных студентов, но и формируют имидж отдельных вузов и всей системы российского образования за рубежом.

Можно ли решить проблемы, которые были выделены при обсуждении и в ходе исследования? Безусловно, да. И такие примеры существуют. Если мы обратимся к опыту Российского университета дружбы народов (РУДН), который был создан в 1960 г. и в 2010 г. отпраздновал свое 50-летие, то мы увидим, что многие проблемы здесь уже решены или решаются.

В университете выстроена структура, обеспечивающая учебный процесс, комфортные условия размещения и проживания, организацию питания, досуга, медицинское обслуживание и т.д.

Студентов, приезжающих на обучение, встречают представители Управления набора иностранных студентов (по секторам), размещают в общежитии, прикрепляют к поликлинике, куда вновь прибывшие могут обратиться за любой медицинской помощью.

Студенты сначала зачисляются на факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин, где проходят обучение русскому языку в течение года. По окончании этого факультета студенты переводятся на основной факультет, где преподавание всех предметов ведется уже только на русском языке.

Расселение в общежитиях традиционно проходит таким образом, что в комнате проживания размещаются иностранный студент и русский студент, что, во-первых, помогает иностранцам адаптироваться в новой для них социальной среде,

а, во-вторых, способствует быстрейшему обучению русскому языку, так как иностранный студент имеет ежедневную языковую практику. Кроме того, такое совместное проживание способствует лучшему пониманию и налаживанию дружеских отношений. Практика показывает, что те студенты, которые прошли обучение в университете, сохранили чувство дружбы к своим сокурсникам на всю жизнь, а также прониклись чувством любви и благодарности к России.

В университете построен огромный студенческий городок (кампус), где созданы все условия для комфортного проживания иностранных студентов. На огромной территории размещены учебные корпуса, поликлиника, студенческие столовые и кафе, а также физкультурно-оздоровительный комплекс, где студенты занимаются спортом, и Интерклуб, где каждый студент может найти интересные для себя занятия.

Учебная иммиграция имеет огромное социальное значение для многих стран, и для развития России в частности, и несет, как минимум, четыре ключевых эффекта: социальный, политический, демографический и экономический.

Социальный эффект. Прежде всего, учебная миграция играет важную роль в распространении инновационного потенциала, высокотехнологичных отраслей и развитии таких «емких» секторов сферы услуг, как образование, здравоохранение, связь, ГГ-технологии и пр. При этом иностранные выпускники вузов могут рассматриваться как ценный потенциальный ресурс пополнения человеческого капитала для нужд экономики, поскольку на учебу за рубеж едут, как правило, лучшие и наиболее мотивированные молодые люди. В глазах работодателей дополнительную привлекательность им придает и то обстоятельство, что, в отличие от многих вновь принимаемых мигрантов, иностранные студенты к моменту завершения учебы уже владеют языком страны приема, знакомы с ее законами и обычаями, а также правилами и условиями работы. Поэтому иностранные выпускники приглашаются на работу в местные организации.

Политический эффект. Поддержка обучения молодых людей принимающими странами представляет собой наиболее эффективный путь влияния на формирование будущей политической и экономической элиты в посылающих странах. Обучение иностранных студентов в данном случае можно рассматривать как инвестиции, обладающие мультипликативным эффектом в среднесрочной перспективе. Через обучавшихся в вузах студентов принимающие страны гораздо эффективнее устанавливают связи с посылающими государствами. Пример нынешних политических лидеров некоторых стран бывшего СССР (Грузии, Латвии, Литвы и др.), обучавшихся в университетах США, в настоящее время очень наглядно демонстрирует проявление политических эффектов учебной миграции.

Активную и достаточно эффективную политику по подготовке кадров для развивающихся и социалистических стран проводил Советский Союз. Она была ориентирована на страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые декларировали «строительство социализма». Например, в 1961 г. в вузах СССР учились 300 студентов из западноафриканских стран. Советское руководство надеялось,

что студенты станут не только высококвалифицированными специалистами, но и друзьями Советского Союза [2. С. 16].

После распада СССР долгое время Россия не уделяла пристального внимания этому вопросу. В итоге страной были потеряны «завоеванные» с большим трудом и затратами образовательные рынки.

Экономический эффект. Национальная система образования получает прямые денежные доходы от оплаты обучения иностранными студентами. Прием иностранных студентов стал заметным источником внешних поступлений финансовых средств во многих экономически развитых странах. Мировой рынок образовательных услуг оценивается в 60—65 млрд долларов, в том числе 40% приходится на США и Великобританию. В эту сумму входит оплата за обучение, проживание, транспортные и иные расходы иностранных студентов, стажеров и аспирантов.

Согласно прогнозам, рынок образовательных услуг может составить в среднесрочной перспективе 90 млрд долларов США. Экспорт образовательных услуг уже принес странам ОЭСР около 30 млрд долларов, составив 3% общего объема торговли услугами. Например, в Австралии доходы от торговли услугами и товарами, связанными с образованием, являются третьей по важности статьей экспорта услуг, на долю которой приходится 12% его объема.

Среднегодовая стоимость обучения в России иностранных граждан, по данным обследования Центра социологических исследований, составила 2680 долл., а совокупная плата за обучение всех иностранных студентов, стажеров, аспирантов, а также слушателей подготовительных отделений составила в 2005/2006 учебном году около 170 млн долл. [8. С. 163]. В 2007/2008 учебном году плата иностранных студентов за обучение в российских вузах составила около 271 млн долл. (1).

Расходы на питание, досуг, плата за проживание, транспорт иностранных студентов в России могут составлять не менее 250 млн долларов в год.

Расходы сильно зависят от типа города. Наиболее дорогим для студентов является Москва, в которой приходится тратить на питание, проезд, услуги связи, книги, канцелярские товары гораздо больше, чем в провинции. В среднем, по данным исследования, иностранные студенты в Москве тратят на указанные цели от 10 до 15 тыс. руб., в областных и краевых центрах — от 8 до 12 тыс. руб. В большинстве случаев им помогают родители.

Демографический эффект. Иностранные студенты, которые остаются после окончания вузов в принимающей стране — это также демографический потенциал. Иностранные выпускники российских вузов, получившие образование, владеющие языком, понимающие местную культуру, адаптированные к национальному рынку труда, могут рассматриваться как наиболее желательная категория мигрантов, которые могут быть хорошими работниками и законопослушными гражданами. В настоящее время большинство развитых стран сталкивается с проблемами недостатка высококвалифицированных трудовых ресурсов, а некоторые — с серьезными демографическими проблемами.

Так, например, Россия с начала 1990-х гг. столкнулась с проблемой сокращения численности населения, а в скорой перспективе начнет сокращаться и численность трудовых ресурсов. Кроме того, население России продолжает стареть, увеличиваются затраты на пенсионную систему. Учебная миграция может быть одним из ресурсов, который в состоянии отчасти замедлить эти негативные процессы.

Конечно, учебная миграция не может решить полностью всех демографических проблем России. Прежде всего, необходимо стимулировать рождаемость и снижать смертность, но учебная миграция может быть весьма существенным компонентом компенсации потерь населения в стране. Таким образом, в России сложились объективные демографические предпосылки для привлечения учебных мигрантов.

В настоящее время правительства многих принимающих стран мира фокусируют свои миграционные политики в направлении привлечения учебных мигрантов, которые могут рассматриваться как значительный капитал. Резервы российской системы образования не исчерпаны, тем более что вузы нуждаются в средствах и абитуриентах. Многие вузы самостоятельно пытаются выходить на правительства зарубежных стран с предложениями обучать иностранных студентов в России. Однако в условиях усиления конкуренции в мире требуется государственная политика продвижения за границей российской системы образования и русского языка за рубежом, которая учитывала бы позитивный опыт зарубежных стран.

Для достижения уровня стран — лидеров мирового рынка образовательных услуг России необходимо разработать концепцию по расширению конкурентоспособности страны в сфере экспорта данных услуг.

Цель концепции — привлечение образовательных и учебных мигрантов в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья в интересах демографического, политического и социально-экономического развития страны.

Задачи концепции.

1. Создание благоприятных условий для привлечения и обучения иностранных образовательных и учебных мигрантов в Российской Федерации.

2. Формирование миграционного потенциала для пополнения числа образовательных и учебных мигрантов в Российской Федерации.

3. Совершенствование миграционной политики страны в направлении облегчения режима въезда, пребывания и получения гражданства образовательными и учебными мигрантами из-за рубежа в Российской Федерации.

4. Стимулирование интеграции учебных мигрантов в общество и национальную экономику.

Механизмы реализации концепции:

— разработка государственной программы стимулирования учебной миграции в Россию;

— активизация работы по формированию миграционного потенциала молодежи для обучения в России, в том числе по вопросам распространения русского языка и работе с абитуриентами в странах происхождения учебных мигрантов;

— внесение изменений в нормативно-законодательные акты, касающиеся вопросов регулирования миграционного, трудового и пенсионного права, затрагивающих вопросы пребывания и адаптации учебных мигрантов в России;

— разработка программ привлечения учебных мигрантов из-за рубежа на уровне субъектов Российской Федерации;

— информационно-рекламные кампании по привлечению иностранных учебных мигрантов в Россию, отдельные регионы и университеты;

— активизация деятельности российских университетов в вопросах привлечения, обустройства и работы с иностранными студентами.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: нужно приложить максимум усилий для решения поставленных задач и устранения негативных явлений в области учебной миграции, потому что наряду с многими другими факторами учебная миграция может сыграть положительную роль в развитии России и в решении тех очень непростых задач, которые существуют уже сейчас и в еще большей степени будут проявляться в будущем.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) Данные были приведены в докладе Л.И. Ефремовой на Всероссийском совещании проректоров по международным связям (ноябрь 2008 г.), проходившего на базе Российского университета дружбы народов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аннан К. Международная миграция и развитие: Доклад Генерального секретаря ООН на 16 сессии Генеральной Ассамблее ООН. — Нью-Йорк, 2006.

[2] Быкова С. А кто у нас друг? // Поиск: Еженедельная газета научного сообщества. — 2009. — № 8.— 28 февраля.

[3] Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: Сборник научных статей. — М., 2009.

[4] Письменная Е.Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию (вопросы теории и методики исследования): Автореф. докт. дисс. — М., 2009.

[5] Письменная Е.Е. Социальные эффекты и политика в сфере привлечения иностранных студентов в Российскую Федерацию. — М.: Экономическое образование, 2009.

[6] Письменная Е.Е. Тенденции учебной иммиграции в Россию: современные тенденции. — М.: Экономическое образование, 2008.

[7] Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. — М.: Формула права, 2007.

[8] Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: ЦСП, 2007.

[9] International Migration Report 2002. — New York: United Nations Population Division Department of Economic and Social Affairs, 2002.

[10] Migration in an Interconnections for Action: Report of the Global Commission on International Migration. — Geneva: GCIM, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] World Migration 2003: Managing Migration Challenges and Responses for People on the Move. — Geneva: IOM, 2003. — Vol. 2.

[12] World Migration 2008: Managing Labour Mobility in the Evolving Global Economy. — Geneva: IOM, 2008.

EDUCATIONAL MIGRATION: THE NOTION, PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

D.N. Mitin

The Department of Political Science People’s Friendship University of Russia

Mikluho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article is dedicated to the analysis of educational migration in the world and in modern Russia. The author supposes that educational migration is very significant for social development of many countries, including Russia. Educational migration carries at least four key positive effects: social, political, demographical and economical. Having estimated positively present dynamics of growth of foreign students studying in Russia, the author also notes that to reach the level of the leading countries of the world education market, Russia has to work out the conception of growth of its competitiveness in the sphere of export of educational services.

Key words: international migration, higher education, world education market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.